Как можно доказать что эластичность кости придают органические
Как можно доказать что эластичность кости придают органические
Это разновидности соединительной ткани. Большую часть их объема составляет межклеточное вещество, которое состоит из волокон белка коллагена и основного вещества различной консистенции (твердое, упругое, жидкое и т.п.). Межклеточное вещество выполняет функцию ткани, а клетки обеспечивают создание, обновление и восстановление межклеточного вещества.
В костной ткани клетки (остеоциты) составляют 20% объема, они имеют звездчатую форму. Межклеточное вещество составляет 80% объема. Волокна придают костям упругость (эластичность), без них кость становится хрупкой (после прокаливания или в старости). Соли (фосфаты кальция) придают костям твердость, без них кость становится гибкой (после вымачивания в соляной кислоте или при недостатке витамина D).
Хрящевая ткань не содержит кровеносных сосудов, питание клеток осуществляется путем диффузии. Основное вещество имеет гелеобразную консистенцию.
Плотная оформленная соединительная ткань состоит в основном из волокон коллагена, образует связки – тяжи или пластины, соединяющие кости скелета.
Тесты
826-01. Как можно доказать, что эластичность кости придают органические вещества?
А) прокалить кость в пламени
Б) попробовать согнуть кость
В) опустить кость в раствор поваренной соли
Г) опустить кость в раствор соляной кислоты
826-02. Какое свойство придают органические вещества костям?
А) эластичность
Б) пористость
В) хрупкость
Г) твердость
826-03. Твёрдость кости придают
А) белки и жиры
Б) нуклеиновые кислоты
В) глюкоза и гликоген
Г) минеральные соли
826-04. Какое свойство костям придают неорганические вещества?
А) эластичность
Б) пористость
В) хрупкость
Г) твердость
#БиологияОГЭ/Задание 8//Разбор/Опора и движение
1.Какой цифрой на рисунке обозначены мышцы туловища?
Ответ: 4
2.Какие суставы человека изображены на рентгеновском снимке?
Ответ: 1
3.Как называется кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А?
3) большая берцовая
Ответ: 4
4.После длительного прокаливания кость сохраняет свою форму, но становится хрупкой. Это указывает на то, что
1) вода придаёт костям твёрдость
2) органические вещества придают костям эластичность
3) минеральные соли обеспечивают рост костей
4) кости состоят из неорганических веществ
Ответ: 2
5.Как можно доказать, что неорганические вещества придают твёрдость кости?
1) определить в ней содержание воды
2) изучить её строение под микроскопом
3) попробовать согнуть кость
4) опустить её в раствор соляной кислоты
Ответ: 4
Доказать, что неорганические вещества придают твёрдость кости можно опустив кость в раствор соляной кислоты. Через несколько часов произойдет процесс декальцинации кости, неорганические соединения, придающие кости твердость, растворятся.
6.Самое быстро бегающее животное на Земле – гепард тратит огромное количество энергии на обеспечение работы мышц. При беге гепарда энергия связей органических соединений, запасённых в мышечной ткани, в конечном счёте превращается в
1) механическую энергию
2) электромагнитную энергию
3) химическую энергию
4) ядерную энергию
Ответ: 1
Энергия во время бега пополняется преимущественно благодаря окислению углеводов, которые используются для 60% энергетических затрат. Энергия органических связей переходит в механическую
7.Какие кости относят к мозговому отделу черепа?
1) теменные
2) носовые
3) скуловые
4) челюстные
Ответ: 1
К мозговому отделу черепа относятся теменные кости.
Носовые, скуловые и челюстные относятся к лицевому отделу.
8.Какая кость из перечисленных образует пояс верхних конечностей человека?
Ответ: 4
9.К скелету свободной верхней конечности относят
Ответ: 2
10.В состав какого отдела скелета входит изображённое костное образование?
1) основания черепа
2) позвоночного столба
4) пояса свободных нижних конечностей
Ответ: 2
11.Какой цифрой на рисунке обозначен крестец?
Ответ : 3
Под цифрами 1 — малая берцовая кость; 2 — предплюсна (кости стопы); 4 — тазовая кость; 3 — крестец.
12.Соединение частей скелета обеспечивают
3) мышечные волокна
Ответ: 2
Связка — плотное образование из соединительной ткани, скрепляющее части скелета или внутренние органы. По функции различают связки, укрепляющие сочленения костей, тормозящие или направляющие движения в суставах. Выделяют также связки, обеспечивающие поддержание стабильного положения внутренних органов.
13.Какие кости у человека соединяются полуподвижно?
1) позвонки позвоночника
2) бедренная и берцовая
3) затылочная и теменная
4) плечевая и лопатка
Ответ:1
Полуподвижное соединение — позвонки позвоночника. Под цифрами 2 — бедренная и берцовая; 4 — плечевая и лопатка — подвижное соединение (сустав); 3 — затылочная и теменная — неподвижное соединение — шов.
14.Какая(-ие) из перечисленных костей относится(-ятся) к верхней конечности?
Ответ:1
К верхней конечности относятся кости запястья;
кости плюсны, берцовая кость, бедренная кость — это кости нижней конечности.
15.Какая(-ие) из перечисленных костей относится(-ятся) к нижней конечности?
Ответ: 2
16.Какая из перечисленных костей относится к мозговой части черепа человека?
Ответ : 3
17.Какая из перечисленных костей относится к лицевой части черепа человека?
Ответ : 3
18.Какой буквой на рисунке обозначена лучевая кость?
Ответ: 4
19.Какой цифрой на рентгенограмме отмечен коленный сустав?
Ответ:1
Под цифрами 1 — коленный сустав, 2 — голеностопный сустав, 3 — лучезапястный сустав, 4 — локтевой сустав.
20.Какой цифрой на рентгенограмме отмечен локтевой сустав?
21.Какая из перечисленных костей не относится к верхней конечности человека?
Ответ: 4
22.Какой цифрой на рентгенограмме отмечен голеностопный сустав?
Ответ: 2
23.На рисунках представлены рентгенограммы суставов человека. Какой цифрой отмечена рентгенограмма лучезапястного сустава?
Ответ : 3
24.Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?
Ответ : 3
25.Самой массивной костью скелета человека является
3) большая берцовая кость
Ответ: 4
26.Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них
1) минеральных солей
Ответ:1
27.Какой цифрой обозначена лобная кость черепа человека?
Ответ: 4
Под цифрой 4 обозначена лобная кость; 1 — верхнечелюстная; 2 — скуловая; 3 — клиновидная
28.Какой цифрой обозначена скуловая кость черепа человека?
Ответ: 2
29.Какой отдел позвоночника у человека образован наименьшим числом позвонков?
Ответ: 2
Позвоночник состот из 33−34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, сросшихся в крестец, и 4−5 копчиковых.
30.Какой отдел позвоночника образует соединение с костями таза?
Ответ:1
31.Что не входит в скелет мозгового отдела черепа?
1) нижнечелюстная кость
2) затылочная кость
Ответ:1
32.Что не входит в состав скелета пояса верхней конечности и свободной верхней конечности?
Ответ: 4
Пары лопаток и ключиц относятся к поясу верхних конечностей. Локтевая, плечевая и лучевая кости, кости предплечья и кисти — относятся к скелету свободной части верхней конечности. Бедренная кость входит в состав скелета свободной нижней конечности.
33.Что из перечисленного не входит в состав скелета свободной верхней конечности?
3) большая берцовая кость
Ответ : 3
В состав скелета свободной верхней конечности входят: локтевая кость, плечевая кость и лучевая кость, а
Большая берцовая кость входит в состав скелета свободной нижней конечности.
34.Какую кость не относят к скелету нижней конечности?
3) большая берцовая кость
4) малая берцовая кость
Ответ:1
35.Какую мышцу не относят к системе опоры и движения?
1) икроножная мышца
3) большая грудная мышца
4) двуглавая мышца плеча
Ответ: 2
36.Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?
2) свободных нижних конечностей
3) свободных верхних конечностей
4) мозгового отдела черепа
Ответ: 4
Мозговой отдел состоит из неподвижно соединенных костей: лобной, двух теменных, двух височных, затылочной, клиновидной и решетчатой
37.Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?
1) свободных нижних конечностей
3) свободных верхних конечностей
Ответ: 4
Пояс нижних конечностей у человека представлен тремя парами костей (подвздошными, седалищными и лобковыми), сросшимися между собой и образовавшими таз.
38.Что придаёт костям упругость?
4) соединения фосфора
Ответ: 2
Белок кости — оссеин. Оссеин и неорганическое вещество кости связаны между собой, что придает костям упругость (белок) и прочность (неорганические вещества)
39.Какой сустав изображён на рентгеновских снимках?
Ответ:1
Голеностопный сустав — сочленение костей голени со стопой — подвижное соединение большеберцовой, малоберцовой и таранной костей человека.
40.Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?
Ответ: 4
41.Какой сустав изображён на рентгеновском снимке?
Ответ: 2
42.Какой сустав обозначен на рентгеновском снимке цифрой 1?
Ответ:1
43.Какой цифрой на рисунке обозначен трицепс?
Ответ: 2
Под цифрой 1 обозначен бицепс, под цифрой 2 — трицепс, под цифрой 3 — большая грудная, под цифрой 4 — широчайшая мышца спины.
44.Какой цифрой на рисунке обозначены мышцы, сгибающие и вращающие туловище вокруг продольной оси?
Ответ : 3
45.К механической функции костей скелета человека относят
3) участие в иммунитете
Ответ: 2
— опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;
— функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);
— рессорную функцию — за счет суставных хрящей и других конструкций скелета (свод стопы, изгибы позвоночника), смягчающих толчки и сотрясения;
46.Какой цифрой на рисунке обозначена подвижная кость черепа человека?
Ответ:1
47.На рисунке изображена Эйфелева башня, расположенная в Париже. Строение какого внутреннего органа человека она имитирует?
Ответ: 4
48.Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?
Ответ:1
49.На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если разогнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится.
2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится.
3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится.
4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится.
Ответ : 3
50.К механической функции костей скелета человека относят
1) участие в кроветворении
3) защиту внутренних органов
4) участие в иммунитете
Ответ : 3
51.Какой цифрой на рисунке обозначены мимические мышцы?
Ответ:1
Мимические мышцы в основном группируются около естественных отверстий: глазной щели, ротового отверстия, а также отчасти около носового отверстия. Отличительная черта их состоит в том, что все они начинаются на костях черепа, а прикрепляются преимущественно к коже лица. Благодаря этому достигается определённая подвижность отдельных участков кожи.
52.К механической функции костей скелета человека относят
2) участие в иммунитете
Ответ:1
53.Какая кость в скелете человека является самой крупной?
1) большая берцовая
2) лучевая
3) бедренная
4) локтевая
Ответ : 3
54.Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
1) жёлтый костный мозг
2) красный костный мозг
4) губчатое вещество
Ответ : 3
Надкостница — соединительно-тканная пленка, окружающая кость снаружи. Имеет большое функциональное значение: служит источником костеобразования при росте кости в толщину у детей, принимает участие в образовании костной мозоли при диафизарных переломах, а также в кровоснабжении поверхностных слоев кости.
55.К механической функции скелета человека относят
2) обмен минеральных солей
3) смягчение ударов при ходьбе
4) участие в иммунитете
Ответ : 3
56.На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится.
2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится.
3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится.
4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится
Конспект урока по теме: «Химический состав костей. Строение костей»
Разделы: Биология
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты “Скелет человека”, “Строение кости”, “Строение куриного яйца”; лабораторное оборудование.
Учитель: Прежде, чем приступить к изучению нового учебного материала, давайте вспомним то, о чем мы говорили на предыдущих уроках.
Какую систему органов мы изучаем?
Предполагаемый ответ: Опорно–двигательную.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили об опорной части этой системы, т.е. о скелете. Вспомните, какие функции выполняет скелет.
П.О. На кости скелета опираются мышцы, кости защищают внутренние органы от внешних механических воздействий.
Учитель: Что же позволяет скелету выполнять опорную и защитную функции?
Ответу на этот вопрос мы и посвятим сегодняшний урок.
Как вы думаете, какое свойство позволяет кости быть опорой и защитой?
Слово записывается на доске.
Учитель: Как вы понимаете значение прилагательного “прочный”?
П.О. Твердый, упругий, эластичный.
Учитель: Итак, для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной). А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани?
Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о химическом составе кости и ее строении. Т.е. именно о тех факторах, которые и делают кость прочной.
Запись темы урока на доске.
Учитель: Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.
По ходу рассказа составляется схема “Химический состав костей”. Учащиеся работают в тетради.
Учитель: Какие неорганические вещества могут входить в состав кости?
П.О. Соли кальция, фосфора.
Учитель: Верно. Причем соли эти должны быть нерастворимы. Почему?
П.О. Только в случае нерастворимости солей, входящих в ее состав, кость будет прочной.
Учитель: Какие же именно свойства должны сообщать костной ткани неорганические вещества – твердость или эластичность?
Учитель: Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?
П.О. Белки, жиры, углеводы.
Учитель: Какие же свойства должны сообщать костной ткани органические соединения?
П.О. Эластичность, упругость.
Учитель: Какие именно органические соединения – белки, жиры или углеводы придадут костной ткани эти качества?
Итак, мы выдвинули гипотезу: Кость состоит из неорганических и органических соединений. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность.
Для экономии времени имеет смысл записать на доске гипотезу заранее.
Учитель: Подумайте, как экспериментально можно проверить ваши предположения.
П.О. Нужно попытаться удалить из кости неорганические соединения и пронаблюдать свойства кости. Затем из другой кости нужно удалить органические вещества и тoже обратить внимание на свойства кости, лишенной органических веществ.
Учитель: Каким же образом удалить из кости неорганические вещества? Ведь мы отметили, что эти вещества должны быть нерастворимыми в воде?
П.О. Но они могут быть растворимыми в кислоте.
Учитель: Верно. Группа моих помощников два дня назад заложила опыт. Его суть, а также результаты они вам сейчас представят.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Ученик: Два дня назад мы поместили куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.
Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому мы выбрали соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.
Итак, мы извлекаем кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляем остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.
К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?
П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.
Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.
Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают. Сейчас мои помощники хорошенько прокалят куриную кость на огне, до такой степени, чтобы все органические вещества сгорели.
Ученик: Мы закрепляем кость в зажиме, зажигаем спиртовку и держим кость в самом горячем участке пламени. О том, что горение происходит можно судить по сильному резкому запаху. Обычно, почувствовав такой запах, мы говорим: “Паленым пахнет”.
Наконец, кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели.
Учитель: Исследуйте свойства прокаленной кости.
Ученик: Она твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
Учитель: Мы с вами очень часто говорим о том, что человек, постигая законы и принципы природы, берет их себе на вооружение, использует в технике, медицине и других отраслях хозяйства. Попробуйте привести примеры использования человеком сочетания твердости и эластичности для достижения прочности.
П.О. Железобетон – твердость щебня и арматуры, эластичность цемента.
Автомобильные покрышки – твердость арматуры и эластичность резины.
Учитель: Теперь мы знаем, что сочетание твердости и упругости сообщает какому–либо объекту прочность. Можем ли мы с вами, обладая только этим знанием, изготовить качественный железобетон?
П.О. Нет. Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.
Учитель: Верно. Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека и его родственников достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.
А теперь, используя знания, полученные на уроках биологии, свой жизненный опыт, попробуйте ответить на следующий вопрос: состав костной ткани человека постоянный в течение всей его жизни, или он изменяется? И если изменяется, то каким образом?
П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из–за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.
Учитель: Правильно. Самыми эластичными косточками обладают грудные дети. Зачем? Зачем природа сделала так, что новорожденные дети, при всей своей беззащитности, еще и косточки имеют самые гибкие, нетвердые?
П.О. Органы, которые находятся под защитой скелета, растут иногда значительно быстрее, чем сам скелет. Например, головной мозг. Если бы кости черепа не были эластичными, то у головного мозга не было бы возможности расти.
Учитель: Как вы думаете, почему врачи не рекомендуют мамам слишком рано ставить на ноги грудных детей?
П.О. Косточки у них слишком гибкие и под тяжестью тела они могут деформироваться.
Учитель: А почему, скажем в три месяца, ребенка на ножки ставить нельзя, в шесть – уже можно? Что может измениться за три месяца?
П.О. В костях ребенка увеличится содержание неорганических веществ, и они станут более твердыми.
Учитель: А откуда возьмутся эти соли?
П.О. Они поступят в организм с пищей.
Учитель: Верно. Не случайно, мамам, кормящим своих детей грудным молоком, врачи советуют употреблять в пищу продукты богатые кальцием, например, творог. И детям с 4–х месяцев в рацион добавляют творог, молочно – кислые продукты. Вывод о том, что состав костей находится в тесной зависимости от состава пищи, сделал еще великий русский анатом Лесгафт. В материнском молоке сбалансировано содержание белков и минеральных солей, витаминов. Если этот баланс нарушен, то кости детей становятся мягкими, деформируются, ломаются. Все эти признаки отмечаются при заболевании, которое называется рахит. В их основе лежит недостаток минеральных солей в костях. Соли не усваиваются из–за недостатка витамина D и солнечного света.
Исходя из услышанного сообщения, какие бы вы дали рекомендации относительно диеты в разные периоды жизни ребенка?
П.О. Грудных детей лучше всего кормить натуральным материнским молоком, в котором содержание минеральных солей и белков сбалансировано. В рацион растущего организма обязательно должна входить белковая пища – молоко, мясо, а так же пища богатая минеральными солями (растительная, морепродукты) и витамин D.
Учитель: Итак, для прочности скелета большое значение имеет соотношение органических и неорганических веществ, образующих костную ткань. Но, подумайте, можно ли утверждать, что прочность кости зависит только от ее химического состава? Или необходимо учитывать еще какие–то факторы?
П.О. Не меньшее значение для обеспечения прочности костей имеет строение костной ткани.
Учитель: Как и всякая другая, костная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки, образующие костную ткань, имеют отростки, с помощью которых они крепко–накрепко соединяются друг с другом. Межклеточное вещество образовано органическими и неорганическими соединениями, о которых мы уже говорили.
У каждой кости выделяют плотное и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.
Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы эпифизные утолщения длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки. В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Лесгафт и его ученики собрали огромное количество фактов, подтверждающих это утверждение. Исследуя, например, труп человека с последствиями паралича, перенесенного в детстве, Лесгафт обнаружил, что толщина слоя плотного вещества бедренной кости парализованной ноги составляла 4 мм, а здоровой – 7,5 мм. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.
Как вы думаете, костная ткань – живая или нет?
П.О. Живая, потому что кость растет.
Учитель: Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. Рост костей в толщину обеспечивает надкостница – тонкий слой плотной соединительной ткани, сросшийся с костью. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Они принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.
Все, что я только что рассказала, касается молодых людей, у которых еще происходит рост организма. А у взрослых людей? Они–то ведь уже не растут. Значит их костная ткань уже мертвая?
П.О. Но переломы у них зарастают.
Учитель: Верно. Зарастание переломов также осуществляет надкостница. Кроме того, костная ткань постоянно разрушается специальными клетками и образуется вновь. Это процесс происходит в течение всей жизни человека. С помощью меченых атомов ученые установили, что в течение года у человека дважды происходит замена вещества кости.
Итак, кость – сложный живой орган, и для его жизни необходимы определенные условия питания, движения. Если эти условия соблюдать, то наши кости будут достаточно твердыми, упругими и эластичными, т.е. достаточно прочными и смогут выполнять возложенные на них функции – опорную и защитную.
Учитель: Согласны с таким выводом урока?
Тогда еще один вопрос. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой 1500 кг. Такова масса малолитражного автомобиля. Почему же тогда, если человек попадает в автомобильную катастрофу, такая прочная кость все же ломается?