Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Исповедь — как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки

Дорогие читатели! Эта статья для начинающих христиан или для тех, кто ищет Бога. Хотя она может оказаться полезной и для опытных христиан.

Некоторые люди говорят, что получили свои греховные наклонности (страсти) по наследству, и этим себя оправдывают. Или говорят, что у них такой дурной характер, и с этим ничего нельзя поделать, нельзя измениться. В этом они как бы обвиняют своих родителей и Бога. Этот грех самооправдания страшен тем, что не дает человеку покаяться и начать исправляться.

А есть такие люди, которые считают себя хорошими и совсем не видят своих грехов, но в других людях видят грехи и осуждают. Таким людям гордость не дает увидеть свою греховность. Но каждый человек рождается и с хорошими задатками, и с плохими. И он должен потрудится, чтобы от плохих своих качеств (грехов) избавится, а хорошие качества (добродетели) развить, чтобы стать подобием Божиим.

Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы ( которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И еще Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?

Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.

В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.

Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.

В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.

Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.

Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).

Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:

Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.

Как правильно подготовиться к исповеди?

Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.

Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.

Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.

Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.

Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.

А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).

Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.

Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.

Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.

На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.

Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.

Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.

Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.

Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».

Как правильно называть свои грехи на исповеди

На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».

А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.

Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.

Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).

В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.

Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).

Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.

Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать

В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).

В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.

Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.

Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.

В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.

В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.

Список основных грехов для мужчин и для женщин

Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.

Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:

Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).

Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)

Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.

Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.

Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.

Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.

Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.

Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.

Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.

Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.

Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).

Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.

Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.

Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке

Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.

Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).

Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.

Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.

Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.

Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Смотреть картинку Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Картинка про Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз. Фото Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз

Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.

Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.

Пример написания грехов на листочке

Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».

Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».

Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».

Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.

Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».

Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».

А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.

Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.

Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.

Источник

Первая исповедь. Взгляд священника

Эту статью хочу посвя­тить про­блеме первой испо­веди. Боль­шин­ство воцер­ков­ля­ю­щихся взрос­лых людей рано или поздно встают перед духов­ной потреб­но­стью испо­ве­до­вать свои грехи, кото­рые нако­пи­лись у них за годы созна­тель­ной жизни. В связи с этим воз­ни­кают мно­го­чис­лен­ные «тех­ни­че­ские» вопросы, а многие не могут пере­бо­роть свой стыд и страх перед ней и перед свя­щен­ни­ком. Чтобы раз­ве­ять сомне­ния, страхи и отве­тить на боль­шую часть вопро­сов, стоит для начала рас­ска­зать об испо­веди в общем, для чего она нужна, для чего на испо­веди необ­хо­димо рас­ска­зы­вать о своих грехах свя­щен­нику и почему нельзя обой­тись без нее.

Испо­ведь – это Таин­ство. Почему Таин­ство? Ответ кро­ется уже в назва­нии. Во время Таинств, кото­рых в Пра­во­слав­ной Церкви обычно назы­вают семь (Кре­ще­ние, Евха­ри­стия, Миро­по­ма­за­ние, Пока­я­ние, Свя­щен­ство, Брак и Еле­освя­ще­ние), про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­ная встреча чело­века с Богом, Боже­ствен­ная бла­го­дать таин­ствен­ным и непо­сти­жи­мым для нас обра­зом дей­ствует на чело­века, освя­щая все чело­ве­че­ское есте­ство – и душу, и тело, ожи­во­тво­ряя и обо­го­тво­ряя, уго­тов­ляя для буду­щей Вечной Жизни. Испо­ведь, или Таин­ство пока­я­ния, по опре­де­ле­нию Пра­во­слав­ного Кати­хи­зиса, есть Таин­ство, в кото­ром испо­ве­ду­ю­щий грехи свои, при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника, неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. То есть испо­ве­ду­ю­щийся полу­чает остав­ле­ние своих грехов непо­сред­ственно от Бога, свя­щен­ник же в данном случае явля­ется посред­ни­ком между Богом и чело­ве­ком. В молит­вен­ном после­до­ва­нии перед испо­ве­дью свя­щен­ник име­ну­ется сви­де­те­лем, кото­рый при­зван сви­де­тель­ство­вать перед Богом все, что скажет ему чело­век. В связи с этим у многих людей часто воз­ни­кает вопрос – почему нельзя каяться напря­мую Богу, без уча­стия свя­щен­ника или какого-либо иного посред­ника или сви­де­теля, чтобы полу­чить про­ще­ние и раз­ре­ше­ние от грехов? Без­условно, каяться мы можем и должны не только на испо­веди, но и при каждой удоб­ной воз­мож­но­сти – сразу по осо­зна­нии греха, и на еже­днев­ной вечер­ней молитве (в молит­во­слове есть спе­ци­аль­ная молитва). Ведь грех – это духов­ная зараза, кото­рая, будучи при­ня­той в душу и сердце, начи­нает раз­ру­шать все вокруг себя. Грех имеет свой­ство накап­ли­ваться, поэтому нерас­ка­ян­ный грех подо­бен снеж­ному кому, катя­ще­муся с горы, он нарас­тает и пре­вра­ща­ется в лавину, кото­рую прак­ти­че­ски ничто не может оста­но­вить на пути. И только искрен­нее пока­я­ние спо­собно раз­ру­шить сети греха и изба­вить сердце и душу от его пагуб­ного вли­я­ния. Однако, отпу­ще­ние грехов можно полу­чить только на испо­веди. Так про­ис­хо­дит вовсе не от того, что «попы так при­ду­мали», а потому, что Гос­подь так уста­но­вил. Само по себе свя­щен­ство – это бого­уста­нов­лен­ный инсти­тут, полу­чив­ший свое начало еще во вре­мена Вет­хого Завета. Ново­за­вет­ный свя­щен­ник наде­лен от Бога правом объ­яв­лять от имени Бога про­ще­ние грехов. Гос­подь Иисус Хри­стос сказал апо­сто­лам: «Что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе, и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» ( Мф. 18:18 ). Эта власть «вязать и решить» пере­шла от апо­сто­лов к их пре­ем­ни­кам – епи­ско­пам и свя­щен­ни­кам. Ко всему про­чему, свя­щен­ник – это еще и духов­ный настав­ник, руко­во­ди­тель, при­зван­ный Богом и Цер­ко­вью на это дело. Но он, явля­ясь таким же про­стым чело­ве­ком, как и при­шед­ший к нему на испо­ведь, имеет особую бла­го­дать от Бога, кото­рая дей­ствует в нем неза­ви­симо от его лич­ност­ных качеств. Эту бла­го­дать он полу­чает в Таин­стве свя­щен­ства.

Помню свою первую испо­ведь, кото­рую мне при­шлось при­ни­мать через 40 дней после свя­щен­ни­че­ского руко­по­ло­же­ния. Подо­шел муж­чина и рас­ска­зал о неко­то­рой про­блеме, кото­рая была непо­сред­ственно свя­зана с грехом. Он искренне каялся, но еще и желал полу­чить от меня духов­ный совет, как посту­пить в сло­жив­шейся ситу­а­ции. Я на тот момент не имел ника­кого свя­щен­ни­че­ского опыта, а в жизни я с таким нико­гда не стал­ки­вался. Дать ответ прак­ти­че­ски не пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Но это было необ­хо­димо. Я молча помо­лился Гос­поду, попро­сил помощи. И тут, откуда ни возь­мись, в голове появи­лась ясная и отчет­ли­вая мысль, кото­рая раз­ви­ва­лась и обре­тала удоб­ную для изло­же­ния форму. Мы про­го­во­рили около два­дцати минут, разо­брали его про­блему по полоч­кам и в итоге он полу­чил тот самый совет, кото­рого так жаждал. При этом не кто-то гово­рил за меня или через меня, как это бывает с оккуль­ти­стами или сек­тан­тами-хариз­ма­тами, гово­рил я сам, полу­чив пер­во­на­чаль­ную мысль и развив ее. Несо­мненно, это было дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати, кото­рая изобильно изли­лась и на меня и на того муж­чину.

Итак, испо­ведь – это бого­уста­нов­лен­ное Таин­ство, в кото­ром, при посред­ни­че­стве и сви­де­тель­стве свя­щен­ника, чело­век полу­чает про­ще­ние и раз­ре­ше­ние испо­ве­дан­ных грехов от Самого Бога. Оче­видно, что Гос­подь весьма поза­бо­тился о нас, дав такую воз­мож­ность духов­ного очи­ще­ния. Посему не обре­та­ется причин, по кото­рым стоило бы отка­заться от этой Боже­ствен­ной мило­сти. Испо­ведь нужна нам как глоток све­жего воз­духа, это баня, омы­ва­ю­щая душу.

И все же первая испо­ведь сильно сму­щает боль­шин­ство тех, кто все же реша­ется впер­вые при­сту­пить к этому вели­кому Таин­ству пока­я­ния. Сму­щает, в первую оче­редь, стыд и необ­хо­ди­мость гово­рить о своих грехах в при­сут­ствии совер­шенно незна­ко­мого чело­века, пусть и с глазу на глаз. Но сму­щаться не стоит. Очень хорошо, что есть чув­ство стыда, было бы куда хуже, если бы оно отсут­ство­вало. Стыд в данном случае – это одно из след­ствий осо­зна­ния соб­ствен­ной гре­хов­но­сти. Пере­сту­пив еди­но­жды через барьер стыда и страха, будет намного легче испо­ве­до­ваться в буду­щем. И, конечно же, если при­сту­пать к испо­веди с искрен­ним пока­я­нием, то после нее ощу­ща­ется огром­ное чув­ство облег­че­ния, кото­рое ни с чем не срав­нится. Это чув­ство вооду­шев­ляет, окры­ляет, дает силы для того, чтобы бороться с гре­хами и, с помо­щью Божией, побеж­дать.

Суще­ствует несколько «мифов» и стра­хов, кото­рые обычно удер­жи­вают от первой испо­веди нево­цер­ко­в­лен­ных людей. Попро­бую рас­смот­реть наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные из них.

1. Мои грехи настолько страшны и постыдны, что свя­щен­ник отпря­нет от меня в ужасе, может быть, даже отру­гает и выго­нит из храма.
Конечно, это не так. Открою один «секрет» – свя­щен­ника вряд ли полу­чится чем-то уди­вить на испо­веди. За годы службы свя­щен­ники на испо­веди слы­шали очень много рас­ска­зов о грехах, поро­ках, стра­стях. Как пра­вило, все эти рас­сказы похожи друг на друга, ведь все мы стра­даем, по сути, одними и теми же гре­хами, в наших серд­цах кипят одни и те же стра­сти, но в разном виде. Свя­щен­ники – это тоже люди, кото­рым также свой­ственно гре­шить в силу слабой чело­ве­че­ской при­роды. Свя­щен­ники испо­ве­да­ются своим духов­ни­кам. Кроме того, свя­щен­ники – это не какие-нибудь мар­си­ане, они живут среди обыч­ных людей, и им известны многие труд­но­сти и про­блемы, с кото­рыми стал­ки­ва­ются и они сами. Наверно, нужно рас­ска­зать о чем-то дей­стви­тельно из ряда вон выхо­дя­щем, чтобы свя­щен­ник опешил. Но и в этом случае он вряд ли отпря­нет в ужасе. И, есте­ственно, свя­щен­ник не выго­нит из храма каю­ще­гося чело­века. Да и ругать тоже не станет. Ну как ругать за пока­я­ние?
Помню, одна­жды меня спро­сила одна нево­цер­ко­в­лен­ная зна­ко­мая: «Ты слу­ша­ешь на испо­веди сотни исто­рий о грехах, люди выво­ра­чи­вают свою душу перед тобой. Разве ты, узнав их грехи, не меня­ешь к ним своего отно­ше­ния? Ведь они навер­няка рас­ска­зы­вают и о страш­ных грехах, а не только о том, как украли яблоко в сосед­ском саду». В этот момент я впер­вые заду­мался об этом. И, про­ана­ли­зи­ро­вав те самые сотни и даже тысячи испо­ве­дей, кото­рые мне при­шлось при­ни­мать за 10 лет свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, я понял, что мое отно­ше­ние к испо­ве­ду­ю­щимся, дей­стви­тельно, меня­ется. Но меня­ется в лучшую сто­рону! Те люди, кото­рых я нико­гда не знал и даже видел впер­вые, за какие-то 5–10 минут ста­но­ви­лись мне близ­кими людьми, кото­рым хоте­лось помочь, хотя бы сове­том. Ведь все они при­хо­дили каяться! Они жаж­дали полу­чить про­ще­ние от Бога, при­ми­риться с Ним через вели­кое Таин­ство пока­я­ния. Но самое глав­ное – они хотели больше не гре­шить. Как же я мог отне­стись к ним плохо? Нет, такое вряд ли воз­можно.
Хуже, когда чело­век на испо­веди не про­яв­ляет при­зна­ков пока­я­ния и, более того, гово­рит, что не имеет грехов и пришел на испо­ведь «так, на всякий случай, а вдруг, если что есть, пусть Бог про­стит». С такими людьми сложно, при­хо­дится чуть ли не «кле­щами вытас­ки­вать грехи», разъ­яс­нять, ука­зы­вать. Иногда это при­но­сит плоды. А порой нет. Тогда при­хо­дится просто про­сить чело­века отойти и поду­мать о том, что без­греш­ных людей не бывает, почи­тать опре­де­лен­ную лите­ра­туру и, если обре­тется хоть один грех, то прийти на испо­ведь снова.

2. Свя­щен­ник на испо­веди осудит меня за грехи и, может быть, даже не захо­чет дальше общаться.
Конечно, многое зави­сит и от свя­щен­ника. Свя­щен­ники тоже разные бывают, но в основ­ной своей массе это добрые и отзыв­чи­вые люди. Лично я не знаком ни с одним свя­щен­ни­ком, кото­рый бы стал осуж­дать чело­века на испо­веди, да еще и отка­зы­вал в даль­ней­шем обще­нии. Ведь на испо­веди люди очень ранимы, их легко оби­деть неосто­рож­ным словом. Добрый пас­тырь не осудит, не отго­нит, а наобо­рот, поста­ра­ется помочь каю­ще­муся. Да и вообще всем, и свя­щен­ни­кам, и миря­нам, всегда нужно пом­нить, что Судья – только Бог, а нам не дано при­ви­ле­гий судить кого-то, осо­бенно если этот кто-то кается в том, что натво­рил.

3. Свя­щен­ник должен пере­чис­лять грехи, а я должен отве­чать, есть ли они у меня.
Тут палка о двух концах. С одной сто­роны, такая форма испо­веди могла бы быть удоб­ной для того, кто впер­вые испо­ве­ду­ется. Но она похожа на тести­ро­ва­ние с двумя вари­ан­тами ответа – «да» и «нет». Может полу­читься некое авто­ма­ти­че­ское дей­ствие, кото­рому на испо­веди не место. Свя­щен­нику неиз­вестны грехи сто­я­щего перед ним чело­века, что-то так можно и про­пу­стить. А это совер­шенно не нужно. С другой сто­роны, если чело­век пришел на испо­ведь, то ему есть в чем каяться, он думал о грехах, пришел к пока­я­нию. Ведь глав­ное на испо­веди – это не просто назвать грехи, а, дей­стви­тельно, в них рас­ка­и­ваться и иметь твер­дую мысль больше не повто­рять. Вовсе не обя­за­тельно рас­ска­зы­вать, как про­ис­хо­дило совер­ше­ние греха, вполне доста­точно одного лишь опре­де­ле­ния.

4. Свя­щен­ник может рас­ска­зать о моих грехах сослу­жив­цам или своим зна­ко­мым.
Такое прак­ти­че­ски нере­ально. Не могу, конечно, гово­рить за всех свя­щен­ни­ков. Но те, кото­рых я знаю, и их немало, нико­гда не рас­кры­вают тайны испо­веди, ука­зы­вая на кон­крет­ного чело­века и рас­ска­зы­вая о его грехах. Ко всему про­чему, тайна испо­веди – само­сто­я­тель­ный вид охра­ня­е­мых зако­ном тайн, одна из гаран­тий сво­боды веро­ис­по­ве­да­ния. В соот­вет­ствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О сво­боде сове­сти и о рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ниях» от 26 сен­тября 1997 г. и охра­ня­ется зако­ном. Согласно УПК РФ (п. 4ч. 3ст. 56) свя­щен­но­слу­жи­тель не может быть допро­шен в каче­стве сви­де­теля об обсто­я­тель­ствах, став­ших ему извест­ными из испо­веди. Согласно цер­ков­ному кано­ни­че­скому праву, свя­щен­ник не может нару­шить тайну испо­веди ни при каких усло­виях. Это строго запре­щено 120‑м пра­ви­лом Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике: за откры­тие греха испо­ве­до­вав­ше­гося духов­ный отец запре­ща­ется на три года в слу­же­нии и каждый день должен класть сто покло­нов.

5. У меня нет особых грехов. Я не знаю, как назвать грех.
Все зави­сит от того, что пони­мать под «особым грехом». Если чело­веку дума­ется, что только убий­ство с отяг­ча­ю­щими обсто­я­тель­ствами явля­ется «особым» грехом, то это далеко не так. Любой грех особ по-своему. К при­меру, неко­то­рые жен­щины, не осо­зна­вая до конца, что аборт явля­ется грехом убий­ства, порой даже не назы­вают его на испо­веди, относя к «незна­чи­тель­ным» грехам. Поэтому полезно почи­тать нужную лите­ра­туру. В первую оче­редь, конечно, Свя­щен­ное Писа­ние. Откуда же еще пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину узнать о том, что он нару­шил запо­ведь Божью, как не из Библии, где все эти запо­веди содер­жатся? Помимо Свя­щен­ного Писа­ния есть раз­лич­ная пра­во­слав­ная лите­ра­тура, кото­рая рас­кры­вает суть многих грехов, так ска­зать, «пере­кла­ды­вает» их на нашу повсе­днев­ную жизнь. Мне очень нра­вится книга архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина «Опыт постро­е­ния испо­веди». Ее полезно про­чи­тать не только тем, кто гото­вится к первой испо­веди, но и тем, кто соби­ра­ется на оче­ред­ную испо­ведь. Полез­ность этой книги я вижу в том, что в ней все грехи раз­би­ра­ются по полоч­кам и даются опре­де­ле­ния. Ведь порой слу­ча­ется, что при­шед­шие на испо­ведь люди не знают, как пра­вильно назвать совер­шен­ный ими грех, и начи­нают рас­ска­зы­вать для пояс­не­ния длин­ные предыс­то­рии. Вовсе не обя­за­тельно рас­ска­зы­вать то, как про­ис­хо­дило совер­ше­ние греха, доста­точно назвать лишь одно опре­де­ле­ние. Если пона­до­бится, то свя­щен­ник оста­но­вит и попро­сит рас­ска­зать подроб­ней. Это может помочь в опре­де­ле­нии сте­пени греха. Чтобы было понятно, при­веду пример. Есть неко­то­рое коли­че­ство блуд­ных грехов – блуд, пре­лю­бо­де­я­ния, поло­вые извра­ще­ния, муже­лож­ство (гомо­сек­су­а­лизм) и ана­ло­гич­ные отно­ше­ния между двумя жен­щи­нами и другие. Назы­вать их на испо­веди надо, если даже очень стыдно и язык с трудом пово­ра­чи­ва­ется. Но совер­шенно не нужно рас­ска­зы­вать, как, где и с кем.

Хочется дать и несколько прак­ти­че­ских сове­тов. Не стоит выби­рать для первой испо­веди вос­крес­ные или празд­нич­ные дни. В эти дни в храме много людей, жела­ю­щих испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься. Первая испо­ведь пред­по­ла­гает трату опре­де­лен­ного вре­мени для беседы со свя­щен­ни­ком, хотя бы 10–15 минут, а то и намного больше. Уде­лить столько вре­мени одному чело­веку, когда испо­веди ждут еще 100 или более чело­век, кото­рых нужно испо­ве­до­вать мак­си­мум до начала при­ча­стия, прак­ти­че­ски невоз­можно. В лучшем случае уда­ется выде­лить каж­дому пару минут. Поэтому во многих храмах испо­ведь про­во­дят с вечера, во время вечер­него бого­слу­же­ния или после него. Можно прийти вече­ром и испо­ве­до­ваться. Также можно при­сту­пить к испо­веди и нака­нуне вос­крес­ного дня, в суб­боту утром. Но, на мой взгляд, лучше всего сде­лать это в будние дни утром, когда жела­ю­щих испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься бывает мало. Тогда у свя­щен­ника будет время и выслу­шать, и, если пона­до­бится, дать советы. В храмах, где в вос­крес­ный день утром слу­жится ранняя литур­гия, можно испо­ве­до­ваться во время нее. Людей также бывает немного.

Многие люди на испо­веди теря­ются, забы­вают то, о чем пом­нили 10 минут назад или раз­мыш­ляли нака­нуне вече­ром. Осо­бенно, когда при­хо­дится испо­ве­до­ваться впер­вые за многие годы. Тут уж упу­стить что-то проще про­стого. Поэтому, чтобы не забыть ничего, можно запи­сать грехи на листке бумаги и про­чи­тать по нему. Это обыч­ная прак­тика, и, на мой взгляд, очень полез­ная. Обычно я сове­тую за несколько дней до испо­веди осно­ва­тельно поду­мать, про­ли­стать всю жизнь, как книгу, и запи­сы­вать каждый, даже на первый взгляд незна­чи­тель­ный, грех. Все грехи тре­буют пока­я­ния. Но при этом не стоит забы­вать, что, рас­пи­сы­вая мелочи, можно забыть и о корне, о той самой при­чине, кото­рая стала осно­вой совер­шен­ного греха. И тут осно­ва­тель­ный разбор соб­ствен­ной жизни очень поле­зен, чело­век может найти при­чины многих своих бед, несча­стий и совер­шен­ных грехов. Вообще соби­ра­ние мело­чей при явном неве­де­нии корней – это особый раз­го­вор, и такое поло­же­ние вещей свой­ственно и неко­то­рым уже давно воцер­ко­в­лен­ным людям. На мой взгляд, очень пока­за­тельно то, что в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия (первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста) более 50% испо­ве­ду­ю­щихся в первую оче­редь рас­ска­зы­вает о том, как и сколько раз они в тече­ние этой недели нару­шили пост в еде. Оче­видно, что люди всю неделю думали в основ­ном о пище, забы­вая о том, что пост имеет две состав­ля­ю­щие – духов­ную и физи­че­скую. Причем если пост физи­че­ский необ­хо­дим чело­веку, чтобы научиться воз­дер­жа­нию, то пост духов­ный сбли­жает с Богом. Кое-кто, к сожа­ле­нию, забы­вает, что не «есть» людей в посту куда более важно, чем не есть мясо. Но это, как я уже выше отме­тил, отдель­ный раз­го­вор.

Не стоит и оття­ги­вать первую испо­ведь под раз­лич­ными пред­ло­гами. А пред­логи, уверен, най­дутся. Чего только я не слышал как оправ­да­ние оття­ги­ва­нию испо­веди. То болезнь или плохое само­чув­ствие, то дорогу снегом замело – не про­ехать, то род­ствен­ники пого­стить при­е­хали, не до испо­веди, борщи варить надо, то соседи сверху зато­пили, все утро с ними руга­лись, то, пока собаку не выгу­ляю, детей в школу не про­вожу, а мужа на работу, из дома выйти не могу, и многое другое. Все это «тех­ни­че­ские» накладки и про­блемы, кото­рые при жела­нии пре­одо­лимы и реша­емы. Куда хуже, когда выска­зы­ва­ется при­чи­ной него­тов­ность к первой испо­веди. Помню одну пожи­лую даму, быв­шего пар­тий­ного дея­теля, кото­рая регу­лярно при­хо­дила в храм, прак­ти­че­ски на все празд­ники и по вос­крес­ным дням, ста­вила свечки, моли­лась, но нико­гда не испо­ве­до­ва­лась и не при­ча­ща­лась. Сна­чала думали, что она некре­ще­ная, но через какое-то время она начала кре­ститься во время молитвы. Одна­жды к ней подо­шли с вопро­сом, почему же она, если кре­щена, не испо­ве­ду­ется и не при­ча­ща­ется. Думали, наверно, не знает, что такое, хотели объ­яс­нить. Но она была в курсе, что такое испо­ведь и при­ча­стие, хотя и не имела осно­ва­тель­ных знаний об этом. При­чи­ной отказа от испо­веди она выска­зала свою духов­ную него­тов­ность к ней. Причем пояс­нить, в чем эта самая него­тов­ность заклю­ча­ется, она не могла или не захо­тела, просто повто­рила: «не готова, и все». Воз­можно, ее душу отя­го­щали грехи, о кото­рых она не хотела гово­рить незна­ко­мому чело­веку, а, может быть, она еще не до конца осо­знала свои грехи, и поэтому ей каза­лось, что испо­ведь ей не особо нужна. Может, были и другие при­чины, о кото­рых мы так и не узнали. На после­ду­ю­щие попытки при­об­щить ее к актив­ной цер­ков­ной жизни она вновь отве­чала, что не готова к испо­веди. Она умерла, так и не при­сту­пив ни к испо­веди, ни к при­ча­стию. Жаль, конечно, но уже ничего не поде­лать, да и силком ее на испо­ведь тоже ведь нельзя было зата­щить. Это был ее выбор, пока­за­тель­ный для многих. И это случай, кото­рый при­клю­чился с пожи­лым чело­ве­ком, кото­рый знал, что жизнь бли­зится к логи­че­скому завер­ше­нию. А ведь такое слу­ча­ется и с моло­дыми, кото­рые думают, что еще вся жизнь впе­реди, и вдруг вне­запно уми­рают от неожи­данно посе­тив­шей болезни или несчаст­ного случая.

Неко­то­рые воцер­ков­ля­ю­щи­еся имеют плохую при­вычку бегать от свя­щен­ника к свя­щен­нику «в поис­ках духов­ника». Порой такое слу­ча­ется и с теми, кто при­хо­дит на первую испо­ведь. То ли от стыда, то ли от страха, то ли от сму­ще­ния, то ли еще от чего-то не назы­вают на испо­веди один или более грехов. А потом эти чув­ства еще более обу­ре­вают чело­века и он бежит к дру­гому свя­щен­нику с этими же нерас­ка­ян­ными на первой испо­веди гре­хами. Это невер­ный подход. Стоит пом­нить, что испо­ведь – это духов­ное лече­ние, и лечиться лучше у одного «врача», кото­рый уже знает о других «боляч­ках» и сможет, сложив все воедино, полу­чить более полную кар­тину, «поста­вить пра­виль­ный диа­гноз» и «выпи­сать пра­виль­ное лекар­ство».
Исходя из выше­опи­сан­ной логики, реко­мен­ду­ется супру­гам иметь одного духов­ника. В моей прак­тике был случай, когда семей­ная пара испо­ве­до­ва­лась у разных свя­щен­ни­ков. Жена первой пришла в храм, воцер­ко­ви­лась и стала ходить на испо­ведь к довольно стро­гому батюшке-монаху. А муж воцер­ко­вился позже и стал ходить к дру­гому свя­щен­нику, по харак­теру более мяг­кому и име­ю­щему опре­де­лен­ный опыт семей­ной жизни. Так про­дол­жа­лось несколько лет. И стало заметно, что супруги отда­ли­лись друг от друга, даже ходили в разные храмы. Всему виной стало то, что оба духов­ника имели разные воз­зре­ния на обыч­ные житей­ские ситу­а­ции, что, впро­чем, никак не про­ти­во­ре­чило ни кано­нам, ни цер­ков­ным пра­ви­лам. Батюшка-монах тре­бо­вал от своей духов­ной дочери мак­си­маль­ной стро­го­сти, а другой, жена­тый, батюшка учил снис­хож­де­нию к немощи ближ­него. И то, и другое – благо. Но в итоге оба эти мнения столк­ну­лись лбами, и полу­чи­лась довольно непри­ят­ная ситу­а­ция, когда супруги стояли на грани раз­вода. Брак уда­лось спасти, но путем неимо­вер­ных усилий и усерд­ных молитв. Поэтому лучше супру­гам искать одного духов­ника, кото­рый будет в курсе их семей­ной духов­ной жизни и не станет давать советы, кото­рые будут про­ти­во­ре­чить друг другу.

В свете выше­из­ло­жен­ного случая хоте­лось бы пре­ду­пре­дить о слож­но­стях испо­веди в мона­сты­рях. Как пра­вило, в мона­сты­рях духов­ники доста­точно строги и тре­бо­ва­тельны (хотя, конечно, не все), что может пока­заться воцер­ков­ля­ю­ще­муся чело­веку каким-то непре­одо­ли­мым барье­ром на пути к пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизни. К при­меру, по итогам испо­веди в мона­стыре чело­веку может быть назна­чена епи­ти­мья по всей стро­го­сти кано­нов, что может ока­заться тяже­лой ношей для него. При­веду пример, чтобы было понятно. Сейчас очень многие люди, по незна­нию или наро­чито, при­бе­гают к помощи оккуль­ти­стов (гада­лок, экс­тра­сен­сов, био­энер­го­те­ра­пев­тов и прочих дея­те­лей), считая, что это все совер­шенно без­обид­ное заня­тие, а если и несет в себе какую-то опас­ность, то совсем неболь­шую. А вот как пове­ле­вают посту­пать каноны Пра­во­слав­ной Церкви: ««Пре­да­ю­щийся вол­шеб­ни­кам… дабы узнать от них, что вос­хо­тят им открыти, согласно с преж­ними оте­че­скими о них поста­нов­ле­ни­ями, да под­ле­жат пра­вилу шести­лет­ней епи­ти­мьи. Той же епи­ти­мьи под­ле­жит под­вер­гать … и так име­ну­е­мых обла­ко­го­ни­те­лей, оба­я­те­лей, дела­те­лей предо­хра­ни­тель­ных талис­ма­нов, и кол­ду­нов» (61 Пра­вило VI Все­лен­ского Собора). Т.е. чело­век должен быть отлу­чен от уча­стия в евха­ри­сти­че­ском обще­нии (попро­сту – от при­ча­стия) на шесть лет. И это при усло­вии того, что он уже кается в этом грехе и более не совер­шит его. А теперь пред­ставьте себе чело­века, кото­рый совсем недавно пришел в храм и попал на испо­ведь к стро­гому батюшке, кото­рый отлу­чил его на 6 лет от при­ча­стия. И вовсе не потому, что батюшка вред­ный или злой. А потому, что мона­стыр­ская жизнь имеет опре­де­лен­ный уклад по мона­стыр­скому уставу, что, несо­мненно, отра­жа­ется и на образе испо­веди в мона­стыре. Конечно, все ска­зан­ное – не одно­значно уста­нов­лен­ное пра­вило, кото­рого при­дер­жи­ва­ются абсо­лютно все духов­ники, абсо­лютно во всех мона­сты­рях, но знать об этом надо, чтобы потом не удив­ляться стро­гой епи­ти­мье и не искать спо­соба смяг­чить ее. Однако не стоит думать, что епи­ти­мьи накла­ды­вают только в мона­стыре. Епи­ти­мья – это способ вра­че­ва­ния каю­ще­гося греш­ника, заклю­ча­ю­щийся в испол­не­нии им дел бла­го­че­стия, опре­де­лен­ных его духов­ни­ком. Епи­ти­мия – духовно-испра­ви­тель­ная мера, направ­лен­ная на исправ­ле­ние чело­века, она – сред­ство помощи каю­ще­муся в борьбе с грехом. Епи­ти­мья может быть нало­жена и при­ход­ским свя­щен­ни­ком, но, скорее всего, она будет более мягкой, чем в мона­стыре. Глав­ное – пони­мать, что епи­ти­мья – это не нака­за­ние и, тем более, не сред­ство искуп­ле­ния греха. Иску­пи­тель только Один – Гос­подь Иисус Хри­стос. Никому из людей не дано иску­пить свои грехи.

Не лучший помощ­ник на испо­веди – попытка оправ­дать свои грехи вынуж­ден­но­стью или дей­стви­ями других людей. Грех всегда совер­шает чело­век, а не кто-то за него. А раз грех совер­шен, то, значит, он тре­бует осо­зна­ния и пока­я­ния. Но для этого нужно пере­стать искать вино­ва­тых. Как только это про­ис­хо­дит, сразу все ста­но­вится на свои места и при­хо­дит пока­я­ние. Также не стоит лука­вить, назы­вая один грех другим, более мягким, либо пряча грех под вити­е­ва­тыми фра­зами. К при­меру, избил, изна­си­ло­вал и обидел – это разные грехи, и нельзя все три назвать только одним опре­де­ле­нием «обидел». Все три имеют разную сте­пень слож­но­сти. От под­мены поня­тия суть не меня­ется, да и Бога обма­нуть невоз­можно.

И в конце, пожа­луй, самый важный совет тем, кто гото­вится к первой испо­веди. Ни в коем случае умыш­ленно не скры­вайте на испо­веди грехи, даже самые сокро­вен­ные, о кото­рых и поду­мать теперь страшно. Грех, ута­ен­ный на испо­веди, вме­ня­ется сугубо. Когда-то они были совер­шены, теперь они тре­буют пока­я­ния, абсо­лютно все, без исклю­че­ния. Если не пока­яться, то они, воис­тину, станут смерт­ными, как, впро­чем, и любой нерас­ка­ян­ный грех. Пусть будет тяжело ска­зать о грехах и пока­яться в них сего­дня, чем завтра полу­чить вечное осуж­де­ние от Бога.

Желаю всем помощи Божией и искрен­него пока­я­ния! И пред­ла­гаю вам, доро­гие чита­тели, поде­литься своим первым опытом первой испо­веди. Какие были пере­жи­ва­ния, сомне­ния, страхи, и чем в итоге все закон­чи­лось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *