Как подготовиться к исповеди что говорить в первый раз
Исповедь — как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки
Дорогие читатели! Эта статья для начинающих христиан или для тех, кто ищет Бога. Хотя она может оказаться полезной и для опытных христиан.
Некоторые люди говорят, что получили свои греховные наклонности (страсти) по наследству, и этим себя оправдывают. Или говорят, что у них такой дурной характер, и с этим ничего нельзя поделать, нельзя измениться. В этом они как бы обвиняют своих родителей и Бога. Этот грех самооправдания страшен тем, что не дает человеку покаяться и начать исправляться.
А есть такие люди, которые считают себя хорошими и совсем не видят своих грехов, но в других людях видят грехи и осуждают. Таким людям гордость не дает увидеть свою греховность. Но каждый человек рождается и с хорошими задатками, и с плохими. И он должен потрудится, чтобы от плохих своих качеств (грехов) избавится, а хорошие качества (добродетели) развить, чтобы стать подобием Божиим.
Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы ( которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И еще Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
Как правильно подготовиться к исповеди?
Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.
Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.
Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.
Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.
Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.
Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.
А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.
При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).
Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.
Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.
Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.
На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.
Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.
Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.
Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.
Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.
Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.
Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».
Как правильно называть свои грехи на исповеди
На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.
Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».
А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.
Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.
Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).
В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.
Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).
Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.
В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке
Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.
Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).
Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.
А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.
Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.
Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.
Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.
Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.
Первая исповедь. Взгляд священника
Эту статью хочу посвятить проблеме первой исповеди. Большинство воцерковляющихся взрослых людей рано или поздно встают перед духовной потребностью исповедовать свои грехи, которые накопились у них за годы сознательной жизни. В связи с этим возникают многочисленные «технические» вопросы, а многие не могут перебороть свой стыд и страх перед ней и перед священником. Чтобы развеять сомнения, страхи и ответить на большую часть вопросов, стоит для начала рассказать об исповеди в общем, для чего она нужна, для чего на исповеди необходимо рассказывать о своих грехах священнику и почему нельзя обойтись без нее.
Исповедь – это Таинство. Почему Таинство? Ответ кроется уже в названии. Во время Таинств, которых в Православной Церкви обычно называют семь (Крещение, Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение), происходит непосредственная встреча человека с Богом, Божественная благодать таинственным и непостижимым для нас образом действует на человека, освящая все человеческое естество – и душу, и тело, оживотворяя и обоготворяя, уготовляя для будущей Вечной Жизни. Исповедь, или Таинство покаяния, по определению Православного Катихизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. То есть исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, священник же в данном случае является посредником между Богом и человеком. В молитвенном последовании перед исповедью священник именуется свидетелем, который призван свидетельствовать перед Богом все, что скажет ему человек. В связи с этим у многих людей часто возникает вопрос – почему нельзя каяться напрямую Богу, без участия священника или какого-либо иного посредника или свидетеля, чтобы получить прощение и разрешение от грехов? Безусловно, каяться мы можем и должны не только на исповеди, но и при каждой удобной возможности – сразу по осознании греха, и на ежедневной вечерней молитве (в молитвослове есть специальная молитва). Ведь грех – это духовная зараза, которая, будучи принятой в душу и сердце, начинает разрушать все вокруг себя. Грех имеет свойство накапливаться, поэтому нераскаянный грех подобен снежному кому, катящемуся с горы, он нарастает и превращается в лавину, которую практически ничто не может остановить на пути. И только искреннее покаяние способно разрушить сети греха и избавить сердце и душу от его пагубного влияния. Однако, отпущение грехов можно получить только на исповеди. Так происходит вовсе не от того, что «попы так придумали», а потому, что Господь так установил. Само по себе священство – это богоустановленный институт, получивший свое начало еще во времена Ветхого Завета. Новозаветный священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Эта власть «вязать и решить» перешла от апостолов к их преемникам – епископам и священникам. Ко всему прочему, священник – это еще и духовный наставник, руководитель, призванный Богом и Церковью на это дело. Но он, являясь таким же простым человеком, как и пришедший к нему на исповедь, имеет особую благодать от Бога, которая действует в нем независимо от его личностных качеств. Эту благодать он получает в Таинстве священства.
Помню свою первую исповедь, которую мне пришлось принимать через 40 дней после священнического рукоположения. Подошел мужчина и рассказал о некоторой проблеме, которая была непосредственно связана с грехом. Он искренне каялся, но еще и желал получить от меня духовный совет, как поступить в сложившейся ситуации. Я на тот момент не имел никакого священнического опыта, а в жизни я с таким никогда не сталкивался. Дать ответ практически не представлялось возможным. Но это было необходимо. Я молча помолился Господу, попросил помощи. И тут, откуда ни возьмись, в голове появилась ясная и отчетливая мысль, которая развивалась и обретала удобную для изложения форму. Мы проговорили около двадцати минут, разобрали его проблему по полочкам и в итоге он получил тот самый совет, которого так жаждал. При этом не кто-то говорил за меня или через меня, как это бывает с оккультистами или сектантами-харизматами, говорил я сам, получив первоначальную мысль и развив ее. Несомненно, это было действие Божественной благодати, которая изобильно излилась и на меня и на того мужчину.
Итак, исповедь – это богоустановленное Таинство, в котором, при посредничестве и свидетельстве священника, человек получает прощение и разрешение исповеданных грехов от Самого Бога. Очевидно, что Господь весьма позаботился о нас, дав такую возможность духовного очищения. Посему не обретается причин, по которым стоило бы отказаться от этой Божественной милости. Исповедь нужна нам как глоток свежего воздуха, это баня, омывающая душу.
И все же первая исповедь сильно смущает большинство тех, кто все же решается впервые приступить к этому великому Таинству покаяния. Смущает, в первую очередь, стыд и необходимость говорить о своих грехах в присутствии совершенно незнакомого человека, пусть и с глазу на глаз. Но смущаться не стоит. Очень хорошо, что есть чувство стыда, было бы куда хуже, если бы оно отсутствовало. Стыд в данном случае – это одно из следствий осознания собственной греховности. Переступив единожды через барьер стыда и страха, будет намного легче исповедоваться в будущем. И, конечно же, если приступать к исповеди с искренним покаянием, то после нее ощущается огромное чувство облегчения, которое ни с чем не сравнится. Это чувство воодушевляет, окрыляет, дает силы для того, чтобы бороться с грехами и, с помощью Божией, побеждать.
Существует несколько «мифов» и страхов, которые обычно удерживают от первой исповеди невоцерковленных людей. Попробую рассмотреть наиболее распространенные из них.
1. Мои грехи настолько страшны и постыдны, что священник отпрянет от меня в ужасе, может быть, даже отругает и выгонит из храма.
Конечно, это не так. Открою один «секрет» – священника вряд ли получится чем-то удивить на исповеди. За годы службы священники на исповеди слышали очень много рассказов о грехах, пороках, страстях. Как правило, все эти рассказы похожи друг на друга, ведь все мы страдаем, по сути, одними и теми же грехами, в наших сердцах кипят одни и те же страсти, но в разном виде. Священники – это тоже люди, которым также свойственно грешить в силу слабой человеческой природы. Священники исповедаются своим духовникам. Кроме того, священники – это не какие-нибудь марсиане, они живут среди обычных людей, и им известны многие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются и они сами. Наверно, нужно рассказать о чем-то действительно из ряда вон выходящем, чтобы священник опешил. Но и в этом случае он вряд ли отпрянет в ужасе. И, естественно, священник не выгонит из храма кающегося человека. Да и ругать тоже не станет. Ну как ругать за покаяние?
Помню, однажды меня спросила одна невоцерковленная знакомая: «Ты слушаешь на исповеди сотни историй о грехах, люди выворачивают свою душу перед тобой. Разве ты, узнав их грехи, не меняешь к ним своего отношения? Ведь они наверняка рассказывают и о страшных грехах, а не только о том, как украли яблоко в соседском саду». В этот момент я впервые задумался об этом. И, проанализировав те самые сотни и даже тысячи исповедей, которые мне пришлось принимать за 10 лет священнического служения, я понял, что мое отношение к исповедующимся, действительно, меняется. Но меняется в лучшую сторону! Те люди, которых я никогда не знал и даже видел впервые, за какие-то 5–10 минут становились мне близкими людьми, которым хотелось помочь, хотя бы советом. Ведь все они приходили каяться! Они жаждали получить прощение от Бога, примириться с Ним через великое Таинство покаяния. Но самое главное – они хотели больше не грешить. Как же я мог отнестись к ним плохо? Нет, такое вряд ли возможно.
Хуже, когда человек на исповеди не проявляет признаков покаяния и, более того, говорит, что не имеет грехов и пришел на исповедь «так, на всякий случай, а вдруг, если что есть, пусть Бог простит». С такими людьми сложно, приходится чуть ли не «клещами вытаскивать грехи», разъяснять, указывать. Иногда это приносит плоды. А порой нет. Тогда приходится просто просить человека отойти и подумать о том, что безгрешных людей не бывает, почитать определенную литературу и, если обретется хоть один грех, то прийти на исповедь снова.
2. Священник на исповеди осудит меня за грехи и, может быть, даже не захочет дальше общаться.
Конечно, многое зависит и от священника. Священники тоже разные бывают, но в основной своей массе это добрые и отзывчивые люди. Лично я не знаком ни с одним священником, который бы стал осуждать человека на исповеди, да еще и отказывал в дальнейшем общении. Ведь на исповеди люди очень ранимы, их легко обидеть неосторожным словом. Добрый пастырь не осудит, не отгонит, а наоборот, постарается помочь кающемуся. Да и вообще всем, и священникам, и мирянам, всегда нужно помнить, что Судья – только Бог, а нам не дано привилегий судить кого-то, особенно если этот кто-то кается в том, что натворил.
3. Священник должен перечислять грехи, а я должен отвечать, есть ли они у меня.
Тут палка о двух концах. С одной стороны, такая форма исповеди могла бы быть удобной для того, кто впервые исповедуется. Но она похожа на тестирование с двумя вариантами ответа – «да» и «нет». Может получиться некое автоматическое действие, которому на исповеди не место. Священнику неизвестны грехи стоящего перед ним человека, что-то так можно и пропустить. А это совершенно не нужно. С другой стороны, если человек пришел на исповедь, то ему есть в чем каяться, он думал о грехах, пришел к покаянию. Ведь главное на исповеди – это не просто назвать грехи, а, действительно, в них раскаиваться и иметь твердую мысль больше не повторять. Вовсе не обязательно рассказывать, как происходило совершение греха, вполне достаточно одного лишь определения.
4. Священник может рассказать о моих грехах сослуживцам или своим знакомым.
Такое практически нереально. Не могу, конечно, говорить за всех священников. Но те, которых я знаю, и их немало, никогда не раскрывают тайны исповеди, указывая на конкретного человека и рассказывая о его грехах. Ко всему прочему, тайна исповеди – самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания. В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и охраняется законом. Согласно УПК РФ (п. 4ч. 3ст. 56) священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120‑м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении и каждый день должен класть сто поклонов.
5. У меня нет особых грехов. Я не знаю, как назвать грех.
Все зависит от того, что понимать под «особым грехом». Если человеку думается, что только убийство с отягчающими обстоятельствами является «особым» грехом, то это далеко не так. Любой грех особ по-своему. К примеру, некоторые женщины, не осознавая до конца, что аборт является грехом убийства, порой даже не называют его на исповеди, относя к «незначительным» грехам. Поэтому полезно почитать нужную литературу. В первую очередь, конечно, Священное Писание. Откуда же еще православному христианину узнать о том, что он нарушил заповедь Божью, как не из Библии, где все эти заповеди содержатся? Помимо Священного Писания есть различная православная литература, которая раскрывает суть многих грехов, так сказать, «перекладывает» их на нашу повседневную жизнь. Мне очень нравится книга архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Ее полезно прочитать не только тем, кто готовится к первой исповеди, но и тем, кто собирается на очередную исповедь. Полезность этой книги я вижу в том, что в ней все грехи разбираются по полочкам и даются определения. Ведь порой случается, что пришедшие на исповедь люди не знают, как правильно назвать совершенный ими грех, и начинают рассказывать для пояснения длинные предыстории. Вовсе не обязательно рассказывать то, как происходило совершение греха, достаточно назвать лишь одно определение. Если понадобится, то священник остановит и попросит рассказать подробней. Это может помочь в определении степени греха. Чтобы было понятно, приведу пример. Есть некоторое количество блудных грехов – блуд, прелюбодеяния, половые извращения, мужеложство (гомосексуализм) и аналогичные отношения между двумя женщинами и другие. Называть их на исповеди надо, если даже очень стыдно и язык с трудом поворачивается. Но совершенно не нужно рассказывать, как, где и с кем.
Хочется дать и несколько практических советов. Не стоит выбирать для первой исповеди воскресные или праздничные дни. В эти дни в храме много людей, желающих исповедоваться и причаститься. Первая исповедь предполагает трату определенного времени для беседы со священником, хотя бы 10–15 минут, а то и намного больше. Уделить столько времени одному человеку, когда исповеди ждут еще 100 или более человек, которых нужно исповедовать максимум до начала причастия, практически невозможно. В лучшем случае удается выделить каждому пару минут. Поэтому во многих храмах исповедь проводят с вечера, во время вечернего богослужения или после него. Можно прийти вечером и исповедоваться. Также можно приступить к исповеди и накануне воскресного дня, в субботу утром. Но, на мой взгляд, лучше всего сделать это в будние дни утром, когда желающих исповедоваться и причаститься бывает мало. Тогда у священника будет время и выслушать, и, если понадобится, дать советы. В храмах, где в воскресный день утром служится ранняя литургия, можно исповедоваться во время нее. Людей также бывает немного.
Многие люди на исповеди теряются, забывают то, о чем помнили 10 минут назад или размышляли накануне вечером. Особенно, когда приходится исповедоваться впервые за многие годы. Тут уж упустить что-то проще простого. Поэтому, чтобы не забыть ничего, можно записать грехи на листке бумаги и прочитать по нему. Это обычная практика, и, на мой взгляд, очень полезная. Обычно я советую за несколько дней до исповеди основательно подумать, пролистать всю жизнь, как книгу, и записывать каждый, даже на первый взгляд незначительный, грех. Все грехи требуют покаяния. Но при этом не стоит забывать, что, расписывая мелочи, можно забыть и о корне, о той самой причине, которая стала основой совершенного греха. И тут основательный разбор собственной жизни очень полезен, человек может найти причины многих своих бед, несчастий и совершенных грехов. Вообще собирание мелочей при явном неведении корней – это особый разговор, и такое положение вещей свойственно и некоторым уже давно воцерковленным людям. На мой взгляд, очень показательно то, что в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста) более 50% исповедующихся в первую очередь рассказывает о том, как и сколько раз они в течение этой недели нарушили пост в еде. Очевидно, что люди всю неделю думали в основном о пище, забывая о том, что пост имеет две составляющие – духовную и физическую. Причем если пост физический необходим человеку, чтобы научиться воздержанию, то пост духовный сближает с Богом. Кое-кто, к сожалению, забывает, что не «есть» людей в посту куда более важно, чем не есть мясо. Но это, как я уже выше отметил, отдельный разговор.
Не стоит и оттягивать первую исповедь под различными предлогами. А предлоги, уверен, найдутся. Чего только я не слышал как оправдание оттягиванию исповеди. То болезнь или плохое самочувствие, то дорогу снегом замело – не проехать, то родственники погостить приехали, не до исповеди, борщи варить надо, то соседи сверху затопили, все утро с ними ругались, то, пока собаку не выгуляю, детей в школу не провожу, а мужа на работу, из дома выйти не могу, и многое другое. Все это «технические» накладки и проблемы, которые при желании преодолимы и решаемы. Куда хуже, когда высказывается причиной неготовность к первой исповеди. Помню одну пожилую даму, бывшего партийного деятеля, которая регулярно приходила в храм, практически на все праздники и по воскресным дням, ставила свечки, молилась, но никогда не исповедовалась и не причащалась. Сначала думали, что она некрещеная, но через какое-то время она начала креститься во время молитвы. Однажды к ней подошли с вопросом, почему же она, если крещена, не исповедуется и не причащается. Думали, наверно, не знает, что такое, хотели объяснить. Но она была в курсе, что такое исповедь и причастие, хотя и не имела основательных знаний об этом. Причиной отказа от исповеди она высказала свою духовную неготовность к ней. Причем пояснить, в чем эта самая неготовность заключается, она не могла или не захотела, просто повторила: «не готова, и все». Возможно, ее душу отягощали грехи, о которых она не хотела говорить незнакомому человеку, а, может быть, она еще не до конца осознала свои грехи, и поэтому ей казалось, что исповедь ей не особо нужна. Может, были и другие причины, о которых мы так и не узнали. На последующие попытки приобщить ее к активной церковной жизни она вновь отвечала, что не готова к исповеди. Она умерла, так и не приступив ни к исповеди, ни к причастию. Жаль, конечно, но уже ничего не поделать, да и силком ее на исповедь тоже ведь нельзя было затащить. Это был ее выбор, показательный для многих. И это случай, который приключился с пожилым человеком, который знал, что жизнь близится к логическому завершению. А ведь такое случается и с молодыми, которые думают, что еще вся жизнь впереди, и вдруг внезапно умирают от неожиданно посетившей болезни или несчастного случая.
Некоторые воцерковляющиеся имеют плохую привычку бегать от священника к священнику «в поисках духовника». Порой такое случается и с теми, кто приходит на первую исповедь. То ли от стыда, то ли от страха, то ли от смущения, то ли еще от чего-то не называют на исповеди один или более грехов. А потом эти чувства еще более обуревают человека и он бежит к другому священнику с этими же нераскаянными на первой исповеди грехами. Это неверный подход. Стоит помнить, что исповедь – это духовное лечение, и лечиться лучше у одного «врача», который уже знает о других «болячках» и сможет, сложив все воедино, получить более полную картину, «поставить правильный диагноз» и «выписать правильное лекарство».
Исходя из вышеописанной логики, рекомендуется супругам иметь одного духовника. В моей практике был случай, когда семейная пара исповедовалась у разных священников. Жена первой пришла в храм, воцерковилась и стала ходить на исповедь к довольно строгому батюшке-монаху. А муж воцерковился позже и стал ходить к другому священнику, по характеру более мягкому и имеющему определенный опыт семейной жизни. Так продолжалось несколько лет. И стало заметно, что супруги отдалились друг от друга, даже ходили в разные храмы. Всему виной стало то, что оба духовника имели разные воззрения на обычные житейские ситуации, что, впрочем, никак не противоречило ни канонам, ни церковным правилам. Батюшка-монах требовал от своей духовной дочери максимальной строгости, а другой, женатый, батюшка учил снисхождению к немощи ближнего. И то, и другое – благо. Но в итоге оба эти мнения столкнулись лбами, и получилась довольно неприятная ситуация, когда супруги стояли на грани развода. Брак удалось спасти, но путем неимоверных усилий и усердных молитв. Поэтому лучше супругам искать одного духовника, который будет в курсе их семейной духовной жизни и не станет давать советы, которые будут противоречить друг другу.
В свете вышеизложенного случая хотелось бы предупредить о сложностях исповеди в монастырях. Как правило, в монастырях духовники достаточно строги и требовательны (хотя, конечно, не все), что может показаться воцерковляющемуся человеку каким-то непреодолимым барьером на пути к полноценной церковной жизни. К примеру, по итогам исповеди в монастыре человеку может быть назначена епитимья по всей строгости канонов, что может оказаться тяжелой ношей для него. Приведу пример, чтобы было понятно. Сейчас очень многие люди, по незнанию или нарочито, прибегают к помощи оккультистов (гадалок, экстрасенсов, биоэнерготерапевтов и прочих деятелей), считая, что это все совершенно безобидное занятие, а если и несет в себе какую-то опасность, то совсем небольшую. А вот как повелевают поступать каноны Православной Церкви: ««Предающийся волшебникам… дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи. Той же епитимьи подлежит подвергать … и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов» (61 Правило VI Вселенского Собора). Т.е. человек должен быть отлучен от участия в евхаристическом общении (попросту – от причастия) на шесть лет. И это при условии того, что он уже кается в этом грехе и более не совершит его. А теперь представьте себе человека, который совсем недавно пришел в храм и попал на исповедь к строгому батюшке, который отлучил его на 6 лет от причастия. И вовсе не потому, что батюшка вредный или злой. А потому, что монастырская жизнь имеет определенный уклад по монастырскому уставу, что, несомненно, отражается и на образе исповеди в монастыре. Конечно, все сказанное – не однозначно установленное правило, которого придерживаются абсолютно все духовники, абсолютно во всех монастырях, но знать об этом надо, чтобы потом не удивляться строгой епитимье и не искать способа смягчить ее. Однако не стоит думать, что епитимьи накладывают только в монастыре. Епитимья – это способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Епитимья может быть наложена и приходским священником, но, скорее всего, она будет более мягкой, чем в монастыре. Главное – понимать, что епитимья – это не наказание и, тем более, не средство искупления греха. Искупитель только Один – Господь Иисус Христос. Никому из людей не дано искупить свои грехи.
Не лучший помощник на исповеди – попытка оправдать свои грехи вынужденностью или действиями других людей. Грех всегда совершает человек, а не кто-то за него. А раз грех совершен, то, значит, он требует осознания и покаяния. Но для этого нужно перестать искать виноватых. Как только это происходит, сразу все становится на свои места и приходит покаяние. Также не стоит лукавить, называя один грех другим, более мягким, либо пряча грех под витиеватыми фразами. К примеру, избил, изнасиловал и обидел – это разные грехи, и нельзя все три назвать только одним определением «обидел». Все три имеют разную степень сложности. От подмены понятия суть не меняется, да и Бога обмануть невозможно.
И в конце, пожалуй, самый важный совет тем, кто готовится к первой исповеди. Ни в коем случае умышленно не скрывайте на исповеди грехи, даже самые сокровенные, о которых и подумать теперь страшно. Грех, утаенный на исповеди, вменяется сугубо. Когда-то они были совершены, теперь они требуют покаяния, абсолютно все, без исключения. Если не покаяться, то они, воистину, станут смертными, как, впрочем, и любой нераскаянный грех. Пусть будет тяжело сказать о грехах и покаяться в них сегодня, чем завтра получить вечное осуждение от Бога.
Желаю всем помощи Божией и искреннего покаяния! И предлагаю вам, дорогие читатели, поделиться своим первым опытом первой исповеди. Какие были переживания, сомнения, страхи, и чем в итоге все закончилось.