Вытягивание вмятин на автомобиле споттером
Технология рихтовки споттером
Технология рихтовки споттером
Споттеры практически незаменимы при производстве кузовных работ и обеспечивают удаление вмятин, особенно в случае затрудненного доступа к обратной стороне зоны деформаций. В таких случаях рихтовочное усилие можно приложить только с внешней стороны панели. Для этого при помощи споттера в зоне деформаций временно приваривают ряд штучных крепежных элементов (гвоздей, шпилек, шайб, крючков и т.п.). Временные элементы играют роль точек приложения вытягивающего усилия. Оно может быть ударным, что характерно при применении инерционного (обратного) молотка, или плавным в случае использования рычажных устройств. После выправления дефекта временные элементы удаляются.
С применением споттера, трудоемкость работ значительно снижается за счет уменьшения количества арматурных и ремонтных работ. Другими положительными сторонами такой технологии ремонта являются сохранение «родных» швов и стыков на панелях и соответственно заводского антикоррозионного покрытия.
Во многих случаях повреждений наличие споттера дает возможность проводить восстановление автомобилей без приобретения новой ремонтной детали, работы потребуют гораздо меньшей зоны ремонта и соответственно будет сведено к минимуму время производства ремонтных работ.
Пока споттеры есть далеко не в каждой мастерской, но их распространение идет достаточно быстро. В ряде случаев, на фоне повышения требований к качеству работ, кузовной ремонт не может обойтись без данного аппарата.
Технологический процесс выглядит так:
При сварке необходимо учитывать толщину свариваемого металла, правильно выбрать крепежный элемент, определить время сварки.
Если кузов машины алюминиевый, то нельзя использовать обратный молоток, процесс правки должен быть более плавным.
При использовании точечной сварки нет необходимости производить такие операции, как разборка и сборка элементов (например, дверей). Но при этом нужно учитывать, что с внутренней стороны детали будет повреждено антикоррозийное покрытие ( в следствие нагрева ) и не будет лишним произвести обработку доступным способом.
Самые дешевые споттеры – это отдельно стоящие трансформаторы однофазного переменного тока. Они не пригодны для использования в работе с кузовами из оцинкованной стали или стали с высокой упорной прочностью.
Споттеры с большей мощностью имеют трансформатор трехфазного постоянного тока. В современных споттерах вместо трансформаторов используют инвертор, в таком исполнении они более компактные и легкие. При помощи такого оборудования сварное соединение имеет высокое качество (т.к. может быть получен ток высокой частоты до 2000Гц). Таким аппаратом можно осуществить сварку любых металлов, используемых для изготовления автомобилей. Современные цифровые споттеры снабжены электронным управлением режимами сварки.
Устанавливаем на кузов клемму
Устанавливаем рамку с упорами и вытягиваем вмятину
Выравниваем поверхность рихтовочным молотком вручную, поворачивая, легко удаляем петли
Выравниваем поверхность обратным молотком
Выравнивание поверхности с помощью специальных клещей
Магазин
Адрес / Время работы
г. Владивосток, ул. Борисенко, 54а
Пн-Пт: с 9-00 до 18-00
Сб-Вс: с 10-00 до 17-00.
Тех. поддержка по материалам ROCK PAINT:
Оптовые продажи и доставка в
Находку, Партизанск, Артём, Б.Камень, Фокино:
Устранение последствий ДТП. Вытягивание вмятин споттером.
Доброго времени, коллеги. Около месяца назад бездарно атаковали моего Крокодила в заднее левое крыло. Относительно повезло — вмятина одна на одном элементе. Далее действия привычные — оформление в ГАИ (никаких споров от страховщиков), обращение в свою страховую, ожидание порядка 10 дней и ремонт.
Немного о технологии вытягивания.
Порядок работы:
— Участок кузова с деформацией очищается от старой краски, антигравийного покрытия и ржавчины, если она имеет место быть.
— На очищенной поверхности кузова фиксируется контакт заземления.
