Где выпускают автомобиль маз

Кругом пятьсот. История про Минский автозавод, которому 75

Кругом пятьсот — это из Высоцкого, ну, вспоминайте: «Мы оба знали про маршрут, что этот МАЗ на стройках ждут. А наше дело: сел, поехал — ночь, полночь». Так все и было: минские грузовики действительно ждали на стройках одной шестой части суши и даже больше. Лобастые пятисотые МАЗы казались вечными, колеся по дорогам нашего детства. Сегодня заводу — 75. Думали ли тогда, в пропитанном войной 44-м, что в этих цехах под Минском рождается белорусское автомобилестроение? Рассказываем историю столичного автозавода на страницах Onliner.

75 лет. История Минского автомобильного завода

Как в Минске собирали Ford со Studebaker

30-е годы прошлого века. По всей стране объявлена индустриализация, газеты пестрят лозунгами, призывающими к трудовым подвигам. Столицы союзных республик получают новый облик передовых советских городов: Минск, к примеру, завершает строительство Дома правительства.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В это время в 7 км от города, в районе деревни Красное Урочище, стоит танковая часть Красной Армии. Офицерский состав расквартирован, солдаты живут в недавно отстроенных казармах. Буквально через дорогу расположены танковые мастерские.

1941-й, начинается война с Германией. Советская армия отступает, и вся Беларусь оказывается под оккупацией. Опустевшие танковые ангары и казармы занимают войска неприятеля. Вермахт будет обслуживать здесь свою технику. Вроде бы даже привозили оборудование Mercedes-Benz для сборки автомобилей с газогенераторными двигателями. Правда это или нет — кто теперь разберет, документов не нашли.

В 44-м Минск освободили, город, как и вся республика, лежал в руинах.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Фронт откатывался на запад, армию нужно было обеспечивать техникой. Между тем, перед войной, в СССР было три автомобильных завода, которые выпускали грузовики: в Москве, Горьком (сегодня — Нижний Новгород) и Ярославле. Мощностей не хватало. Вопрос решается в духе военного времени: 9 августа Государственный комитет обороны принимает постановление — организовать в освобожденном Минске автосборочный завод. Это приказ. Выполнять его отправляются в том числе партизаны, сохранились даже справки партизанского движения с соответствующими распоряжениями. Люди вспоминали свои довоенные профессии, заново учились строить, а не воевать.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Здания, где располагались казармы, отводятся под создание автомеханического техникума с общежитием, в танковых ангарах начинают собирать грузовые автомобили. Это американские Ford, Chevrolet, Studebaker, Mack — машинокомплекты попадали в Союз из Америки по ленд-лизу. Одна часть грузовиков сразу же отправляется на фронт, другая — на нужды народного хозяйства. До октября 1946 года было собрано 18 146 американских автомобилей. С этого, по сути, и началась история Минского автозавода.

Двухсотые — первое поколение МАЗов

— Говорят, еще в 1943 году, после победы на Волге, Сталин поручил разработать автомобиль, которому предстояло стать основой грузового автопарка всей страны в послевоенное время — не все же на американских машинах ездить, — рассказывает заведующая Музеем истории трудовой славы ОАО «МАЗ» Марина Севастьянович. — И такой автомобиль был создан на Ярославском автозаводе — ЯАЗ-200. В 45-м, после парада Победы, прошел показ этой техники. Сталину машина понравилась, было отдано распоряжение о серийном производстве.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Таким образом окончательно решилась судьба автомобильного завода в Минске, ведь нужны были производственные мощности, а здесь уже имелась техническая база. Не хватало специалистов, не хватало опыта. Тогда из Ярославля прислали главного конструктора, из Москвы приехал главный инженер, с Урала прибыл главный технолог — так это решалось в большой стране. И на Минском автозаводе стали выпускать собственные автомобили — МАЗ-205.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Поначалу это была копия ЯАЗ-200, но предприятие развивалось, а модель совершенствовалась, вносились некоторые изменения.

