Вот и стартовал очередной проект по сборке иностранных грузовиков в России. На этот раз он принадлежит шведской «Скании», которая объявила о начале сборки машин у нас в шушарах. Анализируя судьбу прочих грузовых проектов в России, поневоле вспоминается анекдот об «ауре места»…
Начнем со свежих известий. На открытии сборочного производства сканиевцы рассказали, что собирать у нас будут сначала популярные тягачи – «Гриффины» – и самосвалы 6х4. Учитывая планы (500 штук – до конца года, 1300 – в следующем), это обычная «отверточная» сборка, о локализации речи пока не идет. Иное дело – дальнейшая перспектива. Сам Лейф Остлинг (президент концерна) заявил, что в течение следующих пяти лет возможен рост производства до 10 000 штук в год. Там уже и технология сборки изменится, и локализация появится, и об экспорте можно задуматься. В общем, планы лихие; поэтому пожелаем шведам удачи.
Интересно, что буквально за месяц до этого было объявлено о сборке первой машины СП «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Это совместное детище «всемирного» «Даймлера» и нашего КАМАЗа.
В течение 10 месяцев проводилось обучение технического персонала в Германии, закупалось и отстраивалось оригинальное оборудование, позволяющее собирать до 4500 автомобилей в год.
Модельный ряд грузовых автомобилей, которые будут собираться на заводе компании в России, практически не ограничен. В первое время в основном будут обрабатываться заказы на Actros и Axor, однако с увеличением объемов продаж для сборки будут также доступны Atego и специальные грузовики – Zetros и Unimog. Качество грузовиков, собираемых в России, будет абсолютно идентично аналогам, выпускаемым на заводах в Германии или в Турции.
Вероятно, не будет отличаться от европейских аналогов и цена «Мерседесов». А вот это уже серьезный фактор, впрямую влияющий на объем продаж. Задумайтесь сами, если у вас есть выбор – купить за те же деньги немецкую или российскую машину, какую вы выберете?
А теперь вернемся опять к шведам. Ведь у Volvo тоже есть свой завод в России, причем уже не первый. Сначала, в далеком 1998 году они открыли в Омске производство автобусов. Увы, наступивший в том же году кризис перечеркнул эти планы. Затем в 2005-м вольвовцы открыли небольшой завод «отверточной» сборки в Зеленограде. Свой «потолок» в 500 машин в год он выпускал, и шведы решили развернуться пошире.
В январе 2009 года завод мощностью 10 000 грузовиков в год (опять эта сакральная цифра) торжественно открылся. Инвестиции составили более ста миллионов евро, и это было полноценное производство почти полного цикла – с собственными штамповочным и окрасочным цехами. Увы, вновь грянувший кризис, естественно, серьезно уменьшил планы выпуска. Машины здесь собирают под заказ, а вот цены российской сборки приятно радуют; они на 5 – 25% ниже европейских. При этом отличий от европейских машин – никаких, ведь все комплектующие поставляются с других заводов Volvo.
Кстати, стоит заметить, что по соседству с Volvo открылся завод дочерней Renault. Он поскромнее, рассчитан всего на 5000 штук в год, но стоил дешевле, и, стало быть, разочарований принес меньше.
Говоря о европейской «Большой семерке», надо признать, что пальма первенства организации СП в России принадлежит итальянской IVECO. В далеком теперь 1994 году, оно было открыто тремя учредителями: IVECO, ОАО «Газпром», и Уральским автозаводом.
Естественно, после появления у Iveco нового поколения машин «IVECO-УралАЗ» также обновило свою гамму. Сейчас программа предприятия включает широкую линейку шасси под установку различных надстроек, полной массой до 72 тонн.
Классические бескапотные шасси с собственными турбодизелями Euro-2 мощностью от 80 до 120 л.с. продаются на рынках сотни стран мира, а выпускаются не только в Японии, но и в Англии, США, Турции, Таиланде, Вьетнаме, Китае, а также на Украине. В гамме более сотни моделей с различной колесной базой, типами кабин, колесной формулой. В «продвинутых» странах машины оснащаются автоматическими коробками передач серии «Smoother» и газовыми дизелями собственной разработки.
На открытии были объявлены, как водится, грандиозные планы. За три следующих года выпуск должен был быть доведен до… правильно, все тех же 10 000 штук в год. Увы, сами понимаете, в условиях кризиса этим планам сбыться не удалось. Из официального сообщения: «7 июня 2010 года cо стапелей завода «Северстальавто- Isuzu» в Елабуге сошел сотый автомобиль марки Isuzu. Это событие не было бы столь значительным, если бы не тот факт, что отсчет ведется с конца апреля этого года. То есть, в течение достаточно короткого периода успели не только восстановить конвейер по сборке, но и нагнать уровень 2008 года, когда у завода была максимальная загруженность с момента его открытия в 2007 году.
Стимулом к возобновлению производства послужило активное оживление рынка коммерческой техники, так, за 5 месяцев с начала года было продано более 800 автомобилей Isuzu». Некоторые объяснения произошедшему кроются в выборе модели.
Судя по двигателю без электронного управления, ручной коробке передач и рессорной подвеске, для производства просто была выбрана комплектация машины для стран третьего мира. Из дополнительных удобств – только гидроусилитель руля и моторный тормоз. Плюс к тому открытые аккумуляторы, установленные на раме, и кабина без внутренней обивки. Видимо, соотношение «цена – качество» не очень удовлетворило потребителей.
На японские машины ориентировано и еще одно СП КАМАЗа, на сей раз с Mitsubishi Fuso. На выставке «Комтранс-2010» уже были показаны первые малотоннажники семейства Canter. Выбор партнера неудивителен, учитывая, что японская ММС полностью принадлежит все тому же «Даймлеру».