— С помощью точечной сварки производится приваривание элементов крепежа (тянущие элементы), среди которых могут быть шайбы, кольца, волнистая проволока, треугольники, шпильки, обратный молоток.
— Производится захват крепёжной детали и с помощью специального приспособления для правки осуществляется вытяжка поверхности с деформацией.
— По окончании правки производится удаление крепёжной детали вручную (используется специальное вращательное движение), а затем осуществляется зачистка поверхности с помощью шлифовального инструмента.
Небольшие вмятины устраняют с крепежом — обратный молоток (пуллер). Более серьёзные вмятины устраняют с помощью набора перечисленных выше тянущих элементов. С помощью тянущих элементов исправляются даже сильные повреждения и восстанавливаются пороги, рёбра которых сильно замяты. В моём случае применили волнистую проволоку.
Берегите себя и будьте внимательны за рулём 😉
Кузовной ремонт и рихтовка споттером
В процессе эксплуатации автомобиля с его кузовом нередко случаются самые различные неприятности: от мелких царапин до серьезных повреждений. И в большинстве случаев мастерам по кузовным работам удается вернуть поврежденным деталям автомобиля первоначальную форму и восстановить лакокрасочный слой. Сегодня вместе со специалистами СТО «Нет вмятин» мы поговорим об эффективном и технологичном способе рихтовки кузова – рихтовке споттером. СТО «Нет вмятин» выполняет кузовной ремонт, рихтовку кузова споттером в Минске.
Споттер крупным планом: этот прибор является разновидностью сварочного аппарата.
В каких случаях споттер незаменим?
– Споттер – это разновидность аппарата для точечной сварки. Однако непосредственно для сварки кузовных деталей его практически не используют. В споттере сила тока используется для локального нагрева металла или для приварки к поврежденной поверхности вспомогательных элементов для рихтовки кузова, – объясняет специалист СТО «Нет вмятин».
Итак, рихтовка споттером применяется для восстановления геометрии поверхности (устранения вмятин) в тех местах кузова, где к ней нельзя подобраться со внутренней стороны. Это в первую пороги, стойки крыши, а также, в ряде случаев – задние крылья, двери и любые другие части кузова, где традиционное выстукивание или выдавливание со внутренней стороны будет неэффективным или нецелесообразным.
Сам по себе споттер не участвует в восстановлении геометрии кузова. При ремонте вмятин с его помощью к поврежденной поверхности приваривают вспомогательную оснастку. Такую как, например, эти шайбы.
Применяя споттер для рихтовки кузовной вмятины, мастер работает только с наружной стороны повреждения. При этом в ходе ремонта не происходит повреждения внутреннего антикоррозийного покрытия кузова, а также не происходит необратимого изменения состава стали – не выжигается углерод, входящий в ее состав.
– И самое главное – рихтовка споттером является очень точной и деликатной. С ее помощью можно выправить вмятину практически до первоначального заводского вида. Впоследствии, при подготовке ремонтируемого участка кузова к покраске, можно обойтись минимальным слоем шпатлевки. То есть, итоговый результат будет максимально качественным, добротным и долговечным, – рассказывает мастер по кузовному ремонту.
Как работает споттер?
В ходе рихтовки споттером можно вытягивать и выравнивать вмятины на кузове, а также осаживать «бугры», «шишки» и «хлопуны», возникающие при растягивании металла в области повреждения. При этом ремонт вмятин и выпуклостей споттером происходит совершенно по-разному.
Классическую вмятину необходимо вытянуть, «зацепившись» за поверхность поврежденного металла. Для «зацепления» с ней споттер предлагает несколько вариантов: можно точечно приваривать кончик специальной насадки с обратным молотком, тут же производить «удар», отрывать насадку (простым поворотом примерно на 90 градусов) и приваривать к другому участку. То есть, происходит своеобразное «отстукивание» металла на вмятине наружу. При этом, как отмечалось выше, приварка наконечника обратного молота не вредит металлу и почти не оставляет на нем следов.