— На Минском автозаводе сделали свою кабину, карданный вал, мосты — все это производили уже здесь. Так что это не было простой сборкой машинокомплектов. В 1949 году резко увеличился объем производства — на предприятии ввели в строй первый конвейер (до этого машины собирали на стапелях), — отмечает заведующая музеем.

У грузовика Ярославского автозавода на решетке радиатора был медведь. У белорусского МАЗа — зубр. Поколение двухсотых выпускалось до 1965 года.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

— 31 декабря 1965 года с конвейера торжественно сошел последний МАЗ-205. Потом, правда, выпустили еще 13 штук вдогонку, — смеется Марина Севастьянович.

Но время этих капотников уходило, так как инженеры белорусского предприятия подготовили к серийному выпуску совершенно новое поколение грузовиков — МАЗ-500.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Пятисотый, лобастый, свой

Знаменитый лобастый пятисотый — собственная разработка Минского автозавода, поколение, выпускавшееся до начала 80-х.

— Многие узлы и детали этой машины были запатентованы. То же расположение кабины над двигателем было настоящим прорывом во всей индустрии, — говорит заместитель главного конструктора Николай Лакотко.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Конвейер работал в три смены. Пятисотый был адаптирован под любые типы кузова: самосвалы, бортовые грузовики, лесовозы, бетономешалки. Тогда же появился и седельный тягач. Ходят слухи, что сам Косыгин увидел «пятисотку» и дал добро — «Делайте».

— У каждой машины своя специфика. Тягач — это всегда флагман. Там повышенное внимание к комфорту водителя, в приоритете скорость, экономия топлива, аэродинамика. Это острие инженерной мысли. Вместе с тем тяжелая техника вроде самосвалов — сложнее. Другая платформа, надрамник, гидравлика, даже специфика мостов — все для большей мощности, грузоподъемности, — добавляет Николай Лакотко.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Новый МАЗ-500, о котором пел Высоцкий, отправлялся на всесоюзные стройки: с его помощью возводили БАМ, строили Красноярскую ГЭС. Минские грузовики отправляли в Польшу, Болгарию, Румынию, Чехословакию, а также в другие уголки земли, на стройки коммунизма: на Кубу, в Судан, Китай.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

И еще об искусстве. В 1971 году в свет выходит кинолента «Мировой парень».

— Мы тогда не воспринимали это так, но это была отличная реклама для МАЗа, — вспоминает Марина Севастьянович. — И в те времена говорили: тем, кто работает на МАЗах, завидует каждый водитель Советского Союза.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Здесь корни БелАЗа и МЗКТ

Масштабные стройки огромной страны требовали от техники невозможного. И инженеры претворяли, казалось, немыслимые задумки в жизнь. Было создано конструкторское бюро, а еще в 1950 году начали серийный выпуск 25-тонных самосвалов с индексом МАЗ-525. Туда, к слову, устанавливали танковые двигатели — такая мощь требовалась для транспортировки тяжеленных грузов. Чуть позднее появился МАЗ-530 — машина грузоподъемностью 40 тонн с колесной формулой 6×4. Мир ахнул, и Минский автозавод увез с выставки в Брюсселе Гран-при (1958 год). Говорят, были овации.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

И вот в те годы принимается решение «отпочковать» производство тяжелых самосвалов, создать для этой цели еще одно предприятие — в Жодино. Да, именно так появился БелАЗ. А Могилевскому автозаводу передали производство разработанных на МАЗе одноосных тягачей.

Или вот еще история. Холодная война, гонка вооружений. Для армии, как известно, никогда и ничего не жалели, и тут понадобились колесные тягачи для артиллерии. Поговаривают, что сам маршал Жуков поставил вопрос ребром. Минским инженерам доводят задачу, в головном здании завода отводится целый этаж, вход куда разрешен только по особым пропускам. Конструкторы там занимались проектированием техники для военных нужд. Такая техника выпускалась Минским автозаводом вплоть до 1991 года, когда было решено выделить подразделение в самостоятельное предприятие — Минский завод колесных тягачей.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

А в конце 60-х в СССР создавался еще один промышленный гигант — Камский автозавод. И специалистов туда направляли — да, из Минска. История повторилась, только теперь уже белорусские инженеры и конструкторы ехали налаживать производство на новом предприятии.

Третье поколение. Открытие Европы

Третье, совершенно новое поколение белорусских грузовиков появилось в 1981 году — МАЗ-5432. И здесь уже четко выделяется нацеленность на междугородние и международные перевозки. В кабине оборудуются два спальных места, сама она теперь подрессорена, условия для водителей становятся более комфортными, появляется даже бортовой компьютер. Кстати, белорусские автопоезда первыми в СССР прошли испытания по безопасности в Международном центре института ЮТАК в Париже.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Любопытно, что примерно в эти годы Минский автозавод начинает сотрудничество с западными автоконцернами. И дело вот в чем. Традиционно на минские грузовики ставились двигатели Ярославского автозавода, который сузил свою специализацию именно до производства силовых агрегатов и коробок передач. Но Советский Союз стремился увеличить товарооборот с другими странами, появляется предприятие «Совтрансавто», которое и ведает логистикой таких перевозок. Нужны автопоезда, причем такие, которые, во-первых, будут отвечать международным требованиям и которые, во-вторых, будет проще обслуживать в случае необходимости за границей.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Минский автозавод адаптирует свои новые грузовики сначала под двигатели MAN, а затем под агрегаты Mercedes, заводя тесные контакты с этими компаниями. Белорусские машины стали отвечать требованиям экологических стандартов Евро-2 и Евро-3, действующих на тот момент. Путь в Европу был открыт.

И это решение себя оправдало. Сегодня Минский автозавод выделяется среди конкурентов тем, что готов предложить продукцию с двигателями различных производителей, в зависимости от рынка сбыта.

— Например, мы продаем грузовики в Судан или Алжир — в этом регионе хорошо знают MAN. Нет проблем, мы поставим двигатели MAN. Нужна техника в Венесуэлу? Там сильные позиции у Mercedes, оснастим машины агрегатами этого производителя. Бразилия — Cummins. Мы в состоянии удовлетворять такой спрос. Для компании это огромный плюс. Освоена огромная номенклатура, разработана техническая база для того, чтобы подготовить грузовики для работы с различными двигателями. Унифицировать продукцию — это всегда сложнее, чем создать новую машину. Но это то, что нужно потребителю. И у МАЗа это есть, — отмечает Николай Лакотко.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Кстати, с Mercedes Минский автозавод сотрудничает уже более 20 лет. С немецкой компанией ZF, производящей шасси и коробки передач, — 30 лет. Самый очевидный результат такого сотрудничества — автобусы МАЗ, при производстве которых используются комплектующие этих известных во всем мире компаний.

— Мы стремимся к импортозамещению, но есть наименования товаров, которые рациональнее заказывать у крупнейших производителей, так как налаживание самостоятельного выпуска выльется в огромные затраты и приведет к серьезному увеличению цены на конечный продукт, — объяснил заместитель главного конструктора.

Распад Союза. Новая реальность

Конец 80-х был очень успешным периодом для завода. В 1987 году с конвейера предприятия каждые 5 минут сходил новый грузовик. В 1989-м была выпущена юбилейная, миллионная машина — седельный тягач 6442.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Завод работал над знаменитым МАЗ-2000 «Перестройка» — проектом, как теперь отмечают многие, опередившим свое время. Не было ни достаточной инфраструктуры, ни достаточного спроса на такой футуризм.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Но история огромной страны подходила к концу, перелистывалась страница школьного учебника. Третье поколение грузовиков МАЗ стало последним, выпущенным на заводе в советскую эпоху.

После распада СССР предприятие оказывается в затруднительном положении. Старые связи хоть и не были утрачены, но спрос на грузовую технику явно упал. Нужно было искать новые решения, и завод берется за выпуск автобусов, подписав в 1992 году договор с немецкой компанией Neoplan. Мы уже рассказывали подробно о том, как появились белорусские автобусы.