На этом список географии заимствований не исчерпывается. Так, на выпуск «корейцев» ориентирован вновь открытый завод «КузбассАвто» из Кемеровской области. Он уже начал выпускать атобусы Hyundai, предназначенные для городского, пригородного и междугороднего сообщения.
Также на заводе планируется производство грузовых автомобилей. Hyundai HD-78 полной массой 7800 кг, и Hyundai HD-120 полной массой 12400 кг. «До конца 2010 года на предприятии при двухсменной организации работ планируется выпустить около тысячи единиц автотранспорта.
Параллельно «КузбассАвто» намерено строить дополнительные производственные мощности (срок окончания строительства — конец 2013 года), что позволит увеличить номенклатуру и количество выпускаемой продукции до 10 000 автомобилей в год.
Таким образом, кузбасский завод войдет в десятку крупнейших автосборочных предприятий России».
И уж вовсе экзотические машины выбрал для производства на своих площадях Новоуральский «АМУР». Помимо архаичных ЗИЛовских конструкций (завод многие годы принадлежал столичному автозаводу), там выпускают модель АМУР-4346. Фактически это индийская «Тата», представляющая собой многократно перелицованный «Мерседес» серии LP сорокалетней давности. Грузоподъемность шасси составляет 3800 кг, бортовой машины — 3500 кг.
Она оснащается индийскими агрегатами: дизелем «Тата» мощностью 130 л. с. (Euro-2), механической коробкой передач, барабанными тормозами, и рессорной подвеской. Впрочем, «АМУР» выпускает также еще более экзотические китайские самосвалы марок FAW и Foton.
Тем не менее, благодаря грамотной ценовой политике, неприхотливая продукция пользуется устойчивым, хоть и небольшим, спросом.
А самым, вероятно, экзотическим импортным грузовиком, собранным в России, следует признать продукцию пушкинского «Гудвилл холдинга». Занимавшаяся импортом американских грузовиков с 1992 года компания, в конце 2007 года приступила к сборке бескапотных «американцев» International 9800i 6х4.
Причем спецификация была составлена специально для российских условий. Бразильский дизель Cummins развивает мощность 383 л.с., и обеспечивает нормы Euro-3. Коробка передач – несинхронизированная, передняя ось – с увеличенной нагрузкой. И, конечно, блокировки дифференциалов – межосевая и межколесные.
Компания получила сертификаты на 106 подобных машин. К сожалению, из-за пресловутого кризиса продолжать ручную сборку смысла не было, даже при весьма конкурентной цене (сейчас стоимость тягача 3 380 000 руб.).
Надо сказать, что список производителей импортных машин на этом не исчерпывается, особо в малом классе. Так, тот же Sollers весьма успешно собирает в Елабуге FIAT Ducato (в этом году около 1500 штук); ростовский ТагАЗ соберет более тысячи «полуторатоннок» Hyundai Porter. А последней новостью с рынка легких SUV’ов стало инвестирование 210 млн. евро в производство фургонов Mercedes Sprinter на ГАЗе.
В общем, все проекты по сборке импортных грузовиков в России обладают одной особенностью: невзирая на объем вложений, добиться выхода на запланированную мощность пока никому не удалось. Видимо, действует пресловутая «аура места».
Грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели
Scania AB — крупнейший шведский производитель автобусов и грузовых автомобилей, выпускает автобусы с 1920 года. Штаб-квартира располагается в городе Сёдертелье.
Содержание
Собственники и руководство
Крупнейшие акционеры — Renault (2,8 %).
16 ноября 2006 немецкий машиностроительный концерн MAN AG сделал предложение о покупке компании, назначив цену 475 крон за акцию. Руководство Scania отклонило предложение, посчитав цену значительно заниженной.
Деятельность
Scania производит грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели. Также компания поставляет свои шасси многим сторонним кузовным предприятиям. Наиболее удачное сотрудничество у Scania Bus наметилось с испанской фирмой Irizar.
Scania в России
В Санкт-Петербурге осуществляется сборка автобусов серии OmniLink и OmniLine для российского и европейского рынков.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Scania (компания)» в других словарях:
Scania AB — Расположение Сёдертелье (Швеция) Отрасль … Википедия
Модельный ряд автобусов Scania — Scania AB Расположение Сёдертелье (Швеция) Отрасль … Википедия
Петербургская транспортная компания — Тип общество с ограниченной ответственностью Год основания 21 мая 2005 года … Википедия
Автобусы Scania — Содержание 1 Модельный ряд автобусов Scania 1.1 Серия Century 3000 1.2 Серия Omni … Википедия
Питеравто — Тип общество с ограниченной ответственностью Год основания 199 … Википедия
Производители автобусов Швеции — Производители автобусов Швеции=SCANIA«Скания»: Scania AB, SE 15187 Sodertalje, SwedenНа фоне известных во всем мире тяжелых грузовиков Scania автобусы этой марки встречаются крайне редко, хотя их производство началось на фирме еще в… … Википедия
СКАНИЯ — (Scania AB) шведская фирма по производству грузовиков и автобусов, входит в компанию «Сааб (см. СААБ)». Штаб квартира находится в городке Седертелье близ Стокгольма. Выпускает грузовые автомобили, автобусы, промышленные и лодочные моторы. В 1896… … Энциклопедический словарь
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Вслед за компанией MAN отчетную пресс-конференцию провела и Scania.
Главная новость сканиевцев — начало поставки на наш рынок тягачей новой серии: в прошлом году пришли первые три экземпляра с двигателями Евро-6, а сейчас начнется массовая продажа таких машин уже с моторами Евро-5. Проверка новой серии российскими дорогами прошла успешно: «евро-шестые» машины накатали c августа по март в общей сложности более 176 тысяч километров, а их экономия топлива, по сравнению с предшественниками, составила от 7 до 13%.
Кстати, выпуск предыдущей серии вскоре должен прекратиться по всей Европе: недавно такой последний грузовик был произведен на заводе компании в голландском Цволле. Уже известно, что в нынешнем году 22% российских продаж придется на новую серию, но сколько это будет в штуках — пока не знают сами сканиевцы: предположительно, 2000—2500 единиц. А итоги прошлого года в цифрах таковы: всего отгружено 6107 грузовиков (второе место после конкурента Volvo), что соответствует доле 21,4% среди «большой семерки» европейских производителей. Из них на заводе в Санкт-Петербурге сделано 400 машин, это в основном самосвалы 6х4, 8х4 и 8х8. Всего же продано 789 самосвалов, 324 тяжелых карьерника (это рекордный показатель), 149 коммунальных и дорожных машин.
Также продано 34 газовых тягача против 13 в прошлом году. В нынешнем «газовые» поставки увеличатся в разы (более 250 машин), причем будут продаваться тягачи новой серии, работающие не только на традиционном сжатом метане (CNG), но и на экзотическом для нас сжиженном (LNG): уже известно, что «Деловые линии» собираются испытать машины LNG, а это, естественно, потребует инвестиций в дилерскую сеть.
Однако сами машины — полдела. По словам сканиевцев, главная задача — сделать так, чтобы груз бесперебойно перемещался: сначала с клиентами обсуждаются техническая база, сервис, запчасти и т.д., и только потом — грузовики. «Если фирма просто продает грузовики — это один подход, — комментируют представители Скании. — А если поддерживает бизнес-клиента — совсем другой!»
Потому уже более половины всей техники продается с комплексным решением Драйв (лизинг, обучение, страхование, сервисный контракт и т.д.). Кстати, срок сервисных контрактов Scania уже продлила с двух—трех лет до пяти, а сейчас ведутся разговоры о контрактах на семь лет. Даже бэушная техника будет продаваться комплексно — с гарантией и т.д.
А помимо сервисных станций (а их 60, больше, чем у МАНа), есть 14 «удаленных решений» — мини-станций на клиентской базе в отдаленных точках. Но упор в развитии дилерских центров будет делаться не на количество, а на качество: «останутся достойные».
Тем временем Россия стала третьей в Европе (!) по количеству отгруженных Сканий — после Германии и Великобритании (в прошлом году Россия занимала восьмое место). Еще круче скакнули поставки автобусов — с тридцать первого на пятое место в мире. И даже поставки промышленных и судовых двигателей вошли в первую десятку. Интересно, как изменится рынок в нынешнем году?
Грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели
Scania AB — крупнейший шведский производитель автобусов и грузовых автомобилей, выпускает автобусы с 1920 года. Штаб-квартира располагается в городе Сёдертелье.
Содержание
Собственники и руководство
Крупнейшие акционеры — Renault (2,8 %).
16 ноября 2006 немецкий машиностроительный концерн MAN AG сделал предложение о покупке компании, назначив цену 475 крон за акцию. Руководство Scania отклонило предложение, посчитав цену значительно заниженной.
Деятельность
Scania производит грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели. Также компания поставляет свои шасси многим сторонним кузовным предприятиям. Наиболее удачное сотрудничество у Scania Bus наметилось с испанской фирмой Irizar.
Scania в России
В Санкт-Петербурге осуществляется сборка автобусов серии OmniLink и OmniLine для российского и европейского рынков.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Scania (компания)» в других словарях:
Scania AB — Расположение Сёдертелье (Швеция) Отрасль … Википедия
Модельный ряд автобусов Scania — Scania AB Расположение Сёдертелье (Швеция) Отрасль … Википедия
Петербургская транспортная компания — Тип общество с ограниченной ответственностью Год основания 21 мая 2005 года … Википедия
Автобусы Scania — Содержание 1 Модельный ряд автобусов Scania 1.1 Серия Century 3000 1.2 Серия Omni … Википедия
Питеравто — Тип общество с ограниченной ответственностью Год основания 199 … Википедия
Производители автобусов Швеции — Производители автобусов Швеции=SCANIA«Скания»: Scania AB, SE 15187 Sodertalje, SwedenНа фоне известных во всем мире тяжелых грузовиков Scania автобусы этой марки встречаются крайне редко, хотя их производство началось на фирме еще в… … Википедия
СКАНИЯ — (Scania AB) шведская фирма по производству грузовиков и автобусов, входит в компанию «Сааб (см. СААБ)». Штаб квартира находится в городке Седертелье близ Стокгольма. Выпускает грузовые автомобили, автобусы, промышленные и лодочные моторы. В 1896… … Энциклопедический словарь
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Scania (Скания) — всемирно известная шведская марка — мировой лидер по производству грузовых автомобилей, комфортабельных автобусов, а также самых экономичных промышленных и судовых дизельных двигателей. За более чем 100 лет своей истории продукция компании Scania стала синонимом эффективности, надежности и долговечности.
Ниже мы расскажем, как возникла и развивалась одна из самых успешных промышленных компаний нашего времени и в чем заключается секрет Шведской Легенды.
Как все начиналось… поиск своего пути
Попробуйте догадаться, с чего началась история крупнейшего производителя грузовиков, автобусов и промышленных двигателей. Очень просто — с велосипедов и железнодорожных вагонов!
История мирового концерна SCANIA CV AB началась более 120 лет назад с образования и последующего объединения двух шведских компаний-конкурентов Scania и Vabis.
В 1891 году в Швеции, в городе Сёдертелье, образовалась компания по производству железнодорожных вагонов Vagnfabriks Aktie-Bolaget i Sëdertelge или сокращенно Vabis. Работая на перенасыщенном рынке вагонной продукции, руководство компании начало рассматривать новые сферы развития. В 1897году конструктором Густавом Эриксоном был создан прототип первого шведского автомобиля Vabis A-car. В 1898 году компания начала серийный выпуск легковых автомобилей, впервые применив для поджига топлива искровую систему зажигания (до этого использовались малоэффективные трубки накаливания).
В 1902 году компания Vabis наладила выпуск своего первого грузового автомобиля, оснащенного бензиновым двигателем мощностью 12 л.с. и 2-х ступенчатой коробкой передач.
Вторым прародителем концерна Scania стала английская компания Humber, основанная Томасом Хамбером в 1868 году для производства велосипедов.
В 1900 году компания основывает на юге Швеции, в крупнейшем городе региона Сконе промышленном центре Мальмё, свое подразделение — Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania («Общество Машиностроительная фабрика в Сконе») — кратко Scania. У руководства встает Фредерик Петерсен, бывший агент по продаже английских велосипедов. Данное подразделение также начало свою деятельность с производства велосипедов. Неслучайно в основе первой эмблемы Scania — шатун (кривошип) педального привода велосипеда, в центре которого изображена голова красного грифона, украшенная золотой короной. Грифон был взят с герба провинции Сконе, гордо подчеркивая географическую принадлежность фирмы.
В 1901 году на базе фабрики по сборке лицензионных велосипедов было собрано несколько мотоциклов и легковых автомобилей из французских сборочных комплектов, а к концу года инженер был создан первый оригинальный автомобиль под маркой Scania — небольшая легковушка с французским двигателем.
В 1902 году, спустя всего два года с момента создания компании, на заводе Scania изготовливается первый 1,5-тонный грузовик в единственном экземпляре. Подробных сведений о его разработке не сохранилось. Известно лишь, что инженер Антон Свенссон и конструктор Рейнголд Торссин решили разместить 2-х цилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения мощностью 12 л.с. под сиденьем водителя, тем самым сразу начав производство с инноваций.
В 1906 году в Scania выпускает 8 грузовиков модель «EL» грузоподъемностью 3-3,5 тонны с 4-х цилиндровым бензиновым двигателем Wentzel «E» (4,6 литра, мощность 20 лошадей). Грузовик имел цепной привод задних колес и литые резиновые шины. Вскоре в производственную линейку добавляется также модель грузовиков «IL» с 4-х цилиндровым бензиновым мотором Wentzel «I» (4,2 литра, 24 л.с.), всего которых было выпущено 12 штук.
В 1907 и 1908 годах выпущено несколько машин новой серии «BL» грузоподъемностью 1-1,5 тонны с 2-х цилиндровым 15-сильным двигателем Wentzel «В». А в следующие три года на их шасси начали устанавливать 4-х цилиндровый мотор Wentzel «Н» (2,8 литра, 18 л.с.). Таких грузовиков модели «HL» всего было изготовлено 21 экземпляр. Также начался выпуск 5-тонных грузовиков серии «DL», где устанавливался наиболее мощный 4-х цилиндровый бензиновый двигатель Wentzel «D» (5,3 литра, З0 лошадей).
В 1910 году в Россию были поставлены первые образцы мобильного противопожарного оборудования и морские двигатели марки Scania. Тогда же Scania продала свой первый грузовой автомобиль на экспорт — в Санкт-Петербург. Это была модель «IL» с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети трамваев.
С первых лет существования Scania завоевала авторитет большой выносливостью и качеством продукции, спрос на которую выявил нехватку производственных мощностей. В это же время начал испытывать серьезные финансовые трудности вагоностроительный завод Vabis в Сёдертелье. В 1910 году руководство Scania начало переговоры о слиянии двух машиностроительных компаний. В 1911 году произошло объединение предприятий в компанию AB Scania-Vabis, что создало необходимые предпосылки для лидирующего положения новой компании на рынке Швеции. В первый же год было выпущено 40 легковых машин, 23 грузовика и один автобус, что по тем временам было немало.
В 1913 году на заводе в Седертелье произошел пожар, который уничтожил почти все оборудование. Зато взамен произвели самое современное оснащение производства. В этом же году в соседней Дании для увеличения объемов производства продукции шведской фирмы создаётся дочернее предприятие — Dansk AS Scania-Vabis. Благодаря этому во время Первой мировой войны AB Scania-Vabis успешно выполнил многочисленные заказы для шведской армии.
В 1916 году компания делает упор на производстве грузовых автомобилей, морских двигателей, работающих на спирте, и современных легкосплавных авиационных 6-и цилиндровых моторов, развивающих 120л.с.! В датском филиале в это время начинает производиться бензиновый мотор V8, разработанный для легковой модели. Всего было построено 25 машин с таким мотором, в том числе карет скорой помощи.
В 1917 году выпускается самая большая и дорогая легковая модель Scania-Vabis Тур III — под её капотом устанавливался 5-ти литровый 4-х цилиндровый мотор мощностью 55л.с. За три года её производства был построен всего 51 экземпляр— в основном с дорогими кузовами типа ландо или лимузин, хотя можно было встретить и грузовую версию этой машины, а так же кареты скорой помощи.
В 1919 году модернизируется Scania-Vabis Тур II (получает индекс Typ IIa) — мощность двигателя увеличена до 36 л.с., а через год машина получает в качестве стандартного оборудования электрические фары и стартер.
Однако окончание войны, а также последовавший за этим экономический кризис сильно ударили по предприятию — спрос на грузовую продукцию резко падает, оборонные заказы иссякли. В 1920 году начинаются забастовки рабочих, всё это только еще больше ухудшает положение дел. В итоге, в 1921 году компания объявляет себя банкротом. Одновременно о своей несостоятельности объявляет и датское отделение фирмы, где к тому времени, за период с 1913 года, было произведено около 175 грузовиков и 75 легковых автомобилей.
Возрождение компании — заложение основ глобального успеха
В ноябре 1921 года обанкротившееся предприятие выкупает семья Валенбергов, владевшая Stockholms Enskilda Bank. Компания серьезно меняет производственную программу, сформированную в основном еще до войны, значительно сокращает производство и меняет его структуру. Инженером Августом Нильсоном разрабатываются новые коммерческие автомобили и автобусы. Уже через год компания поставляет 15 автобусов для шведской почты, особенностью которых стало наличие гусеничного движителя на задней оси и лыж в качестве управляющих элементов. Благодаря этому заказу воскресшая фирма устояла на ногах.
В 1922 году инженер Нильсон получил патент на свой карбюратор, который значительно экономил топливо, а также разработал двигатель, который мог работать на смеси технического спирта и бензина.
Оптимизируя производство Scania-Vabis пришлось полностью отказаться от выпуска легковых машин и направить все свои силы на более рентабельное производство грузовиков и автобусов. В 1927 году был закрыт завод в Мальмо, производство сохранилось только в Сёдертелье.
В 20-е годы, сделав ставку на высокое качество выпускаемой продукции и благодаря государственным заказам на автобусы компания смогла выйти из кризиса. Требовательные заказчики Scania не довольствовались импортными стандартными решениями и требовали уникальные технические разработки.
Особым успехом стали пользоваться грузовики и автобусы «Bulldog» особой компоновки: с кабиной над двигателем — при той же общей длине, что и у капотного автобуса, полезная вместимость стала больше. Также у автобуса было приспособление для буксировки прицепа, возможность постановки на гусеничный ход и система подогрева воздуха в салоне, использовавшая тепло отработавших газов, которые сделали этот автобус уникальным. Еще одной инновацией того времени стала установка в кабинах грузовиков редких для того времени приборов: спидометра, одометра, указателя температуры масла, амперметра и часов.
В 30-е годы на рынке утвердилась новая тенденция: стали активно применяться дизельные двигатели, более экономичные, чем бензиновые. В результате собственных разработок в 1936 году компанией Scania-Vabis был выпущен свой первый предкамерный дизельный двигатель — 6-ти цилиндровый мощностью 120 л.с. А уже в 1939 году Scania усовершенствовала его, единственными в мире начав выпускать линейку 4-х, 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей, использующих значительную часть универсальных компонентов. Это положило начало модульной системе Scania, в основе которой — сокращение номенклатурного ряда запасных частей для всех видов продукции, ускорение и упрощение обслуживания и ремонта двигателей.
В это же время компания берет ориентир на создание автомобилей большой грузоподъемности, заложены основы для вхождения Scania в группу ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков.
Вторая Мировая война сделала AB Scania-Vabis оборонно-ориентированной компанией. Главным направлением работы стало производство грузовиков для шведских вооруженных сил, а также военно-транспортных средств: легких танков, артиллерийских установок и бронетранспортеров. Оборонные заказы помогли компании накопить значительный капитал. После войны были проведены мероприятия по рационализации и диверсификации производства, компания превратилась в современное крупномасштабное промышленное предприятие.
В 1949 году Scania-Vabis благодаря сотрудничеству с компанией Leyland начала производство 4-х и 6-ти цилиндровых дизельных двигателей с посредственным впрыском топлива. По сравнению с предкамерным впрыском это позволяло снизить потребление топлива на 20-25% и на 40% увеличить тяговое усилие двигателя. Последний факт обусловил разработку и внедрение еще одного новшества — демультипликатора (раздаточной коробки с пониженной передачей). Разработанный Scania-Vabis мотор был настолько выносливым, что его стали называть «400 000-километровый двигатель».
С этого времени краеугольным камнеминженерной политики Scania выступает обеспечение максимально возможной топливной экономичности всей выпускаемой продукции!
Новый этап – рождение «Короля дорог»
В 1958 году появились капотные грузовики Scania-Vabis серии L75. Они стали одними из самых Известных автомобилей фирмы и явились прародителями большинства современных моделей грузовиков Scania. первые представлена пятиступенчатая синхронизированная коробка передач и установлены пневматические тормоза. Также удалось уменьшить радиус поворота автомобиля. Прочность рамы и подвески позволили значительно увеличить грузоподъемность.
В 1960 году был разработан первый турбодизельный двигатель Scania, имевший 6-ти цилиндровую конструкцию и рабочий объем 10 литров. Данный двигатель с увеличенным до 11 литров рабочим объемом (с 1962 года) завоевал огромную популярность благодаря своей выдающейся надежности, топливной экономичности, мощностным характеристикам — и оставался в производственной линейке Scania до 1998 года!
В 1963 году грузовики Scania-Vabis стали оснащаться двухконтурными пневматическими тормозами. Получив признание на рынке, руководство Scania-Vabis приняло решение создания разветвленной сети зарубежных филиалов: открываются заводы в Бразилии и Нидерландах.
В 1968 году Scania-Vabis начала производство семейства грузовиков, впоследствии получившего название «нулевого поколения фирмы Scania». Новая линейка машин включала серии L50, L/LB80, L/LB85 и L/LB110 полной массой 12,5-22,5 тонн в разнообразных двух- и трехосных исполнениях с капотной компоновкой кабины (L) или кабиной, расположенной над двигателем (LB). В качестве силовых установок были использованы дизельные двигатели рабочим объемом 5, 8 и 11 литров (мощностью 95, 155 и 190 л.с.). На усиленных вариантах «Super», рассчитанных на самые высокие нагрузки, применялись эти же моторы с турбонаддувом мощностью 120, 190 и 270 л.с.
С 1968 года совершенствование рабочего места водителя становится одним из приоритетов при разработке грузовиков. Была проведена большая работа по усовершенствованию систем обогрева и проветривания кабины грузовика, что позволило эффективно направлять воздушные потоки. Гидроусилитель руля стал стандартной опцией для продукции Scania. Все это существенно облегчило работу водителя, повысив безопасность и комфортность движения.
В 1969 году Scania-Vabis впервые запустила производство легендарной серии двигателей V8! Первым V-образным 8-ми цилиндровым дизельным двигателем стала турбированная модель DS14 — рабочим объемом 14 литров мощностью 350 л.с., в котором воплотилась идея мотора, работающего на низких оборотах. Это существенно повышало долговечность и экономичность мотора, а также снижало его шумность. На тот период DS14 V8 был наиболее мощным двигателем для грузовых автомобилей в Европе. Сочетание мощности, высокого крутящего момента в комбинации с исключительной надежностью и долгим сроком службы сделало V8 легендой. У него появилось прозвище «Король дорог»
Новый этап – рождение «Короля дорог»
В том же 1969 году произошло слияние Scania-Vabis со шведским производителем авиатехники и автомобилей Saab Automobile AB, что привело к созданию концерна Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться просто Scania.
В 1972 году начинается производство новой бескапотной серии 140, включавшей двухосные бортовые модели «LB140» (4×2), трехосные «LBS140» (6×2) и «LBT140» (6×4) полной массой 17,0-26,5 тонн. Также были выпущены модели «L140» (4×2) и «LS140» (6×2) с характерным прямоугольным капотом, предназначенные для перевозки особо тяжелых грузов, буксировки прицепов и работы на строительстве. Расположенная над двигателем кабина впервые была сделана откидывающейся при помощи гидравлического механизма и снабжалась усиленной звукоизоляцией (уровень внутреннего шума не превышал 75 дБ). Все автомобили получили механическую 10-ти ступенчатую синхронизированную коробку передач, а младшая серия «LB80» по заказу оснащалась автоматической коробкой. Первой в истории фирмы серия грузовиков 140 прошла испытания на прочность при лабораторной имитации различных аварий. В 1973 году появляется еще одна новая опция — омыватели фар головного света. Обогрев сидений становится стандартным решением.
В 1975 году появилась новая серия, которую впоследствии стали называть «первым поколением фирмы Scania». Как и ранее, большинство машин предлагалось в капотном и бескапотном двух и трехосном исполнениях. Основной новинкой стала 111-я серия, включавшая унифицированные 3 капотные и 3 безкапотные модели с колесными формулами 4×2, 6×2 и 6×4 полной массой 16,5-30 тонн. Также выпускались армейские грузовики «SBA111» (4×4) и «SBAT111» (6×6) грузоподъемностью 4,5-6,0 тонн с моторами мощностью 220-300 л.с. и 6-ти ступенчатой автоматической коробкой передач, отличавшиеся утилитарным дизайном и простотой обслуживания.
С 1978 года на автомобилях Скания в качестве опции начинает устанавливаться кондиционер.
В 70-х годах Скания успешно реализует решения об активном расширении присутствия продукции компании на зарубежных рынках. В 1976 году началось производство на предприятии в Аргентине, за ним последовали заводы и в других странах — США, Мексике, Австралии, Марокко, Танзании, Ираке, Перу. В результате объем производства за 4 года возрос с 15 до 22 тысяч автомобилей. Переломным моментом в истории фирмы Scania становится 1980 год, обозначивший стремительный рост авторитета компании — Scania становится мировым лидером в производстве тяжелых грузовиков.
В 1980 году весь накопленный опыт Scania воплотился в грузовых автомобилях 2-й серии, состоявшей из трех базовых моделей «82», «112» и «142», оснащаемых двигателями объемом 8, 11 и 14 литров, полной массой 16,5-32 тонн, а в составе автопоезда — до 120 тонн. С 1982 года на двигатели машин 2-й серии компания стала устанавливать интеркулер — систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. Это дополнительно увеличило мощность двигателя и снизило расход топлива.
С внедрением модульной конструкции кабин над двигателем была введена их новая индексация: «Р» — для местных перевозок и «R» — для магистральных. С этого времени все капотные исполнения получили индекс «Т» (от слова Torpedo). К ним добавлялись буквы «М», «Н» или «Е», указывавшие на вариант исполнения шасси — для обычных, тяжелых и особо тяжелых условий эксплуатации.
С 1982 года компания начала выпуск дизеля Scania DSC11 с турбонаддувом (333-354 л.с.), который первым получил систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. В следующем году ею был оснащен и мотор Scania DSC14 V8, что повысило его мощность до 420 л.с., а вскоре на седельных тягачах Scania R142H мощность достигла 460 л.с. В 1983 году началось изготовление еще одного 6-ти цилиндрового 9-ти литрового двигателя DS9 с турбонаддувом (245 л.с.) и его варианта с промежуточным охлаждением DSC9 Intercooler (275 л.с.). Второй мотор несколько лет считался одним из наиболее экономичных в мире при минимальном удельном расходе топлива 143 г/л.с.ч.
В 1983 году Scania стала первой компанией среди изготовителей грузовиков, которая внедрила механическую коробку передач, оборудованную механизмом автоматического переключения CAG (Computer-Aided Gearchanging), управляемую микропроцессором. Эта система положила начало широкому использованию электронных устройств в трансмиссии грузовых автомобилей по всему миру.
С этого же семейства берут начало прославившие марку «Scania» прочные и безопасные кабины, выполненные в соответствии с самыми жесткими в мире шведскими нормами.
В 1984 году компания принимает решение об изменении своей эмблемы, теперь она включает полное наименование Saab-Scania.
В 1987 году появились грузовики Scania 3-го поколения полной массой 17-32 тонн, а в составе автопоезда 36-44 тонны и более. На них устанавливались турбированные дизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле DSC14 V8 инженеры Scaniaвпервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива — EDS (Electronic Diesel Control). В таком исполнении двигатель развивал мощность 420-460 л.с.
Начиная с 3-го поколения Scania начала использовать коробки передач семи вариантов: простые механические с числом передач 5, 8, 10 и 12, автоматическая 5-ти ступенчатая, механическая 9-ти ступенчатая с гидравлическим трансформатором, а также синхронизированная 9-ти ступенчатая с программируемой системой переключения передач, позволявшая передавать крутящий момент свыше 2000 Нм. По желанию покупатель мог заказать 2-х ступенчатые главные передачи, колесные планетарные редукторы, малолистовые параболические рессоры, передние дисковые тормоза, пневматическую подвеску с регулированием уровня рамы в пределах 230 миллиметров, а также систему АБС. Грузовики предлагались с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и несколькими типами управляемых и ведущих мостов. К этому времениScania внедрила модульный метод массового производства безопасных кабин и создала варианты разной длины и высоты, включая модели с пневматической подвеской, одним или двумя спальными местами — всего более 800 модификаций. Неслучайно, машины 3-й серии завоевали престижное звание лучшего европейского грузовика 1989 года.
Вперед к новым вершинам – еще мощнее, еще экономичнее!
Огромный успех продукции Scania по всему миру стимулировал инженеров и конструкторов компании к дальнейшему совершенствованию технологий производства дизельных двигателей и других смежных разработок. В 1990 году появляется новаторский турбо-компаундный дизель DTC11, имеющий рекордный КПД — 46% и рекордно низкий расход топлива!С его помощью удалось утилизировалось до 20% энергии отработавших газов, выходящих из турбонагнетателя. Для этого в выхлопном тракте установили вторую турбину, от которой вращение через гидромуфту и 2-х ступенчатый редуктор передавалась на маховик двигателя. В 1991 году на грузовики стал устанавливаться новый двигатель V8 — первый, преодолевший барьер в 500 лошадиных сил.
В 1991 году была представлена новая кабина Scania Streamline с плавными, обтекаемыми линиями, значительно улучшающими аэродинамику автомобиля, что позволило снизить коэффициент аэродинамического сопротивления на 12-15%, доведя его до предельно малого. В результате расход топлива еще снизился в среднем на 5%.
Огромные усилия по совершенствованию своей продукции сделали компанию Scania безоговорочным мировым лидером по техническому уровню, качеству, экономичности и безопасности грузовых автомобилей. Повышенный спрос на них привел к резкому росту производства — в период с 1993 по 1995 год он увеличился с 23 до 42 тысяч автомобилей. В немалой степени этому способствовал пуск в 1992 году нового сборочного завода во Франции и чуть позднее еще 2-х заводов — в Аргентине и Польше.
В 1995 году концерн SAAB-Scania распался, и компания Scaniaпревратилась в самостоятельное акционерное предприятие, вернувшись к названию Scania.
В 1996 году появились грузовики Scania новой 4-й серии, которые сразу же завоевывают почетный титул — «Truck of the Year’96».К реализации данного проекта была привлечена итальянская кузовная студия Bertone, разработавшая принципиально новый дизайн кабин. Машины полной массой от 18 до 48 тонн были представлены более чем в 300 вариантах базовых шасси «94», «114», «124» и «144», включая 2-х, 3-х или 4-х осные исполнения с различными основными агрегатами. Среди 11 вариантов кабин было предложено наиболее комфортное исполнение «Topline» со спальными местами. Машины с индексом «L» предназначались для работы на магистральных перевозках, «D» — на местных, «С» — для строительства, a «G» — для тяжелых дорожных условий.
В качестве силовых агрегатов было использовано 6 базовых линеек двигателей с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Среди них — модернизированный 6-ти цилиндровый DSC9 (220-310л.с.), выпущенный в 1998 году новый 24-клапанныйDC11 (340-380 л.с.), 6-ти цилиндровый двигатель DSC12 (360-420 л.с.) и улучшенный DSC14 V8 (460-530 л.с.). В 2000 году также был представлен новый 15,6-литровый дизель DC16 V8 мощностью до 580 лошадиных сил. Среди других заметных новинок конца 90-х годов — система программируемого управления стандартной механической коробкой Opticruise, обеспечивающая оптимальный режим работы, минимальные расход топлива и токсичность отработавших газов (Euro-3) и дисковые тормоза.
В конце 90-х годов фирма выпустила серию 12-метровыхмногофункциональных автобусов Omniс кузовами модульной конструкции, получивших переднюю облицовку, названную «улыбающейся». От неё вскоре пошла мода на такой оригинальный стиль оформления.
В 2000 году Scania, располагая 6 заводами в Швеции и 8 крупными зарубежными сборочными предприятиями, выпускает1000000-й грузовик. В производстве запчастей и комплектующих, а также сборке данного грузовика приняли участие 11 заводов в пяти странах.
В 2002 открылся завод по сборке автобусов Scania в России. До 2010 года на предприятии было изготовлено более 1000 автобусов. Однако в 2010 году из-за снижения спроса производство автобусов было приостановлено.
В 2004 году появляются новые грузовики P, G, R-серий, выдержанные в лучших традициях Scania и сменившие 4-ю серию грузовиков. Также представлена серия тягачей Griffin — недорогая и прочная модификация, специально разработанная для эксплуатации в условиях стран СНГ.
