Как начинается и чем завершается сказание литература 6
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Из «Повести временных лет». Сказание о белгородском киселе (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 24-25)
Размышляем о прочитанном
1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
Когда князь Владимир покинул город, печенеги решили напасть. Народ был уставший и голодный. Он были готов сдаться. Старец попросил у врагов три дня. За это время из погребов им удалось достать припасы и сделать из них кисельный отвар. Спустя три дня пришли печенеги и старец сказал им, что они имеют пищу от земли и их не погубить. Печенеги не поверили, но потом сами увидели кисель, да и с собой еще взяли его.
Хитрость и находчивость старца спасла город.
Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.
Начинается сказание с осады города, а заканчивается освобождением города. Я считаю, что так можно сказать.
Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
В этом сказании проявились такие особенности:
Развиваем свою речь
Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
Я считаю, что я дал такое объяснение этим словам, которыми мы пользуемся и в нынешнее время.
Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
Эта датировка говорит о реальности исторического события.
Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
Это союз «И». Он повторяется 21 раз, он является связующим в тексте, передает фольклорные особенности сказания.
Фонохрестоматия
Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передает актер?
Актер мастерски передал чувства всех участников событий. Старец решителен и не думает сдаваться, горожане напуганы, но верят старцу, а печенеги удивлены появлением киселя.
Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?
Радостью и чувством выполненного долга.
Как вы думаете, почему этот рассказ, о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Автор наставляет, что не надо подчиняться недалеким и кровожадным печенегам.
Подготовьте выразительное чтение “Сказания. ”, передавая величественную простоту речи летописца.
сказание о белгородском киселе
1. Печенеги окружили Белгород, воспользовавшись отсутствием князя Владимира и надеясь измором покорить город. Измученные голодом горожане собрали вече, на котором решили, что лучше покориться врагу, чем умереть от голода. Тогда-то на помощь и пришёл старик, который не был на этом вече. Он попросил три дня, в которые белгородцы должны были сделать то, что он велит.
«Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами».
Белгородцы оставили у печенегов заложников, а сами пригласили десяток врагов в город, чтобы те посмотрели, как они живут.
«И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам».
Так с помощью смекалки удалось убедить врагов в том, что сама земля кормит белгородцев, поэтому они могут выдержать т 10-летнюю досаду.
Спасти город старцу помогли такие качества, как смекалка, хитрость, богатый жизненный опыт и, конечно же, любовь к своему городу, к своей земле, к своему народу и презрение к врагу.
2. Сказание начинается с того, что князь Владимир пошел в Новгород, чтобы сразиться с печенегами, угрожавшими городу, а в это время печенеги, воспользовавшись его отсутствием, осадили Белгород.
Жители осаждённого города, не надеясь на помощь князя, уже решили на вече сдаться врагу, но нашёлся старик, который смог перехитрить печенегов, уже предвкушающих свою победу. Конечно же, эту концовку можно назвать жизнеутверждающей: враги, благодаря хитрости и смекалке старика, решили, что им никогда взять измором город, жителей которого сама земля кормит, и «отправились восвояси».
ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Из «Повести временных лет»
Из «Повести временных лет»
Размышляем о прочитанном
1. Как удалось спасти город и его жителей? Что помогло старцу спасти город?
Когда город осадили печенеги, один старец предложил собрать от каждой избы немного овса, пшеницы и меда, сварить болтушку и опустить ее и мед в кадках в разные специально выкопанные колодцы. На следующий день нескольких печенегов позвали в город и показали им, что будто бы достают мед и болтушку прямо из колодца. Печенеги подумали, что сама земля кормит город и осаждать его бессмысленно, и сняли осаду. То есть город помогли спасти такие качества характера старца, как хитрость, смекалка и находчивость.
2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.
«Сказание о белгородском киселе» начинается с сообщения о том, что всем последующим событиям предшествовало отлучение из города правящего в то время князя Владимира. Этим воспользовались печенеги. Они обосновались возле Белгорода, закрыв таким образом вход и выход из города. В городе начался голод. Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако один старец предлагает горожанам способ как можно перехитрить печенегов, убедив их в том, что городу голод не грозит- жителей города кормит земля, а потому и не дождаться им его завоевания. Сказание завершается тем, что печенеги уходят восвояси от стен Белгорода, убедившись, что городская земля кормит жителей сытным киселём с мёдом. Думаю, можно сказать о том, что возникшая в Белгороде трагическая ситуация завершилась жизнеутверждающей концовкой.
3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
Есть герои, совершающие подвиги. Есть поэзия, но образность другая. Пример: «И ушли восвояси» — значит, что ушли куда подальше. В этом рассказе Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему.
Развиваем свою речь.
1. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
1. Печенеги — древний народ, который жил на территории Средней Азии, дикое кочевое племя. Прямого синонима нет, т.к. это историзм. Но можно печенегов обобщенно назвать дикарями или кочевниками.
2. Вече — сборы, на которых решались важные вопросы. Можно заменить современным словом собрание или митинг.
3. Поведали — проинформировали, сказали, сообщили.
4. Повелели — отдали приказ, распорядились.
5. Корчага — посуда из глины, похожа на вместительный кувшин или горшок с узким горлышком. Глиняный аналог современной металлической кастрюли.
6. Восвояси — уходить, ретироваться, удаляться.
2. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
Древнерусское предание о «Белгородском киселе» повествует о смелости и находчивости простого сатрика-белгородца, который придумал как обмануть печенегов и тем самым спас свой город от разорения, а сограждан от лютой смерти.
План пересказа сказания:
3. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
Говорят, о событии, о сказание временных лет, которое произошло 997г.
4. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
В «Сказание о Белгородском киселе» я насчитала 43 союза «и». Я думаю, это делается для того, чтобы показать последовательность событий. Также в старину, в те давние времена сказания, былины писались именно в таком стиле. Это был определенный художественный стиль выражения сказаний, былин, легенд. С помощью союза «и» мы можем увидеть в какой последовательности развивались события, а также этот союз нам помогает понять, что наш русский народ непобедим. И что рано или поздно они выйдут победителями.
1. Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актёр?
Переживание и радость. Они вместе веселились и вместе грустили. Справлялись с трудностями. Автор это и хочет показать. Взаимосвязь разных людей между друг-другом.
2. Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?
3. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
В «Сказании о белгородском киселе» приведен пример народной хитрости и смекалки. Двух очень важных качеств, без которых невозможно было выжить в те далекие времена. Это сказание показывает силу духа народа, его готовность идти на любые жертвы ради свободы.
4. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
«Сказание о белгородском киселе» проникнуто многовековой мудростью, даже современному читателю, искушенному в разного рода ухищрениях, есть чему поучиться. Сказание учит никогда не сдаваться: добиваться победы любыми способами, учит любить свою родину, защищать свой город, уважать и почитать старших.
Еще одно очень ценное наставление: сила может быть побеждена не только с помощью силы. Оказывается, хитрость, мудрость и жизненный опыт могут оказаться гораздо ценнее, чем сотни вооруженных воинов.
А еще оно учит, насколько важно уметь владеть собой и сохранять терпение и спокойствие в самых экстренных и сложных ситуациях, не поддаваться эмоциям и первым, пусть даже вполне естественным чувствам и порывам.
5. Подготовьте выразительное чтение «Сказания. », передавая величественную простоту речи летописца.
Конспект урока по литературе «Сказание о Белогорском киселе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока : «Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».
познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».
Образовательные : дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия «летопись», «летописание»; познакомить с содержанием «Сказания о белгородском киселе».
Развивающие: развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей страны.
Оборудование: учебник В. Я. Коровиной, репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Знакомство с новым материалом
Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».
Вспомните, когда возникла древнерусская литература. (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.)
Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)
Что представляли собой первые книги?
Как читали книги люди Древней Руси?
Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?
Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.
Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?
В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины записываем в тетрадь.)
Летописание – составление летописи.
Летописец – составитель летописи.
В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец».
Что мы видим на картине?
Как изображен летописец?
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет». Как вы понимаете слова о пользе «учения книжного»?
«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.
Оборона Руси от печенегов .
На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве. Заслышав о походе русских дружин, печенеги также быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя за собой сотни пленников- товар для невольничьих рынков Причерноморья. Таким образом, Владимир впервые годы своего правления проявил себя как деятельный правитель и во внутренней политике государства, объединяя славян, и во внешней, отражая набеги печенегов, защищая Русь от врагов.
Чтение учителем «Сказание о Белгородском киселе».
Сегодня на уроке мы познакомимся со «Сказанием о белгородском киселе» и обсудим, что перед нами, историческое событие или вымысел?
— Что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания.)
— Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)
В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.
Словарная работа в тетради.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
Восвояси – к себе домой.
Беседа по тексту сказания.
Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.
С какой интонацией надо читать начало сказания? С грустной или веселой? (С грустной, потому что трагическая ситуация.)
С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)
Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)
Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? («Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев)
Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе».
Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе?»»
Сказание о белгородском киселе
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече 1 и сказали:
1Ве́че — собрание горожан для решения общественных дел.
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Размышляем о прочитанном
7. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?
Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.
3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
Развиваем свою речь
1. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
2. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.
Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
3. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
4. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
Фонохрестоматия
«Сказание о белгородском киселе»
1. Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актер?
2. Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?
3. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
4. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
5. Подготовьте выразительное чтение «Сказания. », передавая величественную простоту речи летописца.