Где моют каршеринговые автомобили
Взгляд со стороны — 1. Каршеринг.
Сегодня фейсбук уже в пятый раз предложил мне прочесть рекламную статью про каршеринг, и я решил, что это знак. Надо, наконец, взять и написать об этом. Написать, хотя я ни разу не пользовался каршерингом и в ближайшее время вряд ли воспользуюсь.
Поэтому я решил начать в своем блоге новый цикл заметок. О тех вещах, с которыми я лично дела не имел, но определенное мнение сложилось. Мнение, подчеркиваю это сразу, сугубо дилетантское и ни на что не претендующее, но, может быть, кому-то интересное. Назвать этот цикл я решил соответствующим образом — «Взгляд со стороны».
Итак, каршеринг. Это удобно, экологично и современно, это модно и молодежно. Это — услуга для людей, умеющих ценить свое время и комфорт. Это — решение целой охапки проблем, свойственных для жителей большого города.
Так говорят рекламные статьи. Но у широких народных масс, если судить по комментариям в Интернете, сформировался совершенно другой образ каршеринга. Игрушка для пьяных или подростков (или пьяных подростков), купивших чужой аккаунт и безбашенно несущихся по городу, а потом удирающих с места неизбежной аварии. Постоянная опасность и помеха на дороге. И пошли в народ словечки «Пьяндекс-драйв», «Дебилмобиль», «Юдрянь»…
Каршеринговые машины участвуют менее чем в 3% аварий — отвечают на это журналисты. Тут, конечно, надо бы пояснить, каких именно аварий. Общее число ДТП мало о чем говорит. Как насчет аварий с пьяным виновником? С тяжелыми последствиями? С водителями, скрывшимися с места ДТП? Этих цифр у меня нет, и спекулировать на сей счет я не собираюсь. Отмечу просто, что статистика — дама крайне коварная, и подходить к ней надо со всей возможной осторожностью.
Итак, среднестатистический пользователь каршеринга. Кто он? Я попытался себе представить… и мысль моя остановилась. Нет, правда, я реально не понимаю, кому это надо — не один раз по приколу, а на более или менее постоянной основе (я говорю о нормальных законопослушных людях, а не о пьяных подростках). В поисках ответа я полез в ту самую рекламную статью — там ведь целых десять человек рассказывают о том, как они отказались от личной машины в пользу каршеринга и такси!
И сразу уже обнаружил забавную вещь. Актер, социальный предприниматель, автор Телеграм-канала, дизайнер… Ни одного работяги, ни одного учителя или врача, даже хотя бы обычного офисного менеджера. Представлена только довольно узкая прослойка людей, которых в народе называют хипстерами. Может быть, автор статьи просто поленился искать кого-нибудь еще. А возможно…
Не будем гадать, лучше подумаем, кому и в какой ситуации может пригодиться каршеринг.
— Если Вы едете в один конец, например, в аэропорт или на пьянку.
— Если Вы ездите очень редко — пару раз в месяц — и содержать собственный авто просто нет финансового смысла.
— Если у Вас не хватает денег на хорошую машину, кататься на десятилетнем ВАЗе или убитом корейце Вы не хотите, а кредит Вам не дают или Вы его сами не берете.
— Если Вы приехали в другой город в командировку.
Пожалуй, все. Негусто, правда? Вопреки заверениям рекламщиков, каршеринг никак не решает проблемы с парковкой. Если Вы приехали домой поздно вечером и свободных мест во дворе нет, Вам все равно придется долго и мучительно искать, где бы припарковаться. Просто бросить машину на дороге нельзя. То же самое касается и поездки днем в центр города. Каршеринг никак не решает и проблему пробок — Вы все равно будете стоять вместе со всеми, в одном строю. В этом плане общественный транспорт, особенно метро, дают ему сто очков вперед — не надо думать о парковке, в дороге можно почитать книжку или просто помечтать. Комфорта при этом, конечно, меньше.
Теперь о недостатках каршеринга:
— Никто не гарантирует Вам, что свободный автомобиль будет под рукой. Особенно если Вы пытаетесь уехать откуда-то одновременно с большим количеством других людей (после окончания спектакля, футбольного матча и т.п.).
— На каршеринговой машине невозможно поехать на дачу, да и любая просто более или менее длительная поездка за город становится проблемой.
— Вам постоянно надо следить за тем, чтобы на Вас не повесили какие-нибудь косяки предыдущего пользователя. Не заметили вмятинку на бампере – пеняйте на себя (а в темное время суток, например, многие дефекты разглядеть бывает непросто).
— Этот самый предыдущий пользователь вряд ли заботился о чистоте и порядке в салоне. С достаточно высокой долей вероятности Вы сядете в свинарник (об этом пишут практически все постоянные пользователи каршеринга, и у меня нет основания им не доверять). Компании пытаются с этим бороться, но победить можно только самые откровенные проявления свинства.
— Если Вы ездите на машине регулярно, то каршеринг обойдется Вам – опять же, об этом говорят все, кто делал подсчеты – дороже, чем личный автомобиль.
И последнее, едва ли не самое важное. Личный автомобиль – это не просто средство передвижения. Это свобода. Свобода взять и поехать куда нужно – или куда хочется. Вы можете утром загрузить в него палатку и удочки, поехать на работу, а вечером, не заезжая домой, махнуть на лесное озеро за сто верст от города. Вы можете просто неспешно кататься на нем по ночному городу, а потом долго сидеть в полупустой кофейне, попивая американо и думая о чем-то своем. Для многих он становится вторым домом, который обустраивается с максимальным комфортом, почти что членом семьи.
И каршеринг – как средство передвижения – конкурирует вовсе не с личным автомобилем. Он конкурирует с такси и трамваем. И, на мой взгляд, он проигрывает им по всем пунктам. В такси и трамвае Вам не нужны права, управление ими – вообще не Ваше дело. Вас не волнует проблема парковки – а если Вы едете на метро или по выделенке, то пробки тоже особенно не волнуют. Именно поэтому на работу я в половине случаев еду на городском транспорте, а в аэропорт добираюсь на такси. А каршеринг… мне с ним просто не по пути.
…Когда-то, в далеком советском детстве, я смотрел диафильм о светлом коммунистическом будущем, в котором вдоль дорог стояли «флипы» — летающие машинки, на которых любой желающий мог добраться, куда ему нужно. С коммунистическим будущим как-то не вышло, может, хоть с транспортом не обманули? Увы, и здесь остается только развести руками…
Как каршеринг Яндекс.Драйв моет свои машины
Чем, как и с какой частотой Яндекс.Драйв моет свой автопарк. Краткий пересказ блога Яндекса.
Автопарк Яндекс.Драйва, по последним оценкам, составляет порядка 21 тысячи автомобилей. В своем блоге оператор рассказал, как решает вопрос поддержания чистоты машин.
Кстати, мы писали о том, как проходит работа мойщиков и перегонщиков. Почитайте, очень интересно взглянуть на каршеринг с той стороны:
«Полвторого ночи я искала Каптюр на кладбище». Как живется перегонщикам каршеринга?
Какие сложности
Как было в начале
Все машины мыли раз в три дня. По факту это значило, что регулярно на мойке оказывались чистые машины, при этом пользователям все равно попадались грязные. Оператор переплачивал за мойку, но это было неэффективно. Тогда был разработан “Алгоритм назначения мойки”.
Что учитывает алгоритм
Эти параметры настраиваются в зависимости от погоды, времени года, города и класса автомобиля.
Как следят за качеством мойки
По словам оператора, у Яндекса есть определенный стандарт качества мойки:
Качество мойки и соблюдение стандарта проверяется следующим образом:
Так все работает по словам компании. А вот, к каким результатам это приводит (на вашем опыте):
«Я паркуюсь как мудак». Фото кривых парковок, за которые положено отдельное место в аду
Взгляд со стороны — 1. Каршеринг.
Сегодня фейсбук уже в пятый раз предложил мне прочесть рекламную статью про каршеринг, и я решил, что это знак. Надо, наконец, взять и написать об этом. Написать, хотя я ни разу не пользовался каршерингом и в ближайшее время вряд ли воспользуюсь.
Поэтому я решил начать в своем блоге новый цикл заметок. О тех вещах, с которыми я лично дела не имел, но определенное мнение сложилось. Мнение, подчеркиваю это сразу, сугубо дилетантское и ни на что не претендующее, но, может быть, кому-то интересное. Назвать этот цикл я решил соответствующим образом — «Взгляд со стороны».
Итак, каршеринг. Это удобно, экологично и современно, это модно и молодежно. Это — услуга для людей, умеющих ценить свое время и комфорт. Это — решение целой охапки проблем, свойственных для жителей большого города.
Так говорят рекламные статьи. Но у широких народных масс, если судить по комментариям в Интернете, сформировался совершенно другой образ каршеринга. Игрушка для пьяных или подростков (или пьяных подростков), купивших чужой аккаунт и безбашенно несущихся по городу, а потом удирающих с места неизбежной аварии. Постоянная опасность и помеха на дороге. И пошли в народ словечки «Пьяндекс-драйв», «Дебилмобиль», «Юдрянь»…
Каршеринговые машины участвуют менее чем в 3% аварий — отвечают на это журналисты. Тут, конечно, надо бы пояснить, каких именно аварий. Общее число ДТП мало о чем говорит. Как насчет аварий с пьяным виновником? С тяжелыми последствиями? С водителями, скрывшимися с места ДТП? Этих цифр у меня нет, и спекулировать на сей счет я не собираюсь. Отмечу просто, что статистика — дама крайне коварная, и подходить к ней надо со всей возможной осторожностью.
Итак, среднестатистический пользователь каршеринга. Кто он? Я попытался себе представить… и мысль моя остановилась. Нет, правда, я реально не понимаю, кому это надо — не один раз по приколу, а на более или менее постоянной основе (я говорю о нормальных законопослушных людях, а не о пьяных подростках). В поисках ответа я полез в ту самую рекламную статью — там ведь целых десять человек рассказывают о том, как они отказались от личной машины в пользу каршеринга и такси!
И сразу уже обнаружил забавную вещь. Актер, социальный предприниматель, автор Телеграм-канала, дизайнер… Ни одного работяги, ни одного учителя или врача, даже хотя бы обычного офисного менеджера. Представлена только довольно узкая прослойка людей, которых в народе называют хипстерами. Может быть, автор статьи просто поленился искать кого-нибудь еще. А возможно…
Не будем гадать, лучше подумаем, кому и в какой ситуации может пригодиться каршеринг.
— Если Вы едете в один конец, например, в аэропорт или на пьянку.
— Если Вы ездите очень редко — пару раз в месяц — и содержать собственный авто просто нет финансового смысла.
— Если у Вас не хватает денег на хорошую машину, кататься на десятилетнем ВАЗе или убитом корейце Вы не хотите, а кредит Вам не дают или Вы его сами не берете.
— Если Вы приехали в другой город в командировку.
Пожалуй, все. Негусто, правда? Вопреки заверениям рекламщиков, каршеринг никак не решает проблемы с парковкой. Если Вы приехали домой поздно вечером и свободных мест во дворе нет, Вам все равно придется долго и мучительно искать, где бы припарковаться. Просто бросить машину на дороге нельзя. То же самое касается и поездки днем в центр города. Каршеринг никак не решает и проблему пробок — Вы все равно будете стоять вместе со всеми, в одном строю. В этом плане общественный транспорт, особенно метро, дают ему сто очков вперед — не надо думать о парковке, в дороге можно почитать книжку или просто помечтать. Комфорта при этом, конечно, меньше.
Теперь о недостатках каршеринга:
— Никто не гарантирует Вам, что свободный автомобиль будет под рукой. Особенно если Вы пытаетесь уехать откуда-то одновременно с большим количеством других людей (после окончания спектакля, футбольного матча и т.п.).
— На каршеринговой машине невозможно поехать на дачу, да и любая просто более или менее длительная поездка за город становится проблемой.
— Вам постоянно надо следить за тем, чтобы на Вас не повесили какие-нибудь косяки предыдущего пользователя. Не заметили вмятинку на бампере – пеняйте на себя (а в темное время суток, например, многие дефекты разглядеть бывает непросто).
— Этот самый предыдущий пользователь вряд ли заботился о чистоте и порядке в салоне. С достаточно высокой долей вероятности Вы сядете в свинарник (об этом пишут практически все постоянные пользователи каршеринга, и у меня нет основания им не доверять). Компании пытаются с этим бороться, но победить можно только самые откровенные проявления свинства.
— Если Вы ездите на машине регулярно, то каршеринг обойдется Вам – опять же, об этом говорят все, кто делал подсчеты – дороже, чем личный автомобиль.
И последнее, едва ли не самое важное. Личный автомобиль – это не просто средство передвижения. Это свобода. Свобода взять и поехать куда нужно – или куда хочется. Вы можете утром загрузить в него палатку и удочки, поехать на работу, а вечером, не заезжая домой, махнуть на лесное озеро за сто верст от города. Вы можете просто неспешно кататься на нем по ночному городу, а потом долго сидеть в полупустой кофейне, попивая американо и думая о чем-то своем. Для многих он становится вторым домом, который обустраивается с максимальным комфортом, почти что членом семьи.
И каршеринг – как средство передвижения – конкурирует вовсе не с личным автомобилем. Он конкурирует с такси и трамваем. И, на мой взгляд, он проигрывает им по всем пунктам. В такси и трамвае Вам не нужны права, управление ими – вообще не Ваше дело. Вас не волнует проблема парковки – а если Вы едете на метро или по выделенке, то пробки тоже особенно не волнуют. Именно поэтому на работу я в половине случаев еду на городском транспорте, а в аэропорт добираюсь на такси. А каршеринг… мне с ним просто не по пути.
…Когда-то, в далеком советском детстве, я смотрел диафильм о светлом коммунистическом будущем, в котором вдоль дорог стояли «флипы» — летающие машинки, на которых любой желающий мог добраться, куда ему нужно. С коммунистическим будущим как-то не вышло, может, хоть с транспортом не обманули? Увы, и здесь остается только развести руками…
Как пользоваться каршерингом
1. Что такое каршеринг?
Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Обычно его используют для коротких внутригородских поездок. В систему московского каршеринга входят операторы: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar, «Ситидрайв», Bumerang.
2. Сколько стоит?
Стоимость аренды отличается в зависимости от выбранного оператора, а также класса авто, и составляет от 5 до 20 рублей в минуту. Преимущество каршеринга в том, что вам не надо тратить деньги на парковку, бензин, страховку, мойку автомобиля и его содержание.
3. Как взять машину в аренду?
Чтобы арендовать автомобиль, необходимо зарегистрироваться в мобильном приложении оператора. В процессе регистрации вам нужно прикрепить фотографии паспорта и водительского удостоверения, после чего подписать договор (путем присоединения к условиям оператора в приложении). Процедура проверки может занять несколько дней.
Забронировать доступный автомобиль можно в приложении. После того как машина зарезервирована, у вас есть некоторое время бесплатного бронирования — в среднем 20 минут — для того чтобы добраться до нее. По его истечении начинается оплата по тарифу за ожидание, который составляет от 2 до 5 рублей в минуту. Авто открывается с помощью приложения. Все необходимые документы и ключ замка зажигания находятся внутри машины. После визуальной проверки авто на наличие повреждений можно начинать аренду.
После использования автомобиля нужно завершить аренду. Чаще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении, однако лучше уточнить у оператора заранее, с какого момента он перестает списывать средства за аренду.
Обратите внимание: у каждого оператора свои ограничения по возрасту и водительскому стажу арендаторов. Эти сведения размещены на сайтах или в приложениях операторов каршеринга. Также там можно посмотреть контакты для обращений.
4. Где можно оставить машину?
Оставить машину можно в пределах зон завершения аренды как в Москве, так и в Подмосковье. При этом пользователь каршеринга освобождается от платы за стоянку в зонах платного паркинга, при условии соблюдения правил дорожного движения.
Некоторые операторы предоставляют пользователям возможность завершить аренду на стоянках московских аэропортов. Но зону обслуживания лучше уточнить — у всех операторов она разная.
5. Как происходит оплата?
Средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.
Не забывайте, что использование арендованного автомобиля не освобождает от ответственности: штрафы за нарушения правил дорожного движения, расходы на оплату штрафстоянки, спецстоянки и эвакуации несет арендатор. Несмотря на то, что транспортные средства застрахованы, у всех операторов предусмотрена материальная ответственность за порчу автомобиля в ДТП по вине водителя.
Кроме того, у каждого оператора есть своя система штрафов. Чаще всего это штрафы за несоблюдение чистоты в салоне, утрату документов, завершение аренды с пустым топливным баком и тому подобное. Чтобы узнать о них подробнее, внимательно читайте договор перед подписанием.
6. Что делать, если эвакуировали машину каршеринга?
У каждого оператора каршеринга свой порядок возврата автомобилей со спецстоянки. Чаще всего предлагается два варианта:
Если автомобиль эвакуировали не при вас, с вами свяжутся (по телефону, смс, электронной почте или в приложении) представители компании каршеринга и расскажут, какие опции у вас есть. Если вы сами заметили, что машину каршеринга эвакуировали, позвоните оператору — так вы избежите переплаты за длительное хранение автомобиля на спецстоянке.
Кто заправляет машины каршеринга?
В ряде вопросов, которые волнуют клиентов операторов, важное место занимает следующий: «Кто заправляет авто?» И действительно, не кладут же компании 20-литровую канистру в багажник, чтобы в случае необходимости пользователь сам мог дозаправить машину!
Конкурентная среда привела к развитию вариантов. Сегодня операторы действует далеко не всегда по «запрограммированному», типовому алгоритму действий, предлагает в некоторой степени даже инновационные решения. Кто заправляет машины каршеринга чаще всего? Сами водители.
Кто оплачивает бензин в каршеринге?
Расходы на топливо всегда формально несёт компания, у которой вы берёт автомобиль в аренду. Эти траты заложены в стоимость поминутной аренды. В зависимости от того, кто и как и именно оплачивает бензин в каршеринге: если пользователь тратит собственные средства, расчёты могут вестись в виде бонусов, которые клиенты оператора используют для дальнейшей аренды. Не исключено, что за всё время езды вы так и не узнаете, кто оплачивает бензин в каршеринге.
Какие условия по заправке машины каршерингах?
В «Белке» при включении зажигания обратите внимание на экран действующей аренды, где может гореть или не гореть кнопка «Заправка». Если горит – значит, необходимо заправить машину: каршеринг-оператор после нажатия на кнопку выдаст инструкции в приложении. По прибытии на указанную автозаправочную станцию необходимо нажать кнопку «Приступить к заправке», а после окончания процедуры – «Заправка завершена». Пин-код и заправляемый литраж появляются на экране мобильного устройства, собственных денег тратить не нужно.
Аналогичным образом клиент заправляет машины каршеринга у операторов «Делимобиль, Car5, Car4you и Anytime, с тем лишь отличием у «Энитайма», что там вообще дозаправку выполнять не обязательно. Сходный процесс осуществления заправки автомобиля имеется и у «Карусели», однако там нельзя ждать, когда загорится предупреждающий индикатор (лампочка), а необходимо заправиться при опустении бака до 1/5, когда указатель уровня топлива опускается до предпоследней отметки.
В приложениях указанных выше операторов навигатор поведёт вас именно к той заправочной станции, на которую нужно компании. В UrentСar ситуация несколько иная: там также есть топливные карты и характер информирования о необходимости дозаправки аналогичный, однако посещать нужно строго АЗС «Лукойла».
Из московских каршерингов можно не заправлять автомобили каршерингов «Лифкар», «Яндекс.Драйв», «Энитайм», а также YouDrive (также работает в Санкт-Петербурге). Впрочем, можно и заправить и за это получить бонусы на счёт. На этом месте можно даже составить список компаний, которые позволяют заправлять абсолютно на любой станции:
У «Яндекс.Драйва», о котором сегодня можно говорить как о потенциальном монополисте рынка, есть бонусы при заправке, а о местах АЗС можно узнать по телефону – очевидно, где попало доливать бензин не допускается. Поскольку именно каршеринговые операторы платят за обслуживание двигателя машины, и частый ремонт делает бизнес нерентабельным, необходим стимул для тех клиентов, которые оплачивают бензин в каршеринге (независимо от того, московский он, питерский или региональный).
Каршеринг: кто заправляет авто и получает за это бонусы?
Что нужно делать? Важная информация: у разных операторов каршеринга тот, кто заправляет авто должен предоставить отчётность. В большинстве случаев речь идёт о сохранении чека, который клиент оставляет себе сразу после оплаты и должен предъявить по требования. Зачастую достаточно просто сделать фотографию и отправить её через приложение. В крайнем случае нужно его предъявить физически, поэтому не спешите выбрасывать «ненужную бумажку».
В «Тимкар» и «Юренткар», например, действует специфическое правило: сделать фотографию чека на фоне приборной панели именно той машины, которая только что заправлена. В «Каренде» необходимо отправить фото на электронный адрес (info@carenda.ru), а у «Лифкара» предлагается двойной выбор: либо отправить по почте (info@lifcar.ru), либо с помощью бота «Телеграма» (@Lifcarbot).
Успешный отчёт зачастую предусматривает определённую выгоду за затраченные усилия, а то и целую бонусную систему. Тот, кто оплачивает бензин в каршеринге, в «Яндекс.Драйве» получит на счёт дополнительные 100 рублей, столько же предлагают Car4You и «Тимкар»., чуть больше (105 руб.) – Car5.
«Карусель» и «ЮДрайв» до недавнего времени предлагали наименьший бонус по заправке (по 50 рублей), но планировали и поднять эту сумму. В «Делимобиле» тот, кто заправляет машины из московского каршеринга, равно как и любого другого, получит в подарок 15 минут, а в «Белке» дозаправка измеряется в деньгах (120 руб.).
«Каренда» показывает себя в качестве более гибкого оператора: заправив от 10 до 20 литров, вы получите 50 рублей на счёт этого каршеринга, а более двадцати – уже 100 рублей. Похожая, но более впечатляющая система действует у «Лифкара»: от 10 литров – бонус на счёт размером 100 рублей, от 20 литров – 230 руб., от 30 литров – 360 руб. Так же обстоит дело и у «Рентмикара», где дополнят баланс клиента суммой от 75 до 400 рублей. Наконец, весьма специфическая программа действует в Anytime, где за заправку начисляется 10 «добродел», то есть 10 дополнительных минут.
Внимание! Деньги, затраченные вами непосредственно на оплату бензина, зачисляются на личный счёт в приложении.
Как видно, операторы всячески поощряют заправку пользователями, и по факту именно компании оплачивают дозаправку, компенсируя затраченное время бонусами. В то же время, ряд игроков на рынке обязывают каршероводов заправиться, если уровень топлива достигает критической отметки. В этом случае могут применять штрафы, списываться средства со счёта в приложении. Внимательно изучайте правила пользования сервисами, будьте внимательны и заправляйтесь с выгодой для себя!