Как понять что грех а что нет
Грех человека или как понять, что мы согрешили?
Введение
Давайте разберём такую тему как: «Грех человека». Наверняка эта тема может волновать многих, и многие могут задаться или задавались вопросом: как понять, что мы согрешили и что является грехом?
Грех это?
Грех это?
Слово «грех» в Библии, переводится с языка оригинала по разному и имеет разные оттенки значения, в зависимости от того, о чём в данной ситуации говорится. Но большинство из этих слов, имеют общие корни и общее начало.
Слово «грех» по гречески amartia, на иврите חטא (хэт), что означает: грех, проступок, повинность, греховность.
В некоторых случаях, слово «грех» обозначается (переводится) такими понятиями как: промахнуться, пропустить мимо, сбиться с пути, пойти в неправильном направлении, и т.д.
23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.
24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
(1 Цар 15:23-24).
Новый Завет говорит, что отойти от Божьего Закона или преступить Его – является «грехом». Это относится к отхождению от истинной сферы нашей жизни, которая есть Бог.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
(1 Ин 3:4).
Беззаконие греха
Библия говорит, что «грех есть беззаконие» (преступить закон) [1 Ин 3:4]. Беззаконие – это греческое слово anomia, означает: состояние или деяния того, кто действует противно закону Божьему.
Обычно, это слово так и переводится – беззаконие [Мф 7:23; 23:28; 24:12; Рим 6:19; Тит 2:14; Евр 10:17]. Таким образом, беззаконие – есть отвержение Божественного закона или неправильное деяние против него.
Надо добавить, что преступать учение Христа, также является грехом [2 Ин 1:9].
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Мф 7:23).
19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
(Рим 6:19).
17 и грехов их и беззаконий их не вспомню более.
(Евр 10:17).
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2 Ин 1:9).
Неправда – это грех
«Всякая неправда есть грех» [1 Ин 5:17]. Неправда – это греческое слово adikia, оно означает: какое либо деяние, нарушающее закон и справедливость.
Adikia – есть исчерпывающее определение чего-то неправильного или плохого, касательно отношений между людьми.
Праведность есть праведные поступки, неправедность есть неправедные поступки [1 Ин 3:7-8]. Таким образом, неправда также является грехом.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола.
(1 Ин 3:7-8).
Вера и грех
«А все, что не по вере, есть грех» [Рим 14:23]. В этом отрывке не имеется в виду вера в Бога или Евангелие, здесь говорится о вере в правильность того, что мы делаем.
Если христианин делает что-то в чём он полностью не уверен, он согрешает. Это значит делать что-то сомневаясь [ср. Иак 1:5-8]. Таким образом, сомнения и неверие – это грех.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
(Рим 14:23).
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
(Иак 1:5-8).
Знания и грех
«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» [Иак 4:17]. Это значит, что знание своей ответственности усиливает обязанность человека [Лк 12:47-48; Ин 9:41; 15:22].
Иисус провозгласил: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» [Ин 13:17]. Таким образом, небрежно относится к Божьей воле – есть грех [Мф 7:21-27; 25:14-30; ср. Евр 2:3].
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
(Лк 12:47-48).
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Мф 7:21-27).
Искушение греха
Человек впадает в грех, когда он ведомый своими злыми желаниями искушается сатаной и сознательно поддаётся какой-либо похоти [Иак 1:14-15].
Согласие с чем-то неправильным тоже грех, даже если этот человек никогда не совершает самого акта греха [Мф 5:28; 1 Ин 3:15].
Все грехи, таким образом, имеют свои корни в человеческом сердце [Мф 15:18-20]. Хотя искушения могут привести ко греху, человек не согрешает просто только потому, что он искушается [ср. Евр 4:15].
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
(Мф 5:28).
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Мф 15:18-20).
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
(Евр 4:15).
Заключение
Итак, грех – это проступок, вина, которую человек сделал сознательно или неосознанно. В обоих случаях, можно сказать, что он промазал, не достиг цели, промахнулся.
Мы можем понять что согрешили, когда делаем то, что Бог запретил, или неспособны сделать то, что Он требует от нас. Или когда мы делаем то, что считаем неправильным, но всё равно делаем это.
Или когда мы соглашаемся со злом, даже если мы не имеет возможности совершить его.
Православная Жизнь
Мы очень часто говорим о грехе — но что он, собственно, такое? Как отличить грех от того, что им не является? На эти и другие интересующие прихожан вопросы ответил протоиерей Александр Александров, настоятель храма св. Марии Магдалины Горловки.
Что такое грех?
Грех в переводе с греческого — «промах, ошибка». Ошибка в отношении чего? Для христиан самое главное — это жить по заповедям Божиим. Как сказано в Писании: «Слово Твое — … свет стезе моей» (Пс. 118:105). Мы равняемся на Бога, Его свет, Его учение. Соответственно, для нас промах — это когда мы живём не по Евангелию, не по Слову Божию. Всё остальное — не грех.
В каждой стране, в каждом городе, даже на каждой улице есть свои традиции.Их нарушение их порой может показаться человеку грехом. Как выяснить, верно ли это? Надо соотнести их с Евангелием. Нарушая традиции социума, в котором живём, мы не грешим против Господа и Его учения. Однако для того чтобы понимать, где человеческое, а где Божье, надо знать Слово Божье. Даже в древности ученик мог оставить своего духовного учителя только по одной причине: он не учил по Евангелию, всё остальное не было предлогом, чтобы покинуть своего старца.
В моей практике бывают случаи, когда люди считают грехом то, что им не является. Например, если батюшка без бороды и коротко стрижётся, это воспринимается как грех — хотя в этом нет нарушения заповедей Божьих. Деление пищи на чистую и нечистую — это ветхозаветный принцип, мы его не придерживаемся, поскольку живём не по Ветхому Завету, а по Евангелию. Некоторые считают, что они грешат, если едят мясо. Есть мясо — не грех. Постимся мы не потому, что мясо скверное, наоборот: в Апостольских правилах пишется, что если человек гнушается есть мясо не ради упражнения в посте и молитве, то да будет извержен. Сюда же можно отнести людей, которые считают, что согрешат, если вступят в брак с неверующим — хотя апостол Павел пишет: откуда ты знаешь, верующая жена, что тобой твой муж не спасётся?
Может ли человек почувствовать, что совершил грех?
Думаю, может: Господь каждому дал совесть — голос Божий в человеке, и в каждом он звучит по-разному. Человек может не знать, что согрешил, но Господь ему откроет это через обстоятельства или других людей. Сколько случаев, когда человек приходит в храм и рассказывает, что его мучает та или иная ситуация, описывая при этом ситуацию греховную! Он не знает, что это грех, но чувствует это. Или, например, маленький ребёнок не знает о грехе ничего, но понимает, что делает что-то не так. Поломал какую-то вещь — и прячет её, солгал — и молчит.
Как относиться к людям, которые выискивают у себя грехи и чуть ли не с радостью идут со своими списками на исповедь?
Думаю, они не понимают главного: что Бог есть любовь. Он чадолюбивый отец, а не обвинитель. Он не собирает прегрешения каждого в коробочку, чтобы открыть её после смерти человека и показать ему всё, что он не так сказал или съел. Если бы люди поняли, что Бог любит нас и ищет, чем нас оправдать, то они не выискивали бы в себе грехов. Зачем искать грех? Грех — это что-то грязное, это ошибка. Зачем жить ошибками? Проанализировал их — и всё. Как учил преподобный Амвросий Оптинский: когда убираете мусор, вы ведь не рассматриваете грязь, но сметаете её и выбрасываете подальше, чтобы она не мешала вам жить. Так надо поступать и с грехом. Если же человек считает, что Бог — это обвинитель, то он будет бояться Его и, чтобы не получить по шапке, будет выискивать грехи во всём.
Порой люди, читая утреннее и вечернее молитвенное правило, проникаются осознанием собственной греховности и в итоге всё время ходят угнетёнными, подавленными, нерадостными. Правильно ли это?
Это крайность. Утренние и вечерние молитвы — это пример того, как мы должны молиться. Известно, что святые Феофан Затворник, Амвросий Оптинский, Игнатий (Брянчанинов) благословляли духовным чадам своё молитвенное правило, отличное от традиционных утренних и вечерних молитв. Второе: покаянное чувство — это не уныние. Оно должно быть поводом для радости: несмотря на то, что я такой грешный человек, Бог меня любит и принимает, даёт мне блага. Это толчок, чтобы пасть в объятия нашего Отца, воскликнуть: «Какой же Ты хороший, Боже, что любишь меня!»
Читал у одного святого, что мы даже в покаянии проявляем гордость, потому что говорим «я самый грешный», «я великий грешник». Нет, ты не великий, а самый обычный грешник, такой же, как и все. Успокойся и не хвались. Это неправильно понимаемое покаяние. Вспоминается случай из Отечника: два брата согрешили, и старцы дали им время на покаяние. Они закрылись в кельях и молились там. По истечении некоторого срока братья вышли оттуда, причём один был весёлым, а второй — с потупленным взором. Святые рассудили, что у каждого из них покаяние было правильным: у одного оно произошло через слёзы, он стал спокойнее, а другой был ободрён прощением. У каждого свой характер, свой путь, и Церковь не настаивает на том, чтобы мы были одинаковыми.
Что делать человеку, который вспоминает неисповеданные грехи уже после исповеди? Можно ли причащаться? Обычно люди очень переживают.
Опытные духовники, когда мы в семинарии подходили с такими вопросами, учили нас так: ты не успеешь от исповедального аналоя к Чаше подойти, как уже нагрешишь. Невозможно постоянно держать рядом с собой духовника. Такие вещи не должны нас смущать. Вообще, смущение это бесовское: мы смущаемся, потому что боимся сделать что-то не так, а почему боимся? — потому что думаем, что немилосердный Бог может нас наказать. Он всё считает, у Него всё записано, ангелы ведут учёт.
Я считаю, что грехи, в которых вы забыли покаяться, всё-таки надо будет потом исповедовать — для очищения и самоконтроля. Не копаться в них, но если вспомнили, если он вас гложут — исповедуйте. Но, опять же, не должно быть крайностей. Одна крайность — это «согрешил словом, делом, помышлением»: ведь бывают разные слова, дела и помышления. Другая — когда начинается оцеживание комара: «я вчера в одиннадцать тридцать пять посмотрел на светофор и осудил человека, который переходил дорогу на красный свет». Духовники советуют не разбирать грехи, не входить в тонкости.
Доводилось слышать о существовании иерархии грехов: смертные, тяжкие, не очень тяжкие, средние, малые. Как к ней относиться?
Смертный грех — это из католичества, под ним подразумевается, что грех не исповедан либо утаивается. Так называется и хула против Духа Святого. У нас нет иерархии грехов как таковой. Обратимся к такой книге, как «Лествица». Её автор, святой преподобный Иоанн Лествичник, описывает иерархию не грехов, а добродетелей. Само слово «иерархия» означает «священноначалие». У бесов нет священноначалия, потому что они не могут быть святыми. Значит, и у греха не может быть иерархии, она может быть только в добродетелях. Это ещё один пункт, из-за которого не надо особенно в грехах копаться.
Нужно разбираться в добродетелях, размышлять, как в них расти — тогда грехи сами собой будут отсеиваться и отпадать. А если будем изучать, какой грех больше, какой меньше — ничего хорошего не будет. Любой грех ведёт к смерти: «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Любой грех ведёт к нарушению Божьего закона, так что градаций и степеней у него нет.
Можно ли самому себе определять наказание за грехи?
Нет, это — дело духовника. Самочинства в Церкви быть не должно. Человек не может быть сам себе судьёй. Мы можем заблуждаться, жалеть себя или относиться чересчур строго. Чтобы избежать таких перекосов, нужен мудрый наблюдатель — духовник.
Может ли человек попросить назначить ему епитимью?
В принципе, может, но епитимья — это не наказание, а врачевание. Лекарством надо уметь распоряжаться, а это умеет только доктор. У нас же люди любят лечиться самостоятельно. Часто вместо того, чтобы вылечить одно, человек калечит ещё и что-то другое. То же происходит и в духовной жизни. Так нельзя, это самочиние и гордость. Кто ты такой, чтобы назначать себе что-то? Откуда знаешь, что не заблуждаешься в этот момент? Почему считаешь, что имеешь достаточно знаний? В таких вопросах нужно быть очень осторожными.
Как относиться ко всё ещё популярному понятию «народного греха» — в частности, призывам каяться в убийстве царя Николая II и его семьи?
Об этом заблуждении подробно писал в одном из своих посланий ещё Святейший Патриарх Алексий II. Такого понятия, как «народный грех», нет. Во-первых, в Библии написано, что дети не ответственны за грехи отцов: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Во-вторых, это был чисто политический вопрос, а никак не церковный. Третье: весь народ не был участником случившегося тогда. Мы каемся в своих грехах, а не в грехах другого человека, не принимаем крещение и не причащаемся за «того парня».
Есть люди, которые испытывают чувство вины за преступления своих предков в те годы, но могут ли они со стопроцентной уверенностью утверждать, что их прадед или прабабушка были предателями? Знают ли они это достоверно? Ведь известны случаи, когда люди оговаривали себя, подписывали документы под пытками, находились в состоянии шока или аффекта. Мы не можем утверждать, что какие-то известные нам факты истинны, да и воспоминания со временем стираются. Так что, даже допустив возможность покаяния за другого человека, мы окажемся перед проблемой: а в чём именно каяться, ведь мы не знаем его жизни?
Нужно ли после того, как состоялось таинство исповеди, снова исповедовать тяжёлые грехи, если человека гложет вина? Например, женщина сделала аборт, исповедалась, но чувство вины её не оставляет. Как быть?
Люди разные. Есть мнительные, и они могут себя таким образом довести до истерии и неврозов. Если священник не назначил епитимью, то не надо накручивать себя. Слушайте своего духовного наставника. Преподобный Иларион Оптинский считал, что лучше быть учеником ученика, чем полагаться на свой разум и свою волю. Нам порой кажется, что батюшка некомпетентен, неопытен, слишком молод, но, как сказал преподобный Иоанн Кронштадтский: «Я ничто, но по благодати священства, чрез преподание Божественного Тела и Крови, делаюсь вторичным или третичным виновником исцелений болезней; чрез меня благодать Духа возрождает к пакибытию младенцев возрастных, совершает в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством; чрез меня решит и вяжет грехи человеческие, затворяет и отворяет небо, подает душеспасительные советы, правила, и прочее. О, как досточтим сан священства!» Священнику может быть тридцать лет, а Дух Святой, Который на нём пребывает, не имеет возраста. Так что я сторонник послушания духовному наставнику и считаю, что на свою волю полагаться не очень хорошо.
Записала Екатерина Щербакова
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.