Как подразделяют легковые автомобили по количеству ведущих колес
Классификация легковых автомобилей
В основе классификации легковых автомобилей лежат следующие признаки:
В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя легковые автомобили делят на следующие классы:
В соответствии с этой классификацией каждой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, обозначающий его базовую модель. Две первые цифры означают класс, две последующие — модель автомобиля, пятая цифра — номер модификации данной модели. Перед индексом ставится буквенное обозначение (полное или сокращенное) завода-изготовителя. Первые две цифры в индексе легковых автомобилей означают класс: 11— особо малый, 21 — малый, 31 — средний, 41 — большой.
По количеству ведущих колес легковые автомобили подразделяют на полноприводные (с условным обозначением 4X4), у которых все четыре колеса ведущие, и неполноприводные (4X2), у которых ведущими являются два колеса передней (переднеприводные) или задней (заднеприводные) оси.
По типу и назначению кузова легковые автомобили подразделяют на пассажирские с закрытым кузовом типа «лимузин» с перегородкой, отделяющей пассажиров от водителя, или типа «седан» без перегородки. Для перевозки мелких грузов применяют кузов типа «универсал» с откидным задним сиденьем или типа «фургон» со специальной грузовой площадкой.
Все легковые автомобили выпускаются в базовом (основном) исполнении с многочисленными модификациями, которые могут отличаться применяемым двигателем, отделкой салона, кузовом и др.
Легковые автомобили особо малого класса «Запорожец» ЗАЗ-968М и «Таврия» ЗАЗ-1102 и ЗАЗ-1105 выпускает Запорожский автомобильный завод «Коммунар». Двигатели для них (моделей МЕМЗ-968 и МЕМЗ-245 соответственно) поставляет Мелитопольский моторный завод. На базе автомобиля «Запорожец» разработаны варианты грузового малолитражного полноприводного автомобиля ЛуАЗ-969М, выпускаемого Луцким автомобильным заводом и предназначенного для работы в сельской местности.
Кроме того, легковые автомобили особо малого класса « Ока » ВАЗ-1111 выпускают по кооперативным поставкам Волжский автомобильный (ВАЗ), Камский автомобильный (КамАЗ) и Серпуховский мотоциклетный (СМЗ) заводы.
Массовый выпуск автомобилей малого класса «Москвич» налажен на Московском автомобильном заводе им. Ленинского комсомола (АЗЛК) и Ижевском машиностроительном заводе. АЗЛК выпускает переднеприводный легковой автомобиль малого класса «Москвич» АЗЛК-2141 с двигателем ВАЗ-2106.70 и его модификацию АЗЛК-21412 с двигателем Уфимского моторного завода УЗАМ-331.10, который является модернизацией широко известного двигателя «Москвич-412». Ижевский машиностроительной завод выпускает автомобили «Москвич-412ИЖ» с кузовом типа «седан», ИЖ-21251 с пассажирским кузовом типа «комби», грузовой вариант модели ИЖ-2715 и последнюю модель — заднеприводный автомобиль ИЖ-2126.
Классификация легковых автомобилей
К легковым автомобилям относятся пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя.
Легковые автомобили классифицируют по назначению, по классам, по общей компоновке, по типу кузова.
По назначению легковые автомобили делятся на автомобили общего назначения и автомобили повышенной проходимости. Назначение зависит от возможности данной модели передвигаться в различных дорожных условиях.
Автомобили общего назначения предназначены для движения по дорогам различных категорий, преимущественно по автотрассам. К автомобилям общего назначения относятся автомобили «ВАЗ», «ГАЗ», «KIA», «Волга» и др.
Автомобили повышенной проходимости могут двигаться вне дорог, предназначены для эксплуатации не только на дорогах с твердым покрытием, но и в условиях бездорожья. К автомобилям повышенной проходимости относятся автомобили «Нива», «УАЗ».
