Как подобрать генератор для автомобиля под акустику
полу F.A.Q. ПРОпитание. Аккум+генератор Что?Где?Когда?
Всем привет. Одним из самых частых вопросов автозвука в интернете возникает вопрос питалова.Собсна уже раньше обсуждали и как кормить усилки и как оценить питалово и прочее. Но я уделяя внимание толковой организации стокового питалова особо не вникал до недавнего времени в вопросы замены аккума, генератора, вопросу установки 2го акб и тд. В общем то хотел поделиться с вами некоторыми наблюдениями и соображениями по этому поводу. Выводы мои больше основаны на практических наблюдениях чем на теории и вполне возможно что что-то упустил или не учел. По этому как всегда хочу уточнить что мое мнение стоит рассматривать лишь как пищу для размышления а не как прямое руководство к действию либо же как истину в последней инстанции. )
В общем щас обмозгуем несколько распространенных вопросов по порядку.
1) «Хватит ли заводского питалова для моей системы?»
2) «У меня стоковое питание но заменить генератор проблемно. Поможет ли мне установка более мощного аккумулятора?»
3) «Хочу поставить аккум мощнее но хватит ли моего генератора заряжать такой аккум?»
Опять же вопрос о емкостях и мощностях.Если теоретически взять 2 одинаковых аккума разной емкости но одинакового внутреннего сопротивления(одинакового пускового тока и т.д.) то при зарядке они с генератора потребят одинаковый ток.Кроме того ток заряда будет изменяться в зависимости от степени зарядки аккума. Более скорострельные агм кушают больше тока когда заряжаются но в любом случае там речь вовсе не идет о многих десятках ампер. Однозначных цифр я в интернете не нашел для примера но лично по моим прикидкам даже мощная кислота не потребляет больше 10-15 ампер. Могу тут быть не точным если у кого есть инфа достовернее поделитесь. Добавлю ) А это значит что исправный стоковый генератор вполне будет справляться с зарядкой мощного аккума. Если вы конечно не будете его постоянно просаживать музлом. Если напряжение генератора меньше 12.6в то аккум не заряжается вообще. А если такой просад появляется изза музла то вы не только не заряжаете аккум а еще и сажаете и вопрос дохлого аккума эт будет делом времени. Короче тут тоже надо давать аккуму приходить в себя и подзаряжаться. Не стоит считать мощные аккумы бесконечными источниками питания. )
4) «Музлу не хватает питания, как мне поставить второй аккум?»
5) «как мне выбрать генератор для системы?»
Интересный вопрос которым задаются многие. Сложность его состоит в том, что достаточно сложно узнать способностипо мощности отдельно взятой модели генератора. В заявках часто врут. Тем более трудно предугадать какая будет отдача у генератора в условиях взаимодействия с вашим движком. Генератор вовсе не отдает весь свой максимум как только вы завели двиг. У генераторов есть характеристики зависимости отдачи от оборотов. Вполне возможно что нужный вам ток генератор отдаст лишь на больших оборотах движка а на малых будет не эффективен. Но это вовсе не значит что нужно ставить целую подстанцию под капот.Чем мощнее генератор тем дольше он будет удерживать 14вольт на аккуме и на клеммах усилка а значит и аккуму будет комфортнее и мощности больше усилители отдадут.Если в вашей системе просадка напряжения не идет ниже 12.5 вольт а между ударами баса напруга успевает восстанавливаться до 13.5-14.2в то в принципе можно не волноваться это вполне приемлимое питание. В такой системе и на заглушеную качнуть можно и при езде послушать музыку безбоязненно. С хорошим питанием аккум восстанавливается достаточно быстро стоит только снизить громкость звука. Полностью питалово системы обеспечивать генераторами необходимо лишь спортсменам у которых каждый вольт это серьезный + к результату. Что касается подбора генератора то я обычно выбираю заявку тока генератора приблизительно схожей с суммой предов аппаратуры+20а на бортсеть. Учитывая что в заявке врут в итоге получается нормальный подбор для повседнева. Но это конечно малообъективный метод и рекомендовать его я не могу.))
6) «Я поставил мощный аккум и генератор. Какой мне провод положить от аккума до генератора?»
