Выровнять ачх в авто
Тема: измерения в авто
Опции темы
Можно замерить АЧХ в ближнем поле, а в дальнем определить разницу расстояний между ак. центрами излучений динамиков. Как вариант сделать черновой бокс или снять подиум если это сч-вч на стойке и замерять АЧХ на улице. В любом случае это делается опытно-эксериментальным путем до достижения нужного результата.
мерийте с учётом переотражений в режиме реального времени)
короче нелегкое это дело в машине делать. тут по слуху больше настраивают. как я понял. но идея с измерением в реальном времени. хороша. я так саб мерил в разных точках комнаты.
Есть 99й и третьоктавный эквалайзер.
После многократных попыток выровнять АЧХ побортно и оценки полученного результата на слух, пришел к неутешительному выводу, что ровнять АЧХу по микрофону отдельно для Л и П борта мартышкин труд.
Есть более простой ушной вариант.
Включаем треки с нарезкой третьоктавного шума, слушаем откуда раздается КИЗ и вносим коррективы в уровни и эквализацию., добиваясь чтоб все или как можно больше треков звучали из одного места.
Затем прогнав эти же треки друг за другом и сравнив на ух громкости между ними сглаживаю АЧХу, убрав резкие горбы провалы.
После многих проб и ошибок, извращений и прочее. список граблей, на которые наступил: ( )
как-то так) сейчас у мя играет зашибись, но скоро будет только лучше)
с этим я малость промахнулся:
забыл что спереди бывают и двухполоски. с двухполосками сильно сложней) в моем варианте СЧ/ВЧ стоят прям на дэшборде, твитер от мида отодвинут на сантиметра три слева и два справа. и это слышно оцтойно, будто двоится чуточку, и фаза ушами ловится в двух положениях головы «правей-левей».
Выравниваем АЧХ штатных динамиков.
я не особо меломан, но люблю послушать приятную инструментальную музычку.
Дома у меня AVR Marantz, для выхода есть наушники B&O H9. В общем меня устраивает класс Д. Но я прям не могу слушать штатную голову в тигуане и меня это печалит. У Marantz есть клевая система room-коррекции Audyssey через комплектный микрофон.
Ну я взял этот микрофон, подключил к ноуту, загрузил Room EQ и снял АЧХ динамиков тигуана в трех точках. Заодно поигрался с «параметрией звука» которая, к слову, как слону дробина.
Что я сделал дальше?
На просторах интернета нашел как умные люди используют Room EQ с EQ APO для обычных компьютерных колонок. Т.е. с помощью Room EQ генерируют параметрический эквалайзер и подсовывают его EQ APO.
Чем я хуже? Взял да сделал. Эквалайзер получился сложным, 20 полосным, параметрическим.
Пошел в машину, снял АЧХ через этот эквалайзер — увидел улучшения.
Да, картинка не идеальная, есть сильные провалы, но в целом ничего так. Включаю музыку и офигиваю! Да это то что мне надо! Сразу стал напрашиватся саб, но и без него вся инструменталка запела как надо. Мне для машины больше и не надо.
Как теперь бюджетно вшить этот эквалайзер в штатную систему?
Идеально было бы создать собственную параметрию звука и вкачать ее прямо в магнитолу, но, думаю, таких специалистов я не найду.
Так же уверен, что придется поменять динамики на что-то более плотное, для лучшей передачи средних частот
ЗЫ. Оказалось что штатные динамики совсем не имеют баса, а то что мы слышим и воспринимаем за бас — это резонансный горб от 40 до 60 Гц. Но с ровной АЧХ, даже без баса, хочется навалить погромче свои любимые композиции
UPD:
Пока самым простым решением вижу установку процеуся
Helix M FOUR DSP (еще лучше сразу march)
Mosconi Gladen D2 100.4 DSP
Eton Mini 150.4 DSP (ещё найти надо в продаже)
Ну или какой нибудь бюджетный Pioneer DEQ-S1000A2 (нет параметрического эквалайзера):)
UPD2:
Закупился Match DSP и plag’n’play кабелем для тигуанчика… продолжение следует:)
Замеряем АЧХ в салоне авто подручными средствами.
Подключаем микрофон, шнурок одной стороной к ноутбуку, другой к усилителю(ям) автомобиля.
