Как доказать что перед нами текст рассуждение

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

Заключение

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания.

Это текст повествования с элементами описания.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

«Строение текста типа рассуждения-доказательства».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

урока развития речи

«Строение текста типа рассуждения-доказательства».

Петрова Надежда Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

урок развития речи. Предложенный конспект урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.

Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомиться со структурой текста рассуждения.

— научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;

— научить включать в рассуждение специальные слова;

— формировать навыки в составлении текста-рассуждения.

— содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.

— прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

(настрой на плодотворную работу)

— Здравствуйте. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение? (Дети слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)

Цель: воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

– Мы с вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Что вам известно о повествовании?

(В повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего используются глаголы.)

– Каковы особенности описания?

– Каковы особенности рассуждения?

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-Вы узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.

( Дети отвечают на вопросы, работают с текстами.)

Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение.

— Догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?

— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему? (На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом совместной работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.

Что такое рассуждение?

Я предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова «рассуждение». Выясняем, что слово многозначное:

1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.

— Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

(Ученики приходят к пониманию понятия «рассуждение», обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы, отличительные черты, отвечают на вопросы.

4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
Можем еще раз повторить, какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

А эта структура какого типа текста?

В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Что такое доказательства?

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, я рекомендую использовать слова-подсказки. Давайте их зачитаем.

для тезиса : мне кажется, я считаю, на мой взгляд;

для введения доказательств : кроме того, во-первых, одна из причин, к примеру;

для выводов : вот почему, таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.

Следует запомнить, что эти слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.

Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.

Вы так много рассуждали

Вы, наверное, устали?

Я прошу всех дружно встать

И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)

Мой сосед такой бо-о-о-льшой!

Поднимает вес любой!

Во-вторых, он любит драться,

Рожи корчить, улыбаться.

И за парту в миг усесться

(Дети изучают заметку, обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

№ 573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.

Источник

Как доказать, что текст является текстом-рассуждением?

Как доказать что перед нами текст рассуждение. Смотреть фото Как доказать что перед нами текст рассуждение. Смотреть картинку Как доказать что перед нами текст рассуждение. Картинка про Как доказать что перед нами текст рассуждение. Фото Как доказать что перед нами текст рассуждение

Если, прочитав текст, вы можете получить ответ на вопрос «Почему?», тогда перед вами текст-рассуждение. В тексте такого типа определённая, довольно строгая структура: 1)тезис (мнение автора текста по какому-то вопросу), 2)аргументы, доказывающие то, что мнение автора соответствует действительности, 3)примеры, иллюстрирующие, что высказывание автора подтверждается в жизни, 4)вывод.

Все эти части текста взаимосвязаны, а сами рассуждения изложены последовательно, аргументированы и логичны.

В тексте-рассуждении обязательно наличие вводных слов. Вот примеры: по-моему, например, итак, во-первых, кажется, очевидно, допустим и т.д.

Как доказать что перед нами текст рассуждение. Смотреть фото Как доказать что перед нами текст рассуждение. Смотреть картинку Как доказать что перед нами текст рассуждение. Картинка про Как доказать что перед нами текст рассуждение. Фото Как доказать что перед нами текст рассуждение

Чтобы доказать, что текст является рассуждением, нужно отличить его от описания и повествования.

Есть 3 основных типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Для описания и повествования не характерен анализ приведенных характеристик и событий.

Не всегда можно четко определить тип речи в тексте, так как он может быть смешанным. Например, может быть повествовательный текст с элементами описания и рассуждения. Но небольшому фрагменту, как правило, можно дать чёткую характеристику. Кстати, само такое доказательство тоже будет рассуждением.

Более подробную информацию легко найти в интернете по запросу «типы речи».

Как доказать что перед нами текст рассуждение. Смотреть фото Как доказать что перед нами текст рассуждение. Смотреть картинку Как доказать что перед нами текст рассуждение. Картинка про Как доказать что перед нами текст рассуждение. Фото Как доказать что перед нами текст рассуждение

Доказать, что текст является рассуждением, можно, если определить по его содержанию, что в нем имеется объяснение каких-либо фактов, событий с использованием причинно-следственных связей.

Немаловажным признаком рассуждения является композиция (строение) текста:

1) вначале формулируется тезис;

2) затем приводятся аргументы в его доказательство или опровержение;

3) приводятся наглядные примеры;

4) делается вывод.

Источник

Рассуждение

Понятие рассуждения, как типа речи

Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.

Композиция текста-рассуждения

Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.

В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему?тезис.

Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.

В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?

Языковые средства, характерные для рассуждения

Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;

Пример текста-рассуждения

Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Источник

Строение текста типа рассуждение-доказательство

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока : Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Тип урока : объяснение нового материала.

Дать понятие о тексте-рассуждении.
Научить видеть в данном типе текста его структурные части.
Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно, итак, таким образом…).

Научить конструировать и редактировать текст-рассуждение.

Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь, навыки чтения.

Прививать вкус к языку, к художественному слову.

2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.

– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?

(Повествование, описание, рассуждение.)

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

“ Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: «Надо его накормить!»

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

Что вам известно о тексте повествовании?

(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

Каковы особенности описания?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

Для передачи описания используются прилагательные.)

Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).

Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, метафора, олицетворение.

3.Открытие нового знания.

— Анализ текста, нахождение структурных элементов текста- рассуждения.

Здоровье – имя существительное.

Слово здоровье – имя существительное.

Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово здоровье относится к одному из трех родов, а именно – к среднему: крепкое здоровье.

В-третьих, слово здоровье склоняется, т. Е. изменяется по падежам: здоровье, здоровья. Здоровью…

Итак, мы доказали, что слово здоровье – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

К какому типу речи мы отнесем данный текст? Чем данный текст отличается от предыдущих текстов? В чем его особенности?

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

— Итак, о каком типе текста пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Рассуждение.)

— Попробуем самостоятельно сформулировать тему и цели сегодняшнего урока.

— Запишите тему урока. Определите ключевые слова темы.

— На какие вопросы мы получили ответы, читая материал учебника?)

4. Развитие учебно-языковых умений.

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.

Что такое рассуждение? (Вопросы и ответы формулируем на основе текста-рассуждения о существительном.)

Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:

1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2. Высказывание, обсуждение.

Научимся правильно писать данное слово.

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.

В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что здоровье – имя существительное, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

Какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину.)

Попутно вспоминаем, каково назначение повествования, описания.

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

В. 1. Тезис.
2.Обоснование (аргументы, примеры).
3. Вывод. (Запись на доске.)

Работа с толковым словарем.

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

Что такое аргументы?

Работа с толковым словарем.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

— Докажите, что данную структуру имеет текст-рассуждение «Здоровье – имя существительное».

Работа с учебником: упражнением 573.

Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?

(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТАВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)

Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.

Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.

Когда формулируем тезис, можно использовать выражения : я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы : таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Некоторые из этих слов называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

– По заданному тезису составить текст- рассуждение, сохраняя все структурные

элементы рассуждения и используя слова-помощники. (По рядам.)

– Книга –наш друг и помощник.

– Друзья всегда помогают друг другу.

– Нельзя мусорить на Земле!

Полученные тексты заслушиваются, корректируются.

Мы познакомились с новым для нас типом текста – рассуждением.

Какова основная задача текста рассуждения?

Назовите структурные элементы рассуждения?

Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

Что показалось на уроке трудным? Какие задания выполнять было легко?

Написать сочинение-рассуждение по любой теме:

Хорошо быть путешественником, грамотным, строителем…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *