Выставка автомобилей скорой помощи
Мигалки и красные кресты: изучаем новые скорые на выставке Здравоохранение в Москве
Я даже не предполагал, что медицинские выставки могут быть такими огромными! Прошедший в столице смотр Здравоохранение занимал два больших павильона Экспоцентра, заполненных медицинским оборудованием, которое по цене нередко превосходит дорогие легковушки. А меня в первую очередь интересовали представленные здесь медицинские автомобили.
Mercedes Sprinter, Volkswagen Crafter? Забудьте! При стоимости только базового фургона сильно за два миллиона рублей скорые на базе импортных фургонов могут позволить себе лишь богатые частные клиники. А костяк медицинского парка страны составляет техника на основе отечественных машин. Как правило, это разные модификации Газелей. Впрочем, все больше российских кузовостроителей смотрит и в сторону новых французских фургонов Peugeot Expert и Citroen Jumpy, производство которых совсем недавно стартовало в Калуге.
Скорые на их базе сияли «люстрами» на стендах трех из четырех представленных компаний. Все — с высокой крышей (внутренняя высота около 165 см), а Jumpy, переделанный нижегородским Самотлором, еще и с увеличенными по высоте задними дверями. Кстати, каркас мебели в его салоне выполнен из металла и обшит АБС-пластиком.
В недрах другого Jumpy, преобразованного в скорую фирмой Интеравтоцентр, мебель целиком сделана из пластика — ее проще повредить. А вот ульяновский Автодом удивил. Мало того что в салоне их Jumpy консервативная начинка из ДСП, а крыша выполнена из не самого экологичного стеклопластика, так еще и стоит этот Citroen дороже всех: за него просят 2 млн 600 тысяч рублей. Это на 200 тысяч дороже самотлорского варианта и аж на 400 тысяч — машины Интеравтоцентра.
Кстати, в гамме Автодома присутствует и скорая на основе УАЗа Профи — о похожей машине мы как-то уже рассказывали. В недрах огромного стеклопластикового кузова просторно (высота — 1,77 см) и светло, да и выполнена надстройка качественно.
Только вот маневрировать на носатом УАЗе, да еще с такой будкой сзади, по забитым машинами дворам — удовольствие сомнительное. Предполагается, что Профи могут потеснить знаменитые медицинские «буханки» (их, кстати, тоже делает Автодом) в провинции и сельской местности. Но по цене Профи с медицинским модулем (1,9 млн рублей) их можно купить целых две.
Отдельное направление — автомобили медслужбы. Обычно это юркие небольшие машины, на которых можно быстро добраться до пациента, а при необходимости — и привезти его в больницу. На выставке было два представителя этого семейства, которые сделали все тот же Самотлор и фирма Луидор.
Обе машины — это переделки на основе Лады Ларгус. У обеих высокая крыша и увеличенные задние двери. Но построенный Луидором автомобиль медпомощи внутри представляет собой, по сути, обычную легковую машину, в которой можно сложить заднее сиденье и закрепить складные носилки.
Вариант Самотлора по компоновке больше похож на классические медицинские автомобили. Здесь есть перегородка с окошечком между кабиной и отсеком сзади, а носилки установлены на складной каталке. Цены обеих машин примерно одинаковы: медицинские Ларгусы стоят порядка 900 тысяч рублей.
Ну и куда же без Газелей! Именно они составляют основу парка автомобилей скорой помощи в нашей стране. Конечно, большая часть из них — более дешевые Бизнесы, но все чаще встречаются и скорые на основе современных цельнометаллических Некстов.
В их активе высокий (до 175 см) и просторный салон, в котором удобно организовать медицинское пространство (что особенно важно для реанимобилей класса С), а также экономичный дизель Cummins, а в перспективе — мотор Volkswagen.
И при адекватной стоимости (у всех производителей порядка двух с небольшим миллионов рублей) в ближайшее время эти машины будет сложно заменить чем-то другим.
Алло, скорая: история медицинских автомобилей СССР и России
Автомобили с красными крестами в особом представлении не нуждаются. Любой нормальный водитель, завидев в зеркале микроавтобус с включенной мигалкой, тут же принимает вправо, ведь каждый день эти автомобили и их экипажи несут зачастую невидимую, но очень важную службу – спасают чью-то жизнь. Счет, как говорится, идёт на минуты – и во многом именно от комфортабельности и скоростных качеств реанимобиля вот уже свыше сотни лет зависит жизнь больного. Сегодня мы вспомним и тех, кто трудится на дорогах сегодня, и тех, кто нес оперативную службу сотню лет назад.
В Российской Империи «скорая помощь» появилась еще в позапрошлом веке: в 1897 году первая станция открылась в. Варшаве, которая на тот момент входила в состав государства.
Годом позже, 28 апреля 1898-го, в соответствии с приказом московского обер-полицмейстера была создана служба скорой медицинской помощи и перевозки больных. Затем станции Скорой помощи заработали в Санкт-Петербурге и Одессе.
Разумеется, кареты новообразованной службы имели «гужевой привод» — то есть, приводились в движение с помощью конной тяги. Однако сам состав каждой кареты принципиально ничем не отличался от любой современной «неотложки» — врач, фельдшер и санитар, а также «водитель», то есть кучер.
Активная автомобилизация в начале ХХ века сказалась и на службе Скорой помощи: в 1907 году на Международном автосалоне в Петербурге фабрика П.А. Фрезе показала собственный санитарный автомобиль на шасси Renault.
Чуть позже в Москве появился первый санитарный автомобиль, созданный по проекту доктора Поморцева на Московской экипажно-автомобильной фабрике П.П. Ильина. Автомобиль базировался на шасси La Buire 25/35 и подходил как для перевозки больных, так и для оказания хирургической помощи. Такой же автомобиль был приобретен Военным ведомством и, скорее всего, именно он стал первым санитарным автомобилем русской армии.
Дальнейшие коррективы в развитие санитарных автомобилей в России внесла Первая мировая война. Для эвакуации раненых в сжатые сроки было сформировано больше полусотни автомобильно-санитарных отрядов со специализированными машинами, которые чаще всего являлись брезентовыми фургонами с четырьмя носилками на специальных амортизирующих подвесах.
Не остались в стороне и общественные автомобильные организации — в частности, Первый русский автомобильный клуб в Москве и Императорское Российское автомобильное общество. Они сформировали из добровольцев на переоборудованных собственных автомобилях санитарные колонны, которые оперативно доставляли раненых солдат русской армии в госпитали, буквально спасая их жизни.
Автомобильные энтузиасты дореволюционной эпохи на добровольных началах формировали из собственной техники санитарные колонны
В первые годы после революции 1917 года использовалась старая либо трофейная техника, причем больным приходилось отправляться в больницу самостоятельно, поскольку служба Скорой помощи выезжала лишь на несчастные случаи. Однако с 1926 года врачи вновь стали выезжать на вызов к больным — сначала на велосипедах и мотоциклах, а затем и на легковушках.
Как правило, в качестве «санитарок» за редким исключением использовались переделанные в кустарных условиях зарубежные автомобили прежних лет.
Даже сотрудники относительно обеспеченной средствами московской скорой помощи столкнулись с проблемой нехватки медицинских бригад и изношенностью автомобилей, из-за чего работа службы была сопряжена с постоянными трудностями.
В то время стало очевидно, что на одних лишь «трофейно-убитых» санитарных автомобилях на импортных шасси далеко не заедешь. Первым собственным медицинским автомобилем молодого советского государства стала модификация АМО-Ф-15, выпущенная в 1925 году.
АМО Ф15 – фактически первая советская, но не самая удачная «санитарка». Впрочем, этот грузовик и для перевозки грузов был не слишком удобным и долговечным
Грузовой автомобиль по комфорту и надежности плохо годился на ту роль, которую ему отводили, поэтому вскоре для нужд скорой помощи были приобретены. автомобили Mercedes 15/70/100 PS. Конечно же, закупленные Мерседесы работали в Москве, причем явно «до полного износа», то есть до конца тридцатых годов.
Поскольку в начале тридцатых в Горьком заработал новый автомобильный завод, который должен был выпускать массовые легковушки и грузовики, будущим советским «санитаркам» было суждено базироваться на шасси автомобилей ГАЗ.
В первую очередь переделке подвергались «полуторки» ГАЗ-АА, ставшие практически основным медицинским транспортом предвоенного периода. Интересно, что на базе ГАЗ-АА и её дальнейшего развития ГАЗ-ММ выпускались как санитарные автомобили кустарного производства, так и машины под индексом ГАЗ-55 с так называемым стандартным кузовом.
Именно незаводская модификация ГАЗ-ММ, в сердцах названная водителем «пылесосом», мелькает в кадрах фильма «Кавказская пленница».
Работавшие в московской и ленинградской службах автомобили отличались от обычных грузовиков не только кузовом со спецоборудованием, но и более мягкими рессорами, одинарными колесами заднего моста и дополнительными гидравлическими амортизаторами.
С 1936 по 1954 год перевозкой больных в Москве занималась специальная служба — Горэвакопункт, который заведовал «койкоместами» в городских больницах. Именно поэтому всех больных, кроме пациентов с «острой хирургией», перевозили автомобили, принадлежавшие именно этому учреждению, а не службе Скорой помощи.
Еще в предвоенные годы была предпринята попытка к созданию совсем другой «неотложки» — куда более комфортабельной и динамичной. На основе лимузина ЗиС-101 в этот период производили специальную медицинскую модификацию, но куда более интересной была другая машина, которую спроектировали и построили в гараже московской скорой. Она заметно отличалась конструкцией кузова, но сведений об агрегатной базе и о количестве произведенных автомобилей под условным обозначением СП-36 практически не сохранилось.
СП-32 – один из немногих проектов «специальной санитарки»
После начала Великой Отечественной войны возникла острая необходимость в большом количестве «санитарок». Обычно их строили на базе грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, а их нехитрое устройство отличалось от исходника разве что дополнительным «балластом» в виде песка и мягкой отделкой закрытого кузова, в том числе и. соломой.
В годы войны выпускалась и заводская модификация ЗИС-44 на базе ЗИС-5В.
Кроме того, для перевозки больных и раненых задействовали и обычные автобусы, выпущенные еще в предвоенное время. По сути, для перевозки пострадавших приспосабливали все транспортные средства, которые только могли перевозить пассажиров, включая трамваи, ведь грузовики и автобусы уже были мобилизованы на фронт. Именно трамваи стали основным городским транспортом, на котором круглые сутки перевозили бойцов Красной армии, больных и раненых, грузы — словом, все, что необходимо.
После окончания Второй мировой войны новым автомобилем советской Скорой помощи стала санитарная модификация ЗИС-110А. В отличие от предшественника на базе «сто первого», эта «неотложка» получила новую крышку багажника, которая поднималась вверх вместе со стеклом, что значительно облегчало погрузку-выгрузку больного.
Транзито-Профи и другие медицинские новинки на форуме «Здравоохранение» в Москве
Узнаете машину на заглавном снимке? Еще пару лет назад мы публиковали ее сделанные в одном из цехов УАЗа фактически шпионские фото в образе напоминающего Ford Transit школьного автобуса на шасси Профи. Тогда предполагалось, что перед нами очередная новая «буханка». Но на форуме Здравоохранение в столице этот аппарат стоял в образе реанимобиля на стенде компании Нижегородец — так вот кто его придумал!
Фары перекочевали от прародителя без изменений
Построена машина действительно на шасси полуторки Профи, однако узнать в ее внешности УАЗ непросто: от него остались только фары. Установленный на раме кузов — это, по сути, цельнометаллический фургон упрощенной конструкции, обшитый сверху пластиковыми панелями.
Так проложена проводка к задним дверям. Фонари, кстати, здесь от старого Транзита
Что же до напоминающей Transit внешности, то представители компании отмахиваются: мол, все фургоны похожи. Тем не менее задние фонари здесь именно от Транзита — пусть и прошлого поколения. И в этом нет ничего удивительного, ведь и УАЗ, и Ford в России сейчас живут под патронажем Соллерса, а Нижегородец является, по сути, придворным фордовским кузовостроителем — отсюда и обмен деталями.
В салоне просторно, но мебель здесь из ЛДСП
Тем более выполнена переделка качественно: стыки и зазоры ровные, да и герметик на швах проложен аккуратно. Кстати, если на первом прототипе дверь в салон была распашной, то здесь она уже сдвижная. Технически Нижегородец повторяет Профи все с тем же бензиновым мотором ЗМЗ, причем в полноприводном варианте, — лишь амортизаторы здесь слегка другие.
Сейчас такие аппараты проходят последние испытания, а в продаже они должны появиться в середине следующего года в разных вариантах: будут и пассажирские автобусы, и фургоны. Что же до подобных АСМП, то уже даже известна их стоимость: за подобные машины будут просить порядка 1,8 млн рублей.
Помимо УАЗов, компания Автодом из Ульяновска переделывает в скорые фургончики Jumpy/Expert (от 1,6 млн рублей) и Ford Transit (от 2,3 млн рублей)
И это конкурентная цена. Ведь построенные на базе все того же Профи ульяновской фирмой Автодом «крокодилы» с каркасным кузовом стоят примерно столько же и активно продаются. В регионах именно этими машинами заменяются отслужившие свое «буханки» — существуют пассажирские и детские модификации.
Интерьер автодомовской надстройки на Профи прост, но внутри просторно
Но выполнены автодомовские УАЗы довольно просто: здесь оставлена стандартная кабина, к которой сзади пристыкован модульный отсек с медицинским оборудованием. Чтобы открыть распашную дверь, требуется солидное усилие на ручке, а внутри стойко пахнет пластиком. Зато здесь светло, а медики оценят внутренний простор.
А что привезли завсегдатаи выставки? Компания ПКФ Луидор из Балахны привезла на форум медицинский Crafter класса В в интересной бело-сине-красной раскраске. Ладная получилась машинка — не только красивая, но и функциональная. Все шкафчики открываются с приятным усилием, а прозрачные крышки отсеков из оргстекла проложены фетром и не будут греметь на неровностях. Правда, и стоит такой Crafter недешево — порядка 3,5 млн рублей.
Рядом — Газель Next. Но это не скорая, а передвижной фельдшерско-акушерский пункт — мини-поликлиника с двумя кабинетами и оборудованием для женской консультации. Подобная машина в первую очередь нужна для проведения медицинских обследований населения в районах, где нет стационарных медицинских пунктов, — увы, таких мест в России все еще предостаточно. Если же говорить о деньгах, то минимальная стоимость подобной Газели-поликлиники составляет 2,5 млн рублей, но если наполнить ее всем необходимым оборудованием, то по цене она легко переплюнет стоящий рядом Crafter.
Ну а на стенде компании Самотлор-НН самой актуальной новинкой стала скорая на базе фургона Peugeot Expert. Но не простого, а полноприводного — о старте производства таких машин на заводе PSA в Калуге мы не так давно рассказывали.
Внутри светодиодное освещение и металлопластиковая мебель
В образе скорой помощи класса В машина получила дополнительную надстройку на крыше, увеличившую внутреннюю высоту салона до 1,76 м, — здесь стало просторно. Кстати, мебель в салоне — долговечная, металлопластиковая. Цена? Если обычный полноприводный Expert-фургон с длинной базой стоит сейчас 2,2 млн рублей, то за подобную скорую попросят уже три миллиона.
Кстати, на выставке были не только обычные скорые, но и медицинская техника на основе грузовиков. О ней расскажем в отдельном материале.
Выставку ретро-автомобилей скорой помощи представят на фестивале в Сокольниках
Сергей Собянин заявил о распространении омикрона в Москве
В Коммунарке завершили строительство амбулаторно-поликлинического корпуса
Как будут работать медицинские организации с 31 декабря по 9 января
21 сентября в парке «Сокольники» в рамках фестиваля, посвященного 100-му юбилею Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Департамента здравоохранения Москвы состоится выставка ретроавтомобилей.
Всего на службе Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова ежедневно находится более тысячи машин. На данный момент автомобили скорой укомплектованы всем необходимым для оказания медицинской помощи как на дому, так и по пути в больницу: дефибрилляторами, аппаратами мониторинга сердечного ритма и жизненно важных показателей, современными аппаратами искусственной вентиляции легких, а также электрокардиографами и оборудованием для проведения сердечно-легочной реанимации.
Обновление оснащения бригад скорой помощи проводится регулярно. В 2018 году было обновлено около 1500 единиц медицинского оборудования. В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу поступило около 700 единиц оборудования и медицинских изделий. В настоящее время данное оборудование используется для оказания скорой медицинской помощи в столице.
Работа Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова уже 100 лет не прекращается ни на минуту – 15 октября 1919 года бригада московской скорой помощи впервые выехала на вызов. Сегодня Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова – крупнейшая в Европе медицинская организация, оказывающая скорую и неотложную медицинскую помощь населению. Московская скорая помощь – это более 11 тысяч сотрудников, 60 подстанций по всему городу и более тысячи бригад, которые в круглосуточном режиме дежурят в столице.
Принимайте участие в мероприятиях, событиях и акциях.
Новые кареты для «скорой»
По статистике каждый третий россиянин хотя бы раз в год звонит в «скорую». Модернизация системы скорой помощи – ключевой компонент не только в развитии программы здравоохранения, но и социально значимый проект в масштабах всей страны. Сегодня в России примерно 20 тыс. медицинских автомобилей, и около половины из них находятся в изношенном состоянии. В рамках национального проекта «Здравоохранение» дочернее предприятие Ростеха занимается обновлением автопарка скорой медицинской помощи в регионах страны.
Новая «скорая»: быстрее и эффективнее
Модернизация системы скорой помощи – один из ключевых элементов в программе развития здравоохранения. Речь идет, в первую очередь, об оптимизации работы системы – развитии, обновлении, информатизации. Важным компонентом программы является обновление автопарка скорой помощи.
Скорая помощь ежегодно принимает около 45 млн вызовов, почти каждый третий россиянин раз в год обращается в «скорую». При этом сегодня в России около 20 тыс. медицинских автомобилей, более половины которых находятся в изношенном состоянии. При эксплуатации автомобилей «скорой» считается, что существенный износ происходит уже после трех лет работы, а после пяти – машину нужно менять.
Обновлением автопарка скорой помощи в регионах России занимается компания «РТ-Социальная сфера», которая реализует проекты, инициированные Агентством инвестиций в социальную сферу совместно с Госкорпорацией Ростех. Предприятие приобретает медицинские автомобили у производителей, оснащает их необходимой медтехникой и поставляет в российские регионы. Кроме того, «РТ-Социальная сфера» предоставляет субъектам России услугу по транспортному содержанию автопарка скорой помощи. Компания берет на себя и техническое обслуживание специализированных автомобилей, и сервисное сопровождение их медицинского оснащения. Таким образом, с руководителей станций скорой помощи снимается головная боль за многие организационные вопросы и больше времени остается на профильные заботы.
Эффективная «скорая» – это не только качество самого автомобиля, для пациента крайне важно и качество медтехники, которой оснащается карета скорой помощи. Медицинское оборудование для автопарка «РТ-Социальная сфера» поставляется холдинговыми компаниями Ростеха. В комплектацию каждого автомобиля входит более 50 единиц современной медтехники.
Помощь приходит вовремя
В уходящем году «РТ-Социальная сфера» поставила в регионы более 250 машин скорой помощи. Парк «неотложек» был обновлен в Самарской, Кемеровской, Свердловской областях и в Республике Татарстан. Кроме того, в двух регионах – ХМАО и Новосибирской области – были обновлены мобильные медицинские комплексы. Это своеобразные мини-поликлиники на колесах, которые используются для оказания медицинских услуг в отдаленных районах, где стационарная медпомощь отсутствует.
В ноябре правительство распорядилось ускорить процесс обновления парка машин скорой помощи. Эта мера поможет эффективнее бороться с последствиями распространения коронавируса. На закупку 2 тыс. единиц автотранспорта выделено более 1,4 млрд руб. бюджетных средств. Машины будут использоваться для доставки пациентов, выезда врачей на вызовы, а также для перевозки биологических материалов для исследований и доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов.
В рамках правительственного поручения «РТ-Социальная сфера» уже поставила в Свердловскую область 105 карет скорой помощи. Из них 35 машин для отдаленных населенных пунктов и 70 машин для трех крупнейших городов региона − Первоуральска, Каменска-Уральского и Нижнего Тагила. Последние выйдут на линию в феврале следующего года. Кроме того, были обновлены три фельдшерских автомобиля для перевозки врачей на «ковидные» выезды. Такая помощь оказалась очень вовремя, ведь система здравоохранения из-за пандемии почти целый год работает в режиме повышенной нагрузки.
Водители и медики уже оценили новые машины − удобные, эргономичные, оборудованные современной техникой. Новые «неотложки» для отдаленных населенных пунктов имеют просторный салон, колесную формулу 4х4, оснащены отопительной системой и климат-контролем, что позволяет медикам в комфортных условиях выполнять работу в любое время года.
По словам представителей «РТ-Социальная сфера», программа масштабируется. На очереди подключение пяти следующих регионов. Региональные власти от сотрудничества только выигрывают, ведь «РТ-Социальная сфера» не ограничивается комплексными услугами по обслуживанию автопарка «неотложек», но также занимается оснащением медучреждений. За счет прямых контактов с производителями в составе Госкорпорации и больших объемов закупок «дочка» Ростеха может предложить выгодные цены на медицинское оборудование, что позволяет сэкономить бюджетные средства региона.