Источник

История марки МАЗ

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

История Минского автомобильного заводу начинается через 6 дней после освобождения города от немцев 9 августа 1944 года, и начинается она с того что в начале в старых ремонтных мастерских по ленд-лизу США начали собирать грузовики Studebaker. Лишь в 1945 году правительство решило создавать тяжелые грузовики на предприятии первыми машинами, которые были изготовлены к 7 ноября 1947 г., стали 6-ти тонные самосвалы МАЗ-205 с прямобортными кузовами, созданные специалистами Ярославского автозавода (ЯАЗ).

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В 1950 г. в Минск перевели производство 7-ми тонных грузовиков ЯАЗ-200 с бортовой платформой, получивших с февраля 1951 г. марку МАЗ-200. Внешне они отличались вертикальной решеткой радиатора и новой объемной эмблемой в виде хромированного зубра. Машина оснащалась тем же двигателем, имела увеличенную до 4520 мм. колесную базу и развивала скорость 65 км/ч. В 1951 г. появился первый собственный вариант МАЗ-200Г с высокобортным кузовом. На следующий год началось изготовление предназначенного для автопоезда полной массой 23,2 т. седельного тягача МАЗ-200В с модернизированным 2-х тактным дизелем ЯАЗ-204Б (130 л.с.).

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Через некоторое время на МАЗе развернулось производство собственного прицепного состава для своих автомобилей. В 1955 г. появился автомобиль-лесовоз МАЗ-501 (4×4) с 10-ти ступенчатой коробкой передач, постоянным приводом на оба моста и несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом, передававшим на задний мост 2/3 крутящего момента. В сцеплении с 2-х осным прицепом-роспуском он мог вывозить из леса 30-ти метровые хлысты деревьев массой до 15 тонн.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Со следующего года на его базе появились 4-х тонный бортовой грузовик МАЗ-502 и вариант с лебедкой МАЗ-502А на односкатных колесах. В 1962-64 гг. завод предлагал переходные модели: грузовик МАЗ-200П и седельные тягачи МАЗ-200М и МАЗ-200Р. На грузовики серии “200” в 1959 и 1964 гг. пришелся выпуск 100 и 200-тысячного автомобиля марки “МАЗ”. В 1950 г. на МАЗе было создано конструкторское бюро сверхтяжелых грузовых автомобилей, которое возглавил известный конструктор Б.Л. Шапошник (1902-1985).

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Впервые на этом автомобиле были использованы гидромеханическая трансмиссия, включавшая гидротрансформатор, 3-х ступенчатую планетарную коробку передач, межосевой дифференциал и планетарные колесные редукторы. МАЗ-530 развивал скорость 42 км/ч и расходовал 200 л. топлива на 100 км. С 1956 г. МАЗ выпускал также необычные для тех времен специальные колесные машины: строительный МАЗ-528 (4×4) и 300-сильный аэродромный тягач МАЗ-541 (4×2) для буксировки 85-ти тонных самолетов, а также лесовоз МАЗ-532 (4×4) с двигателем мощностью 165 л.с.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В программу входили одноосные тягачи МАЗ-529В и МАЗ-531 с моторами мощностью 165 и 300 л.с. для буксировки скреперов. В июне 1954 г. при МАЗе было создано специальное КБ под руководством Б.Л. Шапошника для разработки полноприводных машин. В 1956 г. появился первый автомобиль МАЗ-535 (8×8) с двигателем мощностью 375 л.с., за которым вскоре последовал его усиленный двойник – МАЗ-537 (525 л.с.). На них применялись прежние дизельный двигатель Д-12А, гидромеханическая трансмиссия, колесные планетарные редукторы, гидроусилитель рулевого механизма, блокируемые дифференциалы и система подкачки шин, независимая рычажно-торсионная подвеска.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В армии они служили тягачами и носителями мощного вооружения, а в народном хозяйстве работали в отдаленных районах для доставки труб или особо тяжелых грузов. По качеству равных им в СССР не было, недаром завод давал 10-ти летнюю гарантию на свои секретные машины. С 1960 г. изготовление семейства МАЗ-535/537 освоил Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), а МАЗ продолжил разработку машин нового семейства МАЗ-543 с двумя кабинами, получивших неофициальное название “Ураган”. Еще в 1958 г. на МАЗе собрали первые образцы машин нового поколения “500” с кабиной над двигателем, но лишь в 1965 г., после реконструкции завода, развернулось их серийное производство.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Базовая модель полной массой 14,2 т. развивала скорость 75 км/ч, а расход топлива составлял 25 л. на 100 км. Первыми ее вариантами стали бортовой МАЗ-500Г с тентом и седельный тягач МАЗ-500В для буксировки 14-ти тонного полуприцепа МАЗ-5243. В 1965 г. завод выпустил северный вариант МАЗ-512 и тропический МАЗ-513, а также 7-ми тонный самосвал МАЗ-503 с кузовом вместимостью 3,8 м 3 и короткобазовый седельный тягач МАЗ-504 (база 3280 мм.), работавший с полуприцепом МАЗ-5245 в составе автопоезда полной массой 24 тонны.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Весьма оригинальными были опытные самосвалы МАЗ-510 с одноместной кабиной и кузовом с защитным козырьком и МАЗ-511 с двухсторонним опрокидыванием. В 1969 г. появился лесовоз МАЗ-509 (4×4) со сдвоенными задними колесами, постоянным приводом всех колес и лебедкой, предназначенный для работы с 2-х осными роспусками ГКБ-9383 или ТМЗ-803М полной массой 29 тонны. На его базе выпустили партию седельных тягачей МАЗ-508 (4×4). Годом ранее завод изготовил свой первый 3-х осный автомобиль 14-ти тонный грузовик МАЗ-516 (6×2) с третьим поддерживающим и подъемным мостом.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В 1973 г. новый мотор установили на 3-х осный грузовик МАЗ-516Б грузоподъемностью 14,5 тонны. Через год выпустили бортовой вариант МАЗ-514 (6×4) с двигателем ЯМЗ-238Е (265 л.с.) и 8-ми ступенчатой коробкой передач. На седельном тягаче МАЗ-515Б использовался дизель ЯМЗ-238Н (300 л.с.), позволивший увеличить массу автопоезда до 40,6 тонн. Третье поколение МАЗов 1977-89 гг. представляло собой набор различных переходных комбинаций из шасси 500-й серии со старыми и новыми двигателями, коробками передач и кабинами, которые стали базой для всех современных моделей.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Первым прообразом современного поколения стал 8-ми тонный грузовик МАЗ-5335, отличавшийся лишь облицовкой кабины и цельнометаллической грузовой платформой. На его базе выпускали 7,2-тонный самосвал МАЗ-5549, седельные тягачи магистральный МАЗ-5429 с 3-х местной спальной кабиной и МАЗ-5430 для работы с самосвальным полуприцепом, а также лесовоз МАЗ-509А (4×4). На бортовой 8,5-тонный грузовик МАЗ-53352 установили новый дизель ЯМЗ-238Е (265 л.с.) и полностью синхронизированную 8-ми ступенчатую коробку передач. На его шасси создали седельный тягач МАЗ-5428 для автопоездов полной массой 33 тонны.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

К этому времени наметились контуры более совершенного семейства, которое основывалось на новых дизелях ЯМЗ (280-360 л.с.), двухдиапазонной 8-ми ступенчатой коробке передач и новой откидываемой кабине, предлагавшейся в коротком и удлиненном (спальном) вариантах. Обновленное семейство включало 2-х и 3-х осные бортовые грузовики МАЗ-5336 (4×2), МАЗ-6301 (6×2) и МАЗ-6302 (6×4), седельные тягачи “5432”, “5433”, “6421” и “6422”, самосвал “5551” и лесовоз “5434” (4×4). Первым из них в 1978 г. был седельный тягач МАЗ-6422 (6×4), так называемый “СуперМАЗ”, оборудованный дизелем ЯМЗ-238Ф с турбонадцувом (320 л.с.), стабилизаторами поперечной устойчивости в подвеске и наиболее комфортабельным вариантом кабины с двумя спальными местами.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Он работал с 3-х осным бортовым полуприцепом МАЗ-9398 грузоподъемностью 26 тонн. Полная масса автопоезда достигла 42 тонны, максимальная скорость – 88 км/ч. Через год началось производство аналогичной 2-х осной модели “5432”. Переход на новое поколение практически завершился к 1985 г., и базовыми стали седельные тягачи МАЗ-54322 и МАЗ-64227 с более комфортабельными кабинами. Для замены серии “5335” наладили выпуск грузовиков “5337”, самосвалов “5551” и седельных тягачей “5433” со 180-ти сильным дизелем V8. В 1988 г. к ним добавились модели “54321” и “64221”, получившие новые двигатели ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с..

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В том же году началось сотрудничество с немецкой фирмой МАН (MAN), чьи 360-ти сильные двигатели были впервые установлены на тягачи МАЗ-54326 и МАЗ-64226. Наконец, в 1988 г. на Парижском автосалоне завод представил опытный “грузовик будущего” – МАЗ-2000 “Перестройка” длиной 15 м. со всеми силовыми агрегатами, расположенными внутри поворотной тележки под высокой обтекаемой кабиной. 14 апреля 1989 г. был собран 1-но миллионный грузовик. Им стал тягач МАЗ-6422, переданный Первому московскому автокомбинату. Параллельно успешно развивалось производство тяжелых многоосных автомобилей двойного назначения.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В их основе были шасси МАЗ-543А (8×8) и МАЗ-547 (12×12), служившие носителями стратегических ракет. С 1973 г. на основе первой модели началось изготовление гражданского 20-ти тонного бортового грузовика МАЗ-7310 (8×8) и лесовоза-плетевоза “73101” с дизелем Д-12А (525 л.с.). Впоследствии на их базе создали седельный тягач “7410”, 20-ти тонный самосвал “7510” и трубовоз “7910”. После модернизации в 1979 г. завод начал производство обновленных грузовиков “73123”, тягачей “73132” и самосвалов “7516”. С 1986 г. выпускался 21-тонный бортовой 525-сильный вариант “7313” (8×8) и 6-ти осное крановое шасси “7913” (12×10) мощностью 650 л.с..

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

На агрегатах серийных грузовиков был разработан 4-х осный 21-но тонный самосвал МАЗ-6515 (8×4) с дизелем в 425 л.с.. Для советской армии изготовлялись 7-ми осные шасси-ракетоносцы “7912” и “7917”, 8-ми осные автомобили “7922” и “7923” для доставки стратегических ракет “Тополь”, а также уникальные 8-ми и 12-ти осные транспортеры “7906” и “7907”. В 1991 г. это производство было преобразовано в самостоятельное предприятие – Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Переход к экономическим реформам начала 90-х гг. ознаменовался крупными экономическими и политическими потрясениями, поставившими МАЗ на грань катастрофы.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В дальнейшем МАЗ смог восстановить силы, модернизировать свои предыдущие грузовики и создать их новое четвертое поколение. На них появились защитные ограждения, АБС в приводе тормозов, противобуксовочная система ASR. Наряду с российскими двигателями Ярославского и Тутаевского моторных заводов все шире стали использоваться немецкие моторы МАН, американские “Камминс” (Cummins) и даже английские “Перкинс” (Perkins). На магистральных тягачах применялись 9-ти ступенчатые коробки передач ЯМЗ, 12-ти или 16-ти ступенчатые “Итон” (Eaton) и ЦФ (ZF), электромеханическая блокировка дифференциалов, комфортабельные кабины с высокой крышей, регулируемыми сиденьем и рулевой колонкой.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Основой 2-х осных машин 90-х гг. по-прежнему оставались семейства “5336” и “5337”. На их основе создана обширная гамма автомобилей, различающихся комплектацией и рядом параметров: бортовые “53362”, “53363”, “53366”, “53368” и “53371”, седельные тягачи “54323”, “54326”, “5433”, “5440”, “5442”, “5443”, самосвалы “5551”, “5552” и полноприводный вариант “55513” с дизелями мощностью ISO-460 л.с. Полная масса одиночного автомобиля составляет 16-25 т., автопоезда – до 44 тонн. Новинками в этой серии стали 8,7-тонный грузовик “534005” (330 л.с.) с кабиной увеличенного объема для работы с прицепом МАЗ-8701 и седельный тягач “543208” с новым мотором ЯМЗ-7511 (400 л.с.).

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

В гамме 3-х осных машин базовой моделью стал МАЗ-6303 (6×4), на основе которого выпускают вариант “630168” (6×2) и полноприводный 11-ти тонный грузовик “6317” (6×6), а также седельные тягачи “64229”, “64229-027” и “6425”, самосвалы “5516” (6×4) и “55165” (6×6) грузоподъемностью 15-16 т., лесовозы “6303-26” (6×4) и “64255” (6×6) с двигателями мощностью 240-460 л.с. Полная масса автопоездов – 42-67 тонн. 11 марта 1997 г. с конвейера сошел первый 2-х осный седельный тягач семейства “5440” пятого поколения для автопоезда полной массой 44 т., развивающий скорость 120 км/ч. По выбору заказчика его можно оборудовать разными двигателями мощностью 370-600 л.с., 9-ти, 12-ти и 16-ти ступенчатыми коробками, рессорной или пневматической подвеской с электронным регулированием жесткости.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Автомобиль оснащен комфортной кабиной собственного производства с внутренней высотой 1850 мм. и двумя спальными местами. Тягач “544008” снабжен 400-сильным дизелем ЯМЗ-7511, варианты с импортными агрегатами имеют индексы “544020”, “544022”, “54421”. Начало новому 3-х осному поколению дал седельный тягач МАЗ-6430 (6×4) для 46-ти тонных автопоездов. Его варианты “643008” и “643026” комплектуют 400-сильными дизелями ЯМЗ и МАН соответственно. В 1999 г. завод представил необычный для себя 4,5-тонный развозной грузовик МАЗ-4370 с дизелем Д-245.9 (136 л.с.)

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Минского моторного завода (ММЗ). Его производство началось в марте 2000 г. 23 октября 1998 г. на совместном предприятии “МАЗ-МАН” начала действовать линия по сборке магистральных тягачей МАЗ-МАН-543265 и МАЗ-МАН-543268 (4×2) с моторами в 370-410 л.с. для работы в составе 44-х тонных автопоездов. Они базировались на переоборудованных шасси МАЗ-5432 с дизелями МАИ, кабинами от серии “F2000” и 16-ти ступенчатой коробкой ЦФ. С 2000 г. выпускаются 3-х осные тягачи “642268” и “642269” (6×4) с моторами мощностью 400-465 л.с. для буксировки автопоездов полной массой до 65 тонн.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

Несмотря на все трудности, Минский автозавод с 20-ти тысячным коллективом занимает лидирующее положение по производству грузовых автомобилей в странах СНГ. Если в 80-е гг. он выпускал до 40 тысяч грузовиков в год, то в 90-е гг. – всего IT-12 тыс. (в 2000 г. собрано 13085 шасси). Завод по-прежнему изготовляет широкую гамму различных прицепов и полуприцепов, а с 1993 г. действует его филиал по производству многоместных автобусов. Со дня основания МАЗ изготовил более 1,2 млн. автомобилей.

Где выпускают автомобиль маз. Смотреть фото Где выпускают автомобиль маз. Смотреть картинку Где выпускают автомобиль маз. Картинка про Где выпускают автомобиль маз. Фото Где выпускают автомобиль маз

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *