Где женщинам нельзя водить машину
Женщины за рулем: как начиналась дискриминация и возникали мифы
Сегодня девушка-водитель или автомеханик уже никого не удивляет, но раньше женщинам в автомобильной сфере часто приходилось сталкиваться дискриминацией и предрассудками.
К счастью, в большинстве стран давно миновали времена, когда вождение автомобиля было исключительно мужской привилегией. Но до сих пор остались патриархально настроенные господа, свято верящие в то, что женщина за рулем — это неправильно. Обычно они еще уверены в том, что женщина неспособна разобраться в устройстве автомобиля, а если и оказалась за рулем, то права ей непременно купили. Но мы надеемся, что однажды и с их глаз упадут шоры, размер которых уже можно измерять гектарами.
Стоит заметить, что в западных странах и в России никогда не существовало прямого запрета на вождение автомобиля женщинами — просто это было не принято. Но всегда находились дамы, готовые на личном примере доказать, что все социальные условности о том, что может или не может делать женщина, не стоят и ломаного гроша.
Берта Бенц и ее большое путешествие
Берту можно назвать первой женщиной, совершившей большое авто-путешествие без мужчины. Это не только вдохновило всех девушек последовать ее примеру, но и дало толчок популярности изобретению ее мужа Карта Бенца — первому автомобилю, работающему на двигателе внутреннего сгорания.
Важно, что без участия Берты не было бы и самого изобретения! Она так верила в Карла, что вложила все свое приданое в компанию Бенца. В 1886 году Карл зарегистрировал первый патент на автомобиль. Публика поначалу была настроена скептически и не спешила покупать новшество. Но Берта, чтобы доказать, насколько классную вещь изобрел ее муж, тайком вывезла из гаража трехколесный авто, похожий на багги, и вместе с детьми проехала 65 миль от Мангейма до дома ее матери в Пфорцхайме. Внимание изобретению было обеспечено, а сомнения относительно женских умений сильно поубавились.
Право на права
Не во всем мире женщины могли так свободно распоряжаться собой и своим временем. До недавнего времени в некоторых странах существовал прямой запрет на вождение автомобиля представительницами слабой половины человечества, а где-то до сих пор в головах царят предрассудки. Вот несколько примеров.
Саудовская Аравия
На сегодняшний день в мире не осталось стран, где существует запрет на вождение автомобиля женщинами. Последним государством, отменившим эту форму дискриминации, была Саудовская Аравия, а само знаменательное событие произошло три года назад. До этого момента женщинам нельзя было ездить без сопровождения мужа и родственника-мужчины, правда, в сельской местности правило порой нарушалось.
Афганистан
Сомали
Схожая с Афганистаном ситуация была и в Сомали, когда радикальная террористическая группировка «Аш-Шабааб» захватила власть в Могадишо. Она ввела запрет на управление автомобилем для женщин, но в 2013 году, после двух лет господства исламистов, женщин перестали притеснять настолько сильно.
Йемен
Не очень хорошо дела обстоят и в Йемене. Хотя местное законодательство никогда не запрещало женщинам получать водительские права и управлять автомобилями, социальные нормы и традиции долгое время были серьезным препятствием. Но с 2011 года женщины стали все чаще открыто бросать вызов семейным и социальным ограничениям и критике для того, чтобы получить большую мобильность и автономию. Интересно, что сотрудники ДПС не останавливают женщин на дорогах из-за традиционных ограничений на взаимодействие между людьми разного пола, не связанными родственными или семейными узами.
Немного статистики
Проблема дискриминации женщин медленно но верно решается по всему миру. Женщины не только все чаще водят автомобили (например, в России с 2017 года их число выросло в 6,5 раз), но и чаще работают в автоиндустрии. Так, в 2019 году в Соединенных Штатах женщины занимали 23,6 процента рабочих мест в автомобилестроении и производстве оборудования для машин. То есть почти четверть! Примерно такие же показатели в странах Евросоюза, в Японии — немного ниже.