Шайбы привариваются споттером к помятой стали в одно касание.
Затем через отверстия в шайбах продевается стальной прут, за который можно подцепиться рычагом или специальным упором, чтобы вытянуть вмятину.
– Также споттер позволяет приварить ко вмятине несколько специальных шайб или волнистую проволоку. Затем к ним подцепляются специальной гребенкой, за которую можно тянуть, применяя специальный рычаг, – поясняет специалист.
Волнистая проволока приваривается лифтером к поврежденной области.
Затем к ней можно подцепиться крючками (гребенкой) и вытягивать вмятину специальным рычагом.
Еще один аксессуар для споттера – специальный лифтер. Кончик его стержня приваривается ко вмятине, специальная опора упирается на кузова, вытягивание металла происходит плавным приложением силы через специальную рукоятку.
Специальная насадка для споттера – лифтер: стержень приваривается к месту повреждения.
Затем мастер по кузовному ремонту подтягивает металл на месте вмятины.
Применение той или иной оснастки споттера зависит от вмятины. В любом случае, решение применяет мастер, опираясь на свой опыт.
При осаживании металла – тех самых бугров, «хлопунов», «шишек» и прочего – сила тока споттера используется для нагрева металла. Тут следует пояснить, что почти всегда образование выпуклостей на кузовных деталях связано с растягиванием и утончением металла. Ликвидировать растяжение – образовавшуюся избыточную площадь металла – можно при помощи нагрева. В этом случае применяется специальная насадка споттера, которая не приваривается к металлу, а прогревает, буквально накаляет его. Насадка приставляется к выпуклости, нагревает ее – металл осаживается. При этом в области выпуклости исчезает избыточная площадь, даже восстанавливается первоначальная толщина стали.
Отдельный вид ремонта споттером связан с осаживанием выпуклостей специальной насадкой, прогревающий сталь в месте контакта с ней.
Поясним происходящее «чудо»: в ходе точечного нагрева и небольшого надавливания кончиком насадки споттера сталь становится пластичной и податливой, но избыточную площадь растянутого металла по периметру «подпирает» холодный (т.е. не нагреваемый споттером) металл. В результате у растянутой стали при нагреве буквально нет другого выхода кроме как принять изначальную форму и плоскость.
Реальный пример ремонта споттером
На СТО «Нет вмятин» обратился клиент для локального удаления вмятины. Вмятина присуствует в сложном и труднодоступном для ремонта месте – в самом низу колесной арки. Понятно, что добраться к этому участку для выстукивания с обратной стороны практически невозможно: демонтаж и подготовка машины к ремонту займет больше времени, чем сам ремонт (восстановление геометрии).
Вмятина на арке заднего колеса была «отремонтирована» шпатлевкой, которая затем растрескалась. Для качественного ремонта владелец автомобиля обратился на СТО «Нет вмятин» за услугой по удалению данной вмятины под покраску с максимальным восстановлением изначальной геометрии кузовного элемента.
Тут же отметим, что эта вмятина на этом месте прежде была «отремонтирована» толстым слоем шпатлевки. Понятно, что такой псевдоремонт – самый доступный способ косметического ремонта. Через несколько лет шпатлевка в этом месте растрескалась. Владелец машины решил прибегнуть к удалению вмятины с неизбежной в этом конкретном случае покраской. Однако удаление вмятины с применением споттера позволяет, как мы уже знаем, довести геометрию поврежденного участка кузова практически до изначального. Также, что характерно для этого участка на вмятине, мастер по кузовному ремонту может довольно точно восстановить присутствующий на арке кант. При подготовке кузова к покраске этот кант не придется «вылеплять» из шпатлевки.
Финальный результат локального кузовного ремонта. Благодаря применению споттера была восстановлена изначальная геометрия кузовной стали. Под слоем краски – минимум шпатлевки.
Рихтовка автомобиля с применением споттера и принцип работы аппарата
Под рихтовкой понимают технологию устранения неровностей на металле, она является одним из видов кузовных работ. Существуют различные инструменты, которые используют для осуществления ремонта такого типа. Одним из них является споттер для рихтовки авто.
Принцип работы
Споттером называют аппарат односторонней точечной сварки. Принцип функционирования данных устройств основан на выделении большого количества тепла в точке контакта соединяемых деталей при прохождении электрического тока. То есть споттером осуществляют контактную сварку сопротивлением.
К месту соединения элементов рассматриваемый прибор подает ток силой примерно 3-5 тыс. А на 1 мм толщины металла. Благодаря этому в данной точке происходит разогрев материала до температуры, близкой к точке плавления. При этом соединяемые элементы прижимаются друг к другу механическим усилием либо пневмоклещами с усилием в 150 кг на время не более секунды.
Недопустим нагрев металла до точки плавления, так как из-за этого при сжатии может произойти выдавливание. Это нужно учитывать тем, кто собирается сделать самодельный споттер.
Наглядно понять принцип функционирования данных устройств позволит видео.
Во многих фирменных инструментах температуру необходимого нагрева определяет микропроцессор. Самодельный аналог следует оснастить ручной регулировкой данного параметра. Большинство созданных своими руками споттеров однофазные. Возможно создать двух- и трехфазное устройство, однако в любом случае его требуется оснастить выпрямителем тока, а такая конструкция весьма сложна. Более подробно узнать о том, как сделать споттер своими руками, можно из многих видео в Сети.
Параметры споттеров
На рынке представлены различные модели рассматриваемых устройств, отличающиеся конструкцией и характеристиками. Наиболее дешевые варианты — однофазные трансформаторные переменного тока. Однако они не подходят для работы с оцинкованным или высокопрочным металлом.
Более мощные споттеры оснащают трансформаторами трехфазного постоянного тока. Однако современные модели комплектуют инверторами, которые обеспечивают им компактные размеры и небольшую массу, а также высокое качество работ благодаря возможности создания тока частотой до 2000 Гц. К тому же такие споттеры имеют электронное управление и способны сваривать любые металлы. Узнать о параметрах различных видов данных инструментов можно из статей и видео опытных гаражников.
Применение
Рассматриваемые инструменты используют для кузовного ремонта во многих мастерских. К тому же споттером возможно сделать рихтовку и обычным пользователям своими руками. Споттер применяют для осуществления ремонтных работ крупных кузовных деталей авто.
Особо актуален данный инструмент в тех случаях, когда доступ к обратной стороне поврежденного участка детали авто затруднен либо невозможен, и рихтовка может быть осуществлена лишь с внешней стороны.
И даже в случае возможности обеспечения доступа к рабочей поверхности с тыльной стороны применение споттера исключает необходимость этого, упрощая таким образом работы, так как для этого требуется снимать обшивку или какие-либо другие детали. Поэтому нередко с применением данного инструмента осуществляют рихтовку порогов, дверей и прочих кузовных элементов.
Другим немаловажным преимуществом такой технологии рихтовки является сохранение исходных швов и стыков на панелях, а также антикоррозионного покрытия. Кроме того, споттер обеспечивает небольшую зону ремонта, что сокращает время работ, затраты материалов, а соответственно, и финансов. Названными параметрами споттеров обусловлено их распространение в последнее время.
Технология проведения работы
Предварительно с деформированной поверхности необходимо удалить лакокрасочный материал, антикоррозионное покрытие и коррозию. От тщательности осуществления названных работ зависит качество ремонта, то есть прочность создаваемого соединения.
После очистки на рабочей поверхности закрепляют контакт заземления. Затем методом точечной сварки присоединяют крепежные элементы, в качестве которых могут быть использованы треугольники, шпильки, шайбы, обратный молоток. Наконец, оборудованием для правки, таким как, например механические растяжки, гидроцилиндры, обратный молоток, стяжки, захватывают крепежный элемент и вытягивают деформированную поверхность до исходного состояния.
По завершении правки крепежную деталь выкручивают, а рабочую поверхность зачищают шлифовальным оборудованием. Наглядно увидеть выполнение рихтовки можно на видео опытных мастеров.
Чтобы сделать ремонт успешно и достичь качественного результата, нужно учитывать приведенные далее особенности.
Об особенностях настройки инструмента своими руками можно в узнать также из видео.
Как самостоятельно исправить вмятины и изгибы на авто Споттером – пошаговая инструкция
Автомобили 21-го века, безусловно, стали более совершенными по многим параметрам, но на их кузовах до сих пор появляются вмятины и изгибы, являющиеся следствием не совсем удачного заезда в гараж или столкновения с преградой во время парковки.
Современный двигатель вырабатывает более высокую мощность, меньше загрязняет окружающую среду и служит вдвое дольше, чем двигатель старого образца, но при этом используемый листовой металл стал тоньше, и на кузове легко появляются вмятины. Сталь хорошо поддается сварке, поэтому ручной споттер (устройство для точечной сварки) с обратным молотком позволит достаточно быстро восстановить помятую панель кузова.
Инструменты, необходимые для ремонта вмятин
Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы:
Пошаговая инструкция
1. Снятие лакокрасочного покрытия
Использование споттера подразумевает наличие чистой металлической поверхности без лакокрасочного покрытия. Надев защитные очки и кожаные перчатки, воспользуйтесь угловой шлифовальной машиной с лепестковым шлифовальным кругом, чтобы снять краску с участка кузова с вмятиной.
2. Приварные шпильки
Следуя линиям сгиба, приварите шпильки с шагом в несколько сантиметров на самом глубоком участке вмятины. Если вмятина слишком большая, помимо линии сгиба нужно дополнительно вытянуть менее глубокие участки вокруг него.
В процессе деформации и сгибания металл немного растягивается, но при слабых столкновениях растяжка металла не сильная, поскольку листовой металл сам по себе достаточно тонкий. Во время приваривания шпилек будьте осторожны, чтобы избежать случайного воспламенения грунтовки или застрявших под панелью засохших листьев.
Приварные шпильки просты в использовании: вставьте шпильку в носик споттера. Прижмите споттер к панели. Нажмите кнопку на споттере и удерживайте ее в течение 5 секунд.
3. Вытяжка вмятины
Конец обратного молотка по размеру идеально подходит к шпилькам и имеет специальное колесико, которое их захватывает. Наденьте его на шпильку, расположенную дальше всего от центра вмятины, и вытяните ее.
Проделайте это действие с каждой шпилькой, постепенно приближаясь к самому глубокому участку вмятины. Может понадобиться повторение этой процедуры, что зависит от степени повреждения.
4. Удаление шпилек
После возвращения панели надлежащей формы срежьте шпильки при помощи кусачек для проволоки. При помощи угловой шлифовальной машины удалите остатки приварных шпилек, но делайте это аккуратно, чтобы не повредить панель.
5. Кузовная шпатлевка
Если вытяжка вмятины и удаление шпилек прошли успешно, далее понадобится небольшое количество кузовной шпатлевки. На этом этапе следует тщательно очистить металл от пыли и смазки. Некоторые мастера предпочитают наносить на чистый металл качественную эпоксидную грунтовку для борьбы с коррозией, но кузовная шпатлевка лучше держится на чистом металле. Эту процедуру, возможно, придется выполнить более 3 раз, то есть столько, сколько понадобится для получения ровной гладкой поверхности.
Смешайте кузовную шпатлевку размером с мячик для гольфа с отвердителем (величиной с горошину). Рекомендуемое соотношение этих компонентов составляет 50:1, но лучше меньше, чем больше. Нанесите шпатлевку на панель, уделяя особое внимание отверстиям и углублениям, но помните, чем ровнее нанести этот слой, тем меньше потом придется зашлифовывать этот участок. В идеале толщина шпатлевки не должна превышать 1/8″. Используйте только необходимое количество средства, ведь при шлифовке излишки будут удаляться.
6. Придание формы и шлифовка
Для начала возьмите крупнозернистую наждачную бумагу (для первичной шлифовки можно использовать бумагу зернистостью 80). Для придания первичной формы можно воспользоваться небольшим шлифовальным блоком.
К работе можно приступать, не дожидаясь полного затвердевания шпатлевки. Более того, это даже облегчит и ускорит придание панели нужной формы.
7. Грунтовка и мокрая шлифовка
Когда панель становится максимально гладкой, приходит время нанесения 1-2 слоев грунтовки. Грунтовка герметизирует поверхность, способствует адгезии краски, а также обеспечивает однородный цвет, благодаря чему можно использовать меньше краски. Если до сих пор видно царапины или неровности поверхности, достичь нужной гладкости помогут дополнительный слой грунтовки и шлифовка наждачной бумагой с зернистостью 400. Если на слое грунтовки видны маленькие щербинки или поры, воспользуйтесь стекольной замазкой. Она похожа на грунтовку, но чуть более редкая и менее плотная.
Перед грунтовкой рекомендуется выполнить мокрую шлифовку (зернистость 400), особенно если на металле осталась старая краска. Протрите поверхность растворителем для лака, чтобы удалить смазку или грязь, а потом при помощи пылесборной салфетки снимите всю пыль (эту салфетку нужно использовать также перед нанесением каждого слоя грунтовки или краски).
Распределите грунтовку движениями вперед-назад, наложив 2-3 слоя. Дайте грунтовке высохнуть и снова выполните мокрую шлифовку наждачной бумагой с зернистостью 600, что позволит удалить шлифовочные разводы, остатки шпатлевки или грунтовки. При желании получить в итоге предельно гладкое и блестящее верхнее покрытие, нужно максимально равномерно нанести грунтовочный слой. Если в процессе шлифовки было случайно снято слишком много грунтовки, нанесите еще один слой, дайте ему высохнуть и снова слегка зашлифуйте.
8. Базовое покрытие
Если речь идет о распространенном цвете металлик или карамель, обязательно нужно встряхивать баллончик каждые несколько минут, держать распылитель строго перпендикулярно панели и перемещать баллончик с одинаковой скоростью. Если хоть на секунду задержать баллончик в одном месте, в результате получите участок более темного цвета и с большим количеством металлических частичек, что будет очень заметно.
Нанесите несколько тонких слоев, пока не получите полное перекрытие с минимальным количеством краски. Иногда для соответствия цвету понадобится нанесение еще нескольких тонких слоев. Это самый сложный этап процедуры.
9. Прозрачный лак
Практически ко всем современным автомобилям применяется двухкомпонентная система нанесения (базовое покрытие/прозрачный лак), подразумевающая перекрытие базового слоя прозрачным лаком. Это нужно для обеспечения блеска и защиты от ультрафиолетового излучения. Когда красочный слой просохнет, но не полностью высохнет, добавьте несколько слоев прозрачного лака поверх краски, чтобы усилить блеск и защиту.
Обязательно прочтите инструкцию по использованию средства, поскольку в ней указывается временной интервал. Например: «Для достижения наилучшего результата нанесите прозрачный лак через 2-24 часа после нанесения базового покрытия». Если превысить указанный интервал, лак может недостаточно прочно закрепиться на покрытии. В случае если перед нанесением лака нужно подождать несколько дней, решить проблему поможет наждачная бумага с зернистостью 600 или 800.
Новая формула аэрозольного прозрачного лака 2К обеспечивает долговечность покрытия без использования профессионального распыляющего оборудования. Обычный с виду аэрозольный баллончик имеет внизу специальную кнопку активатора. При нажатии кнопки в баллончик подается активатор, обеспечивающий затвердевание (как эпоксидная смола) в считанные часы после применения.