Как объяснить ребенку что такое чудо
Как объяснить ребенку понятие «чуда»?
Как объяснить ребенку понятие «чуда»?
И вот когда ребенок является послушным,веселым,самостоятельным,старается не хныкать,убирает на место свои игрушки и т.д.,к нему приходят Ангелы и Феи, и смотрят-как его наградить.И вот тогда случается чудо.Исполняются его желания.Можете рассказать о Дед Морозе,что он живет в Лапландии и дети ему пишут письма,что хотят получить в подарок.
Ведь дети очень открытые и совершенно непосредственные,у них каждый день новая информация и новые открытия-а они и бывают чудом.Главное и взрослым и детям верить в то,что чудеса случаются и тогда они действительно будут происходить,ведь по вере нашей и дано нам.
А зачем ему объяснять это понятие? Для него чудо должно быть чудом, а не понятием. Покажите на практике, что такое чудо, т огда ему будет все понятно.
Проще всего- с помощью сказки.Замените чудо каким-либо волшебством.А еще есть очень хороший советский мультик.По-моему называется «А вы видели чудо?»
Для счастливого детства понятие чуда просто необходимо. Самое главное ребёнку обьяснять все простым и доходчивым языком. И не нужно здесь городить велосипед. Возьмите сборник русских народных сказок и просто с ребенком поговорите после их прочтения. И не надо никаких американских мультфильмов, ведь чудо это всегда «добро».
Я бы сказал так: «Это когда что бы ты что то делаешь, и у тебя это получается, причем даже если ты не умеешь этого делать вовсе. Еще когда у тебя все хорошо, и рядом с тобой любящие и заботливые родители.
Еще когда ты здоров, и у тебя ничего не болит и ты полностью здоров.
Чтобы объяснить ребенку понятие «чуда», можно дать представить или рассказать на примере.
Но детям легче понять, чем взрослым, потому что взрослые, становясь год от года старше, не помнят, что такое чудо в детстве.
В чудо легко верят дети, которые обожают сказки, поэтому им объяснить не сложно. Чудо часто живет в этих сказках.
В сказках чудо тоже случается не с каждым героем. Чудеса происходят с теми персонажами, кто очень ждет, с теми, заслужили и достойны. Например, с Золушкой, когда появляется ее Крестная, помогая оказаться на балу. Необычным образом каретой становится самая обыкновенная тыква, а убогонький и простой наряд девушки по мановению волшебства становится великолепным сказочным нарядом.
«Это магия, которую не видят, но как-то она есть»: расспросили детей, что они думают о чудесах
Мы и сами не заметили, как завели хорошую традицию: вот уже несколько лет в канун рождественских каникул мы разговариваем с младшими школьниками на самые разные темы, по большей части праздничные. В этот раз мы решили поинтересоваться у первоклассников петрозаводской школы № 27, верит ли нынешняя детвора в чудо и что вообще понимает под этим словом. Оказалось, многое: от внезапно выключившегося в квартире электричества до подаренного родителями смартфона.
Денис и Дима Солодовниковы:
Дима: Чудо – это если ты думаешь, что что-то сбудется, и это сбывается. Со мной тоже чудеса случались. Когда летом я хотел залезть на дерево, то сначала не получалось-не получалось дней пять, а потом залез как-то. Там не было веток внизу, даже не знаю, как я залез: просто прыгнул и зацепился ногами.
Денис: Я тоже на дерево залез, только на другое. Это была корявая береза, поваленная. Но лезть тоже неудобно было. Жду ли я чудес этой зимой? Да, на Новый год и Рождество. Может, Деда Мороза ночью дождусь – мы ведь с братом до 12 не спим! Потом – когда как, когда хочется спать, а когда нет. Но в садике я, когда спать не хотелось, но было надо, притворялся: лежишь себе с закрытыми глазами – хорошо…
Миша Мехедов:
– Когда желание исполняется – это и есть чудо. Чудеса со мной случались. Я хотел разряд по плаванию получить – и я его наконец получил. Теперь у меня третий юношеский. А еще я давно просил собаку, и мне ее подарили: как раз такую, как я и хотел, кокер-спаниеля. Ее зовут Капа. Я с ней хожу гулять, убираю за ней. На Новый год тоже чудеса случаются: надеюсь, в этот раз они тоже произойдут. Хочу две рации в подарок – хоть бы сбылось!
Катя Петухина:
– По-моему, чудо – это какая-нибудь магия, которая происходит так, что никто ее не видит, но как-то она есть. Однажды я смотрела телевизор, и вдруг ниоткуда свет вырубился. Я испугалась. Потом пришел папа с фонариком, он тоже этого не ожидал. Мы вдвоем пошли на кухню чего-нибудь перекусить. Потом не помню, что было, но свет как-то вернулся. Что это было – ума не приложу. Я люблю мультик «Феи Винкс», и там полным-полно чудес. Моя любимая фея – Муза, хотя дома у меня – фея Лейла. Но главные чудеса, конечно, случаются на Новый год. К нам однажды на праздник приехала Вика Журавлева из Питера. Мы с ней заметили на стене за диваном какое-то пятно и подумали, что через это пятно прилетел Дед Мороз. Очень странно: мы на стенах не рисуем, и еще несколько дней назад его не было. А потом, когда Новый год уже прошел, пятно исчезло! Я на Новый год хотела бы подарок, но пока еще не решила, какой. Надо бы поторопиться.
Илья Макаров:
– Чудеса со мной пока еще не случались. Хотя, может, что-то и происходило, только я не помню. Вообще, я вижу чудеса во снах. Я хотел во сне потрогать елку, и она вдруг взлетела в воздух. Или, например, я видел во сне, как мы гуляли с мамой и братом, и вдруг я поднял глаза – а над нами вода, а в ней – тень кита. Еще и дырка какая-то в воде, представляете? Пропасть такая. Мы потом пошли по снежному мосту еще, и он разломался. Мы все в воду упали, и я проснулся. Прибежал к маме под бочок и снова уснул.
Костя Стрельников:
– Да, я немного верю в чудеса. Со мной они, правда, еще не случались. Случались ли они с кем-то из моих друзей? Я так-то не знаю, мы видимся в школе, в гостях – а там о чудесах не разговариваем, все больше играем. Если и разговариваем, то «как дела?» и всё такое. У меня очень много мультиков любимых, и там чудеса происходят. «Маша и Медведь», например, или «С приветом по планетам». Там типа сначала лорд Злыдень захватывает базу, а потом тут и там заводят всех на всякие разные развлекульки, и потом они соревнуются, чтобы забрать Кубок победителя всех планет.
Рита Кузьмина:
Максим Сухов:
– Да, в чудеса я верю. Как бы я объяснил другу, что такое чудо? (пожимает плечами). Ну, чудо… Происходили ли со мной чудеса? Ну, происходили. Например? (пожимает плечами). Было ли, чтобы я очень чего-то хотел, и это произошло? Ну, было (пожимает плечами). Но не помню. Жду ли я чуда на Новый год? (пожимает плечами) Ну, жду.
Юля Доева:
– Чудо – это когда очень-очень все так меняется, как-то становится таким все волшебным, всякое большое волшебство появляется. Было, например, такое, что я заснула, и вдруг открыла глаза ночью, а думала, что это утро. И лежала так долго, не могла уснуть. А вчера в школе выяснилось, что у подружки в телефоне стерся номер ее брата, а остался номер другой ее подружки, так вот она начала этой подружке звонить, а соединили ее с братом! Чей номер пропал! Представляете? А еще на прошлый Новый год мы с родителями были у меня в комнате, а когда пришли в другую комнату, там под елкой оказались подарки. А потом мы пришли в комнату мамы и папы, и там тоже лежали подарки для них! На Новый год я жду побольше волшебства, побольше снега. А еще я хочу сенсорный телефон и костюм болельщицы – за папу на футболе болеть, он у меня часто в него играет.
Максим Константинов:
– Иногда и со мной чудеса случаются. Например, когда мы зимой с дедушкой катались с горки, я катился-катился и вдруг взлетел! Да так, что аж через дедушку перелетел! На Новый год чудеса тоже происходят. В этом году я жду встречи с Суперрейнджером, вот как!
Милана Данилевская:
– Чудо – это когда что-то появляется новое и необычное. В мультиках, которые я смотрю, чудеса происходят. Например, «Маленькое королевство Бена и Холи»: там есть и феи, и эльфы. На Новый год чудеса тоже происходят. Я еще не знаю, что Деду Морозу заказать и как это сделать: секреты же нельзя выдавать, а то не сбудутся. Но я хотела бы сенсорный телефон. У меня его нет, а планшет разбился. Нет, телефон не для того, чтобы в игры на уроках играть – а то его заберут. Как у одного одноклассника. У него однажды забрали телефон и так и не отдали. Может, учительница сама в него играет? Нет, не думаю.
Лестница чудес. Как вера в чудо формирует ребенка
П одслушала разговор в магазине:
— Мы сами рассказали сыну, что Деда Мороза не существует и что мы сами клали подарки под елку. Он сильно плакал, но потом успокоился и даже посмеялся с нами.
Мне стало так жалко этого незнакомого мальчика, что я сама чуть не заплакала.
Нужна ли ребенку вера в чудо? Многие родители считают, что она откровенно вредна, и, как говорила в 20-е годы Надежда Константиновна Крупская в споре о сказках, только уводит его от реальной жизни. На самом деле, как это ни парадоксально, присутствие чуда в жизни ребенка дает ему точку опоры, универсально разъясняя те события и явления жизни, которые он пока по-другому объяснить не может. В школе примерно этой же причиной объясняли появление религиозных верований у древних народов — необходимость хоть как-то обосновать гром, молнии, смену времен года и прочие пугающие наших предков события.
Популярность во всем мире сказок, в том числе среди взрослых людей, говорит о том, что чудеса нам просто необходимы. История о юном волшебнике в очках не просто так стала на много лет самой читаемой в мире. Дети из года в год просят у Деда Мороза волшебную палочку, единорога и встречу с феями — это будущие взрослые, которые, если жизнь жестко не объяснит им, что чудес не бывает, будут ждать других чудес, не менее необходимых, желанных и иногда неосуществимых: встречи со «своим» человеком, долгожданного ребенка, выздоровления близкого человека — и воспринимать как чудо подарки судьбы и неожиданные сюрпризы.
Я хорошо поняла, что такое настоящее чудо, однажды зимним вечером в финской деревне, куда мы приехали в зоопарк. На выходе оттуда дочь увидела в магазине сувениров игрушечного лисенка. Она прекрасно понимала, что просить нас купить его бесполезно, наизусть знала, что она услышит про кучу мягких игрушек, которые пылятся дома, про то, что мы не собирались здесь ничего покупать и так далее, поэтому она даже не пыталась его просить. Я только увидела, как она на него смотрит и как держит его в руках, и все поняла. Поэтому, когда она послушно положила его на место и пошла с бабушкой на улицу, после того как ее позвали, я схватила мужа за руку и сказала, что мы должны немедленно купить лисенка, даже если ради этого придется опоздать на автобус. И мы купили его, и выбежали на улицу догонять дочку с бабушкой, и окликнули ее, и когда она оглянулась, я увидела, что у нее на глазах слезы. Но по-настоящему она заревела тогда, когда папа вынул из-за спины этого неизвестно почему нужного ей лисенка… Это и было настоящее чудо.
Не мешайте детям ждать чуда и верить в него. Это их будущая вера в доброжелательность мира, в надежду, в мечту, в себя. Не разубеждайте детей в существовании чудес. Обычно вера в Деда Мороза и добрых волшебниц потихоньку сходит на нет сама собой, и те родители, которые хотят ускорить взросление и выгнать поскорее чудо из жизни ребенка, вывалив на него правильную, с их точки зрения, информацию, рискуют получить на ровном месте самые неожиданные реакции. То же самое может произойти, если таким гласом истины выступит кто-нибудь из сверстников, особенно если правда будет донесена до него в грубой или насмешливой форме. Если у ребенка появляются сомнения в существовании чудес в реальной жизни, если друзья ему все объяснили или если он увидел, как дядя артист переодевается в Деда Мороза, — значит, настало время для серьезного и важного разговора о том, что чудеса в жизни все-таки есть.
Каждый из нас может вспомнить удивительные совпадения и необъяснимые случаи, которые прекрасно это проиллюстрируют, и рассказать о них повзрослевшему ребенку, ведь чудо— это когда мы не должны были встретить человека, но встретили, чудо — когда точно должно было произойти что-то плохое, но не произошло, чудо — когда вдруг на ваших глазах произошла какая-то удивительная история спасения.
Иногда мы, сами того не желая, лишаем детей возможности верить в чудо. Мы выполняем их желания до того, как они успевают что-то захотеть, мы покупаем лучшее и придумываем фантастически прекрасное, после чего им уже не о чем мечтать, нечего ждать. Бывалые Деды Морозы — артисты, которые в новогодние дни ходят поздравлять детей, рассказывая о своей нелегкой работе, часто упоминают своих маленьких клиентов, которым ничего не надо, потому что у них все есть. В их жизни просто нет места чуду, потому что нет желаний. Один «дедушка» с содроганием вспоминал девочку из обеспеченной семьи, диалог с которой выглядел следующим образом:
— Девочка, ты знаешь, кто я?
— А загадки любишь отгадывать?
— А подарок хочешь получить?
Подарили что-то дорогое и прекрасное — ребенок посмотрел без интереса, отодвинул и ждал, что будет дальше. И «дедушке» пришлось применить все профессиональные хитрости, чтобы все-таки пробить этот лед, зацепить этого ребенка, сделать так, чтобы он заговорил с интересом, заулыбался, захотел чего-то… Другой его коллега рассказывал о мальчике, который не знал, что загадать на следующий год, потому что у него все есть. В таком мире, где мама и папа всемогущи, конечно, нет места ни Деду Морозу, ни доброй фее.
Лучше всех о том, как сохранить веру в чудо, сказал когда-то капитан Грэй: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, — тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем».
Напомню, что эти строки Александр Грин писал в декабре 1920 года в промерзшем Петрограде времен войны, революции и эпидемии тифа, в комнатке знаменитого «Дома искусств». Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово — вот они, чудеса, вера в которые, вырастающая из детского ожидания новогодней сказки, не должна умереть никогда.
Хорошим поводом к семейному разговору на сложные, но важные темы может стать просмотр спектакля «Синяя синяя птица» в новой постановке Театра наций.
Психотерапевт рассказала, почему детям важно верить в Деда Мороза
Кандидат психологических наук Вера Якупова поделилась рассуждениями о важности детской веры в новогоднее чудо. О том, как выстраивать концепцию праздника, дарить правильные подарки и поддерживать атмосферу волшебства, — в материале сетевого издания «Учительская газета».
В современном мире нет единого мнения относительно того, нужно ли поддерживать легенду о новогодних чудесах и Деде Морозе — в каждой семье все сугубо индивидуально. Некоторые родители предпочитают не морочить детям голову подобными небылицами, другие придерживаются религиозной парадигмы, где есть свои легенды и традиции, третьи же всячески культивируют в малышах веру в сказку: делают адвент-календари, пишут письма Деду Морозу и т.д. По мнению специалиста, каждый из этих вариантов нормален, поскольку до определенного возраста дети не умеют отличать правду от вымысла, и для них сказка — часть реальности.
Однако по достижении определенного возраста ребенок сталкивается с внешним миром и его жизненные убеждения претерпевают ряд изменений. Психотерапевт утверждает, что нет смысла продолжать убеждать ребенка в существовании чудесных героев, если он под влиянием внешних факторов начинает сомневаться в их реальности. Стоит отталкиваться от того, какие вопросы задает ребенок и как реагирует на родительские слова о предстоящем новогоднем волшебстве.
В то же время не нужно торопиться с разрушением детской веры в чудо — это произойдет постепенно, по мере взросления и накопления жизненного опыта. Как утверждает Вера Якупова, в современных реалиях сложно представить десятилетнего ребенка, который был бы на 100 процентов убежден в том, что подарки под елку приносит некий добрый дедушка, попадающий в дом через окно. Дети сейчас развиваются быстрее своих предшественников — это связано с развитием информационных технологий и с необходимостью поглощать невероятные объемы знаний каждый день. Однако даже те, кто уже в курсе, что Дед Мороз — это всего лишь добрая сказка, с удовольствием ищут под елкой 1 января подарки — пусть и купленные родителями.
Бывает так, что ребенка, еще верящего в чудо, вдруг не вовремя «просвещает» какой-нибудь родственник или друг семьи. В этот момент нужно позволить малышу прожить свое разочарование, всячески поддерживая его. Родители должны продемонстрировать ребенку, что они понимают его чувства и не насмехаются над ними (помним: для малыша сказка — часть реальности! Поэтому в момент крушения веры в волшебство, рушится маленькая часть его реальности). Важно объяснить ребенку, что Деда Мороза, может, и не существует, зато есть прекрасная новогодняя традиция — делать друг другу сюрпризы и приносить радость. Именно в этом и заключается новогоднее чудо — сделать своих близких счастливее.
Психотерапевт отмечает, что в современном мире возникла некая путаница с самой концепцией празднования Нового года. Раньше у Деда Мороза был вполне понятный прообраз — Святой Николай, покровитель всех детей. По легенде, Николай наблюдает за поведением ребенка в течение всего года и за хорошее поведение дарит подарки. Сегодня непонятно, кто такой вообще Дед Мороз, за что он дарит подарки, в чем особенность праздника как такового? А, может, приходит совсем не Дед Мороз, а, к примеру, Санта Клаус и кладет подарки не под елку, а в носок? Если Новый год — такой великий праздник, то что такое Рождество? На все эти вопросы родителям следует ответить в первую очередь самим себе, а потом уже выстраивать концепцию индивидуального семейного праздника для ребенка.
Еще одна сложность заключается в том, чтобы объяснить ребенку, почему Дед Мороз не может исполнить абсолютно любое желание. Складывается некое противоречие: Дед Мороз вроде бы и волшебник, но не может принести ребенку последний айфон или огромный конструктор Лего. Родители должны найти выход, основываясь на своих финансовых возможностях и способности правильно настраивать ребенка. Можно сказать, к примеру, что Дед Мороз всегда делает сюрпризы, поэтому заказывать какие-то определенные подарки не имеет смысла. А уж если вы ответственно заявляете, что Дед Мороз исполняет абсолютно все желания — будьте готовы потратить кругленькую сумму на сокровенные желания своего чада.
Психотерапевт заметила, что вера в сказку является важной ступенью личностного развития малыша, ведь сказка позволяет расширить границы возможного, обучает образному мышлению и способности фантазировать. Когнитивные способности ребенка при этом развиваются и выводят его на новый уровень становления личности.
Значение слова «чудо»
1. (мн. чудеса́). По религиозным и мифологическим представлениям: сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. Он молился о ниспослании чуда: о спасении города, о подкреплении падающего духа. Гоголь, Тарас Бульба.
2. (мн. чудеса́). Нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление. Впоследствии узнали, что, и правда, совершилось чудо: в один и тот же день взбунтовались мужики чуть не по всему уезду. Бунин, Деревня. [Игнатов:] Путешествовал по району — как раз по вашему участку. Вы ведь теперь известность, мне столько о вас чудес порассказали! Арбузов, Таня. || твор. п. чу́дом в знач. нареч. или с мест.: „какой“, „какой-то“, „какой-либо“. Разг. Необъяснимым, удивительным образом. [Николай:] Позвольте мне полюбопытствовать, с какой стати вы помешали маменьке говорить о деньгах и каким это чудом она вас послушалась? А. Островский, Поздняя любовь. Граната разорвалась рядом с Масленниковым, и он только чудом спасся. Симонов, Дни и ночи.