Но согласно данным опросов самих женщин в различных отраслях промышленности, автомобильная индустрия не входит в число наиболее привлекательных сфер для самореализации.
Почему же так происходит? Среди основных причин, по которым женщины избегают карьеры в этой отрасли — непривлекательная среда для представительниц «слабого пола» (65%), невозможность баланса между работой и личной жизнью (59%) и отсутствие гибкого графика работы (46%). Нередко женщины отказываются от карьеры в индустрии авто из-за страха предвзятого отношения и сексуальных домогательств.
Пусть законодательные ограничения давно сняты, проблема репрезентации женщин в автомобильной сфере еще не до конца решена. Во многом этому мешают прочно засевшие в головах бессмысленные стереотипы, которые давно пора разрушить. Так что будем надеяться, что и в автомобильной индустрии, и за рулем с каждым годом будет все больше женщин.
Женские права: жительницам Саудовской Аравии разрешили водить автомобиль
Власти Саудовской Аравии разрешили женщинам водить автомобиль. Закон вступит в силу в июне следующего года, сообщил The New York Times.
Закон подписал король Салман. Об этом во вторник, 26 сентября, сообщили по государственному телевидению страны. Запрет женщинам получать водительские права был символом их угнетения в консервативном королевстве.
Реформа вступит в силу в июне 2018 года. Вероятно, так страна пытается улучшить свою репутацию на международной арене и рассчитывает, что реформа повлияет на отношения со странами Запада.
В стране будет создан специальный коммитет, который должен разработать реформу до 24 июня 2018 года. Ему предстоит проработать вопросы поведения и приличий. Например, полицейских обучат общаться с женщинами на дороге так, чтобы это не нарушало мусульманский закон. В исламской стране это важный момент, так как ее жительницы мало контактируют с посторонними людьми. Также важно решить, требуется ли женщинам получать разрешение водить от своих отцов, мужей и братьев.
Саудовская Аравия — мусульманская монархия, которая живет по законам шариата. Прежде официальные лица страны приводили множество аргументов, почему женщинам нельзя управлять автомобилем. Считалось, что мужчинам и женщинам нельзя получать равные права на дороге. Некоторые представители власти заявляли, что с водительскими правами женщины внесут разлад в семью и заведут беспорядочные половые связи. Было даже предположение, что вождение повреждает яичники и сказывается на деторождении.
Саудовская Аравия может получить практическую выгоду от женщин за рулем. Теперь женщинам будет проще добираться до работы. Раньше многим приходилось пользоваться такси или услугами личного водителя. дороговизны их услуг женщинам было проще и вовсе не работать. Также увеличится число потребителей бензина.
Гендерное равенство в Саудовской Аравии: что разрешают и запрещают женщинам
Светят ли перемены ваххабитскому королевству
Совсем недавно, в начале августа этого года, власти Саудовской Аравии разрешили достигшим 21 года девушкам путешествовать без сопровождения опекуна. За последнее время Эр-Рияд успел отменить некоторые из самых строгих мер контроля над женщинами, однако говорить о полном отказе от системы опекунства вряд ли приходится.
Мухаммад бин Салман. Фото: ru.wikipedia.org
Указ, подписанный в начале августа саудовским королем Салманом бен Абдель Азизом Аль-Саудом, стал глотком свежего воздуха для многих женщин королевства: по достижению совершеннолетнего возраста они получают право путешествовать самостоятельно.
Согласно последним нововведениям, теперь женщины также могут водить автомобиль, поступить в университет или устроиться на работу без обязательного разрешения мужчины-опекуна. В частности, изменения в трудовом законодательстве уточняют, что «работник» может быть как женщиной, так и мужчиной, и оплата труда не зависит от пола кандидата. Более того, работодателям будет запрещено увольнять или угрожать увольнением женщине во время беременности или декретного отпуска, который составляет 180 дней. Упростит жизнь женской половины населения Саудовской Аравии и разрешение самостоятельно подавать заявление на оформление ряда документов, таких как загранпаспорт, свидетельство о браке, разводе или рождении ребенка.
