Где выпускают автомобиль краз
История бренда КрАЗ: год и страна основания, где находится завод-изготовитель
Кременчугский автомобильный завод (расшифровка аббревиатуры КрАЗ) — украинская компания по производству грузовых автомобилей и спецтехники.
История бренда КрАЗ — это нелегкий путь от небольшого производства к автозаводу международного уровня. Со времени основания предприятие три раза меняло направление, не раз реорганизовывалось. Автомобили марки КрАЗ востребованы, а компания является одним из лидеров автомобилестроения.
История автомобильной марки КрАЗ
Логотип КрАЗ сначала устанавливался на решетку радиатора в виде флага Советской Украины. Нынешнее лого Кременчугского автогиганта — оригинально оформленное наименование в сине-зеленом цвете на белом фоне. Эмблема КрАЗ — стилизованная сине-зеленого цвета буква «К».
Современная эмблема «КРАЗ»
Кременчугский автомобильный завод (расшифровка аббревиатуры КрАЗ) — украинская компания по производству грузовых автомобилей и спецтехники. Производитель КрАЗ находится в городе Кременчуг Полтавской области.
История марки КрАЗ начинается в послевоенные годы. Стране нужно было восстанавливать разрушенные мосты, и в августе 1945 г. Наркомат путей сообщения решает возвести предприятие по изготовлению мостовых конструкций. Их выпускали 8 лет, затем стали делать комбайны. В 1958 году комбайновый завод перепрофилировали в автозавод по выпуску грузовиков.
Первые карьерные грузовики КрАЗ-222 сошли с линии сборочного цеха в конце 60-х. Тогда же начался серийный выпуск бортовых грузовиков: КрАЗ-214 и 219, следующей весной – тягача КрАЗ-221 для 30-тонных полуприцепов.
Производство наращивало темпы, механизировались и автоматизировались многие процессы, вводились в эксплуатацию новые станки. За 10 лет автозавод выпустил модельный ряд грузовиков КрАЗ: 255Б, В и Л, 256Б, 257Б, 258.
До распада Советского Союза автомобильная марка КрАЗ занимала ведущее место в автомобилестроении Европы и страны. В 1988 г. на предприятии собрали почти 30 тысяч машин, более половины экспортировались в 40 стран. После распада СССР предприятие потеряло рынки сбыта и оказалось в очень тяжелом положении. Эта ситуация заставила конструкторов создавать модели с оригинальным дизайном и повышенной комплектацией. Первыми образцами этого семейства стали бортовой КрАЗ-65101 и самосвал 6510.
В марте 1993 года предприятие выпустило 750-тысячный грузовик, завод отметили международными наградами. Со сборочного цеха завода сходят мощные самосвалы КрАЗ-65055, тягачи-автопоезда 6444 и 64431.
В 1996 г. при заводе начинает функционировать совместное предприятие с ИВЕКО. В 2000 году автозавод вышел из его состава, так как акционером стал «Мега-Моторс» (Украина-Германия). В это время большую часть выпуска составляли самосвалы и тягачи.
В 2006 году с главной линии сошел 800-тысячный грузовик.
Модели завода КрАЗ сегодня
Украина – страна-производитель КрАЗ – продолжает развивать производство. Нынешние модели представлены военной (бортовые грузовики и седельные тягачи) и гражданской техникой. Грузовое шасси применяют для нефтяных и газовых установок. За один рейс оно может перевозить груз более 16 тонн.
Военный автомобиль 5133ВЕ оборудовали сверхмощным двигателем в 330 л. с., грузоподъемность его 7 тонн, но на буксир он может брать до 30 тонн груза. Автомобиль может ехать по плохим дорогам и вброд глубиной более одного метра.
Модель из военной серии 6322 поднимает до 13 тонн. Машину 6135В6 оборудовали бескамерными шинами и двигателем в 350 л. с., грузоподъемностью 16,5 т.
Шасси для гражданских моделей имеют большую грузоподъемность, высокую проходимость. Это самосвалы, бортовые авто, тягачи и спецтехника: краны, лесовозы, автоцистерны. В сельском хозяйстве и строительстве используются маневренные машины с трехсторонней разгрузкой: 6424С4 и А201С2. В 2019 году АвтоКрАЗ подписал соглашение о производстве грузовиков с компанией Нигерии. ВСУ получили более трех десятков единиц военной техники на шасси КрАЗ.
Самосвалы КрАЗ выносливы, универсальны и надежны. Самые распространенные:
Четырехосный КрАЗ-7133С4 имеет отменную грузоподъемность.
Лесовозы Кременчугского завода обладают мощной грузоподъемностью, используются в лесном хозяйстве. Это сортиментовозы М16.1Х, М19.2R и вездеход КрАЗ-64372.
Разработчики представили новую модель автомобиль-шасси Н27.3ЕХ. Его используют для монтажа оборудования в нефтегазовой промышленности и в военных целях. «Кременчугским гигантом» для установки особо крупного и тяжелого оборудования называют шасси 7634НЕ. Грузовик-шасси КрАЗ-5401Н2 крупнотоннажный, с мощным двигателем, хорошей грузоподъемностью и отличной проходимостью. Тягач на шасси КрАЗ-H22.2RX буксирует прицеп весом 30 тонн.
О компании
История «КрАЗа» — это долгий и трудный путь к автозаводу мирового уровня. Предприятие за весь период своего существования, начиная с 1945 года, трижды меняло характер производства. Но, несмотря на частую реорганизацию, «КрАЗ» — одно из немногих предприятий в стране, которому удалось войти в десятку лидеров автомобилестроения.
Сегодня Частное акционерное общество «АвтоКрАЗ»:
— гранд автомобильной промышленности Украины, входящий в десятку ведущих мировых лидеров по производству тяжелых грузовиков;
— единственный производитель на Украине большегрузных автомобилей, имеющий замкнутый технологический цикл производства
— головное предприятие группы «КрАЗ».
«АвтоКрАЗ» производит широкую гамму грузовых автомобилей и запасных частей к ним, а также прицепы и полуприцепы. Кроме этого, автозавод изготавливает мелющие шары для горнорудных предприятий, мелкое вагонное литье, различный инструмент.
Ряд моделей бренда «КрАЗ» насчитывает 33 базовые модели, порядка 350 модификаций и свыше 1500 комплектаций двух-, трех- и четырехосных грузовиков с традиционной капотной компоновкой и новой компоновкой «кабина над двигателем». Это — автомобили-самосвалы, седельные тягачи, бортовые автомобили, лесовозы и сортиментовозы, автомобильные шасси под монтаж всевозможного спецоборудования, прицепы и полуприцепы.
За последние годы гамма выпускаемой Кременчугским автозаводом продукции значительно расширилась, прежде всего, за счёт новых моделей спецтехники и автомобилей перспективного поколения с компоновкой «кабина над двигателем» — от коммунальной техники до автопоездов-тяжеловозов грузоподъемностью до 75 тонн.
За время существования торговой марки «КрАЗ», начиная с 1959 года, с конвейера автозавода сошло более 820 000 единиц грузовых автомобилей.
Производство автомобилей КрАЗ нацелено на основные сегменты рынка: строительство, дорожное и коммунальное хозяйства; горнодобывающая и лесозаготовительная промышленность, нефтегазовый комплекс, вооруженные силы и подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Грузовики КрАЗ отвечают современным требованиям международных стандартов по экологической и дорожной безопасности. Система менеджмента качеством «АвтоКрАЗ» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта IATF 16949:2016.
Квалифицированный персонал предприятия насчитывает более 300 видов профессий. Общая численность работников Кременчугского автомобильного завода составляет порядка 4 500 человек.
«АвтоКрАЗ» — экспортно-ориентированное предприятие, экспорт автотехники КрАЗ, в общем объёме реализации, составляет более 70%. Грузовик КрАЗ известен своими мощью, надежностью и простотой в эксплуатации и ремонте более чем в 70 странах мира. На стойкость и выносливость его проверило время и миллионы километров дорог и бездорожья, суровый климат всех континентов.
География продаж автомобилей КрАЗ последовательно расширяется за счёт освоения новых рынков сбыта: только за последнее время удалось выйти на рынки, где КрАЗ ранее не присутствовал, в том числе Руанды, Мьянмы, Македонии, Филиппин, Таиланда.
Частное акционерное общество «АвтоКрАЗ» включает в себя две сбытовые структуры:
— Департамент реализации продукции предприятия осуществляет реализацию продукции в Украине и странах СНГ;
— Внешнеторговая фирма «КрАЗ» поставляет автомобили КрАЗ на экспорт.
Автомобили КрАЗ: модельный ряд
В советские времена Кременчугский автомобильный завод выпускал всего четыре базовые модели грузовиков. Сейчас их в 10 раз больше. Правда, существуют они в основном лишь на картинках. Огромные проблемы со сбытом не позволяют предприятию нормально жить и развиваться. Статистика свидетельствует: за 2019 год в Украине нашли покупателей 800 МАЗов и всего лишь 193 КрАЗа. В Европе кременчугские грузовики не нужны никому. Завод пытается выжить за счёт продажи своей техники в африканские страны и Министерству обороны Украины. Посмотрим, каков его модельный ряд образца начала 2020-х.
Не правы те, кто говорит о том, что КрАЗ загубили пришедшие к власти в 2014 году украинские «евроинтеграторы»: завод был мёртв ещё до майдана. Его почти постигла судьба московского ЗИЛа. Людей на предприятии нет, иногда лишь мелькают единицы, но в целом проходные и территория пусты. Зимой корпуса и цеха не отапливаются, только здание заводоуправления. Завод работает всего 2-3 дня в неделю, зарплаты –соответствующие.
Общий обзор обширного модельного ряда КрАЗа
При этом Кременчугский автозавод никак нельзя упрекнуть в нежелании создавать новые модели автомобилей: новых моделей и модификаций создано много, в том числе, и с собственным стеклопластиковым капотом, и с различными довольно современными бескапотными кабинами – от Renault Kerax; от китайской компании Qixing («слизанная» с немецкого MANа предыдущих поколений).
Но все они либо остаются в единичных экземплярах, либо выпускаются мизерными партиями. Основу проданных КрАЗом грузовиков даже в 2020-х годах составляют автомобили всё с той же, давно устаревшей «носатой» кабиной советского образца.
Автозавод пытается выживать за счёт государственных военных заказов для украинской армии. После начала военного конфликта в Донбассе на КрАЗе в короткие сроки была разработана целая гамма машин военного назначения, в том числе броневиков. Но решающего вклада в возрождение предприятия это не внесло: заказы от ВСУ за несколько лет иссякли.
Директор Кременчугского автозавода Роман Черняк посетовал журналистам, что Укроборонпром уже в открытую стал указывать в тендерах: «шасси должно быть Минского автозавода». Ситуацию на украинском рынке глава предприятия охарактеризовал как «хаос, коррупция, беспредел… С военными заказами нет понимания». И пообещал делать ставку на продажи в Африке – для того КрАЗ и открыл своё сборочное производство в Нигерии.
Характерно, что даже сам Кременчуг закупает мусоровозы и cнегоуборщики на шасси МАЗ или китайские – не КрАЗ.
Однако модельный ряд присутствует, предприятие свои грузовики продвигает и надеется несмотря ни на что, что заказы на их технику будут.
Двигатели современных грузовых автомобилей марки КрАЗ
В прошлом Кременчугский автомобильный завод использовал на своих грузовиках двигатели Ярославского моторного завода. По большей части – 8-цилидровые V-образные дизели из семейства ЯМЗ-238. Коробки передач также использовались ярославские.
После резкого ухудшения отношений с Россией «АвтоКрАЗ» сделал ставку на китайские дизельные моторы Weichai Power, которые уже давно используются во многих грузовиках и автобусах мира. В том числе, применяют их и на Минском автозаводе.
КрАЗ пробовал и другие варианты, от таких производителей, как Deutz, Cummins, Daimler, Ford. Но наилучшим предложением по сочетанию цены и качества был признан Weichai. В Кременчуге используют рядные шестицилиндровые двигатели семейства Weichai WP10H рабочим объёмом 9,5 литров и мощностностным диапазоном от 300 до 400 лошадиных сил.
Гражданские автомобили Кременчугского автозавода
Самосвалы КрАЗ
АвтоКрАЗ представляет на рынке большегрузной техники базовые модели самосвалов колёсных формул 4×2; 6×4, 6×6 и 8×4 с кабинами традиционной капотной компоновки, или бескапотные – «кабина над двигателем». На автомобили-самосвалы марки КрАЗ есть возможность устанавливать платформы различной вместимости (от 10,5 до 20 м. куб); как V-образные, так и рядные двигатели. Самосвалы КрАЗ выпускаются как с односкатной, так и с двухскатной ошиновкой задних колёс.
Самосвалы КрАЗ – мощные, прочные и выносливые, неприхотливые в обслуживании и ремонте. Они предлагаются покупателям в кредит и лизинг по ценам производителя на выгодных для лизингополучателя условиях.
Это самосвал колёсной формулы 4×2, предназначенный для перевозки строительных и любых других навалочных и сыпучих грузов в условиях ограниченных пространств стройплощадок.
Самосвал этой модели имеет колёсную формулу 6×4 и предназначен для эксплуатации в дорожном и промышленном строительстве, в карьерах различного вида, на разработках месторождений полезных ископаемых; для транспортировки всевозможных сыпучих и навалочных грузов.
Также самосвал бескапотной компоновки «кабина над двигателем», с колёсной формулой 6×4, но с более мощным двигателем и увеличенной грузоподъёмностью.
Самосвал КрАЗ-65055 с обычной КрАЗовской капотной кабиной, колёсной формулы 6×4, предназначенный для перевозки строительных сыпучих и навалочных грузов по дорогам с твёрдым покрытием либо по обыкновенным грунтовым дорогам.
Самосвал КрАЗ-65055, оборудованный стеклопластиковым капотом интегрального типа. IK расшифровывается как «интегральный капот».
Самосвал повышенной проходимости, с приводом на все колёса.
Самосвал повышенной проходимости, с приводом на все колёса, оснащённый стеклопластиковым капотом интегрального типа.
Мощные самосвалы с колёсной формулой 8×4 предназначены для интенсивной эксплуатации в дорожном и промышленном строительстве, на разработках карьеров и месторождений полезных ископаемых; для перевозки сыпучих и навалочных грузов с удельным весом до 2 тонн на кубический метр. Кабина бескапотная, от компании Рено Тракс.
Самосвалы с колёсной формулой 8×4 и обыкновенной классической КрАЗовской кабиной.
Седельные тягачи
Прямое предназначение седельных тягачей КрАЗ – это перевозка разнообразных неделимых и крупногабаритных грузов, буксировка тяжёлых прицепов и полуприцепов. А в африканских странах их применяют ещё и в качестве лесовозной техники – для вывоза гигантских бревен из непроходимых джунглей.
Седельные тягачи КрАЗ показали свою незаменимость во многих сферах народного хозяйства. Они успешно используются в строительстве, на добыче нефти и газа, в городском хозяйстве; там, где бездорожье, где необходим серьёзный запас прочности и способность долго выдерживать запредельные нагрузки, а также сложные природно-климатические и дорожные условия.
Седельный тягач с колёсной формулой 6×4 и обыкновенной классической КрАЗовской кабиной.
Седельный тягач с колёсной формулой 6×6 и обыкновенной классической КрАЗовской кабиной.
Более мощный автомобиль-тягач седельный КрАЗ-6446 повышенной проходимости, колёсная формула 6×6, используется для перевозки разнообразных грузов в сцепке с полуприцепом, для эксплуатации по дорогам всех категорий и по бездорожью.
Самый мощный в представленной линейка продукции седельный тягач бескапотной компоновки, с колёсной формулой 6×6, с современной автоматической коробкой переключения передач.
Универсальные шасси
Шасси КрАЗ – это универсальная база для монтажа абсолютно любых специальных надстроек – от мусоровозов, автоцистерн и коммунальных машин до бетономешалок, вахтовых автобусов, пожарных машин и спецоборудования для нефтегазового комплекса.
Модельный ряд универсальных грузовых шасси марки КрАЗ, выпускаемых Кременчугским автозаводом, насчитывает более десяти базовых двух-, трёх- и четырёхосных моделей, грузоподъёмностью до тридцати тонн – как капотной, так и бескапотной компоновки.
Автомобиль-шасси КрАЗ-4501H2 с бескапотной кабиной может быть выполнен как с короткой, так и удлинённой базой. Колёсная формула – 4х2.
Автомобиль-шасси КрАЗ-5401H2 с бескапотной кабиной может быть выполнен как с короткой, так и удлинённой базой. Колёсная формула – 4х2.
Автомобиль-шасси КрАЗ-5401H2 с бескапотной кабиной может быть выполнен как с короткой, так и удлинённой базой. Колёсная формула – 4х2. У него повышенная грузоподъёмность.
Грузовик-шасси с колёсной формулой 4х2 и обыкновенной классической капотной кабиной.
Автомобильное шасси КрАЗ-5401НЕ скомпоновано по принципу «кабина над двигателем» и предназначено для монтажа различных спецнадстроек, в том числе и оборудования для тушения пожаров (кабина двухрядная 4-х дверная, подходящая для пожарных бригад). Автомобиль полприводный, колёсная формулам – 4×4.
Полноприводное универсальное грузовое шасси с колёсной формулой 4х4.
Универсальное грузовое шасси с колёсной формулой 6×2. Этот автомобиль оснащён задней (третьей) подъёмной осью. Подъём данной оси производится при помощи пневматических подушек подвески. Управление идёт в автоматическом режиме. Опускание производится при достижении нагрузки на задний мост в 115ОО кг. Кабина – бескапотная.
Универсальное грузовое шасси с колёсной формулой 6×4 и кабиной бескапотного типа.
Полноприводное универсальное грузовое шасси с колёсной формулой 6×6 и современной кабиной бескапотного типа.
Тот же самый вариант универсального грузового шасси, только с кабиной, у которой капот выполнен интегральным, стеклопластиковым.
Грузовое шасси повышенной проходимости, полноприводное. Колёсная формула – 6х6.
Грузовое шасси повышенной проходимости, полноприводное. Колёсная формула – 6х6. Кабина с интегральным капотом из стеклопластика.
Универсальное грузовое шасси с колёсной формулой 8×4 и кабиной классического типа.
Универсальное грузовое шасси повышенной проходимости, с колёсной формулой 8×4 и кабиной классического типа.
Самое тяжёлое грузовое шасси, полноприводное, повышенной проходимости, с колёсной формулой 8х8. Автомобиль предназначен для монтажа различных установок и технологичеcкого оборудования, и может эксплуатироваться по всем видам дорог и бездорожью.
Бортовые автомобили
Бортовые грузовики марки КрАЗ – универсальные работники. Они успешно перевозят до двадцати тонн груза, рабочие бригады и обслуживающий персонал; могут использоваться в качестве тягачей для буксировки прицепов полной массой до традцати тонн.
Колёсная формула – 4х2. Кабина бескапотная.
Бортовой автомобиль КрАЗ-5233ВЕ повышенной проходимости, колёсная формула – 4х4. Кабина обычная КрАЗовская.
Бортовой автомобиль колёсной формулы 6х4. Кабина обычная капотная.
Бортовой автомобиль колёсной формулы 6х4. Кабина капотная, со стеклопластиковым капотом интегрального типа.
Бортовой автомобиль высокой проходимости, полноприводный, колёсная формула 6х6. Кабина обычная капотная.
Снаряжённая масса – 127ОО кг.
Полная масса – 287ОО кг.
Грузоподъёмность – 16ООО кг.
Внутренние размеры платформы – 5000x2520x1030 мм.
Шины – 525/70R21, 530/70-21, 445/65R22,5, 16.00R20, 12.00R20.
Топливный бак – два по 250 литров.
Бортовой автомобиль высокопроходимый, колёсной формулы 6х6. Кабина капотная, со стеклопластиковым капотом интегрального типа.
Снаряжённая масса – 125ОО…128ОО кг.
Полная масса – 288ОО…3О5ОО кг.
Грузоподъёмность – 16ООО…18ООО кг.
Внутренние размеры платформы – 5000x2290x1030 (5800x2290x1290) мм.
Шины – 445/65R22,5; 16.00R20; 12.00R20.
Топливный бак – два по 250 литров.
Лесовозы, сортиментовозы и другая готовая спецтехника на шасси КрАЗ
Кременчуский автозавод предлагает потенциальным клиентам десятки готовых решений – уже готовую спецтехнику на шасси КрАЗ:
Военные автомобили Кременчугского автозавода
Не менее впечатляющим является ассортимент продукции КрАЗа, рассчитанный на удовлетворение нужд Министерства обороны Украины и армий других стран.
«АвтоКрАЗ» выпускает автомобили военного назначения на базовых моделях: бортовых КрАЗ-6322 «Сол.
дат» (6×6) и КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» (4×4); универсальных шасси КрАЗ-63221 и КрАЗ-6322 (6×6), КрАЗ-5233НЕ (4×4); седельных тягачей КрАЗ-6446 (6×6) и КрАЗ-6443 (6×6).
На шасси КрАЗ устанавливают самоходную артиллерийскую установку – гаубицу «Богдана» 155 мм калибра; береговой мобильный ракетный комплекс РК-360МЦ «Нептун»; мобильную радиолокационную станцию VHF диапазона БУРШТИН-1800; различные комплексы связи; РСЗО БМ 9П140 «Ураган»; ракетные установки БМ-21 «Град»; армейские инженерные машины: землеройные, автоэкскаваторы, автокраны; понтонно-мостовые парки.
Броневик КрАЗ-Спартан, подорвавшийся на фугасе в Донецкой области в кнце июня 2020 года. Все 10 солдат, которые ехали на нём, остались живы.
Особенное место в модельном ряде занимают бронированные автомобили: КрАЗ-Кугуар, КрАЗ-Спартан, КрАЗ-Халк, КрАЗ-Шрек и КрАЗ-Шрек-М – с колёсной формулой 4х4; КрАЗ-Фиона – с колёсной формулой 6х6; КрАЗ-Ураган («Харрикейн»), КрАЗ-Раптор – с колёсной формулой 8х8. Смотрятся они эффектно, но покупателей практически не находят.
19 Мая 2021 года на официальном сайте «АвтоКрАЗа» была размещена информация о том, что завод заключил З-летний контракт на поставку автомашин КрАЗ и запчастей к ним с Командованием по организации подрядных работ Армии США. В рамках этого контракта предприятие поставит американцам автомобили с колёсной формулой 4х4: бортовые и шасси, а также автоцистерны. Сколько именно – не рассказывается.
В целом, модельный ряд Кременчугского автомобильного завода можно с полным правом назвать максимально богатым. Но внутренний рынок даёт мизерную часть заказов, российский – закрыт по политическим причинам; европейский не проявляет ни малейшего интереса к КрАЗам; а на африканском далеко не уедешь.