В зависимости от общей компоновки отечественные автомобили делят на заднеприводные (классическая компоновка), переднеприводные и полноприводные
Классическая схема компоновки предполагает расположение двигателя над осью передних колес. Колесная формула таких автомобилей: 4×2. Привод на ведущие колеса задней оси осуществляется посредством карданного вала. Например: ВАЗ-2107 «Лада», ГАЗ-3110 «Волга».
По числу отсеков в кузове отечественные легковые автомобили делятся на двухобъемные (ВАЗ-2120 «Надежда», ВАЗ-2111 «Лада», BA3-21093 «Самара») и трехобъемные (ГАЗ-3102 «Волга», ВАЗ-2115 «Самара»).
Класс автомобиля зависит от рабочего объема цилиндров двигателя, выраженного в литрах и от его массы в неснаряженном состоянии. Предельные показатели по классам приведены в табл.
Деление легковых автомобилей по классам
Предельные значения показателей
Рабочий объем цилиндров двигателя, л
Строение автомобиля
Классификация автотранспортных средств
Устройство современного грузового автомобиля.
Современные грузовые автомобили могут
двигаться без помощи водителя
Виды и классификация автотранспортных средств
Классификация автомобилей осуществляется по следующим признакам:
• вид автотранспортного средства;
• основном технический параметр
(масса, мощность или габаритные размеры);
Автомобильные двигатели, также как и тракторные могут классифицироватся по следующим признакам:
Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:
(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)
(грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза)
— специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)
— специализированный (прицепы и полуприцепы с установленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)
Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми, свыше 8 человек автобусом.
После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей, что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в устройстве автомобиля.
Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:
• особо малый (до 1,2 л);
• средний (1,8—3,5 л);
• большой (3,5 л и более);
• высший (не регламентируется).
• особо малый (до 5 м);
• особо большой (16,5 и более метров).
Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:
• особо малый (менее 1т);
• особо большой (15—26 т);
• сверх особо большой (свыше 26 т).
Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, автомобили скорой медицинской помощи.
Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпучие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.
Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.
Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образуют автопоезд.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая число ведущих колес.
Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4×2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6×6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6×4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразделяются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.
Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:
3 _ грузовые бортовые;
4 — седельные тягачи (резерв);
Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.
Классификация автомобилей по типу привода колес
Чтобы ТС поехало, что-то должно заставить вращаться его колеса. Причем у автомобиля должно быть хотя бы два ведущих колеса.
В зависимости от того, какие колеса приводят машину в движение, автомобили подразделяют на:
Заднеприводные автомобили – автомобили, которые движутся за счет вращения задних колес (т.е. крутящий момент от двигателя передается только на задние колеса). Задние колеса таких машин являются ведущими и толкают перед собой автомобиль. Передние колеса в этом случае нужны для опоры, изменения направления движения и снижения скорости (т.к. тормоза легкового автомобиля установлены на всех четырех колесах).
У переднеприводных автомобилей крутящий момент от двигателя передается на передние колеса. Задние (ведомые) колеса таких автомобилей выполняют опорные и тормозные функции, а передние колеса приводят машину в движение. В отличие от заднеприводного автомобиля, у которого ведущие колеса толкают автомобиль перед собой, у переднеприводного авто ведущие колеса тянут его за собой. При этом передние колеса еще и управляемые, сила тяги прикладывается в направлении поворота колес, из-за чего транспорт с передним приводом более устойчив на дороге, чем заднеприводный.
Полноприводные автомобили – автомобили, у которых ведущими являются как задние, так и передние колеса, а ведомых вообще нет. У них все четыре колеса одновременно тянут и толкают машину. Некоторые полноприводные автомобили имеют отключаемый передний и задний мост (т.е. по желанию водителя ведущими у них могут быть как четыре, так и два колеса). Определить, сколько у автомобиля ведущих колес, поможет так называемая колесная формула. Первая цифра в ней указывает общее количество колес, а вторая соответствует количеству ведущих колес.
Например, 4?2 – это легковой авто с 2-мя ведущими колесами, 4?4 – полноприводный легковой авто.
В таблице показаны свойства автомобилей с различными типами приводов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1. Устройство легковых автомобилей
§ 1. Классификация легковых автомобилей
Легковые автомобили являются пассажирским транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и малогабаритных грузов.
В основе классификации современных легковых автомобилей лежат различные признаки: рабочий объем цилиндров двигателя, количество ведущих колес, тип и назначение кузова.
В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя в литрах легковые автомобили делят на следующие классы:
В соответствии с этой классификацией каждой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, обозначающий его базовую модель.
Две первые цифры означают класс, две последующие — модель автомобиля, пятая цифра — номер модификации данной модели. Перед индексом ставится буквенное обозначение (полное или сокращенное) завода-изготовителя. Первые две цифры в индексе легковых автомобилей означают класс: 11 — особо малый, 21 — малый, 31 — средний, 41 — большой.
По количеству ведущих колес легковые автомобили подразделяют на полноприводные (с условным обозначением 4X4), у которых все четыре колеса ведущие, и неполноприводные (4 X 2), у которых ведущими являются два колеса передней (переднеприводные) или задней (заднеприводные) оси.
По типу и назначению кузова легковые автомобили подразделяют на пассажирские с закрытым кузовом типа «седан» без перегородки, отделяющей пассажиров от водителя, или типа «лимузин» — с перегородкой. Для перевозки мелких грузов применяют кузов типа «универсал» с откидным задним сиденьем или типа «фургон» со специальной грузовой площадкой.
Легковые автомобили особо малого класса (Запорожец-ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М) выпускает Запорожский автомобильный завод «Коммунар», силовой агрегат для этого автомобиля поставляет Мелитопольский моторный завод. На базе автомобиля «Запорожец» разработаны грузовые варианты малолитражного полноприводного автомобиля ЛуАЗ-969А и ЛуАЗ-969М, предназначенные для работы в сельской местности. Выпускает их Луцкий автомобильный завод.
Массовый выпуск автомобилей малого класса «Москвич» организован на Московском автомобильном заводе им. Ленинского комсомола (АЗЛК) и Устиновском машиностроительном заводе (Ижмаш). АЗЛК выпускает автомобили класса «Москвич» с кузовом типа «седан» моделей 2140, 2140 Люкс, а также модели 21406, предназначенный для эксплуатации в сельской местности. Последней моделью этого завода является переднеприводной легковой автомобиль малого класса модели 2141.
Устиновский машиностроительный завод выпускает автомобили «Москвич-412ИЖ» с кузовом типа «седан», ИЖ-2125 с пассажирским кузовом типа «комби» и грузовой вариант модели ИЖ-2715.
Основу современного отечественного парка легковых автомобилей составляют автомобили Волжского автомобильного завода в г. Тольятти (ВАЗ). Завод изготовляет легковые автомобили малого класса с кузовом типа «седан» (ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 с модификациями), с кузовом типа «универсал» (ВАЗ-2102 и ВАЗ-2104), грузопассажирские полноприводные автомобили повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Последними моделями являются переднеприводные автомобили ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
Горьковский автомобильный завод производит легковые автомобили среднего класса «Волга»ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 с кузовом типа «седан», ГАЗ-24-02 с кузовом типа «универсал» и автомобили большого класса ГАЗ-14 «Чайка». Силовые агрегаты для автомобилей «Волга» и «Чайка» поставляет Заволжский моторный завод (ЗМЗ).
Специальные грузопассажирские полноприводные автомобили повышенной проходимости УАЗ-3151 выпускает Ульяновский автомобильный завод.
Автомобили большого класса с кузовом типа «лимузин» ЗИЛ-117 и ЗИЛ-4104 выпускает автомобильный завод им. Лихачева в Москве.