Как подключить печку в авто напрямую
Электрический обогреватель в печку (часть 1)
Всем привет.
Как писал ранее, была заменена печка, а так же те кто смотрят запись полностью могли заметить на последних двух фото доп обогреватель.
Это Подогреватель РТС, который ставился на Toyota Corolla 07-15 г, RAV4 11-15 г., Auris, Prius с 30-го кузова, Lexus CT200h 10-15 г.
Ставился для того, чтобы в холодное время года теплый воздух начинал дуть в салон практически сразу после завода автомобиля, естественно если соблюдены ряд условий:
Для включения обогревателя ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ условия:
1) температура наружного воздуха не выше +10° С;
2) температура двигателя не выше +70° С;
3) положение выключателя вентилятора в любом положении, кроме 0 (должен быть обдув);
4) положение регулировки температуры на МАХ;
5) машина должна быть заведена;
6) отсутствие чрезмерной нагрузки на генератор (свет ближний или дальний должны быть выключены).
После запуска двигателя через 30 сек. из дефлекторов идет сразу теплый воздух.
Как видно опция достаточно полезная.
Еще по весне был куплен такой обогреватель и лежал в гараже ждал своего звездного часа.
И когда я менял печку, естественно сразу его и установил.
Ну как сразу, после достаточно долгого времени примерок и вымерений (не особо хотелось испортить корпус печки).
при такой установке через радиатор пойдет примерно половина потока, может немного больше, практика покажет эффективность данного расположения.
Радиатор не достает до противоположной стенки примерно 3-5 мм, я надел на него резиновый шланчик и обмазал герметиком термостойким, что дает очень плотное прилегание, а герметик должен будет не дать сдвинутся с места при тряске. Сверху так же был посажен на герметик.
Как видно по схеме, внутри находятся 3 тена, которые запитаны через 3 релюхи
и включаются не одновременно, а сначала все 3, при росте температуры охлаждайки отключается одна, потом
вторая и при достижении температуры ож порядка 70 гр, отключается последняя.
В планах было подключить тены еще до наступления холодов, но как обычно из за различных причин планы сбились.
Я решил сделать управление на ардуино. В ящике валялась уже достаточно долгое время Arduino pro mini
купленная у китайцев
OLED дисплей решил использовать в первую очередь на визуального мониторинга состояния тенов.
У меня, еще с момента покупки машины под магнитолой стояло вот такое китайское чудо
но у нее отказались работать два жк экрана по бокам, работали только стрелочные индикаторы уровня. Вот туда я и решил установить «мозги обогревалки».
тестовый образец собирал на макетке
Схема включения вентилятора печки
На электродвигатель вентилятора отопителя (МЭ-255) автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 напряжение подается с вывода «30» генератора.
Далее представлена электрическая схема включения электродвигателя вентилятора отопителя автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107
В схеме включения электродвигателя присутствует дополнительный резистор. Он крепится двумя пружинными шайбами в кожухе вентилятора отопителя. При подаче напряжения на электродвигатель через резистор, вал электродвигателя вращается с уменьшенной частотой.
Сам электродвигатель МЭ-255 постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107 с монтажным блоком 40.3722 электрическую цепь электродвигателя отопителя защищает предохранитель F1.
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107
Везде в интернете рассказывают, как поставить 4-х позиционный регулятор от Калины, принцип действия которого заключается в переключении 4-х силовых резисторов разного номинала. Но мы пойдем другим путем — решим вопрос кардинальным образом, применяя современные технологии. Будем делать плавный регулятор оборотов.
В описании к набору написано:
«Регулятор яркости ламп накаливания 12В/50A
Устройство предназначено для регулировки яркости ламп накаливания, работающих от постоянного тока, мощностью до 600Вт (50А). … Предлагаемое устройство можно использовать в качестве регулятора мощности различных нагревателей, работающих от напряжения постоянного тока, например, подогревателей автомобильных сидений или двигателей. Устройство можно использовать для регулирования оборотов мощных двигателей постоянного тока. Применение современной элементной базы позволило повысить КПД регулятора до 99 % и максимально уменьшить габариты устройства.»
Вентилятор печки потребляет до 6 ампер, соответственно, данный регулятор подойдет.
Будем собирать и смотреть. Продолжение следует…
UPD. В комментариях к набору обнаружил следующий диалог:
Евгений58 17.11.2016 04:16
Здравствуйте. Подключил этот регулятор к электромотору печки, добавив при этом диод между выводами мотора. Мотор при работе постоянно пищит, можно ли в этой схеме увеличить частоту ШИМ за диапазон слышимости? Как это сделать?
+1 Советник 17.11.2016 10:11
Замените конденсаторы С2 и С4 на номинал 2,2нФ и 22нФ соответственно, пищать перестанет.
Если будет пищать, знаю что делать.
Продолжение 24.09.2017
Теперь задача сверстать все это на автомобиль.
Электрическая схема подключения вентилятора печки классики всем известна
Я решил сохранить выбор вариантов следующим образом:
Первое положение переключателя — подача напряжения на двигатель через шунт, как и было раньше — фиксированная половинная скорость.
Второе положение переключателя — подача напряжения через схему плавной регулировки.
Однако, посмотрев на схему подключения регулировки, становится понятно, что напряжение на двигатель должно подаваться с точек 2 и 3, а с контактом GND у двигателя не будет прямого контакта, только через транзистор VT1 схемы плавного управления.
Поэтому сохранить управление через плюсовой провод не удастся, придется переделать трехпозиционный переключатель на минусовой провод. Схема получилась следующая:
Для чего нужен шунтирующий диод? — при прекращении импульса ШИМ с устройства питания индуктивная нагрузка (двигатель) создает обратный всплеск напряжения, который вредным образом воздействует на транзистор. Что и было проверено экспериментально: и с диодом, и без диода каких-либо существенных изменений в поведении двигателя не обнаружено, но с диодом транзистор был холодным. Как только отключал диод — транзистор сразу же начинал безбожно греться.
Следующий нюанс — частота управления ШИМ — 500 Гц — это звуковая частота, поэтому двигатель издавал писк. Чтобы писка не было, нужно, как уже было замечено, сдвинуть частоту ШИМ за предел слышимости — 20 000 Гц. Для этого заменил конденсаторы C2 и C4 на 2,2нФ и 22нФ соответственно. Писк исчез практически полностью. Но! Стал снова греться транзистор, хотя не так сильно, как без диода. Легко предположить вероятную причину: диод не рассчитан на частоту 20 кГц, он медленный, не успевает закрываться, и пропускает обратный импульс. Китайский диод на 10А 1000В.
Нужно заменить на высокочастотный (диод Шоттки или ультрафаст КД213).
Итак, заменил диод на КД213, однако транзистор все равно греется. Путем общения на форумах было выяснено, что при повышении частоты за 20 кГц резко падает КПД данного регулятора, транзистор не успевает открываться и закрываться полностью, поэтому работает не в ключевом режиме.
Понизил частоту до 10 Гц — эта частота находится тоже за пределами слышимости. Для этого увеличил номиналы конденсаторов С2 и С4 на 22нФ и 2,2мкФ соответственно. Теперь транзистор холодный и вентилятор тоже работает отлично.
Была еще одна особенность. Регулировка вентилятора работала не на всем диапазоне поворота потенциометра, а только где-то на участке 15% от его полного оборота. Поэтому был куплен переменный резистор на 10 кОм вместо 50 кОм, был вынесен за пределы печатной платы, и к каждой из боковых ножек временно припаяно по переменному резистору на 50 кОм. После установки на автомобиль были экспериментальным путем подобраны величины этих боковых резисторов таким образом, чтобы при минимуме главного потенциометра вентилятор обдувал едва-едва, а на максимуме — в полную силу.
Итоговый результат можно наблюдать на видео.
ВЫВОДЫ:
1. Справедливости ради надо сказать, что при минимальных регулировках обдува существующая система не дает заметного эффекта. Просто движение автомобиля без работы вентилятора дает больший обдув, чем работающий вентилятор на минимальных оборотах. Это связано с низкой эффективностью лопастного вентилятора. У всех современных автомобилей используется центробежный вентилятор (улитка), который при более бесшумной работе обеспечивает гораздо более сильный поток воздуха.
Поэтому корпус собранного регулятора я добавил пару подстроечных резисторов по 10 кОм, и величины были подобраны так, чтобы при минимальном положении регулятора обдув все-таки обеспечивался заметный. При максимальном положении — максимальный. А между ними, соответственно, свобода плавной регулировки.
2. Для совсем эффективной работы нужно подходить еще более коренным образом — менять конструкцию самой печки — лопастной вентилятор менять на улитку, с перепроектированием корпуса печки. Где-то на драйве были примеры такой переделки.
3. Еще хотелось бы добавить светодиодную индикацию (полоску) вокруг ручки регулятора, чтобы видеть уровень обдува визуально, т.к. проверять поток воздуха рукой не всегда удобно.
4. Электросхема классики такова, что вентилятор печки работает вне зависимости от того, включено ли зажигание. Т.е. теоретически возможно забыть выключить вентилятор, работающий на минимальных оборотах, и уйти, а утром придти и обнаружить посаженный аккумулятор. Поэтому нужно забор напряжения питания вентилятора переделать — брать с клеммы после замка зажигания, как у нормальных современных автомобилей. Для чего вентилятор сделан независимо от зажигания, непонятно. Ведь при выключенном двигателе обдув обеспечивает горячий воздух в течение минуты — не более, далее становится холодным.
Когда перестает работать отопитель (печка) на автомобилях ВАЗ, особенно в зимний период, можно вообще лишится возможности передвижения на автомобиле. Иногда после сильного намерзания, невозможно отчистить стекла для обзора, и если отопитель не функционирует, даже добраться до СТО, будет проблематично.
Но, как правило, печку можно отремонтировать на месте, не прибегая к услугам мастеров. Используя схему и правила поиска неисправностей, вполне можно обойтись своими силами.
Принцип работы
Электрическая схема отопителя состоит из:
Поиск и устранение неисправностей
Схема электрической системы отопителя (печки) ВАЗ:
Схема включения электромотора вентилятора отопителя салона на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 – монтажный блок (блок предохранителей);
2 – замок зажигания;
3 – дополнительный резистор (сопротивление);
4 – электродвигатель отопителя салона;
5 – кнопка переключения электродвигателя отопителя;
А – к плюсовому выводу «30» генератора;
Ремонт электрической системы отопления салона ВАЗ
– электродвигатель вентилятора не вращается при любом положении переключателя скорости вращения: скорее всего, вышел из строя сам электродвигатель (стерлись щетки), или отсутствует напряжение на клеммах 2 (неисправность замка зажигания) и 4 разъема монтажного блока (сгорел предохранитель F4), также стоит проверить массу самого двигателя (она должна быть не более 3 Ом). Электродвигатель на «классике» ВАЗ 2101 – 2107, а также на ВАЗ 2121, а также на ВАЗ 2121 «НИВА»: установлен в салоне, сразу за радиатором отопления; в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 – под капотом, в отсеке за моторным щитом; в ВАЗ 2110, 2111, 2112 и Приоре 2170- также под капотом, за пластиковой защитой, на Калине – в салоне, под торпедо.
– максимальные обороты вращения вентилятора, по схеме идут без переключателя, и если у вас не работают только минимальные и средние обороты, то причину необходимо искать в кнопке переключателя оборотов или в дополнительных резисторах (значения на схеме);
– иногда, при включении печки, слышен очень сильный шум, высоких тонов (писк) и нет должного обдува. Это указывает на неисправность самого электродвигателя отопителя (подклинивание крыльчатки или подшипников якоря), в этом случае поможет либо замена, либо разбор и смазка (не рекомендуется, так как помогает на короткий срок);
Автономные системы управления отоплением
На автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2170 и других, устанавливались автономные системы отопления:
1 – электромотор вентилятора отопителя;
2 – дополнительное сопротивление (резистор);
3 – контроллер управления отопителем;
4 – монтажный блок предохранителей и реле;
5 – выключатель зажигания (замок зажигания);
6 – термодатчик температуры воздуха в салоне;
7 – выключатель рециркуляции (забор воздуха с улицы или салона);
8 – клапан рециркуляции;
9 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя (холодный или горячий воздух);
А – к выключателю освещения приборов;
В – к источникам питания.
В такой системе, при возникновении неисправности, поиски необходимо начинать с:
Часто выходит из строя микродвигатель, переключающий режим работы, при его замене необходимо выставлять начальное положение микродвигателя (подключив его и по очереди включив все положения);
При сгоревшем предохранителе, менять его необходимо на рекомендуемый номинал.
Установка РТС обогревателя («корячим» ТЭН-ы в печку)
Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Сегодня я расскажу вам сказку про установку электрического «фена» в 120-ю короллу.
В начале 2000-х годов инженеры Тойота получили звиздюлей от жителей Хоккайдо и стали работать над проблемой обогрева салона и изобрели внедрили в систему отопления —
PTC — positive temperature coefficient, а по-русски ТЭН — термоэлектрический нагреватель.
В народе его ещё называют «феном».
Это устройство предназначалось для вспомогательного обогрева салона в холодное время года. Благодаря ему, почти сразу после запуска двигателя из дефлекторов (воздуховодов) дует тёплый воздух.
Опционально PTC устанавливали в автомобили северных регионов Японии. И одной из первых его получила тойота приус в 20-ом кузове (поправьте, если неправ).
Первое поколение РТС обогреватели встраивали непосредственно в радиатор печки.
В 2007 году Тойота выпустила вторую модификацию РТС обогревателя. Теперь это был отдельный от отопителя, плоский алюминиевый радиатор, который состоял из трёх сегментов — одного большого и двух малых ТЭН-нов.
ГЛАВНЫМ условием для включения РТС, является температура наружного воздуха, не выше +10 и низкая температура двигателя.
Встроенные ТЭН-ы «научились» ступенчато отключаться по мере прогрева охлаждающей жидкости, а алгоритм их работы стал следующим: при температуре двигателя ниже +70° одновременно работают все ТЭН-ы, при превышении температуры +70° (отключался 3-ий ТЭН), при +75° и выше (отключается 2-ой ТЭН), при +80 и выше(отключается 1-ый ТЭН). Таким образом РТС компенсирует тепло водителю и пассажирам в холодное время года, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.
Конструктивно РТС обогреватель поместили за отопителем, по направлению обдува. Что в общем то логично. Так достигается эффективная передача тепла в салон с наименьшими потерями.
С 2007 года практически у всех Тойот имеется специальная площадка для его установки. Если РТС отсутствует, на его месте будет заглушка, но установка обогревателя возможна!
Если вы обладатель тойоты выпуска с 2007 года, дополнительно потребуются:
1) блок управления климатом с поддержкой РТС (нужен именно от вашей модели автомобиля)
2) блок силовых реле (находится под капотом)
3) реле на 30 ампер — 3 штуки + силовые предохранители
4) проводка и фишки для подключения
5) сам РТС обогреватель (имеет стандартный размер, но может отличаться мощностью, которая напрямую зависит от объёма обогреваемого пространства автомобиля. Так например для Тойоты Vitz — 435 ватт, Corolla — 495 ватт, Camry — 600 ватт, а у TLC Prado — 600-800 ватт.
Совет: мощнее, не значит лучше. Выбирайте исходя из характеристик вашего генератора.
Есть мнение, что «‘северные» блоки управления климатом идут с красно-фиолетово-оранжевыми наклейками, а у простых блоков — чёрные стикеры.
В сети уже появляются отчёты по подключению РТС обогревателей, например:
1-Toyota Corolla Axio,
2-Toyota Prius V Alpha
3-Toyota Land Cruiser Prado,
4-Toyota Prius.
Настоятельно рекомендую к прочтению этот форум, на котором вы найдёте многие ответы.
Ну а я попытаюсь «вкорячить» РТС второго поколения в 120-й кузов короллы.
Если благодаря РТС, время прогрева салона уменьшится хотя бы на 30%, покупку буду считать оправданной.
Посмотрев архивные фотографии разобранной печки, определил два места установки РТС:
1) в »картридж» салонного фильтра, проделав в нём сквозное отверстие (показано жёлтым прямоугольником, см. фото ниже),
2) врЕзать в корпус, рядом с отопителем (синие прямоугольники с разных ракурсов).
«Варик» поставить в салонной фильтр не прокатил. Тепло РТС сначала заберёт вентилятор печки, часть рассеется по тоннелю, а холодные испаритель и радиатор и вовсе добьют КПД обогревателя в ноль.
Остаётся врезать РТС рядом с отопителем, как и задумано на всех тойотах с 2007 года.
Для доступа и детального изучения места установки, отсоединил панель климата, бардачок, левый нижний воздуховод пассажира и пластиковую защиту радиатора. С противоположной стороны открутил сервопривод заслонки смешения потоков воздуха.
Предварительные замеры показали, что по габаритам РТС в аккурат (с небольшим запасом по длине) встанет на всю ширину печки.
Получилось почти по ФЕН-шую (◕‿◕) как на всех современных тойотах.
Переходим к электрике. Купил 3 автомобильных ВАЗовских реле на 30 Ампер, клеммы для них, кнопку обогрева заднего стекла (речь о ней пойдёт ниже) + два метра медного провода ПВ-3 сечением 6мм. Фишку РТС сохранил, подыскав широкие клеммы, хотя можно было и скрутками обойтись. Остальные провода вытянул из косы климата, оставшейся после «свапа» печки.
Забегая вперёд, покажу видео под нагрузкой. Всё норм!
Короче, пока я «рожал» свой отчёт, один прогрессовод меня опередил и подключил точно такой же РТС обогреватель на свой авто. Подробнее ЗДЕСЬ. На его схеме активация РТС выполнена через отдельную кнопку обогрева заднего стекла.
Назовём этот СПОСОБ №1.
Единственный недостаток той схемы в том, что для запуска РТС используется кнопка БЕЗ фиксации, а моя задача, активировать обогреватель автоматически, после старта двигателя, тем самым сразу начав прогревать салон. Для реализации этой идеи, драйвовчанином awwwa в схему прогрессовода были внесены три дополнительных элемента — плата, реле и кнопка-тумблер.
Назовём этот СПОСОБ №2.
Рассмотрим плату awwwa подробнее. Картинка кликабельна.
В итоге получаем комбинированную схему, включающую оба способа активации РТС: 1)ручной — с кнопки таймера и 2)автоматический — тумблер + плата.
Производил в утренние часы до восхода солнца. Автомобиль ставил на одно и то же место, плюс-минус 5 метров. Интересно, что показания день ото дня разнились. Причём при более низких температурах теплоотдача порой была даже лучше. Я не знаю с чем это связано, возможно с влажностью воздуха, ветром, погрешностью измерительного прибора…Короче смотрим.
Огрызок «пруфа». К сожалению полностью видео снять не получилось, т к в смартфоне села батарейка ;(
В конце видео (спустя полторы минуты, после запуска двигателя) из дефлектора дует +15°С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Обладатели Webastо и те, кто имеет тёплый гараж, могут выдохнуть. Особой выгоды, кроме ускоренного отогрева лобового стекла, покупка РТС не принесёт. А вот жителям северных регионов, не имеющих автономных подогревателей, девайс несомненно добавит пару бонусов к зимним опциям.
Вопрос к автоэлектрикам: «Как подключить мотор печки от 220 В?»
Недавно подставил в машину предпусковой подогреватель. Описание здесь. Все хорошо, но хотелось бы еще чтобы при прогреве печки включался моторчик печки, чтоб теплый воздух нагревал салон. В салоне стоит термодатчик который регулирует обороты печки, и пока двигатель не прогреется, печка не включится. Вопрос к специалистам: «Как на фунтике это сделать?» Какой трансформатор надо, какой мощности, чтоб тянул печку и как вообще все это соединить, через какое реле ставить?
Toyota Funcargo 1999, двигатель бензиновый 1.5 л., 110 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Комментарии 9
Добрый день! Получилось подключить мотор печки к внешнему БП.
Если что, смотрите, у меня такой вот вопрос. На SX4 тоже поставлен подогреватель, Северс + с помпой, и отлично прогревает радиатор печки салона, задумался подключить вентилятор к БП 12v, но первый раз от слабого (ватт на 30-32) он чуть дёргался, и всё, далее я взял БП от Компьютера, персонального, на 300 ватт, Напряжение 11,9 и пошёл подключать, и все равно, подключая на прямую к клеммам питания мотора, он всего лишь раз прокручивается и встаёт…
Далее при запуске от бортсети автомобиля всё работает хорошо
Слав что за термодатчик у тебя? Теперь вопрос по питанию. Ставь выпрямитель от ноутов как писали ниже. Чтобы печка сразу работала можно поставить выключатель того самого термодатчика. т. е. замнуть цепь минуя этот датчик. Тогда моторчик сразу будет запускаться.
термодатчик находится под под кнопкой обогрева лобового стекла (точнее направление воздуха на лобое стекло), у меня крутилка одна посередине, только температуру можно регулировать в салоне.
Я на фото обозначил его
Блок питания вольт на 9 (ибо 12 В — это на полную мощность гонять, а нам хватит и поменьше), чтобы ампер 5 держал нормально, через диод (ампер на 5 чтобы был тоже) его к самому мотору подключить. Если нет на 9В, можно взять больше, добавив сопротивление (или без него). Блок питания может быть для ноутбуков, светодиодных лент, и т.д. Главное — запас по мощности. Ватт 50 будет адекватно. Не помню, сколько мотор печки жрёт, если честно. При понижении напряжения (те же 9В) его мощность резко падает. Реле никакое не надо, провода на 220В тупо сращиваешь с лунфеем. Помни про хорошую изоляцию! Цепи 220В прокладывай по нормам сырых помещений, блок питания для печки должен быть хорошо защищён от влажности, ибо херакнет при малейшем запотевании внутри корпуса. Пожароопасность с твоей затеей повышается в любом случае.
Удачи!
Спасибо большое! Приму к сведению твои советы. На счет влажности в курсе), а диод зачем? схему бы еще)
Диод на всякий случай, чтобы при штатной работе печки БП не спалить. Схема проще некуда 🙂
ясно) просто я не электрик, учусь методом тыка)
Метод тыка в электротехнике чреват последствиями. Так что лучше бы почитать что-нибудь про электромонтаж и ПУЭ, там вся ТБ кровью электромонтёров написана.