Как доказать что диалог это текст

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §8. Диалог как текст. Упражнение №53

Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст.
Учительница после приветствия взяла слово первой:
— Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний — все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы?
В беседу вступила Мария Викторовна:
— Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь.
— А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, — уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич.
Наталия Петровна добавила:
— Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая−то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой.
— Мне кажется, — подвела итог учительница, — что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что−то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей.

Решение

Тема диалога − Занятия необходимы.
Основная мысль − как убеждать детей, что знания необходимы.
Диалог является текстом, так как все реплики и слова автора связаны между собой логически, объединены одной темой, имеют общую основную мысль. Так же мы видим, что в начале текста разговор начала учительница, а в конце текста, она же подвела итоги.

Источник

§ 8. Диалог как текст

Как доказать что диалог это текст. Смотреть фото Как доказать что диалог это текст. Смотреть картинку Как доказать что диалог это текст. Картинка про Как доказать что диалог это текст. Фото Как доказать что диалог это текст

Прочитайте записанный разговор и определите его тему. Сколько человек участвует в разговоре? • Что такое диалог? Как выделяется на письме каждая реплика диалога?

— Ребята, вы иногда спрашиваете, почему я не поставила отличную отметку за устный ответ. Как вы думаете, как надо отвечать, чтобы получить пятёрку? — обратилась Татьяна Ивановна к классу.

Первым, как всегда, ответил Ваня:

— Я думаю, надо прежде всего слушать учителя и отвечать на его вопрос. Если спрашивают определение, то надо его проговорить дословно, как в учебнике, и привести примеры. Если дают задание объяснить написание слов, то надо сослаться на правило.

— И когда спрашивают правило, надо его не только проговорить, но и сразу привести примеры. Так и тебе самому, и учителю становится ясно, что ты понимаешь, о чём идет речь, — добавила Аня.

— Вы не сказали, ребята, как надо отвечать, чтобы отметка была отличной, — заметила Татьяна Ивановна.

Аня сразу поняла, о чём говорит учительница:

— Я думаю, надо отвечать чётко, уверенно.

— Да, вы правы, всё это важно, чтобы получить пятёрку за устный ответ, — согласилась Татьяна Ивановна.

— А скажите, Татьяна Ивановна, этот наш диалог — текст? — заинтересовался Ваня.

— Все наши реплики относятся к одной теме, связаны друг с другом. И конечно, это текст, — ответила Татьяна Ивановна.

Как доказать что диалог это текст. Смотреть фото Как доказать что диалог это текст. Смотреть картинку Как доказать что диалог это текст. Картинка про Как доказать что диалог это текст. Фото Как доказать что диалог это текст

Как доказать что диалог это текст. Смотреть фото Как доказать что диалог это текст. Смотреть картинку Как доказать что диалог это текст. Картинка про Как доказать что диалог это текст. Фото Как доказать что диалог это текст53. Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст.

Учительница после приветствия взяла слово первой:

— Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний — все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы?

В беседу вступила Мария Викторовна:

— Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь.

— А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, — уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич.

Наталия Петровна добавила:

— Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая-то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой.

— Мне кажется, — подвела итог учительница, — что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что-то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей.

Источник

Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович

Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом

Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.

Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.

Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.

Наличие нескольких предложений (членимость).

а) единство темы, предмета речи;

б) наличие ОМ, ее развитие;

в) законченное высказывание, имеет начало и конец;

г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.

Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.

Доказательство (анализ текста)

Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:

* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)

раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:

цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –

* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).

Окрестности Цветочного города (предмет речи).

1 ч. – ОМ (1 предложение)

2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)

3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.

Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.

1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.

Доказательство (анализ текста)

Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:

* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)

тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес

1 ч. – 1 предложение – начало действия

2 ч. – 2 предложение – развитие действия

3 ч. – 3 предложение – конец действия

3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).

Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.

Итак, по всем признакам отрывок является текстом.

Образец анализа текста (9 класс)

Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.

Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?

Доказательство (анализ текста)

1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).

2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:

● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);

● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);

● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);

● у отрывка есть начало и конец.

I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);

II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);

III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).

● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:

а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);

б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);

г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.

д) Однокоренных слов в тексте нет.

3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)

Грамматические средства связи :

а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);

б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);

в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);

г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;

д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);

е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);

ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;

ж) синтаксические фигуры:

— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;

— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;

— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;

и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.

О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:

I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.

Парал. связь Парал. связь

II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:

Между I ч. и II ч. – параллельная связь.

Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.

Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).

Источник

§ 8. Диалог как текст

Прочитайте записанный разговор и определите его тему. Сколько человек участвует в разговоре? Что такое диалог? Как выделяется на письме каждая реплика диалога?

— Ребята, вы иногда спрашиваете, почему я не поставила отличную отметку за устный ответ. Как вы думаете, как надо отвечать, чтобы получить пятёрку? — обратилась Татьяна Ивановна к классу.

Первым, как всегда, ответил Ваня:

— Я думаю, надо прежде всего слушать учителя и отвечать на его вопрос. Если спрашивают определение, то надо его проговорить дословно, как в учебнике, и привести примеры. Если дают задание объяснить написание слов, то надо сослаться на правило.

— И когда спрашивают правило, надо его не только проговорить, но и сразу привести примеры. Так и тебе самому, и учителю становится ясно, что ты понимаешь, о чём идет речь, — добавила Аня.

— Вы не сказали, ребята, как надо отвечать, чтобы отметка была отличной, — заметила Татьяна Ивановна.

Аня сразу поняла, о чём говорит учительница:

— Я думаю, надо отвечать чётко, уверенно.

— Да, вы правы, всё это важно, чтобы получить пятёрку за устный ответ, — согласилась Татьяна Ивановна.

— А скажите, Татьяна Ивановна, этот наш диалог — текст? — заинтересовался Ваня.

— Все наши реплики относятся к одной теме, связаны друг с другом. И конечно, это текст, — ответила Татьяна Ивановна.

53. Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст.

Учительница после приветствия взяла слово первой: — Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний — все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы?

В беседу вступила Мария Викторовна:

— Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь.

— А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, — уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич.

Наталия Петровна добавила:

— Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая-то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой.

— Мне кажется, — подвела итог учительница, — что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что-то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей.

54. Выберите из текста диалог, спишите, расставьте знаки препинания. Прочитайте его по ролям, выразительно. Как бы вы озаглавили текст?

Как доказать что диалог это текст. Смотреть фото Как доказать что диалог это текст. Смотреть картинку Как доказать что диалог это текст. Картинка про Как доказать что диалог это текст. Фото Как доказать что диалог это текст

Я показал маме светящееся сердце.

Видишь? Сказал я шёпотом.

От чего же оно светится? Мама подумала и тихо сказала: От работы.

А если я буду работать, моё сердце будет светиться?

Будет сказала мама.

Сравните рисунок и текст. Расскажите о кузнеце, который изображён на рисунке, учитывая содержание текста,

55. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Весенний монолог». Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение?

    Всё весеннее:
    намёки и поступки,
    бездумные шаги по мостовой.
    Всё весеннее:
    бульвары и простуды,
    ветер,
    пахнущий вчерашнею травой.
    Верю я, что есть улыбка
    в этом ветре.
    Верю в ласковость и силу
    сквозняка.
    И не верю
    только в синие снега.

    Источник

    Конспект по русскому языку на тему «Диалог как текст. Виды диалогов.» (7 класс )

    Онлайн-конференция

    «Современная профориентация педагогов
    и родителей, перспективы рынка труда
    и особенности личности подростка»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.

    2. Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

    3. Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.

    5. Развивать навыки работы в парах.

    6. Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.

    7. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

    Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

    Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

    Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога

    Личностные: Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности

    ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Минутка приятных воспоминаний.

    — Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

    — Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

    II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ

    1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)

    2. В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме «Прямая речь и косвенная речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:

    — Что такое «прямая речь»?

    — Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?

    3. Сравнение прямой и косвенной речи.

    Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

    4. Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).

    (Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. «читают» схему прямой речи.)

    1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!»

    3. Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»

    5. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».

    7. Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а.

    Дополнительным к этому является такое задание:

    — Придумать предложения именно на морально-этическую тему по примеру последнего предложения.

    III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

    -Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

    -Сколько лиц участвовало в разговоре?

    (Двое: Лунтик и Кузя)

    — Какова была тема этого разговора?

    (Подарок для близкого человека)

    Основные понятия сегодняшнего урока:

    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

    Реплика – слова каждого лица в диалоге.

    — Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

    3. Словарная работа. Запись в словарики

    4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103

    5. Знаки препинания при диалоге.

    — Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

    — каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

    V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

    1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)

    — Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.

    ❖ В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

    ❖ Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

    ❖ Как это отразилось в пунктуации диалога?

    ❖ Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.

    3. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.

    Рассуждение о необходимости использования в диалоге «слов вежливости».

    (См. учебник с. _______, Упр__)

    ( Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

    4. Решение речевых задач в игровой форме.

    Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

    1) Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

    3) Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

    4) Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

    5) Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

    5. Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.

    Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

    — Продолжите фразу: «Сегодня я узнал(а), что…

    — Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

    — Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

    — Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

    — Какие «волшебные» слова необходимо использовать в устном диалоге?

    — В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?

    («Нужно быть вежливыми», «Будьте вежливы» и т.п.)

    VII. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

    VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    2 группа – Упр_________

    3 3 группа – составить диалог на тему «На уроке»

    Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

    Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

    1) Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

    3) Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

    4) Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

    5) Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

    ❖ Определите его главную мысль.

    ❖ Рассмотрите особенности диалога.

    Ёж фонарик не включил

    Из лесной гнилушки

    И на ёлку наскочил

    — Все целы. А как твой нос?

    Еле сдерживая дрожь.

    Ёлка скрипнула в ответ.

    Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке

    Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

    ❖ В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

    ❖ Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

    ❖ Как это отразилось в пунктуации диалога?

    ❖ Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *