Кабель телемеханики что это
Кабели для устройств автоматики и телемеханики
Оболочки кабелей могут быть металлическими (свинцовыми, алюминиевыми) или пластмассовыми (полиэтиленовыми, поливинилхлоридными).
отсутствие броневых и наружных покровов.
Буквы, характеризующие конструкцию наружного покрова или его отсутствие, записывают после букв, обозначающих тип броне-покрова или, в случае его отсутствия, материал оболочки. У кабелей в тропическом исполнении в конце через дефис записывают букву Т.
Кабели с полиэтиленовой изоляцией в пластмассовых (ПЭ и ПВХ) оболочках предназначены для электрических установок железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, пожарной сигнализации с номинальным напряжением 380 В переменного тока или 700 В постоянного тока.
Кабели этого типа прокладывают в помещениях, каналах, тоннелях и в земле (траншеях). Их применяют для соединения постовых устройств СЦБ с напольными (светофорами, стрелочными электроприводами, приборами рельсовых цепей и др.), напольных устройств между собой при прокладке их в земле и в служебно-технические здация и посты ЭЦ.
В сигнально-блокировочных кабелях (рис. 66) этого типа изолированные пары скручивают в сердечник концентрическими повивами.
Число пар (жил) в сигнально-блокировочных кабелях различных марок приведено в табл. 5.
Кабели с полиэтиленовой изоляцией ъ алюминиевой оболочке рассчитаны только на парную скрутку жил (3, 4, 7, 12, 14, 19 и 27 пар).
Сигнально-блокировочный кабель марки СБПАШп с полиэтилено-, вой изоляцией, защитным полиэтиленовым шлангом в алюминиевой оболочке прокладывают по мостам, в земле (траншеям), в условиях высокоагрессивной среды и повышенного электромагнитного влияния. Сигнально-блокировочный кабель СБПАБпШп, бронированный двумя стальными лентами, с защитным полиэтиленовым шлангом прокладывают в грунтах всех категорий, кроме подверженных мерзлотным деформациям, в районах с повышенным электромагнитным влиянием и в воде при пересечении неглубоких болот, несплавных и несудоходных рек с тихим течением.
Кабели в полиэтиленовой изоляции в свинцовой оболочке рассчитаны только на простую скрутку. Такие кабели изготавливаются на напряжение 250 В переменного тока и имеют ограниченное применение. Их прокладывают в земле (траншеях), пожароопасных помещениях, шахтах, тоннелях, каналах и коллекторах.
Конструкция кабелей СЦБ
Токопроводящие жилы кабелей должны обладать хорошей электропроводностью, гибкостью и достаточной механической прочностью. Наиболее подходящим материалом является мягкая отожженная проволока из красной меди и проволока из алюминия.
Жилы железнодорожных сигнальных кабелей изготовляют из медной проволоки диаметром 1 мм. Жилы контрольных кабелей выполняют из цельной медной проволоки (однопроволочные) или нескольких свитых между собой проволок (многопроволочные). Применяют также жилы из цельной алюминиевой проволоки сечением от 1 мм2 и выше. При сечении 25 мм2 и более алюминиевые жилы делают только многопроволочными.
Кабели, состоящие из симметричных пар, называют симметричными. Жилы симметричных кабелей связи изготавливают из медной проволоки диаметром 0,4; 0,5; 0,7; 0,8; 0,9; 1,0; 1,05; 1,2 мм и алюминиевой диаметром 1,2 и 1,6 мм.
Жилы сигнальных кабелей, используемых в устройствах автоматики и телемеханики, изолируют сплошной полиэтиленовой или по-ливинилхлоридной изоляцией и бумагомасляной изоляцией, состоящей из нескольких слоев бумажной ленты, пропитанной масляно-канифолевым составом. Жилы контрольных кабелей изолируют резиной, полиэтиленом, поливинилхлоридом, фторопластом, а жилы силовых кабелей, кроме того,- масляной кабельной бумагой.
В кабелях местной и городской телефонной связи применяют трубчато-бумажную изоляцию, т.е. жилы изолируют лентами из кабельной бумаги, пористой бумажной массой, полиэтиленом и поливинилхлоридом. Бумажную ленту накладывают на жилу в виде спиральной трубки. Бумажную ленту наматывают так, чтобы она прилегала к жиле не плотно, а с воздушным зазором. Такую изоляцию называют воздушно-бумажной. Наличие зазора приводит к уменьшению электрической емкости между жилами кабеля, уменьшению затухания токов тональной и высоких частот и, следовательно, увеличению дальности телефонной передачи.
Широкое распространение получили кабели связи с кордельно-бумажной и кордельно-стирофлексной изоляцией жил (кабели дальней связи).
В кабелях с кордельно-бумажной изоляцией каждую жилу обвивают спиралью из корделя (жгут d = 0,4—0,85 мм скручен из кабельной бумаги). Поверх корделя жилу спиралеобразно обертывают кабельной бумагой с перекрытием 25-30%. Кордель служит каркасом, поддерживающим трубку из навитой кабельной бумаги на некотором определенном расстоянии от жилы, и придает ей большую механическую прочность. В этом случае емкость между жилами кабеля меньше, чем при воздушно-бумажной изоляции, так как воздушный зазор между жилами будет больше.
Кордельно-стирофлексная изоляция отличается от кордельно-бумажной тем, что кордель и лента состоят из стирофлекса-пластмассы, изготовляемой на базе жидкого стирола (химического продукта переработки нефти или каменного угля).
В кабелях дальней связи применяют баллонно-кордельную изоляцию, представляющую собой тонкостенную полиэтиленовую трубку, обжатую полиэтиленовым корделем; баллонную изоляцию и изоляцию в виде шайб толщиной 1,5-2,0 мм из твердого диэлектрика, насаживаемых на жилу кабеля через 20-30 мм. Применяют также пористо-бумажную изоляцию жил. В этом случае кабельную жилу покрывают кашицеобразным слоем бумажной массы (целлюлозы). После высыхания образуется пористый бумажный цилиндр, уменьшающий емкость между жилами. Аналогично наносят слой из пористого полиэтилена. Такая воздушно-пластмассовая изоляция называется пористо-полиэтилецовой.
Внутренний проводник коаксиальных кабелей изолируют пластмассовой шайбовой, кордельно-трубчатой, баллонной, пористо-полиэтиленовой и пористо-стирофлексной изоляцией.
Отдельные изолированные кабельные жилы скручивают в повивы. Различают простую и сложную скрутку жил. В простой кабельной скрутке, применяемой в кабелях автоматики и телемеханики, повивы состоят из одиночных изолированных жил, а в сложной, используемой в симметричных кабелях связи,-из изолированных жил, предварительно скрученных в группы.
Существует несколько способов свивания (скручивания) жил кабеля в группы, самыми распространенными из которых являются парная и четверочная (звездная) скрутки.
Парную скрутку образуют две скрученные вместе изолированные жилы. Скручивание выполняют с определенным для данной пары шагом скрутки, представляющим собой расстояние, на котором жилы описывают полный оборот по оси скручивания. В парной скрутке шаг не превышает 300 мм. Парную скрутку жил применяют главным образом в кабелях местных телефонных сетей.
Четверочную (звездную) скрутку предусматривают преимущественно в кабелях дальней связи. Четыре изолированные жилы скручивают винтообразно с шагом 150-300 мм в общую группу, называемую четверкой и несколько напоминающую в поперечном сечении четырехконечную звезду. При таком способе скрутки двухпроводные цепи, называемые основными, образуются из жил, расположенных по диагонали.
В кабелях связи используют двойную парную скрутку жил двойной звездой. При двойной парной скрутке две предварительно скрученные пары жил дополнительно скручивают между собой в четверку, а в скрутке двойной звездой четыре предварительно скрученные пары вновь скручивают вместе по способу звезды, образуя восьмерку.
Скручивание жил в группы обеспечивает повышенную защищенность жил симметричных кабельных двухпроводных цепей от взаимных и внешних электромагнитных влияний. Кроме того, скрутка жил в группы обеспечивает сохранение формы этих групп при изготовлении и прокладке кабеля.
Основным типом общей скрутки групп в кабелях дальней и местной связи является повивная скрутка. Такую же скрутку применяют и в сигнальных кабелях с простой скруткой жил. При простой или сложной повивной скрутке часть жил или групп образует так называемый центральный повив. В центральном повиве обычно содержится от одной до пяти групп или жил. Остальную часть жил или групп располагают вокруг центрального повива правильными концентрическими повивами. Последний повив в кабеле называют наружным.
Для снижения взаимного электромагнитного влияния между группами жил соседних повивов каждый следующий повив навивают в противоположную сторону по отношению к предыдущему. Такое расположение повивов облегчает отделение их друг от друга при монтаже кабеля и повышает механическую прочность кабельного сердечника. Для того чтобы в повивах легко было находить нужную жилу или группу, каждый повив кабеля содержит счетную группу (при сложной скрутке) или счетную жилу (при простой скрутке). Такая счетная группа или жила имеет отличную от других групп или жил данного повива расцветку. Каждый повив в кабеле обматывают хлопчатобумажной пряжей или кабельной бумагой.
При простой или сложной однородной кабельной скрутке число жил или групп в любом последующем повиве больше, чем в предыдущем, как правило, на шесть.
Кабели с алюминиевой оболочкой, бронированные стальными лентами (рис. 15, а), и кабели с броней из круглых проволок (рис. 15,6) носят название голых бронированных кабелей. Их прокладывают в тоннелях внутри помещений, где не требуется защита от механических воздействий.
Основными элементами бронированных кабелей являются: кабельная скрутка 1, поясная изоляция 2, защитная оболочка 3, пластмассовый шланг 4, кабельная пряжа 5, ленточная 6 или проволочная броня 7.
Поверх кабельной скрутки накладывают поясную изоляцию, т. е. обматывают по спирали несколькими слоями кабельной бумаги, поливинилхлоридной или полиэтиленовой ленты, хлопчатобумажной или прорезиненной ленты. Поясная изоляция повышает электрическую прочность кабеля, предохраняет кабельную скрутку от механических повреждений в процессе наложения на кабель последующих защитных оболочек (свинцовых, алюминиевых) и соединительные муфты от перегрева при монтаже горячим способом.
Общую скрутку кабеля заключают в герметичную защитную оболочку, предохраняющую кабель от проникновения влаги и механических повреждений во время транспортировки, прокладки и эксплуатации.
Защитные оболочки изготовляют из алюминия, свинца и пластмассы. По сравнению с пластмассовыми металлические оболочки одновременно защищают кабельные цепи от внешних электромагнитных влияний. В кабелях с пластмассовыми оболочками это достигают наложением на поясную изоляцию специального экрана из алюминиевой, медной фольги или металлизированной бумаги.
Свинцовая оболочка представляет собой цилиндрическую трубку, плотно накладываемую на кабельную скрутку способом опрессования расплавленным свинцом, содержащим присадку сурьмы (0,4-0,8%), что повышает твердость оболочки и ее вибростойкость. Толщина стенок свинцовой оболочки колеблется от 1,1 до 2,6 мм.
В новых кабелях вместо свинца применяют алюминий. Он легче свинца, что значительно снижает общую массу кабеля. Электрическая проводимость алюминия в несколько раз выше проводимости свинца. Это позволяет при одинаковой толщине оболочек достигать большего экранирующего эффекта. Алюминиевую оболочку накладывают на кабельную скрутку способом горячего прессования или обертыванием кабельной скрутки алюминиевой лентой с последующей сваркой шва. Толщина алюминиевой оболочки от 1,1 до 2 мм.
Алюминий подвержен электрохимической (почвенной) и электрической коррозии, поэтому алюминиевую оболочку кабелей, прокладываемых в земле, защищают от коррозии сплошным шлангом из полиэтилена или поливинилхлорида.
Кабели, имеющие в качестве защитного покрова только свинцовую или алюминиевую оболочку, называют голыми. Их прокладывают в телефонной канализации, по стенам зданий и применяют для воздушных кабельных линий.
Прокладываемые в земле кабели покрывают броней из стальных лент, защищающей кабель от механических воздействий. Между оболочкой и броней прокладывают «подушку», состоящую из битума, бумажной ленты, кабельной пряжи и др. На оболочку наносят слой битума, наматывают по спирали ленту из битуминизированной кабельной бумаги, затем еще слой битума, поверх которого спиралеобразно наматывают слой пропитанной нафтенатом меди кабельной пряжи, и снова слой битума. Эта подушка толщиной 1,5-2 мм предохраняет свинцовую оболочку от механических повреждений стальной броней при ее навивании и в процессе монтажных работ.
Ленточную броню, состоящую из двух лент, накладывают на кабель спиралеобразно так, чтобы вторая лента накладывалась на зазоры между витками первой. Ленты обычно изготовляют из низкоуглеродистой стали толщиной 0,3; 0,5 или 0,8 мм (реже 1 мм) и шириной от 10 до 60 мм. Наложенную на кабель ленточную броню, предварительно покрыв слоем битума, спиралеобразно обматывают слоем кабельной пряжи, пропитанной нафтенатом меди, или стеклянной пряжи из штапельного волокна.
Броня кабелей, проложенных на участках с агрессивными грунтами, корродирует (ржавеет) и с течением времени разрушается. Это недопустимо для кабелей, проложенных вдоль электрифицированных железных дорог однофазного переменного тока, где броня совместно с металлической оболочкой выполняет функцию магнитного экрана, защищающего кабельные цепи от магнитных влияний тяговых токов, причем это экранирующее действие должно сохраняться на весь период эксплуатации кабеля.
В кабелях дальней связи, предназначенных для прокладки вдоль электрифицированных железных дорог переменного тока, поверх бронелент, покрытых слоем битума, накладывают слой кабельной бумаги, а затем сплошной поливинилхлоридный шланг, который надежно защищает броню от коррозии в процессе эксплуатации кабеля. Поверх шланга накладывают две ленты пропитанной бумаги, слой битума и слой кабельной пряжи.
В качестве сигнальных кабелей связи достаточно широкое распространение получили кабели с пластмассовыми защитными оболочками и пластмассовой изоляцией жил.
Кабельную скрутку таких кабелей заключают горячим опрессованием в герметизированную оболочку (шланг) из поливинилхлорида или полиэтилена с толщиной стенки от 0,5 до 2 мм. В некоторых кабелях на кабельную скрутку перед наложением шланга накладывают поясную изоляцию или поясную изоляцию и экран. Применяют также кабели с резиновой защитной оболочкой.
Кабели, укладываемые внутри помещений, не имеют поверх оболочки других защитных покрытий. Кабели, прокладываемые под землей, в тоннелях, под углом выше 45° и т. п., имеют соответствующие защитные покрытия в виде ленточной или проволочной стальной брони.
Все типы кабелей изготовляют кусками длиной от 100 до 850 м (строительная длина кабеля). Для удобства транспортировки кабели наматывают на деревянные барабаны.
По сигнальным кабелям управляют устройствами железнодорожной автоматики. В настоящее время еще находятся в эксплуатации сигнальные кабели со свинцовой оболочкой следующих марок: СОГ, СОА, СОБ, СОП, СОК, СОБГ и СОПГ. Первые две буквы (СО) в маркировке означают, что кабели сигнальные, освинцованные; последующие буквы определяют конструкцию защитных покровов кабеля. Область применения сигнальных кабелей следующая:
Марка Область применения кабеля
СОГ Внутри помещений и в канализации
СОА В помещениях с наличем газов и кислот, разрушающе действующих на свинцовую оболочку СОБ Непосредственно в земле
СОБГ В шахтах, тоннелях и пожароопасных помещениях
СОП Вертикальная прокладка в шахтах и земле при уклоне больше 45°, в почвах, подверженных смещению, а также в несудоходных водных бассейнах СОПГ Вертикальная прокладка в шахтах и пожароопасных помещениях
СОК В судоходных реках и озерах
Сопротивление одной жилы постоянному току при 20°С не более 23,5 Ом/км. Сопротивление изоляции каждой жилы по отношению ко всем остальным жилам, соединенным со свинцовой оболочкой, должно быть не менее 250 МОмкм, а емкость не более 0,2 мкФ/км.
Сигнальные кабели используют в сетях напряжением не более 250 В. Электрическую прочность изоляции жил этих кабелей испытывают в течение 5 мин переменным током частотой 50 Гц при напряжении 1000 В.
Кабели в пластмассовой оболочке имеют медные жилы диаметром 1 мм с изоляцией из полиэтилена толщиной 0,4 мм. Скрутка жил обмотана лентами из полиэтиленовой пленки, поливинилхлоридного пластика или кабельной бумаги и заключена в поливинилхлоридный или полиэтиленовый шланг (оболочку) с толщиной стенки от 2 до 3 мм. Поверх пластмассовой оболочки бронированные кабели имеют обычные наружные покровы.
Сигнальные блокировочные кабели выпускают с числом жил 3, 4, 5, 7, 9, 12, 16, 19, 21, 24, 27, 30, 33, 37, 42, 48 и 61; кабели марки СБВГ могут быть двухжильными. Строительная длина кабелей не менее 250 м. Скрутка жил парная или повивная, в повивах имеются счетные пары или жилы.
Сопротивление одной жилы кабеля постоянному току при температуре + 20°С должно быть не менее 23,5 Ом/км, а сопротивление изоляции одной жилы по отношению к остальным жилам, соединенным с землей, не менее 300 МОм • км. Электрическая емкость жилы по отношению ко всем остальным жилам не должна превышать 0,25 мкФ/км. Рабочее напряжение кабеля 250 В.
Силовые кабели (рис. 16, а) применяют для обеспечения электрической энергией устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Они служат в качестве вставок в высоковольтно-сигнальные линии автоблокировки.
Силовые кабели имеют медные или алюминиевые жилы 1 с резиновой и пластмассовой изоляцией или изоляцией из кабельной бумаги, поясную изоляцию 2, свинцовую, алюминиевую или пластмассовую оболочку 3 с различными защитными покрытиями, состоящими из кабельной пряжи 4 и бронелент 5, поверх которых наматывают кабельную пряжу 6.
Жилы силовых кабелей имеют в сечении круглую форму; у трехжильных кабелей с сечением 25 мм2 и более жилы могут иметь вид сектора (рис. 16,6). Сопротивление 1 км жилы постоянному току при температуре 20°С, пересчитанное на 1 мм2 сечения жилы, для медных жил не должно превышать 18,4 Ом, для алюминиевых-31 Ом.
Силовые высоковольтные кабели бывают с медными жилами в алюминиевой оболочке (АГ, АБ, АБГ) и с алюминиевыми жилами в алюминиевой оболочке (ААГ, ААБ, ААБГ, ААБГв, ААП, ААПГ, ААШв). Силовые кабели с проволочной броней прокладывают под водой и в таких условиях, гле кабель подвергается значительным растягивающим усилиям (ААП, ААПГ).
Контрольные кабели применяют в устройствах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Они предназначены для сетей с номинальным напряжением до 660 В переменного тока или до 1000 В постоянного тока. Эти кабели имеют медные жилы сечением 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4; 6; 10 мм2 и алюминиевые сечением от 2,5 до 10 мм2, емкость кабелей от 4 до 37 жил.
Контрольные кабели изготовляют с резиновой, поливинилхлоридной, полиэтиленовой изоляцией жил в поливинилхлоридной, резиновой, свинцовой и алюминиевой оболочках.
Admin добавил 02.06.2011 в 13:25
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Кабельные линии СЦБ. Оборудование, материалы и арматура кабельных линий
Виды кабельных линий
Кабельные линии обладают большой, по сравнению с воздушными линиями эксплуатационной способностью, так как они меньше подвержены влиянию среды, обладают большей помехозащищенностью. Они экономичнее воздушных по затратам. Они незаменимы в условиях городской застройки и в пределах полотна ж/д.
На ж/д транспорте широко распространены и используются:
Совмещенные магистральные линии предназначены для организации всех видов магистральной, дорожной и отделенческой связи, а также цепей автоматики и телемеханики, т.е. в отличие от магистральных линий Министерства связи, по линиям ж/д организуется оперативно-технологическая связь. Отсюда наличие в линиях НЧ цепей, ВЧ цепей многочисленных отводов и т.д.
Примерная схема организации связи и цепей АТ на перегоне показана на рис. 1.
П – жилые или служебные здания, службы пути,
ПБ – будка дежурного,
ПЗ – пассажирское здание,
ПСКЦ – пост секционирования контактной цепи.
Сети местной связи (станционной) предусмотрены для организации абонентской, стрелочной и др. видов связи в пределах станции.
Кабельные линии АТ прокладывают на перегонах для размещения линейных цепей автоблокировки, а также в виде исключения для организации межстанционной и перегонной связи.
Кабельные сети АТ на станциях предназначены для обеспечения функционирования устройств системы электрической централизации (ЭЦ).
Кабельные линии и сети представляют из себя комплекс конструкций и устройств. К ним относятся:
Кабели выбирают исходя из назначения линии, условий прокладки. Кабельная арматура – это кабельные муфты (оконечные, соединительные, разветвленные, газонепроницаемые и др.).
К кабельным сооружениям относятся устройства для размещения кабелей и монтируемой на них кабельной арматуры, а также кабельная канализация, коллекторы, тоннели, короба, эстакады и шахты для прокладки. Подземные и надземные сооружения (НУП и НРП): устройства защиты от коррозии и электромагнитных влияний.
Сюда же входит оборудование для содержания кабельной линии под избыточным (постоянным) воздушным давлением, которое предназначено для организации контроля за исправным состоянием кабельных линий и сетей связи и повышения их надежности.
Кабельные магистрали связи
Эти магистрали связи на ж/д транспорте служат для организации всех видов магистральной, дорожной и отделенческой связи и некоторых цепей АТ. Они входят в единую ЕАСС.
На ж/д транспорте сооружают одно- двух- и трехкабельные магистрали связи, в которых направления связи либо объединены, либо разделены по разным кабелям. Выбор системы определяется разными факторами:
а) емкостью, (количество каналов);
б) требованием по электромагнитной совместимости;
в) применяемой аппаратурой.
При проектировании многокабельной связи на ж/д. транспорте можно предусматривать однотипные и разнотипные кабели: симметричные ВЧ (МКБА, МКСБ) и НЧ (ТЗПА), коаксиальные (МКТ-4), комбинированные (МККПА).
Есть общее правило: если направления грузонапряженные, то система организации связи не менее, чем двухкабельные. Если второстепенное направление, то используют однокабельные системы.
Например, двухкабельная система организации связи с использованием кабелей типа МКСБ 7х4х1,2 с применением аппаратуры уплотнения К-60п позволяет организовать не менее 16 каналов НЧ и не менее 360 каналов ТЧ (телефонных каналов).
Следует отметить, что совместное использование цифровых систем (ИКМ) и сигнальных систем в одних кабелях требует решения вопросов ЭМС.
Перспективной двухкабельной магистралью является вариант с применением волоконно-оптического кабеля и симметричного кабеля.
Трехкабельные линии применяются, но они дорогостоящие.
Ответвления от кабелей магистрали выполняют при помощи тройниковых муфт с установкой на ответвлениях газонепроницаемых муфт.
ОУП – обслуживаемые усилительные пункты размещают на крупных и узловых станциях, где есть стабильное питание.
НУПы (комбинированные усилительные пункты) размещают в постах ЭЦ, иногда строят специальные помещения, состоящие из надземной и подземной частей. Надземная часть – это металлическая будка, размером 1800х1800х2400 см. Подземная часть представляет из себя одностенные цистерны или контейнеры.
Кабельные сети связи на станциях
Кабельные сети связи ж/д станций и узлов предназначены для организации местной, станционной распределительной телефонной, двухсторонней парковой связи, громкоговорящего оповещения и др.
Местная телефонная кабельная сеть станций и узлов состоит из кабелей, соединяющих местную телефонную станцию с телефонами абонентов данной станции или узла.
К местной телефонной сети относят обособленные телефонные кабельные сети для стрелочной связи, связи грузового диспетчера и т.п.
Кабельные сети могут быть построены либо по бесшкафной системе (до 300-410 абонентов) с распределительными коробками (рис. 2) или по шкафной системе (рис. 3).
РМ – распределительные муфты, РК – распределительные коробки
Кабели от ТС до РШ называют магистральными.
Кабели от распределительных коробок до ТА называют абонентскими.
При отсутствии внешнего влияния в качестве кабелей магистральных и абонентских рекомендуется использовать ТПП (телефонный с полиэтиленовой изоляцией жил в полиэтиленовой оболочке), прокладываемому по телефонной канализации, в шахтах, по стенам зданий или подвешивая на опорах.
Для непосредственной прокладки в земле и при пересечении неглубоких болот, несудоходных рек применяют кабели ТППБ (бронированный стальными лентам с наружным покровом из кабельной пряжи).
Кабели местной и станционной распределительной телефонной сети, а также кабели громкоговорящего оповещения можно прокладывать в общих траншеях вместе с кабелями автоматики и телемеханики в междупутье вдоль ж/д. От оконечных устройств распределительной сети до розеток абонентских ТА прокладывают однопарные телефонные распределительные кабели (провода) марок ТРП, ТРВ, АТРП и АТРВ.
ТРП – телефонный распределительный с полиэтиленовой изоляцией жил. Диаметр жил 0,4 и 0,5 мм. Кабели типа АТРП и АТРВ – включают алюминиевые жилы, диаметром 0,7 мм.
Кабельные сети напольных устройств автоматики и телемеханики на станциях
Кабельные сети станционных напольных устройств А и Т предназначены для передачи управляющих и контрольных сигналов в системах электрической централизации стрелок и сигналов горочной автоматической и диспетчерской централизации, переездной сигнализации и подводки электропитания к элементам этих систем – стрелочным электроприводам, светофорам, рельсовым цепям.
Кабельная сеть горловины малой станции состоит из 4-х самостоятельных сетей (рис. 4):
На участках от ЭЦ до разветлительных муфт прокладывается общий кабель, только после муфт производится прокладка индивидуальными кабелями.
Нельзя объединять цепи питающих и релейных концов рельсовых цепей, так как при повреждении кабеля с сообщением жил возможно ложное срабатывание сигнала о свободности пути.
В станционных сетях используют сигнально-блокировочные кабели с пластмассовой или металлической оболочкой.
Для уменьшения взаимных влияний между цепями следует применять сигнально-блокировочные кабели с парной скруткой.
Кабельные линии централизованной автоблокировки на перегонах
При централизованной системе автоблокировки (ЦАБ) на перегонах отсутствуют светофоры, движение поездов регулируется показаниями локомотивных светофоров АЛС.
Рельсовые цепи в этой системе не разделены изолирующими стыками, а вся аппаратура размещена на ограничивающих перегоны станциях. Около пути на границах блок-участков в путевых трансформаторных ящиках размещают только путевые трансформаторы и устройства защиты рельсовых цепей.
На перегонах прокладывают два сигнально-блокировочных кабеля, связывающих путевые трансформаторы с аппаратурой, расположенный на станциях, поскольку не рекомендуется размещать в одном кабеле цепи релейных и питающих концов рельсовых цепей.
Наибольшая длина кабеля при электротяге – 10 км, при автономной – 15 км. Если протяженность перегона не превышает этих значений, то аппаратуру можно сосредоточить на одной станции.
В кабелях централизованной автоблокировки целесообразно размещать цепи перегонной (ПГС) и межстанционной (МЖС) связи с установкой на перегонах у границ блок-участков телефонных аппаратов на колонках в закрывающихся ящиках.
Схема кабельной сети перегона с размещением аппаратуры на одной станции показана на рис. 5.
В первом кабеле запитаны цепи релейных концов рельсовых цепей, пары увязки соседних станций 1У, 2У и пары СН смены направления движения (если участок однопутный). Второй кабель содержит пары питающих концов рельсовых цепей.
Рельсовые цепи системы ЦАБ питаются токами тональной частоты 425 и 475 Гц; для АЛС используются частоты 75-325 Гц и выше. Поэтому взаимные влияния между различными цепями в кабелях системы ЦАБ приобретают более важное значение по сравнению с распространенными рельсовыми цепями с частотами 25, 50 и 75 Гц. Для линий системы ЦАБ следует применять сигнальные кабели только с парной скруткой. На участках с эл. тягой применяют кабели с алюминиевой оболочкой, а при автономной тяге с пластмассовой.