В 2004 году Scania первой среди производителей грузовых транспортных средств представила грузовики с двигателями Euro-4, появился двигатель V8 мощностью 620 л.с. и крутящим моментом до 3000 Нм.
Всего Scania произвела более 170 тысяч двигателей V8, что делает его самым популярным двигателем в мире в сегменте большой мощности.
В 2008 году компания предложила двигатели, соответствующие стандартам Euro-5.
Новые грузовики оснащаются полностью автоматизированной системой Opticruise, которая обеспечивает мягкое переключение передач, отличную маневренность и управляемость. Обтекатели шасси с малым аэродинамическим сопротивлением, а также улучшенная аэродинамика передней части кабины снижают сопротивление воздуха и повышают общие показатели топливной экономичности. Система Driver Support формирует персональные рекомендации и оценивает водительское мастерство, используя для этого в качестве основных критериев безопасность и экономичность вождения, и все это в режиме реального времени. В результате водители, следуя указаниям данной системы, снижают расход топлива до 10%. Все эти функции способствуют еще большему укреплению позиций Scania как лидера в гонке за максимальную экономию топлива.
В 2008 году концерн Volkswagen стал основным владельцем Scania, получив 68,6% голосующих акций и 37,73% акций, дающих право управления компанией.
В 2010 году грузовики Scania серии R завоевывают престижный титул «Truck of the Year 2010».
В этом же 2010 году запущен в производство новый модельный ряд Scania V8 во главе с самым мощным двигателем на рынке — 730 л.с. и крутящим моментом 3500Нм. Специально для этой серии компанией разработан дизайн интерьера и экстерьера, особо подчеркивающий высокий статус и престиж линейки V8.
В 2010 году под Санкт-Петербургом официально запущен лицензированный завод «Скания-Питер» по производству самосвалов и грузовых шасси различного назначения грузовиков, рассчитанный на ежегодную сборку 6,5 тыс. машин. В дальнейшем также планируется производство тягачей Scania. В 2011 году Scania предложила линейку автомобильных дизельных двигателей, соответствующих самым строгим стандартам Евро-6.
В 2012 году на основе новейшей линейки автомобильных дизелей компания представила обновленную серию непревзойденных промышленных дизельных двигателей Scania, отвечающую последним европейским и американским экологическим требованиям EU Stage IV, US Tier 4f. Данная линейка включает:
Как всегда, гордость компании — не имеющая равных на рынке топливная экономичность дизельных двигателей Scania, обеспечивающая колоссальную экономию при эксплуатации дизель генераторов.
Кроме того, Scania представила обновленную линейку 9-ти, 13-ти и 16-ти литровых судовых двигателей мощностью до 1000 лошадиных сил, завоевавшую большую популярность благодаря своей безотказности, неприхотливости, простоте в обслуживании и топливной эффективности.
Сегодняшний день – лишь ступень в будущее
На сегодняшний день международный концерн SCANIA CV AB представляет на мировом рынке три основные линейки продукции:
С момента основания компанией Scania были произведены более чем 1400000 грузовых автомобилей для тяжелых транспортных работ, а также автобусов. На заводах Scania по всему миру работает около 38600 сотрудников. Из них около 3300 заняты в научно-исследовательской деятельности в области развития и применения новых технологий. Модели любой продуктовой линейки компании характеризуется непревзойденной надежностью и экономичностью владения, отвечают самым современным требованиям экологической безопасности.
Максимум надежности, производительности и экономичности — вот три основных «кита», на которых сегодня и всегда строилось производство дизельных двигателей Scania.
Сегодня международный концерн Scania ежегодно производит 80000 дизельных двигателей для грузовиков, автобусов, судов и промышленного применения. Высочайшая надежность, долговечность и экономичность дизельных двигателей Scania обусловили их применение в самых тяжелых условиях работы — от Полярного пояса до влажных тропических и изнуряюще жарких засушливых регионов, в большинстве отраслей, в разнообразных машинах и механизмах:
Один из ключевых аспектов работы компании Scania является обеспечение первоклассного обслуживания и сервиса для своих клиентов.
Сегодня у Scania свыше 1600 сервисных и дилерских центров более чем в 100 странах мира (52 — находятся в России), которые занимаются продажей, техническим обслуживанием и ремонтом техники в соответствии с принятыми высокими стандартами качества шведского концерна. Компанией активно развиваются «расширенные» клиентские сервисы — круглосуточная помощь на дороге, курсы обучения водителей, соревнования водителей грузовиков и т.д.
С 2010 года ООО «Компания Дизель» с большой гордостью выступает надежным OEM-партнером компании Scania и единственным в России официально одобренным производителем дизельных электростанций на двигателях Scania, а также официальным центром сервисно сети «Скания-Русь».
В своей продукции мы используем лучшие в мире по экономичности топливо-оптимизированные (fuel optimized) промышленные 9, 13 и 16 литровые дизельные двигатели Scania, производя дизельные генераторы мощностью 200 — 520 кВт.
У нас работают высококвалифицированные, прошедшие обученные в подразделениях Scania специалисты по обслуживанию и ремонту двигателей Scania. ООО «Компания Дизель» оказывает полный спектр авторизированных сервисных и ремонтных услуг, в том числе по гарантийному ремонту, располагая полным набором фирменного диагностического и ремонтного оборудования для обслуживания двигателей Scania.
Предлагаем дополнительно погрузиться в историю компании Scania, посмотрев видео с комментариями на русском языке:
Конечно же, на этом история Scania не заканчивается и наша компания с гордостью продолжит плодотворное сотрудничество со шведским концерном, внося и свой вклад в будущую историю новых коммерческих успехов и технических открытий, основа которым – великолепные дизельные двигатели Scania!