Где в россии собирают китайские авто
Какой путь успели пройти китайские автопроизводители в России?
«Прибыльнее тогда могла быть только торговля наркотиками», — с улыбкой вспоминает Михаил Гецов, один из тех, кто начинал продавать в России автомобили из Китая. Тогда казалось — еще несколько лет, и волна «китайцев» сметет весь остальной автопром! Не смела. Почему? И что меняется теперь?
У ядовито-розового автомобильчика Rhythm, который в Экспоцентр на Красной Пресне в 2003 году привезла компания Tianjin под флагом экспортной организации Euro-Sino Auto, из-под разошедшихся резиновых уплотнителей на дверях торчала неровная заржавевшая кромка кузовного металла. Японцы на той же выставке показывают новый Mitsubishi Lancer, а у китайцев — эта никудышная копия трехцилиндрового седана Daihatsu Charade образца 1987 года! Зато за 8000 долларов. А за Changfeng Liebao, лицензионную копию Mitsubishi Pajero II, просили 30 тысяч долларов — против минимум 50 тысяч за оригинал.
Первые легковые автомобили в КНР начали собирать в 1958 году, но активный рост производства начался только в восьмидесятые, когда в страну пустили мировых производителей. Тем давали слово, что машины местной сборки не будут поставляться на экспорт. Но в начале нового века компартия КНР решила, что пора — и местным автопроизводителям-экспортерам были обещаны налоговые преференции.
Первыми плацдармами для китайских машин стали Африка, развивающиеся страны Азии и Ближнего Востока. Причем оказалось, что запрет на экспорт «совместных» машин обойти несложно — у моделей второй свежести, уже снятых с производства, для продаж в других странах достаточно сменить марку и эмблему. Так родились и Rhythm, и Liebao, и многочисленные клоны внедорожников Isuzu Rodeo и Toyota 4Runner. Мало того что китайцы предлагали их вдвое дешевле оригиналов, так еще и не особо придирались к дилерам и дистрибьюторам.
Это европейцы, американцы и японцы требовали, чтобы шоу-рум был цивильно оформлен, чтобы кроме покупки машины клиент мог рассчитывать еще и на ее обслуживание и чтобы сам дилер не испарился, сбагрив первую партию машин. А у китайцев все было просто, как на вещевом рынке. Компания Tianjin на тогдашней московской выставке готова была подписать договор с любым, кто пообещает продать хотя бы 60 машин в год. И без всяких шоу-румов. Минимум вложений, максимум «навара» — мечта коммерсанта.
Неудивительно, что в Китае вскоре высадился десант российских «челноков» от автобизнеса. На автозаводы выходили разными путями: знакомились на китайских выставках, обращались в российско-китайскую торговую палату, но решающую роль играли связи. Например, о встрече с руководством фирмы Chery московскому импортеру удалось договориться через цепочку, состоящую из сотрудника торговой палаты, владельца крупнейшего мебельного магазина в Уху (там же расположена штаб-квартира Chery) и банкира, работавшего с кредитной линией для автозавода.
А многие поступали проще — брали то, что побольше и подешевле. Первой с китайцами договорилась компания «Пекинский джип» из Новосибирска — продажи пикапов Tianye Admiral (в прошлой жизни — Toyota Hilux начала девяностых) начались летом 2004 года, а к концу года ее дилеры появились и в других регионах России. Следом подключилась столичная фирма Ирито, которая занималась продажей, обслуживанием и доработками автомобилей ГАЗ: выбор тоже пал на пикапы и внедорожники — марок XinKai (на основе Isuzu) и Great Wall (копии тойотовских машин).
Расчет оправдался полностью — пятиместный Great Wall Deer, который стоил немного дороже, чем Chevrolet Niva (чуть больше 12 тысяч долларов), быстро занял половину сегмента пикапов. А уж когда в конце 2005 года «именитые» дилерские холдинги Инком-Авто, Автопрестус, Автомир и Арманд вывели на российский рынок автомобили Chery….
Приснопамятный хэтчбек Chery Amulet продавался за 231 тысячу рублей — то есть всего за 9000 долларов можно было получить автомобиль с гидроусилителем руля, кондиционером и мотором 1.6. Даже вазовские «десятки» и Калины были дороже! А доплати 1900 долларов — и получи машину с полным электропакетом, CD-проигрывателем, двумя подушками безопасности и АБС! Уже в первый полный год удалось продать 12 тысяч автомобилей Chery — больше, чем Ситроенов!
Трудно сказать, что было страшнее — сами китайские автомобили или то, с какой готовностью россияне закрывали глаза на их качество. Шумящие подшипники, текущие сальники, заедающие электростеклоподъемники… Пикапы XinKai, которые фирма Ирито закупила в 2004 году, ржавели уже через полгода. После нашего краш-теста манекен из Амулета пришлось вытаскивать по частям — ноги намертво застряли под передней панелью. Но по результатам 2007 года, как раз после наших краш-тестов, компания Chery c результатом 37 тысяч машин догнала Хонду, обойдя марки Skoda и Volkswagen, а китайцы в целом увеличили продажи в два с половиной раза.
Это была удивительная пора, когда «хвост вилял собакой». Дилеры на волне спроса самостоятельно переписывали ценники, доводя собственную долю прибыли до 17%, и придумывали новые названия. Седан Hafei Princip, который у себя на родине носил имя Saibao, для нашего рынка был переименован в честь дачного водонагревательного аппарата (это было первое, что попалось на глаза одному из тогдашних маркетологов компании Ирито). Внедорожник CC6460DY превратился в Great Wall Safe, Geely CK — в Отаку. В России появился новый бренд Vortex (под ним продают старые Chery таганрогской сборки), а на Украине — Groz (ассорти моделей трех разных производителей).
Однако к 2008 году наметилось замедление — еще до начала кризиса.
Во-первых, вести переговоры с китайцами оказалось крайне тяжело — те вроде соглашались, но на следующий день могли передумать: «Обстоятельства изменились». У них были собственные представления о «престижности» модельной гаммы — так, в России, например, появился среднеразмерный седан Chery Eastar, который за два года нашел лишь 85 покупателей. А ультраактуальный для нас пассажирский «каблучок» Foton Midi (потенциальный конкурент вазовского Ларгуса), засветившийся на одном из московских автосалонов, наоборот, запущен так и не был.
А сколько времени уходило на то, чтобы убедить китайцев сменить расцветки салонов с бежевых на темные, установить сиденья с высокими спинками, защиту поддона или такую непопулярную в Китае опцию, как подогрев сидений!
Доходило до смешного. Когда в России готовился выход автомобиля Lifan Breez, китайцы прислали дистрибьютору, компании Автомир, несколько машин с АБС. Но вместо полноценной антиблокировочной системы обнаружилось лишь некое вспомогательное механическое устройство — и только после долгих препираний китайцы признались, что это «китайская АБС».
А гарантия? Заводы от нее открещивались всеми правдами и неправдами. Взамен импортерам, бывало, приходили «подарочные» контейнеры с произвольным набором запчастей. Ждать их нужно было месяцами, а платить — как за детали к «породистым» иномаркам. Поэтому на вторичном рынке «китайцы» уходят с огромной уценкой: пятилетние Амулеты сегодня можно купить всего за 100 тысяч рублей.
К началу 2008 года китайские автомобили заняли лишь 2,4% рынка. Тут грянул кризис, а правительство ввело таможенные пошлины на кузова для крупноузловой сборки, которую к тому времени широко освоили китайцы — «производство» налаживали даже в бывших котельных. Теперь же за каждый «скелет» нужно платить 15% от его таможенной стоимости, но не менее 5000 евро, притом что сами машины стоили около 8000 евро. Работающий в особой экономической зоне Автотор тоже прекратил сборку автомобилей Chery.
Поэтому из восемнадцати компаний на рынке к 2010 году остались только Chery (в том числе под маркой Vortex), Geely, Lifan и Great Wall. А суммарные убытки импортеров и дистрибьюторов китайских машин, по некоторым подсчетам, превысили 300 млн долларов!
Но сами китайские автопроизводители не пострадали — Поднебесную с ее пятнадцатимиллионным рынком турбулентность тогда миновала. Более того, китайский автопром за время кризиса обновился: автозаводы получили доступ к современным платформам, наняли зарубежных топ-менеджеров и дизайнеров. Китайцы теперь целятся в сегмент, где пять-семь лет назад были корейцы. Цены выросли: даже крохотный хэтчбек Lifan Smily не купить дешевле 290 тысяч, а седаны гольф-класса стоят в среднем 450 тысяч рублей. Появились официальные штаб-квартиры в России, склады запчастей, современные дилерские центры. Цеха «отверточной» сборки сменились производством полного цикла либо переехали в ближнее зарубежье — например, фирма Chery запустила производство пятидверок Bonus и Very на украинском ЗАЗе с прицелом на Россию. А Geely готовит новый плацдарм в Белоруссии, где нет обязательств по локализации производства: «отверточная» сборка идет с конца прошлого года и вот-вот должны начаться поставки машин в Россию.
Докризисный рекорд продаж китайских машин был вновь достигнут еще в 2011 году, а в 2012 году — превышен в полтора раза. И если за девять месяцев нынешнего года рынок просел на 6,7%, то спрос на китайские модели вырос на четверть! Автомобили Geely и Lifan массово закупаются отечественными таксопарками (одних только седанов Lifan Solano в такси работает почти две тысячи) и даже служат в полиции.
Интересно, что в Китае доля «самостийных» марок не поднимается выше трети: в двадцатке наиболее продаваемых моделей — лишь два отечественных автомобиля. Но география экспорта растет! В 2012 году объем поставок на внешние рынки впервые превысил миллион машин. В основном «китайцев» продают в развивающихся странах Африки, Азии, Ближнего Востока и Южной Америки. А в Индии китайские микровэны Wuling (их выпускает СП с General Motors) даже продаются под маркой Chevrolet!
Самый крупный экспортный рынок — Россия: 82 тысячи машин в прошлом году. Но наибольшую долю китайцы завоевали… в Уругвае: почти четверть спроса, хотя абсолютный показатель невелик — 12 тысяч машин в прошлом году. Есть успехи и на Украине: 11% рынка и 20 тысяч машин.
А Европа? В Италии уже несколько лет понемногу продают автомобили Chery (под местной маркой DR Motor) и Great Wall, в Англии из китайских машинокомплектов собирают модели MG (на основе седана Rover 75), а Great Wall на пару с местным дистрибьютором даже построил сборочный завод в Болгарии мощностью 50 тысяч машин в год. Продажи пока скромны — две тысячи машин на весь Евросоюз за восемь месяцев этого года. Но в Старый Свет целятся гиганты Chery (с новым брендом Qoros) и Geely, на автосалоне во Франкфурте свои новые модели показала фирма Ghangan. У китайских фирм уже есть собственные бензиновые турбомоторы и преселективные коробки передач, гибридные технологии и даже электромобили. Пассивная безопасность? Седан Geely Emgrand заработал четыре звезды в краш-тестах Euro NCAP, а седан Qoros 3 и вовсе стал «отличником». А ведь корейцы пришли к пятизвездному результату всего-то шесть лет назад с хэтчбеком Kia cee`d первого поколения…
Кстати, мировые концерны все серьезнее рассматривают возможность поставок в Россию машин, собранных в Китае. С экономической, да и с политической точек зрения — одни лишь плюсы, но вот имидж… Как вам «китайский Mercedes»? Впрочем, Honda в течение пяти лет поставляла к нам хэтчбеки Jazz китайской сборки (продано более семи тысяч машин), и нареканий к ним было меньше, чем к Хондам английского производства! А в конце прошлого года в Россию пришла партия «пятерок» BMW китайского производства — чуть больше ста длиннобазных седанов. По официальной версии — для корпоративных нужд, но эти «пятерки» все же появились в шоу-румах — и стоили, представьте себе, дешевле калининградских машин!
«Китайцы идут!» — так называлась наша статья в АР №17, 2003 о первых машинах, показанных на Московском автосалоне. Сегодня они снова на марше. Конечно, трехпроцентную долю китайских марок на российском рынке пока не сравнить с 19% у «японцев» и 23% у «корейцев», но она растет. И если наше правительство не придумает новых запретов и препон…
Начиная с весны в Россию в поисках партнеров снова потянулись делегации китайских автозаводов. Новая волна не за горами.
Китайские автобренды показали максимальный рост продаж в 2021 году
По итогам 2021 года продажи китайских брендов Haval, Chery и Geely показали самую высокую динамику роста продаж в Топ-20 самых популярных автомобильных брендов на российском рынке. Это следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Самой популярной китайской маркой в России в 2021 году стала Haval, реализовавшая 39 126 машин, что на 125% больше по сравнению с 2020 годом. Следом идет компания Chery, продажи которой выросли на 224% — до 37 118 автомобилей. Замыкает тройку главных компаний из КНР на российском рынке фирма Geely с результатом 24 587 машин — на 59% больше, чем годом ранее.
Динамика роста продаж китайских брендов в России в прошлом году резко выделяется на фоне остальных крупных автопроизводителей. К примеру, Lada и Kia увеличили реализацию только на 2% — до 350 714 ед. и 205 801 ед. соответственно. Спрос на автомобили Toyota (97 941 ед.) вырос на 7%, а на машины BMW (46 802 ед.) — на 10%. Вместе с тем продажи марок Volkswagen и Skoda упали на 14% и 4% — до 86 108 ед. и 90 443 ед. соответственно.
Ранее сообщалось, что с января по ноябрь 2021 года общие продажи новых китайских автомобилей в России составили 103 384 ед. По данным «Автостата», продажи машин из КНР показали исторический максимум, побив рекорд 2013 года, когда за 11 месяцев было продано 100 тыс. «китайцев».
В качестве одной из главных причин роста продаж машин из КНР эксперты агентства называют нехватку автомобилей других марок, что обусловлено глобальным дефицитом комплектующих и простоями заводов.
«Если вы хотите купить новый автомобиль, сегодня у вас, как правило, есть два пути. Первый — ждать его несколько месяцев. Второй — купить сразу, но переплатить 20 — 30% за «допы». Впрочем, есть и третий путь — пойти к дилерам китайских производителей, и тогда с большой долей вероятности вы скоро станете обладателем автомобиля», — пояснили в «Автостате».
«Удивительный мир Китая»
Какие китайские автомобили собирают в России
Когда наша страна в начале 1990-х годов распахнула свои границы, к нам начали везти иномарки, как правило, подержанные. Тем не менее, россияне сразу убедились, что автомобили из Германии, Японии и США лучше, чем продукция ВАЗ и ГАЗ. Южнокорейские автопроизводители смогли предложить уже нечто другое – новые машины по доступной цене.
Автомобильная экспансия
С автопромом КНР мы познакомились лишь в середине 2000-х годов, когда ситуация в нашем государстве была уже совсем иной. У граждан России наконец-то появились деньги, спрос был громадный, раскупали все, у чего имелось четыре колеса, правда, и на цену обращали пристальное внимание.
В те годы автоконцерны Китая обещали порвать рынок Российской Федерации, но так и не сумели. На 2021 год доля китайских машин не дотягивает и до 4%. Однако динамика явно позитивная, «китайцы» у россиян все более популярны, они начали вызывать доверие. Если брать технологичность, то они не уступают «корейцам» и «японцам». Навороты не хуже, чем у автомобилей того же класса. А ценник более приятен в сравнении с конкурентами.
Недостатки, конечно же, есть. Если рассматривать в целом, то минусы такие:
— турбодвигатель довольно прожорливый;
— роботизированные коробки – тугодумные;
— подвеска плохо настроена;
— имидж китайских товаров и сегодня оставляет желать лучшего.
Попытка – не пытка
Итак, какие же китайские автомобили собирают в России? Попробуем разобраться.
Собирать свои автомобили в России пытались многие крупные предприятия из КНР. Первопроходцами стали Chery Automobile и Great Wall Motor. У них получилось наладить сотрудничество с автосборочным предприятием из Калининграда «Автотор». Однако принятые решения были не самыми удачными.
Great Wall вскоре перебазировался в Гжель, потом раздумывал над созданием предприятия в Елабуге, затем переориентировался на поставки импортных кроссоверов и внедорожников Haval. Все изменилось лишь недавно, когда компания запустила в Тульской области производство полного цикла, между прочим, сделав это первой среди всех китайских автоконцернов. Такое решение, без сомнения, позволит китайским машинам активнее завоевывать наш рынок. К этому концерну мы еще вернемся.
Что касается компании Chery, то на «Автоторе» выпускались следующие ее модели: Fora, Amulet, Tiggo, QQ, Oriental Son. Однако затем из Калининграда компания переехала в Таганрог, а потом в Черкесск. В настоящий момент производство там уже не ведется. Chery вернулась на «Автотор», но речь идет о сборке лишь нескольких сотен машин ежегодно.
Группа компаний Lifan производила авто в Черкесске, но предприятие закрылось, после чего она стала лишь завозит свою продукцию на российский рынок. В 2015-м было объявлено, что в Липецкой области будет построен завод, однако планы остались нереализованными. В самом Китае у автопроизводителя в последние годы дела шли плохо, а коронавирусная пандемия окончательно его добила. В 2020 году руководство объявило о банкротстве.
Компания Geely Automobile собирала китайские модели в Новоуральске, Черкесске, но в конечном итоге очутилась в Беларуси. Белорусско-китайское СП «БелДжи» стало весьма успешным и даже готовится производить электромобили. Главным рынком сбыта станет Россия.
У моделей Geely и Haval на нашем рынке дела идут лучше всех из китайских автомобилей, причем именно у этих двух брендов машины наиболее дорогие. Получается, что россиян цена уже не отпугивает. На сегодняшний день модели этих двух производителей входят в ТОП-20 самых продаваемых у нас авто.
Тульские «китайцы»
Весной 2014-го в Шанхае (Китай), в присутствии лидеров России и КНР, между правительством Тульской области и корпорацией Great Wall было подписано соглашение о строительстве автозавода в индустриальном парке «Узловая» под Тулой. Объем инвестиций – восемнадцать миллиардов рублей.
Через несколько лет новое предприятие начало выпускать машины под брендом Haval. В настоящее время завод изготавливает четыре модели: H5, H9, F7 и F7x. Мощность предприятия – до 80000 авто ежегодно, перспективный объем – до 150000. Итак, если не учитывать микроскопические объемы остальных производителей, то на вопрос, какие китайские автомобили собирают в России, можно ответить, что моделей пока всего четыре:
Потребителям надо знать, что у купеобразной версии немного ухудшилась обзорность назад, а объем багажника стал меньше. Интересно, что стоимость на обе модели в аналогичных вариантах одинаковая, хотя большинство автопроизводителей назначают за свои модные кросс-купе чуть большую цену.
Год Китая в России. Как автопром Поднебесной меняет авторынок РФ
Пошли в рост
Декабрьские продажи новых легковых автомобилей в России могут слегка скрасить общую картину, но понятно, что общий объем реализации в 2020 году ушел в минус. Если брать данные с января по ноябрь, то речь идет о падении на 10,3% относительно результата 2019-го. Причин тому множество, и «РГ» в них уже разбиралась. Однако итог мог быть еще плачевнее, если бы… не китайские автомобили.
Выстроили сети
Три главных на данный момент сомнения в перспективах китайских автомобилей в России связаны с качеством самих машин, их ликвидностью на вторичном рынке и дилерским обслуживанием. Лидеры сегмента с этими вопросами постепенно разбираются.
Надо отметить, что подобное наблюдение во многом применимо и в отношении, например, Chery с Changan. За последние два года обе марки серьезно пересмотрели отношения с дилерами, перетряхнули сети и на данный момент практически сформировали их заново. Так, в Changan в 2021 году уже не планируют серьезно наращивать число точек продаж и обслуживания, сделав акцент на качественных показателях.
Собственно, с количеством дилеров и их географией проблемы остаются только у китайских брендов-середнячков и аутсайдеров. В том числе потому, что часть их партнеров решила сосредоточиться на работе с ведущими марками, активно уходившими от сотрудничества с мультибрендовыми автосалонами.
Поставили на заводы
Однако китайская компания уже столкнулась в России с некоторыми трудностями. В конце года производство машин явно не поспевало за спросом, и отдельные комплектации популярных моделей людям приходится ждать по несколько месяцев. Проблема не только в логистике, усложненной коронавирусом, но и в кадровом дефиците. Удаленность завода Haval от мегаполисов и даже Тулы сказывается на выборе персонала. При этом потребность в расширении штата будет только расти.
Еще несколько китайских компаний имеют заводы на территории Таможенного союза. У JAC производственная база размещена в казахстанском Костанае, Changan ведет сборку некоторых моделей на предприятии «Юнисон» в пригороде Минска, а Geely давно и всерьез обосновалась в Борисовском районе Минской области. Впрочем, у последней из-за роста спроса на машины назревают явные сложности. Предприятие рассчитано на выпуск только трех моделей одновременно. А с расширением линейки Geely в Беларуси и России выбирать автомобили для конвейера становится все труднее. И недаром часть продукции компания ввозит в РФ напрямую из КНР. Впрочем, пока информации о том, что Geely планирует приобрести или построить завод в России, нет.
Добавим, что Chery в 2020 году тоже частично разбавляла импорт из Поднебесной машинами, собранными на калининградском «Автоторе». А еще появлялась информация об интересе Dongfeng к тому же «Юнисону» и далекоидущих планах по локализации производства GAC Motor. Пожалуй, пример Haval и Geely в этом смысле стал для многих китайских брендов заразительным.
Обновили линейки
Кроме того, именно Chery первой рискнула вывести на наш рынок премиальный суббренд. Кроссоверы CheryExeed TXL за 2,4 млн рублей пока продаются в тех же автосалонах через перегородку от «обычных» моделей. Но судя по планам расширить линейку, очень скоро дело дойдет и до открытия монобрендовых шоурумов. И понятно, что за опытом коллег сейчас внимательно следят в том же Great Wall, готовые в любой момент начать продажи премиум-марки Wey.
Впрочем, о главных новинках китайского автопрома «РГ» расскажет в другой раз.
Как китайские авто собирают в России (59 фото)
Стоянка автомобилей совмещена с кузовами сборочных комплектов.
Что такое сборочный комплект спросите вы?
Отвечаю, при крупно узловой сборке привозят почти собранные автомобили,
и на месте сборки просто собирают это все воедино.
Вот мы и на территории, сортировки и разгрузки узлов и агрегатов.
Это бракованные, битые,и в общем так себе движки
А вот новые, упакованные движки
Собранные передние тормоза, не буду говорить о качестве, оно всегда на высоте
Вид на склад с другой точки
Перейдем на конвеер,
Здесь используется обычная линия сборки, как и на всех автомобилях,
собирающихся таким методом крупно узловой сборки.
Вот этой машинкой нарезают ВИН номер и номер кузова
Устанавливают задние сиденья, и всякую обшивку
Куча новый амортизаторов, настоящие Китайские ноунейм, не какие-нибудь поддельные
Бампер ждет своей очереди
Кстати о рабочих, ребята и девчонки, приветливые и общительные,
и как не странно дело свое знают. Но как у нас введено в России,
зарплаты просто смешные 15-25 т.р. за очень тяжелый труд, плюс вместо бонусов, одни штрафы
Шрусы и иже с ними
Линия доводки и «досборки» двигателей, суровый и очень сложный путь
у ребят мотористов, рассказали много смешных историй про эти двигатели
А это пункт сбора, рамы на которую установят ДВС.
Следующий мотор в очереди висит
Ставим рулевую рейку.
И вот оно, собранное чудо, которое нужно воткнуть внутрь.
Собираем собираем, не сидим на месте
Собираемся воткнуть движок в кузов.
Делается так, на тележке с домкратами подвозят собранный передок,
а над ним возвышается кузов, движок поднимают и крепят
Глушаки ждут, установки
Милые дамы сортируют оптику и рули
Перед «втыканием», движка выверяем все до миллиметра
В путь, движок, ставиться пора на место.
Начинаем крепить шланги, трубки и патрубки (на фото крепим тормозной шланг)
Задняя подвеска, скоро обретет свое место.
Вот вот, почти почти
Начинаем устанавливать выхлопную систему
Переходим к обретению «ЛИЦА»
Ну во, почти готово
Вот она линия масло раздачи
Ну и на финише сход-развал
Вот дружным строем машинки ждут отправки в города России
Но как вы знаете, без косяков у нас нельзя,
Супер нано технологии ремонта
(похожие на ара тюнинг ателье, только с хорошим оборудованием)