Лак ретушный для чего
Ретушный лак
А зачем ждать пока он полностью высохнет? не течет- можно писать. Я его еще разбавляю немного.
Вообще то достоинства ретушного лака выявляются ПОСЛЕ его просушки. Поэтому он и РЕТУШНЫЙ.
А вообще то ВСЁ МОЖНО. Кто запретит?
ретушный лак нужен в случаях, когда адгезия слоя по каким-то причинам не ожидается, в наш век это чаще всего бывает, когда после последней прописки прошло очень много времени. В старину ретушный лак мог быть нужен также в случаях, когда в масляную краску добавляли воск, так любил делать Рембрандт. Короче говоря, слой должен быть высушен капитально, потому что, нанося лак, вы прекращаете доступ кислорода к нему и процесс полимеризации масла сильно тормозится. Если вы незамедлительно напишете по такому слою, то он может так и не затвердеть нормально, что чревато растрескиванием картины со временем.
если ищете обработку поверхности, чтобы замечательно писалось, то тут от другого плясать надо. Надо подбирать вязкость, липкость и скорость схватывания того, что будете втирать в холст. Я бы начинал с толченого стекла в смеси с маслами различной вязкости. Варьируя вязкость и кол-во толченого стекла, можно выйти на уровень удобства. Однако, фактура холста или ее отсутствие может вносить сильную коррективу в это.
ретушный лак просто растворяет пленку полимеризовавшегося льняного масла. И ждать его высыхание не нужно, потому что высыхание- это опять полимеризация. Размягчилась пленка? ну, и пишите на здоровье.
Сколько про такое слышу, столько не понимаю – с какого перепугу ретушный лак чего-то растворяет, если это всего лишь банальный даммарный лак со скипидаром? Мой опыт говорит о том, что хорошо высохшее масло не растворяется чистым скипидаром и поддаётся только злобным ацетоноподобным растворителям, типа, №646. Или наждачке.
То, что это не просто разбавленный даммарный лак- это абсолютно точно, я даммару часто разбавляю- совсем другая история.
Что тут смешного? Факты:
Даже чистый 96% этиловый спирт засохшее масло не растворяет вообще никак. Он даже лессировки не смывает – сухой тряпкой проще стереть верхний слой, чем спиртом.
.
Что-то я сильно сомневаюсь, что там используется ацетон. К тому же более сильные растворители, как правило, более летучие, а стало быть лак, напротив, должен высыхать быстрее.
Так что, каким образом ретушный лак улучшает адгезию, так таки не понятно. Если только туда под видом пластификатора какое-нибудь мощное ПАВ забодяживают.
.
Краски жухнут от того, что связующее, то есть масло, впитывается в основу. С чего бы это растёртому на масле стеклу впитывать масло?
Думаю, раз пишут- другие растворители, значит добавляют что-то нужное, так бы одного Уайт-спирита хватило.
не знаю. Все вещества, повышающие прозрачность краски, почему-то усиливают ее пожухание. В чистом виде они сильнее жухнут по сравнению с обычными красками при равных условиях. Пробовал:
мел, кальцит, мраморная мука
белый барит
хрусталь
сланец.
Могу выяснить это.
[QUOTE=Ильич]
И вам тоже здравствуйте.
Лаки и разбавители для масляной живописи
Тут я собрал информацию о самых популярных на постсоветском пространстве лаках и разбавителях. Потому как во всех художественных магазинах они продаются под загадочными названиями типа «Разбавитель №1» и понимай как хочешь. Но даже если знаешь состав не всегда понятно для чего используется конкретно тот или иной. А зная эти основы, в целом, можно понять назначение просто прочитав состав. Итак, поехали, список получился длинный, зато более-менее полный.
В масляной живописи лаки разделяют по виду их применения: лаки для живописи и покрывные лаки. Некоторые являются универсальными в применении. Отдельно стоит выделить лаки для ретуши. Подробнее о лакировке работы можно почитать в статье «Лакировка масляной живописи«.
Лаки для живописи
Применяются как добавка для художественных масляных красок и представлены в виде раствора смолы в пинене (скипидар художественный).
Даммарный лак — густоватый, применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. Он теплого оттенка и желтеет с годами. Это очень важно! Потому им необходимо покрывать работы только теплых тонов. Со временем он придаст благородство живописи. Даммарный лак можно разбавлять небольшим количеством пинена. Если добавить в лак пинен один к одному, то лак будет матовый, то же получается интересный эффект.
Мастичный лак — может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при многослойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют его и как покрывной лак. Имеет свойство немного желтеть со временем, при чём больше чем даммарный. Придаёт работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Копаловый лак — тёмного цвета, применяется как добавка к краскам. Высохшая плёнка копалового лака нерастворима органическими растворителями. Потому считается самым сильным среди живописных лаков.
Покрывные лаки
Предназначены для покрытия масляной живописи в целях защиты от выли и солнечных лучей, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска.
Акрил-фисташковый лак (аналог акрил-стирольный) — его плёнка почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит плёнки мастичного и даммарного лаков. Им стоит покрывать работы в холодных тонах.
Фисташковый лак — его плёнка практически бесцветна и очень эластична. Правда высыхает дольше, чем другие покрывные лаки.
Ретушный лак — используется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоёв. Его наносят перед началом работы над нужным участком. Этот лак слегка растворяет верхний слой краски, усиливая тем самым сцепление с новым слоем. Так же лак помогает убрать матовые пожухлые места, вернув яркость цвета. По советам старых мастеров, вместо ретушного лака можно использовать срез головки чеснока.
Разбавители
Разбавитель №1. Производители: «ЗХК», «Гамма». Смесь скипидара и уайт-спирита, взятых в соотношении 1:1. Применяется для разведения эскизных масляных красок, рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Т.е. в менее ответственных работах. Лак не растворяет.
Разбавитель №2 (уайт-спирит). Производители: «ЗХК», «Гамма». «Уайт-спирит», производитель: «Maimeri». Продукт переработки нефти, фракция, образующаяся между тяжелым бензином и керосином. Пользоваться им следует осторожно, он обладает высокой проникающей способностью и может просачиваться на обратную сторону холста сквозь микротрещины в грунте. Применяется для смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Для разбавления лаков не годится.
Следует заметить, что при разведении художественных масляных красок уайт-спиритом и скипидаром пленка красочного слоя темнеет со временем.
Разбавитель №3, производитель: «Гамма». Разбавитель слабопахнущий, производитель: «ЗХК». Разбавитель без запаха, производитель: «Maimeri». Представляет собой хорошо очищенный уайт-спирит. Делает краски более прозрачными, позволяя получить плавные переходы тонов. Улучшает текучесть красок и сцепление слоев красок. Быстро высыхает, не желтеет. Применяется для разведения масляных красок, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Не разбавляет лаки. Необходимо заметить, что отсутствие запаха в этом разбавителе не уменьшает его токсичность. При работе с ним следует соблюдать все те же меры предосторожности, как и при работе с уайт-спиритом.
Разбавитель №4 (пинен). Производители: «ЗХК», «Гамма». «Очищенная эссенция терпентина», производитель: «Maimeri». От латинского названия сосны Pinus. Пинен является составляющей скипидара и получается путем очистки скипидара живичного от осмолившихся веществ. Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, которым не рекомендуется пользоваться в живописи из-за склонности к пожелтению и осмолению. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию. Пинен используют как разбавитель красок и лаков в живописи. При разбавлении красок пиненом понижается их блеск, со временем желтеет умеренно.
Разбавитель для художественных масляных красок. Производитель: «ЗХК». Представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла и уайт-спирита с добавлением сиккатива. Делает краски более прозрачными и менее насыщенными, позволяя получать плавные переходы тонов. Уменьшает время высыхания масляных красок. Можно очищать им кисти.
Разбавитель «Тройник». Производитель: «ЗХК». Классическая композиция, издавна применяемая многими художниками. Представляет собой раствор уплотненного отбеленного рафинированного льняного масла и даммарного лака в скипидаре. Дает блеск и яркие насыщенные тона. Разбавитель используется для разведения масляных красок, а также в качестве промежуточного слоя для усиления сцепления красочных слоев. Для очистки поверхностей и кистей не используют.
Каждый компонент этого разбавителя сам по себе разбавитель. Кроме того, поскольку льняное масло может вызвать съеживание красочного слоя, особенно промежуточного, многие художники используют не «тройник», а так называемый «двойник», который в чистом виде не выпускается. Это даммарный лак, смешанный с разбавителем, например пиненом.
«Тройник» часто готовят сами. Для этого берём 1 часть даммарного лака разводится в 3-х частях пинена, потом добавляется 1 часть масла. Надо заметить, что данные соотношения не являются обязательными, и каждый художник, имеющий хоть какой-то опыт, будет по своему вкусу и в зависимости от решаемой задачи составлять свой «тройник». Больше пинена, то красочный слой будет быстрее сохнуть и больше жухнуть. Больше лака добавляют, чтобы придать крепости слоя и меньше пожухлости. А если масла больше, то краска будет дольше сохнуть и не будет жухлости и матовости.
Также отдельно продаётся масло льняное рафинированное. Используется для разбавления масляных красок. Добавление льняного масла в краску дает большие преимущества: у краски значительно улучшается разносимость, сцепление с холстом и нижележащими слоями краски. Также краска становится менее концентрированной, более прозрачной, яркой, блестящей. Замедляется время высыхания краски. В итоге можно дольше работать «по-сырому», создавать лессировки.
Масло льняное уплотнённое №2 отличается более влагостойкой плёнкой и меньшей склонностью к пожелтению. Это масло рекомендуется использовать при лессировках, так как повышает оптические свойства.
Лаки для живописи
Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.
Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.
Для чего нужны лаки?
Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.
Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).
Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.
Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.
Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.
Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.
При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.
Виды лаков для живописи
Среди современных лаков выделяют : даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.
Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.
Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.
Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.
Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.
Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.
Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается «защита» от пожухания.
Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической «защиты» данный лак позволяет сохранить сочность цвета.
Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо «тройник» (смесь разбавителя, лака и льняного масла).
Производители лаков
Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.
Для новичков больше подойдет лак REVEES. По цене он идентичен СОНЕТу, но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.
Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous. Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.
Войдите в ОК
Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи.
Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).
Выпускаются следующие виды лаков:
— даммарный;
— фисташковый;
— акрил-фисташковый;
— ретушный.
Даммарный лак используется:
— как добавка к краске;
— как покрывной.
При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Фисташковый лак:
— почти полностью бесцветен;
— скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
Данный лак появился ранее, чем акрил-фисташковый, и представляет собой 23-процентный раствор фисташковой смолы в пинене с добавлением уайт-спирита и бутилового спирта. По своим свойствам практически аналогичен акрил-фисташковому лаку, и на данный момент, так же редко встречается в магазинах.
Акрил-фисташковый лак:
— пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью;
— по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного;
— высыхает медленнее мастичного.
Практически прозрачная жидкость представляющая собой раствор синтетической полибутилметакриловой и фисташковой смолы в пинене с добавлением бутилового спирта.
Наиболее излюбленный лак у художников, пишущих светлые и холодные по тональности работы. Главный плюс акрил-фисташкового лака в прозрачности и эластичности лаковой пленки после высыхания. Еще недавно этот лак можно было встретить практически во всех крупных художественных салонах, но в последнее время достать акрил-фисташковый лак представляется довольно затруднительной задачей.
Даммарный покрывной лак:
— гигроскопичен, не защищает от влажности;
— в условиях повышенной влажности мутнеет.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно. Он встречается практически во всех художественных магазинах, и его вполне можно назвать традиционным. Густой глянцевый лак, слегка желтоватого тона, представляет собой 30-процентный раствор смолы даммары в пинене с добавлением этилового спирта. Улучшая оптические свойства красок, он придаст глубины вашим работам, рекомендуется он в первую очередь для картин теплого тона, поскольку с годами немного желтеет, но менее чем мастичный.
Однако это не лучший вариант для хорошей живописи, так как в условиях повышенной влажности он мутнеет, при этом, не обеспечивая ей необходимой защиты.
Зато к плюсам стоит отнести появление в последнее время даммарного лака с UV-фильтром.
Пихтовый лак:
аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо «тройник» (смесь разбавителя, лака и льняного масла).
Акриловый лак:
Акриловый лак может использоваться не только для финишного покрытия поверхности, но и в качестве грунтовки или для разбавления акриловых красок.
Лак акриловый для масляной живописи на основе скипидара представляет собой прозрачную жидкость с небольшим желтоватым оттенком. Высыхает в течение 24 часов и образует прочную, эластичную, прозрачную пленку, нерастворимую в воде и большинстве растворителей. Лак универсален: он используется для разбавления масляных красок, а также является покрывным. Придает живописи яркость и блестящий вид. Применяется также для покрытия матовых красок с целью придания им шелковистого глянца и глубины. Акриловый лак на основе скипидара является прекрасной альтернативой используемым в масляной живописи классическим лакам, таким как даммарный или акрил-фисташковый.
Акрил-стирольный лак:
Лак акрил-стирольный для художественно-живописных работ
применяется для финишного покрытия законченных произведений живописи. Может применяться для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. После высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов. Образует прозрачную глянцевую пленку. Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным, так как не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.
Межслойная обработка и межслойные лаки (ретушные лаки).
«Межслойные лаки (ретушные) – это лаки между слоями красок. Выполняют четыре функции – освежить полупрожухшую поверхность, создать рабочий отлип, снять перепад тона, обеспечить адгезию (соединение слоев).
Состав межслойного лака: в основе межслойного лака – уплотненное масло. Чем масло гуще, тем лучше.
Способ нанесения межслойного лака – поролоном. Сначала густо, после вытереть почти насухо». (По конспекту В. Е. Макухина).
Вот, межслойные лаки. Их называют иногда ретушными лаками — не всегда удачно. Некоторые лаки попадают в эту категорию (особенно лаки для живописи). (Ред. – В строгом понимании межслойные лаки – это лаки, склеивающие слои живописи. А ретушные лаки – это лаки, устраняющие прожухлости).
Вот, это лак, который редко почему-то появляется в продаже, а ретушный лак очень популярен. Вот, наш ретушный лак (Ленинградского завода художественных красок) вроде бы стремился к этой цели, но…
Смысл здесь в следующем: мы с вами прекрасно знаем, что, если подсохшая работа, (я уж не говорю о старой работе, а просто – подсохшая работа), взять мягкую кисть, взять масло и попытаться ее смазать. Что будет?
Студентка:
— Стечет оно.
М. М. Девятов:
— Да, скатываться будет как с гуся вода! Это говорит о том, что масло, даже слегка подсохшее (то есть образовавшее устойчивую пленку, и не просохшее даже на всю глубину), уже не принимает следующее масло, да? Потому что это новое масло не только не проникает, не только не растворяет, но даже не смачивает эту образовавшуюся пленку. Это самый худший вид адгезии называется – полярная адгезия.
Что предусматривает собой межслойная обработка? Она предусматривает собой четыре функции (приблизительно), которые все очевидны и необходимы и использовались всегда, и, так сказать, действительно использовались и активно использовались и это было так же привычно,
как чистить зубы по утрам, хотя это не все делают, да? Желательно это иметь во время работы.
Значит, «межслойная обработка и межслойный лак» — мы так будем называть этот раздел. Он очень богатый, очень интересный, очень серьезный и очень важный.
Вот, первая функция. Первое, — есть понятие «освежить работу». Есть такое понятие?
Студенты:
— Есть.
М. М. Девятов:
— Да, ну, так: пятна – здесь глухо, а здесь блестит. Черти что, да? Одни (если высохло) — то протирают всю поверхность чем-то, да? Другие протирают только какие-то участки, а третьи
сбрызгивают, и так далее – не важно. То есть, надо работу освежить, чтобы увидеть оптическую цельность того, над чем вам предстоит работать, да?
Это первое – освежить работу, увидеть оптическое единство своей работы перед тем как продолжать. Потому что то, что пожухло, было светлым, а станет темным, да? Проявятся некоторые углубления, которых вы совсем не ожидали.
Вот, второе. Значит, надо улучшить впитывающую или смачивающую поверхность красочного слоя, в зависимости от его возраста. Это тоже имеет значение, да? И здесь есть два способа: механический и химический.
Студенческая копия с картины Ф. Хальса Мужской портрет. (фрагмент).
Пример налипания на живопись соринок и волос от кистей.
Студент:
— А Серов скоблил картины свои?
М. М. Девятов:
— Вот, когда он писал Юсупову – скоблил. Когда он писал некоторые работы долго, как, например, Морозова, да? — сто сеансов, она вся нагружена. Вы помните эту картину, да? – Конечно скоблил. Вообще, удаление краски, это было естественное состояние, которым пользовались очень многие художники, и пользовались очень аккуратно. Так, чтобы поверхность не имела на себе всякой дряни.
Я не подобрал вам работы, чтобы вы увидели на примере как этот выход очевиден в данном случае.
Но, во всяком случае, это великолепная копия, по проработке, по всему, по умению пользоваться всем, о чем мы говорим и так далее. (Видимо речь идет о студенческой копии с картины В. Серова Портрет З. Юсуповой. – Ред.)
![]()
Студенческая копия с картины В. Серова Портрет Юсуповой.
Так делали и старые художники. Но чем бритва плоха? Ведь она пойдет по верхушечкам мазков, да? Или же вы выбираете их до нулевой поверхности, то есть — «до рояля», да? или вы не доберетесь до углублений между мазками и фактурой живописи (это естественно), да? Это художники хорошо знали, и поэтому они использовали раньше еще один метод (и это записано и описано).
Значит, они брали полотняную тряпочку, насыпали туда тонко измельченную пемзу (тончайший порошок пемзы) и в зависимости от состояния работы (или она очень старая или не очень старая) – на скипидаре или на воде замешивали этот порошок и обрабатывали поверхность.
Что предусматривала эта механическая обработка? Она облагораживала поверхность. Если вспомнить Рубенса, да? — где-то они, например, выбирали фактуру там, где она была неуместна, и просто сохраняли ее там, где она была нужна. Они удаляли лишние слои краски там, где они были неуместны и мешали продолжению работы или были неудачны и так далее.
То есть, поверхность обрабатывалась в смысле фактуры, фактура облагораживалась, становилась, так сказать, приятной и нужной художнику, да? И в то же время, поверхность при этом всегда
прочищенная, проскобленная, она уже всегда хорошо смачивалась и легко принимала краску, да?
Вы согласны?
Если же вы будете это делать шкуркой или лезвием, то это сделать трудно, но тоже можно. Если работа очень гладкая, то это легко, а если фактурная, как, допустим, там, Хальс, или что привести в пример, даже не знаю… даже Рубенса (у него до миллиметра есть наслоения в светах и абсолютно «под ноль» в тенях или в полутонах). Так что по-разному у них было. Вот. И поэтому, если эта процедура выравнивания (или механическая обработка) входила в планы художника – это одно. А если нет, то был второй способ, который тоже использовали и очень активно – это химический способ.
Химический способ межслойной обработки.
Вот, химический способ. Об этом тоже много написано. Ну, много есть и ерунды по этому поводу, как, допустим, Иогансон пишет: картошкой протирали, луком, чесноком. Я представляю себе, так сказать, Гибель Помпеи, да? и чесноком протирать, да? – Убиться можно. (Размер картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» 465,5 × 651 см. – Ред.). Это действительно очень хороший материал, и особенно – есть такое понятие: вытяжка спиртовая из чеснока, которая очень эффективно действует не только как средство, улучшающее смачиваемость, но вообще — как
ретушный лак. То есть, она до того любопытно работает, что она не только позволяет по высохшему слою дальше писать маслом, но она позволяет по слою масляной краски дальше писать на водяных красках, на темпере дальше писать, да? И в миниатюрах это очень хорошо использовалось (где нужно было). Или в отдельных местах своей работы (не в миниатюрах), художники ее использовали, когда хотели, допустим, что-то переписать, или что-то, какие-то места вернуть или перенести – или ногу или еще что-то, да? И они прекрасно знали, что если по второму разу, по темному писать белым, или перемещать что-то, то обязательно цвет провалится, и надо будет долго ждать пока краска высохнет, чтобы еще слой нанести, и так далее. И они использовали, так называемые краски на воде, то есть – темперные краски. И здесь использовались какие-то средства, и в частности – чесночный раствор, которым они обрабатывали предварительно поверхность, и это им давало хорошую адгезию, хороший эффект.
Ну, чем можно еще химически обработать? Можно нашатырным спиртом. Корин пишет о Нестерове, что он все свои работы перед повторной пропиской тщательно протирал нашатырным спиртом. (Ред. – Есть мнение, что после обработки поверхности нашатырным спиртом нужно обязательно дождаться полного его испарения (около суток), иначе остатки нашатырного спирта могут привести к почернению живописи).
Что дает нам спирт? (Если увлечься, то можно и спиртом). Это очень сильное средство, его можно, конечно, разжижать (чтоб он не так сильно действовал). Но он сильно действует, и на самые старые работы, и на самые заскорузлые поверхности. Он может, так сказать, хорошо снять без лишнего сожаления и пленку. Ну, а в наших условиях (если больше ничего под рукой нет) – ну хоть скипидар! И то это будет лучше, чем ничего, да? И он тоже работает. Он улучшает смачиваемость — безусловно. Можете протереть работу скипидаром, и попробовать маслом мазнуть – вы увидите, что масло будет легко ложиться, да? Вот, скипидар имеет некоторые свойства, так сказать, снимать излишнюю зажиренность поверхности и так далее.
Ну, используют и ацетон, или добавку ацетона. Используют и нитрарастворители как добавку, но в крайних случаях.
Во всяком случае — тем или иным способом сделать поверхность пригодную для того, чтобы на нее легко и естественно ложилось масло, и так далее.
«Ложе для живописи». Межслойный лак.
Следующая процедура.
Значит, мы обработали поверхность, и механически или химически освежили ее, да?
Третье. Нам нужно создать рабочую поверхность, или «ложе для живописи», (как это называл Иогансон: «ложе для живописи»). (Б. В. Иогансо́н (1893 — 1973) — художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор, президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 год. – Ред.) Ну вы представляете в сухую работать? Надо чтоб впиталось, вписаться туда, да? Нужно найти краской те краски (первого слоя), и даже если они будут тон в тон попадать к исходным, они никогда не лягут, они не войдут туда, они не впишутся туда, да? Как говорят, они могут вписаться туда только если по маслу («как по маслу»),как масло по маслу, как по сырой палитре, да?
Вот, поэтому надо создать рабочую поверхность, которая предусматривает следующее.
Первое. Значит, нужно, чтобы краска легко ложилась, легко разносилась по краям — то есть, стушевывалась, списывалась, да? и так далее. Причем, это можно сделать не на всей работе, а часть только обработать, да? Вот, это делается, чтобы поверхность легко воспринимала новый
слой и была, так сказать, подвижна. При этом, каков состав того, чем вы будете протирать эту работу? — Это называется «межслойный лак». Что такое межслойный лак? И как его наносить?
Вот вы обработали поверхность: обезжирили, все хорошо прошкурили, да? убрали, так сказать, излишки недостойные, и – наносите межслойный лак.
Первое. Межслойный лак, он насыщает поверхность (не временно, а на длительный срок), насыщая, углубляя, так сказать, ее живописные свойства, углубляя и насыщая живописные свойства красок, которые лежат внизу, да?
Второе. Он создает рабочую поверхность, по которой легко и мягко можно работать.
И третье — самое главное. Самое главное сейчас скажу – именно межслойная обработка, именно она обеспечивает прочную адгезию – связь нижнего красочного слоя с верхним красочным слоем.
Дайте-ка вот эту работу. Вот, видите, как вот здесь отваливается краска до грунта. Вот, пример – по необработанной поверхности написано масляными красками. Вот, это один очень недальновидный художник делал, да? и даже неплохо работал, видите, да? Много приличных мест у него тут, хорошая живопись. И это не от протыкания происходит, не от излома, да? а здесь осыпание идет просто практически в своеобразном полете. Никто этот холст не нагружал, не сворачивал, никто не снимал с подрамника – а краска отваливается. У нас ни одна копия, которая исполнена, так сказать, грамотно, (с межмолекулярными компонентами и межслойной обработкой) не имеет каких-либо таких негативных качеств в принципе. И близко не имеет, и не должна иметь, что подтверждается на сто процентов, на сто двадцать процентов – вот таких вот явлений при грамотной работе быть не может. Вот этот пример я вам показывал на первых лекциях, вы помните, да? И на многих работах наших старых, тех, которые у нас тут сохранились, это явление наблюдается.
![]()
Пример отставания красочного слоя от эмульсионного грунта.
Эмульсионный грунт содержит масло. Поэтому он требует межслойной обработки так же как масляный или полумасляный грунт, или же, если живопись ведется по просохшему слою масляной краски.
![]()
Пример отставания верхнего слоя масляной краски от нижнего.
Без межслойной обработки, верхний слой масляной краски, нанесенный на высохший предыдущий слой, соединяется с ним только на время. Впоследствии верхний слой отваливается.
Достаньте-ка вот там, еще этюды есть. Во-во-во. (Повторенье – мать ученья).
Вот, ну, тут, видите, что происходит, да? Это вырезанные фрагменты. Они не согнутые, ни разломанные, ни поврежденные. Это расслоение, имеющее такой же характер, как и вот эти этюды наших студентов 61-го года, которые у нас тут учились, получали пятерки, наверное, да? и которые не писали следующим слоем через год, а писали, как постановки у нас пишутся, да? Так – подсохло, два дня прошло, да? работа подсыхала и быстро писали сверху. И потом отваливается, ну, в принципе, как сухой лист осенью, да? – Вот, осень настала, птички давно перестали летать…
![]()
Студенческая работа.
Пример того, как верхние слои масляной живописи, нанесенные по высохшим предыдущим слоям без межслойной обработки, через какое-то время отваливаются.
Ну, и чтобы подтвердить это, чтобы это было, так сказать, очевидно, мы сделали такой пример: в лабораторных условиях мы повторили, так сказать, сымитировали, или создали такую ситуацию, при которой это явление можно объективно проверить и доказать.
Примеры испытания межслойной обработки.
Два верхних образца – кобальт зеленый светлый.
Два нижних образца – белила цинковые.
На всех образцах использован масляный грунт. В верхних образцах каждой пары, по масляному грунту была произведена межслойная обработка. Все образцы подвергали механическому воздействию на специальном аппарате (испытания на натяжение, изгиб и излом). На данных примерах видно, что там, где была проведена межслойная обработка — краска хорошо
сохранилась, а на нижних образцах, там, где ее не было — краска осыпалась.
Для этого мы сделали, так называемый, масляный грунт (единый), и проверили все краски. Представляете, все 37 красок испытывать, да? даже в этом помещении столько человек не хватит.
Испытали все краски и нашли самые слабые звенья. Какие краски у нас хуже всего пристают?
Студент:
— Белила?
М. М. Девятов:
— Правильно! Сам догадался, или слышал?
Студент:
— Догадался.
М. М. Девятов:
— Догадался? Ну, молодец, хороший человек.Вот, белила и краски, содержащие белила. Второй слой мы делали из кобальта зеленого
светлого. В кобальте зеленом светлом 3% цветового начала, кобальта, да? а все остальное – цинковые белила. То есть, то же считай – белила, да? Ну, и чтобы разница была очевидна, мы провели такой эксперимент. И вот, мы здесь видим, что ломай не ломай – краска держится там, где была межслойная обработка. Здесь все, видите, изломано вот так, машиной специальной. И вы видите, что здесь краска сыпется и отваливается, а вот здесь она держится. Ну, мы так делали: отрезали кусочки и их испытывали, для того, чтобы можно было проверить через месяц, через два, через три, через год, через полтора года и так далее.
Вот, и пришли к абсолютному выводу, что вся наша живопись подвержена этому недостатку. И это не только у нас, это везде свойственно, по всей стране и в течении многих десятков лет все писали так. Этим никто не хотел заниматься, всем это было до лампочки. Ретушного лака французского не было, знаний тоже не было. Да и лака этого и не хватило бы, он был дорогой. Его выдавали академикам иногда, попадалось и нам немножко. Это сейчас уже все есть.
Ну, то есть, явление это очевидное, это совершенно очевидно, я вас не обманываю. Вот, значит, основная функция межслойного лака, которую мы назвали — это адгезия между слоями.
Что такое межслойный лак и как он наносится. После всяких разговоров с моими учителями и так далее, и докладов, и диссертаций, значит, получилось следующее. Вот, наш преподаватель об этом и писал, и говорил так, что «знаете, даммарным лаком покроешь — хватает как зверь», липнет, да? «адгезия должна быть прекрасная». Хм. Он это говорит и параллельно достает эти работы. Смотрит – а оказывается, хм – все отвалилось. Никакого эффекта, да? (Когда М. М. Девятов был студентом, технологию живописи в Академии художеств преподавал А. М. Лентовский, автор книги «Технология живописных материалов». – Ред.) Потому что даммарная смола по своей структуре против масла – деструктурируется. Она становится очень жесткая, превращается в пыль практически – и нет ничего. Липкость дает, да, но временную. Дает временную имитацию того, что это вроде липнет, да? А на самом деле – ни черта не липнет.
В общем, из всех вариантов, которые мы проверили, мы убедились в следующем: единственным и самым надежным межслойным составом лака может быть только жирное высыхающее масло, причем, чем оно более плотное, то есть полимеризованное, ну, то есть, уплотненное – тем это
эффективнее. Потому что склеивать можно веществом, которое прочнее, чем связующее склеиваемых структур, да? А как только начинается вот это сближение единиц, то если связующее внутри них сильнее чем то, которое склеивает слои, то слой, он осыпется просто, как даммарный лак, да? и мастичный тоже будет осыпаться и очень даже хорошо.
Как наносится межслойный лак.
Вот, но его неудобно наносить, да? Значит, межслойный лак можно наносить по-разному.
Можно наносить его пульверизатором, можно его наносить губкой, можно наносить его кистью, можно наносить его пальцем. Вот. И много примеров того, что все это раньше знали хорошо, а потом почему-то захотели забыть.
Ну, вот, я сейчас кое-что прочту. Де Майерн, XVII век, да? Приготовление янтарного лака… Так, это не то… Это я просто не подготовился… Ладно. У меня здесь есть несколько цитат, но я потерял, да. Ну, вы мне поверьте, что я скажу вам правду. Поверите?
А, вот — трактат Арменини (Джованни Баттиста Арменини (1530 — 1609 ), итальянский художник и писатель, автор трактатов по технологии живописи. Трактат Арменини приводится в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.)
Вот что пишет Арменини о межслойном лаке и его нанесении: «Для того, чтобы это можно было легче выполнить (то есть, нанести лессировку или прописку. – Ред.), требуемое место смазывается совсем светлым ореховым маслом, причем окунают в масло два пальца и затем ладонью равномерно распределяют по поверхности. После того, как это сделано, поверхность вновь хорошо вытирается кусочком полотна, так как иначе краски от времени потемнели бы». (Избыток масла приводит к пожелтению, так как масло имеет свойство желтеть. – Ред.)
Вот, это делаются перед повторной пропиской. И еще, вот, что пишет Паоло Пино. (Паоло Пино (упом. 1534—1565) — итальянский живописец, автор трактата «Диалог о живописи» — Ред.). «Для этого следует хорошо протереть все место кусочком полотна, смоченного, (слегка окунутого) в светлое ореховое масло», — то есть, не пальцем здесь, да? — «Как только масло устойчиво вытрут сухим белым полотном, тотчас вновь обходят (где нужно) уже написанные вещи – ретушируют, смягчают, лессируют, делают корпусные прописки, и никогда не оставляя ничего, даже самого малого, что могло бы оскорбить ваш глаз». Ясно, да? И таких примеров много: ивремен Рембрандта, и так далее, да? Там, у меня еще есть цитаты. Сейчас еще подберу, разберу свой архив – и прочту.
Ну, вот, что вам из этого ясно? Самое главное (о чем я не сказал, но вернусь еще): первое, это то, что масло должно быть основой. Оно может быть разжижено для удобства нанесения, потому что разбавитель, он испарится и уйдет, да? Кроме того, надо дождаться и вытереть все это, насухо практически, иначе это ужас будет, да? (Излишки масла на поверхности могут впоследствии сильно пожелтеть, так как масло само по себе, без пигмента, сильно желтеет. – Ред.) Вот, и после этого пишут, да? Но самое главное то, что все это позволяет и почти лессировать, да?
![]()
Ж. Б. Перроно. Мальчик с книгой. Эрмитаж.
Копия студента Академии художеств с картины Ж. Б. Перроно «Мальчик с книгой». (Фрагмент).
Студент протирал работу межслойным лаком (или просто маслом, чтобы убрать прожухлости) и не убирал излишки. В итоге, через некоторое время масло пожелтело, и лицо на портрете покрылось желтыми пятнами. Удалить такую высохшую масляную пленку достаточно трудно, это можно сделать только реставрационными методами. Масло, находясь в пигменте желтеет едва заметно, но находясь отдельно — желтеет очень сильно. Поэтому рекомендуется «напитать» поверхность межслойным лаком и через двадцать минут тщательно убрать излишки. Также рекомендуется обрабатывать только ту поверхность, на которой предполагается работать.
Лекция 12.
Межслойные лаки. Лессировка. Покрывные лаки.
Так, межслойные лаки. Что вы усвоили о межслойных лаках? Первая их функция, какая?
Студентка:
— Освежение работы.
М. М. Девятов:
— Молодец какая. Освежение работы, чтоб было видно, что ты будешь делать дальше.
Так, вторая функция?
Другая девушка:
— Улучшение впитывающей поверхности.
М. М. Девятов:
— Улучшение впитывающей поверхности?
Студент:
— Для адгезии.
Другой студент:
— Для связи.
Девушка:
— Для связи, чтобы краска потом не отвалилась, а держалась.
М. М. Девятов:
— Это правильно, да. Еще какая операция для этого была необходима?
Студентка:
— Межслойная обработка механическая или химическая. То есть, обезжиривание нижнего слоя.
М. М. Девятов:
— Хорошо. Обезжиривание, да и разрыхление.
Девушка:
— Обезжиривание, чтобы краска вплавлялась бы туда.
М. М. Девятов:
— Значит, что еще давала межслойная обработка, межслойный лак?
Другая девушка:
— Ну, писать по нему удобно.
М. М. Девятов:
— Да, это называется «ложе для живописи», совершенно справедливо.
Что составляло самую, так сказать, суть состава межслойного лака? Что в составе межслойного лака является главным и важнейшим?
Студенты:
— Скипидар?
М. М. Девятов:
— «Скипидар!». Ну что, вы ничего не запомнили, да? – Уплотненное масло! Уплотненное масло (до посинения повторять можно).
Что после нанесения межслойного лака необходимо сделать?
Студент:
— Подождать немножко.
М. М. Девятов:
— Да, совершенно справедливо. А потом?
Студентка:
— Излишки тряпочкой снять.
М. М. Девятов:
— Ну, подождать, да? И убрать все лишнее с поверхности! Чтобы не было у вас вот этого самого «поливания», да? Вот, времен Ван Дейка запись (Фрагмент трактата де Майерна, который приводится в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.): «Когда я впоследствии спросил у г-на Ланир о применении этого лака, он мне сказал, что надо смешать две части очень светлого орехового масла с одной частью указанного янтарного лака», — (то есть, плотного очень
лака на плотной смоле), — «и хорошо соединить их на очень медленном огне. Для того, чтобы им пользоваться, надо слегка пройти очень мягкой губкой, намоченной в этом лаке, по подмалевку и немедленно писать сверху. Когда работа подсохнет, по ней легко писать, вновь протерев ее
лаком. Он говорит, что узнал и получил этот рецепт от сеньоры Артемизии, дочери Джентилески, которая чрезвычайно хорошо пишет и несколько больших картин которой я видел».
Ну, везде повторяется – или плотное масло, или янтарный лак, или копаловый лак, и так далее.
Это всегда было, так сказать, основным условием.
Ну, ладно, и этого хватит.
Теперь, когда вам надо удалять лишнее масло, как вы будете поступать? Каким образом вы будете удалять лишний межслойный лак?
Студент:
— Тряпочкой?
Студентка:
— Рукой лучше.
М. М. Девятов:
— Тряпочка будет ворс оставлять. Рукой снимать да, можно. Скорей — выравнивать после снятия.
Студент:
— А если все это нанесли, допустим, из пульверизатора, и если начнешь это стирать механически,
то можно работу повредить.
М. М. Девятов:
— Ну, ясно. Вот, я вам говорил о нанесении межслойного лака путем пульверизатора. Это самый лучший способ.
Другой студент:
— А разве можно межслойный лак наносить на еще не высохшую живопись?
М. М. Девятов:
— Ну, дело все в том, что она в одних местах высохла, а в других не высохла, да? И найти этот стык трудно. И когда вы начнете механически это наносить, то можно размазать там что-то, растворить и прочее. Поэтому выборочно можно это делать со скипидаром.
Ретушный лак
Пульверизатор-уголок. Применяется, если есть опасность повредить живопись, нанося лак кистью, ладонью или капроновым тампоном.
Состав межслойного лака:
Уплотненное масло – 1 часть,
Спирт – 1 часть,
Скипидар — 3 или 4 части (можно 6 или 10 частей в зависимости от удобства нанесения с помощью пульверизатора).
Лак (смоляной) добавляется в зависимости от того, какой художнику необходим «отлип».
«Мягкий отлип — применяется при необходимости долгой работы по сырому (хотя бы в течении дня), для плавности мазка, мягкой валерности, легкой естественной разносимости. При этом используются как корпусные, так и прозрачные (лессировочные) красочные слои. Для получения мягкого отлипа в основе системы межслойного лака должны присутствовать компоненты только масляного характера.
Жесткий отлип – применим при необходимости фактурно-выраженного, отрывистого мазка. В этом случае в систему межслойного лака добавляются компоненты смоляного характера, но не более чем на 1/3 объема масла. (…)
Какой должна быть структура межслойного лака, чтобы она выполняла функции межслойной обработки наиболее эффективно и удачно. Мы уже говорили, что обезжиривание может быть отдельным процессом, но может быть достигнуто межслойным ретушным лаком, если в него введена активная спиртовая группа. Все ретушные лаки содержат спиртовую группу, которая обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Ретушный лак С-Петербургского завода масляных красок содержит эту группу и обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Однако названный ретушный лак очень неудобен в работе – он слишком быстро сохнет, дает жесткий отлип, легко смывается естественными растворителями и лаками, не создает удобного ложа для живописи и не обеспечивает надежную адгезию, так как основой его связующего является хрупкая даммарная смола. (Ред. – Состав ретушного лака С-Перербургского завода: смола даммара, уайт-спирит, пластификатор, растворители).
Вместе с тем этот лак может быть эффективно использован как межслойный лак, если в него ввести 1/3 плотного жирного высыхающего масла. При этом из-за наличия спиртовой группы в лаке возможно его расслоение, поэтому при использовании, его необходимо тщательно взбалтывать». (М. М. Девятов. «Статьи о технологии живописи»).
Можно добавить в ретушный лак С-Петербургского завода кроме уплотненного масла еще и спирт. При добавлении спирта этот лак начинает постепенно зеленеть и вероятно, портиться.
Межслойные лаки, в составе которых есть скипидар и лак, а также спирт – очень быстро портятся (вероятно спирт ускоряет окисление скипидара). Обычно больше двух месяцев такой межслойный лак не хранят, так как окислившийся скипидар может фатально испортить живопись.
Вот я специально попросил Володю, и он принес (специально приготовил) очень удобный прибор. (Ред. – Имеется ввиду пульверизатор). Это самый удобный прибор в процессе работы. Он наносится, значит, на поверхность вот так вот: Пш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. А потом вот так вот: Пшик – пшик – пшик….
(смех)
Потом вот так протираете, да? И он при этом наносится очень тонким слоем. И его не надо удалять. Видите, да? Почему, как вы думаете? Чем вы гарантированы, что вы не нанесете слишком большое количество масла? Что для этого там должно быть?
Студентка:
— Скипидар нужен или растворитель какой-нибудь.
М. М. Девятов:
— И все?
Студенты:
— Спирт?
М. М. Девятов:
— Ну, какие основные компоненты, которые здесь присутствуют? Хотя бы два назовите.
Студентка:
— Масло и спирт?
Студент:
— Разбавитель и масло.
Другая девушка:
— Масло, спирт и разбавитель.
М. М. Девятов:
— Масло, разбавитель, спирт, да, совершенно точно. Лишнего здесь не получится нанести, понимаете? Почему лишнего не будет здесь и не потечет? Чем это можно обеспечить?
Студент:
— Спирт испарится.
М. М. Девятов:
— Ну, спирт испарится, да. Ну как гарантировать, чтобы у вас не было излишков, которые по полусырой поверхности, местами можно нанести? Как избежать этих излишков?
Студентка:
— За счет того, что спирт испаряется, а лак остается тонким слоем.
М. М. Девятов:
— Там лака нет. Там только может быть плотное масло.
Девушка:
— Ой, да? — Тогда масло тонким слоем.
М. М. Девятов:
Ну, а ведь можно так вот положить работу и надуть так, что аж потечет. Чем же вы гарантируете, что у вас не будет излишков?
Другая студентка:
— Смотреть надо, сколько дуешь.
М. М. Девятов:
— Нет, ну, это знаете переведение вопроса в плоскость теории. Чем можно гарантировать, что у вас не потечет и не будет излишков масла, (которые вытирают там, полотняной тряпочкой или тампоном, завернутым в капрон, или губкой)?
Студентка:
— Поставить работу надо вертикально.
М. М. Девятов:
— И что?
Студент:
— Да невозможно это гарантировать!
М. М. Девятов:
— Это возможно гарантировать, потому что если у вас потечет, когда работа в вертикальном положении находится, то вы это сразу заметите. А если вы ее положите, то там можно сразу надуть столько, что у вас все потечет. Вот, если у вас работа будет в вертикальном положении, то вы этим самым гарантируете, что у вас не потечет. А если у вас не полностью перекроется, да? То тогда вы это место тихонечко разотрите пальцем (как я показывал, да?) – и вы увидите, что там останется очень тонкая пленка. Почему тонкая пленка останется?
Студент:
— Ну, потому, что распыление равномерно происходит, наверное.
М. М. Девятов:
— Нет. Во-первых, плотным маслом распыления не будет.
Студент:
— Ну там же спирт и скипидар?
М. М. Девятов:
— Там, главным образом – скипидар. И его там в три — четыре раза больше, чем масла! И не меньше. Вот. И скипидар, и спирт, они уйдут достаточно быстро, а останется очень небольшая пленка, которая вполне достаточна для того, чтобы получить необходимую нам межслойную обработку.
Другой студент:
— А можно спросить?
М. М. Девятов:
— Да?
Студент:
— А вот, если живопись уже просохла, то межслойный лак лучше рукой втирать?
М. М. Девятов:
— Можно наносить и так, и сяк, и рукой, и губкой, и тампоном. Главное – снять лишнее. Как пишут Паломино и Пачеко, они и рукой это снимали, да? (Испанские мастера XVII – XVIII в. Их трактаты приводятся в книге Э. Бергера История развития техники масляной живописи. – Ред.)
Студент:
— Именно рукой втирать, да?
М. М. Девятов:
— Втирать и рукой можно вполне. Иногда вы при этом чистите поверхность от всякого сора, и лишних всяких остатков от кисти, от мусора, пыли и прочее, да? вычищаете бритвой, и она снимает у вас излишки масла, и потом вы снова его из глубин разравниваете. Это навык, который нужно проверить и использовать, и уметь пользоваться этим. Это абсолютная практика, профессиональная. Не даром об этом говорили Паломино, и Пачеко, что двумя пальцами наносить, да? а потом они еще протирали тряпочкой (именно боясь излишнего нанесения межслойного лака).
Так, из тех способов, механических и химических, которыми мы предваряли подготовку поверхности, что мы можем использовать? Для обезжиривания поверхности, для смачиваемости поверхности?
Студентка:
— Ну, шкурку, или бритву или мастихин (если механическая обработка).
М. М. Девятов:
— Да, шкуркой, бритвой, мастихином. Но это не всегда удачно, потому что это пройдет, так сказать, только по верхушечкам, не заходя в углубления между мазками.
Девушка:
— А еще мешочком с песочком.
М. М. Девятов:
— Да, старые мастера использовали тампон с очень мелко тертой пемзой. И она выравнивала поверхность и облагораживала фактуру и, так сказать, давала возможность равномерно обработать всю поверхность.
Студент:
— А чем удаляли потом пыль?
М. М. Девятов:
— Дело все в том, что после этого пыли не будет. Вы ведь обрабатываете песком в сыром виде, так что вы, снимая, все убираете, понимаете? Там пыли не будет. Собственно говоря, когда шкуркой по сухому — то там все будет оставаться в шкурке и оседать вниз. Там это не предусмотрено. А тампон, он просто слегка промывает и слегка разрушает, слегка, так сказать, растворяет пленку, как и нашатырный спирт, как и спирт со скипидаром — самое распространенное, так сказать, явление вот такого обезжиривания или улучшения смачиваемости поверхности.
Это ясно, да? Вы лучше спрашивайте, я вижу, что вы не все знаете.
Студент:
— А сейчас продается?
М. М. Девятов:
— Что?
Студент:
— Ну, пемза, тертая уже.
М. М. Девятов:
— Хм, да, и тряпочки продаются, и капрон продается, да. В крайнем случае, у соседки попросите.
Так, какие чисто живописные преимущества дает межслойная обработка? Вот, мы говорили, что становится легче писать, и это называется «ложе для живописи». Какие живописные преимущества дает регулярно проводимая межслойная обработка?
Студентка:
— После межслойной обработки мы видим краски в том тоне и цвете, в котором мы их положили, то есть, они не просевшие, не потемневшие и не побелевшие. А когда мы кладем следующий слой, мы уже даем отношения не к потемневшим (просевшим) краскам, а к таким… к первоначальному цвету.
М. М. Девятов:
— Молодец, правильно. Значит, чему препятствует еще нанесение межслойной обработки?
Студентка:
— Прожуханию.
М. М. Девятов:
— Правильно, уходу масла, а значит…
Девушка:
— Значит живопись будет ярче и насыщеннее, пятнами не пойдет со временем, и не будет отваливаться.
М. М. Девятов:
— Ну, это мы уже говорили, да. Я хотел сказать, что…
Другая девушка:
— В тоне не будет меняться?
М. М. Девятов:
Вот! Очень точное и тонкое замечание. Это предотвращает падение в тоне верхнего слоя (следующего слоя). Потому что вы хотите, чтобы краска не потеряла из своего состава часть связующего (масла), которое может уйти вниз, а это масло и есть — межслойная обработка, то есть межслойный лак. А чтобы связующее не ушло вверх, чего не надо вводить в краску лишнее количество?
Студентка:
— Разбавителя.
М. М. Девятов:
— Молодец! Ты одна уже можешь читать лекции.
Да, не надо разводить там эфирных масел. А если даже они и вводятся, то в какой-то начальной стадии, там это можно. А в завершении работы, когда нужно уже попасть в цвет наверняка, уже разбавлять эфирными маслами краску нельзя. Вот, например, там Гейнсборо, да? (портрет герцогини де Бофор) на лице или на таких местах, открытых, как бюст и так далее — то там, это очень заметно. И если у вас произойдет падение тона, то оно может произойти только по двум причинам – либо была плохая межслойная обработка, либо краска была разжижена каким-либо эфирным маслом. Эфирное масло нельзя на последней стадии применять, ни в коем случае. Вот, поэтому Тициан писал, завершая пальчиком, и так далее – чтобы краску уложить тонко, или если вязкая краска, и чтобы она не меняла своего тона.
Ну, что еще из межслойной обработки… Повторяю, это очень важный момент во всех отношениях. При копировании это совершенно необходимо, для живописи тоже, но мы уже, так сказать, давно многие вещи забыли, отвыкли и так далее.
Есть вопросы еще?
Студент:
— А вот клеевой грунт, он требует межслойной обработки?
М. М. Девятов:
— Зачем? Клеевой грунт на что рассчитан?
Студент:
— Ну, да, на матовость.
М. М. Девятов:
— На впитывание в первую очередь, да? Так зачем межслойная обработка, да?
Еще вопросы? (более членораздельные). Нет, да? Ладно. Сейчас поговорим о лаке для лессировки.