Как перевозят машины формулы 1
Вокруг света
Как работает логистика в Формуле 1
Каждый этап Формулы 1 начинается не в пятницу и даже не в четверг. Уже во вторник на автодром прибывает все гоночное оборудование, а на финальных кругах гонки оно собирается в следующее путешествие. И даже маленький сбой в большом логистическом механизме может обернуться настоящим провалом во время Гран-при.
Логистика – это наука о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Этап первый: планирование
Все специалисты по тайм-менеджменту единогласны в том, что основой всех достижений является грамотное планирование. Точно так же и в Формуле 1: для того, чтобы удачно выступить на Гран-при, прежде всего, требуется составить детальный план по транспортировке всего необходимого. Этот процесс начинается уже в тот момент, когда FIA публикует официальный календарь на следующий сезон.
Специалисты просчитывают максимально короткий и удобный путь до места проведения каждого этапа, учитывая территориальные особенности, стоимость транспортировки, отдаленность аэропорта или морского порта от автодрома, необходимое количество грузовиков и упаковочных коробок, ориентировочное время доставки и многое-многое другое. Поскольку практически все этапы повторяются в календаре ежегодно, то большая часть расчетов не занимает много времени. Однако в связи с изменением технического регламента или корректировками таможенного законодательства той или иной страны, эти вычисления регулярно совершенствуются.
Сдвоенные Гран-при Америки и Европы стали самыми сложными в логистическом плане для команд Формулы 1 в сезоне-2016. Расстояние от Остина до Баку составляет около 11,5 тысяч километров. Его, учитывая разницу в часовых поясах, командам пришлось преодолеть фактически за сутки. К тому же Формула 1 впервые в истории приезжала в Баку.
Приблизительно за две недели до старта этапа ответственные люди получают подробную информацию о том, какие новинки будут задействованы во время Гран-при. В этот момент вносятся финальные правки во все расчеты, и логистика переходит на новый уровень.
Этап второй: погрузка
Каждая команда в своем распоряжении имеет от 9 до 23 трейлеров. Их количество зависит от бюджета коллектива. К каждому грузовику прилагается список того, что необходимо погрузить именно сюда. Все трейлеры разделены по приоритетам. В первый — и самый главный из них — загружаются болиды, шасси, а также самое необходимое оборудование для обслуживания автомобилей. В случае форс-мажора в нем есть все для первоначальной работы на трассе. Другие трейлеры загружаются в соответствии со своей спецификацией. К каждому грузовику приставлен человек, отмечающий погрузку каждой детали и оборудования.
Благодаря такой скрупулезности, все находится на своем месте, а это обязательно для того, чтобы ничего не забыть. В случае, если какие-то детали все же останутся на базе команды, для их транспортировки понадобится отдельный чартер, что повлечет за собой дополнительные финансовые расходы.
Единый провайдер
В начале 2000-х руководители команд обратились к Берни Экклстоуну с возникшей проблемой. Она заключалась в том, что из сезона в сезон гонок в Европе становилось все меньше, а этапов за ее пределами – все больше. У команд начали возникать сложности с транспортировкой своего оборудования. Чтобы решить этот вопрос, FIA заключила контракт с DHL — одним из лидеров мирового логистического рынка. Эта компания должна была стать единым провайдером логистических услуг для всех команд.
В список обязанностей DHL входит и транспортировка телевизионного оборудования. Оно должно быть на автодроме за полторы недели до старта этапа. А вот доставкой покрышек и топлива занимаются их производители.
Этап третий: транспортировка
В зависимости от места проведения Гран-при транспортировка проводится трейлерами, грузовыми самолетами, кораблями или несколькими способами одновременно. Если речь идет о европейских этапах, то используются исключительно грузовые автомобили. Если между Гран-при в календаре всего одна неделя, то трейлеры с оборудованием переезжают сразу из одной страны в другую. Если же между этапами перерыв в две недели, то грузовики возвращаются на базу. Таким образом, у команды есть приблизительно неделя на то, чтобы провести детальный анализ и внедрить какие-то новинки. Логистикой для европейских этапов команды занимаются самостоятельно.
Когда речь идет о не европейских Гран-при, то транспортировка происходит по другой схеме. Изначально грузовые автомобили с командным оборудованием следуют до одного из двух координационных центров DHL. В зависимости от территориального расположения базы команды, ее трейлеры направляются в Лондон или Мюнхен. Там происходит погрузка багажа на борт самолета или сухогруза. Если команда самостоятельно занимается своей логистикой, то тогда трейлеры отправляются в ближайший порт или аэропорт.
При выборе вида транспорта учитывается скорость доставки оборудования на место проведения Гран-при. Поэтому то, что необходимо доставить самолетом, отправляется за 7–9 дней до начала Гран-при, а кораблем – за 4–6 недель. Традиционно самыми последними в путь отправляют болиды. Таким образом, инженеры команд имеют максимум времени для работы с гоночными автомобилями.
От этапа к этапу команды самолетами перевозят 28–30 тонн самого необходимого груза. Морским транспортом за год перевозится около 900 тонн груза
Когда Гран-при за пределами Европы следуют один за другим, то команды сами решают — возвращать ли на базу основную часть багажа перед следующим этапом или сразу переезжать в новую страну. Все зависит от технического состояния болидов, бюджета коллектива и его потребностей. Чаще всего команды выбирают более экономный вариант и напрямую переезжают из страны в страну.
Команды тщательно скрывают свои двигатели от посторонних глаз. Поэтому в аэропортах силовые установки не допускаются к рентгеновскому контролю. За это они обязаны пробыть в карантине до двух суток
В целях экономии
Представители команд признаются, что предпочитают перевозку водным видом транспорта, поскольку это намного дешевле, чем воздушными суднами. Однако есть часть груза, которая транспортируется исключительно самолетами. И поскольку за вес необходимо платить, то многие коллективы переходят на оборудование из более легких материалов.
Команды с большим бюджетом имеют несколько одинаковых комплектов запчастей и оборудования. Они почти одновременно отправляются в страны, которые будут принимать первые Гран-при сезона. Если равняться на календарь 2016 года, то это Австралия, Китай и Бахрейн. Далее два комплекта возвращаются на базу, а один переезжает в ту не европейскую страну, куда Формула 1 приедет в средине чемпионата (в 2016 году это была Канада). Ближе к завершению чемпионата все комплекты вновь отправились в разные страны – Сингапур, Малайзию, Японию и далее по календарю. Таким образом, груз транспортируется по воде, что существенно экономит финансы. Некоторые команды этот груз даже не возвращают на базу, и он круглогодично путешествует по миру: вначале в Австралию, затем в страны Америки и Азии, снова в Австралию и так по кругу.
Также, опираясь на собственный бюджет, команды сами решают — перевозить ли с собой столы, стулья, кухонные плиты, еду, воду или договариваться с местными компаниями о поставках всего необходимого.
Этап четвертый: разгрузка
Во вторник, за два дня до старта свободных заездов, все оборудование команд должно находиться на автодроме. В этот момент начинается заключительный этап логистики: разгрузка и монтаж. Для обустройства рабочего места команды необходимо около 10 часов. Однако эта цифра сильно варьируется в зависимости от количества персонала и сложности моторхоума каждого коллектива.
Моторхоумы
Особое место в вопросе логистики занимает транспортировка моторхоума – передвижного офиса команды. Когда этапы проходят за пределами Европы, команды пользуются стационарными помещениями автодромов, которые они снимают в аренду. В европейский период чемпионата команды возят за собой моторхоумы. Они обустраиваются прямо на автодроме из трех-семи специальных грузовиков. Внутри таких мобильных офисов находятся комнаты пилотов, кабинет руководителя команды, медицинский кабинет, дополнительные офисы, гостевая зона и другие необходимые помещения.
Логистика в Формуле-1: как это работает
Многие читатели спрашивают — когда начинается уик-энд у работников команд, каким образом эти команды пакуют свои вещи, багаж, каким образом они перемещаются в другую страну. Сколько времени занимает данный процесс, и насколько сложно организовать логистику в Формуле-1? Мы решили раскрыть данный вопрос.
Гоночный уик-энд Формулы-1 начинается в пятницу. Казалось бы, чему удивляться? Да вот только начинается он в пятницу за неделю до первой тренировки.
Большинство «конюшен» базируется в Великобритании, и если речь идет о европейском этапе, добираются обычно через Францию. По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть грузовиков должна миновать ее до вечера субботы. Поэтому все грузы отправляются до вечера пятницы. Таким образом устроена европейская логистика.
В выходные за неделю до гонки на базе остается всего один грузовик — тот, в котором затем на трассу отправятся боевые автомобили пилотов Формулы-1. Причин для этого несколько.
Во-первых, так у механиков и инженеров есть больше времени для работы с машиной. Некоторые новинки бывают доступны только к утру понедельника, поэтому коллектив всегда старается оттянуть отъезд грузовика с машинами до последнего.
Во-вторых, в понедельник от их присутствия на трассе по большому счету нет никакого толка. Поэтому, чтобы логистика была более облегченной, принимают подобные решения.
Итак, боевые автомобили команды отправляют на гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.
У каждой команды есть место в паддоке для моторхоума и пары трейлеров. Обычно это офисные грузовики, в большинстве случаев именуемые RT («Race Truck»). Они располагаются непосредственно в паддоке, за боксами каждой из команд. По сути, это и есть главная рабочая зона коллектива. Кроме того, в паддоке располагаются офисы сотрудников отделов маркетинга и коммуникаций. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция — таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT — задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность.
ЛЮБОПЫТНО!
Конструкцией предусмотрено, что расстояние между двумя фурами должно быть ровно три метра. Если между передними осями расстояние будет 301 сантиметр, а между задними краями — 299, ничего не получится. Даже опытные водители с огромным стажем испытывают проблемы, плюс во время парковки используются специальные лазерные установки. Всего процесс занимает в среднем около часа, но иногда приходится повозиться и подольше. Местные байки гласят, что антирекорд парковки равен пяти (5!) часам.
Остальные грузовики по ходу гран-при располагаются на удаленных от паддока парковках автодрома или, если для них нет места, просто поблизости от трассы.
Еще до того, как дан клетчатый флаг, механики начинают собирать и готовить к отправке задние панели гаража (те, которые не видно в телетрансляции), а также запчасти, которые уже не пригодятся в ходе гонки — например, запасные двигатели и коробки передач. В процесс вовлечены и сотрудники, не задействованные во время пит-стопов, и водители грузовиков.
ЛЮБОПЫТНО!
Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к «Мерседес» летом прикреплены 23 водителя компании «Eddie Stobart», одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании. Раньше грузовики перегоняли механики команд, но современные европейские законы делать это запрещают.
То же самое касается самих механиков, часть прилетает на трассу в субботу, за восемь дней до гонки, чтобы помочь собрать моторхоум. Ко вторнику вся группа механиков должна быть на трассе. Оставшаяся часть персонала, включая пилотов, руководителей команд и инженеров, прибывает на трассу в среду.
Спустя час после окончания гонки грузовики, стоявшие на удаленных парковках, выстраиваются на пит-лейн.
В паддоке еще идет работа. Инженеры и пилоты разбирают прошедшую гонку в одном из RT. Обычно эта процедура занимает несколько часов, поэтому первыми загружаются так называемые «support trucks», грузовики поддержки. Их, как правило, по три-четыре у каждой команды.
Часть механиков занимается шинами. Все комплекты резины, а их более сотни на каждый коллектив, после окончания уикенда должны быть сданы «Пирелли». Колесные диски каждая из команд использует свои, от собственных поставщиков. Они также занимают немало места в грузовиках.
Весь процесс укладывания гоночного скарба отнимает около шести часов. До полуночи отправляются грузовики поддержки и три RT. Все они после каждого европейского гран-при (за исключением гонок, идущих одна за другой) отправляются на базу. Там у инженеров обычно около недели, чтобы проанализировать полученные данные, установить на машины новинки и отправить на следующий гран-при
Последние три грузовика покидают паддок в понедельник утром. Два из них составляют моторхоум команды, третий — грузовик поддержки, для которого нет места в паддоке.
Вообще, как все это собирается? Два грузовика встают рядом и образуют собой первый этаж. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню.
Моторхоум продолжает работать после окончания гонки еще несколько часов. Разбирать его начинают утром в понедельник. По частям моторхоум уезжает с автодрома в понедельник днем, одним из первых среди остальных команд. Моторхоумы практически никогда не возвращаются на базы по ходу европейского сезона, за исключением месячного перерыва в августе. Команды перегоняют их только по континенту, а на удаленных этапах арендуют помещения непосредственно на трассах.
«Fly away»
«Fly away» — термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких гран-при сложнее. Большую часть оборудования конюшни отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.
На автодромах конюшни арендуют у владельцев трасс гостевые домики, расположенные в паддоке. Обустраивает такие помещения каждая команда самостоятельно, даже на заокеанские гран-при привозя собственные столы, стулья, телевизионные станции и даже кухонные приборы. Но они, в свою очередь, доставляются на гонки уже на паромах.
У каждой команды есть 5-7 полных комплектов для гостевых домиков. Подобные наборы путешествуют по свету на протяжении всего года.
ЛЮБОПЫТНО!
Например, «Мерседес» свой первый комплект отправили в Австралию в начале сезона 2019 еще в конце января. В марте столы, стулья и прочая утварь добрались на пароме до Мельбурна, откуда затем были отправлены в Канаду. Гонка в Монреале прошла в июне. После нее этот же комплект уплыл в Японию — на гонку, которая прошла в начале октября. Затем на очередном пароме этот же комплект еще раз пересек Тихий океан — в середине ноября состоялся Гран-при США, и в Остине столы, стулья и телевизоры понадобились вновь.
По ходу сезона каждый комплект преодолевает около 100 тысяч километров. Маршруты для каждого из них расписаны в начале года. Перевозить один комплект на самолете было бы намного дороже, ведь в конце сезона командам предстоит сразу семь «fly away» в течение двух месяцев.
В летний перерыв грузовики команд возвращаются обратно на базы, после чего сотрудники уходят в отпуска. В конце же августа фуры вновь разбираются и проверяют для дальнего пути. По большому счету, процесс по ходу сезона почти бесконечный, и «замерзает» лишь на декабрь — начало февраля.
Вот так устроена логистика в Формуле-1. Надеюсь, вам было интересно! Если понравилась статья — рекомендуй своим друзьям, ведь как и болиды Формулы-1, мы никогда не останавливаемся, и уже совсем скоро будут новые материалы.
Популярные автомобили
Как перевозят болиды Формулы-1
В календаре Формулы-1 20 этапов, раскиданных по всему свету. Но перед тем, как 24 машины выйдут на старт, их нужно привезти на трассу. А вместе с ними еще несколько десятков тонн оборудования – грузовиками, самолетами, пароходами. «Мотор» изучил логистические маршруты команд Формулы-1 и выяснил, что нужно для транспортировки «Большого цирка».
Гоночный уикенд Формулы-1 начинается в пятницу. Но совсем не в ту, когда пилоты выезжают на тренировку. Первые грузовики с оборудованием команд отправляются на трассу неделей раньше. Большинство конюшен базируется в Великобритании, поэтому добираются до гонок они через Францию. «По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть фур должна миновать ее до вечера субботы, – говорит менеджер команды Caterham Грэм Уотсон. – Мы стараемся отправить все грузовики, за исключением одного, до вечера пятницы».
В выходные за неделю до Гран-при на базе Caterham в Хингэме остается всего одна фура. Та, в которой затем на трассу отправятся боевые автомобили Виталия Петрова и Хейкки Ковалайнена. «Причин для этого несколько, – объясняет Уотсон. – Во-первых, так у механиков и инженеров есть больше времени для работы с машиной. Некоторые новинки бывают доступны только к утру понедельника, поэтому мы постоянно стараемся оттянуть отъезд грузовика с машинами до последнего. Плюс ко всему, в понедельник от их присутствия на трассе по большому счету нет никакого толка».
Боевые автомобили команды Ф-1 отправляют на Гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.
Гоночные шасси отправляются на трассу в собранном виде. Механикам на трассе необходимо лишь установить на машину антикрылья.
Команда Тони Фернандеса – одна из самых маленьких в Формуле-1. У Caterham всего девять грузовиков. Все они колесят по Европе в ходе летнего сезона, когда большинство Гран-при проходят как раз на континенте. А вот у больших команд и хозяйство побольше. В гараже Mercedes AMG, например, стоят сразу 23 фуры.
Полтора часа на парковку
У каждой команды есть место в паддоке для моторхоума и трех трейлеров. Обычно это офисные грузовики, в большинстве случаев именуемые RT (Race Truck). Они располагаются непосредственно в паддоке, за боксами каждой из команд. По сути, это и есть главная рабочая зона коллектива.
Три «гоночных грузовика» команды Caterham. Справа RT1 – офисы гоночных инженеров и IT-персонала. В центре RT2 – рабочая зона инженеров по гидравлике и электронике, здесь же хранятся многие запчасти и инструменты. Слева RT3 – грузовик, перевозящий боевые автомобили. Кроме того, в нем располагаются офисы сотрудников отделов маркетинга и коммуникаций.
В этих трейлерах располагаются комнаты для брифингов, офисы IT-персонала, в отдельных случаях – офисы пресс-служб, сотрудников службы маркетинга и личные комнаты пилотов. Здесь же хранятся запасные детали для болидов. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция – таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT – задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность.
«Конструкцией предусмотрено, что расстояние между двумя фурами должно быть ровно три метра, – рассказывает глава гоночной бригады Marussia Саймон Прайс. – Если между передними осями расстояние будет 301 сантиметр, а между задними краями – 299, ничего не получится. Наши водители достаточно опытны, плюс мы используем во время парковки специальные лазерные установки. Всего процесс занимает в среднем около часа, но иногда приходится повозиться и подольше». Поговаривают, что антирекорд по времени парковки грузовиков в паддоке Ф-1 составляет около пяти часов.
Два из трех RT Mercedes AMG соединены дополнительной секцией. В паддоке остаются лишь «прицепы». «Головы» отправляются на время уикенда на стоянку неподалеку от трассы и приезжают в паддок вновь ближе к полуночи в воскресенье – уже после того, как пройдут последние брифинги инженеров и второй этаж будет демонтирован.
Остальные грузовики по ходу уикенда располагаются на удаленных от паддока парковках автодрома или, если для них нет места, просто поблизости от трассы. В основном, это те машины, которые первыми прибывают на трассу перед началом уикенда. Они перевозят гаражные панели и все оборудование, необходимое для обустройства в боксах: плазменные экраны, компьютеры, запасные двигатели и коробки передач, бочки с топливом. Когда на трассу приезжают гоночные машины, к их приему уже все готово. Последний грузовик паркуется в паддоке обычного европейского Гран-при в среду утром. С этого момента о переездах можно забыть.
Дальнобойщики
«Когда после гонки болельщики у экранов заваривают себе чашечку чая, мы уже час как собираемся в путь, – говорит Грэм Уотсон. – Еще до того, как дан клетчатый флаг, мы начинаем собирать и готовить к отправке задние панели гаража (те, которые не видно в телетрансляции), а также запчасти, которые уже не пригодятся в ходе гонки – например, запасные двигатели и коробки передач. В процесс вовлечены и сотрудники, не задействованные во время пит-стопов, и водители грузовиков».
Гоночная бригада команды Формулы-1 – 57 человек. Именно такому количеству персонала разрешено работать с машиной в ходе Гран-при. Помимо этого, в состав групп, выезжающих на этапы чемпионата мира, входят сотрудники пресс-служб, маркетинговых отделов, менеджеры, сотрудники кейтериговых компаний и собственно гонщики. Всего каждой из команд в дни проведения этапа нужно около сотни гостиничных комнат.
Часть механиков прилетает на трассу в субботу, за восемь дней до гонки, чтобы помочь собрать моторхоум. Ко вторнику вся группа механиков должна быть на трассе. Оставшаяся часть персонала, включая пилотов, руководителей команд и инженеров, прибывает на трассу в среду.
Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к Mercedes AMG летом прикреплены 23 водителя компании Eddie Stobart, одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании.
Раньше грузовики перегоняли механики команд, но современные европейские законы делать это запрещают. «Сейчас водителям нельзя садиться за руль, если они не отдыхали определенное количество часов, – объясняет Уотсон. – Поэтому механики, которые работают на трассе в воскресенье с утра, уже не могут этим заниматься. Тем не менее, так нам даже удобнее. В паддоке водители помогают разгружать и собирать оборудование. Это девять дополнительных пар рук».
Команда Lotus готовится к Гран-при Монако
Спустя час после окончания гонки грузовики, стоявшие на удаленных парковках, выстраиваются на пит-лейн. В паддоке еще идет работа. Инженеры и пилоты разбирают прошедшую гонку в одном из RT. Обычно эта процедура занимает несколько часов, поэтому первыми загружаются так называемые «support trucks», грузовики поддержки. Их, как правило, по три-четыре у каждой команды.
Часть механиков занимается шинами. Все комплекты резины, а их более сотни на каждый коллектив, после окончания уикенда должны быть сданы Pirelli. Колесные диски каждая из команд использует свои, от собственных поставщиков. Они также занимают немало места в грузовиках.
Весь процесс укладывания гоночного скарба отнимает около шести часов. До полуночи Caterham отправит в дорогу грузовики поддержки и три RT. Все они после каждого европейского Гран-при (за исключением гонок, идущих одна за другой) отправляются на базу команды в Хингэм. Там у инженеров будет около недели, чтобы проанализировать полученные данные, установить на машины новинки и отправить на следующий Гран-при.
Моторхоумы
Последние три грузовика Caterham покидают паддок в понедельник утром. Это три так называемых кейтеринг-трейлера. Два из них составляют моторхоум команды, третий – грузовик поддержки, для которого нет места в паддоке.
У Caterham один из самых простых «домов», который собирается следующим образом: два грузовика встают рядом и первый этаж образуют собой собственно фуры. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню.
Позже всех с трассы уезжает Red Bull. Если моторхоум Caterham можно разобрать за полдня и перевезти тремя грузовиками, то у чемпионской команды хлопот намного больше. Чтобы собрать Energy Station, огромный трехэтажный моторхоум команд Red Bull Racing и Toro Rosso, нужны три дня и усилия 32 человек. Перевозят «станцию» 28 грузовиков.
Примерно столько же времени требуется McLaren, моторхоум которой составлен из семи грузовиков. Собрать и разобрать его можно за три-четыре дня.
McLaren Brand Centre. 18 метров в длину, 14 метров в ширину, три этажа. Внутри – две комнаты пилотов, с личным туалетными комнатами и душевыми кабинами, кабинет руководителя команды, две переговорные, медицинский кабинет, пять офисов, комната для технического персонала, две дополнительные уборные. На первом этаже – кухня и гостевая зона на 60 человек. Всего в моторхоуме 140 «посадочных мест». На трех уровнях развешаны более 50 плазменных панелей. Чтобы собрать Brand Centre, требуется 35 часов непрерывной работы, разобрать – 22 часа.
Моторхоумы практически никогда не возвращаются на базы по ходу европейского сезона – за исключением месячного перерыва в августе. Команды перегоняют их только по континенту, а на удаленных этапах арендуют помещения непосредственно на трассах.
«Улетай отсюда»
«Fly away» – термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких Гран-при сложнее. Большую часть оборудования конюшни отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.
На автодромах конюшни арендуют у владельцев трасс гостевые домики, расположенные в паддоке. Обустраивает такие помещения каждая команда самостоятельно, даже на заокеанские Гран-при привозя собственные столы, стулья, телевизионные станции и даже кухонные приборы. Но они, в свою очередь, доставляются на гонки уже на паромах.
У каждой команды есть пять-семь полных комплектов для гостевых домиков. Подобные наборы путешествуют по свету на протяжении всего года. Например, Mercedes AMG свой первый комплект отправила в Австралию еще в конце января. В марте столы, стулья и прочая утварь добрались на пароме до Мельбурна, откуда затем были отправлены в Канаду. Гонка в Монреале прошла в июне. После нее этот же комплект уплыл в Японию – на гонку, которая пройдет в начале октября. Затем на очередном пароме этот же комплект еще раз пересечет Тихий океан – в середине ноября состоится Гран-при США, и в Остине столы, стулья и телевизоры понадобятся вновь.
По ходу сезона каждый комплект преодолевает около 100 тысяч километров. Маршруты для каждого из «сетов» расписаны в начале года. Перевозить один комплект на самолете было бы намного дороже, ведь в конце сезона командам предстоит сразу семь «fly away» в течение двух месяцев.
Сдвоенные гонки
Предстоящие две недели – самый напряженный период европейского сезона Формулы-1. Гран-при Германии и Венгрии пройдут с перерывом всего в неделю, а значит командам придется отступить от привычных логистических маршрутов.
Маршрут Caterham на Гран-при Германии и Венгрии
Великобритания, Хингэм | Германия, Хоккенхайм (Гран-при – 22 июля) | Венгрия, Будапешт (Гран-при – 29 июля) | Великобритания, Лифелд |
---|---|---|---|
RT1, RT2 | Прибытие: Воскресенье, 15 июля. 10:00 | Прибытие: Понедельник, 23 июля. 18:00 | Прибытие: Понедельник, 30 июля. 14:00 |
Отправление: Пятница, 13 июля. 18:00 | Отправление: Воскресенье, 22 июля. 23:00 | Отправление: Воскресенье, 29 июля. 23:00 | |
RT3 | Прибытие: Среда, 18 июля. 10:00 | Прибытие: Понедельник, 23 июля. 19:00 | Прибытие: Понедельник, 30 июля. 14:00 |
Отправление: Понедельник, 16 июля. 15:00 | Отправление: Воскресенье, 22 июля. 23:30 | Отправление: Воскресенье, 29 июля. 23:30 | |
Грузовики поддержки | Прибытие: Воскресенье, 15 июля. 9:00 | Прибытие: Понедельник, 23 июля. 17:00 | Прибытие: Понедельник, 30 июля. 14:00 |
Отправление: Пятница, 13 июля. 18:00 | Отправление: Воскресенье, 22 июля. 22:00 | Отправление: Воскресенье, 29 июля. 22:00 | |
Моторхоум | Прибытие: Суббота, 14 июля. 9:00 | Прибытие: Вторник, 24 июля. 18:00 | Прибытие: Среда, 1 августа. 15:00 |
Отправление: Среда, 11 июля. 18:00 | Отправление: Понедельник, 23 июля, 13:00 | Отправление: Понедельник, 30 июля. 18:00 |
Ни один из грузовиков Caterham не вернется в Великобританию до окончания гонки в Будапеште. С базы в Хингэме все, кроме одного, уехали еще в прошлую пятницу. Позже всех, как всегда, отправился в дорогу RT3 с машинами Ковалайнена и Петрова. Расписание уикенда, тем не менее, практически не отличается от обычного. Единственное исключение состоит в том, что свой моторхоум команда будет собирать в ускоренном режиме, чтобы к обеду понедельника после гонки в Хоккенхайме он уже отправился в Будапешт. Из Венгрии команда пошлет грузовики уже в Лифелд – команда переезжает в новый технический центр.
Моторхоум Ferrari
Многие большие команды, моторхоумы которых слишком громоздки, привозят их лишь на один Гран-при из двух. К примеру, у Red Bull есть еще один «дом на колесах» – одноэтажный. Именно он отправится в Венгрию, пока Energy Station будет запаркован на Хоккенхаймринге.
После гонки в Венгрии в календаре Ф-1 запланирован пятинедельный перерыв. Грузовики команд потянутся обратно на базы, после чего сотрудники будут распущены в отпуска. А затем караван Формулы-1 вновь вернется к привычному расписанию. В конце августа команды опять начнут загружать свои фуры, чтобы они одна за другой отправились в новое путешествие – теперь уже в Бельгию.