Как покрасить модель машины
Автомоделизм после перехода на автомобильную «химию».
Приветствую всех, друзья и коллеги!
Сегодняшний пост будет о весьма непростой для многих теме — теме покраски моделей авто в различных масштабах. Так как различная модельная и тем более автомобильная «химия» имеет ряд аспектов и отличий, было бы странным их не затронуть и не разобрать.
В моделизме я половину своей жизни. В автомоделизме чуть меньше. Но мне всегда нравилось экспериментировать при покраске моделей с различными типами лакокрасочных материалов. Но с возрастом хочется и время себе экономить, и сделать в разы более надежно и качественно, чем банальная покраска и лакировка модели из баллона Tamiya. Как вы понимаете, минусов у японских лкм для моделистов, не очень то и много. Но если речь заходит о покраске металлических моделей и их элементов, то здесь японская химия ведет себя не так хорошо. Да, она по-прежнему хорошо ложится на разные типы грунтов и укрывает поверхность модели, но один из ее главных, и на мой взгляд существенных недостатков — практическая невозможность положить на японскую модельную краску автомобильные лаки. Подходят только некоторые типы лаков, все из которых предназначены в основном для декорирования (матовые и глянцевые) нежели для создания профессионального покрытия.
Вы спросите, зачем собственно изобретать велосипед, если есть глянцевые и матовые лаки Tamiya? Ответ прост — на металле краска и лак от фирмы Tamiya пробивается (в моих руках) на раз-два! Потому их хим. компоненты для получения СТОЙКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА мне не подходят. Автомобильные лаки, даже 1-компонентные, имеют в разы лучшую укрывистость, лучше растекаются и подходят для нанесения на разные типы автомобильных красок.
Ну а раз мне ближе более профессиональный и предсказуемый результат, с огромнейшей а не узкой (как в случае с модельной линейкой красок) палитрой цветов, вариант был всего один — перейти на автомобильные лакокрасочные материалы. И прекратить любые «танцы с бубнами под звуки варганов в темную и длинную зимнюю ночь». Хотя против любителей «зажечь танцпол» ничего не имею) Главный минус перехода всегда заключается в том, на какую именно «химию» вы хотите перейти, и как вы предпочитаете красить. Поэтому какое-то время у вас уйдет на поиск точки по подбору автокрасок, с услугой заправки краски в аэрозоль. В моем случае такой точкой по подбору краски в Москве, оказалась фирма Mercolor (mercolor.ru/ vk.com/mercolor/ www.instagram.com/mercolor.ru/) работающая с системой красок Spies Hecker. Мне лично удобнее заправлять автомобильную краску в аэрозольные баллоны, после чего ими красить и наносить лак. И сервисом этой фирмы я доволен более чем полностью!
Колеровочная выкраска с баллона на пластиковые ложки. Цвет — Oxford green metallic для модели BMW 750IL в 1:43 масштабе. В процессе работы приходится делать несколько выкрасок на различные типы «базы» (грунты/грунты + краска-подложка) чтобы понять, на каком из типов покрытий оттенок будет максимально близок к оригиналу, именно с учетом масштаба модели.
Лак наносится на кузов прямо с баллона в несколько тонких «сухих» и несколько «мокрых» слоев с межслойной сушкой.
Крупная и мелкая шагрень на лаке в расчет не берется. Она все равно уйдет при дальнейшей шлифовке и полировке кузова. В данном случае я попробовал отполировать модель в практически идеальное «зеркало по всем канонам Hi-end класса. И думаю, у меня это вышло.
Кузов модели BMW 750IL на промежуточных этапах подгонки и сборки. Полировка получилась просто шикарной. Смогла бы такое «химия» для моделистов, вопрос открытый. И зависит от того, кто из нас к каким типам лкм привык. В моем же случае, от модельных красок в баллонах я практически отвык)
Переход на автохимию означает и то, что каждый столкнется с проблемой чуть более высокого расхода покрасочного материала, в сравнении с типичной «химией» для моделистов. Однако, неоспоримые плюсы автокраски, включая ее мелкую дисперсию пигмента и более плавное послойное нанесение цвета, все таки перекрывают минусы. В этой жизни все равно придется чем-то пожертвовать. Да и ничего не мешает вам красить автомобильными красками с аэрографа заправляя их в пластиковую тару а не в баллон. В любом случае позаботьтесь о защите органов дыхания.
Даже идеально сколерованный электронным спектрографом оттенок краски Ferrari red, будучи нанесенным на разные типы грунтов с подложками, имеет свойство варьировать свой оттенок в ту или иную сторону. Для наиболее точного попадания в цвет модели, лучше не лениться и делать подобные выкраски!
Типичный красный колер которым китайцы покрасили модель Ferrari P330 в 1:43 масштабе, выглядит вполне приемлемо. Сколы вокруг фар — смелая попытка отколупать клей с кусками пластика, на который были приклеены отражатели. Такое положение дел может отпугнуть своей сложностью, но стоит решиться применить автомобильную краску и лак, как дело сразу принимает совсем иной оборот! Ну и кто теперь скажет, что кузов этой модели был «бит и крашен» руками одного владельца?)
Вы и сами можете проверить все мной описанное на личном опыте. Да, я не могу нести ответственности за ваш личный опыт и полученные в ходе него, знания, умения и навыки. Я готов к вопросам и открыт для дискуссии. Все что я могу сказать с уверенностью, так это то, что автомобильная «химия» мне помогает в моем творчестве. И я никогда! не стану рекламировать или просто советовать откровенное дерьмо, которым я бы и сам не стал пользоваться. Все вышесказанное можно легко проверить, увидев мои работы на страницах блога, некоторых форумов, и даже если захотите, в личных встречах)
Эти сексапильные оттенки зеленых металликов были сколерованы для других проектов, о которых вы узнаете позже)
Возможно ли покрасить модель Acura/Honda NSX от фирмы Hot Wheels в 1:64 масштабе при помощи автомобильных красок и лаков? Результат положительный! Чего к сожалению не скажешь о самих этих моделях, кузова которых имеют столько литьевых косяков, что бросают вызов даже опытным людям.
Богатейшая палитра оттенков и цветов RAL и FS стандарта, возможность сделать свои модели и проекты еще более уникальными — все это заслуга автомобильных лакокрасочных компонентов. Из личного опыта скажу только одно — металлики Spies Hecker более выигрышно наносить на черную или серебристую подложку/базу. Так лучше раскрывается их цвет и насыщенность.
P. S.
Что бы вы для себя не выбрали, помните — работать нужно с тем, к чему вы привыкли и с чем у вас получается лучше всего. Это как никогда остро касается автомобильной и моделистской «химии». Поэтому я своим постом никому и ничего не навязываю. Просто делюсь с вами личным мнением и видением этой ситуации, для себя в первую очередь.
Желаю вам отличных проектов и крутейших машин!)))
Техника моделирования. Часть 1. Покраска акриловыми красками.
Приветствую всех. Представляю вашему вниманию небольшую рубрику «Техника моделирования», посвященную масштабным моделям.
В первой части хочу рассказать о технике покраски акриловыми красками.
Я использую акриловые краски для моделей фирмы Tamiya.
Пример палитры этих красок:
Обозначение XF означает матовую краску (X-глянец).
Данные краски изначально готовы к использованию для покраски кистью.
Я использую аэрограф JAS с диаметром сопла 0,2 мм. Для покраски аэрографом данная краска разбавляется в соотношении примерно 1 к 1. Однако точные пропорции каждый выбирает исключительно опытным путем.
Так же для финального слоя используется лак этого же производителя (X-86 и XF-86, глянцевый/матовый).
В качестве растворителя для акриловых красок хорошо подходит чистый спирт. Производитель рекомендует применять родной растворитель Tamiya X-20A, что на мой взгляд довольно дорого.
Я использую универсальный очиститель изопропанол (изопропиловый спирт). Им же и промываю аэрограф после работы.
Замешивать краску можно как и в мерной рюмочке, так и не посредственно в емкости самого аэрографа. Я использую второй вариант.
Смесь наносится на поверхность равномерно, ни в коем случае не задерживаясь на одной точке. Факел распыла регулируется расстоянием до поверхности и, при необходимости, давлением воздуха.
Комментарии 38
А какой эир используешь? Устраивает как вместе работают?
Спасибо большое за обзор. Очень полезный, для меня, как начинающего делать первые шаги в этом. Не знаю правда насколько меня хватит. Всё-таки довольно не бюджетное хобби
подскажи все краски тамии нормальные? у меня просто парочка есть. очень нравится. сейчас нужна белая, серая светлая, алюминий. как они по качеству?
вопрос может глупый…но смысл в том что у некоторых производителей почему то некоторые цвета …ну прям вообще не айс))) ггггг прям)
Все нормальные, без исключения. Глянцевые «Х», матовые «XF».
Подскажи что за эргограф?
Вот теперь я знаю — какой аэрограф себе прикупить!
побольше бы видосов где красишь обшивку там, тонируешь!)))
Если по одной-две баночки брать, то нормально, а если большую палитру, то дороговато. У нас в магазах тоже наценка большая, я в основном в интернете заказываю, по предоплате дешевле, чем наложенным платежом получается. Может кому пригодится, вот список интернет магазинов hobby.rudic.ru/page/shops
Пы.Сы. Старайтесь зимой жидкие маски, лаки не заказывать. У меня казус с жидкой маской получился-замерзла и застыла, и лак матовый подмерз, на дне баночки типа хлопьев каких то.появились.
Привет! Согласен, нужная статья для начинающих, да и не только. В принципе, за такие деньги нормальный компрессор, это 1204 вроде, на «джазовом»интернет магазине под две штуки стоит «голый», без фильтров, шлангов. У меня 1203, с доставкой 4,5 рубля вышел, приимущества-встроенный рессивер, автоматическое откл\вкл.при накачке, авт.перегрева, самый тихий из всех джазовых аппаратов, даже тише твоего. А вот аэры простенькие, два 1125 и один 1120. 20м крашу большие поверхности и грунтую, а 25ми раскрашиваю, иглы разные 2и3, докупал сопло и иглу. Пока устраивают, а в планах взять что-то получше, типа «эволюшен». На счет красок-«тамия»одни из лучших для аэра, а «звездой» лучше кистями-аэр сильно забивают и трудно отмываются.
Да, меня тоже аппарат устраивает. Правда придумал одну маленькую хитрость: подвесил компрессор (соорудил под столиком специальные подвесы). Вибрации 0, шум минимум. Работать можно даже ночью.
Я покупал все в наличии, магазинчик у нас хороший, продавца давно знаю, больших накруток они не делают, плюс карта с хорошей скидкой. «Хобби навигатор» называется фирма. Баночка тамии у меня около 80 р получается.
А звезда краски у меня сохранились еще чуть ли не со школьных времен. Лежали плотно закрытыми. Иногда использую так для мелочи, кисточкой подкрасить что то мелкое.
Молодца. Хорошая инфа, особенно начинающим. Выкладывай такое по чаще и побольше. Никогда не пользовал курил тамии, но мне кажеться они быстро кончаются, хотяя утверждать не буду.
Тож смотрел на этот компрес. но в магазин отговорили, видимо по не определили что могу купить подороже))) ну не желаю.
1й аэр тоже 750р отдал тогда, тоже ЯСовский, ну что то не пошел он у меня. Профи сказали что он не очень любит разбавитили. Заменил сейчас на немецкий за 3000 р. С самоцентрирующимся соплом, хорошый аппарат, сразу видны были прогресса в покраске. Мне вот интересно что у твоего снизу, что за настройка, точнее чего?
Про спирт тоже запишу. Где его купить можно?
Спасибо! Я тоже в будущем задумаюсь о покупке аппарата посерьезней. Я слышал что самоцентрирующееся сопло может давать линию толщиной с нить ))
На моем снизу маленький винт под шлицевую отвертку, он ничего не регулирует, на нем держатся внутренности (втулка внутри которой ходит игла, и на которой держатся ось пружины и регулятор положения иглы)
Спирт такой у нас продается в компьютерных магазинах в отделах с расходными материалами, также можно встретить в радиодеталях.
спс и тебе за инфу. по поводу в нить может дать и твой аэр полюбому. объясню. я закупаюсь всякими красками и принадлежностями для аэра в спецмагазине. так там люди учат как рисовать, красить, работать с оборудованием… так вот я на свой ЯС 1Й свой который было оч сильно грешил (покупал кстати у них же) он плевался водой, толсто красил, в процессе краска перестовала идти, кляксы давал. пришел к ним, показал, рассказал, объснил… меня к мастеру отослали… так в его руках мой (750р. сам дешовый) сраны… АЭР ТАКОЕ СТАЛ ВЫДАВАТЬ… я не ожидал… без разбавления краски он рисовал как шариковой ручкой… у меня шок… дар речи… короче все дело в руках. он мне и посоветовал немца за 3000 р. ну там правда мастера сидят. что понравилось без понтов все, объяснят, покажут, сами почистят, научат (покажут как надо обращаться) учат они платно)))…
спс еще раз за инфу по поводу спирта и где взять. полезная вещь. приобрету при случае.
да и по больше видоса и фоток давай, и на модели тоже.
кстати тоже хотел заморочиться на позновательное видео. людям здесь помочь хотелось. до встречи на страницах…
А я думал, что существуют отдельно краски для аэрографов, оказывается эти тоже можно использовать.
«Изопропанол»! Запишу. А то позагустевали красочки, а чем разбавить — не знаю.
Тоже себе прикупил такой компрессор и пару JAS-овских аэров. Буду тренироваться)) С белорусским и нитрой получалось худо-бедно, будем осваивать акрил.
С продавцом разговорились, он занимается профессионально, говорит у него у самого давно такой. Говорит очень хорошая машинка, только им и работает. До этого у него были белорусский и самодельный.
А я никак свою первую модель БМП дособирать не могу, так и краски засохнут…)))
плотно закрытые не засохнут. У меня лежат еще краски «звезда» густые. Им больше 7 лет.
Вот и у меня звезда, в наборе вместе с детальками БМП шли)))
Статья о покраске масштабных моделей
Небольшая статья с азами покраски масштабных моделей. Общая информация об основных методах, техниках и приемах покраски. Полезные рекомендации по инструментам и химии необходимым в процессе окрашивания моделей..
Основные методы, техники и приемы покраски масштабных моделей. Инструмент и химия для моделизма.
Краска в аэрозольных баллонах.
Покраска модели кистью.
За счет того, что краска на водной основе, она дольше сохнет, давая больше времени для работы над окрашиваемым участком. А после высыхания образуется хороший, относительно равномерный слой, даже если вы немного переборщили с количеством краски при мазке. Но только если немного, даже очень хорошая краска, при неумелом с ней обращении не спасет от подобных результатов.
Вам придется смириться с парой моделей подобного исполнения, прежде чем вы набьете руку и получите нужный опыт. Хотя главное правило хобби, чтоб вам нравился как процесс, так и результат, верно?)
Впрочем мы немного отвлеклись, идем далее. Другие же краски, к примеру “Tamiya” на спиртовой основе, больше подходят для аэрографа, превосходно раскрываются и демонстрируют свои лучшие качества именно с ним. Красить модель кистью и красками от Тамии можно и они разбавляются водой, позволяя покрасить мелкие детали. Большие по площади поверхности лучше красить “кисточными” красками. Тамия даст посредственный результат.
От самой кисточки тоже многое зависит.
Думаем очевидно, что чем тоньше волосяной пучок и вершинка, и чем лучше кисть держит форму, тем более точные и аккуратные линии вы сможете наносить и сможете работать даже с самой мелкой детализацией. Только бы зрения хватало. А еще важно, чтоб кисть служила долго не теряя форму пучка. Производители инструментов и химии для моделизма учитывают этот момент. Поэтому при выборе кисти стоит обратится к нам, а не в магазины рукоделия в ближайшем ТЦ.
Мастера росписи миниатюр не дадут соврать о важности хорошей кисточки.
При работе кистью вам доступно меньше художественных приемов, чем с аэрографом. Например вам будет проблематично сделать мягкий равномерный градиент, или мягкие края камуфляжных пятен, присутствующих на многих образцах техники. Вам скорее всего не удастся сделать реалистичные эффекты выгорания краски, проглядывающего через затертую краску грунта и мягкие линии при выделении расшивки. Моделистов, которые используя только кисти, смогли максимально приблизится к уровню покраски аэрографом можно по пальцам пересчитать и только им известно чего это стоило и сколько сил на это было потрачено.
Аэрозольные грунтовки в баллонах.
Аэрография в моделизме.
А теперь обо всем подробнее. Химии для покраски аэрографом великое множество. Мы отметим наиболее популярные бренды, например акриловые и эмалевые краски “Tamiya” (X, XF), “mr.Color”, “mr.Hobby” водные (H) или на специальном разбавителе (MC), “Акан”. Под этими марками вы также найдете и грунтовки, и лаки, и смывки. Как правило с них и начинается путь любого моделиста, вооружившегося аэрографом.
Все три бренда имеют широчайшую палитру, а “mr.Hobby” и “Акан” могут похвастаться палитрами точных цветов различных зарубежных военных стандартов RLM, FS. “Акан” предлагает наборы с точными цветами российской и советской авиации и бронетехники. «Тамия» тоже обладает таковыми, но названия в ее палитре собственные и их нужно подбирать и сравнивать по таблицам соответствия цветов. Краски от Tamiya и mr.Hobby вообще очень схожи по свойствам, а последние зачастую можно разбавить тамиевскими разбавителями. Использование аэрографа накладывает определенные нюансы на технологический процесс сборки модели. Перед тем, как начать работу с моделью следует внимательно ознакомиться с инструкцией и набрать как можно больше референсов оригинала. Изучая материал вы наметите наиболее удобный порядок покраски и сборки. Инструкции далеко не всегда составлены с учетом такого элемента как удобство покраски аэрографом. Так что этот процесс крайне желательно заранее прокрутить в голове. В итоге у вас запросто могут получиться такие картины на столе:
Они не совсем соответствуют инструкции, но красить модель удобнее всего в таком виде.
Жидкие грунтовки для моделизма.
Крупнозернистые используют для пластика с обилием царапин и мелких дефектов. Грунтовка забиваясь в них сглаживает поверхность проявляя выравнивающие свойства. После поверхность шлифуется и покрывается мелкозернистой грунтовкой, добивающей мельчайшие изъяны, таким образом моделист добивается идеальной поверхности для нанесения краски. Как правило если хорошенько подготовить пластик наждачками и отшлифовать поверхность деталей, то грунтовки 1000 или 1500 хватит с головой.
Покраска модели аэрографом.
Наконец мы добрались до самого интересного. Покраски модели аэрографом. Краски для аэрографа обычно разбавляются растворителями в соотношении 1 к 2, до состояния молока.
Акриловые краски “Tamiya” X и XF на спиртовой основе лучше всего разбавляются фирменным разбавителем 81040 X-20A Acryllic Paint Thinner или изопропиловым спиртом. Водка тоже сгодится, но краска ведет себя гораздо хуже, чем с изопропиловым спиртом.
Акрил на специальном разбавителе разводят из флаконов Mr.Hobby от T-101 до Т-108.
Движения аэрографом нужно делать плавно, без длительных остановок, иначе получите перелив краски и кляксу. Не следует мотать им словно вы рисуете кракозябры на бумаге. Двигайте рукой слева направо, сверху вниз и наоборот.
С азами инструмента познакомились, давайте немного об основных техниках. Есть два стула, на одном. шутка. Можно покрасить модель так, как обычно предлагается в инструкции производителем и вы получите простенький и чистенький экспонат на полку. Своеобразный базовый уровень. Обычно аналог можно увидеть на фотографиях тестовых сборок модели от производителей. Например на коробках наборов фирмы “Звезда”. Может даже покрашенный в правильные цвета. Поскольку очень часто производители дают неверную палитру и схемы окраски в инструкциях. Так что всегда проверяйте по фотографиям реальных прототипов и ищите информацию о точных цветах на профильных ресурсах, если вам конечно не все равно =)
Техника прешейдинга моделей.
В целом же все зависит от вашего желания в творчество и точного глазомера. После нанесения основного слоя краски получается интересная текстура придающая реализма или художественной выразительности.
Эффектом очень легко управлять, приглушая его дополнительными слоями краски в тех местах, где вы посчитали нужным. Главная опасность в том, чтоб не скрыть все старания, надув слишком много слоев или слишком обильное количество краски. Не торопитесь. В авиации излишний прешейдинг черными линиями расшивки модели часто натыкается на критику от свирепых поборников реализма, особенно в случаях с реактивными самолетами. Трактуется прешейдинг расшивки вздутием панелей, характерным для самолетов второй мировой, в местах с применением дерева и не только. Для современных реактивных самолетов, его не всегда корректно применять, но черт возьми красиво же, да и главное главное чтоб нравилось именно вам =). А текстура поверхности приветствуется всегда.
В покраске масштабных моделей бронетехники прешейдинг используют для своеобразной имитации теней, аля “ambient occlusion” в компьютерной графике.
Тут выгорание и потертости краски до заводского грунта могут быть имитированы надуванием сильно разбавленного оттенка “Цинка хромат” на базовый цвет в нужных местах. Выгорание голубого на панелях, надуванием слоя краски основного цвета с добавлением белого, ближе к их центру. Это может усиливать эффект прешейдинга. В бронетехнике постшейдингом могут наносить песочные и пыльные оттенки краски на базовый цвет, успешно имитируя техники везеринга, основанные на масляных фильтрах, избегая покупки дорогих масляных красок.
Краски-металлики.
Наносить металлики рекомендуется на слой черной глянцевой краски либо на черный глянцевый грунт. На таком слое расход металлика уменьшится (а стоят металлики как правило дороже обычных красок) а блеск и контраст будет ярче и выразительнее. Глянцевость подложки помогает получить гладкую металлическую поверхность, что очень критично для металликов. Они выявляют и подчеркивают малейшую неровность и изъян на пластике, а так же косяки при грунтовании. Так что модель нужно шлифовать и готовить к покраске особенно тщательно.
Соответственно в арсенале желательно иметь несколько видов металликов. Маскируя нужные области, покрываем их разными оттенками.
В случае же с различными жаропрочными панелями, горелым металлом и побежалостями на его поверхности, то тут помогут металлики специально изготовленные для сопел и капотов реактивных двигателей. Такие есть в палитрах у некоторых производителей красок. Особенно у “Акана” или у “AK-interactive”. Комбинируя нанесение оттенков, активно применяя маски и добиваясь тонкого факела из аэрографа с соплом маленького диаметра вы можете получить интересную поверхность.
Модельный скотч и окрасочные маски.
Самое время поговорить про применение масок. Этот этап неотъемлемая часть покраски с использованием аэрографа. Потому что каким бы точным не был инструмент, всегда есть риск надуть что-то туда, куда не стоит. Особенно в случаях с пиксельным камуфляжем, оплеткой остекления кабины, нишами шасси и т.д.
Для изготовления масок совершенно незаменим коврик для моделизма, к примеру 74118. Материал из которого их изготавливают самозатягивающийся, эластичный, устойчивый к износу и не портит лезвия модельных ножиков. Разметка на его поверхности жутко экономит время на изготовлении более точных и аккуратных масок.
Покраска камуфляжа на модели.
Если камуфляж имеет мягкие края, то все просто. Намечаем его на этапе прешейдинга, не боясь при этом корректировать в случае ошибок или дрогнувшей руки.
А потом закрашиваем пятна нужными цветами. Если же камуфляжный рисунок имеет четкие края, то для дотошной точности можно распечатывать схему рисунка из инструкции, увеличив ее до нужного масштаба в фоторедакторах, вырезать пятна и прикладывая получившийся трафарет на модель и поэтапно надувать цвета камуфляжа. Но это сложновато. Легче, используя гибкую разновидность тонкого модельного скотча, повторять на глаз изгибы пятен.
А еще можно катать колбаски из “Блю-така” или специального модельного пластилина для маскировки. Детский пластилин лучше не использовать, жирные пятна потом ничем не исправить.
Оплетку остекления кабины обычно красят, маскируя само остекление. Отрезок модельного скотча приклеивается на стекло кабины, далее приглаживается к поверхности зубочисткой так, чтоб проступил рельеф оплетки, а потом предельно осторожно, аккуратно и не торопясь лишнее по линиям рельефа отрезается острым скальпелем или модельным ножом.
Для гарантированно аккуратных краев оплетки и для сложного камуфляжа очень рекомендуем поискать покупные покрасочные маски, которые производители афтермаркета часто выпускают при релизе очередной модели. Они уберегут вас от досадных ошибок и сэкономят тонну времени.
Лаки для моделизма.
А на этом с базовой информацией о покраске моделей у нас все, а вам успехов!