Где изготавливают авто кареты
Кареты и автомобили. Кровные узы.
Что такое 100 лет? Кажется, это огромный промежуток времени, он длиннее продолжительности жизни большинства из нас. Но в масштабе истории – это лишь крупица, что можно прочувствовать, оглянувшись на историю автомобилей. Всего 131 год назад двигатель внутреннего сгорания впервые привёл в движение колёса патентованного автомобиля Бенца, всего 109 лет назад, благодаря Генри Форду, автомобиль стал не просто диковиной игрушкой, а доступным средством передвижения. Однако много ли с тех пор изменилось? Разумеется, технологии совершенствуются, спектр использования сильно развился, но так ли далеко мы ушли от кареты с мотором? Вопрос очень многогранный и спорный, однако, сейчас хочется затронуть преемственность традиций совершенно не связанных с функционалом, а лежащих в эстетической плоскости.
Неспроста я уже упомянул карету, ведь автомобилю от неё досталось не только 4 колеса. Одним из самых роскошных экипажей, имевшимся обычно только в монарших семьях и у самых приближенных подданных был ландо, название произошло от немецкого города Ландау, где предположительно в XVIII веке его и изобрели. Комфортабельная четырёхколёсная повозка имела низкую поясную линию, откидной верх и два ряда сидений, расположенных лицом друг к другу. Управлялся ландо кучером и использовался обычно дамами для светских выездов, или же для торжественных парадов и церемоний. Основной отличительной особенностью ландо была именно откидная крыша, которая открывалась от середины в две стороны, за головы пассажиров.
Конструкция была достаточно простой. Тканевая крыша натянута на каркас, который фиксировался боковыми, весьма изящными петлями. Позже, появилась похожая повозка, но только с одной открывающейся частью крыши, и получившая название ландоле.
Молодой автопром начала XX века рьяно принялся эксплуатировать решения, которые были уже опробованы мастерскими производящими кареты, те же мастерские начали создавать кузова для автомобилей, и давать им привычные имена. Разумеется, полноценного ландо с двигателем внутреннего сгорания быть не могло, в силу расположения сидений и водителя, так же и открытие крыши в обе стороны было не очень целесообразно, однако это имя достаточно долго эксплуатировалось. В 1935 году ассоциация автомобильных инженеров закрепила название ландо за закрытым кузовом автомобиля, с откидной половиной крыши над задними пассажирами, но название, по большому счету, так и не прижилось.
Гораздо более уместным в автомобильном дизайне оказался термин ландоле, он же стал и истинным приемником самой философии ландо. Ландолетами стали именовать роскошные автомобили представительского класса с откидным, обязательно мягким верхом, над задними пассажирами. Такие автомобили пользовались популярностью у публичных личностей, монарших особ и глав государств, для торжественных выездов, парадов, кинопремьер и всего в том же духе.
Предлагаемые кузовными ателье и серийными производителями в 20-х годах жесткие крыши покрытые тканью, кожей и искусственными материалами, с петлями ландо на задней стойке, создавали иллюзию откидного верха для автомобилей простых смертных водителей. На материале даже делались строчки и искусственные складки в местах «каркаса» и изгибов. В те годы автомобили с такими крышами именовались ландо, но мода на них быстро прошла, с наступлением 30-х годов формы автомобилей стали более округлыми, производители отдалялись от родства автомобилей с каретами и вспомнили о подобной отделке только после Второй Мировой Войны в конце 40-х, когда автомобильный дизайн получил новый толчок. Теперь, крыша, выполненная в подобном стиле именовалась винил топом, по названию материала. Искусственная кожа гораздо практичнее для автомобиля, используемого в современных условиях, ну и дешевле, разумеется.
Сначала винил топ и петли ландо стали популярны на представительских марках автомобилей, но позже стали появляться на богатых комплектациях самых разных моделей по всему миру, правда, уже без ландо петель. Его популярность продержалась довольно долго, примерно до 90-х, однако с современными плавными линиями он вязался уже не так хорошо, и для винила вновь наступил закат, хотя в Штатах, отдельные ателье предлагают изготовление винила на любой современный автомобиль. О винил топе наверное следует рассказать как-нибудь отдельно, потому как это достаточно объемная тема, со множеством интересных нюансов и деталей.
Целый ряд хорошо знакомых любителям американской классики терминов, так же пришел из каретных мастерских. Coupe de Ville, town car, victoria и brougham являясь очень похожими типами кузова, стали названием моделей и комплектаций многих известных американских автомобилей. Эта тема так же требует серьёзного изучения, и к ней мы еще обязательно вернёмся, но если в двух словах, то все эти термины пришли из Европы и они обозначали экипаж для коротких поездок по городу, где кучер должен был сидеть высоко и открыто, а его хозяин в комфортном, закрытом купе. Некоторые производители шикарных автомобилей начала XX века перенесли подобную компоновку и на автомобили: владелец автомобиля сидит в просторном и комфортном салоне, в то время как водитель за перегородкой от него и под открытым небом. Со временем такой кузов утратил популярность, но его имена, как символы роскоши, еще долго оставались в названиях американских автомобилей.
Свой бизнес: изготовление карет. Как построить карету своими руками? Как найти клиентов на изготовление карет?
В наш автомобильный век все ещё находятся люди, которые берутся за изготовление карет. При этом они превращают свое довольно затратное хобби в бизнес. Так есть ли смысл в том, чтобы вкладывать средства в столь нетипичное для современных реалий дело?
Особенности каретного бизнеса
Для организации подобного производства необходима определенная смелость. Но при правильном планировании небольшая мастерская может приносить стабильный доход.
Обязательно перед написанием бизнес-плана тщательно изучите спрос на вашу продукцию. Можно даже заранее обговорить с потенциальными клиентами варианты сотрудничества. Вам нужно быть уверенным, что вы сможете реализовать конные повозки.
Изготовление любого продукта связано с затратами. Поэтому определите финансовый резерв на закупку необходимых материалов. Просчитайте рентабельность. Не мешает самому разбираться в тонкостях создания карет. Если же вы не являетесь профи в этом, то необходимо будет подыскать мастера.
После этого не забудьте зарегистрировать свое предприятие. Для вас вполне подойдет форма ИП (индивидуальный предприниматель). Понятно, что нужно будет обратиться в налоговую инспекцию и встать на учет. Каких-либо лицензий и разрешений вам получать не надо.
Ищем клиентуру
Итак, кого же может заинтересовать ваш продукт? На первом месте в списке – туристические компании. Многие из них предлагают своим клиентам конные неспешные прогулки по историческим местам. Действительно, из окна автомобиля лицезреть достопримечательности скучно.
Вторая категория клиентов – это агентства, занимающиеся организацией свадебных торжеств. Event-компании часто вместо приевшихся уже лимузинов, огромных хаммеров и другого представительского авто предлагают новобрачным празднично украшенную карету. Это романтично, сказочно. Какая же из невест не мечтает оказаться на месте счастливой принцессы! Да и фотографии в альбоме будут просто изумительные.
Расширяем клиентскую базу
Помимо вышеперечисленных клиентов, не игнорируйте и сельских жителей. Им часто нужны брички, телеги, повозки. Найти мастера в деревне сейчас довольно сложно. Поэтому за добротной и надежной конной повозкой они с радостью будут обращаться к вам, да ещё и соседям вас посоветуют. Сейчас многие фермеры держат лошадей, предпочитая выезжать по хозяйственным нуждам в экипаже, так как это более экономичный транспорт, чем автомобиль.
Изготовление карет на заказ востребовано и коллекционерами. Но здесь нужно учесть, что просят они создать копию конкретной исторической вещи. Вам придется строго следовать эскизам, чертежам, с лупой изучая имеющиеся фотографии либо изображения в книгах. Подобные заказы, конечно, весьма дороги. Но и затрат они требуют существенных. При этом коллекционеры просят применять оригинальные, порой только аутентичные материалы. Поэтому сэкономить на расходном сырье не получится.
Мастерская
Понятно, что заниматься бизнесом в гараже у вас не выйдет. Вам необходима мастерская со складом. Можно арендовать под эти цели небольшое промышленное здание. В нем разместите нужное оборудование и приспособления. Оснастите место под хранение материалов и заготовок. И не забудьте о противопожарной безопасности. Вы будете работать с горючими и легковоспламеняющимися материалами. Вам же будет спокойнее, если помещение будет оснащено вытяжкой и системой пожаротушения.
Персонал
Как уже говорилось выше, вам следует понимать, из каких этапов состоит изготовление карет, и не только разбираться в технологии, но и самому уметь работать руками.
Но даже если вы и являетесь докой в этом вопросе, все равно понадобятся помощники. Вы можете заниматься производством сложных, дорогостоящих заказов. А вот подмастерья вполне способны справиться с простыми бричками и телегами, которые нужны фермерам.
Таким образом вы увеличиваете производительность своего предприятия.
Как построить карету своими руками
Теперь давайте подробнее остановимся на технологических моментах. Конечно, современные повозки сильно отличаются от своих предков. Если изготовить кареты точно так, как это делали несколько веков назад, то туристы или новобрачные вряд ли останутся довольны прогулкой в конном экипаже. Трясло в деревянных коробах прилично.
Поэтому современные мастера следуют во многом за автомобильной промышленностью. Здесь в ходу знакомые автомобилистам технологии: дисковые тормоза, амортизаторы, рессоры. Эти механизмы делают поездку более комфортной и безопасной.
Корпус изготавливается из облегченных материалов.
Общая схема того, как сделать карету, выглядит примерно так:
Конечно, технология и этапы могут слегка меняться. Все зависит от того, открытый или закрытый экипаж вы делаете.
Да и внешний вид может сильно разниться. Так, вам могут заказать весьма нестандартные модели. К примеру, будьте готовы создать карету в виде тыквы, как в сказках про Золушку. Если же вы беретесь за заказ для коллекционера, то вам нужно до тонкостей соблюдать всю технологию, применявшуюся в конкретную эпоху. Здесь необходимо будет изучить исторические хроники, книги, исследования специалистов.
О колесах
Колеса для кареты можно и нужно изготавливать по современным технологиям. В городе по асфальту не очень удобно передвигаться на традиционных деревянных колесах. Чаще всего используются облегченные варианты, снабженные шинами. Их ход мягче, да и лошадь будет меньше уставать тянуть повозку.
Хотя в некоторых случаях у вас могут попросить сделать деревянные колеса. Но учтите, что процесс этот трудоемкий. Особенно данное утверждение верно для изготовления оси. Поэтому многие мастера стараются по возможности приобрести готовые заготовки.
Выгодно или нет?
Так выгодно или нет изготовление карет? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте посчитаем. В один столбец внесем все расходы.
Здесь отсчет идет от 10 или 12 тысяч долларов. Стоимость коллекционных изделий подскакивает и до нескольких сот тысяч долларов. Один хороший мастер с опытом и умелыми руками вполне способен сделать в месяц две-три кареты. Так что прибыль у вас будет.
Но эти выкладки верны только в том случае, если будут потенциальные, а лучше даже постоянные клиенты. Поэтому на первом месте у вас должна стоять задача поиска тех, кому будут нужны ваши экипажи.
Изготовление карет
Основные принципы конструкции экипажей
Подробнее о подшипниках и втулках
Подшипники из МД хорошо зарекомендовали себя при работе в тяжелых абразивных, водно-абразивных и щелочно-кислотных средах, предотвращая износ валов и других деталей, работающих в паре с МД. Подшипники не требуют смазки в процессе работы, при этом срок работы подшипников из МД в 2-3 раза выше по сравнению со стальными аналогами, что подтверждено 30-летней практикой применения в промышленности, многочисленными научными исследованиями и заключениями. Подшипники проходили испытания в крупнейших животноводческих хозяйствах РТ (Свинокомплекс «Сосновоборский», совхоз «Татарстан», птицефабрика «Вятские Поляны»), а также Литейный завод ОАО КАМАЗ, где получили положительные отзывы и рекомендации к применению, что отражено в актах.
Подшипники скольжения с вкладышами из модифицированной древесины (МД) ГОСТ 9629-81, ТУ 4772-001-33856354-2001 являющиеся заменителем 2-х штатных стальных подшипников №308 на транспортерах навозоудаления, втулки СУСГ из модифицированной древесины (МД) ГОСТ 9629-81, для нефтекачалок, подшипниковый узел с подшипниками из модифицированной древесины для бороны дисковой тяжелой БДТ-7,0 – изпользуется в наших экипажах.
Специалисты фирмы готовы бесплатно рассмотреть и дать конкретные рекомендации по применению изделий из МД на Вашем предприятии.
Мы будем рады, если информация о данной деятельности вызвала у Вас интерес, и Вы найдете возможность известить нас о своих намерениях по сотрудничеству.
Характеристика используемых материалов
Каждый материал имеет свои достоинства и недостатки. Для простоты, оценим каждый материал по трехбалльной шкале:
— отлично;
— хорошо;
— удовлетворительно.
Материал | Веc | Прочность | Ремонто-пригодность | Варианты форм |
Пластик | отл. | хор. | отл. | удв. |
Фанера | удв. | отл. | удв. | хор. |
Ивовый прут | отл. | удв. | хор. | отл. |
Свойства стеклопластика:
Стеклопластик обладает уникальным набором свойств: имеет теплопроводность дерева, но не гниет; обладает прочностью металла, но устойчив к коррозии и к агрессивным средам; химостоек как керамика, но намного устойчивее к механическим повреждениям, чем она.
Преимущества данной технологии:
Обивка диванов производится натуральной кожей и кожзаменителями пр. Польша, Турция. В стиле ретро.
Карета XXII века
Все, кому когда-либо нравились автомобили, уверен, любили в детстве с упоением смотреть фильмы и мультики с их участием. Однако среди той фантастики с летающими по воздуху и в космосе, плавающими под водой и просто несущимися сквозь пространство и время автомобилями мы скорее всего и предположить не могли, что самым близким к реальности сюжетом был совсем другой фильм, и пожалуй даже не фильм, а сказка — про золушку!
Сейчас стоит упомянуть, почему именно эта сказка в моем понимании ближе всего к реальности, а для этого стоит заглянуть на чуть более чем сотню лет назад и вспомнить, что некогда основным видом транспорта были лошади.
Когда люди устали отбивать одно место и возжелали большего комфорта — они придумали привязать к лошади телегу, которая затем модифицировалась в карету.
Особо зажиточным товарищам пришло в голову, что можно нанять себе кучера, а самому с комфортом устроиться внутри закрытой от всех внешних невзгод кареты, временами отдавая своему холопу команды куда и как ехать.
При необходимости с вами мог разъезжать шут, который бы веселил вас при долгих и нудных поездках.
Все, что было после карет — думаю многим известно, но если что — поясню: лошади уступили место двигателю внутреннего сгорания, карета стала еще комфортнее, а вместо кучера за круглый руль уселся наемный водитель. Барин же с еще большим комфортом так и остался сидеть позади, развлекая себя современным аналогом шута — радиостанцией 102.5 ФМ. Имя этой карете — Роллс-Ройс.
Прежде чем вы броситесь разглядывать картинки с этим творением, мне бы хотелось настоятельно попросить вас посмотреть следующий видеоролик, раскрыв его по возможности на весь экран, установив самое высокое качество воспроизведения, и сделав звук как можно громче.
Постарайтесь проникнуться идеей этого ролика, и самим автомобилем, и тогда вам станет ясно, о чем дальше пойдет речь!
Если в сказке тыква превратилась в карету, а затем снова в тыкву, то в реальной жизни все на ступеньку выше: карета превратилась в персональный лимузин, и теперь, по мнению Роллс-Ройс, стал известен год, когда для золушки наступит полночь и лимузин превратиться вновь в карету!
Только карета эта будет больше похожа на люксовую однокомнатную квартиру, выполненную из карбонового волокна, и в которой из мебели остался только диван с парой подушек, да камин, выполняющий еще и роль вашего кучера!
Лошадей уже давно нет, равно как и привычного двигателя. Добрая фея превратила их в электромотор-колеса, состоящие кстати из 65 независимых алюминиевых элементов, призванных создать впечатление футуристичного катамарана! Согласитесь, есть ощущение того, что Роллс-Ройс плывет, а не едет!
Освободившееся от огромного двигателя место пустили под боле практичные нужды, пристроив на его место удобный отсек для фирменной поклажи.
Дверь теперь только одна — с левой стороны (для левостороннего движения), и это даже не дверь, а целая королевская процессия, превращающая обычный выход из автомобиля — в торжество, ради которого карета лишает себя крыши, услужливо отводит дверь в сторону, а под ноги вам расстилает красную диодную дорожку!
Мне кажется президент, выходя из своего Пульмана, делает это менее пафосно.
В лучших традициях Роллс-Ройс, под рукой, в торце открытой двери запрятано два трость-зонта. Это даже не обсуждается!
То ли это будущее, которого мы все ждем?
Думаю что нет. Это не будущее обычного человека, который несмотря на все попытки автопроизводителей высадить нас из-за руля, все равно найдет способ порулить самостоятельно, насладившись этим, пока еще не забытым, чувством контроля над ситуацией! И для нас есть совсем другие автомобили — БМВ и МИНИ из будущего, которые хоть и ушли крайне далеко в сторону от своих предков, но все еще способны именоваться автомобилем.
А вот Роллс-Ройс без руля — это уже не автомобиль. Это карета из будущего. Будущего тех немногочисленных людей, которым уже сегодня от автомобиля нужно совсем другое — незаметно для своего дорогостоящего тела добраться из точки А, усеянной бриллиантами, в точку Б, покрытую золотом. И им не важно, привезет их туда водитель Анатолий Сергеевич, или персональный ассистент по имени Eleanor Thornton, ставшая компьютерным олицетворением «духа экстаза».
Как лесник из Набережных Челнов организовал бизнес по изготовлению карет
Кто покупает кареты в XXI веке и как устроен бизнес по изготовлению конных экипажей
В Набережных Челнах вот уже почти двадцать лет работает одно из немногих в России производств, где изготавливают. кареты. А еще брички, фаэтоны, сани, пушки и другие атрибуты прошлых эпох. О том, как задумывался и развивается этот бизнес, кто заказывает кареты в наше время и выгодно ли этим заниматься, «Реальному времени» рассказал владелец предприятия Эдуард Сахбиев.
«По первому образованию я вообще лесник»
— У вас очень экзотичный бизнес. Вы занимаетесь только каретами и санями?
— Основная сфера нашей деятельности — кареты и сани. Делаем и другие интересные вещи — например, пушки для салюта. Такая и как декор может служить, и еще можно в нее фейерверки загружать. Но в основном делаем конные экипажи. Это и повозки, и телеги, и кареты, и фаэтоны, и брички — разные гужевые транспортные средства. Нас можно назвать «производителями традиционного транспортного средства», ведь экипажи ездят несколько сотен лет уже, а автомобилю всего чуть больше ста исполнилось.
— Как вам вообще пришло в голову начать этим заниматься, у вас есть какое-то профильное образование?
— По первому образованию я вообще лесник. По второму — юрист. В конце 1990-х годов был в стране один завод, который делал кареты, он еще с советских времен работал. Когда-то он был востребованным. И как-то раз я увидел его продукцию и подумал: «Я же лучше могу сделать и дешевле!» Взял да и сделал. С тех пор и пошло понемногу.
— А заказчика на первую карету быстро нашли? Тяжело было запускать бизнес?
— С нашим первым конным экипажем мы выехали на гонки на ипподроме. Проехались, показались, а когда выезжали оттуда, к нам подъехал Джаудат Мидхатович Миннахметов. Он тогда занимался базой отдыха «Дубай» под Казанью. И вот он нам говорит: «Вы, ребята, тут катаетесь, а я ищу по всей России экипаж и найти не могу!» Он у нас и первую эту карету купил, и еще одну заказал. С его легкой руки все и пошло. А потом заказы пошли по сарафанному радио.
Первый фаэтон, 2001 год
— А кто еще покупает такой специфический товар, как вы ищете заказы?
— Главный рекламный канал у нас — сарафанное радио, как я уже сказал. Основная масса наших клиентов — это те, кто хочет заняться небольшим бизнесом, катать людей. Это могут быть и любители, у которых есть свои лошади, а могут — и предприятия. Причем и бюджетные, и частные. Всевозможные содержатели баз отдыха к нам обращаются, туристические компании. А еще сейчас повсеместно реставрируются усадьбы, и там часто организуются услуги катания людей в каретах и фаэтонах. Вот они у нас и заказывают.
— Сколько вы делаете карет в год?
— С момента образования мы сделали около 450 конных экипажей. В лучшие времена делали по три с половиной заказа в месяц. Сейчас около двух — значит, штук 25 в год.
— Какие у вас производственные площади? Сколько людей у вас работают?
— Ну как вам сказать… Это же только звучит как «предприятие с двадцатилетним опытом и выходом на международный рынок». А устроено у нас все достаточно просто и компактно. Почти 400 квадратных метров площади мы раньше арендовали, а теперь смогли выкупить. Там три бокса: в одном — металлические работы (сварка и тому подобное), в другом — покраска (частичная, не вся), в третьем — пошивочный цех. Работают у нас сейчас шесть человек, а раньше бывало и до 15. Все, кроме меня, работают руками: я и снабженец, и директор, и менеджер, и чем только сам не занимаюсь!
— Вы только под заказ работаете?
— Не всегда. Иногда, если образуется «окно» в работе, то делаем без заказа какую-нибудь базовую популярную модель, она отправляется на склад, и потом на нее находится покупатель. Бывает, что кому-то надо срочно: «Бегом, давайте, мне нужна карета, день рождения у человека!»
В цирк Никулина как-то делали экипаж для поросят. У них там три толстяка должны были вывезти в карете трех поросят
«Периодически вижу в российских сериалах и фильмах наши кареты»
— Вы делаете типовые изделия или все-таки под запрос?
— Есть модельный ряд, конечно. Делаем кареты моделей «Золушка», «Лилия» и тому подобные. Делать эксклюзив приходится не очень часто, но сейчас у нас такие заказы. Например, голландцы просят сделать им экипаж-катафалк. Начнем с того, что был катафалк для пони. Это похоронный детский экипаж, как бы кошмарно это ни звучало. Потом, правда, и габариты увеличили, и форму изменили. Затем будет другой экипаж — модель «Фаберже», мы ее уже раза четыре делали один в один, но есть человек, который хочет внести изменения. В общем, «сделайте мне то же самое, но с перламутровыми пуговицами».
— То есть вы не только по Татарстану работаете? Какова география ваших заказов?
— От Голландии до Южного Сахалина. На Сахалин раза три у меня кареты покупали. Из Голландии уже и раньше были заказы, и сейчас мы как раз обсуждаем эскизы еще двух экипажей. Казахстан у нас очень активный, мы туда порядка 30 экипажей сделали, если не больше. А вообще, были звонки со всего мира. И итальянцы, и американцы звонили. У нас даже дилер есть в Америке, они там предлагали нашу продукцию, было даже несколько попыток. Сделки не получились по разным причинам. С киностудиями тоже общались — когда «Золушку» новую снимали, то обращались к нам, но в итоге у поляков заказали. Кстати, о кино: я периодически вижу в российских сериалах и фильмах наши кареты. Глазом зацепишься порой — оп! Наше!
— А вы узнаете свои изделия, да?
— Конечно, свое-то детище всегда узнаешь.
— А в Казани около кремля кареты людей катают — это тоже ваши?
Из Голландии уже и раньше были заказы, и сейчас мы как раз обсуждаем эскизы еще двух экипажей
— Как переправляете товар в далекие регионы?
— Обычно поездом. Но как-то раз не получился заказ в Магадан — человек хотел себе конные сани, но их не смогли бы загрузить в самолет (там не очень большие лайнеры летают). Сани бы не пролезли в люк. А разбирать и заново собирать их не получилось бы — мы же не делаем разборные модели. Чтоб ее потом собрать, нужно мастерство на всех этапах, начиная со сварки и заканчивая обтяжкой кузова. Мы ведь не можем отправить заказчику набор палок.
— А кареты на Сахалин?
— Там нормально. По железной дороге они ехали до Владивостока, а дальше на пароме.
— Были какие-нибудь курьезные случаи?
— Как-то раз звонит одна заказчица и говорит: «Нам надо мальчику пушку заказать». Я начинаю ей объяснять, что это, вообще-то, не игрушка, что это может быть опасно для ребенка. «Да вы, — говорит, — не переживайте. Мальчику лет под 70, он на пенсии, ему просто делать нечего».
— А что еще интересного делать приходилось?
— Есть такая порода лошадей — американская лошадка, она в холке 50 сантиметров. Для таких малявочек нам заказывают, например, саночки.
В цирк Никулина как-то делали экипаж для поросят. У них там три толстяка должны были вывезти в карете трех поросят.
А еще делаем тачанки. Как-то приехал клиент и говорит: «У меня пулемет максим есть, а вот тачанки нет. Сделайте мне тачанку». Мы ему и сделали — копию той, которая в 1926 году поступила на вооружение Красной Армии. И что-то они уж очень хорошо пошли — десяток таких тачанок сделали, и к 75-летию Победы мы планируем тоже заложить в ближайшее время одну. Наверняка кто-нибудь купит.
Что-то они уж очень хорошо пошли — десяток таких тачанок сделали, и к 75-летию Победы мы планируем тоже заложить в ближайшее время одну
«Организации, которые занимаются оформлением всех этих брендов, — халявщики, которые тупо рубят деньги на чужом труде»
— Откуда вы берете чертежи и схемы?
— Ну я же уже четверть жизни (если проживу столько, сколько планирую) на это дело положил. Занимался этим сам: и придумывал, и разрабатывал, и подсматривал в деревне — рассматривал телеги, тарантасы председательские. Нигде ни у кого мы не крали чертежей (как, например, китайцы сейчас беззастенчиво делают — просто тырят у нас разработки и знай себе собирают). Я даже в шутку говорю, что мы бренд мирового уровня, потому что китайцы нас копируют уже лет десять. А сначала были мозги и желание. И всё.
Пришлось все придумывать с нуля. Мы отличаемся от европейцев в этом: у них же преемственность 300—400 лет. А у нас после революции этот пласт как-то ушел, порвалось все, произошло обнуление и обновление.
— Насколько велик риск того, что у вас карету купят, рассмотрят под микроскопом и скопируют потом?
— Пусть что хотят, то и делают. Я не переживаю насчет копирования. Отношусь к авторскому праву спокойно. Я по второму образованию юрист, защищал диплом по авторскому праву как раз. И искренне считаю: все, что ты делаешь, должно принадлежать народу. И все это авторское право, жалобы — это буржуазная чушь. Для чего ты все делаешь-то это? Чтоб это после тебя в мире осталось.
Я, конечно, утрирую, и человек за свой труд должен получать вознаграждение, так я его и получаю: я ведь продаю эти кареты. А если человек у меня подсмотрел и скопировал — ну и бог с ним, что ж в этом такого. Философски к этому отношусь. А все организации, которые занимаются оформлением всех этих брендов, — это халявщики, которые тупо рубят деньги на чужом труде, да и всё. Я им говорю: «Нет, ребята, ну вас на фиг, пусть копирует кто хочет».
Я даже в шутку говорю, что мы бренд мирового уровня, потому что китайцы нас копируют уже лет десять. А сначала были мозги и желание
«Я все считаю на коленке, никаких бизнес-планов не пишу»
— Насколько маржинально ваше производство, вы как-то планируете процесс?
— Если честно, то я все считаю на коленке, никаких бизнес-планов не пишу. И способностей к этому особых нет. Не скажу, что по математике был последний в школе, но и не первым был. Интуитивно знаю, какое будет «итого» — хоть себестоимость, хоть маржа. Все цифры я примерно знаю и редко ошибаюсь. Грубые прикидки мои обычно сбываются.
— Сколько стоит карета?
— Например, карета «Золушка» стоит 400 тысяч рублей. Но чтобы ехать, надо еще купить упряжь: это плюс 30—40 тысяч на одну лошадь. Если русская запряжка — надо дугу, а европейская упряжь еще дороже — тысяч 50. Но это карета среднего класса. Карета «Екатерина» около 500 тысяч будет стоить. Но они большие, их редко заказывают. А есть экипаж, легкий туристический вариант, он недорогой — от 350 тысяч.
— Себестоимость у нее какая?
— На материалы уходит процентов 30 (зависит от модели), 30% — на зарплаты для сотрудников, из остального мы делаем разные платежи (обслуживание помещения, социалка, электричество, налоги и прочее). Остается не очень много, но мне хватает. Прайс составлен гибко: есть базовая комплектация. Например, базовый фаэтон без обвесов стоит 300 тысяч. Он, конечно, без капора, без фонарей, но уже сразу запряг — и поехал. А если уж ты себе хочешь сверху чего-то наворочать, то нужно заплатить. Тут в точности как с машиной: есть базовая комплектация за минимальную цену. А обвесы на самом деле стоят ведь копейки: пороги всякие, разные такие прибамбасики. Но ценники у них какие! Вот и я примерно так же работаю.
— Удается жить только этим бизнесом? Он окупает себя?
— Пока я только этим занимаюсь. Были мысли что-то еще делать, и советуют мне всякое-разное. Но я даже и не пытался. За эти 20 лет было некогда. Раза два были такие периоды, что нет заказов, нет работы, склад забит, и я думаю: «Надо что-то менять, наверное». И тут вдруг все благополучно рассасывалось, и все раскупалось, и опять некогда было думать о чем-то другом.
Стоять на месте нельзя, надо двигаться, вот мы и двигаемся потихоньку, без резких кредитных рывков
— Ощущается сейчас спад?
— Лучшим, пиковым временем были 2012—2013 годы. Тогда мы делали по 3,5 экипажа в месяц. А сейчас по сравнению с тем периодом раза в полтора меньше по объемам — около двух. Так что да, некоторый спад есть.
— Но вы же, наверное, индексируете цены?
— В последний раз небольшие изменения в цене были года три назад. Комплектующие дорожают, но чтобы быть на плаву, прайс поднимать нельзя. Так и выходит: уровень дохода уменьшается, а цены мы держим прежние.
— А неприятности финансовые какие-нибудь были?
— Конечно, были. «Татфондбанк» был. Тогда нам как раз человек перечислил деньги за заказ, все сто процентов. И вот как только он их перечислил, так они сразу все и зависли. Как корова языком слизнула. Нам пришлось сделать эту карету, она еще и дорогая была — полмиллиона висели. Нам потом почти все вернулось из разных фондов, но не сразу.
— Мерами поддержки МСБ пользовались?
— А кредиты?
— Бывало, брал, но стараюсь не брать. В основном работаю на том, что есть. По-умному-то даже бизнес должен развиваться, надо взять менеджеров, рвать жилы. А я спокойно сижу работаю. Медленно, но верно. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. А я вот так, тихой сапой, с пробуксовочками, но еду. Стоять на месте нельзя, надо двигаться, вот мы и двигаемся потихоньку, без резких кредитных рывков.