Располагаем микрофон в зоне прослушивания музыки, обычно на уровне головы водителя:
либо расположим согласно статье журнала «Автозвук»: Способ замера
Принцип действия программы ARTA заключается в генерации сигнала (розовый шум, свип тон и пр.) и одновременном анализе этого сигнала, полученного через микрофон и не только. Я пользуюсь демо-версией программы, она меня вполне устраивает:
Офф. сайт программы ARTA
В ссылке есть файл демоверсии и манул на английском. Можете изучить, но я расскажу, как быстро освоить функции, которые нам необходимы. Громкость динамиков и микрофона на компьютере ставим 30% (потом можно изменять до нужного значения), убираем галочку «усиление микрофона», если такая имеется. Запускаем программу, жмем «Continue in Demo mode», откроется окно программы.
1. Выбираем одноканальный метод измерения. В окне активируем режим «Fr1″(т.е. непрерывное воспроизведение шума и снятие АЧХ в режиме реального времени).
2. Правой кнопкой мыши открываем меню, выбираем тип сглаживания графика.
3. Подгоняем оси для лучшего отображения.
4. Выбираем тип сигнала – розовый шум.
5. Частота дискретизации.
6. Выбираем количество точек измерения ( большее значение – медленнее считает)
7. Типа обработки графика, сглаживание.
8. Настройка микрофона.
9. Тип отображения графика.
На картинке показаны мои настройки — так удобнее, в вашем случае они могут быть другими. Изменив значение чувствительности микрофона можно вывести график на «0dB» для наглядности.
Измерения АЧХ динамиков проводят в специальных безэховых камерах, но в нашем случае можно замерить на улице вдали от стен, где переотражения будут минимальными.
Для настройки своей системы я согласовал по уровню правый и левый канал:
Потом согласовал по частоте мидбас с СЧ-ВЧ и с сабвуфером.(пришлось перекинуть клеммы сабвуфера, так как был в противофазе с мидами)
, но гладкая АЧХ покажется скучной, особенно в дороге, поднимаем НЧ диапазон
теперь намного лучше.
Для настройки системы полезно почитать статью А.Шихатова: Мастер 12 вольт
Ради интереса даже АЧХ своих любимых наушников снял:
Можете глянуть небольшое видео самого процесса, извините за ошибки и качество:
Музыка в картинках (АЧХ, Кривые Громкости и все все)
Всем привет, друзья!
После финальных (крайних) доработок по текущему инсталлу, решил перемерять АЧХ и немного проанализировать…
Но прежде чем я начну писать… пжста, дисклеймер…
Фух, надеюсь, после этого не так больно побьют в комментах)))
1. Вот такую системку
2. Вот такой самопальный USB микрофон (на самом деле его спаял адекватный человек, точно не хуже аналогов до 100$, но прям бить рукой в грудь себя не буду)
4. Вот собственно АЧХ микрофона (к нему идет файл калибровки)
Хочу обратить внимание, это замеры после первичной настройки и подстройки на слух.
Т е, сначала я попытался вывести АЧХ в вид подобный гиперболе, как на вот этих примерах
После, такой настройки, принялся кататься, слушать и немного корректировать, то чего было много или наоборот мало.
В качестве эталонов использовался ЕММА диск 2018 года, и десяток любимых треков, которые я знаю до дыр)
После подгона настроек, в вариант: «вот так мне все нравиться», я начал делать те замеры что ниже.
Опять таки, я отдавал себе отчет, что мое «нравиться» — это не эталон для всех, но ставил себе за цель следующие постулаты:
1. Я должен слышать все инструменты, какие умею слышать))
2. Я должен слышать их на равной (как мне кажется) громкости
3. Включая розовый шум, я не должен слышать выделение какой-то полосы (динамика)
4. Звуки слева не должны забивать звуки справа
5. При выкручивании ручки громкости ничего не должно резать уши (а выкрутить я люблю)
Кто уже начинает плеваться со словами «чо за частокол?!», «чо за горбы?!», «чо там саб на 900Гц играет?!»,
то у меня такие ответы:
Если, ты, мой дорогой читатель, еще не заплевал монитор/телефон, позволю пойти дальше, уже без оправданий)
Замеры по одному, сначала лево, потом право.
Если верить микрофону, есть некоторые бугры и ямки. Разница в уровнях сделана намеренно, да и крутизна среза отличается — это все для любимой сцены.
Замеры вместе лево право и саб.
Когда включить и мидбас и саб, то местами все красиво ровняется, но есть 3 факапа (они выделены).
Я даже не знаю что это?
Либо глюк микрофона/софта, либо противофаза на какой-то частоте (такое вообще бывает?).
Я попробовал разные екстримальные игры с эквалайзером/резом, но особо это результатов не дало.
Замеры по одному, сначала лево, потом право.
По СЧ след. картина. Есть ямка на 1.5КГц. Ну а по краям разница — это разные фильтры, тоже для сцены любимой)
Замеры вместе лево право.
Опять похожая ситуация…под п1 и п2, какая-то инверсия на графике (хелп ми человеки)… Под п3 — логичная суммарная ямка.
ВЧ я уже не стал мерять по одному, они практически повторяют этот график по отдельности. Здесь у меня замечаний нету, на мой взгляд. Как Вам?
И вот заветная вся АЧХ. Можно включать вентилятор))))
Конечно все хотели увидеть вот такое)))
Но это мои реалии))
Что у меня реально вызывает вопросы, так это:
Но побороть с наскоку не вышло, тут м б целый комплекс: плохое железо, плохие компоненты, плохие двери, плохое расположение, плохой писатель, повышенная влажность, не та фаза луны, високосный год, четверг, да тчо угодно)
Если посмотреть на картинку «ИДЕАЛ» (та что в хеликсе, то вот она)
Горбы эквалайзером на мидах — пока эксперимент, не уверен что так и оставлю.
Взяв свою АЧХ, я начал чертить. Сначала грубо взял по полосам, в среднем!
Разница между НЧ и ВЧ около 40Дб… Адепты «ровной» АЧХ, щас наверное упадут!))
Но если присмотреться, то этот график нечто напоминает…
Что же? Кривые равной громкости! Или кривые Флетчера-Мэнсона, или их более новый вариант — Кривые Робинсона-Дадсона
Что они нам говорят?
Пример: 20Гц на громкости 100Дб, мы будем слышать с одинаковой громкостью, вместе с 1000Гц, на громкости 60Дб.
См. картинку ниже.
А теперь СПЛ-шики внимание вопрос:
Ваши 150Дб на 40Гц и песня Рамштайна в машине на 110Дб, что будет громче для нашего ушка?) Я не в обиду)
Взяв на вооружение эти графики, начал проецировать их на свое пилообразное АЧХ.
Первое что сделал — прочертил ту самую разницу, между 20Гц и 1кГц. Громкость у меня была, SQ соревновательная, в раене 80Дб по голосу, м б чуть чуть больше (на глазок).
Что же мы видим — около 40 дБ разница.
Если посмотреть в другую сторону, то с ямкой на 5кГц еще кое как совпадает, то с горбом на 10кГц — точно нет.
Ну и если в лоб сравнить с кривыми равной громкости, то у меня есть явные отклонения:
Если с нижней серединой и верхним мидбасом, я еще хочу поиграться, то ВЧ я вряд ли править буду. Уж слишком режет ух!
Вот как бы так и все)
Спасибо кто домучал чтение. Может кому даже интересно было? Может даже познавательно?) Если так, то я буду очень рад)
P.S.
Жду ваших мнений по этому поводу, да и не по этому)
P.P.S Если ткнете меня в мои ошибки — ваще крутяк)
Спасибо за внимание!
Метки: ачх, sq, автозвук, насторойка автозвука, кривые равной громкости
Комментарии 95
Как я мечтаю в этом разобраться, поставил проц и трехкомпонентки, теперь играет хуже чем раньше. Изучаю темы про ачх, программы и какой подешевле купить микрофон. Может кто посоветует недорогой микрофон, может с али?
Какой измерительный сигнал использовал?:)
Розовый шум, или о чем речь?)
P.S. Вчера в пару ваших стримов залип кстати! Огонь! Очень понравилось)
Там фчх интереснее. У саба путь сигнала длиннее чем у простых динамиков. Либо кросс ставить до двух усилков, либо бас будет отставать
Так все динамики относительно саба удержаны.
Не путайте фазу и задержку.
Тогда поясните за кросс плиз, первый раз про такое слышу… думаю многим будет интересно
Ну так деление по частотам.
Просто у первого усилки пред с делителями на саб, потом на сабе усилители. Добавляют задержку.
Автору респект. Но имею вопрос. А почему Вы графики не привели к горизонту? Все кривые равной громкости надо накладывать на горизонтальную АЧХ, как и примеры из ссылки — там тоже АЧХ записей приведена относительно горизонта. Так удобнее и наблюдать и сравнивать и делать выводы.
Я тоже стараюсь, в зависимости от шумности авто по низу, примерно до 160 Гц, подъем 10-20 дБ с плавным спадом.
Спасибо!)
А можете ткнуть пальцем, как это? Я наверно не понял/ещё не умею 🙃
То буду пробовать)
Автору респект. Но имею вопрос. А почему Вы графики не привели к горизонту? Все кривые равной громкости надо накладывать на горизонтальную АЧХ, как и примеры из ссылки — там тоже АЧХ записей приведена относительно горизонта. Так удобнее и наблюдать и сравнивать и делать выводы.
Я тоже стараюсь, в зависимости от шумности авто по низу, примерно до 160 Гц, подъем 10-20 дБ с плавным спадом.
Типо по оси Y подогнать?)
Типа да. Вашу наклонную АЧХ пишете по пику в память как оверлей, потом ее устанавливаете как корректирующую и будет Вам горизонтальная линия.
Спасибо большое! Буду развиваться)
У меня на синусе разница нч и сч 10-12 дб.
Но вторую гипотезу подтверждаю)
Я сегодня уже разницу эту убрал… около 25Дб теперь)
Буду ездить слушать)
Спасибо, за коммент)
«А теперь СПЛ-шики внимание вопрос:
Ваши 150Дб на 40Гц и песня Рамштайна в машине на 110Дб, что будет громче для нашего ушка?)»
Среди эспиэльщиков есть не мало грамотных людей между прочим.
У них калитки чем затыканы? Вуферами? Нет! Мидвуферами? Нет! У них там по 3-4 пары эстрадных СРЕДНЕЧАСТОТНИКОВ!
Это так… Слегка завуалированный ответ на твой вопрос.)))
Да это была шутка)
Я знаю, там все тоже серьезно и есть очень грамотные тачки!
Но рядом с ними же, целая масса… не не буду продолжать))
А эта масса и не эспиэльщики вовсе)))
Это так… тоже не буду продолжать 😅
Мы друг друга поняли 🤗🤝
Автору респект за старания и попытку проанализировать результаты. Для тренировки мозга сойдет. Но совершенно бестолковая и бессистемная работа. Советую идти на форум магнитолы и читать статьи по настройке процессорных систем. Таким подходом Вы просто убиваете время. Потратьте его на изучение материала.
Про микрофон. Купите измерительный микрофон Behringer ecm8000. Стоит очень недорого, около 3000 руб и внешнюю USB звуковую карту. Можно тоже Behringer или получше, то EMU. Продают бу.
Иначе грош цена вашим трудам.
Вот как раз автор сего самопального микрофона сравнивал его с покупным Behringer ecm8000, и по секрету железо там схожее, схожие капсули и т д))
Внешняя звуковая это еще провода еще питание и т д, я хотел этого избежать…
Про бестолковую работу, соглашусь отчасти, но если в ней есть хоть 20% полезной — это даст мне плюсик в опыте и дальнейшей скорости таких замеров.
И именно такие попытки и такие комменты толкают идти и читать дальше))
Т ч — все закономерно.
Спасибо)
Первая попытка нормальная и адекватная. Теперь надо развиваться.
Вот как раз автор сего самопального микрофона сравнивал его с покупным Behringer ecm8000, и по секрету железо там схожее, схожие капсули и т д))
Внешняя звуковая это еще провода еще питание и т д, я хотел этого избежать…
Про бестолковую работу, соглашусь отчасти, но если в ней есть хоть 20% полезной — это даст мне плюсик в опыте и дальнейшей скорости таких замеров.
И именно такие попытки и такие комменты толкают идти и читать дальше))
Т ч — все закономерно.
Спасибо)
8000-й стоит недорого. Карта EMU 0404USB — тоже недорогая, особенно БУ. Она вечная, летят только конверторы 220-12V, и то крайне редко, и стоят копейки. Этот набор Вам пригодится в любом случае. Очень рекомендую.
Ради спортивного интереса куплю и сравню с текущим… 2 к 3 уверен что результат будет одинаковым)
Только микрофон подключайте в связке с внешней картой
Для полноты картины с разных точек сними замер. Замер АЧХ та ещё задача. Опять же, как держал микрофон (даже если предположим что он не врет). Хотя скорее всего от 60-1кГц думаю не врёт. А вот что выше, особенно от 5кГц, нужно рассматривать под разными углами.
Да под разными углами его ставил, немного меняется, по ямкам. Если поставить долгое усреднение, то даже ровняется красиво (обманывая меня 😂)
это может быть одной из проблем
Может, но это помогло поднять бас выше на уровень сцены, и подвинуть саб вперед…
Такую штуку мне Кичук еще в том году, на ЕММА, советовал… но кто знает)
это может быть одной из проблем
А вот это — точно уберу)
тот что темнее — левый (18дб/окт крутизна)
светлее — правый (12дб/окт крутизна)
может проще задержать было его еще чуть чуть?
Конечно и такой вариант пробовал. И так задержан уже. Пока этот вариант больше всех нравится на ЕММА треках.
Но такой совет уже не первый, значит имеет смысл еще попытаться. Сэнк)
3 факапа на нч и прочие пилы это всё салон авто, отражения звука. Со всем этим бороться формой подиумов и расположением динамиков, в том числе и нч динамиков и даже сабвуфера
Или немного забить) То что эквалайзер не помогает — я уже понял)
Спасибо, за советы!
Вот еще, для статических измерений я использую REW, для динамических (realtime) Smaart. В Arta слишком много телодвижений нужно делать чтоб ФЧХ корректно видеть. А это важно.
На истину не претендую) ваще ниразу)
Просто спортивный интерес. Если что не так — слушаю критику, мотаю на ус, и иду сначала)
Вот след шагом как раз и есть, поехать к другу и перемерять другим, потом сравнить)
Minidsp umik — 80$ отличный вариант.
Спасибо! Взял на заметку)
Вот след шагом как раз и есть, поехать к другу и перемерять другим, потом сравнить)
тоже самое покажет:)
Я тоже так думаю. Но тут опытные дядьки другое говорят. Нужно проверять.
По замерам НЧ. Выведи коня на улицу, положи микрофон наземь и померяй. Это если есть подозрения на оформление.
дверь открыть, микрофон на землю пометра-метр от двери и сделать замер. Ну это чтоб отражения уменьшить.
зы А вообще усреднять надо, по одной точке можно лишних делов наворотить.
У меня был провал на мидах в районе — на одном 165 Гц, а на другом 135 Гц (если правильно помню). Сначала попытался эквалайзером подравнять — результат нулевой, провал оставался, но частота менялась. Потом задержками — результат был лучше чем от экво, но тоже не айс. Потом завибрил весь пластик тоннеля — тоже что-то дало. Потом за мид переклеил рассеиватель — был приклеен покупной резиновый (в 2007-м покупал) поменял на самодельный из пеноплекса.
Заморачивался только потому, что я этот провал очень сильно слышал. И даже микрофон Хеликс тогда купил, чтоб визуализировать.
В итоге — совокупность всех мер (кроме эквалайзера) дали результат, но не 100%. Всё думаю внутреннюю филенку дверей залить стекловолокном, но лень и нет уверенности в 100% результате. Ещё на соревнованиях в 2007-м году у такой же машины были подобные проблемы, машина на Европу готовилась, но не поехала — мне тогда ее инстал предлагали.
В остальном график похож и мне на слух тоже всё нравится.
Возможно, если сравнить с графиками на другом железе, то «нравится» может и другой график, особенно в Сч и Вч диапазонах. Я думаю Псих имеет значение.
Во всяком случае на усилителях АВ класса у меня график чуть выше в Вч и верхних Сч.
Хотя и Акустика разная…
В общем — главное чтоб самому нравилось!
И да — не претендую на истину, просто высказываю личное мнение!
Огромное спасибо! Очень полезная инфа!
Я вот тоже думаю тонель карпетом накрыть хорошо и посмотреть, будет ли разница… хоть какая то
Когда я искал варианты с тоннелем, мне тоже предлагали чём-то мягким его укутать, были мысли карпетом накрыть. Когда АЧХ снимал — подушки ставил, АЧХ менялось в лучшую сторону, но не значительно. Видимо и плотность материала, и толщина имеют значение.
Ещё было предложение Мид отвернуть в сторону мотора. Но у меня он на уровне бардачка. Да и отворот не получается, даже сетки пришлось топить чтоб бардачек открывался.
С доворотом это прям лихо))
Спасибо, что делитесь)
Почему бы не поделиться, если это поможет или хоть на какие-то мысли натолкнёт.
Посмотрите мой БЖ Вектры, может у вас что-то похожее было.