3. только ед. ч. О том, кто (или что) вызывает общее удивление, восхищение своими качествами. Будешь редкое явление, Чудо родины своей. Н. Некрасов, Песня Еремушке. Для нас, лентяев, не знавших систематического труда, его трудолюбие было просто чудом. Чехов, Тайный советник. — Чудо, красавица лошадь! Что возьмешь за нее? Л. Толстой, Казаки. || чего. О том, что является высшим проявлением чего-л. По истечении года картина была готова. Это было точно чудо кисти. Гоголь, Портрет. Разговор Татьяны с нянею — чудо художественного совершенства! Белинский, Сочинения А. Пушкина. В этот день готовился наваристый, вкусный борщ, настоящее чудо солдатского поварского искусства. Закруткин, Кавказские записки.
4. в знач. сказ. Удивительно, поразительно. — Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом, чудо! Лермонтов, Бэла. [Юлинька:] А мы вчера в парке были. Как весело было — чудо! А. Островский, Доходное место.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Объективное значение понятия «чудо» определяется общим философским миросозерцанием, по преимуществу теорией причинности. Всякого рода необычайные и необъяснимые явления сами по себе чудесами не являются и получают характер чудесного лишь при определённом способе их истолкования.
При скептической оценке с позиции критического мышления любое «чудо» всегда можно объяснить (но не доказать) рациональным способом. Причины для определения людьми чего-либо как чуда могут быть разными:
толкование необычных (для наблюдателя), редких и, как правило, неизученных природных явлений (например, шаровая молния);
ЧУ’ДО, а, мн. чудеса́, чуде́с и (простореч. редко) чу́да, чуд, ср. 1. В религиозных и мифологических представлениях — явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы. В чудеса теперь, слава богу, не верят. Ленин. Чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и бога, ибо человек ищет не столько бога, сколько чудес. Достоевский. Не худо явить хоть небольшое чудо: или потоп, иль с трусом (см. трус 2 ) гром. Крылов. || Твор. п. чу́дом употр. в знач. нареч. или с неопределенным местоим. «каким-то», «каким-либо» и т. д., означая: необъяснимым, случайным, таинственным образом. Он уцелел только чудом. Шолохов. Ей хотелось, чтоб Штольц узнал всё не из ее уст, а каким-нибудь чудом. Гончаров. 2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.
Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит. Пушкин. Лежит на песке золотом чудо морское с зеленым хвостом. Лермонтов. Для довершенья чуда, раскрылся пол — и вы оттуда. Грибоедов. Где чудеса, там мало складу. Грибоедов. 3. Предмет, явление, действие, вызывающее общее удивление своей необычностью (грандиозностью, великолепием и т. п.). Родосский маяк считается одним из семи чудес древнего мира. В свете чуда нет, к которому б не пригляделся свет. Крылов. Скажи мне: сколько чуд считается на свете? Давыдов. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Сталин. СССР — страна чудес. || чего. Высшее, поразительное проявление чего-н. . Рабочие, вы проявили чудеса пролетарского, народного героизма в гражданской войне против царизма. Ленин. Ч. красоты. Чудеса искусства. 4. в знач. неизмен. прил. Чудесный, удивительный, замечательный. Чудо-богатырь. И кивер-чудо набекрень. Пушкин. 5. в знач. сказуемого. Восклицание по поводу чего-н. поразительного, удивительного. Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор. Крылов. Ах, Афанасий Павлович! вот чудо! Лермонтов. Это просто ч.! 6. в знач. сказуемого. Удивительно, поразительно, замечательно, чу́дно. Чудо, что есть еще лица веселые, чудо, что смех еще временем слышится! Некрасов. Ты вчера два раза так соврал, что чудо. А. Островский. А ведь чудо как было весело! Сухово-Кобылин. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека