Как поднять авто хайджеком
ХайДжек — реечный домкрат, как много в этом смысла…
Когда мы называем реечный домкрат его более распространенным в узких кругах именем хай-джек, наверняка многие подсознательно ассоциируют это слово с американским именем. Дескать, был такой Джек, на все руки мастер, и придумал он гениально-простую «приспособу» да в честь себя ее и назвал.
Однако джипер Джек – это миф, и изобрел его в 1905 году американский инженер Филипп Джон Харра. А название спасительного аксессуара означает в прямом переводе «захватить», причем в контексте захвата самолета или поезда.
Его конструкция проста вне зависимости от модели или марки производителя: опорный башмак, дырчатая рейка (в длине которой состоит основное различие моделей), подъемный механизм, передвигающийся по рейке, и рукоятка рычага, управляющая его движением.
Рейки всех моделей компании Hi-Lift – ведущего производителя этого аксессуара – выполнены методом литья из стали. У моделей черного цвета (маркировка которых оканчивается на цифру «4») башмак, подъемный механизм и рукоятка изготовлены путем штамповки, а у маркированных «пятеркой» ярко красных хай-джеков эти же детали отлиты из чугуна. При интенсивном использовании предпочтителен второй вариант, однако оба они, в исполнении Hi-Lift, надежны и прочны.
Использовать хай-джек для поднятия автомобиля можно практически на любом покрытии. Если грунт вязкий, топкий или сыпучий, для «башмака» понадобится твердая опора. На помощь может прийти любая крепкая и широкая доска, а фирма-производитель предлагает в качестве аксессуара специальную пластиковую платформу.
Увеличить пятно контакта основания хай-джека с вязким грунтом можно при помощи фирменной пластиковой опоры. Но ее с легкостью заменят сэнд-трак или широкая доска.
Немаловажно учесть и точку соприкосновения хай-джека с автомобилем: в своем классическом виде этот инструмент подходит только для внедорожников с металлическим бампером или рамной конструкцией, а никак не с пластиковым обвесом, и поднимать автомобиль можно только за передний или за задний бампер.
Компания Hi-Lift предлагает аксессуар, который позволит использовать хай-джек владельцам и стандартных автомобилей с пластиковыми бамперами, и подготовленных внедорожников с размером колес более 25 дюймов или установленным лифт-комплектом.
Lift Mate позволит поднимать автомобиль непосредственно за колесо, что значительно сокращает высоту «хода» хай-джека, необходимую для отрыва колеса от грунта. Максимальный вес груза при этом составляет 2 273 кг.
При вызволении из колеи стоит четко запомнить: в отличие от традиционного домкрата, хай-джек не сможет стабильно удержать ваш автомобиль в поднятом состоянии. Поэтому необходимо максимально стабилизировать машину: можно подложить под опорные колеса камни или бревна, поставить КПП на скорость, задействовать «ручник».
Хай-джек как лебедка
Грузоподъемность хай-джеков составляет от 2 113 кг у стандартной модели до 3 450 кг у новейшего варианта Hi-Lift X-Treme. Эта серия темно-серого цвета состоит из усиленных моделей XT-485 и XT-605, слегка доработанная конструкция которых теперь облегчает использование хай-джека еще одним популярным способом – в качестве механической лебедки.
Для этого понадобится комплект дополнительных аксессуаров, включающий в себя шакл, корозащитную стропу и «ухо» для крепления цепи (в наборе) к «клюву» хай-джека.
Способ механического «винчевания» хотя и не быстрый, но эффективный, а нужны для него всего лишь, собственно, опора-якорь, за который можно залебедиться, и крепкая буксирная проушина автомобиля. Цепь или трос закрепляются с одной стороны между автомобилем и клювом хай-джека, а с другой стороны – между «якорем» и верхушкой рейки, при помощи шакла.
При установке рычажка рукоятки в положение «подъем» и начале работы, подъемный механизм движется по рейке и тем самым подтягивает автомобиль к «якорю». Когда привод дошел до упора, автомобиль необходимо стабилизировать, затем отстегнуть и заново прикрепить максимально выдвинутый хай-джек.
Правило безопасности номер 1 при работе с хай-джеком гласит: никогда не засовывайте голову и другие части тела между рукояткой и рейкой!
Инструмент не требует сложного ухода: его лишь нужно эпизодически очищать от загрязнений и смазывать маслом, или же опрыскивать WD-40. Для плавного ходя подъемного механизма стоит следить за состоянием рейки и отсутствием на ней грязи и повреждений. А для элементарной защиты от внешних воздействий его стоит хранить и транспортировать в чехле.
Бескомпромиссное отнятие внедорожника у грязевой или снежной стихии – прямое назначение хай-джека. И потому этот аксессуар должен входить в обязательный набор оборудования любого внедорожника, наряду с тросом, топором и лопатой.
Он занимает минимум места и может располагаться как в салоне, так и красоваться снаружи: надежно закрепить хай-джек можно на верхнем багажнике или задней двери.
Реечный домкрат (хай джек): как выбрать, пользоваться и обслуживать
Конструкция и принцип действия хай джека
Полнота понимания работы инструмента оказывает прямое влияние на эффективность и продолжительность его использования. Чтобы получить более позитивные впечатления от работы хай джеком, следует иметь четкое представление его принципа действия, который наглядно разобран ниже.
Среди наиболее важных элементов конструкции рычажного реечного подъемника можно выделить дырчатую рейку, 2 стальных пальца и возвратную пластину. Механизм подъема / спуска, перемещающийся вдоль направляющей, состоит из 2-х площадок, объединенных подвижным креплением рычага. Верхняя, несущая площадка оснащена зацепным упором “клювом” который поднимает груз, а нижняя обеспечивает поддержку механизма при работе.
К не менее важным, но относительно второстепенным элементам конструкции относиться основание, в которое упирается весь механический реечный домкрат с грузом, и верхняя скоба, расположенная на противоположном краю рейки. Если роль основания очевидна, то назначение второй детали может вызвать вопросы. В основном, верхняя скоба хай джека используется для крепления троса, позволяя применять инструмент как лебедку. При изменении положения скобы, перпендикулярно рейке, подъемник получает возможность сжатия объектов (как у струбцины).
Суть работы механизма основана на принципе рычага, который перемещает механизм по рейке. Фиксация подъемной системы, происходит при помощи стальных пальцев, помещающихся в отверстия направляющих подобно замочной защелке. При опускании рукоятки, рычаг упирается в нижнюю часть механизма, отталкивая от неё верхнюю на одно отверстие вверх. При подъеме ручки, нижняя часть подтягивается к верхней и процесс повторяется. За опускания груза отвечает возвратная пластина, поочередно вынимающая пальцы из отверстий при движении рукоятки.
Технические характеристики реечных домкратов
Высокая эффективность в неблагоприятных условиях и уникальная неприхотливость хай джека, сделали его самым популярным приспособлением в своей сфере. Завидная репутация устройства, породила множество моделей с разными возможностями и показателями надежности. Давайте рассмотрим, в каких значениях выражается потенциал реечного домкрата для бездорожья, и как эти данные помогают в выборе оптимального инструмента.
Высота подхвата. Стандартный показатель наименьшего расстояния от земли, с которого можно зацепить и поднять объект. Разброс значений у серийных моделей минимален, и составляет 115 – 155 мм. Низкоподхватный реечный домкрат слегка облегчает извлекание автомобиля из глубокой колеи, но в целом, 4 см не играют большой роли в бездорожье.
Высота подъема. Предельно важная характеристика, обозначающая максимальное расстояние от земли, на которое может быть поднят механизм хай джека. Различие показателей достаточно велико и начинается с 400 мм, а заканчивается на 1500. Ориентироваться на данный параметр следует исходя из высоты подвески и проседания автомобиля, плюс 200-300 мм. К примеру, требуется поднять автомобиль с дорожным просветом в 400 мм за боковой упор. Чтобы колесо оторвалось от земли необходимо выдвинуть клюв на высоту 600 мм, значит лучше рассматривать устройства с высотой от 800 мм. Для использования домкрата на вязких поверхностях, рационально взять более 1 метра. В дополнение: чем больше высота подъема, тем проще работать хай джеком как лебедкой.
Вес. Второстепенный показатель, позволяющий сделать определенные предположения о толщине металла, и общем качестве конструкции. Хороший хай джек сделан из стали и чугуна, методом литья и штамповки некоторых деталей. Такой инструмент не может быть очень легким, поскольку на его конструкцию оказывается серьезная нагрузка. Оптимальный вес рычажного реечного домкрата с длиной рейки от 1100 мм, составляет 13.5 кг. Если прибор подобных габаритов легче на 2 кг и больше, значит объем его деталей меньше, как и их надежность.
Какой реечный домкрат выбрать
Приличное количество производителей и внушительное разнообразие моделей подъемных устройств, могут серьезно осложнить определение оптимального соотношения цены и качества инструмента. Все современные реечные автомобильные домкраты имеют единую конструкцию и принцип действия, однако их стоимость серьезно разниться, начинаясь от 2500 и достигая 30 тысяч рублей (бывают и более дорогие). Какие нюансы брать в расчет, чтобы сделать удачный и выгодный выбор, разбираем далее.
К самым слабым относятся откровенно бюджетные модели (до 5 т.р.) из тонкого, штампованного металла. Подобные устройства быстро начинают заедать, могут сорвать груз или согнутся в раме, поэтому их рекомендуется использовать только для шиномонтажа на ровной поверхности. Работа с домкратом низкого качества, требует повышенной аккуратности и полного соблюдения всех правил эксплуатации.
Хай джеки среднего класса надежности изготавливаются комбинированным методом литья и штамповки (средняя стоимость 5-7 т.р.). В отличии от предыдущих, компоненты этих подъемников более массивны и меньше подвержены деформациям. Реечные домкраты среднего качества не обладают большим запасом прочности, но и заниженными показателями не отличаются. Такие устройства можно использовать на более-менее ровных дорогах при поездке на рыбалку или в лес.
Самая высокая планка качества задана оригинальными реечными домкратами серии Hi-Lift или First Responder (от того-же производителя). Как и у среднего класса, производство этих устройств происходит путем штамповки и литья компонентов из стали и чугуна. Механизм хай лифта отлично выверен, точен и имеет хороший запас прочности. Устройство предназначено для профессионального оффроада и может успешно эксплуатироваться в различных положениях и самых неблагоприятных условиях. Стоимость таких подъемников начинается от 7500 рублей и достигает нескольких десятков. Подходит для тяжелых ситуаций, но если вы не планируете увязать в грязи по подвеску, можно выбрать более бюджетный аналог.
Разделив устройства по надежности и условиям эксплуатации, перейдем к общим правилам, поясняющим, как выбрать реечный домкрат по конкретным особенностям конструкции:
Как пользоваться хай джеком (правила и особенности эксплуатации)
Общая эффективность и продолжительность использования устройства во многом зависит от манеры его эксплуатации. Пиковые нагрузки, неправильная установка или открытое хранение в суровых условиях, способствуют снижению рабочих показателей и могут вывести из строя даже самый надежный хай джек. Чтобы продлить жизнь подъемнику и обезопасить себя от травм и срыва груза, достаточно придерживаться конкретных правил, приведенных ниже.
Сопоставьте вес груза и возможности подъемного устройства. Используя реечные домкраты для автомобилей, рекомендованная грузоподъемность должна быть равна весу автомобиля. Если брать без большого запаса, но учитывая загруженность внедорожника, инструменту достаточно иметь в 1.5 раза меньшую силу, от массы груза. К примеру, для подъема передней части автомобиля, весом в 3 тонны, хватит домкрата с грузоподъемностью в 2000 кг.
Опорная площадка должна располагаться на ровной, твердой поверхности. Если приходится работать на мягкой земле или в грязи, требуется подложить под опору крепкую доску или толстый металлический лист (чем больше площадь подкладок, тем лучше). Так же, можно использовать специальные опорные подставки из прочного пластика, выпускаемые для конкретных моделей и серий хай джеков.
Так называемый “Клюв” реечного домкрата должен надежно упираться в усиленную часть поднимаемого объекта. Специально оборудованные внедорожники можно цеплять за бампера или подножки. Авто без силовых обвесов, можно поднимать за колесные диски с помощью дополнительной оснастки, называемой “лифт мейт”.
В процессе подъема, следует крепко держать рычаг устройства и доводить до упора вниз / вверх. Если рычаг отпустить до фиксации механизма (щелчка), начнется резкий спуск, сопровождаемый молниеносными движениями рукоятки. Во избежание травм, держите пальцы, голову и другие части тела, подальше от траектории движения рычага. По завершению подъема, поднимите рукоятку вверх, расположив её вдоль рейки.
Для плавного спуска груза на землю опустите переключатель над верхним пальцем механизма и производите движения рычага, идентично подъему. Когда вес груза перестанет оказывать давление на устройство, конструкция свободно спуститься к основанию.
Если в процессе эксплуатации инструмент покрылся грязью, её достаточно смыть обычной водой (можно просто сполоснуть в луже). Это снизит образование коррозии и обеспечит плавную работу без заеданий, при следующем использовании домкрата.
Реечный домкрат как лебедка
Порой, оптимальным выходом из сложной ситуации может стать нестандартное применение имеющихся возможностей. Классический функционал рычажно-реечного домкрата, позволяет поднимать грузы в самых суровых условиях, но требует значительных физических усилий. Процедура освобождения колес может быть весьма утомительной, поэтому, человеческая смекалка сформировала более энергосберегающий способ решения подобной задачи. В определенных ситуациях, использование хай джека как лебедки, ускоряет и облегчает процесс извлекания застрявшего автомобиля. О требуемых комплектующих и особенности всего процесса, рассказываем далее.
Для использования реечного домкрата в качестве лебедки, потребуется: ленточный трос (от 200 см) с креплениями, цепь (от 500 см), 2 крюка, шакл и верхняя скоба на рейке. В качестве точки зацепа могут использоваться крепкие деревья (с Ø от 30 см) или монолитные конструкции. Натяжение лебедки должно быть по направлению колес, но небольшой угол так же допустим. Процедура извлечения автомобиля сводится к выполнению простых действий, представленных ниже.
Реечный домкрат (HiJack) советы по эксплуатации
В 2004 году реечный домкрат отметил свой столетний юбилей. Предназначенный для подъема железнодорожных вагонов, он вполне нашел себя в оффроаде.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Реечный домкрат
(хайджек)
Название «хайджек» плотно укоренившееся за данным элементом внедорожного снаряжения автомобиля есть не что иное, как усеченная транскрипция названия оригинального изделия HiLiftJack.
При простоте конструкции способов применения в оффроуде у него более чем достаточно.
Хайджек прибор изначально импортный, а значит требует бережного и аккуратного ухода. А вот и нет. Одно из основных достоинств этого устройства в том, что оно вообще не требует никакого ухода, кроме редкого кратковременного полоскания в не очень грязной луже.
Ну да обо всем по порядку. Хайджек это палочка-выручалочка джипера, для начинающего любителя бездорожья школа самостоятельного высвобождения из засады начинается именно с упражнений с этим красным другом. Чем дальше джипер уходит по пути «замонстрячивания» автомобиля тем реже оперирует старым добрым джеком, но тем не менее возит его с собой всегда потому как сколько лебедок на машину не повесь и сенд-траков не приверни, а случаются ситуации когда без джека никуда. Ну да об этом далее.
Хайджеки бывют разные
Коренной американец НiLift на российском рынке представлен моделями с чугунной и стальной рейкой. И тот и другой прекрасно справляются с поставленной задачей, а именно подъемом 1.5 тонн груза на максимальную высоту ограниченную длинной рейки, которая, кстати сказать, бывает разной.
Так же в России активно продаются отечественный домкрат фирмы «Сорокин инструмент» и китайское изделие FarmJack. Внешне они практически не отличаются от HiLift разве что цветом (в отличие от бордового оригинала) «Сорокин» светлокрасный, а китаец желтый. Оба эти изделия безусловно имеют право на жизнь и вполне вам подойдут если реечным домкратом вы пользуетесь редко или не пользуетесь совсем. Отправляясь же на штурм тотального бездорожья настоятельно рекомендую вам не экономить 50 долларов и обзавестись оригинальным изделием.
Как этой штукой пользоваться
Для этого встаем слева от домкрата и правой рукой беремся за конец ручки сверху, а левой держим рейку обхватив ее снаружи при этом большой палец прижат к рейке сбоку, ПАЛЬЦЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАХОДИТЬ НА СТОРОНУ РЕЙКИ ОБРАЩЕННУЮ К РУЧКЕ, А ГОЛОВА НЕ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ РЕЙКОЙ И РУЧКОЙ, в противном случае вы имеете море шансов заработать сотрясение мозга сопровождающееся переломом большого пальца (если вы левша то располагаетесь зеркально, но при этом соблюдая все указанные выше требования потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и слету попадать в подставленные части тела нанося при этом максимум возможного ущерба.
Итак, крепко беремся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда машина поднята на требуемую высоту зафиксируйте ручку джека в сложенном положении и слегка покачайте машину дабы убедиться что она не собирается падать с домкрата. При работе с автомобилем поднятым на джеке помните что нельзя находиться сбоку от домкрата потому как при падении он пойдет именно вбок, и не дай Боже вам в этот момент оказаться на его пути.
Как использовать реечный домкрат для извлечения застрявшего автомобиля
Когда машина повисает на межколейке, с помощью домкрата ее можно поднять до высоты когда колесо поднимется из колеи после чего толкнуть машину вбок, она упадет с домкрата и при этом переставится вразрез колее. Поднимать машину лучше сначала спереди потом сзади.
Так же в случаях когда внедорожник порвав колесами болотный ковер лег на него днищем, для того чтобы подложить под колеса сенд-траки (трапики) машину нужно сначала поднять.
Случаются ситуации, когда машина при лебежении упирается в бревно или твердый бруствер. В таких случаях также приходиться использовать джек, иногда одновременно с лебедкой.
Что еще можно им делать, аксессуары
Реечный домкрат устройство многофункциональное по мимо подъема с помощью него можно используя вес автомобиля выдавливать покрышку из посадочного желобка на диске для перебортировки колеса, использовать в качестве тисков, для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съемный носик привинченный на конце рейки, использовать в качестве спасательного инструмента при авариях для того чтобы раздвинуть покореженный метал для этого нужно снять опорную «пятку» и переставить съемный носик ниже подвижного механизма. А если вы запасетесь металлическим (или синтетическим) тросом, цепью с крюками на концах и двумя монтажными скобами (шаклами) то ваш хайджек можно превратить в ручную лебедку. Собственно цепь с крюками, два шакла, корозащита и перчатки входят в набор HiLift Off-road Kit.
Если ваш автомобиль лишен силового обвеса, то для того чтобы поднять его при помощи хайджека вам потребуется специальный аксессуар lift-mate. Он представляет одевается на носик Джека и закрепляется на колесе машины. Но такой способ крепления скрывает в себе массу недостатков. Подняв машину при помощи lift-mate нельзя поменять колесо, переставить машину в сторону из колеи и тронуться с поднятого домкрата. Единственное в чем пригоден данный способ подъема это в возможности подложить под колесо бревно в колею. Если силовой бампер автомобиля имеет скошенную нижнюю часть и упереть Джек не представляется возможным следует воспользоваться устройством bamper lift которое состоит из крюка на цепи закрепляющемся на носике джека.
А для того чтобы домкрат не проваливался в мягкий грунт существует специальная пластиковая площадка под пятку, называется она off-road base.
Как закрепить реечный домкрат в автомобиле