Как объяснить ребенку что такое наука
Конспект к уроку Окружающий мир «Что такое наука.»
Тема урока: 0 НАУКЕ. ЧТО ТАКОЕ НАУКА
Педагогические цели: способствовать формированию первого представления о науке, ее различных отраслях; создать условия для продолжения формирования информационной грамотности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: рассказывают о значении науки в жизни людей; приводят примеры разных наук; рассказывают о наблюдениях, проведенных во время летних каникул; объясняют назначение приборов и инструментов; измеряют температуру воды, воздуха и тела человека; приводят примеры некоторых символов и объясняют их значение; рассказывают о назначении искусства; приводят примеры различных видов искусства; характеризуют свое отношение к различным видам искусства; определяют время по часам; совместно проводят опыты в малых группах, распределяют работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждают свои наблюдения.
Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы; фантазируют и составляют устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной деятельности; оценивают правильность выполнения заданий.
Познавательные: самостоятельно пользуются справочником в конце учебника, специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей и Интернетом (с помощью взрослых).
Коммуникативные: соблюдают в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять); сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!». Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, хором произнесите текст:
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Слышали ли вы слово «наука»? Постарайтесь объяснить, что оно обозначает.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Беседа, раскрывающая содержание понятия «наука».
В настоящее время цивилизация, созданная на основе научных знаний, вступила в противоречие с природой, так как она долгое время не занималась изучением последствий техногенного воздействия на окружающую человека среду. В результате этого возник целый ряд экологических проблем, решать которые и предстоит современной науке.
Значение науки для жизни и развития общества очень велико, а заслуга в развитии самой науки принадлежит ученым, занимающимся научным познанием мира.
Как вы понимаете, что такое наука?
Что наука дает человеку?
Как вы думаете, чем отличается древняя наука от современной?
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
Выполните задание 1 на с. 3 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Пофантазируйте, какой была бы жизнь на Земле, если бы не было науки.
Представьте себе, что вы юные ученые. Что бы вы стали исследовать: жизнь растений или животных, звезды или глубокие пещеры, а может быть, жизнь на других планетах?
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста на с. 6-7.
ООД «Что такое наука?» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Абрамова
ООД «Что такое наука?» для детей старшего дошкольного возраста
МБ ДОУ «Детский сад № 31» г. Новокузнецк, Кемеровская область. Воспитатель высшей категории Абрамова Елена Владимировна.
Цель: развитие познавательной активности детей посредством знакомства с научными открытиями людей в разные века.
Образовательные: расширять представление детей об окружающем мире.
Речевые:обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе наблюдения.
Воспитательные: воспитывать внимательность, познавательный интерес к открытию нового в знакомом, интерес к экспериментированию.
Необходимое оборудование и материалы: черная мантия, шапка ученого четырехуголка, лавровый венок, белое полотно, указка, видео презентация, юла на широкой ножке, столик, песочные часы, скрипичный ключ.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении слова «наука», просмотр мультфильмов «Сборник серий об изобретениях. Смешарики.»
Ход ООД (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Он был учреждён указом президента России Б. Н. Ельциным в1999 году. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета по повелению императора Петра I. Давайте сегодня узнаем с вами, что такое «наука» и нужна ли она нам?
Для России важно развитие науки потому, что она облегчает жизнь людей, их быт. Наука помогает вылечивать людей и животных, кормит их, одевает и развлекает. Люди узнают что-то новое, развиваются, становятся лучше, умнеют.
Как вы думаете, что означает слово «наука»? Как вы понимаете это слово? (Слайд 2)
Ответы детей: Наука – это изучение чего-то нового.
Воспитатель: Наука – это род деятельности человека, так же, как и строитель, учитель, воспитатель. Наука предполагает исследование живой и неживой природы. Какие вы знаете живые и неживые предметы? (Слайд 3)
Ответы детей: исследователи, ученые.
Воспитатель: исследователем, вы можете стать прямо в своем возрасте. Начать свои исследования вы можете с живой или неживой природы. Например, посадим с вами маленькое зернышко и будем наблюдать за ним, как оно растет. На основе этого сделаем свои открытия. Навыки, знания, получаемые человеком, в результате исследования или жизненного опыта приводили к тому, что человек придумывал что – то новое и записывал в свои книги. Вначале это были просто дощечки, камни, потом писали на воске. В дальнейшем, человек придумал бумагу, которой сейчас мы пользуемся. (Слайд 5)
Сегодня мы с вами будем путешествовать во времени. У нас есть «машина времени» (юла) и песочные часы. Когда она будет крутиться, мы будем закрывать глаза и перемещаться во времени,проговаривая волшебные слова: «Раз, два покружи – мир науки покажи». Воспитатель раскручивает юлу, переворачивает часы, просит ребят закрыть глаза и произнести волшебные слова, а себе накидывает белое покрывало через плечо и надевает на голову лавровый венок.
Юла останавливается, и дети открывают глаза.
На экране монитора появляется картинка Древней Греции. (Слайд 6)
Воспитатель: Ребята, мы находимся с вами в Древней Греции. Посмотрите, как одевались люди в древней Греции. Все основные изобретения были сделаны в этой стране. (Слайд 7)
Гиппократ древнегреческий целитель. Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. То есть если человек заболел, это не значит, что он разгневал какого-то бога, а просто простудился или поранился. Так возникла наука медицина, которую стали в дальнейшем совершенствовать. (Слайд 8)
Аристотель древнегреческий философ. (Слайд 9) Он первый доказал, что земля имеет круглую форму. Когда луна бросала тень на землю, он видел ее округлость. После его открытий люди стали интересоваться космосом.
Аристотель создал порядок в мире живого и неживого и разграничил их. Он сказал, что есть мир растений, мир различных видов животных, мир человека и мир неживой природы – камни, воздух, вода.
Воспитатель: давайте с вами посмотрим, что изменилось со времен Древней Греции. Я буду показывать вам картинку изобретения, а вы назовете этот предмет в нашем времени. (Слайд 10)
— Маяк. В Древней Греции на маяке разжигали костер. В настоящее время светит мощный фонарь.
Воспитатель: Для чего служит маяк?
Ответы детей: чтобы корабль находил путь к берегу. (Слайд 11)
— Монеты. В Древней Греции впервые стали изготавливать железные монеты с изображением различных рисунков. В настоящее время денежные монеты и купюры имеют свой номинал.
Воспитатель: для чего нужны деньги?
Ответы детей: деньги необходимы человеку для совершения покупок и оплаты разных вида услуг. (Слайд 12)
— Якорь. В Древней Греции вместо якоря использовали корзины с камнями, либо просто привязывали камень к веревке. В настоящее время это литая форма якоря с якорной металлической цепью.
Воспитатель: Зачем нужен якорь?
Ответы детей: якорь нужен для корабля или лодки, чтобы течением ее не унесло с определенного места. (Слайд 13)
— Часы. В Древней Греции использовали водяные часы В настоящее время используются электронные, механические часы.
Воспитатель: зачем людям нужны часы?
Ответы детей: часы нужны людям для соблюдения режима дня и ночи. (Слайд 14)
— Алфавит. В Древней Греции вместо букв использовали рисунки, символы, потом составили первый алфавит. Мы с вами пользуемся русским алфавитом, который составили Кирилл и Мефодий.
Воспитатель: Зачем человечеству свой алфавит?
Ответы детей: Алфавит нужен общения людей между собой в форме письма или смс.
Воспитатель крутит юлу: Сейчас «машина времени» предлагает сделать разминку.
Динамическая пауза. Скрипичный ключ.
Воспитатель: молодцы, ребята! Предлагаю снова закрыть глаза, перевернуть часы, сказать волшебные слова и переместиться дальше. Интересно, куда теперь переместит нас машина времени.
Воспитатель накидывает черный плащ и квадратную академическую шапку. Дети выполняют действия и открывают глаза. Перед ними слайд «Москва – Кремль – российский флаг» наши дни. (Слайд 16)
Воспитатель: ребята, кто знает, куда мы переместились в прошлое или настоящее? И в какую страну мы попали?
Ответы детей: Мы переместились в настоящее время, в Россию.
Воспитатель: правильно, мы с вами прибыли в Россию в наше настоящее время. Чем же Россия прославилась в научных кругах всего мира в данный момент. Сейчас мы с вами узнаем. (Слайд 17)
Посмотрите на изобретение русского морского офицера Александра Федоровича Можайского. Что он изобрел?
Ответы детей: самолет.
Воспитатель: правильно, самолет. Но, не просто самолет, который летает, а самолет, который может поднять человека. Русский ученый- авиатор Борис Николаевич Юрьев изобрел вертолет, который мог подниматься вертикально на высоту и удерживать человека в полете. (Слайд 18)
Другие ученые доработали их открытия, и сейчас мы видим с вами современные самолеты и вертолеты, которые служат на благо своей Родины. (Слайд 19)
Сергей Павлович Королев ученый, который создал ракетно-космическую технику. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина. При помощи спутника, люди определили, что возможен полет в космос и возврат на землю. Юрий Гагарин первый в мире человек, который полетел в космос и пробыл там 108 минут. Сейчас люди уже летают в космос на длительное время, где живут, питаются и проводят научные исследования космического пространства, передают на землю погодные условия и многое другое. (Слайд 20)
Бори с Льво вич Ро зинг — русский физик, учёный, педагог, изобретатель русского телевидения, автор первых опытов по телевидению. Далее его открытие дорабатывалось другими учеными и благодаря им, мы сегодня смотрим с вами телепередачи на современном телевизоре. (Слайд 21)
Все эти изобретения были сделаны путем наблюдения за определенными предметами или явлениями. Например, почему ветер поднимает листья. Почему яблоко падает вниз, а не вверх. Почему камешек тонет в воде, а лист бумаги нет. Ученые наблюдали и делали открытия каждый в своей сфере. (Слайд 22)
Как рассказать детям о науке
Когда и как рассказывать детям о науке?
Да что там парк. Далеко ходить не надо, лучшее поле экспериментов в доме – это кухня. Конечно, в рамках патриархальных традиций считается, что мальчикам на кухне делать нечего, но ради науки можно же и пожертвовать стереотипами. Кроме того, что на кухне полно бытовой техники (как работает микроволновка? а посудомоечная машина? откуда берется лед в холодильнике?), сам процесс готовки позволяет проиллюстрировать множество научных явлений. Почему поднимается омлет? Почему тесто становится воздушным, если добавить дрожжи? Что такое вообще эти дрожжи? Как взбитые яичные белки в безе становятся твердыми? Может быть, уборки и прибавиться, да и омлет не у всех встает, но практическое применение научных знаний гораздо веселее сухой теории, что, несомненно, повысит шансы увлечь ребенка наукой. К счастью, дети любознательны от природы, и это здорово упрощает задачу, хотя современные родители и жалуются нередко, что ребенок вообще ничем не интересуется, и его невозможно отлепить от экрана телевизора или смартфона. На самом деле, в этом нет ничего такого уж страшного. Хорошего тоже мало, но ведь совершенно нормально, что ребенок любит мультики, компьютерные игры и игрушки. Вспомните себя в детстве – ведь тоже любили? Все дети, от начала истории телевидения, готовы до посинения смотреть мультфильмы при любой возможности, глупо за это ругать. Чтобы хоть ненадолго отодрать подрастающее поколение от гаджетов, надо просто найти магнит попритягательней. Редкий ребенок, например, откажется поучаствовать в безобразии, на которое, к тому же, его подбивают родные папа с мамой: устроить знаменитый фонтан из колы и «ментос» (но лучше на улице, фонтан получается изрядный), поджечь несгораемую сторублевку (предварительно вымоченную в водно-спиртовом растворе с солью), да просто разобрать будильник, и посмотреть, что там внутри (но лучше иметь под рукой запасной будильник, даже после самой тщательной и аккуратной сборки они почему-то почти всегда отказываются работать).
Побудьте Карлсоном для собственного Малыша (не в смысле – посторонним капризным дядькой с пропеллером в известном месте, а товарищем, с которым так весело устраивать шалости), и, возможно, гаджеты отойдут на второй план, уступив место интересу к науке и технике, опытам и гипотезам, и даже – трудно поверить, но и так бывает! – учебе в школе. В общем, и гаджеты не стоит считать безусловным злом. По меньшей мере, странно было бы растить ребенка дикарем, напрочь отлученным от телефона и компьютера, когда для современного человека интернет давно уже стал частью естественной среды обитания. Соцсети и развлечения тоже важны, но, кроме этого, в интернете можно отыскать интереснейшие учебные программы, видеоролики с физическими опытами, которые дома не проведешь или научно-популярные каналы обо всем на свете: от астрофизики до генной инженерии. Важно помочь ребенку понять, что наука не ограничивается рамками школьной программы, а школьные учебники – что-то вроде инструкции к окружающему миру, объясняющей, как, что и почему в мире работает. Они бывают и скучными – что ж, инструкции к стиральной машинке и тому же смартфону, тоже, знаете ли, не приключенческий роман.
Кстати, без книг, конечно, совершенно не обойтись. К счастью, сейчас, можно сказать, золотой век детских книжек. Найдется все: научная фантастика, превосходные атласы, энциклопедии и виммельбухи, научно-популярные издания, обучающие комиксы и сборники-руководства по занимательным научным опытам. Это отличное подспорье в учебе, подающее тот же, в общем, материал, что в учебниках, но увлекательнее, веселее и, часто, гораздо подробнее. Мир меняется, меняется подход не только к образованию, но и к методам обучения. Популяризация науки – модный нынче тренд, и это замечательно. Но надо понимать, что для ребенка главный популяризатор науки это вы. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, ставьте забавные научные опыты, покажите ему, что наука – это круто. Что ни говори, а самым важным вещам дети учатся у родителей.
Скульптурная живопись
Все мы знаем, что живопись – это создание картины с помощью красок, покрывающих холст. А скульптура – создание объемного или рельефного изображения. Профессиональный художник-колорист Евгения Ермилова соединила эти два искусства, заменив краски на декоративную штукатурку, а кисти – на мастихины, и совершила настоящее открытие в сфере творчества и дизайна, положив начало новой авторской технике – скульптурная живопись.
Поиграем с детьми в индейцев?
Плетение индейских мандал – модное, медитативное занятие, которое придется по душе не только взрослым, но и детям.
Издательство «Хоббитека» — это книги для детей и их родителей.
Хоббитека © 2021 все права защищены
105082, Москва,
Переведеновский пер., д. 13, стр. 4
Получай первый самые свежие новости, акции, скидки и ещё что-то интересное…
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.
От елки до нейросети: как вызвать у ребенка интерес к науке
— Мария, как вы думаете, нужно ли торопиться знакомить детей с технологиями, нейросетями, большими данными?
— Конечно, нет. Это примерно как пытаться объяснить маленькому ребенку, что такое интеграл. Согласитесь, это крайне бессмысленное занятие. Зачем? А вот в принципе говорить с детьми о науке, о научных открытиях, о современных достижениях — да. При этом диалог чаще всего начинает именно ребенок в силу своего природного любопытства, а задача взрослого — грамотно и просто ответить на вопрос.
Есть Политех, есть другие музеи и кружки, которые рассказывают о технологиях так, чтобы восьмилетний ребенок понял, что в основе программирования лежат достаточно простые функции, а двоичная система – это не очень сложно.
— Как увлечь ребенка наукой?
— Нельзя увлечь ребенка насильно, скорее стоит поощрять любопытство и следовать тем интересам, которые есть у ребенка. Главный двигатель науки – это любознательность. Если интерес есть, стоит его поддержать.
— С какого возраста следует начинать обучать ребенка науке и знакомить с технологиями?
В тот момент, когда ребенок задаст вопрос. Вообще вы «начинаете обучать» ребенка науке даже в тот момент, когда он роняет погремушку и она все время падает на пол, а почему-то не взлетает вверх. А знакомите с технологиями, когда включаете свет или заряжаете свой мобильный телефон. Да сейчас популярна формулировка «наука — это интересно», хотя я бы скорее сказала «наука — это честно».
В этом году в Политехе мы готовим научное мероприятие для детей «Взломать нельзя отпраздновать», и традиционно в качестве темы выбираем то, что актуально сейчас. Искусственный интеллект. Множество фильмов о том, как ИИ захватывает мир, а какой-нибудь герой мир снова спасает. У нас складывается много мифов вокруг намерений, последствий и проблем искусственного интеллекта. Его начинают очеловечивать и приписывают ему жажду власти, стремление порабощения мира. Общество начинает думать, что все роботы оживут, станут злыми,развяжут войну против человечества и заодно оставят нас без работы. Но на деле мы очень далеки от создания искусственного интеллекта. Сейчас ученые говорят об узкоспециализированном искусственном интеллекте — Siri, Алиса, беспилотные автомобили, система распознавания лиц в Facebook. Чтобы рассказать о том, что все будет не так, как показывается в фантастических фильмах, мы придумали нашу елку.
Как научить ребенка заниматься наукой 4509
Не так давно в авторитетном научном журнале Biology Letters вышла статья британских школьников 8—10 лет. Дети под руководством нейробиолога Бо Лотто провели настоящее научное исследование и выяснили, могут ли шмели по цвету определить, в каком цветке сладкий нектар, а в каком нет.
Идея подобного исследования пришла Бо, когда он рассказывал ребятам, как по-разному воспринимают мир человек, робот и шмель. Вместо того, чтобы забивать головы детей скучной теорией и сухими фактами из жизни шмелей, Бо предложил ребятам провести собственный эксперимент и выяснить, будет ли нектар ассоциироваться у шмелей с определенным цветом или всё это чепуха.
Ребята подготовили свои вопросы, придумали эксперименты, проанализировали полученные данные и обосновали ответы.
Для своих экспериментов дети соорудили из оргалита «пасеку», которую «засеяли» искусственными цветами: колбочками с подслащенной и соленой водой. Ребята нарисовали для пчел две схемы, состоящие из 12 кружков желтого цвета и 4 кружков синего цвета и наоборот. Подслащенную воду расположили на центральных кружках, а по краям поставили колбы с соленой водой. Такое расположение не было случайным: школьники хотели понять, смогут ли шмели найти путь к нектару по цветовым узорам. Когда шмели привыкли, что нектар находится в середине цветовой схемы, ребята убрали угощение. Тем не менее, в 90,6% случаев шмели продолжали прилетать к центру узора.
Школьники решили пойти дальше и выяснить, как насекомые определяют, где находится нектар: по цвету или расположению в пространстве? Для этого ребята заменили цвет кружков в центре на зеленый. В итоге шмели растерялись и выбирали лунки с жидкостью хаотично.
Бо сделал важную вещь: не просто провел опыт, результат которого заранее известен (вспомните опыт с медным купоросом или измерением сопротивления куска проволоки на уроках физики), а позволил ребятам творчески подойти к процессу и сделать то, что никто до них еще не делал.
Заинтересовать
Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.
Дети любопытны от природы, и это значительно упрощает задачу взрослым. Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами. Не пытаться сразу же выдать готовый ответ, а рассуждать вместе с ребенком, развивая у него критическое мышление и привычку проверять знания при помощи гипотезы и эксперимента.
Отец известного физика Ричарда Фейнмана, лауреата Нобелевской премии, одного из создателей квантовой электродинамики и атомной бомбы, тоже старался развить в сыне интерес к познанию окружающего мира. Он не заставлял Ричарда штудировать учебники по физике, не загружал голову формулами, а просто беседовал обо всем, что видел вокруг: о предметах, явлениях, жизни.
Отец учил Ричарда не просто смотреть, а вглядываться, проникая в суть вещей. Не принимать ничего на веру, а исследовать и анализировать.
«Ты можешь знать название этой птицы на разных языках мира, но когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Поэтому давай посмотрим на эту птицу и на то, что она делает — вот что имеет значение».
Спустя годы в одном из интервью Фейнман вспоминал: «Я просто попался, как человек, которому дали нечто удивительное, когда он был ребенком, и он постоянно ищет это снова. Я всё время ищу, как ребенок, чудеса. И нахожу их!»
Прогулки по городу или лесу подбрасывают кучу интересных тем для разговоров. Даже простой одуванчик может стать темой интересных размышлений: куда деваются желтые цветки, зачем его семенам парашют, почему у него такой длинный стебель и почему сок одуванчика не отстирывается со штанов?
Фото из личного архива
Или бежит мимо бродячая собака, в шерсти которой застрял колючий репейник. И вот уже готова тема для следующего разговора — о путешествии растений.
Важно показать ребенку, что наука не ограничивается рамками школьных учебников, и любые математические закономерности можно разглядеть в природе. Покажите, что логарифм — не мертвая формула из задачника по алгебре. В логарифмические спирали закручены раковины улиток, рога горных козлов, семена подсолнуха, чешуйки сосновых шишек и даже наша Галактика.
Купите ребенку лупу и микроскоп, чтобы он рассматривал и изучал микромиры: плесень на яблоке, волокна на джинсовой ткани, листья растений, пыльцу на цветках, ползающих насекомых, крылья бабочки и даже грязь под ногтями. Это породит в нем новые вопросы, с которыми он придет к вам.
Фото из личного архива
Создать атмосферу
Следующий этап — создать условия для погружения в науку, попробовать изучая ее в сотрудничестве с другими людьми. Существует несколько способов.
Научные кружки. Дают возможность ребенку отточить свои интеллектуальные навыки и попробовать себя в роли биолога, палеонтолога, физика, химика. Под руководством преподаватели ребята будут проводить эксперименты, решать нестандартные задачи и делать собственные проекты.
Научные лагеря. Эти лагеря обычно устраивают университеты или музеи и совмещают научную программу и досуг. Занятия проводятся студентами и преподавателями университетов и позволяют ребятам расширить свои знания по математике, биологии, химии, физике и другим предметам. Вместо лекций обычно проводятся практические занятия с опытами, экспериментами и научными исследованиями.
Фестивали науки. На таких фестивалях можно ходить по различным мастерским, ставить опыты, решать головоломки и посещать научно-популярные лекции.
Олимпиады и турниры. Состязания проводятся среди школьников. Задачи и сложные исследовательские задания помогают развивать творческие способности и нестандартное мышление ребят.
Онлайн-ресурсы. Видео-лекции ученых и преподавателей, которые в простой и увлекательной форме рассказывают детям о науке.
Сделать первый научный проект
Ребенок может выбрать любую интересную тему и провести настоящее научное исследование. Причем результат исследования может получится в виде статьи в детском научном журнале, в виде книги, презентации, макета, инфографики и даже мультфильма. Научным руководителем и помощником ребенка может стать родитель или учитель.
Обычно работа над проектом делится на несколько этапов.
Выбрать тему. На этом этапе важно участие наставника, который подкинет ребенку интересные идеи и заразит энтузиазмом. Возьмем в качестве примера тему «Как измерить высоту школы подручными средствами».
Определить цель проекта. Важно правильно сформулировать цель — желаемый результат, который ребенок планирует достичь в результате работы. Лучше всего формулировать цель как можно более простыми словами. Обычно в начале предложения используют одно из этих слов: изучить, выяснить, узнать, исследовать, обосновать, показать, проверить. В нашем случае цель проекта: узнать, как измерить высоту здания подручными средствами, без измерительных приборов.
Поставить задачу. После того, как мы выяснили цель проекта, нужно определить, какие задачи ребенок будет решать в процессе исследования. Для этого последовательно ответим на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» Например, придумать разные способы измерения высоты здания, найти наиболее простой способ, сравнить, какой из методов точнее всего измеряет высоту.
Выбрать методы исследования. Наблюдения, опрос, счет, измерение, сравнение, фотографирование помогают изучить явления, на основе которых ребенок формирует свои гипотезы. Эксперименты, опыты, макеты, анализ помогают ребенку не только собрать факты, но проверить их, систематизировать и найти закономерности.
В своем исследовании мы будем пользоваться несколькими методами. Сначала мы проведем анализ: выпишем различные способы измерения высоты объектов подручными средствами. Эту информацию возьмем из интернета и книги Я.И. Перельмана «Физика на каждом шагу». Потом проведем эксперимент: измерим здание школы разными способами. В конце исследования мы выпишем полученные результаты в таблицу, сравним цифры и вычислим среднее-арифметическое значение.
Мы измерим здание пятью способами:
1. При помощи модели равнобедренного треугольника, одним из катетов которого будет школа. Для этого возьмем треугольник и приложим его к глазу так, чтобы одна его сторона была параллельна земле, а другая совпадала с крышей здания. Измерим рост ребенка и расстояния от его ног до здания. Оно равно 12,1 м.
2. Сделаем фотографию ребенка на фоне школы. Рост ребенка равен 1,3 м, его рост на фотографии — 2 см, высота школы на фотографии — 15,7 см. Определим реальную высоту школы: 1,3 × 15,7 / 2. В этом случае высота школы равна 10,2 м.
3. Измерим длину школы при помощи карандаша. Поставим ребенка возле колонны школы, а сами отойдем так, чтобы видеть всё здание целиком. Вытянем перед собой руку с карандашом так, чтобы он полностью совпадал с размерами школы. Затем повернем карандаш на 90 градусов, чтобы он оказался параллельно земле, при этом основание карандаша должно совпадать с основанием школы. Попросим ребенка двигаться в сторону, дойти до воображаемого острия карандаша и остановиться. Теперь измерим расстояние от школы до ребенка — это и будет длина здания.
4. В безветренный день в качестве линейки будем использовать гелиевый шарик с привязанной нитью. Отпустим шарик до тех пор, пока он не достигнет верхушки школы. Измерим длину нити и определим высоту школы.
5. В солнечный день измерим длину школы при помощи тени. Измерим длину тени ребенка и длину тени школы. Затем приведем измерения к нужным пропорциям и узнаем длину здания: рост ребенка / длину тени школы × длину тени ребенка.
Теперь сравним результаты и выясним, какой способ оказался точнее.
Реальная высота | Гелиевый шар | Карандаш | Треугольник | Тень | Фотография |
12,3 м | 12,26 м | 12,25 м | 12,20 м | 12,15 м | 10,2 м |
Оформить работу, подготовиться к защите и вопросам. Чтобы успешно защитить свой проект, ребенок должен всю основную работу по проекту выполнить сам, но это не значит, что нужно его оставлять один на один с задачей. Родитель или учитель могут помочь определить цели, задачи и последовательность действий, подсказать, где искать дополнительную информацию, как лучше всего проиллюстрировать опыты и показать результаты.
Елена Глубко.
Также рекомендуем прочитать
Как не сойти с ума на карантине
Могли бы вы представить еще два месяца назад, что апрель мы будем встречать на карантине с ограничением в передвижениях по городу? Перспектива остаться дома на несколько дней казалась непостижимой роскошью среди занятых будней, но в реальности самоизоляция может стать настоящим испытанием. Итак, чем занять себя на время карантина – об этом в нашей новой статье.
Онлайн-сервисы для авторов научных статей
Мы в «Молодом ученом» любим разрабатывать полезные штуки, которые облегчают жизнь наших авторов. В этой статье собраны ссылки на онлайн-сервисы, которые обязательно помогут вам в научной работе.
Как написать научную статью
Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи.