Как переключаются передачи на машине ока
2.32 Переключение передач
Переключение передач и положение рычага
Ручная коробка передач
Положения рычага переключения передач показаны на его ручке. Перед включением задней передачи необходимо поднять кольцо под ручкой рычага.
При переключении передач полностью выжмите педаль сцепления и затем плавно ее отпустите. Не рекомендуется вести автомобиль, держа одну руку на рычаге переключения, это повышает износ коробки передач.
При переключении с пятой на четвертую передачу не нажимайте на рычаг в боковом направлении, чтобы случайно не включить вторую передачу, что может вызвать превышение допустимых оборотов двигателя и его повреждение.
Перед включением задней передачи убедитесь, что автомобиль находится в покое и Ваша нога не на педали акселератора. Передвиньте рычаг из нейтрального положения вправо до отказа, а затем включите задний ход.
В приведенной ниже таблице указаны скорости движения, при которых следует включать следующую передачу для максимальной экономии топлива.
У основания рычага селектора имеется циферблат с подсветкой, на котором изображены символы положений диапазонов селектора.
«P» Стоянка
«R» Задний ход
«N» Нейтральное положение
Передачи для движения вперед:
|
Положения рычага селектора
Нажатие на педаль акселератора при перестановке рычага селектора может вызвать повышенный износ трансмиссии.
|
|
В некоторых положениях рычаг селектора блокируется, и для его передвижения необходимо нажать кнопку на ручке рычага. Блокировка имеет место между следующими положениями.
Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Рычаг селектора и трансмиссия заблокированы. Может быть произведен запуск двигателя.
Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Необходимо нажать кнопку на ручке рычага.
Перед троганием следует подождать несколько секунд, чтобы включилась передача заднего хода.
В этом положении двигатель отсоединен от трансмиссии. Может быть произведен запуск двигателя. Во избежание качения автомобиля по склону следует применять ручной тормоз.
Во избежание перегрева двигателя и трансмиссии следует устанавливать положение «N» при продолжительных остановках автомобиля (например, в автомобильных пробках). При ожидании разрешающего движение сигнала светофора следует устанавливать положение «D».
Это положение применяется при вождении в обычных условиях. Автомобиль трогается с места на первой передаче, и затем происходят автоматические переключения между 2-й, 3-й и 4-й передачами. Момент переключения зависит от положения педали акселератора и скорости движения.
В этом положении 4-я передача заблокирована. Автомобиль трогается с места на первой передаче и затем происходят автоматические переключения между 2-й и 3-й передачами.
Положение 3 рекомендуется при вождении по извилистым дорогам и в плотном городском движении. При перестановке рычага из положения «D» в положение 3 трансмиссия немедленно переключается на 3-ю передачу, что вызывает сильный эффект торможения двигателем. Этого не следует делать при скорости свыше 130 км/час.
Это положение рекомендуется при движении по горным дорогам. При этом лучше используется мощность двигателя и возрастает эффект торможения двигателем. Трансмиссия автоматически переключается между первой и второй передачами. Третья и четвертая передачи заблокированы.
При перестановке рычага из положения «D» или из положения 3 в положение 2 переключение с третьей передачи на вторую происходит только при скорости движения меньшей, чем некоторая заранее заданная скорость, во избежание увеличения оборотов двигателя до недопустимых значений.
Это положение рекомендуется при подъеме на очень крутые склоны и при спуске с них. С одной стороны, обеспечивается эффективное торможение двигателем, с другой стороны, ликвидируются постоянные переключения передач, приводящие к перегреву рабочей жидкости трансмиссии.
Если перевести рычаг из положения «D» в положение 1, то происходит немедленное переключение на 3-ю передачу; далее, по мере того как скорость уменьшится до 70 км/час, произойдет переключение на 2-ю передачу; и далее по мере того как скорость уменьшится до 30 км/час, произойдет переключение на 1-ю передачу. Не следует устанавливать рычаг селектора в это положение при скоростях, превышающих 130 км/час. Ручное переключение также нежелательно на обледенелой дороге. При этом положении рычага селектора не происходит переключения на высшие передачи.
Выжимание педали акселератора до пола («кик-даун»)
Схема работы коробки передач
1. Задняя крышка. 2. Картер коробки передач. 3. Ведущее зубчатое колесо IV передачи. 4. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач. 5. Шарик фиксатора. 8. Сухарь фиксатора. 7. Блокирующее кольцо синхронизатора II и IV передач. 8. Ведущее зубчатое колесо III передачи. 9. Ведущее зубчатое колесо II передачи. 10. Ведущее зубчатое колесо заднего хода. 11. Ведущее зубчатое колесо I передачи. 12. Первичный вал коробки передач. 13. Ведущее зубчатое колесо главной передачи. 14. Маслосборник. 15. Ось сателлитов. 18. Сателлит. 17. Зубчатое колесо полуоси. 18. Коробка дифференциала. 19. Ведущее зубчатое колесо привода спидометра. 20. Ведомое зубчатое колесо привода спидометра. 21. Картер сцепления. 22. Зубчатое колесо главной передачи. 23. Регулировочное кольцо. 24. Зубчатое колесо I передачи. 25. Скользящая муфта включения I, II передач и заднего хода. 26. Зубчатое колесо II передачи. 27. Зубчатое колесо III передачи. 28. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач. 29. Зубчатое колесо IV передачи. 30. Вторичный вал коробки передач. 31. Промежуточное зубчатое колесо заднего хода. 32. Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода. 33. Шток вилки включения заднего хода. 34. Шарик фиксатора штока. 35. Пружина фиксатора. 36. Выключатель фонаря заднего хода. 37. Вилка включения заднего хода. 38. Сухари замкового устройства. 39. Шток вилки включения III и IV передач. 40. Шток вилки включения I и II передач. 41. Пробки фиксаторов. 42. Вилка муфты синхронизатора III и IV передач.
А — выступ блокирующего кольца а, в, с, d — зазоры
Принцип действия механической коробки передач основан на изменении величины передаваемого крутящего момента методом замены пар шестерен, участвующих в передаче крутящего момента с первичного на вторичный вал коробки передач. Различное сочетание числа зубьев ведущего к ведомого зубчатых колес каждой передачи обеспечивает изменение величины передаваемого усилия (крутящего момента), а при включении задней передачи и направление передачи усилия.
От подбора количества передач и величин передаточных чисел зависят эксплуатационные показатели автомобиля, в том числе его динамика и скорость, расход топлива и проходимость.
Передачи переднего хода у коробки передач синхронизированы. Это позволило обеспечить плавный процесс переключения передач и увеличить долговечность работы коробки передач. Плавность переключения передач создает комфорт при вождении автомобиля, снижает утомляемость водителя и благотворно влияет на безопасность движения.
Принцип действия синхронизатора основан на выравнивании частот вращения вторичного вала коробки передач и свободно вращающегося на нем зубчатого колеса постоянного зацепления требуемой передачи.
На схеме работы синхронизатора показана последовательность его действия при включении IV передачи.
При нейтральном положении скользящей муфты 4 сухари 6 находятся в центре пазов ступицы 28 и не действуют на блокирующее кольцо 7. Между выступами А блокирующего кольца и пазами ступицы имеется равномерный боковой зазор в, а между выступами А и сухарями 6 — зазор с (см. «Схема работы синхронизатора», схема 1).
Начало включения IV передачи характеризуется тем. что скользящая муфта, перемещаясь в сторону шестерни 29. увлекает за собой сухари 6. которые упираются в выступы А блокирующего кольца, т. е. зазор с выбирается. При дальнейшем перемещении муфты сухари прижимают блокирующее кольцо к конической поверхности венца синхронизатора зубчатого колеса 29. Под действием сил трения между коническими поверхностями блокирующего кольца и венца синхронизатора и инерции синхронизируемых масс блокирующее кольцо поворачивается относительно ступицы до упора выступов кольца в боковые стенки пазов ступицы, т. е. с одной стороны зазор в выбирается, а с другой увеличивается в два раза и составит зазор d. Вследствие окружного смещения блокирующего кольца на 1/4 шага боковые скосы скользящей муфты 4 упираются в боковые скосы блокирующего кольца 7, и дальнейшее осевое перемещение скользящей муфты прекращается. В следующий момент завершается выравнивание угловых скоростей зубчатого колеса 29 IV передачи и вторичного вала 30. В этот момент прекращается трение фрикционных конусов блокирующего кольца и колеса 29. вследствие чего исчезает сила. прижимающая скошенные поверхности зубьев муфты и кольца. Этим создаются условия для полного включения IV передачи, когда освобожденная муфта легко соединяется с венцом блокирующего кольца, а затем и с венцом синхронизатора. соединяя его со ступицей. При полностью включенной передаче восстанавливаются зазоры между сухарями 6 и выступами А блокирующего кольца 7 и пазами ступицы.
На схеме работы коробки передач цветными линиями показаны направления передачи крутящего момента при включении каждой из передач.
При нейтральном положении рычага переключения передач, работающем двигателе и включенном сцеплении крутящий момент от двигателя передается через сцепление на первичный вал 12 коробки передач. От ведущих зубчатых колес первичного вала крутящий момент передается на одноименные зубчатые колеса вторичного вала, которые, не имея прямой связи с валом 30. будут свободно вращаться на нем. На главную передачу и дифференциал крутящий момент не передается.
При включении I передачи рычаг из нейтрального положения подается влево, до появления сопротивления, и вперед. Скользящая муфта 25 синхронизатора, перемещаясь в сторону зубчатого колеса 24, соединяет венец синхронизатора зубчатого колеса 24 со ступицей синхронизатора, жестко соединенной с вторичным валом. Крутящий момент от зубчатого колеса 24 передается через муфту на ступицу синхронизатора и от нее на вторичный вал. Через зубчатые колеса 13 и 22 главной передачи крутящий момент передается на дифференциал. Коробка 18 дифференциала, вращаясь вместе с осью 15 сателлитов, через зубья сателлитов 16 и зубчатых колес 17 полуосей распределяет крутящий момент по приводам передних колес.
Для включения II передачи рычаг из нейтрального положения подается влево и назад. При этом скользящая муфта 25 соединяет зубчатое колесо 26 второй передачи со ступицей синхронизатора, и крутящий момент от колеса 26 через скользящую муфту 25 передается на ступицу синхронизатора и на вторичный вал.
Третья и четвертая передачи включаются другим синхронизатором, перемещая рычаг вперед или назад из нейтрального положения. При включении III передачи муфта 4 соединяет колесо 27 со ступицей синхронизатора, а при включении IV передачи — колесо 29 со ступицей того же синхронизатора. Крутящий момент через соединенные колесо и ступицу передается на вторичный вал.
Заднюю передачу включают при полностью остановленном автомобиле. При выборе заднего хода рычаг переключения передач перемещается из нейтрального положения вправо до упора с увеличенным сопротивлением и назад. При этом промежуточное зубчатое колесо 31 заднего хода соединяет ведущее зубчатое колесо 10 заднего хода первичного вала с зубчатым венцом скользящей муфты 25 синхронизатора I и II передач За счет промежуточного зубчатого колеса передаваемый на вторичный вал крутящий момент изменяет свое направление. Одновременно с включением задней передачи включается фонарь заднего хода, так как вилка 37 нажимает на шток выключателя 36 фонаря заднего хода и цепь пампы соединяется с источником тока.
Четкое разделение линий III—IV передач и заднего хода достигается пружинным фиксатором 15 (см. гл. 20), который обеспечивает резкое нарастание усилия выбора задней передачи в начале и падение его в конце хода выбора
Смазка деталей коробки передач происходит разбрызгиванием масла зубчатыми венцами зубчатых колес. К игольчатым подшипникам зубчатых колес вторичного вала масло подается из масляной камеры за передним подшипником вторичного вала через маслосборник 14. Уровень масла измеряется линейкой и должен доходить до верхней метки.
Для улавливания из масла частиц имеется магнит, установленный в нижней части коробки передач. Слив масла из картера производится через отверстие, закрываемое пробкой 4 (см. гл. 19).
Как вы переключаете передачи на оке?
я например 1 передача- до 20-25км/ч
2 передача- до 25-55км/ч
3 передача- до 85-90км/ч
4 передача- 90+
а у вас какой режим?
Лада Ока 1999, двигатель бензиновый 0.8 л., 35 л. с., передний привод, механическая коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
Комментарии 10
на спидометре есть отметинки)) но блин она ж визжать начинает, и страшно мне становится на 2 до 60 крутить… а по сему примерно так:
1 — 20
2 — 40
3 — 60
4 — 80
кручу до отсечки в 7500 оборотов))
1-50
2-80
3-105-110
4-120
гбц такая)
в городе я стараюсь не гонять — на ровной местности 3000 передача в верх 2000 вниз. первая только тронутся (или немного проехать на холодом двигателе) при 30км/ч на третьей по городу катаюсь (весь город затыкан знаками 40км и жилая зона)… больше 120 (на четвёртой) стараюсь не ездить — моторчик жалко…
у меня нет тахометра
тогда на слух — третья 40км — это 2000, 60км — 3000…
40? чего так мало? я до 50 кручу
каждый сам решает как ему удобней ездить — у нас сель-по ровное — горок нет — а в горку можно до 60
я сдвигаю где-то на 3700-4000 оборотов
может я не докручиваю? может надо как то по другому чтобы уж летала?)
Ты хочешь, чтобы 33 мертвых пони летали? Смешной.
2.6.4 Начало движения и переключение передач
Начало движения и переключение передач
|
Полная нагрузка на двигатель должна даваться только после предварительного прогрева его до нормальной рабочей температуры, который во время движения происходит достаточно быстро.
При трогании с места на скользком дорожном покрытии избегайте длительного проворачивания какого-либо из ведущих колес, так как это может привести к повреждению силового агрегата.
|
Переключение передач во время движения автомобиля производится автоматически в зависимости от положения рычага селектора АТ, положения переключателя программ, положения педали акселератора и текущей скорости движения.
Переключения автоматической трансмиссии автоматически адаптируются к индивидуальной манере вождения, за счет корректировки моментов переключения передач. Процесс адаптации идет непрерывно с учетом текущих значений рабочих параметров силового агрегата, характеристик движения, а также действий водителя. На изменение характеристик движения АТ реагирует адаптированной программой переключения передач.
Перед началом движения выжмите педаль ножного тормоза для снятия блокировки рычага селектора АТ, затем отпустите стояночный тормоз (см. Раздел Стоянка автомобиля) и переключите рычаг селектора в одно из положений движения. Дождитесь полного включения передачи, в особенности при холодном двигателе, затем отпустите ножной тормоз и выжмите педаль газа.
Помните, что до окончательного прогрева двигателя переключение передач производится при несколько повышенных оборотах, что обеспечивает ускоренный прогрев каталитического преобразователя до нормальной рабочей температуры.
При движении следует иметь ввиду, что легкое нажатие на педаль газа обеспечивает более раннее переключение трансмиссии на повышенную передачу, в то время как при сильном нажатии переключения происходят позже.
Выжимание педали газа до пола приводит к автоматическому переключению АТ на пониженную передачу (режим kickdown), обеспечивая автомобилю повышенные динамические качества. При отпускании педали происходит возврат трансмиссии на более высокую передачу, отвечающую характеристикам текущего скоростного режима.
При маневрировании в ограниченном пространстве регулируйте скорость движения постепенным отпусканием ножного тормоза. Нажимайте педаль акселератора лишь незначительно и не играйте ею.
Положения рычага селектора АТ
|
При переключении АТ перемещайте рычаг вдоль направляющего паза. При извлечении ключа из замка зажигания рычаг селектора блокируется в положении «Р». В этом случае вывод рычага из положения «Р» невозможен даже при выжимании тормозной педали. Во избежание поломки АТ переводите рычаг в положение «Р» только после полной остановки автомобиля.
|
В этом положении рычага селектора производится блокировка трансмиссии, обеспечивающая дополнительную защиту запаркованного автомобиля. Всегда переводите рычаг селектора в положение «Р» при выключении или запуске двигателя. Для того чтобы вывести рычаг селектора диапазонов из положения «Р», необходимо выжать тормозную педаль, предварительно отпустив педаль газа. Отклоните рычаг селектора вправо и выведите его из положения «Р».
Приемы управления рычагом селектора диапазонов при переводе его из положения «Р» в положение «R» (Задний ход) описаны выше. Включение рычага в положение «R» из положения «N» (Нейтраль) производите только после полной остановки автомобиля. Если задний ход не включается после полной остановки автомобиля, выжмите педаль ножного тормоза и медленно переместите рычаг селектора сначала в положение «N», затем в положение «R».
Используйте положение «N» (Нейтраль) при запуске заглохшего двигателя на ходу и при коротких остановках автомобиля с работающим двигателем. Если Вам по какой-либо причине необходимо отойти от автомобиля, предварительно переведите рычаг селектора диапазонов в положение «Р». При выводе рычага из положения «N» выжимайте педаль ножного тормоза.
|
В этом положении рычаг селектора диапазонов должен находиться постоянно при движении автомобиля в нормальных дорожных условиях.
В диапазоне «D4» (Движение) обеспечивается автоматическое переключение передач переднего хода в зависимости от скорости автомобиля и степени выжимания педали газа.
Если рычаг селектора диапазонов включен в положение «D3», автоматическая коробка передач функционирует аналогично случаю включения диапазона «D4» (Движение).
Для резкого разгона автомобиля при работе трансмиссии в диапазоне «D4» или «D3» выжмите педаль газа до упора. При этом коробка передач автоматически переключится на смежную низшую передачу (режим kickdown).
Если скорость автомобиля невелика, переключение может произойти сразу на две ступени вниз.
При включении диапазона «D2» автоматическая трансмиссия будет постоянно работать на второй передаче.
При остановке автомобиля коробка передач не переходит на первую передачу. Постоянное включение второй передачи обеспечивает хорошую тяговую динамику автомобиля на подъемах и возможность интенсивного торможения двигателем на крутых спусках.
Рекомендуется использовать диапазон «D2» при движении по крутым перевалам, при буксировке прицепа в холмистой местности, а также для торможения двигателем на особо крутых спусках.
При включении диапазона «2» на ходу автомобиля активация второй передачи в трансмиссии автоматически задерживается и происходит только после того, как скорость автомобиля снизится до безопасного уровня, на котором частота вращения коленчатого вала двигателя не превысит максимально допустимого значения.
При включении диапазона «D1» автоматическая трансмиссия будет постоянно работать на первой передаче.
Если включение диапазона «D1» произведено на скорости более 50 км/ч, то трансмиссия сначала переключится на вторую передачу. Включение промежуточной ступени позволяет исключить резкое и неожиданное торможение двигателем.
Режим может использоваться при движении с прицепом на особо крутых спусках и длинных перевалах.
Переключение режимов функционирования АТ
Переключатель режимов функционирования АТ находится слева рычага селектора передач и обозначен литерами «W» и «S».
Стандартный режим «S»
Стандартный режим активируется в положении «S» переключателя и предназначен для движения в нормальных дорожных условиях.
Для перехода в зимний режим функционирования АТ следует нажать на секцию «W» переключателя.
Переключение трансмиссии производится при сильном нажатии педали акселератора при более низкой скорости движения меньшем числе оборотов двигателя, чем в положении «S».
|
О переходе трансмиссии в аварийный режим функционирования свидетельствуют ухудшение динамических характеристик и отказ трансмиссии от переключений. Не исключена вероятность переключения на 2-ю передачу или передачу заднего хода.
В подобной ситуации следует прекратить движение, припарковаться в безопасном месте, перевести рычаг селектора в положение «Р» и заглушить двигатель.
Автомобиль следует немедленно отогнать на ближайшую станцию техобслуживания Mercedes-Benz для проведения подробной диагностики АТ и выполнения необходимого восстановительного ремонта.