Выставка советских авто на вднх
Выставка советских авто на вднх
Трудно представить в главной роли героя более многослойного и обаятельного, чем «Москвич». Этот автомобиль больше, чем сумма всех его технических характеристик, которые, будем честны, не всегда отвечали идеалам современников.
«Москвич» был продуктом яркой инженерной мысли, ударно-заводской повседневности и коллективного бессознательного советских граждан. Каждая новая модель воплощала заветную мечту, имела профиль и характер своей эпохи.
Байопик — это жанр игрового кино. Как правило, он представляет художественное переосмысление биографии известной личности. Или невероятной истории одной автомобильной марки.
Трудно представить в главной роли героя более многослойного и обаятельного, чем «Москвич». Этот автомобиль больше, чем сумма всех его технических характеристик, которые, будем честны, не всегда отвечали идеалам современников.
«Москвич» был продуктом яркой инженерной мысли, ударно-заводской повседневности и коллективного бессознательного советских граждан. Каждая новая модель воплощала заветную мечту, имела профиль и характер своей эпохи.
Жизненный путь марки иллюстрируют кадры-инсталляции к кинокартинам, в которых охотно снимались «Москвичи». В этой фильмографии собраны ленты разных жанров, настроений, контекстов: они образуют пёстрый, одушевлённый и воодушевляющий полный метр.
Часть экспозиции переоборудована под съемочную площадку, где гости могут разделить с культовым автомобилем главную роль в сцене из фильма «Зелёный огонёк».
Жизненный путь марки иллюстрируют кадры-инсталляции к кинокартинам, в которых охотно снимались «Москвичи». В этой фильмографии собраны ленты разных жанров, настроений, контекстов: они образуют пёстрый, одушевлённый и воодушевляющий полный метр.
Часть экспозиции переоборудована под съемочную площадку, где гости могут разделить с культовым автомобилем главную роль в сцене из фильма «Зелёный огонёк».
В экспозицию «Мечта Москвича» вошли 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 артефактов. Среди них «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, «Москвич-400», сошедший с конвейера в первый послевоенный год, а также ГД-1 — первый советский двигатель, созданный для участия в Формуле-1.
Холл занимает монументальная надувная инсталляция современной художницы Ирины Кориной «Рог изобилия» — многозначный символ эпохи, подарившей стране первый народный автомобиль КИМ.
Входной зал экспозиции посвящён истории марки, которая материализуется в инсталляциях-кадрах из кинолент.
В зале «Ралли» собраны свидетельства гоночных достижений автомобилей, в зале «Прототипы» — футуристичные концепт-кары.
Сердце выставки — «Зал истории завода». Здесь находится картотека чертежей, фотографий и книг, связанных с инженерным и дизайнерским наследием «Москвича». Тут же оборудована съёмочная площадка.
В экспозицию «Мечта Москвича» вошли 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 артефактов. Среди них «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, «Москвич-400», сошедший с конвейера в первый послевоенный год, а также ГД-1 — первый советский двигатель, созданный для участия в Формуле-1.
Холл занимает монументальная надувная инсталляция современной художницы Ирины Кориной «Рог изобилия» — многозначный символ эпохи, подарившей стране первый народный автомобиль КИМ.
Входной зал экспозиции посвящён истории марки, которая материализуется в инсталляциях-кадрах из кинолент.
В зале «Ралли» собраны свидетельства гоночных достижений автомобилей, в зале «Прототипы» — футуристичные концепт-кары.
Сердце выставки — «Зал истории завода». Здесь находится картотека чертежей, фотографий и книг, связанных с инженерным и дизайнерским наследием «Москвича». Тут же оборудована съёмочная площадка.
Выставка «Мечта москвича»
Музейно-выставочные площадки ВДНХ продолжают работу в формате COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.
Выставка-байопик рассказывает историю марки «Москвич», самого народного советского автомобиля. Музей транспорта Москвы впервые представил коллекцию серийных автомобилей, прототипов москвичей и гоночных болидов. В четырех залах выставки посетители проследят путь автомобильной марки от съемок в главных советских фильмах и участия в международных ралли до закрытия завода.
Экспозиция «Мечта москвича» представлена 30 экспонатами транспортной коллекции и более 300 редкими артефактами. Среди них «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, двигатель ГД-1 — первый советский двигатель, который был создан для участия страны в «Формуле-1», и личные вещи главного конструктора завода А.Ф. Андронова, переданные его сыном.
Знакомство с историей автомобильной марки «Москвич» начинается со специально созданной инсталляции от художника Ирины Кориной «Рог изобилия», которая в качестве пролога к выставке символизирует расцвет эпохи индустриализации в СССР, подарившей стране в том числе и первый народный автомобиль.
В зале основной экспозиции посетители оказываются в кадрах-инсталляциях к фильмам «Москва слезам не верит», «Осторожно, бабушка!», «Сердца четырех», «Бриллиантовая рука» и «Зеленый огонек».
В зале «Ралли» расположилась объемная карта с отметками маршрутов ралли-марафонов, здесь можно послушать фрагменты из книги «Москвичи на москвичах. Дневник гонщика» Юрия Клеманова, а в зале «Прототипы» юные посетители могут посмотреть мультфильм о том, как создаются машины, узнать историю советского электрокара и как его дизайн связан с бутылкой кока-колы.
Сердце выставки — «Зал истории завода» — дает возможность каждому гостю почувствовать себя исследователем и найти в картотеке чертежи, фотографии и книги, связанные с историей завода КИМ/МЗМА/АЗЛК/АО «Москвич», посмотрев на них горящими глазами его сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие.
В финале выставки посетители попадут на киносъемочную площадку одного из культовых советских кинофильмов с москвичом в главной роли — «Зеленый огонек», смогут сняться в одном из его эпизодов и скачать готовый ролик со своим участием для размещения в социальных сетях.
Музейно-выставочные площадки ВДНХ продолжают работу в формате COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код: вакцинированного, переболевшего либо выданный после отрицательного ПЦР-теста, и документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение, военный билет).
Дети до 14 лет могут посещать музеи в сопровождении взрослых, имеющих QR-код, дети от 14 до 18 лет — без QR-кода и без сопровождения. Подробная инструкция по получению QR-кода доступна на портале mos.ru. Для сокращения времени на проверку просьба готовить документы и QR-код заранее.
В историческом павильоне Музей транспорта Москвы открыл выставку «Мечта москвича». Выставка-байопик рассказывает историю марки «Москвич», самого народного советского автомобиля.
Музей транспорта Москвы впервые представил коллекцию серийных автомобилей, прототипов москвичей и гоночных болидов в кинематографическом жанре «байопик». На выставочной площади более 2 000 квадратных метров, в четырех залах выставки, как и в лучших в традициях этого киножанра, посетители проследят путь автомобильной марки от съемок в главных советских фильмах и участия в международных ралли до закрытия завода.
Экспозиция «Мечта москвича» представлена 30 экспонатами транспортной коллекции и более 300 редкими артефактами. Среди них «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, двигатель ГД-1 — первый советский двигатель, который был создан для участия страны в Формуле-1, и личные вещи главного конструктора завода А.Ф. Андронова, переданные его сыном.
Знакомство с историей автомобильной марки «Москвич» начинается со специально созданной инсталляции от художника Ирины Кориной «Рог изобилия», которая в качестве пролога к выставке символизирует расцвет эпохи индустриализации в СССР, подарившей стране в том числе и первый народный автомобиль.
В зале основной экспозиции посетители оказываются в кадрах-инсталляциях к фильмам «Москва слезам не верит», «Осторожно, бабушка!», «Сердца четырех», «Бриллиантовая рука» и «Зеленый огонек».
В зале «Ралли» расположилась объемная карта с отметками маршрутов ралли-марафонов, здесь можно послушать фрагменты из книги «Москвичи на Москвичах. Дневник гонщика» Юрия Клеманова, а в зале «Прототипы» — юные посетители могут посмотреть мультфильм про то, как создаются машины, узнать историю советского электрокара и как его дизайн связан с бутылкой кока-колы.
Сердце выставки — «Зал истории завода» дает возможность каждому гостю почувствовать себя исследователем и найти в картотеке чертежи, фотографии и книги, связанные с историей завода Ким/МЗМА/АЗЛК/АО «Москвич», посмотрев на них горящими глазами его сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие.
В финале выставки посетители попадут на киносъемочную площадку одного из культовых советских кинофильмов с «Москвичом» в главной роли — «Зеленый огонек», смогут сняться в одном из его эпизодов и скачать готовый ролик со своим участием для размещения в социальных сетях.
Когда построен, кто автор
Павильон построен в 1937 году, реконструирован в 1954 году по проекту П.П. Ревякина, А.М. Громова, В.Ф. Туканова, И.А. Игнатьевой.
Смена названия
До 1938 года — «Зерно», в 1938–1954 годах — «Хлопок», в 1954–1955 годах — «Земледелие», в 1956–1957 годах — «Геология, нефть, химия», в 1958–1966 годах — «Химическая промышленность». С 1967 года — «Транспорт СССР».
Статус
Портик павильона — объект культурного наследия федерального значения.
Современное состояние
Открыт для посещения.
История создания
Летом 1936 года согласно генеральному плану ВСХВ началось строительство деревянного павильона по проекту М.Б. Шнейдера для экспозиции «Зерно». Позже проект был частично переработан архитектурной мастерской Выставки под руководством В.К. Олтаржевского при участии М.А. Минкуса и А.П. Ершова и реализован в 1937-м. А еще через год изменилось и наполнение павильона, куда была переведена экспозиция «Хлопок», ранее занимавшая здание на месте современной часовни святого Василия Великого.
Фасад павильона «Хлопок» был решен в стиле ар-деко. Парные колонны, образующие портик, придавали его архитектуре ритмическую строгость и покой.
В 1940 году входную группу украсили лепнина, орнаментальные узоры и живопись, покрывшая всю плоскость стены в глубине портика. В таком образе павильон прекрасно справлялся с ролью символа успеха советского хлопководства и независимости СССР от зарубежных поставок «белого золота».
В период послевоенного реформирования ВСХВ в здание поместили новую экспозицию — «Земледелие». Смена профиля потребовала иного внешнего облика павильона, что было также обусловлено значительным изменением площади Механизации и увеличением габаритов многих строений Выставки.
Над проектом реконструкции павильона №26 работали архитекторы П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов и В.П. Туканов. Они создали строгий монументальный портик-лоджию вводной части в противоположность массивному фасаду не сохранившегося павильона «Животноводство». Новый головной объем позволил оборудовать вводный и лекционный залы, а также необходимые служебные помещения, практически не затрагивая часть довоенного здания.
История экспозиций
В октябре 1938 года экспозицию «Зерно» сменила в павильоне №26 выставка, посвященная достижениям советского хлопководства. В то время она охватывала также демонстрационный участок с моделью ирригационной системы, в составе которой среди прочих технических новинок был представлен прибор, учитывающий расход воды и автоматически передающий свои показатели на расстояние.
Экспозиция «Земледелие», размещенная в павильоне в середине 1950-х, знакомила посетителей со следующими тематическими направлениями: «Почвы СССР и способы повышения их плодородия», «Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями», «Передовые приемы обработки почв», «Семена и посев», «Освоение новых земель», «Передовые колхозы, совхозы и машинотракторные станции». Через нее можно было пройти в несколько посвященных растениеводству отраслевых павильонов, выстроившихся по обеим сторонам Мичуринского сада.
В 1956 году в связи с созданием на территории ВСХВ экспозиций Всесоюзной промышленной выставки павильон №26 вновь сменил тематический профиль. Практически все последующие 10 лет значительное место в нем занимали достижения химии, в частности в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.
В связи с оборудованием нового здания для экспозиции «Химическая промышленность» (павильон №20) в 1967 году павильон №26 был перепрофилирован для демонстрации достижений СССР в сфере транспорта. Они расположились не только в залах, но и на пяти открытых площадках. Множество искусно исполненных моделей основных видов магистрального транспорта — железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного — было представлено как в макетах, так и в натуральную величину (например, сохранившаяся модель «Як-42»). Также здесь можно было увидеть приборы и агрегаты, применяемые при эксплуатации транспортной техники. При создании экспозиции в большом количестве использовались диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты, что делало ее одной из самых увлекательных на Выставке.
С 24 апреля 2014 года по 1 марта 2020 года в залах павильона располагалась экспозиция Государственного политехнического музея. Выставка была поделена на семь тематических блоков: «За пределами Земли», «Иллюзии», «Радио+», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «Энергия ядра», «Энергия плазмы».
Новый Музей «Мечта Москвича» в павильоне «Транспорт» на ВДНХ
Некоторое время назад, еще до официального открытия, имел честь быть приглашенным на предпремьерный показ экспозиции новейшего музея с экскурсией от одного из его отцов, небезызвестного Сергея Рыкова.
Мягко говоря, я, повидавший музеев и совершенно равнодушный к «Москвичам» был в полном восторге. На текущий момент, это пожалуй лучший технический музей, из тех что я видел. Экспозиция наполнена огромным количеством справочной информации, интерактивов, редких подлинников документов с завода, кинокадров хроники, художественных инсталяций, не говоря уже о самих экспонатах, которые можно разглядывать в непосредственной близости. Нижеприложенные снимки дадут вам возможность оценить выставку лишь в двухмерном застывшем виде, однако личное посещение музея даст совершенно неожиданный эффект погружения даже для тех, кто абсолютно равнодушен не только к «Москвичам», но и технике в принципе.
В роскошном главном зале павильона №26 ВДНХ вас встретит этот колоссальный Рог Изобилия, демонстрирующий как символ восстановления советского народа после войны, богатство сельскохозяйственной продукции и первый серийный частный автомобиль страны.
Таким образом оформлен вход в выставочную зону
Тут у нас «Москвич» в разрезе. На стенках подробные описания моделей, в витринах — редкие архивные документы.
Вот например: подробный чертеж логотипа завода.
Редчайший, сохранившийся вуди-москвич. Оформлен как машина гримёра. Рядом интерактивная съемочная площадка фильма «Москва слезам не верит». Не стал делать фото, это стоит увидеть на видео или глазами)
Это один из первых в мире кроссоверов, в традиционном понимании этого слова. На стенде воспроизведено фото одного из заводских испытаний автомобиля на опрокидывание.
Реплика авторства мастерской Шаманского, очень качественная работа.
Совершенно потрясающий интерактив, позволяющий вам стать одним из героев фильма «Зеленый огонёк». Описывать бесполезно, надо побывать.
Двухмилионный. Одновременно — интерактив воспроизводящий сцену полёта москвича в «Бриллиантовой руке»
Зал, посвященный экспорту «Москвича». Когда-то его охотно покупали за границей. Весомым аргументом тут было «Много авто за мало денег». Доля экспорта достигала 65%
По всему музею вот такие витрины с модельками. Есть редчайшие экземпляры.
Часть зала, посвященная «Москвичу» в автоспорте.
Следующий зал меня, как фаната эстетики «Бегущего по лезвию», привёл в неописуемый восторг как наполнением, так и качеством исполнения.
Один из величайших художников-визионеров и дизайнеров 20 века Сид Мид является одним из самых влиятельных создателей фантастического мира будущего, и авторству его руки принадлежит одна из концептуальных разработок студии Вильяма Лоуи для АЗЛК. Да, совершенно внезапно для многих, автором москвича 2141, при лучшем расскладе, мог бы стать гениальнейший дизайнер 20 века. Но не случилось… И этот зал, наполненный концептуальными разработками завода, демонстрирует нам некую альтернативную вселенную Сида Мида, с так никогда и не выехавшими на дорогами «Москвичами». В зале можно найти и макет того самого несостоявшегося 2141 by Сид Мид.
«Мечта москвича»: на ВДНХ открылась выставка о народном автомобиле. Почитайте наш гид
На ВДНХ в павильоне «Транспорт СССР» заработала выставка пока еще не открывшегося музея транспорта. В свежеотреставрированном здании собрали все главные модели легендарного автомобиля: от первого КИМ-10-50 до электромобиля «Москвич-2335 Е1». Экспонаты представлены через кино: есть машина Фаины Раневской и эскизы, сделанные для советского автопрома дизайнером «Бегущего по лезвию». Составили подробный гид по залам.
Гид по залам
Первая инсталляция — это гигантский надувной рог изобилия, сделанный в довоенной стилистике художницей Ириной Кориной. Прямо из центра скульптуры выезжает почти крошечный автомобиль-первопроходец КИМ-10-50. Такой пролог к выставке — метафора расцвета эпохи индустриализации в СССР, подарившей в том числе и главный народный автомобиль.
В основном зале расположены инсталляции, посвященные культовым советским фильмам, в которых успел появиться «Москвич»: «Москва слезам не верит», «Осторожно, бабушка!», «Сердца четырех» и «Бриллиантовая рука». Много датчиков движения: пройдете мимо — и к вам обратится голос Зиновия Гердта с цитатами из «Зеленого огонька». Есть возможность увидеть оригинальный «Москвич-400-422» по прозвищу «Буратино» — таких осталось совсем немного. Ради экономии металла часть элементов этой модели сделана из дерева — такие авто использовались для перевозки почты и контейнеров с монетами из телефонов-автоматов.
«Москвич-400-420» и «Москвич-400-422» («Буратино»)
Сердце выставки — «Зал истории завода», где при желании можно почувствовать себя важным инженером и найти в картотеке чертежи, фотографии и книги о заводах, изготавливавших «Москвич».
«Москвич-412» и «Москвич-Г5М»
В зале «Ралли» можно послушать фрагменты из книги «Москвичи на „Москвичах“. Дневник гонщика» Юрия Клеманова. Настоящая спортивная романтика! Там же стоит разноцветный седан — копия серийного «Москвича-412» 1970 года. Это машина, которой на ралли Лондон — Мехико управляли Леонтий Потапчик, Эдуард Баженов и Юрий Лесовский. Советский экипаж занял второе место в своем классе и 12-е в абсолюте. К сожалению, это копия, оригинал не сохранился.
В соседнем зале «Прототипы» детям показывают мультфильм о производстве автомобилей. Можно узнать, как дизайн советского электрокара связан с бутылкой Coca-Cola. Есть съемочная площадка: можно сесть в машину на фоне хромакея и сделать себе «комбинированную съемку», как в старом кино.
Кстати, рядом с этим залом стоит первый советский электромобиль — «Москвич-2335 Е1». По задумке, благодаря нему снизились бы траты на коммерческий транспорт, но его так и не начали продавать из-за высокой цены.
Когда и где
Выставка проходит на ВДНХ в павильоне № 26, рядом с павильоном «Космос». Попасть на нее можно аж до 18 мая 2022 года с 11:00 до 21:00. Приятный бонус — бесплатный трансфер от метро ВДНХ до парковки «Москвариума», поездка займет 15–20 минут. Рекомендуем идти в будни или в выходной перед самым закрытием. Лучше смотреть, чтобы вам никто не мешал!