Вопрос очень логичный и правильный. Если токи вашей бортсети возрасли то и провод от генератора придется поменять. Единственное что я посоветую так это не впадать в маразм на этом процессе и не кидать толстенные шланги силы. Генератор при всем своем желании не сможет отдать больше чем в него заложил производитель. По этому на генератор в 100ампер совершенно нет необходимости пилить провод в 50 квадратов даже если у вас мощная система и сила на музыку идет 50м сечением. В таком раскладе вполне хватит 16-25мм2.Да ине стоит забывать что большое сечение силы помимо прочего обусловлена и длиной провода, которая на этом участке совсем не велика. Также не стоит забывать о массе между движком и аккумом. Часто запилив шланг на + от генератора люди имеют 4 штатных квадрата массы. Соответсна толку от их силы никакой не будет.Еще советую учесть аспекты безопасности. Скорострельный аккум и мощный генератор в случае короткого замыкания или дтп(ни дай бог) гораздо быстрее воспламенят провода. Учитывая, что провод между генератором и аккумом не имеет предохранителей а провод проходит как правило через всю морду авто, советую продумать трассу его прокладки и дополнительно защитить провод гофрой. Лично я поставил предохранитель около аккума на провод генератора. Не стал испытывать судьбу. Для скептиков могу померять потери которые возникли в результате этого маневра. В общем питалово это хорошо но безопасность прежде всего.
В заключение сего опуса могу еще посоветовать: Если у вас система достаточно прожорлива и есть свободные средства то не скупитесь, уделите внимание питалову. Хорошее питание заметно сказывается как на качестве так и на громкости звука да и для бортсети авто хорошее питание всегда приятно. Сидухи греют лучше, лампочки светят ярче, печка дует лучше))).Начинать строить систему с покупки мощного железа бессмысленно если вам нечем его кормить. Отдельно стоит упомянуть наш автопром. У подавляющего большенства отечественных моделей питалово даже без музла нуждается в доработке по этому даже бюджетный повседнев в тазике потребует уделить внимание питалову.
З.Ы. Тесты пищалкосабов идут полным ходом. Скоро отчет)
сколько амперный генератор нужен для мощной музыки
Какие вопросы возникают у владельца автомобиля в процессе его эксплуатации по работе генератора? Самые разнообразные. Попробуем обобщить их, по сути.
1. Как лучше подобрать генератор по мощности (току) под конкретное бортовое оборудование (мощная аудиоустановка
Самые разнообразные. Попробуем обобщить их, по сути.
1. Как лучше подобрать генератор по мощности (току) под конкретное бортовое оборудование (мощная аудиоустановка, компьютерная система, светотехника)?
2. Какова связь между емкостью АКБ и необходимой токовой отдачей генератора?
3. Как проверить составляющие элементы генератора и определить неисправный элемент?
4. Как проанализировать энергетический баланс на автомобиле?
Стандартные генераторы, устанавливаемые на серийной продукции, обеспечивают нормальное электропитание бортовой сети с небольшим запасом
— габариты и подсветка номеров, приборов и салона 6х5вт+5х2вт= 40вт
— фары+противотуманки сзади и спереди 2х65вт+2х45вт+2х21вт= 250вт
— вентилятор отопителя на максимальном режиме ток до 18 ампер или 200вт.
— вентилятор радиатора кратковременно (2-3 минуты) примерно 250 вт.
— обогрев заднего стекла порядка 150 вт.
— бензонасос и система управления двигателя порядка 70-100 вт.
— магнитола в среднем режиме громкости 100 вт.
Получается суммарно 1100-1200 ватт, это порядка 70-100 ампер, т.е. генератор будет работать на пределе, особенно когда будет включаться вентилятор радиатора. А что сказать насчёт усилителя на 400-1000 ватт, о галогенках по 100 ватт? Тут впору задуматься о втором генераторе.
Конечно, я сгустил краски, и можно немного ограничить потребление, задние противотуманки не включать, печку включить на 2 или 3, ну и вентилятор радиатора работает кратковременно (на это время можно выключать обогрев заднего стекла). Вот в этом случае было бы полезно иметь на панели приборов цифровой вольтметр, подключенный непосредственно к выводам АКБ. Если напряжение на нём начинает снижаться, то есть смысл, что-то отключить.