Вместе с тем женщине на федеральном уровне запрещается без согласия опекуна открывать счет в банке, делать медицинские операции, передавать гражданство своему ребенку, давать согласие на вступление родного чада в брак или самой выбирать будущего супруга. За уклонением от строгих правил следуют арест и судебное разбирательство, тогда как выйти из-под стражи женщина может только после получения разрешения от своего опекуна. Представительницы прекрасного пола не имеют права подать иск самостоятельно, что препятствует выявлению случаев домашнего насилия.
Внешний вид девушек по-прежнему находится под контролем религиозной полиции, которая следит за соблюдением скромного дресс-кода: длинного темного наряда — абаи, и платка. Консервативные круги также считают спорт неподобающим занятием для женщины, здесь стоит отметить, что относительно недавно королевство впервые отправило двух спортсменок на международные соревнования, Олимпиаду 2012 года, и затем — в 2016 году.
«С нами обращаются как с вещами»
Основой правовых и социальных норм Саудовской Аравии является ультраконсервативная исламская идеология, широко известная как ваххабизм, в рамках которой многими аспектами жизни саудовских женщин управляет система опеки со стороны мужа или родственника мужского пола, достигшего совершеннолетия. Влиятельные представители религиозного течения поддерживают устоявшийся порядок мужского опекунства — в 34-м стихе 4-й главы Корана под заголовком «Ан-Ниса» (в переводе с арабского — «женщины») говорится, что мужчины являются защитниками и хранителями женщин.
Давно назревшие правовые реформы должны обеспечить женскому населению страны гораздо большую степень контроля над своей жизнью. Но можно ли считать нововведения победой? Ослабление социальных норм и правил сопровождалось подавлением инакомыслия, арестами и предполагаемыми пытками активисток. Многие из выступающих за защиту прав женщин оппозиционеров действующей системы опекунства стали жертвами репрессий Эр-Рияда, власти обвиняют их в государственной измене.
Наиболее радикальные настроения проявляются среди молодого поколения. С развитием современных технологий и доступностью образования некоторые девушки стремятся получить больше свободы в своем выборе. Ярким примером стал случай с 18-летней Рахаф Мохаммед, которая бежала от своей семьи за границу в надежде на помощь международного сообщества. По словам девушки, члены семьи подвергали ее психологическому и физическому насилию, запирали дома по несколько месяцев, грозились смертельным наказанием за непослушание.
Рахаф Мохаммед. Фото: twitter.com
«С нами обращаются как с вещами, как с рабами», — поделилась она в интервью изданию Toronto Star. По инициативе ООН, 11 января 2019 года Рахаф Мохаммед вылетела в Торонто, где получила убежище. В аэропорту девушку лично встретил министр иностранных дел Канады Христя Фриланд. Сама подданная Саудовской Аравии изначально планировала искать убежище в Австралии, куда она вылетела с пересадкой в Таиланде. Тайские власти пытались задержать девушку в Бангкоке и отправить на родину, но она забаррикадировалась в гостинице, опасаясь депортации. Позже, в беседе с журналистами Рахаф Мохаммед заявила, что отказалась от ислама и боится реакции своих родственников. А вероотступничество карается в Саудовской Аравии наиболее страшным приговором — смертной казнью.
ООН ожидает от Эр-Рияда дальнейшего расширения прав женщин, в том числе полного отказа от действующей системы мужского опекунства. Тем временем реформирование системы скорее напоминает «ширму», которую власти используют, чтобы сблизиться с демократическими партнерами. Нельзя исключить тот факт, что прогрессивная политика во многом стала результатом влияния стремительно развивающегося союза Эр-Рияда с Вашингтоном. Готово ли общество Саудовской Аравии, веками живущей по нормам шариата, к реформам? Нуждается ли в них? Тем более что за их исполнением стоит большая бюрократическая работа: внесение изменений в законодательство и подзаконные акты, создание рабочих групп и системы контроля случаев дискриминации прав женщин, что займет долгие годы. А ведь перед будущим правителем, Мухаммедом бен Салманом, стоят куда более важные вопросы: сохранение статуса первого наследника престола и реализация новой программы социально-экономического развития страны Vision-2030.
Запрос на обновление
В комментарии «МК» руководитель международного департамента Совета муфтиев России Ильдар ГАЛЕЕВ рассказал о причинах смягчения политики Эр-Рияда в отношении женщин и дальнейшем развитии ситуации.
— Как вы думаете, с чем связано резкое снижение ограничений для женского населения страны?
— В первую очередь причиной либерализации «женского вопроса» является тот политический курс, который был принят пришедшим к власти в 2015 году хранителем двух святынь королем Салманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. В 2017 году он назначил и своего сына Мухаммада бин Салмана — наследником престола. Энергичный и амбициозный наследник занял сразу ряд важных позиций в государстве, в том числе министра обороны, первого заместителя премьер-министра страны.
Мухаммад бин Салман с самого начала прихода к власти отличился принятием важной для дальнейшего развития страны концепции Vision-2030, предполагающей коренные изменения в экономической, культурной, религиозной и общественной сферах жизни государства. Изменение риторики саудовского истеблишмента в сторону открытости, реформ, модернизации, срединного и умеренного характера ислама, использования потенциала женского населения в развитии саудовского общества — все это, безусловно, есть результат тотального претворения в жизнь концепции молодого саудовского лидера Мухаммада бин Салмана Vision-2030.
Стоит отметить, что сам по себе приход к власти молодого, харизматичного принца (в этом месяце Мухаммаду бин Салману исполняется всего 34 года), на фоне остального, довольно пожилого руководства страны, является уникальным явлением. Запрос на обновление, модернизацию общества, особое внимание к правам женщин — это также результат глобализации, которой активно подвержены консервативные общества, причем саудовское общество нужно воспринимать не иначе как с приставкой «ультра». С развитием новых технологий, Интернета, соцсетей, транспортной доступности становится все меньше препятствий для проникновения западных ценностей и образа жизни в саудовское общество. Стоит учитывать, что Саудовская Аравия — очень молодая страна, где возраст более половины населения не превышает 35 лет. Жители королевства воспитаны в том числе и на западной культуре: они много путешествуют, наблюдают и обсуждают изменения в соседних государствах. Очевидно, что жизнь в строгих традициях, условностях и запретах, бытующих в обществе для них «тесна». Поэтому реформы наследного принца королевства стали не чем иным, как отражением текущей социальной конъюнктуры — принц прислушивается к молодому поколению. Есть в этих процессах и экономический фактор. Запрос на более активное вовлечение женщины во все сферы жизни саудовского общества связан с активной политикой «саудизации» рабочих мест, когда для понижения уровня безработицы среди коренного населения, проводятся мероприятия по замене мигрантов жителями Саудовской Аравии.
— Возможна ли полная отмена системы опекунства?
— На мой взгляд, о полной вестернизации саудовского общества говорить не приходится. Государство во многом остается подверженным многовековым традициям, руководствуясь в первую очередь законами шариата. Говорить о полной отмене института опекунства вряд ли приходится. Мужчины еще долгое время будут участвовать в жизни молодой девушки, в вопросах ее поездок за рубеж, заключении брака и т.д. Однако подобное мы можем наблюдать и в таких сравнительно открытых обществах, как египетское, сирийское, а также в других странах исламского мира. Это закономерно, учитывая колоссальное значение традиции в правовой сфере и в повседневной жизни арабов. Традиционный уклад и элементы нового, из западного мира, часто гармонично сочетаются в подобных обществах.