Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Выход фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (оригинальное название — Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb)

«До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb» ) — кинофильм Стэнли Кубрика. Антимилитаристская сатира на американское правительство времён холодной войны. Снят в 1963 году и выпущен в прокат в 1964 году.

Содержание

Сюжет

Генерал блокировал возможность отозвать самолёты и отказывается сообщить командованию код отзыва. Персоналу базы объявлено, что СССР и США обменялись ядерными ударами, и в силу вступает «план R» — чрезвычайный военный план, позволяющий высшему офицерскому составу отдавать приказы наносить удары возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой. Кроме того, Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники, чтобы вверенные ему войска не узнали о его афере.

Во время чрезвычайного совещания в Пентагоне президент США Меркин Маффли (Питер Селлерс), генерал «Бак» Тёрджидсон (Джордж С. Скотт), постоянно жующий жевательную резинку, и другие высшие чины пытаются найти в этой ситуации оптимальный выход. Голоса тех, кто призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, примерно равны голосам тех, кто настаивает на том, что войны нужно избежать любым способом. Президент решает поддержать вторых.

Генерал Тёрджидсон, напротив, пытается убедить президента в необходимости использования «преимуществ» данной ситуации. По его мнению, в случае первого удара США уничтожат 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, в результате чего Америка добьётся окончательной победы в глобальном масштабе с «допустимыми» потерями в 10—20 млн человек. Он шокирован, услышав, что президент Маффли срочно вызывает советского посла Алексея де Садецкого (Питер Булл). Генерал пытается поймать дипломата на использовании миниатюрного фотоаппарата в сверхсекретной Военной комнате в Пентагоне и требует выставить его, сорвав тем самым возможность мирного урегулирования.

Противодействие «ястребов» не мешает американскому президенту связаться по горячей линии с премьер-министром СССР (посол СССР на ломаном русском называет его «Товарищ председатель») Дмитрием Кисовым и, обменявшись любезностями, сообщить о «небольшой неприятности» с ядерной атакой. Поскольку Маффли не в состоянии отозвать собственные самолёты, он предлагает своему советскому коллеге всю необходимую информацию, чтобы попросту сбить их. Премьер СССР, находящийся в нетрезвом состоянии, отвечает, что этот вопрос «не к нему, а к командованию ракетными войсками в Омске» и предлагает американскому президенту позвонить туда через омскую справочную.

Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер. Среди офицеров базы оказывается капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), который, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны, осознает весь ужас происходящего и безуспешно пытается выведать у Риппера код отзыва самолётов. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Риппер и Мандрейк, выслушивающий безумные поучения о ценности дистиллированной воды и «жизненных соках» организма, составляют последний эшелон обороны, расстреливая через окно свои же войска из пулемёта.

В это время советская ПВО пытается сбить американские самолёты. Подбит бомбардировщик под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс), но самолёт продолжает лететь, хотя у него полностью уничтожены средства связи и на исходе горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолёты возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга упорно прорывается к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.

В дальнейшем доктор Стрейнджлав с энтузиазмом предлагает использовать грядущую гибель цивилизации с пользой для дела — спрятать «лучших представителей человеческой расы» (включая, естественно, всех присутствующих), в подземных убежищах, чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли. В силу ограниченности места в шахтах-убежищах число «избранных» Стрейнджлав ограничивает в 200 тыс. человек, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину». Довершает фашистско-евгеническую логику доктора предложение селективного отбора кандидатов на выживание: женщин следует отбирать по признаку молодости и привлекательности, а мужчин — умственных и физических возможностей, а также сообразно влиянию в политике и бизнесе.

При этом доктор никак не может справиться со своей правой рукой, которая то рефлекторно вскидывается в нацистском приветствии, то начинает его душить. Ещё сложнее с обращением к президенту: Стрейнджлав называет его то «Майн президент», то «Майн фюрер» (нем. Mein Führer ). В самом конце фильма, перед сценами с многочисленными ядерными взрывами, доктор Стрейнджлав встаёт с инвалидной коляски с возгласом «Мой фюрер, я могу ходить!».

Под лирическую мелодию времён Второй мировой войны «Мы встретимся с вами снова» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.

Персонажи

Ключевые персонажи фильма носят выразительные имена-метки.

«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb)

«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ»

(Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb)

Производство: Великобритания—США, 1964 г. Авторы сценария: Т. Сазерн, С. Кубрик по роману П. Джорджа. Режиссёр С. Кубрик. Оператор Дж. Тейлор. Композитор Л. Джонсон. Художник К. Адам. В ролях: П. Селлерс, Дж. Скотт, К. Винн, С. Пайкенс, П. Булл, Дж. Ирл Джонс и др.

Одна из самых знаменитых сатирических комедий мирового кино со странным названием «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» создавалась в обстановке международной напряжённости, когда обострились отношения между СССР и США. Карибский кризис едва не привёл к масштабному столкновению.

Алистер Бакан, руководитель Института стратегических исследований, посоветовал Кубрику прочитать роман Питера Брайанта «За два часа до гибели» (настоящее имя автора, отставного лейтенанта ВВС Великобритании, — Питер Джордж). В книге рассказывалось о том, как некий американский генерал, страдающий депрессией, отдаёт приказ о ядерной атаке на Советский Союз. К счастью, катастрофы удаётся избежать. Книга заканчивается оптимистически: русские и американские лидеры торжественно заверяют друг друга, что подобная авантюра больше не повторится.

«Доктор Стейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» — сатира на Пентагон, на армию, военное и гражданское руководство. Если произведение Джорджа было триллером с лихо закрученным сюжетом, то Кубрик и его соавтор Терри Сазерн решали тему в сатирическом ключе. Отсюда забавные имена, данные персонажам.

В Пентагоне становится известно, что база не отвечает на вызовы. На экране появляется генерал ВВС. Представление его происходит в гротескном стиле. Сначала на телефонный звонок в кабинете генерала появляется полуобнажённая блондинка и официально объясняет, что её шеф занят. Затем после настойчивых требований к телефону ползёт на четвереньках совершенно пьяный генерал (его играет Джордж Скотт).

А тем временем бомбардировщики летят в Россию. Майор Конг, получив приказ, надевает ковбойскую шляпу и распечатывает неприкосновенный пакет, в котором набор вещей, необходимых лётчику на случай, если он окажется на вражеской территории: три пары нейлоновых чулок, губная помада, презервативы, успокаивающие и тонизирующие таблетки, доллары, рубли и, наконец, карманная Библия.

Сюжет фильма развивается параллельно — на базе, в секретной совещательной комнате Белого дома и на борту бомбардировщика. В Белом доме разгорается склока — генералы обвиняют друг друга, а президент (Питер Селлерс) пытается выработать программу действий. Решено атаковать базу силами морской пехоты. На базе связной офицер пытается открыть код, при помощи которого можно вернуть бомбардировщики обратно.

Среди прототипов доктора Стрейнджлава, образа собирательного, — Генри Киссинджер (уроженец Берлина, один из разработчиков ядерной стратегии США), Вернер фон Браун (нацистский учёный, создатель ракет «Фау-1» и «Фау-2», позднее помогавший США осваивать космос). В одном из эпизодов механическая рука доктора Стрейнджлава дёргается и непроизвольно вытягивается в фашистском приветствии, он с ней борется и, потеряв контроль, неожиданно обращается к президенту: «Мой фюрер!» Политическую суть учёных типа Вернера фон Брауна вскрывают авторы в этой зловещей карикатуре.

Англичанин Питер Селлерс сыграл в фильме три разноплановые роли. Он претендовал и на четвёртую, однако не смог овладеть техасским акцентом майора Т. Дж. «Кинг» Конга. И Кубрик подыскал другого актёра на эту роль. Вспомнив о работе Слима Пайкенса в вестерне «Одноглазый Джек» (1961), он доверил ему роль Конга. Но при этом режиссёр пошёл на хитрость. Он не позволил актёру прочитать весь сценарий и ни словом не обмолвился о том, что делает чёрную комедию. Пайкенс играл предельно серьёзно, будто снимался в настоящей драме. Результат оказался впечатляющим.

На роль генерала Джека Рипперта Кубрик выбрал Стерлинга Хейдена, с которым сотрудничал ещё в малобюджетной ленте «Убийство» (1956).

Расположение Джорджа Скотта, исполнителя роли пентагоновского генерала, режиссёр завоевал необычным путём — игрой в шахматы. Уступив в нескольких партиях, Джордж невольно зауважал Кубрика и на съёмочной площадке старался вовсю.

Кубрик начал готовиться к съёмкам фильма «За два часа до гибели» на английской студии Шеппертон в октябре 1962 года. Теперь фильм назывался «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».

Под руководством художника фильма Кена Адама («Доктор Но») в павильоне студии были построены впечатляющие декорации Военного зала, где проходят совещания.

Руководство ВВС США не позволило Кубрику и его дизайнеру познакомиться с интерьером кабины бомбардировщика «Б-52», ссылаясь на секретность. Пришлось прибегнуть к помощи фотографий и фантазии. После выхода картины на экран в ВВС США не сомневались, что Кубрик воспользовался шпионской информацией.

Кубрику не очень нравилась концовка. Он поделился своими сомнениями со Спайком Миллиганом. Тот ответил: «Почему бы в финале Вере Линн не спеть „Мы встретимся вновь“?» Кубрик прислушался к его совету.

Съёмки закончились 23 апреля 1963 года, после пятнадцати недель работы.

Премьера «Доктора Стрейнджлава» была назначена на 12 декабря 1963 года. Однако выстрелы в Далласе, прозвучавшие 22 ноября и унёсшие жизнь президента Джона Кеннеди, отложили выход фильма на экран. Премьера «Доктора Стрейнджлава» в США состоялась только 29 января 1964 года.

Фильм претендовал на четыре премии «Оскар» — в номинациях: лучший фильм, актёр, режиссёр и адаптированный сценарий. Уникальный случай: Селлерс был номинирован на звание лучшего актёра за фильм, в котором сыграл три разных роли.

«Доктор Стрейнджлав» входит в тройку лучших комедий США — по мнению Американской киноакадемии.

По опросу «Энтертейнмент уикли» картина Кубрика занимает 14-е место среди шедевров мирового кинематографа.

Читайте также

Не будем бояться юза

Не будем бояться юза Не бойтесь юза! Во-первых, постарайтесь ездить так, чтобы его избежать, а во вторых, научитесь выходить из юза. Сознание, что вы сумеете справиться со скольжением, придаст вам уверенности в себе. Если же автомобиль внезапно занесет в сторону, не следует

3. Love is

3. Love is Кажется, все самые любимые вкусности перечислили… Ничего не забыли? Подумай хорошенько! На весёлый куплет смешной детской песенки… Идёт-бредёт Корова: «Му-му, му-му, му-му, Жевательной резинки Кому, кому, кому?» — …в припеве звучит дружный ликующий ответ: «Мне!

First Love Первая любовь[71]

First Love Первая любовь[71] 1939 — США (78 мин)· Произв. U (Джо Пастернак)? Реж. ГЕНРИ КОСТЕР? Сцен. Брюс Мэннинг и Лайонел Хаузер· Опер. Джозеф Валентайн· Муз. арии Иоганна Штрауса, Пуччини и т. д.· В ролях Диэнна Дёрбин (Конни Хардинг), Хелен Пэрриш (Барбара Клинтон), Роберт Стэк (Тед

Griffin and Phoenix: A Love Story Гриффин и Феникс — история любви

Griffin and Phoenix: A Love Story Гриффин и Феникс — история любви 1976 — США (95 мин)? Произв. ABC Circle Film (Тони Томас)? Реж. ДЭРИЛ ДЬЮК? Сцен. Джон Хилл· Опер. Ричард Глоунер (цв.)· Муз. Джордж Элайссон Типтон· В ролях Джилл Клейбёрг (Сара Феникс), Питер Фалк (Джеффри Гриффин), Дороти Тристан (Джин

Love Me Tonight Полюби меня сегодня

Love Me Tonight Полюби меня сегодня 1932 — США (90 мин)? Произв. PAR (Рубен Мамулян)? Реж. РУБЕН МАМУЛЯН? Сцен. Сэмюэл Хоффенстин, Уолдемар Янг, Джордж Мэрион-мл. по пьесе Леопольда Маршана и Поля Армона «Портной во дворце» (Taylor in the Ch?teau)· Опер. Виктор Милнер· Песни Ричард Роджерз и

Нам нечего бояться, кроме самого страха

Нам нечего бояться, кроме самого страха С английского: The only thing we have to fear is fear itself.Слова из первой речи 32-го президента США (1933—1945) Франклина Делано Рузвельта (1882—1945), избиравшегося на этот пост 4 раза.В оригинале: Единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха,

6. 24. НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ АЭС

6. 24. НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ АЭС Информация к размышлению. Об атомной энергетике наше общество знает недостаточно, а освещение этих знаний в СМИ в послечернобыльский период было крайне односторонним. Будущее же нашей страны, в том числе и Смоленщины, связано с перспективами

СТОЯТЬ! БОЯТЬСЯ! ДЕНЕГ НЕ ПРЯТАТЬ!

СТОЯТЬ! БОЯТЬСЯ! ДЕНЕГ НЕ ПРЯТАТЬ! Смастерить «приговор» за нарушение ПДД для государства оказалось делом пустяковым: тяп-ляп и готово гаишное постановление на стольник. Заковыристее оказалась забота по относительно честному отъему денег у провинившихся

Если человек перестал дышать

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Доктор Стрейнджлав» / «Dr. Strangelove» / «Doctor Strangelove», «Доктор Стрейнджлав, или: как я перестал бояться и полюбил бомбу» / «Doctor Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb», «Как я перестал бояться и полюбил бомбу» / «How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb», «Стрейнджлав» / «Strangelove» (варианты названия), «Деликатный баланс ужаса» / «A Delicate Balance of Terror», «Грань гибели» / «Edge of Doom» (рабочие названия).

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Стэнли Кубрик (номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Стэнли Кубрик, Терри Саузерн, Питер Джордж (номинация на «Оскар») по книге Питера Джорджа.

Композитор Лори Джонсон.

Оператор Гилберт Тейлор.

Также в ролях: Питер Селлерс (также доктор Стрейнджлав, номинация на «Оскар»), Кинан Уинн (полковник «Бэт» Гуано), Слим Пикенс (майор «Кинг» Конг), Питер Булл (посол СССР Алексей де Садески), Джеймс Эрл Джонс (лейтенант Лотар Зогг), Трейси Рид (мисс Скотт), Джек Крели (мистер Стейнс), Фрэнк Берри (лейтенант Дитрич), Роберт О’Нил (адмирал Рэндолф).

Рецензия

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb Главный советник

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb Генерал решителен

Непреходящая злободневность фильма, который по праву считается лучшим сатирическим кинопроизведением XX века (наряду чаплинским «Великим диктатором» /1940/), в немалой степени объясним точностью и доскональностью художественного прогноза-диагноза того, как будут развиваться события при определённом, отнюдь не фантастическом стечении обстоятельств. Не благодаря, но как бы даже вопреки манере «сверхчёрного юмора», избранной режиссёром, в мрачных красках живописующим преступную растерянность лидеров США и СССР и их окружения. Реакция мечущегося Маффли, силящегося преодолеть собственное бессилие и решить возникшую «маленькую проблему» (как тот заявляет в телефонном разговоре с закадычным приятелем Дмитрием), кажется почти запротоколированной. Из нескольких десятков прочитанных книг по теме Стэнли остановил выбор, призвав для адаптации в соавторы юмориста Терри Саузерна, на романе «Красная угроза», впервые опубликованном Питером Джорджем (кстати, отставным офицером НАТО) в 1958-м под псевдонимом Питер Брайент и с заголовком «Два часа до гибели». И не меньше «черпал вдохновение» в трудах Германа Кана, идеолога термоядерной политики, и оптимиста «до мозга костей» Дейла Карнеги, ряде иных сборников, документов, научных и публицистических статей.

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb Всё идёт по плану

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb Идёт совещание

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb Истинное лицо доктора

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb Капитан Мандрейк докладывает

Как ни странно, в мировом кинематографе появилось не так уж много фильмов, посвящённых вероятному ядерному конфликту, – гораздо меньше, чем фантастических антиутопий, действие которых разворачивается «после Третьей мировой войны», то есть собственно катастрофа остаётся за кадром. Однако ни предшественники «Доктора Стрейнджлава» в лице аллегории «Целуй меня насмерть» /1955/ и драмы «На берегу» /1959/, ни параллельно осуществлявшаяся постановка Люмета, ни последующие достижения не отличаются схожей художественной и прежде всего гражданской смелостью, граничащей с дерзостью, будучи менее бескомпромиссными по духу и эстетически совершенными. В творчестве же самого Кубрика именно в «чёрной комедии», послужившей источником вдохновения для режиссёров разных поколений (лучшие юмористические произведения Голливуда отныне будут окрашены в мрачные тона, содержать элементы гиньоля), оказались впервые подняты ключевые проблемы столетия.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

ТочностьВыборочно проверено

«До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb» ) — кинофильм Стэнли Кубрика. Антимилитаристская сатира на военные программы и правительства США времён холодной войны.

Цитаты [ править ]

— Коммунисты не считаются ни с чужой жизнью, ни со своей собственной. В связи с этим приказываю принять чрезвычайные меры предосторожности. Враг может прийти в одиночку или целой армией. Он может прийти в форме наших солдат. Мы должны остановить его. Нельзя позволить врагу проникнуть на базу. Поэтому приказываю усвоить три простых правила. Первое. Не доверять ни форме, ни званию, если вы не знакомы с человеком лично. Второе. Любой, кто углубится на двести ярдов внутрь периметра, должен быть уничтожен. Третье. Сначала стреляйте, а потом спрашивайте. Лучше потерять по недоразумению несколько своих, чем по беспечности потерять базу и личный состав. Любое изменение этих правил должно исходить от меня лично. И в заключение, ребята, я хочу сказать, что за те два года, которые я имел честь быть вашим командиром, я ожидал от вас полной отдачи, и вы оправдывали мои ожидания. Сегодня на вас рассчитывает нация. Мы не должны облажаться. Удачи вам всем.

— Я не могу сидеть и ждать, пока коммунистические идеи, коммунистическая доктрина, коммунистический переворот и международный коммунистический заговор загрязнят и высосут бесценные жидкости наших тел.

— Да, джентльмены, самолёты вылетели, и никто их не вернёт. Предлагаю послать остальные бомбардировщики вслед за ними. Иначе мы будем уничтожены ответным ударом русских. Мои парни обеспечат прекрасное начало удара. Тысяча четыреста мегатонн. И ни хрена вы их не остановите. Так что пусть летят. Выбора нет. Мы восторжествуем в мире, свободном от страхов, добившись высокой чистоты и концентрации наших естественных жидкостей. Да благословит вас Бог.

— Алло. Я же просил тебя не звонить сюда. Слушай, детка, я сейчас не могу говорить. Меня ждёт президент. Конечно, Баки хотел бы быть с тобой. Конечно, не только физически. Я глубоко уважаю тебя как человека. Скоро я сделаю тебя миссис Бак Тэрджидсон. Слушай, ложись спать. Бак придет, как только сможет. Хорошо. Кстати, не забудь помолиться.

— Попробуйте ямайскую сигару, посол.
— Спасибо. Я не беру продукцию марионеток империализма.
— Только марионеток коммунизма, да?
— Господин президент, неужели вы не дадите по рукам этому вшивому комми?

— Машина смерти. Устройство, которое способно уничтожить всё живое на Земле. Когда она сработает, будет такое радиоактивное заражение, что через десять месяцев Земля станет мёртвой, как Луна.

— Весь смысл машины смерти теряется, если ее держать в секрете. Почему вы не рассказали о ней всем?
— Об этом должны были объявить в понедельник, на съезде партии. Как вы знаете, генсек любит сюрпризы.

— Ты должен понять, что фторирование — это самый жуткий, чудовищный и опасный план вероломных коммунистов…

— Да, я не совсем понимаю, к чему ты ведёшь.
— К воде — вот, к чему я веду. Вода. Вода — источник жизни. 7/10 поверхности Земли — вода. Ты знаешь, что ты на 70 % состоишь из воды?
— Вот это да.
— Как и всем людям, нам нужна вода, чтобы пополнять запасы наших телесных соков.

— … если вы не дозвонитесь президенту США, знаете, что с вами будет?
— Что?
— Вам придется ответить перед компанией Coca-Cola.

— У вас есть 55 центов?
— Ты что думешь, я сражаюсь с мелочью в кармане?

— Мистер президент, у нас есть шанс сохранить ядро человечества. Можно будет жить внизу наших самых глубоких шахт…
— Если ОНИ будут размножаться быстрее чем МЫ, это даст им численный перевес. Президент, мы не можем допустить отставание по шахтам!

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

В чем состоит задача политического фильма, рассказывающего о политиках прошлого, настоящего и будущего, действительно существовавших или выдуманных? В выполнении социального заказа. Однако система крупного кинопроизводства всегда старается контролировать идеологическое содержание выпускаемых ими кинолент.

Ориентация на извлечение прибыли заставляет кинематографистов прислушиваться к желаниям публики. Зачастую её желания смутны, поскольку вырабатываются бессознательно под воздействием повседневных реалий: семейной, экономической, политической жизни. Чем противоречивей реальность и чем труднее функционировать в ней индивиду, тем выше ответственность художника за то, как он попытается обобщить этот травматический социальный опыт, какие вопросы задаст и альтернативы предложит. Искусство кино демократично, так как апеллирует к массам живыми (можно сказать, призрачными) образами, мало чем отличающимися от тех, что постоянно мелькают перед глазами. Аффективно воздействуя на зрителя, они могут сформировать в нем новую политическую идентичность. Однако для этого экранные персонажи должны быть достаточно убедительными, то есть соответствовать некоторым общепринятым представлениям о субъектности, но вместе с тем – обладать набором утопических идей, поскольку только утопическое мышление способно сгенерировать ответ на чрезвычайно острый вопрос: как разрубить гордиев узел сковывающих нас противоречий и прийти к качественно новому общественному состоянию. Профессиональный политик в строгом костюме, отважный профсоюзный активист, народный избранник трудящегося народа, реже – революционер, чаще – бескомпромиссный бизнесмен – вот набор героев, способных, по мнению большинства людей, действительно переломить ход событий и сказать свое слово.

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Стэнли Кубрик – один из немногих голливудских режиссеров, кто сумел в данной ситуации «усидеть на двух стульях». Скопив достаточно денег создавая чисто коммерческие картины (наиболее успешные в этом плане – при участии знаменитого актера Кирка Дугласа и его фирмы), бывший фотограф популярного журнала Look переезжает в Британию, чтобы снимать авторское кино, пользуясь доступными за рубежом мощностями голливудской машины. Так появляется на свет экранизация романа Питера Джорджа «Красная тревога» известная по всему миру под названием «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964) – антимилитаристский памфлет времен «холодной войны».

Автору политического кино очень легко попасть в петлю конкретной исторической ситуации, дав одномерный ответ на вызов, брошенный гражданскому обществу. Ничто не стоит на месте, и даже самосознание классов в совокупности с их внутренней организацией постоянно претерпевает существенные изменения. Отсюда всегда существует риск излишней ангажированности, которая в будущем будет радовать разве что пассионарных интеллектуалов, неуклонно поглядывающих назад, желая зарядиться энергией и отвагой прошлого, примерив на себя воинские латы давно ушедших на покой рыцарей. Так, творчество Кодзи Вакамацу будет понятно лишь тем, кто знает о существовании «Красной армии Японии», имеет представление об ее деятельности и трагической судьбе Фусако Сигэнобу – бессменного харизматического лидера движения. Или, например, антифильмы Ги Эрнесто Дебора на данный момент – артефакты борьбы со «зрелищностью», интересные разве что немногочисленным посетителям воображаемого музея ситуационистов, отцов стиля славного Красного мая.

Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Смотреть картинку Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Картинка про Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb. Фото Doctor strangelove or how i learned to stop worrying and love the bomb

Но свет былой славы меркнет, и прошлое все больше становится похожим на миф. Вот и главный мифограф протестного поколения, Жан-Люк Годар, сегодня только ностальгирует по тому времени, когда единство интеллектуальной теории и партизанской практики стояло на повестке дня. Поэтому, к сожалению, актуальное политическое послание его фильмов, в отличие от работ Кубрика, ныне тонет в новаторском, но сложном для рядового зрителя эстетическом шифре внутрикадрового и ассоциативного монтажа. «Стрейнджлава» же приближает к массовому зрителю «прозрачный» для понимания нарратив и смелость философского жеста. Кубрик бросает перчатку в лицо индустриальному государству за тем, чтобы с особой силой заявить о грозящей человечеству беде – полном уничтожении свободы индивида, оказавшегося в тисках ежедневно репрессирующих его институций.

Как буржуазный антропологический пессимист, Кубрик рассматривает эту проблему, подобно многим интеллектуалам прошлого столетия, в понятиях экзистенциализма и психоанализа, выискивая «корень зла» в ментальности людей [3]. Это становится ясно еще из его дебютной работы «Страх и желание» (1952), в которой рассказывается о четырех солдатах, заброшенных на фронт неизвестной войны. Основным местом действия в фильме является разум героев. Подобным образом складывается и история «Стрейнджлава».

Поступок Риппера становится причиной международного скандала. Если не отозвать самолеты – ответной бомбардировки не избежать. Высшее руководство страны в лице президента США Маффли обескуражено перспективой столкновения с Советским Союзом. На сторону Риппера встают военные (брутальный генерал Терджидсон), а также бывший немецкий ученый – прислужник Рейха – доктор Стрейнджлав, который точно знает, что делать, если осуществится худший сценарий.

Весь юмор картины – черный, он строится на тонкой грани между саспенсом и нелепой, неадекватной реакцией героев на происходящее. Например, полудокументальная съемка ручной камерой погружает зрителя вглубь вооруженной стычки между американскими войсками «обработанными» истерией Риппера с одной стороны – и президентскими отрядами с другой, вызывая неподдельное чувство тревоги и смятения. Но затем она ловит в объектив служащих смертоносного авиалайнера, мирно зачитывающихся эротическими журналами, прежде чем получить роковой приказ. На подобных диссонансах строится весь фильм режиссера.

Политика, по Кубрику – это мир мужчин. Устремляющиеся вперед носы самолетов, торчащие изо рта сигары и длинные ручные пулеметы – недвусмысленные фаллические символы мужской агрессивной натуры. Женщина здесь лишь «синдром мужчины» – объект желания, не способный затушить разгулявшийся от страха разрушительный инстинкт и как-либо повлиять на развитие событий.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *