Как бы сказал что такое сказка 3 класс
Что такое сказка простыми словами и какими бывают сказки в литературе
Привет из самого далекого прошлого.
Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Позднее появились литературные сказки – когда писатели, как наш Пушкин, стали сами их писать.
Три типа народных сказок
Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:
Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:
О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.
Композиция сказки
Сказки обычно начинаются с «зачина»: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:
После развязки еще может быть концовка. Например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Для композиции русских и славянских сказок характерны трехкратные повторы. Например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.
В чем смысл сказок
Я один раз был на конференции по фольклору, там выступала студентка, и ей задали вопрос: «Вот есть сказка про курочку рябу. Как она снесла золотое яичко, дед его не разбил, бабка не разбила, а мышка бежала и разбила. В чем смысл?»
Она не ответила. И никто из студентов не ответил. Мне был 21 год, но я поймал себя на том, что никогда раньше не думал: «А правда, в чем смысл?»
Есть точка зрения, что в сказках через сложные символы передается определенная мораль. Например, золотое яичко – это счастье. Дед и бабка живут и все время ругаются по мелочам – пробуют счастье на прочность. Но оно все-таки не разбивается. А потом вдруг проникает в их жизнь сплетня, как серая мышь, в доме поселяется недоверие – и счастье разбивается.
Курочка сносит второе яичко, но уже не золотое, а простое. Дед и бабка продолжают жить вместе, но прежнего счастья у них уже нет, обычная невзрачная жизнь.
А как вы думаете, в чем смысл сказки «Гуси-лебеди»? Почему мальчика похищают именно гуси (и вообще, откуда гуси-лебеди, как это понимать), а не волки, не змей-горыныч? Почему у бабы Яги ребенок не орет от страха, а сидит, как зачарованный и играет золотыми яблоками?
Что такое сказка: особенности жанра
Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.
Сказка как литературный жанр
Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.
Что такое сказка?
Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.
Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.
«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов
Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:
Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.
«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов
Как появился жанр сказка?
Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.
В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.
Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.
Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.
Сказка как литературный жанр: Unsplash
Какие есть виды сказок в литературе?
Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.
Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:
В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.
Что такое волшебная сказка?
Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.
Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.
В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:
«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов
У такой сказки есть и стилистические особенности:
В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.
Что такое сказка о животных?
В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.
В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.
В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:
Есть и казахские сказки:
Сказка о животных: Unsplash
Что такое бытовая сказка?
Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.
В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.
Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.
В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:
На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.
Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – Литературные сказки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – Литературные сказки
Цель урока: знакомство с разделом Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
обучающие (дидактические): начать ознакомление с разделом «Литературные сказки»;
развивающие: создать условия для развития памяти, внимания, развивать умения выделять главное в тексте;
воспитательные: создать условия для формирования любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
1. Рассмотри обложку книги. Можешь ли ты сказать, какие произведения в неё включены?
Сказки, но нельзя сказать, какие именно.
Чем она отличается от других книг?
Потом прочитай аннотацию. Можешь ли ты теперь ответить на эти вопросы?
Да. Это сборник русских народных сказок о животных. Сборник содержит сказки «Теремок», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петух и собака».
2. Выбирая книгу, читаешь ли ты аннотацию?
Да. Аннотация дает дополнительную информацию о книге, особенно если выбираешь ее в интернет-магазинах, где нет возможности полистать книгу.
1. Рассмотри обложки книг. Какие из них тебе знакомы?
2. В какие книги могут быть включены литературные сказки?
В книги Гаршин Сказки, Бажов Уральские сказы, Одоевский Пёстрые сказки.
3. На какие группы можно разделить книги?
Литературная сказка и народная сказка.
В каких произведениях мы встречались с вороной? (Мы читали про нее рассказы, басни, стихи.)
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте на с. 68 его название. («Литературная сказка».)
— Что значит — сказка литературная! (Авторская. Написанная писателем.)
— На какие две группы делятся сказки? (На народные и литературные, или авторские.)
— Как их различить? (Примерный ответ. Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки передавали из уст в уста. Записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)
— Рассмотрите выставку книг. Что вам представляется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые.
IV. Работа по теме урока
— Вы узнали название нового раздела, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы в нем познакомимся?
— Прочитайте в учебнике на с. 68 диалог Ани и Вани.
— Какой вопрос поставили дети?
— Что вы ответите Ване?
— Прочитайте высказывание профессора Самоварова.
— Что вы из него узнали?
— Прочитайте на с. 69 слова Вани.
— Какой вопрос его интересует? (Как писатели пересказывают сказки? Своими словами?)
— Прочитайте ответ профессора Самоварова.
— Что вы из него узнали?
— Сделайте вывод. Что мы будем изучать в этом разделе? На какие вопросы ответим? Какие понятия будем изучать в нем?
(Учащиеся делают вывод. Определяют тему и задачи.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Ребята, как по-вашему, что такое сказка?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 69. Что авторы хотят нам показать этой иллюстрацией?
— Приведите примеры сказок о животных, бытовых, волшебных.
— Какие признаки сказки вы знаете?
— Вспомните, какие сказочные слова и выражения вы знаете.
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Принести книгу со своей любимой сказкой. Читать сказки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
3 класс Как бы ты сказал,что такое сказка?
Бальдер («Хаду — слепец, он жалок. Мрак глубокий. »)
Бродяги («На позабытом тракте к Оренбургу. »)
«Был с богом Моисей на дикой горной круче. » (Тора)
«В дачном кресле, ночью, на балконе. »
В лесу («Тропинкой темною лесною. »)
«В норе, домами сдавленной. »
В одной знакомой улице
«В пустом, сквозном чертоге сада. »
«В чаще шорох потаенный. » (Восход луны)
«Вдали еще гремит, но тучи уж свалились. »
«Ветви кедра — вышивки зеленым. » (Из окна)
Вечер («О счастье мы всегда лишь вспоминаем. »)
«Вид на залив из садика таверны. »
«Вокруг пещеры гул. Над нами мрак. Во мраке. » (Прометей в пещере)
Восход луны («В чаще шорох потаенный. »)
«Враждебных полон тайн на взгорье спящий лес. »
«Высоко поднялся и белеет. » (Рассвет)
«Горит хрусталь, горит рубин в вине. » (Полдень)
Господин из Сан-Франциско
Дело корнета Елагина
«Еще утро не скоро, не скоро. »
Забытый фонтан («Рассыпался чертог из янтаря. »)
«Засинели, темнеют равнины. » (По вечерней заре)
«Затрепетали звезды в небе. »
Зимний день в Оберланде («Лазурным пламенем сияют небеса. »)
Змея («Покуда март гудит в лесу по голым. »)
«И ветер, и дождик, и мгла. » (Одиночество)
Из окна («Ветви кедра — вышивки зеленым. »)
«Ищу я в этом мире сочетанья. » (Ночь)
«Как в гору, шли мы в зыбь, в слепящий блеск заката. » (Мертвая зыбь)
Канун («Хозяин умер, дом забит. »)
Кедр («Темный кедр растет среди долины. »)
Крещенская ночь («Темный ельник снегами, как мехом. »)
«Лазурным пламенем сияют небеса. » (Зимний день в Оберланде)
«Лес, точно терем расписной. » (Листопад)
Луна («Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая. »)
«Луна над шумною Курою. »
Мертвая зыбь («Как в гору, шли мы в зыбь, в слепящий блеск заката. »)
«Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей. » (Собака)
Молодость и старость
«Молчат гробницы, мумии и кости. » (Слово)
«На диких скалах, средь развалин. » (Печаль)
«На земле ты была точно дивная райская птица. » (Эпитафия)
На монастырском кладбище («Ударил колокол — и дрогнул сон гробниц. »)
«На позабытом тракте к Оренбургу. » (Бродяги)
«Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая. » (Луна)
«Не прохладой, не покоем. » (Последняя гроза)
Невольник («Песок, сребристый и горячий. »)
«Нет солнца, но светлы пруды. »
Новый завет («С Иосифом господь беседовал в ночи. »)
Ночь («Ищу я в этом мире сочетанья. »)
«Ночь печальна, как мечты мои. »
«О счастье мы всегда лишь вспоминаем. » (Вечер)
Одиночество («И ветер, и дождик, и мгла. »)
Первая любовь («Я уснул в грозу, среди ненастья. »)
Перстень («Рубины мрачные цвели, чернели в нем. »)
«Песок, сребристый и горячий. » (Невольник)
Печаль («На диких скалах, средь развалин. »)
По вечерней заре («Засинели, темнеют равнины. »)
«Покуда март гудит в лесу по голым. » (Змея)
Полдень («Горит хрусталь, горит рубин в вине. »)
Последний шмель («Черный бархатный шмель, золотое оплечье. »)
Последняя гроза («Не прохладой, не покоем. »)
Прометей в пещере («Вокруг пещеры гул. Над нами мрак. Во мраке. »)
Рассвет («Высоко поднялся и белеет. »)
«Рассыпался чертог из янтаря. » (Забытый фонтан)
«Роняя снег, проходят тучи. »
«Рубины мрачные цвели, чернели в нем. » (Перстень)
«С Иосифом господь беседовал в ночи. » (Новый завет)
Слово («Молчат гробницы, мумии и кости. »)
Собака («Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей. »)
Презентация по чтению на тему: «Что такое сказка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Светлого Шишкина Н.В. Что такое сказка?
Что такое сказка? Ска́зка — жанр литературного творчества: Русские народные литературные
Сказка русская народная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. Русские народные сказки о животных.
В сказке всегда присутствует вымысел; Вымышленные герои; Несколько главных героев («Теремок»). Отличие сказки от других произведений:
Особенности языка сказки
Быстрое движение коня: «Конь бежит — земля дрожит» Коня своего герой всегда вызывает только так: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Чтобы показать ход времени, сказочник говорит: «Долго ли коротко ли …; «Прошел год, другой», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. » Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать. ».
красная девица красное солнышко добрый молодец конь добрый, молодецкий чудище поганое лук тугой травы шелковые палаты белокаменные земля сырая, поле чистое
Многие сказки люди придумали очень давно. Поэтому там встречаются слова, которые сейчас уже не употребляются в речи. Например: молвил очи уста светлица студенец светёлка чупрун зазрилась
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ. Эти сказки отражают не чудеса и перевоплощения, а реальную действительность, повседневный народный быт.
По своему строению они близки к анекдоту и обычно пронизаны острой социальной направленностью. Обычно сказочник представляет крестьянина, работника или солдата в хорошо известной ему обстановке. Герой бытовой сказки всегда выходит победителем в непримиримой борьбе со своими врагами.
Особенности бытовых сказок: Краткость бытовых сказок; В центре сюжета обычно один эпизод; Действие развивается быстро; В основе лежат события из каждодневной жизни; Реальные герои (муж, жена, солдат, купец, барин, поп и т.д.); Бытовые сказки носят юмористический характер.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-210193
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.