Как объяснить детям что такое сольфеджио

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.

Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:

Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

До начала занятий

Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.

Музыкальные часы

Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.

В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.

В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ

Разноцветные веревочки или фантики

Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.

Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).

Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Нотки – это воздушные шарики!

Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.

После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.

Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ

В сказочном королевстве!

Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Например, действующие лица могут быть такие:

Распознаем доли и длительности

Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.

Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Шаги и длительности нот

Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.

Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».

Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:

Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).

При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).

Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?

Источник

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Свежие записи

Основные рубрики

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Даниил Демчук

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Эстрадная студия Рапсодия подтвердила звание образцовой

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Награды от Аrt Kids нашим пианисткам

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Поздравляем Елизавету Казакову

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Поздравляем юных цимбалисток

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Поздравляем Ирину Валерьевну Савицкую

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Поздравляем Екатерину Юрьевну Минцевич

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Наши пианисты на конкурсе Зажечь звезду 2020

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? Такой вопрос естественно встает перед родителями после того, как они выяснили, зачем нужно сольфеджио изучать, и поняли, насколько трудной и сложной является эта музыкальная дисциплина для начинающего обучение малыша.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио
И если сами уроки сольфеджио приводят его в восторг, то домашние задания, как правило, ставят в тупик и самого ученика и его родителей. Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут — сложности в виде теоретических правил, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.

Естественно и понятно желание родителей помочь ребенку состояться, как музыканту. «Заинтересованные» мамы приходят с тетрадками, записывают слова песенок, правила, и очень переживают за своих малышей, ведь за неделю дети успевают начисто забыть все, о чем шла речь на уроке.

Родители, бабушки и дедушки на самом деле, большая помощь и педагогу, и маленькому ученику. Но помощь в подготовке к уроку сольфеджио совсем не в том, чтобы мама, папа, бабушка или дедушка (или все они вместе), используя «звонок другу», вместо своего любимого отпрыска строили интервалы, доминантсептаккорды или определяли тональность по количеству знаков.

В первые годы обучения важнейшим моментом является интерес родителей к деятельности ребенка, желание облегчить ему вхождение в трудную, утомительную рутинную ежедневную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта. Дорогие взрослые, как только вы найдете в себе силы ВНИКНУТЬ в суть сольфеджио, ваш ребенок перестанет проливать слезы, и у него все пойдет на лад (причем, на мажорный лад).

Сольфеджио — предмет специфический, его преподавание существенно отличается от преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: хороших результатов можно достичь только в том случае, если вы эту специфику поняли.

Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;
услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио
С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый, очень короткий этап. На этом этапе ваша помощь будет очень желанной и уместной — на ребенка в сентябре внезапно «сваливается» масса информации, а музыкальная грамота — это область знаний, с которой малыш никогда ранее не сталкивался. И если вы ежедневно ненавязчиво спросите у него, на какой линеечке пишется нота СОЛЬ или ДО (вам самим это запоминать не обязательно, проверяйте ответы по записи в его тетрадке, а еще лучше, если он сам и проверит), вы очень здорово «продвинете» вашего будущего музыканта. Уроки сольфеджио проходят редко, всего раз в неделю, поэтому ваши вопросы помогут ему удержать в памяти то, о чем шла речь на прошлом уроке, и о чем его непременно спросят на уроке следующем.

На уроке сольфеджио учащиеся получают знания и знакомятся с вариантами их закрепления на практике. Звучит очень просто. На самом деле, процесс происходит примерно так:

Изучается новое правило,
потом следуют:
— письменные упражнения на его закрепление;
— затем ребенок должен пропеть то, что он только что написал;

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио
— потом пропеть упражнения на это правило;
— следом ребенок сольфеджирует «номер» (отрывок из музыкального произведения, где применяется это правило) — поет и называет каждую ноту;
— иногда номер надо транспонировать (перенести в другую тональность);
— обязательный момент — слуховой анализ — учитель играет (интервалы, аккорды, лады и др.), а ученик на слух определяет, какой из них в данный момент звучит;
— на уроке еще может быть музыкальный диктант (записывание прослушанной мелодии нотами) на изучаемую тему;
— а в завершение — на дом задается еще и сочинить мелодию с применением нового правила.

Естественно, что деятельность на уроке занимает лишь около 10% от всего необходимого объема работы: больше не успеть. Остальные 90% приходятся на домашние занятия — полученное на уроке надо «переварить» и отработать, то есть повторить десятки раз. За один присест это сделать невозможно — нужны ежедневные, пусть непродолжительные, занятия. Если этого не происходит, мы получаем эффект «пустой корзины»: знания, не получившие закрепления, пропадают.

Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть фото Как объяснить детям что такое сольфеджио. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое сольфеджио. Картинка про Как объяснить детям что такое сольфеджио. Фото Как объяснить детям что такое сольфеджио
Наиболее распространенной ошибкой учеников в домашней работе по сольфеджио является то, что тщательно выполняя письменные задания, они дома практически НЕ ПОЮТ. Заданные на дом песенки и упражнения (так называемые «номера»), а также интервалы, тональности, лады, аккорды специально подобраны в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастания сложности. Именно через пение и слушание этого материала (а когда ребенок поет, то он еще и слушает, и запоминает) происходит развитие музыкального слуха ребенка.

Какая помощь нужна ребенку? Самое главное, что должны сделать родители – следить, чтобы было выполнено письменное задание, но главное, СЛУШАТЬ, как ребенок сольфеджирует, то есть, поет, называя ноты. Все!

— Не заставлять петь «из под палки», а стимулировать, заинтересовывать ребенка, может быть, первое время петь вместе с ним. Номер или песенка по сольфеджио должен быть пропет к уроку не менее 10 раз (это совсем не много, всего 1-2 раза ежедневно).

— Вы не знаете, точно ли он попадает голосом в нужную ноту («чисто» ли он поет)? Вам это и не обязательно знать! пусть проверяет себя, нажимая соответствующую клавишу на инструменте.
— Напомните ему, что звучание клавиши и голоса должно совпадать. Не совпадает? Ничего страшного для начала.

Главное, чтобы маленький ученик уже сейчас понял, что без пения — никак, чтобы он привык вокальную часть задания по сольфеджио выполнять ежедневно обязательно, чтобы он знал, что взрослые будут контролировать и его ежедневные занятия, и его оценки по сольфеджио, потому что его успехи, его музыкальное развитие для родителей очень важны. Для того чтобы послушать пение ребенка, никакого дополнительного времени не нужно: вы можете заниматься уборкой и внимать гармоническому до минору. Хотите, спойте вместе с ребенком «номер» по сольфеджио (отрывок из оперы), пока варятся пельмени.

Самое трудное для родителей ВНИКНУТЬ в работу ребенка и ПОМНИТЬ о том, что домашние занятия сольфеджио надо контролировать. А если маме с папой все равно, если для них это не важно — поверьте, ребенку все равно тоже.

Жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы малыш КАЖДЫЙ ДЕНЬ 5-10 МИНУТ занимался сольфеджио: пропел упражнение, построил, сыграл и пропел интервалы, аккорды и что там ему еще задано. И пока это не стало у ребенка привычкой, родители должны контролировать этот процесс, особенно важно следить и поддерживать маленького ученика на начальном этапе. Никакие отговорки не принимаются: это ВСЕГО 5-10 МИНУТ работы! А лучше — 5-10 минут игры. Ежедневные занятия на инструменте и занятия сольфеджио должны войти в плоть и кровь ребенка, как умывание по утрам, если он хочет стать музыкантом (музыкант-любитель должен заниматься ровно таким же образом). При такой организации домашних занятий дети довольно быстро переходят к самостоятельной работе над заданиями по сольфеджио. За родителями остается сначала постоянный, а потом периодический контроль.

Лень ребенка (а более всего — ВАША) в укоренении и закреплении этой привычки впоследствии явится тормозом в его музыкальном развитии, а ведь вы хотите, чтобы он был лучшим.

Педагогам нередко приходится наблюдать одаренных детей, которые на начальном этапе с легкостью овладевают игрой на инструменте, но при этом безалаберно относятся к занятиям по сольфеджио. В то же время, менее способные ребята, которые усердно занимаются сольфеджио, ежедневно играют на инструменте, поют в хоре, как правило, через пару лет обгоняют своих зазнавшихся оппонентов.

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи, как делают это на уроках учителя сольфеджио. Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребенка, но ему совсем не нужно об этом знать. Обязательно в день урока сольфеджио поинтересуйтесь, что и как было на уроке, пусть он вам расскажет и покажет, споет и прохлопает, потом научит вас или своих кукол. А назавтра снова сделает то же самое… и послезавтра… Потом будет новое задание — и все сначала… будничная кропотливая работа, не всегда привлекательная для детей своим однообразием и бесконечными повторениями. Что ж — это путь музыканта. Успехов вашему малышу на этом пути.

Источник

Методическая работа «Специфика работы с детьми дошкольного возраста (5–6 лет) на уроках сольфеджио»

Разделы: Музыка

Введение

Тема музыкального воспитания детей дошкольного возраста была и остается актуальной в наше время. Уже признано и доказано учеными, что обучение детей музыкальному воспитанию нужно начинать с раннего возраста, до 10 лет. Учащиеся с музыкальной подготовкой показывают лучшие знания по общим предметам, чем те, кто никогда не занимался музыкой. Дети, слушающие классическую музыку менее агрессивны, более уверены в себе и окружающей обстановке. Музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. В детские дошкольные учреждения приходят маленькие дети, они на музыкальных занятиях получают первые навыки музыкального воспитания. Обучаясь в подготовительных классах музыкальных школ и школ искусств, “организованные” дети более свободны в общении, легко идут на контакт. А те дети, которые не посещают детские дошкольные учреждения, как правило, замкнуты, не знают детских песен, игр, им тяжело общаться в коллективе. Некоторые преподаватели не могут заниматься с детьми дошкольного возраста, т. к. этот контингент требует особого подхода, и нужны знания и умения, чтобы понимать психологию ребенка 5-6 летнего возраста. Это не просто. А начинающие преподаватели порой затрудняются и в подборе материала.

Цель этой работы – показать, как можно начать и осуществить учебный процесс, какие примерные модели можно применять в своей работе, чтобы заинтересовать детей, привить любовь к музыкальному искусству. По ступенькам накапливать музыкальный багаж детей, от простого к сложному, как на простых примерах быстро научить коллективному пению, музицированию, применяя игровые приемы на начальном этапе обучения.

1. Музыкальное искусство как единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Хорошо известна роль, которую играет музыка в эстетическом и нравственном воспитании ребенка.

Музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Именно средствами и образами искусства происходит самое интенсивное воздействие на психику дошкольника, обогащение его духовного мира. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Прививать интерес к хорошей музыке нужно с раннего детства. Музыка в детстве закладывает жизненные навыки. Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальные ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению.

2. Три базовых компонента музыки: звук + ритм + мелодия

Детская школа искусств является проводником в мир прекрасного и выполняет задачи профессионального обучения ребенка музыке. В ДШИ происходит комплексное развитие юных музыкантов. При музыкальных школах и школах искусств организованы подготовительные группы для дошкольников. Главная задача преподавателей – найти собственно подход, методически правильное, соответствующее возрасту педагогическое воздействие. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.

Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Например: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции. Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п. Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.

3. Игровые приемы на начальном этапе обучения

Введение в урок сольфеджио. Знакомство с понятием “Звук”

“Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира”, – так утверждали древние мудрецы. Преподаватель обращается к учащимся: “Вслушайтесь в дождь, как он льет сегодня”. И они вслушиваются. А потом каждый предлагает свой способ подражания звукам дождя: можно пальцами часто и негромко барабанить по парте – это напомнит звуки капель, падающих по крыше и т.д. Все это дети сами пробуют сделать, пробуют коллективно. Дождь может быть спокойным или сильным. Нетрудно изобразить и ветер, подуть губами. Преподаватель продолжает свой рассказ: “Ну вот, пришел вечер, затих ветер, успокоился дождь, на небе засверкали тысячи звезд. Когда всматриваешься – вслушиваешься в них, кажется, что они звучат, как прекрасная сказочная музыка. Закройте глаза, сосредоточьтесь и представьте себе небо, усыпанное звездами!” Дети все это выполняют. А затем выясняется, что музыку звезд лучше всего изобразить на металлофонах и треугольниках. И ученики только ждут, когда учитель направит их. Когда вступать, кому играть. Педагог может предложить побывать ученикам в его роли и предоставляет им эту возможность. Так, через игровые приемы, преподаватель начинает введение в такой обычно “нелюбимый” предмет как СОЛЬФЕДЖИО. Казалось, и без того не хватает времени для развития слуха, изучения нотной грамоты и пр. Но стоит серьезно во все это вдуматься и самому попробовать так проводить уроки, как убеждаешься, что именно такой путь – путь, стимулирующий творчество, фантазию и поиски, – один из самых эффективных: он учит детей мыслить, познавать подлинные истоки музыки, ее выразительную силу и взаимосвязь с окружающей жизнью.

Русский композитор и педагог Н.Римский – Корсаков называл сольфеджио “гимнастикой слуха”. На начальном этапе обучения нужно помнить, что предмет сольфеджио – это не обычная дисциплина, а комплексное музыкальное развитие ребенка в целом.

Одна из задач подобных занятий – дать детям как можно больше музыкальных впечатлений при самых скромных и элементарных средствах исполнения. Но основная цель – обратить внимание на воспитательную силу музыки и музицирования. В любой модели необходимо различать ее содержание (т.е. что она выражает) и ее форму (т.е. способы и приемы, с помощью которых оно выражено).

Всюду и везде – в повседневной жизни мы получаем массу знаний и сведений. И этот “бесконечный поток информации” приучил нас все и вся воспринимать поверхностно, и мы нередко равнодушно проходим мимо самых чудесных и прекрасных явлений. Почему? Потому что знания эти преподносятся нам сухо. Но стоит детям преподнести информацию эмоционально и облечь в художественную форму, как они начинают вслушиваться и находить красоту там, где с первого взгляда ее не замечали.

4. Активизация музыкально-творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста

Хочу остановиться на собственных примерах из своего опыта работы с учащимися дошкольного возраста. Недавно меня пригласили принять участие в Городском методическом объединении музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений г. Норильска. Мне предложили провести занятие с воспитанниками подготовительной группы МДОУ “Детский сад №99 “Топ-Топ”. Передо мной стояла цель: за минимальное время подготовить и создать детский шумовой оркестр, показать материал музыкальным работникам детских садов, которым пользуюсь сама, и который, возможно, заинтересует музыкальных работников ДДУ. Выяснилось, что почти все музыкальные руководители применяют в своей работе методику Татьяны Боровик. Но выяснилось, что на одном и том же материале стало неинтересно работать. А молодые специалисты, которые только начинают свою трудовую деятельность в детских учреждениях, порой не знают с чего начать музыкальное занятие, как заинтересовать маленького ребенка и организовать процесс воспитания. Существует множество методик именитых педагогов, но из массы методической литературы надо отбирать только тот материал, который будет “работать” и который поможет вам в обучении детей и даст результат.

Дети (стоя) руки поднимают вверх и поют самые высокие звуки: “тянутся к солнышку”. Затем опускают руки и присаживаются на корточки. Поют низкие звуки: “солнышко село, на Землю опустилась ночь”. Затем выполняют голосом глиссандо от низкого звука к высокому, и, наоборот, с выученными движениями. И конечная цель – выстраивание унисона. Например – на звуке “соль”.

Детская песня “Андрей-воробей” Рисунок 2.jpg Разучиваем первый куплет коллективно с точным ритмом. Для точности исполнения ритма используется жест “погрозить указательным пальчиком” Поем сначала на одном звуке (“ми”-“соль”). Затем я даю задание: спеть сердито, ласково и т.д. Второе задание: придумать каждому свою роль (сестренка, папа, мама). Можно задать интервал восходящий или нисходящий (например: ч.4 на звуках “ре-соль”) – дети поют индивидуально.

Цель упражнения: добиться точного исполнения ритма, учиться сливать свой голос в общий унисон, передавать различный характер при помощи интонаций, развивать образное мышление.

“Колыбельная медведицы” из м/ф “Умка” Е.Крылатова. Рисунок 8.jpg Дети слушают пьесу в исполнении педагога. Обсуждается характер пьесы, жанр. Дети сами рассказывают, что они представляют. Звездное небо, океан, тихую спокойную ночь, сверкающий снег. Выбирают музыкальные инструменты. Отдают предпочтение треугольнику, бубенцам и металлофону. Я показываю, как исполнять глиссандо на металлофоне. Каждый сначала хорошо “знакомится” со своим инструментом. Играю вступление и исполняю пьесу, а дети импровизируют в характере на своих инструментах, при исполнении получается своеобразный музыкальный фон. Как оказалось – такое импровизированное музицирование – самое любимое занятие. Дети слушали музыку и старались передать своей игрой конкретный образ, создаваемый непосредственно в процессе исполнения, не хаотично, а выдерживая темп, попадая в сильную долю такта, сливаясь в общий ансамбль. Цель упражнения: проявление творческих навыков в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие образного мышления, самовыражения, умение слушать музыку, свой инструмент, передавать характер пьесы, сливаться в общий ансамбль.

5. Заключение.

О важной роли музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Музыка полезна для детей. Как говорит Гордон Шоу, профессор физики при Калифорнийском Университете. Обучаясь игре на музыкальном инструменте, 3-4 летние дети учатся рассуждать и мыслить. Согласно исследованию, обнародованному в феврале 1997 года, музыкальное воспитание, особенно в дошкольный период, способствуют позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Эта способность очень важна для всего процесса образования в будущем и изучения таких предметов, как математика, естественные науки, а также игры в шахматы и усвоения сложных технических устройств. Ученые установили, что дети слушающие музыку Моцарта, Гайдна, Шуберта, т.е. классическую музыку менее агрессивны, более уверены в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации. Большая часть исполнителей высокого уровня начинала занятия музыкой в возрасте до 10 лет. Новые исследования показывают, что ранние музыкальные уроки помогают создавать и поддерживать определенные связи в головном мозге ребенка, которые в ином случае просто бы не сформировались. Давно известно, что музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. По наблюдениям ученых и социологов новое поколение отличается от предыдущего, но почему то во всем наблюдается всеобщий хаос, который чреват пренебрежением к искусству. Уменьшается стремление людей дать своим детям музыкальное образование. Это связано с бытовыми трудностями, но хочется верить, что XXI век будет веком гуманизма и возрождения искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *