Как определить что стиль текста публицистический
Особенности публицистического стиля
Содержание:
Стиль речи – это особый стандартный набор языковых средств, который применяется носителем языка в зависимости от:
Публицистический стиль (от лат. Publicus – «общественный, государственный») – это стиль средств массовой информации.
Жанры публицистического стиля
Письменная речь
Устная речь
Общие отличительные черты публицистического стиля:
Особенности публицистического стиля
Лексические, синтаксические, словообразовательные и морфологические особенности:
Слова и словосочетания, которые обозначают понятия, связанные с государственной системой, идеологией, политической, экономической и социальной сферами.
Государство, конституция, толерантность, демократия, парламент, социальный, дискриминация, права человека, принцип равноправия, национальный интерес, мировоззрение, экономика, материальная база
Речевые обороты речи, шаблоны, которые легко воспроизводятся в зависимости от ситуации; частое употребление штампов привело к потере индивидуальности.
Динамично развивающаяся компания, гарантия высокого качества, модель поведения, индивидуальный подход к каждому клиенту, выполнить доставку, в процессе деятельности, на сегодняшний день, лесной массив, осуществлять кредитование
Аморально, антитеррор, демарш, межконфессиональный, распределение, стандартизация, идеалист, коммуникация, историзм, паспортизация
ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, МАГАТЭ, КНДР, СНГ, ЕЭС
Обороты речи, которые используются для усиления образности и выразительности речи. К ним относятся: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, антитеза, инверсия, лексический повтор, оксюморон, градация и др.
Синтаксический параллелизм
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.
Риторический вопрос
Отчего бы нам не жить в согласии?
Инверсии
Изумительный наш народ!
На совещание были приглашены представители общественности для решения вопроса о дальнейшем улучшении благосостояния городских улиц.
Слова и словосочетания, которые используются для создания образности произведения, речи. К ним относятся: эпитет, метафора, гипербола, олицетворение, сравнение, литота, синекдоха и др.
Эпитет
Грязная война, поразительные успехи, головокружительный успех
Метафора
Заповедник расизма, остров толерантности, предвыборный марафон
Олицетворение
Научно-технический прогресс диктует нам свои условия.
Широчайшая известность, самые грандиозные планы, величайшее открытие
Напомни потомкам о подвиге их дедов и отцов!
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. (однородные члены предложения)
Возникновение энергетической проблемы объясняется, прежде всего, быстрым ростом потребления минерального топлива. (вводное слово)
Примеры текстов публицистического стиля
Но, что самое важное, открытие это революционизировало все другие области знания. Еще никогда до этого с проблемами столь грандиозными не сталкивались. И именно потому, что атомная энергия оказала шокирующее воздействие на все направления науки, так сравнительно легко в дальнейшем удалось добиться успехов в освоении и лазерной техники, в космических исследованиях, и во многом другом.
Что касается интолерантности, то необходимо проводить упорядоченную работу по ее преодолению. Кто ее будет проводить? Работники образовательных учреждений, СМИ, общественные организации. Разумеется, при поддержке официальных властей. Как раз именно они должны организовать работу, создав для этого соответствующую нормативную и материальную базу.
Публицистический стиль речи – это уникальный способ воздействия на огромные массы людей. Именно тексты такого вида прослеживается в различных газетных статьях, журналах, и прочих источниках, которые выражают основные общественные проблемы.
Подстили публицистического стиля:
прямой контакт с аудиторией.
Признаки публицистического стиля
Понять, что перед вами рассматриваемый стиль речи, можно по следующим чертам:
Обоснованность и действительность утверждений, которые используются в речи. То есть автор текста не намерен каким-либо способом исказить действительность, а наоборот, стремится показать реальные стороны общественной жизни.
Предложения в тексте должны быть логически связаны. Люди, которым адресуется текст в публицистическом стиле, должны чётко понимать проблему текста, его смысл и основную идею, чтобы сделать для себя правильные выводы.
Употребление большого количества вопросов и восклицаний для украшения речи во время выступления. Такие статьи наиболее мотивируют общество, привлекают его.
Текст наполнен эмоциями, оценочными предложениями автора по поводу проблемы речи. Речь способна воздействовать на огромный класс народа, поэтому и текст должен быть для людей. Этим и отличается публицистический стиль речи от таких стилей, как научный, деловой или художественный. Здесь используются разговорно-языковые средства, которые понятны для всех.
Наличие общественно-политического набора слов (граждане, демократия).
Здесь используются различные сленги, короткие, но экспрессивные предложения.
Частое использование имён собственных.
Функции
Данный стиль речи выполняет следующие функции:
Жанры
Жанры публицистического стиля речи:
статья в газете или журнале;
выступление на публике.
Сфера применения
Если цель данного стиля речи — донести до аудитории проблему общественности, то и используется он там, где читателей / слушателей / подписчиков будет больше всего:
выступления политических партий, митинги, призывы к забастовкам и т. д.
Лексические особенности
Можно отметить некоторые лексические особенности стиля:
преобладание разговорной и общественно-политической лексики;
употребление частиц и междометий;
слова окрашены эмоционально, экспрессивно;
употребление чрезмерного преувеличения – гиперболы.
Морфологические особенности
Из морфологических особенностей выделяются:
частое употребление глаголов повелительного наклонения (взгляните, подумайте);
использование всех форм прилагательных (обычная, сравнительная и превосходная).
Синтаксические особенности
Употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, экспрессивных предложений и тропов для украшения речи (например: эпитеты, риторические вопросы, обращения, парцелляция, восклицание, градация и т. п.).
Привлекающий заголовок текста.
Экспрессивность коротких предложений.
Языковые средства публицистического стиля
эпитеты, выраженные оценочными и эмоциональными чувствами;
сравнение с помощью слов «как», «словно»;
метафора – перенос признаков и свойств с одного объекта на другой;
метонимия – замена одного понятия другим. Например: «Россия ликует» (то есть население страны, русские);
перифраза – избежание повтора. Например: «братья наши меньшие» (животные).
Пример текста публицистического стиля
Люди мира! Посмотрите вокруг! Всё, что вы видите, так или иначе является продуктом леса. Неполное использование дерева, которое предполагает появление остатков, может привести к глобальной катастрофе!
Перед вами таблица. Наши работники провели глубокий анализ лесопереработки, и её характеристика печальна. Лесная промышленность должна перерабатывать весь древесный материал. Лес не вечен, так давайте поможем ему!
Публицистический стиль: примеры из литературы, особенности
Публицистический стиль: Freepick
Кто и зачем использует публицистический стиль? Примеры таких текстов человек встречает повсюду. Этот стиль — царь и бог средств массовой информации, журналистов и блогеров. Рассмотрим его особенности на ярких примерах, что поможет создать, например, собственный блог или необычно оформить страничку в Instagram.
Публицистический стиль: сфера использования, особенности
Стилями речи называют ее разновидности, которые применяются для определенных целей. Публицистический стиль мы встречаем каждый день, так как основная сфера его использования — журналистика. Современный человек живет в информационном поле. Он постоянно контактирует с различными информационными ресурсами:
Этот стиль имеет специфические черты. Зная признаки публицистического стиля, не только не перепутаете его с другими коммуникационными направлениями, но и сможете применить в написании информационных текстов — новостей, докладов, выступлений, статей для журналов, газет или интернет-блога.
Публицистический стиль речи основан на сочетании свойств нескольких стилей. В нем гармонично соединены научный, художественный и официально-деловой языки. Основные особенности публицистического стиля заключаются в том, что он:
Образный и эмоциональный
Художественные образы, поэтические сравнения и описания создают особую атмосферу восприятия информации, которую представляет публицистический стиль. Текст может быть трагическим, драматическим, лирическим, романтическим и т. д.
Переживания и эмоции у читателя «включаются» с помощью риторических обращений, вопросов, восклицаний, фигур умолчания. Все эти приемы направлены на то, чтобы включить получаемую информацию в индивидуальный опыт человека.
Оценочный
Работа журналиста: Freepick
Журналисты стараются объективно преподносить сведения, но при этом все же подают их в определенном ключе. Публицистика занимается формированием точек зрения и общественного мнения. Поэтому события не просто описываются, а всесторонне анализируются и оцениваются.
Достоверный и информативный
Посты в интернете, статьи в журналах, выступления должны содержать информацию, которая имеет социальную, культурную, общественную значимость. В публицистическом тексте первое место отводится информации, сведениям и данным о человеке, обществе, культуре, политике и прочих особенностях жизни людей.
В публицистических текстах используется проверенная информация. Профессиональный журналист или блогер обязан находить достоверные, проверенные или официальные источники, а для подкрепления своих слов использовать ссылки на документы, фото и видео.
Логичный
Публицистический текст состоит из последовательно излагаемых тезисов, которые подкрепляются фактами или примерами. Они должны быть объединены логически, чтобы читатель или слушатель воспринимал адекватно информацию и формировал на ее основе мнение.
Понятный
У публицистики очень широкая аудитория. Она обращается к людям разных социальных групп, к представителям различных профессий, возрастов, интересов, социального положения.
Текст публицистики должны понимать массы. Поэтому языковые особенности публицистического стиля заключаются в использовании общепринятой лексики, простых и сложных предложений, иногда популярных публицистических штампов. Высказывания становятся красочными благодаря фразеологизмам, экспрессивно окрашенным словам, разговорной, а иногда и жаргонной лексике, диалектизмам, использованию сленга.
Лексический материал вместе с грамматическими приоритетами определяется автором текста. Главный критерий выбора — аудитория. К примеру, статья о зоопарке для детей и взрослых будет заметно отличаться. Детям интересны красочные и эмоциональные описания животных, их привычек, а взрослые, кроме ярких образов, заинтересуются статистическими данными о весе, росте и рационе разных видов.
Публицистический текст — это важная составляющая нашей жизни, в устном или письменном виде он формирует информационное пространство общества.
Публицистический стиль речи: примеры
Наглядность помогает понять любое явление. Примеры текстов в публицистическом стиле познакомят с его особенностями и отличиями от других языковых стилей:
Джонатан Джонс «Рембрандт и рабство: имел ли великий художник связь с этим отвратительным ремеслом?» (статья в The Guardian):
Ни один художник не прославился более состраданием и сочувствием. Так почему же работы голландского мастера были включены в новую шокирующую выставку, связывающую искусство и работорговлю?
Название шоу простое и суровое: «Рабство». Эта смелая выставка открылась этой весной в могущественном Рейксмузеуме в Амстердаме. Она демонстрирует важность этой отвратительной торговли в подъеме и богатстве Нидерландов, сочетая кандалы и инвентарь рабов с произведениями искусства. Есть металлическое кольцо, которое находится в Рейксмузеуме с XIX века. Ранее его каталогизировали как ошейник для собак, теперь считается, что он использовался на людях. В этом тревожном шоу есть и другие столь же пугающие экспонаты — и в основе всех них находятся две известные картины Рембрандта.
Их включение шокирует. В конце концов, нет художника, более исполненного сочувствия, чем Рембрандт. Тем не менее эта выставка в Государственном музее, где хранится так много его шедевров, раскрывает ту сторону карьеры художника, которая плохо сочетается с нашим взглядом на него как на художника с обширным видением того, что значит быть человеком.
Шанель Миллер «»Между двумя царствами. Воспоминания о прерванной жизни» Сулейки Джауад» (рецензия на книгу в The New York Times):
Джауад советует нам не игнорировать то, через что мы прошли, а проводить инвентаризацию всего, что мы потеряли, и того, как мы изменились. Чтобы понять, где было подорвано доверие, переоцените разрушенные отношения. Она пишет: «Нет атласа, показывающего этот одинокий, безлунный участок дороги между тем, где вы начинаете, и тем, кем вы становитесь». Ее роман, словно Луна, освещает путь, когда мы учимся терпеть неизвестное.
Журналист берет интервью: iStock
Статья памяти сценариста Уолтера Бернштейна (The Times):
Попав в антикоммунистический черный список, Уолтер Бернштейн позже написал сценарий популярного фильма, в котором рассказал о том, как он победил систему. Комедия 1976 года «Фронт» с Вуди Алленом в главной роли в образе кассира ресторана, нанятого в качестве «прикрытия» для занесенных в черный список телесценаристов в 1950-е годы, принесла бывшему члену коммунистической партии Бернштейну номинацию на «Оскар». Бернштейн даже убедил Аллена в основном придерживаться сценария. «Он [Аллен] снимался в фильме исключительно как актер. Он только написал пару анекдотов», — вспоминал позже сценарист. «Единственный раз, когда он попробовал сделать что-то свое, был эпизод в конце, когда он дает показания перед комитетом. Вуди сказал: «Давай снимем еще раз, и позволь мне импровизировать».
Богат и разнообразен публицистический стиль, примеры которого встречаем каждый день. Знание его особенностей поможет в оценке мастерства авторов, их владения словом и вниманием аудитории. С этими познаниями можно смело приступать к созданию собственного блога или колонки в газете или журнале.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Какие бывают и как определить стили и типы текста
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Изучением стилей русского языка занимается особая лингвистическая дисциплина – культура речи, а языковые особенности разных стилей и их воплощение в речи исследует стилистика.
Чтобы разобраться в том, какие бывают стили текста, нужно дать определения такому понятию, как «стиль».
Стили текста в русском языке
Слово «стиль» происходит от греческого «стилос». Так называлась палочка для письма, а если точнее – для выцарапывания букв на глиняной дощечке. Постепенно стилем начали именовать саму манеру письма.
Сегодня термин стал универсальным: мы используем его, говоря о музыке, литературе, живописи, архитектуре, дизайне, моде, да и просто о поведении человека.
Стилем в настоящее время принято называть набор признаков, которые соотносятся с тем или иным периодом истории и культуры, актуализируясь в современном искусстве и быте.
Язык неоднороден, как любое явление человеческой культуры. В живой речи мы используем разные языковые средства, выбирая то, что нам необходимо в каждом конкретном случае.
Чтобы понять, что такое стили текста, представьте свой гардероб. Вряд ли вы будете заниматься спортом в смокинге. И бьюсь об заклад, что вы не придёте на выпускной экзамен в купальнике. Мы одеваемся так, как того требуют обстоятельства. У любого предмета одежды есть цель: удобство, практичность, акцентировка важных элементов образа.
Так происходит и в языке: мы выбираем простые или сложные предложения, высокую или сниженную лексику, в зависимости от речевой ситуации, от наших коммуникативных задач.
Какие есть стили текста?
В школьном курсе русского языка традиционно выделяют пять стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный.
У каждого из них есть свой набор признаков, о которых мы поговорим подробней.
Научный стиль текста
Текстами научного стиля считаются материалы исследований, опубликованные в специальной литературе. Это могут быть статьи, тезисы, доклады, рефераты, диссертации, очерки.
Главная задача текстов этого стиля – максимально точно сформулировать научную идею, передать информацию, научить читателя чему-то новому или опробировать результаты исследования.
Внутри научного стиля выделяется три подстиля:
Помогут описать собственно научный стиль примеры текстов: статьи, патенты, тезисы и другие опубликованные результаты изысканий, предназначенные для распространения в узко научной среде (тематических сборниках, материалах научных конференций, базе диссертаций).
Такие тексты богаты сложной научной терминологией, пояснять которую не нужно (так как она известна каждому специалисту в данной области). Научные тексты строго структурированы, логически выстроены, безэмоциональны, объективны. Лексика этого стиля общелитературная и специальная.
Научно-учебный подстиль – это язык учебников, лекций, пособий. Здесь автор и читатель существуют уже не на равных, а в отношениях «учитель-ученик». Термины, которые использует лектор или автор пособия, обязательно расшифровываются.
Каждое явление иллюстрируется рядом примеров. Синтаксис таких текстов заметно проще, чем в произведениях собственно научного стиля с его сложноподчинёнными конструкциями. Как элемент привлечения внимания, допускаются нотки юмора, живой разговорной речи (в устном контексте), разнообразие интонаций изложения.
Научно-популярный подстиль наиболее демократичен. Его задача – донести научные знания до максимально широкой, не всегда подготовленной аудитории. Синтаксис текстов становится максимально простым, могут использоваться художественные образы, аллегории.
Статья о стилях и типах текста, которую я вам сейчас предлагаю, как раз относится к этому подстилю.
Публицистический стиль текста
Среди других стилей текста публицистический можно назвать самым подвижным, активным, быстро меняющимся.
Он призван донести до людей самую актуальную информацию, в кратчайший срок поделиться полезными сведениями, призвать к действию – то есть, так или иначе, воздействовать не только на разум читателей и слушателей, но и на их эмоции.
Внутри публицистического выделяют следующие стили текста:
Лексика публицистического стиля представляет собой синтез научной и разговорной речи.
Так как публицист взаимодействует с обществом, ему приходится активно использовать термины политики, социологии, культурологии. В то же время выступления такого оратора должны быть доступными абсолютно для всех слоёв населения, поэтому в ход идут пословицы, поговорки, шутки, афоризмы.
Язык публицистики — эмоциональный, направленный адресно к каждому слушателю или читателю. Он призван вызвать живую реакцию, яркий и мгновенный отклик.
Официально-деловой (канцелярский) стиль
Тексты этого стиля существуют в рамках документооборота.
Их задача – уложить любую жизненную историю в готовую канцелярскую схему. Это необходимо для решения юридических и финансовых вопросов, которые рассматривают аспекты правовых отношений в различных жизненных ситуациях.
К примеру, если вы хотите перейти в другую школу, ваши родители пишут заявление на имя директора. Если вы пропустили занятие, придётся составить объяснительную записку. А в случае недовольства обслуживанием в сервисном центре может возникнуть желание оставить жалобу.
Какие бывают тексты делового характера? Резюме, анкета, заявление, прошение, официальное обращение, объяснительная, донос – всё это жанры официально-делового стиля.
У каждого из них существует образец, отступать от которого не следует. Если в объяснительной вы начнёте в красках расписывать собаку, которая съела домашнее задание, учитель, конечно, посмеётся, но в качестве оправдательного документа такой текст не сработает.
Вот основные черты текстов официально-делового стиля:
Тексты канцелярского стиля прямо противоположны художественным текстам. Более того, канцеляризмы разъедают душу художественного (да и публицистического) текста. Помните об этом, когда пишите сочинения и вспоминаете, какие стили текста бывают в русском языке.
Художественный стиль текста
Вершина литературного языка – художественный текст. К нему относятся литературные произведения разных видов и жанров: романы, повести, рассказы, баллады, стихотворения, поэмы и многое другое.
Для того, чтобы рассказать о предмете, человеке или явлении так, чтобы они забрались в самое сердце читателя, писатель пользуется художественными образами. Для их создания существует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии.
Каждое слово в художественном тексте живёт особой жизнью. Оно незаменимо и значимо. Если переставить местами строчки в стихотворении Пушкина или пропустить описание природы в романе Тургенева, часть авторского замысла ускользнёт от читателя, обаяние текста развеется.
Писатели трудятся над своими произведениями в течение многих дней, месяцев, лет, подбирая единственно верные слова, интонации, образы. Вот почему любимые рассказы и стихи так глубоко трогают нас, остаются с нами на всю жизнь.
Стили художественного текста зависят от индивидуально-авторской манеры каждого писателя, поэтому в литературоведении и лингвистике принято говорить о языке и стиле Пушкина, Бунина, Набокова и т.д.
Разговорный стиль
Не все лингвисты считают, что нужно рассматривать разговорную речь как отдельный стиль. Она существует преимущественно в устной форме, имеет такие жанры, как беседа, диспут, спор, ссора, диалог.
Письменным образцом разговорного текста может считаться записка, смс-сообщение, письмо (бумажное или электронное), реплика в чате. Одним из древнейших образцов стиля в России считаются берестяные грамоты, обнаруженные академиком А.З.Зализняком при раскопках Великого Новгорода.
Разговорный стиль прост по своей синтаксической и морфологической структуре, богат просторечиями, сниженной лексикой, эмоционально окрашенными словами. В разговорной речи нет деепричастий и причастий. Предложения короткие, ёмкие, речевые средства расходуются очень экономно.
Стилистический анализ текста
Чтобы определить стилистическую принадлежность текста, необходимо проанализировать его по следующему плану:
Ответ на вопрос «Как определить стиль текста?» будет неполным, если мы забудем об эмоциональном аспекте. Если текст сухой и безэмоциональный, перед нами научный или официально-деловой стиль, если живой и образный – разговорный или официально-деловой.
Тип текста
В заключение нужно добавить, что тексты делятся на три типа:
Если вы не знаете, какие бывают типы текста, оцените, что происходит с героем и сюжетом.
Когда рассказчик излагает историю, перед нами повествование. Если яркого сюжета нет, но автор рисует образ-картинку, это описание. Если в тексте присутствует факт, за которым следуют анализ и вывод, тип текста – размышление.
Надеемся, что теперь у вас сложилось полное представление о том, какие бывают стили текста в русском языке.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Круто, конечно, что есть столько разных стилей у текста, но в наше время было бы хорошо, если бы люди хотя бы писали грамотно.
В сети такой глупости и безграмотности начитаешься, что говорить о стиле вообще смысла нет. По-моему, такое понятие, как «стиль» написания текста уже давно осталось в обиходе только критиков и культуроведов. Остальные пишут как попало.
Каким бы ни был стиль повествования, важно чтоб в нем было как можно меньше воды. Это делает бессмысленным даже научный труд с большим количеством сложных терминов.