Где лучше установить твитеры в авто
Куда направить пищалки? Эксперимент. Часть 1, субъективная.
Также я раздобыл 12 метров советского шлейфа, который разделил на несколько «ручейков». Потолще — для мидбасов, потоньше — для твиттеров. С помощью всего этого добра мы перемещались из машины в машину, совершенно не меняя громкость. Т.е. сигнал был для всех идентичный.
Эксперимент состоял из двух основных частей — прослушивание разных вариантов расположения динамиков и замеры АЧХ.
Первые замеры и прослушивание мы сделали на улице. Задача стояла в первую очередь оценить изменения, которые происходят с твиттерами. Поэтому твиттеры были порезаны максимально низко — 1кГц, 42дБ/Окт. Громкость прослушивания была не очень высокая, а материал не слишком нагруженный, поэтому перегруза твиттеров не наблюдалось. Мидбасы были подключены для того, чтобы проще было слушать музыку и не утомлялись уши. Мидбасы сверху также были порезаны круто и низко (для двухполоски)
Автомобилей участвовало три:
— Opel Astra J — представитель современных хэтчей с глубокой торпедо и далеким лобовым стеклом
— VW Tiguan — типичный кроссовер с довольно вертикальной посадкой
— Kia Cerato Koup — купе, но размером салона олицетворяющее обычный седан с неглубокой торпедо и довольно близко расположенным стеклом.
Мы исследовали в общей сложности 11 позиций установки и направления твиттеров:
1) Уголки зеркал. На середину салона.
2) Уголки зеркал. Друг на друга.
3) Уголки зеркал. На дальнего слушателя.
4) Уголки зеркал. На водителя.
5) Стойки. На середину салона.
6) Стойки. Друг на друга.
7) Стойки. На дальнего слушателя.
8) Стойки. На ближнего слушателя.
9) Стойки. На водителя.
10) Торпедо. Вверх.
11) Торпедо. На середину салона.
В рамках первого этапа мы шли именно в этом порядке и делали следующее:
— выставляли выбранное направление, вкючали музыкальный трек (Lara Fabian — Je t’aime концертная запись)
— искали задержками всего левого борта позицию, когда голос становится на место посередине между краями
— слушали, оценивали результат, записывали в таблицу задержку ближнего левого борта (в миллисекундах), давшую максимально точную локализацию центра сцены посередине между её краями. В приоритете стояли высокие ноты голоса и рояля и высокочастотные инструменты. На низкочастотные звуки я не обращал внимание, поскольку речь в этом эксперименте шла исключительно о твиттерах:)
Таким образом, я получил результаты прослушивания близкие к реальным условиям, когда интересна не просто тональная точность или отдельно построение сцены, а то, как эти параметры работают вкупе. Понятно, что разными манипуляциями те направления твиттеров, где отмечена плохая фокусировка можно привести к хорошим фокусам, но это будет в ущерб либо локализации (например, центр съедет вправо или влево), либо тональному балансу, либо динамическому диапазону (когда мы активно начнём использовать эквалайзер или сильно душить ближний или дальний твиттер).
Исходя из этих критериев, я отметил в таблице зеленым цветом наиболее выгодные расположения и направления твиттеров с точки зрения получения максимально точного тонального баланса и максимально хорошей фокусировки образов без применения эквализации и сильного придушения твиттеров.
Собственно, вот таблица с первыми впечателниями:
Хочу обратить ваше внимание на то, что таблица заполнялась сверху вниз, слева направо. Т.е. сначала Опель Астра была отслушана по порядку, потом Тигуан, потом Киа Церато. Именно поэтому первые записи первого столбца такие скудные: фактически прослушивание происходило в сравнении различных вариантов. Это надо также держать в уме, когда будете делать выводы.
На этом, пожалуй, я окончу первую часть и перейду к подготовке второй части, в которой будет много графиков
ЗЫ Нажал «Поделиться» = помог другу
ЗЗЫ Нужен такой индивидуальный эксперимент — пишите в ЛС, обсудим:)
Как подключить пищалки к магнитофону
Каждый автомобилист хочет, чтобы в машине было комфортно и удобно. Один из элементов комфорта, с которым приятнее находиться в авто – музыка. Поэтому автовладельцы пытаются всячески улучшить аудиосистему и устанавливают разнообразное дополнительное оборудование. Один из элементов, помогающих улучшить звук – колонки и качественная аудиосистема. Среди многообразия систем, есть динамики, называемые твитерами или пищалками, которые устанавливаются в дополнение акустики или отдельно. Но как правильно установить колонки, и куда подключать это оборудование знает не каждый автовладелец.
Твитер-пищалка в авто
Предназначение
Главной целью установки пищалок является воспроизведение высоких частот. Представляют собой небольшие колонки, которые устанавливаются в передней и задней части авто (или в одной из них), в зависимости от аудиосистемы. Для максимального эффекта используются в составе многокомпонентных аудиосистем, но можно найти в розничной продаже (например, от фирмы Пионер). К плюсам динамиков относят лёгкость в установке — правильно подключить пищалки может каждый автовладелец.
Колонки для лучшего звучания
При монтаже в акустические системы автомобилисты устанавливают твитеры через кроссовер – это устройство, обеспечивающее рабочие диапазоны для колонок. Он разделяет частоты при работе с многокомпонентной аудиосистемой. Это позволяет добиться максимального эффекта от системы и обеспечить высококачественное качество звука в машине.
Схема подключения через кроссовер
Подключить пищалки к кроссоверу достаточно просто, и для этого, нужно только ознакомиться с инструкцией аудиосистемы. Но бывают случаи, когда подключить пищалки в авто необходимо напрямую к магнитоле.
Подключение твитеров к магнитоле
Внимание: установка твитеров без кроссовера или других фильтров может повлиять на качество звучания! С магнитолы сигнал выходит одинаковый, и распределяться по частотам не будет. Так подключать динамики не рекомендуется, но возможно.
Допускается подключить пищалки к колонкам, которые уже установлены. Для этого потребуется фильтр 1-го порядка (конденсатор). Ёмкость будет зависеть от установленных динамиков и в каждом конкретном случае подбирается индивидуально.
Правила подсоединения
Особенности подключения
Пищалка – это элемент стереосистемы, задачей которого является воспроизведение звука частотой от 3000 до 20 000 герц. Магнитола же выдаёт полный спектр частот, начиная от пяти герц и заканчивая 25 000 герцами.
Пищалка может качественно воспроизвести только автозвук, частота которого составляет минимум две тысячи герц. Если на неё подать более низкочастотный сигнал, он не будет воспроизводиться, а при достаточно большой мощности, на которую рассчитаны средне- и низкочастотные динамики, пищалка может выйти из строя. При этом о каком-либо качестве проигрывания не может быть и речи. Для долговечной и надежной работы пищалки следует избавиться от низкочастотных составляющих, которые присутствуют в общем спектре. То есть, сделать так, чтобы на неё попадал только рекомендованный диапазон рабочих частот.
Первым и самым простым способом отсечения низкочастотной составляющей является последовательная установка конденсатора. Он хорошо пропускает высокочастотную полосу частот, начиная от двух тысяч герц и более. И не пропускает частоты ниже 2000 Гц. По сути, это простейший фильтр, возможности которого ограничены.
Как правило, конденсатор уже присутствует в составе акустической системы, поэтому в дополнительном приобретении не нуждается. Подумать об его покупке следует в том случае, если владелец решил обзавестись бывшей в употреблении магнитолой, и не нашёл конденсатор в комплекте твитера. Выглядеть он может следующим образом:
Если вы не увидели ни одного из перечисленных вариантов, следует докупить конденсатор отдельно и установить своими руками. В радиомагазинах их ассортимент велик и многообразен.
Диапазон фильтруемых частот зависит от типа установленного конденсатора. Например, владелец может установить конденсатор, который будет ограничивать диапазон частот,подаваемых для колонок на уровне трех или четырех тысяч герц.
Обратите внимание! Чем выше частота сигнала, подаваемого на твитер, тем большей детализации звука можно добиться.
При наличии двухполосной системы можно сделать выбор в пользу среза от двух до четырех с половиной тысяч герц.
Подключение
Подключение твитера выглядит следующим образом, он подключается на прямую к динамику который расположен у вас в двери плюс твитера подключается к плюсу динамика а минус к минусу, при этом конденсатор должен присоединяться к плюсу. Это практический совет для тех, кто не знает, как подключить твитеры без кроссовера.
Альтернативный вариант подключения, это — использование кроссовера. В некоторых моделях акустических систем для авто он уже имеется в комплекте. Если отсутствует,можно приобрести его отдельно.
Требования перед подключением
Чтобы правильно установить твитеры в автомобиль, перед монтажом требуется выполнить ряд действий:
Другие особенности
На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.
Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации. И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.
Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.
Каждый автомобилист хочет, чтобы в машине было комфортно и удобно. Один из элементов комфорта, с которым приятнее находиться в авто – музыка. Поэтому автовладельцы пытаются всячески улучшить аудиосистему и устанавливают разнообразное дополнительное оборудование. Один из элементов, помогающих улучшить звук – колонки и качественная аудиосистема. Среди многообразия систем, есть динамики, называемые твитерами или пищалками, которые устанавливаются в дополнение акустики или отдельно. Но как правильно установить колонки, и куда подключать это оборудование знает не каждый автовладелец.
Твитер-пищалка в авто
Установка и подключение
Чтобы выполнить монтаж, и установить колонки требуется сделать следующее (примером взята установка в дверях):
Внимание: при установке необходимо маркировать провода, чтобы в них не запутаться, грамотно изолировать все контакты и брать кабель с небольшим запасом!
Итог: установить твитеры в автомобиль не сложно и это может сделать любой автовладелец. Но если соответствующего опыта нет, а изучать самостоятельную установку не хватает времени или есть сомнения в успехе – лучше обратиться к специалистам или в автосервис.
Что понадобится для подключения
Для установки пищалок потребуются такие материалы и инструменты:
В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?
Производители рекомендуют много мест, в которых можно разместить высокочастотные динамики, чаще всего на уровне ушей. Другими словами, направить их как можно выше на слушателя. Но не все согласны с подобным мнением. Такая установка не всегда удобна. Она зависит от конкретных обстоятельств. И количество вариантов установки довольно-таки большое.
Куда лучше всего направлять твитеры?
Проектируя автозвук, можно выбрать один из двух вариантов:
Выбор того или иного варианта зависит от индивидуальных предпочтений владельца. Для начала можно направить вч динамики на себя, а потом попробовать диагональный способ. После тестирования владелец сам решит, нужно выбрать первый способ, либо отдать предпочтение второму.
Подключение к аудиосистеме
После того, как будет определено место расположения пищалки, в обшивке под ней нужно сделать небольшое отверстие под провода. Подключенные к аудиосистеме провода от пищалок и других колонок также следует спрятать под пластиком салона. Для этого придется его аккуратно разобрать, протестировать автозвук, а затем собрать в обратном порядке обшивку салона. Нужные для такой работы инструменты: отвертки фигурная и плоская (а лучше всего специальные пластмассовые лопатки для снятия обшивки салона), бокорезы, провода, термоусадки или изолента (если есть паяльник, то воспользоваться им будет не лишним) двухсторонний скотч и фонарик.
От магнитолы идут звуковые волны в диапазоне от 5 Гц до 25 000 кГц. Пищалки обладают маленькой инерцией и способны воспринимать звук от 2 000 Гц. Волны низкой частоты для них губительны, а также попадая в «эфир», значительно портят звук. Поэтому подсоединить к магнитоле напрямую вч динамики будет большой ошибкой.
Для того, чтобы отфильтровать низкочастотные волны, можно развести провода твиттера через кроссовер. Он идет в комплекте с компонентной акустикой, либо приобретается отдельно.
Инструкция по подключению
Если в автомобиле отсутствуют отверстия под провода, то их придется создавать своими руками. При этом следует избегать взаимодействия проводов с металлическими элементами. Для этого цели применяются резиновая гофра или кольца-прокладки.
Во время протягивания проводов рекомендуется их промаркировать на «задние» и «передние». Это позволит избежать путаницы при возникших проблемах с распиновкой колонок.
Чтобы установить в машину пищалки, следует придерживаться основных этапов монтажа:
Куда установить твитеры в авто
как установить твитеры в машину
Штатные недорогие однополосные динамики обычно неплохо воспроизводят средние частоты, но не так хороши на басах и верхних частотах. Самый простой способ улучшить звучание бюджетной однополосной акустики – установка дополнительных твитеров.
Итак, если звук струнных инструментов в исполнении вашей системы недостаточно звонок, то пора подумать об его улучшении.
Выбор твитера
– Выбирайте твитеры купольного типа, а не конусного.
– Не покупайте пьезоэлектрические твитеры.
– Для систем высокой мощности рекомендуется применять твитеры с подвесом на ферромагнитной жидкости.
По сравнению с конусными твитерами купольные имеют лучшую АЧХ в рабочей полосе частот и лучшую характеристику направленности (то есть звук от них распространяется одинаково по всем направлениям).
Что касается пьезоэлектрических твитеров, то они имеют всего два достоинства: высокую чувствительность и отсутствие емкостного кроссовера. Но из-за того, что их работа основана на эффекте резонанса, форма АЧХ таких твитеров не выдерживает никакой критики. Таким образом, следует избегать твитеров пьезоэлектрического типа.
Ферромагнитная жидкость в подвесе твитера улучшает охлаждение его катушки, что позволяет подавать на нее большую мощность. Кроме того, такие твитеры имеют более сглаженную форму АЧХ. Поэтому модели с ферромагнитной жидкостью в подвесе рекомендуются для применения в мощных системах. Еще одним фактором при выборе твитера является форма крепления. Некоторые модели позволяют изменять угол установки, более точно направляя звук к слушателю.
Выбор места установки
– Твитеры необходимо устанавливать рядом с соответствующими широкополосниками.
– Место установки твитера, не должно загораживаться сидящим пассажиром.
– Не следует устанавливать твитер чересчур близко к ушам слушателя, иначе будут слышны только верхние частоты.
– Уровень установки твитера должен быть как можно ближе к уровню ушей слушателя.
– Оси твитеров должны быть как можно точнее сориентированы по направлению к ушам слушателя
– При установке твитера необходимо учитывать, что звук отражается от стекол автомобиля.
Некоторые из этих правил конфликтуют с эстетическими и практическими соображениями, и поэтому при выборе места установки необходимо принимать компромиссное решение, учитывающее значимость каждого из факторов. Однако необходимо помнить, что расстояние между твитером и широкополосником не должно превышать 6 дюймов (в любом направлении). Невыполнение этого требования сильно ухудшит звучание.
Обеспечив требуемое расстояние, можно приступать к рассмотрению остальных правил установки. Возможные места установки: двери, приборная панель (верх и низ), стойки стекол. Необходимо оставить запас провода для подключения твитера к широкополоснику.
Подключение твитеров
Схема подключения твитеров, устанавливаемых на поверхность, приведена на рис.1. Емкостной кроссовер обеспечивает подачу на твитер только высокочастотных компонентов сигнала, задерживая все остальные. Это предотвращает попадание на вход твитера сигналов низких частот, которые могут вызвать появление искажений, или даже вывести твитер из строя. Кроссовер характеризуется значением частоты отсечки. Если сигнал имеет частоту выше частоты отсечки, то он пропускается, если ниже – задерживается. Конденсатор кроссовера должен быть неполярным. В таблице 1 приведены значения емкости конденсаторов, соответствующие различным частотам отсечки (при подключении к твитерам с сопротивлением 4 Ом).
Емкость конденсатора рассчитывается по формуле:
где f – частота отсечки кроссовера в герцах, R – сопротивление твитера в омах, С – емкость в фарадах.
Обычно твитеры поставляются в комплекте с конденсаторами, но конденсатор можно подобрать и самостоятельно. При этом надо принимать во внимание характер воспроизведения верхних частот другими динамиками, установленными в автомобиле. Устанавливая конденсаторы различной емкости, выберите вариант, дающий наилучшее звучание при наименьшей емкости.
После установки твитеров часто оказывается, что они звучат громче других динамиков системы. Это происходит потому, что чувствительность твитеров, как правило, выше, чем у широкополосников. Решить эту проблему можно одним из следующих способов:
– Понизить уровень высоких частот на головном устройстве.
– Увеличить частоту отсечки кроссовера путем установки конденсатора меньшей емкости.
– Установить в цепь твитера резисторный шунт – это снизит уровень сигнала.
Шунты предназначены для ослабления сигнала с сохранением постоянного входного сопротивления твитера. Схема подключения шунта показана на рис. 2, а в таблице 2 приведены номиналы резисторов RS и RP, установка которых ослабляет сигнал на 3 и на 6 дБ. В обоих случаях входное сопротивление схемы остается на уровне 4 Ом, что необходимо для обеспечения нормального режима работы кроссовера. Следует применять резисторы с достаточным запасом по мощности, иначе они просто сгорят.
В приведенном примере мощность резисторов достаточна для использования их совместно с твитером, подключенным к мощному головному устройству. Если же твитер подключен к отдельному усилителю большой мощности, то и резисторы должны быть более мощными. Кроссовер и шунт необходимо монтировать в отдельном корпусе – это предотвратит повреждение головного устройства в результате замыкания его выхода на землю.
Лада 2111 › Бортжурнал › Звук(стойки под твитеры)
Далее мне предстояло подключить твитеры.
Твитеры, они же пищалки, требуют определенной установки в автомобиле, а именно, то как они будут расположены и направлены в авто. Существует куча способов установки, остановимся на основных: твитеры установка твитеров на стойках с направлением в стекло(на отражение) или на противоположного слушателя установка в двери, в/на торпедо.
Приведу некоторые выдержки правил для установки твитеров:
— Твитеры необходимо устанавливать рядом с соответствующими широкополосниками.
— Место установки твитера, не должно загораживаться сидящим пассажиром.
— Не следует устанавливать твитер чересчур близко к ушам слушателя, иначе будут слышны только верхние частоты.
— Уровень установки твитера должен быть как можно ближе к уровню ушей слушателя.
— Оси твитеров должны быть как можно точнее сориентированы по направлению к ушам слушателя
— При установке твитера необходимо учитывать, что звук отражается от стекол автомобиля.
Некоторые из этих правил конфликтуют с эстетическими и практическими соображениями, и поэтому при выборе места установки необходимо принимать компромиссное решение, учитывающее значимость каждого из факторов.
Немного поэкспериментировав с направлением я выяснил, что для моего авто больше подходил первый способ, а именно с направлением на противоположного слушателя.
Конечно при установке на отражение сцена увеличивалась(ощущение, будто играет за стеклом), но мне показалось, что звук расплывался.Кстати, этот способ используют еще при установке твитеров у которых резкое звучание(металлических диффузор).
Ну в итоге, направление было выбрано, стакан — куда вставляются пищалки был закреплен, стойка ошкурена и пришел черед колготок и эпоксидки. =)
Далее затарившись старыми колготками, обтянул 2 слоями стойку придав более понравившиеся изгибы. После в дело пошла эпоксидка и получились вот такие(уже после вышкуренные) стойки.
Установка твитера – ВЧ динамика в автомобиль. Как добиться правильного звучания твитера
Твитер – это автомобильный динамик для воспроизведения высоких частот. Качество его звучания сильно изменяется в зависимости от угла, под которым он направлен к слушателю. Излучаемые им высокие тона с короткими звуковыми волнами подвержены сильному воздействию разного рода отражений. Если в нескольких сантиметрах от твитера находится какой-либо предмет, отражающий звук, это сразу скажется на качестве.
Установка твитера (нч днамика) – это компромисс, связанный с выбором оптимального угла, и постоянная борьба с отражениями. Если нам удастся установить твитер под наиболее благоприятным углом и исключить возможность отражений, значит мы выиграли эту борьбу. Правильная установка твитера важна как в процессорных аудио системах, так и в обычных беспроцессорных. От правильной установки твитера зависит ширина и высота звуковой сцены, что влияет на качество звучания аудио системы в автомобиле.
Считается, что наилучшим местом для установки твитера является передняя стойка. Доводы в пользу этого будут приведены позже. Между тем, с одной стороны от передней стойки находится ветровое стекло, а с другой – окно двери, что, казалось бы, создает условия для всяких отражений. Однако особенно неблагоприятным для громкоговорителя является такое отражение, которое способствует образованию стоячих волн: когда форма сигнала меняется на обратную, изменяя его фазу. А высокие частоты, которые излучает твитер, очень легко отражаются от окружающих предметов и в результате легко возникают стоячие волны. Поэтому я расскажу, как не допускать образования стоячих волн и как выбирать оптимальный угол при установке твитера.
Угол установки твитера
Здесь схематически показан салон автомобиля сверху. Прямые оси двух твитеров, изображенные пунктирными линиями, сходятся точно посередине между сидениями водителя и пассажира на уровне их ушей. Звук должен быть хорошо слышен в пределах 45 градусов между передним и боковым окнами с каждой стороны. То есть, поскольку с обоих сторон угол прослушивания одинаков, характер звука с каждой стороны будет практически одинаковым. Кроме того, поскольку прямая ось твитера проходит под одинаковыми углами к переднему и боковому окнам, то и нарушения, вызываемые отражениями, будут почти одинаковыми с той и другой стороны. При установке твитера под таким углом каждый из концов частотного диапазона твитера будет ближайшим к слушателю.
Выбор угла при установке твитера
Здесь схематически изображен слушатель в кресле водителя, вид сбоку. Прямая ось твитера направлена горизонтально и находится на уровне рта слушателя. Если твитер повернуть вверх, или установить выше и повернуть вниз, то может сильно сместиться фаза и пострадает интеграция высоких частот со средними и низкими. Если твитер установлен на уровне рта слушателя в автомобилях типа седан, купе или универсал, то твитер и мидвуфер могут оказаться выровненными по одной прямой линии. Это способствует улучшению их взаимодействия.
При установке твитера важно разместить его так, чтобы рядом, в радиусе 5 см не было никаких отражающих предметов. Это помогает резко снизить вероятность возникновения стоячих волн в области высоких частот.
При отражении звуковой волны образуется разрыв между отраженным и прямым звуками. Отраженная волна, оказавшаяся в 4 раза длиннее разрыва, и принимает обратную фазу, при этом звуковое давление падает и ухудшается качество звука. Это стоячая волна. 5 см х 4 = 20 см. Частота с длиной волны 20 см составляет 1,7 кГц. Обычно твитеры не используют эту частоту. Если установить твитер так, чтобы предметы, способные вызвать отражения, находились от него на расстоянии более 5 см, образование стоячих волн будет сведено до минимума. Кроме того, если ближе к верхней части твитера сделать углубление, это будет способствовать рассеянию отражений и уменьшению стоячих волн, образуемых отражением от передней стойки.
Выбор места для твитера
В отличие от низкочастотного и среднечастотного динамика, звучание твитера сильно зависит от угла, под которым до вас доходит его звук. Описанная ситуация особенно характерна для автомобильных акустических систем – из-за отражений возникают стоячие волны, ведущие к потере музыкальной информации и ухудшению звучания. Если учесть все эти особенности, то оказывается, что наилучшим местом для установки твитера в автомобиле является передняя стойка. Если установить его в верхней части двери, то даже при высоте акустического экрана твитера всего в 1,0 см стоячая волна будет гасить музыкальные звуки с частотой 8,5 кГц. В этом случае трудно будет обеспечить симметричный угол, и частотные характеристики по обеим сторонам твитера будут сильно отличаться.
Если сделать большой акустический экран и установить твитер в нижней части двери методом поверхностного монтажа, когда динамик не выступает над экраном, вероятность возникновения стоячих волн понизится, но совершенно невозможно будет обеспечить оптимальный угол. Установка на пороговой панели методом поверхностного монтажа с большим экраном также препятствует образованию стоячих волн. Но если сильно не поднять угол твитера, звуковые образы не будут достигать уровня приборной доски, а если и будут, то на этом уровне будет присутствовать только центральный образ, а боковые окажутся ниже – там, где находится мидвуфер. Поэтому твитер рекомендуется устанавливать на передней стойке под верным углом.
Как добиться правильного звучания твитера
Изначально, нужно определить с высотой установки твитера. Проигрывая специальный трек на проверочном диске – мы должны наблюдать за высотой сцены. Перемещайте твитер по стойке вверх или вниз – и тем самым проверяйте после каждого изменения звучания твитера. Но в любом случае не стоит слишком высоко поднимать твитер – так мы добьёмся разногласия звучания между СЧ/НЧ и ВЧ динамиком. Чем они ближе друг к другу будут находиться – тем легче будет их связать, чтобы они звучали равномерно в одной частоте. С другой стороны опускать низко по стойке твитер не стоит – так может ухудшиться высота музыкальной сцены, что отрицательно скажется на объемности звучания.
Важно определить угол установки твитера – от этого зависит ширина сцены. Чаще всего в автомобильных аудио системах наиболее распространена схема – друг напротив друга. Это когда оба твитер смотрят друг на друга. Тут, как и с высотой сцены, нет универсального рецепта, нужно пробовать разные варианты размещения твитера и делать выводы.
Настройка твитера – сложное занятие. Если вы новичок в автозвуке и у вас нет понимания правильного звучания в автомобиле – настройка может занять много времени. Не пытайтесь все сделать за один раз, лучше пробовать больше вариантов размещения и не в один день. Ведь если вы настроили сегодня твитер – и вам кажется что он звучит нормально, то завтра звуковая картина может измениться. Так что, процесс настройки твитера весьма сложен и многогранен, но в тоже время очень увлекателен. А чтобы добиться качественного звучания – нужно постоянно совершенствование и выбор его оптимального размещения.
Кому интересен автозвук вступайте vk.com/sound_paradise
Многие стараются направить их в сторону слушателей, в салон. Но салон автомобиля — это не домашняя уютная обстановка, и здесь такое их расположение не всегда может оказаться оптимальным.
Итак, две главных проблемы автомобиля (с точки зрения качественного звука) — его замкнутость и то, что одни динамики неизбежно оказываются к нам ближе, а другие — дальше. Поэтому при установке твитеров руководствуйтесь двумя основными правилами
1. Старайтесь отодвинуть их как можно дальше вперёд. В этом случае относительная разница между правыми и левыми твитерами будет наименьшая, а значит, появится шанс организовать более равномерную стереопанораму. Не стремитесь поднимать их чрезмерно высоко или устанавливать слишком близко к слушателям.
2. Не всегда стоит ориентировать твитеры в сторону слушателей. Такой вариант хорош только для систем с процессором и временными задержками. В обычных системах это приведёт к тому, что звук будет сильно «привязываться» к ближайшей стороне. В таких случаях гораздо лучшие результаты можно получить, направляя твитеры друг на друга или даже на лобовое стекло. Так можно использовать отражения звуковых волн от лобового стекла, тем самым избежать «концентрации» звука у ближнего динамика и получить равномерное звуковое поле между левой и правой стороной.
Ничто, пожалуй, не доставляет столько хлопот даже опытным инсталляторам автомобильных звуковых систем, как самые маленькие динамики — твитеры. И правда, если более крупным низкочастотным динамикам, как правило, прямая дорога в двери, то с «пищалкам» не все так просто. Даже производители не знают, как и где будут установлены эти малыши, и поэтому любой порядочный комплект компонентной акустики комплектуется одновременно несколькими вариантами крепежа для высокочастотника. В частности, это «чашки» для установки твитеров в стойки или на торпедо, а также для установки в торпедо заподлицо к поверхности. Сами «пищалки» от серьезных брендов (да и от не совсем серьезных нередко тоже) при этом имеют некоторую свободу вращения внутри корпусов для подбора их оптимальной направленности.
В чем же причина столь трудоемкого подхода? Дело в том, что высокочастотные динамики в автомобиле играют одну из ключевых ролей в формировании автозвука высокого качества, в особенности когда дело касается звуковой сцены в двухполосных системах. В трехполосных не менее важную роль играют среднечастотники, с которыми мороки еще больше хотя бы по той причине, что они значительно крупнее и требуют хоть какого-то (0.5-1 литр), но акустического оформления. И, если в дверях этого объема хоть отбавляй, то в торпедо, а тем более стойках с этим намного сложнее.
И самое главное — никто не сможет дать правильный совет, где поставить твитеры. Опытные мастера-установщики, имеющие за плечами множество инсталляций, каждый раз «с чистого листа» определяют положение динамиков и угол их направленности. Здесь не помогут никакие приборы — используются только диски с качественными записями и слух.
Разные высокочастотники по-разному ведут себя: одни играют лучше в прямой направленности в салон, другие — на отражение от лобового стекла. Во втором случае несколько проще добиться правильной сцены, да и сама она будет, по идее, дальше — ведь стекло в любом случае дальше физического расположения твитеров. Многие твитеры при «прямом» размещении играют несколько резковато, в частности, возникает довольно неприятный на слух «цыкающий» звук, к тому же — вариант установки на отражение немного проще, а кроме того он позволяет «двигать» звуковую сцену как по вертикали, так и по горизонтали.
Однако, некоторые особенно качественные высокочастотные динамики лучше звучат, если установить их в стойки на уровне глаз и направить правый с доворотом в сторону лица водителя (здесь и далее мы подразумеваем, что машина «леворульная»), а левый — с доворотом в сторону пассажира. Однако, в автомобилях с близким расположением стоек добиться при таком размещении твитеров приличного расстояния до сцены удается не всегда, в отличие от тех, где стойки вместе со стеклом уходят очень далеко.
Как мы уже отмечали, в трехполосных системах роль высокочастотных динамиков в формировании звуковой сцены заметно снижается, поэтому довольно распространен вариант их установки в уголках зеркал.
Некоторые мастера при поиске оптимального положения высокочастотников рекомендуют пользоваться записью монотонного голоса. Именно голоса, а не вокала. Используя такую запись, нужно добиться точной фокусировки звукового образа в центре в одной, четко прослушиваемой точке. При этом, конечно же, подбирается не только положение и направленность динамиков, а и задержки на процессоре или головном устройстве, цель использования которых заключается в том, чтобы компенсировать неравное расстояние от правого и левого динамиков до ушей слушателя. Ведь слушатель в автомобиле сидит не по центру салона.
В любом случае, перед окончательной установкой твитеров переслушать все возможные места расположения. Ведь установка акустики в автомобиль нередко подразумевает серьезные вмешательства: переделку передних стоек или вовсе их изготовление «с нуля», проделывание крупных отверстий в торпедо и тому подобные операции, нередко необратимые. Тут уж, как говорится, семь раз отмерь — один раз отрежь. И лучше, если резать будут специалисты своего дела.