Не забывайте, ведь АКБ тоже потребляет какой-то ток, причём, чем больше батарея отдала при пуске и во время стоянки, тем больше она возьмёт на себя после запуска двигателя, и чем больше её ёмкость, тем больше аппетит. Поэтому меломанам имеет смысл заменить штатный генератор (здесь и далее я размышляю, имея в виду, по умолчанию ВАЗы всех видов и моделей), с паспортным током 80 ампер, на более мощный хотя бы 100-120, а лучше 150 ампер. Но не забывайте о том, что 120 ампер отдачи,- это уже почти 2 лошадиных силы в минус от тяги двигателя.
За всё приходится платить!
Владельцам иномарок эти расчёты тоже имеет смысл прикинуть, в идеале взять токоизмерительные клеши DC и посмотреть, что же притекает от генератора на АКБ, и сколько утекает по второму проводу с батареи. Обычно такие замеры никто не делает.
А для расширения кругозора и для осознания реальной картины энергетического баланса очень полезно сделать! Но технически грамотных владельцев, способных понять картину и проанализировав, сделать правильные выводы, еди-ни-цы.(!)
Конечно, прочитав всё вышеизложенное, и прикинув к своему опыту и ощущениям, можно сделать более осмысленные выводы. Стоит ли ставить в фары дешёвые галогенки на 100/110 ватт, и греть оптику фары и контакты реле в МБ, вместо того, чтобы купить дорогие фирменные лампы с хорошей светоотдачей и мощностью 65/50ватт, и иметь даже лучшую освещённость дороги при меньшей мощности. Или поставить более экономичные, но дорогие ксеноновые лампы?
В завершение по первому вопросу, замечание по усилителям и мощной музыке
14вольт Х 50 ампер = 700 ватт при КПД=65% (для усилителя это близко к идеалу)
будем иметь полезной мощности около 400 ватт. Конечно, слушать музыку при таком уровне громкости опасно для слуха, но объяснять это бесполезно. Каждый должен наступить на персональные грабли сам!
Это оценивают позже, когда на медкомиссии не в состоянии услышать хоть что-то из того, что шепчет «ушник» проверяя слух.
По второму вопросу ответить однозначно невозможно. Для варианта с нормально работающим электрооборудованием и системой зарядки увеличение ёмкости батареи на 15-25% может дать выигрыш в пусковом токе, а может и не дать ничего. Здесь очень важно грамотно подойти к выбору АКБ, можно выбрать батарею даже меньшей ёмкости, но с бОльшим пусковым током
Вот тут то и оказывается, что мы находимся на распутье: технологий уже несколько, малосурьмянистые, кальций-сурмяные, кальций-кальциевые, с диоксидом кремния, с добавками серебра и т.д. Свойства тоже на выбор, но идеального варианта нет! Выигрывая в одном, жертвуем чем-то другим. Так по дуракоустойчивости впереди оказывается «Зверь» не сочтите за рекламу, но её технология делает её весьма живучей, прощает многие ошибки и недосмотры. Но это не значит, что «Аком» или «Актех» хуже, ничуть не бывало!
Кальций/кальциевые батареи имеют лучшие пусковые токи и бОльшие ёмкости, при одинаковых габаритах, но не прощают глубокие разряды, (а особенно хранение в разряженном виде, даже непродолжительное). Реанимация после этого уже не позволит вернуть больше 80-90% исходной ёмкости.
Батарея потребляет от генератора максимальный ток в первые минуты после пуска двигателя. Зимой это сглаживается тем, что двигаться с замёрзшими стёклами, на непрогретом двигателе невозможно, и эти 3-10 минут вполне достаточны, чтобы зарядный ток с 30-50 ампер снизился до 5-10 ампер и не отбирал при начале движения значительной мощности, которая необходима для других энергоёмких потребителей.
По третьему вопросу, учитывая нашу ориентацию на ВАЗовские генераторы, можно обобщить, и признать, что они весьма схожи с Бошевскими генераторами 7-10 летней давности и традиционно имеют уже устоявшуюся конструкцию с небольшими вариациями. Из слабых мест можно отметить, во-первых, непродуманную конструкцию соединения статорной обмотки и диодного моста, некоторые улучшения производителями предприняты, (заменены винты под крестовую отвёртку, на болты под шестигранную головку, позволяющую увеличить момент затяжки), но это половинчатое решение. Материал изолирующей части имеет недостаточную термостойкость, и подплавляется при работе на предельных режимах.
Однажды перегрузил – и в недалёком будущем последует отказ диодного моста. Особенно если хотя бы один конец обмотки будет зажат винтом слабо. Ослабление контакта и перегрев в этом месте нарастает лавинно.
Проверять исправность диодов диодного моста (при отключенной статорной обмотке), лучше всего контролькой и БП, или аккумулятором. Можно использовать автомобильную переноску, это позволит оценить визуально исправность всех диодов, поскольку часто прозвонка с помощью мультиметра не выявляет неполные отказы. А подключение плюсовой и минусовой пластины моста, сначала к плюсу, а затем к минусу позволяет, тремя подключениями к точкам подсоединения выводов обмотки в прямом и обратном включении выявить обрывы и замыкания в диодах, так же проверяем и доп. диоды.
Сначала подключаем к минусовой клемме АКБ ту пластину, которая прижимается к корпусу генератора (минусовую) и, подключая свободный конец (второй конец переноски подключаем к + АКБ) к точкам подключения статорной обмотки, болту плюсового вывода, клемме выхода с дополнительных диодов, лампа не должна гореть, или подсвечиваться. Свечение или слабое подсвечивание говорит о пробое перехода и его замыкании.
Далее подключения меняем, минусовую пластину на + АКБ, второй конец переноски переключаем на минус АКБ
На радиорынке или в е радиодеталей они стОят 3-5 рублей, можно использовать импортные 1N54**, где **может быть от 01 и до 12, что характеризует обратное напряжение в сотнях вольт, нам годятся любые, можно отечественные КД226* где *- буква, тоже годятся с любой буквой. Белый поясок на корпусе это анод или если смотреть по схеме это «палка», а вывод без пояска – «стрелка» или катод. При замене не путать полярность!
Проверить обмотку статора сложнее, на обрыв или замыкание на корпус проверить просто, можно той же переноской на обрыв и замыкание на корпус, но замыкание на корпус лучше проверять с помощью контрольки на 220вольт 25 ватт, это позволит, гарантировано выявить повреждения изоляции. Но это можно рекомендовать только тем, кто знает электротехнику на практике, а не по учебникам (в смысле техники безопасности.). А вот межвитковое замыкание выявить сложнее, здесь необходимы приборы, хотя если подать напряжение на щётки и отключить диодный мост, раскрутка ротора с помощью дрели, или другим способом, позволяет оценить, если раскручивается легко, и обмотка не нагревается, то всё ОК! А если создаёт сильное противодействие и сильно тормозит, а часть обмотки сильно греется – то это уже показывает на наличие межвитковых замыканий.
В условиях специализированного автосервиса обычно применяются спецтестеры по всем составляющим генераторов. Есть целая линейка таких приборов для: обмотки статора, регуляторов напряжения, ротора, и диодных мостов у разных фирм, например «Транспо». То есть специализированный прибор обеспечивает измерение параметров, защиту от короткого замыкания и возможных ошибок подключения при проверке.
Но для проверки в условиях собственного гаража или малого сервиса эти тестовые устройства слишком дороги, и окупятся не скоро.
Проверить обмотку ротора несколько проще, фактически это вращающийся электромагнит, поэтому, просто подав на коллекторные кольца напряжение, можно оценить намагниченность, поднеся стальной предмет к магнитопроводу ротора
Мультиметры на диапазоне 20Мом тоже дают возможность оценить качество изоляции. Если сопротивление изоляции больше 500кОм, то можно считать это значение допустимым. Современные способы и материалы позволяют быстро нанести дополнительный слой изоляционного лака аэрозольного распыления, быстро и надёжно.
При замене коллекторных колец особенно аккуратно обеспечить подключение выводов обмотки, с надёжным механическим креплением и электрическим контактом. Паять только паяльником достаточной мощности, чтобы обеспечить надёжную пайку. Следует помнить, что ротор вращается со скоростями до 15-18 тысяч оборотов, и центробежные силы могут оторвать провод, если он не закреплён механически надёжно.
Из личного опыта, был случай, когда генератор, нормально работавший на стенде, при раскрутке двигателя до 5-6 тысяч оборотов, начинал выдавать более 18-20 вольт выводя из строя лампы и приводил к кипению электролита. После замены нескольких регуляторов напряжения неисправность не устранялась. При разборке и внимательном осмотре оказалось, что вывод роторной обмотки, из-за неаккуратного ремонта, оказался не закреплённым (обломился пластиковый прилив на каркасе обмотки). Это вызывало смещение провода на высоких оборотах центробежными силами и замыкание на металл корпуса, это закорачивало вывод регулятора и приводило к перезарядке АКБ и если бы не аккумулятор, который взял на себя функцию ограничения напряжения, то последствия были бы более тяжёлыми.
Как ни странно магнитола не вышла из строя, хотя все лампочки подсветки сгорели быстро.
Но точность этого способа вполне достаточна и практически 14,2 вольта полученные, при этом способе проверки дают уверенность, что РН рабочий и имеет нормальный порог. Для выносных регуляторов проверка может производиться аналогично, только необходимо знать, как включен ротор. Поэтому контролька подключаемая вместо ротора должна подключаться или на массу (минус) или на плюс. Если лампа не гаснет даже при 16 вольтах, значит регулятор неисправен, – регулирующий силовой транзистор пробит.
Если она не загорается вообще – то, скорее всего выходной транзистор в обрыве, т.е. переход разрушен.
Рассчитать энергетический баланс бортовой сети автомобиля несложно, практически мы это сделали еще в первом разделе.
Итак, мы имеем все паспортные мощности или рабочие токи потребителей, и исходные данные бортовой сети автомобиля 14 вольт напряжение сети, 55-75 А-часов емкость АКБ, и 80 Ампер паспортный ток генератора. Вот, исходя из этих исходных данных и мощности, потребляемой всеми дополнительными устройствами установленными на автомобиле, можно прикинуть, насколько хватит запасённой в АКБ электроэнергии, и справится ли генератор с пополнением энергии для обеспечения нормальной эксплуатации. Мощность генератора составляет 14в Х 80а=1120 вт.
Вот столько мы и можем себе позволить, ну, в крайнем случае, 1200-1300 ватт, но в этом случае АКБ утром может подвести. Хорошо иметь представление, насколько нагружен генератор в экономичном режиме (максимально ограничиваем потребление) и при работе без ограничений.
Бензонасос и система управления двигателя = 80-120 ватт;
Вентилятор отопителя 1-2-3 = 20-40-70 ватт;
Габариты плюс фары 120(200) ватт;
Противотуманные фары+ задние 90+40 ватт;
Обогрев заднего стекла 150-200 ватт;
Стеклоочиститель + омыватель 30-80 ватт;
Подогрев сидений 50-70Х1(2) ватт;
Вентилятор радиатора 150-200 ватт;
Магнитола обычная от 50 до 150 ватт;
Усилитель аудио, мощность по паспорту ;
Аккумулятор после запуска двигателя до50-70а (700-1000ватт), и менее 3-5а (40-70ватт) в стационарном режиме.
Итого набирается от 150 ватт и до 2400 ватт (без усилителя)
Поэтому и нужно учитывать реальное потребление, ведь генератор при перегрузке по току, начинает перегреваться и снижать напряжение, при этом аккумулятор не получает необходимой зарядки, со всеми вытекающими последствиями. И если этот баланс сохраняется ежедневно и потребление превышает восполнение, то необходимо либо подзаряжать батарею, либо в один «прекрасный» день завести машину не удастся. Если на машине установлена мощная аудиосистема, активно и постоянно используемая, то есть резон задуматься об установке более мощного генератора.
Статья написана Шамилем Саубановым (aka denkisan в форуме).
УСТАНОВКА ГЕНЕРАТОРА ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ TS AUDIO 390А на LADA PRIORA
После долгого отсутствия на драйве подготовил для «драйвовчан» пару-тройку, на мой взгляд, интересных статей. И так, приступим!
Буквально год назад начал изучать тему по генераторам повышенной мощности, которые собираются в России из иностранных комплектующих.
На сегодняшний день на рынке их представлено большое количество, перечислю, которые известно мне:
– TS AUDIO;
– AZ-13 SPL POWER;
– TSA Industries;
– #KhalikovCustom;
– JnD Alternators;
– _Car_Stereo_09;
– Cosmo.
Если кого пропустил, пишите в комментарии, обязательно добавлю!
Всё-таки решился и заказал TS AUDIO 390А, который собирается ребятами из города Пермь с креплением для переднеприводных LADA. Цвет выбирал из доступных к заказу по каталогу RAL 6004 (Сине-зеленый), для цвета Сочи 360 не хватает серого цвета, но в живую цвета практически сходятся. Обмотку ротора так же заказал в зелёный окрас. В итоге получился «ядовитый монстр» под капотом:
Перейдём к процессу установки и подключения генератора повышенной мощности TS AUDIO 390А на LADA PRIORA.
Сам процесс замены генератора описывать не буду, тк на драйве в бж написано уже огромное количество статей как это делать (через снятую фару, через снятие крепления компрессора кондиционера или ГУР’а) я же производил замену через снятие крепления компрессора кондиционера. На снятие и установку было потрачено
2ч.
Что касается крепления, всё устанавливается в штатные места (никаких шайб, гаек подкладывать не нужно) болты с гайками и шайбами берём со снятого генератора, либо заказываем новые (генератор то новый, и ставить грязные, ржавые болты со слизанными гайками не «комильфо») по следующим артикулам, исходя из рисунка:
1) Болт М8х60 – (Артикул: 00001006044421) 1шт;
2) Шайба 8 мм волнистая – (Артикул: 00001002601371) 1шт;
3) Болт крепления генератора в сборе (втулки + гайка + шайба) – (Артикул: 21100370137600) 1шт;
4) Гайка М8 – (Артикул: 21100370168600) 1 шт.
Выносной регулятор считается салонным, поэтому протягиваем его проводку через заглушку тросика сцепления:
Забегая вперёд, расскажу, как подключить его:
Тёмный провод с красной термоусадкой и резистором в цепи подключаем на шпильку диодного моста, она, кстати, имеет размер 8М гайки (под 13-й ключ или голову).
Синий провод с чёрной термоусадкой подключаем на массу, я сделал это так:
Хотя вариантов куча: верхнее или нижнее крепления генератора, датчик детонации, крепление ресивера.
И саму фишку вставляем в диодный мост генератора. Заводской провод возбуждения от приборки убираем в сторону, он не пригодится (лампа индикации аккумулятора не загорается, заряд идёт, никаких проблем не возникает).
На этом электрическая часть подключения генератора закончена.
Какие возникли проблемы при установке:
1) Пластмассовая крышка диодного моста упирается в ресивер, что не даёт возможности до конца подтянуть генератор на верхнем креплении в сторону натяжного ролика (на фото выделил конкретное место соприкосновения):
Получается зафиксировать лишь на середине, и то, после натяжки ремня роликом.
2) Длина ремня.
Установил ремень длинной 6pk1100 (с завода ставится 6pk1115 на модели с компрессом кондиционера, т.к шкив генератора универсальный 44мм и 9 ручейков для лучшего выставления ремня) кое как удалость попасть в резьбу и закрутить ролик. Да, со временем ремень растянется и такой проблемы не будет, но лучше взять ремень 6pk1105, натяжного ролика хватит, чтобы согласно инструкции натянуть ремень.
Замеры генератора:
– на холодную (температура окружающей среды 13 градусов) при выкрученной на минимум (выключенной) регулировке выносного регулятора напряжения:
– на горячую (температура окружающей среды 12 градусов) при выкрученной на минимум (выключенной) регулировке выносного регулятора напряжения:
– замеры с потребителями: (Ближний (Bi-LED) + дальний (Галоген) + ПТФ (LED) + аварийка + печка на всю + подогревы (заднего окна, боковых зеркал, передних сидений) + дворники на всю – 14.02В-14,00В.
Даже такая нагрузка генератору нипочём!
«Ядовитый монстр» во всей красе:
Всем такого же, стабильного вольтажа!