Как понять что мальчик хочет писать в год

Как приучить ребенка к горшку?

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок поскорее стал ходить на горшок. Однако прежде чем ответить на вопрос, как приучить ребенка к горшку, необходимо разобраться с самим процессом мочеиспускания.

Как происходит процесс мочеиспускания?

Когда ребенок должен ходить на горшок?

Процесс координации функций органов мочевыделительной системы завершается примерно к 3-4-летнему возрасту.

Нет сомнений в том, что родители могут «приучить к горшку» раньше указанного срока. Однако в таком случае это будет не реально приобретенный навык, а выработанный условный рефлекс, который легко может давать сбой до тех пор, пока не созреют все необходимые центры координации.

Когда мамы и папы пытаются приучить годовалого ребенка к горшку, выделяются обычно два момента: время и поощрение. В большинстве случаев родители высаживают ребенка примерно в одно и то же время на горшок, и опорожнение мочевого пузыря происходит при любом его наполнении. Затем обычно следует похвала, и ребенок достаточно быстро улавливает эту связь. В некоторых случаях малыш даже может сам проявлять инициативу, например, садиться на горшок после сна. Но при всем этом он еще не контролирует сам процесс. И периодических промашек здесь не избежать.

Приучение к горшку с раннего возраста – право и выбор каждой семьи. Но хотелось бы, чтобы все родители понимали реальное положение вещей, не ругали своих детей за промашки и не переживали о том, что их ребенок какой-то не такой, раз в свои 2,5 года еще не просится на горшок. Ведь это вполне физиологично и нормально лет до 3-4 (как минимум!). Врачи допускают единичные промахи на фоне стресса и усталости и в более старшем возрасте.

Как приучить ребенка к горшку?

Если вы все-таки решились приучить ребенка к горшку, рассмотрим основные пункты: как это сделать с точки зрения физиологии, что можно делать, а что нельзя.

Самое главное, что должны понять все родители – не нужно торопить малыша. У каждого свой темп. Один ребенок способен приучиться к горшку за несколько дней, другому потребуется ни один месяц (а может и год). Не сравнивайте ребенка с чужими детьми, учитывайте именно его особенности.

А теперь рассмотрим, что вы, как родитель, можете сделать:

Относитесь проще к промахам и откатам. Ни при каких обстоятельствах не ругайте ребенка за это. Малыш не делает это назло вам, он просто еще не умеет контролировать процесс мочеиспускания.

В случае, если ребенок негативно относится к горшку, начинает нервничать, плакать или кричать – сделайте паузу в 2-3 недели, даже не поднимайте тему горшка вслух. Возможно виной негативный опыт в прошлом. Дайте малышу успокоиться и набраться сил. Продолжая насильно высаживать на горшок можно лишь усугубить ситуацию.

3. Сделать горшок видимым.

Горшок всегда должен находиться у ребенка в зоне видимости и открытого доступа. Можно выбрать горшок яркого цвета с любимыми героями малыша для привлечения внимания.

4. Создать благоприятную среду.

Расскажите крохе сказку про горшок, в игровой форме объясните, что с ним нужно делать (сажайте куклы или игрушки на горшок, незаметно подливайте воду и вместе с ребенком выливайте ее в унитаз). Объясните малышу то, что все вокруг ходят не в подгузник, а на горшок/туалет.

5. Дать ребенку столкнуться с последствиями.

Снимите памперс и оденьте вместо него трусики. Когда малыш описается, проговорите его ощущения: «Ты почувствовал, что хочешь писать? Потом расслабился, и трусики стали мокрыми. Это неприятно, правда? Давай ты лучше будешь садиться на горшок, когда почувствуешь, что хочешь писать, тогда трусики останутся сухими».

6. Поощрять ребенка.

Ответьте на достижение малыша бурным восторгом! Однако не забывайте о том, что хвалить ребенка нужно не за сам факт сидения на горшке, а за то, что малыш прислушался к своим ощущениям и понял, что нужно сесть и пописать на горшок.

7. Быть готовым к откатам.

Откаты могут возникнуть при появлении младшего братика или сестренки, поступлении в детский сад и любом другом стрессе. Помните, что это временно. Не ругайте малыша, а помогите справиться с трудностями.

Надеемся, что наши рекомендации окажутся вам
полезными. Наберитесь терпения, будьте для малыша мягкими и чуткими родителями!

Источник

Как понять что мальчик хочет писать в год

Многие мамы задаются вопросом, а не пора ли моему малышу начать ходить на горшок? Но слова «пора» будет зависть от многих факторов, к таким можно отнести: характер ребенка, желание родителей, но и самое главное, созрела ли нервная система малыша. Врачи уверены, что начинать приучать ребенка к горшку, надо, когда малыш уже начал ходить, может манипулировать предметами и начинает говорить, тогда ему будет легче вам объяснить, что он хочет в туалет.

Попробуйте усадить малыша на горшок, перед, сном или после того как он покушал, пусть он посидит не более 3-4 минут, не разочаровывайтесь, если у него с первого раза ничего не получится, похвалите, скажите какой он молодец, что ходит в туалет как большой. Не заставляйте малыша, не кричите на него т.к. у него может выработаться негативные отношения к горшку.

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Помните, что ребенок, который постоянно находится в памперсах, сложно приучать к горшку, поэтому как можно чаще он должен находиться без них, чтоб ребенок мог понять связь между тем, что он хочет писать и потом он писает, его ползунки становятся мокрыми или появляется лужа.

В то время когда вы начнете приучать ребенка, неизбежны ошибки, т.е. вы не обойдетесь без луж. В детской комнате уберите всевозможные ковры, а кресла и диваны, застелите покрывалом или клеенкой и всегда имейте под рукой швабру.

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

После того, как вы научите свое чадо ходить на горшок, можно приучать его обходится без подгузников и на улице, лучше начать это делать в теплое время года и не забудьте взять с собой несколько сменных ползунков на прогулку. Вот рекомендации, которые помогут Вам:
— перед тем как выйти на улицу, усадите свое чадо на горшок, если он начнет капризничать, то не ругайте и не заставляйте;
— если вам кажется, не совсем удобным ходить в туалет в кустики, то можете вооружиться горшком во время прогулки, и для малыша это будет привычнее.

Теперь подведем итоги. Чтоб начать приучать малыша, запаситесь горшком, и огромным терпением, не отступайте и идите к Вашей цели. Вы увидите радость в глазах малыша, когда он сможет вовремя сесть на горшок и сделать все правильно, как ему будет приятно ощущать себя взрослым и самостоятельным. У вас обязательно все получится.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Единый телефон
+7(495)6496452
+7(495)СЛ96ИНГ

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

Жизнь без подгузника: Вопросы и ответы

В противоречие к традиционным представлениям, малыши способны осознавать свои потребности пописать/ покакать с момента рождения и с рождения могут контролировать эти мышцы. Миф о том, что ребенка надо «приучать» управлять ими сложился из-за глобального недопонимания способностей малышей.

2. В каком возрасте лучше начинать?

Можно успешно начать и с более старшими детьми, но это потребует больше времени, усилий и внимания. Здесь понадобится более тонкий подход.

3. Как мне почувствовать ритмы своего ребенка, если поначалу я пользуюсь подгузниками?

Очевидно, что проще всего наблюдать за ребенком, когда он без подгузников. Несомненно, что ребенку так тоже лучше. Некоторые родители предпочитают вообще ими не пользоваться и практикуют постоянный контакт «кожа к коже».

Тем не менее, многие матери время от времени пользуются подгузниками, особенно поначалу, когда только привыкают к ритмам своего ребенка. Так спокойнее для родителей, которые опасается пропустить неожиданные «сюрпризы».

Если ваш ребенок только недавно родился, он еще совсем мал и не особо шустрый. В этом случае идеально класть ребенка на подгузник, (а не одевать подгузник на ребенка).

Новорожденного можно носить на руках, держа расстегнутый подгузник или пеленку под попой. Можно подстелить пеленку в слинг. На самом деле, пеленки из фланели или куски старых полотенец подходят для этих целей лучше, чем самые современные подгузники.

Только не забывайте убирать пеленку или подгузник, когда ребенок хочет сделать «свои дела»! Не забывайте про намекающий звук (типа «пс-пс»). Когда вы обнаружите, что расходуете одну пеленку или подгузник за весь день, то вполне сможете отказаться и от них.

4. Какие сигналы подает ребенок, когда хочет в туалет?

У совсем маленького новорожденного «сигналы» такие:

Ребенок постарше будет «сигнализировать» так: подойдет (подползет) к маме, поведет ее за собой в место «туалета», будет извиваться на руках, попытается вылезти из слинга или «кенгурушки», слезть с кровати. Будет настойчиво привлекать к себе внимание, издавать «намекающий звук», держаться за область гениталий или сядет на ваших руках в привычную для туалета позу. Если ребенок обнажен, вы сможете увидеть движение соответствующих мышц «внизу».

5. Когда я пытаюсь распознать сигналы своего ребенка, я ничего не понимаю. Что мне делать?

Продолжайте стараться. Будьте нежны и внимательны к малышу. Распознавать сигналы бывает нелегко, особенно из-за того, что в нашей культуре мы к этому не привыкли. У многих матерей это получается с первого же дня, но для многих полное взаимопонимание с ребенком приходит через несколько дней или даже недель. Вам помогут терпение, время и постоянная практика.

Помните, что бывают разные подходы. Если вам не помогают сигналы и интуиция, попробуйте почувствовать внутренний ритм ребенка. Запоминайте, как ведет себя ваш малыш, когда «ходит» и в какое время это происходит. Например, дети часто «ходят» сразу после пробуждения или через некоторое время после кормления. (к примеру, через 10-15 минут). Помогите малышу «сделать делишки», подсадив его в нужное время. Сделайте «намекающий звук» и подождите.

Когда взаимопонимание между мамой и малышом окрепнет, ребенок начнет подавать сигналы более настойчиво. Не забывайте делать «намекающий звук», даже если вы опоздали. Тогда ваш ребенок научится соотносить этот звук с возможностью пописать или покакать. Некоторые детки даже начинают издавать его сами, когда «просятся».

7. Неужели новорожденный не «ходит» в ту же секунду, как захочет? Реально ли успеть добежать с ним туда, куда нужно?

Даже самые маленькие детки (а особенно те, с которыми уже применялся метод Естественной Гигиены) обычно сигналят о своих потребностях заранее, еще до того, как не могут больше терпеть. Конечно, чем меньше ребенок, тем меньше это время между тем, когда он осознает «нужду» и самим моментом выделения. Здесь вам поможет осознанное и усиленное родительское внимание.

8. Что мне делать, если мы с ребенком вышли из дома (например, в магазин)? Что делать, если в общественном месте я не могу сосредоточиться на сигналах своего ребенка?

Самое интересное, что некоторые мамы признаются, что у них гораздо лучше получается сосредоточиться на сигналах малыша именно тогда, когда они НЕ дома. В эти моменты обостряется желание избежать конфуза и вы слушаете ребенка изо всех своих сил. Ваше внимание к малышу резко возрастает!

Если необходимо «сходить» не дома, поищите место, где ребенок мог бы сделать свои дела. (Прим. переводчика. Для канадских читателей госпожа Бауэр в этом абзаце рекомендует общественные туалеты. Хе-хе!) Планируйте заранее свой маршрут с учетом таких остановок. Либо не отходите далеко от дома в первые недели или даже месяцы, пока у вас не сложатся тесные и доверительные отношения со своим малышом, приносящие комфорт вам обоим.

Многие родители на время выхода «в свет» одевают на маленького подгузники. В этом случае подумайте, где вы сможете комфортно переодеть малыша. Спланируйте и включите в свой маршрут те места, где малыш может переодеться или даже «сделать делишки».

9. Что делать ночью или во время дневного сна малыша?

Есть несколько вариантов.

Некоторые мамы высаживают своих деток до или после ночного кормления грудью. Можно также покормить ребенка ночью, держа его попу в тазике или горшочке. Для этого горшочек должен быть всегда под рукой.

Можно постелить под ребенка хорошо впитывающую пеленку либо полотенце с клеенкой на тот случай, если малыш все-таки «сходит» в кровать.

И, конечно, можно использовать подгузники. Хотя многие мамы, применяющие метод Естественной Гигиены, отмечают, что детки остаются сухими на довольно длительный срок или даже на всю ночь с самого раннего возраста. ( Прим. переводчика: так и есть. )

10. Могут ли понимать сигналы ребенка другие взрослые члены семьи, которые не проводят с ним много времени?

Да, конечно! Здесь успех будет зависеть от конкретной ситуации: от близости отношений взрослого и ребенка, от внимательности взрослого и, частично, от желания ребенка. Многие отцы замечательно чувствуют своего малыша и своевременно высаживают деток. Но надо признать, что у матери поначалу будет получаться лучше всех.

В некоторых странах малыше носят «пописать» разные члены семьи, включая дедушек и других отдаленных родственников.

Источник

Физиологические аспекты мочеиспускания у детей раннего возраста

Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть фото Как понять что мальчик хочет писать в год. Смотреть картинку Как понять что мальчик хочет писать в год. Картинка про Как понять что мальчик хочет писать в год. Фото Как понять что мальчик хочет писать в год

В статье обсуждаются вопросы физиологии мочеиспускания у детей раннего возраста, изменения механизма моче­испускания по мере роста ребенка, приведены клинические признаки зрелого (полностью управляемого) мочеиспускания.

The article covers the issues of urination physiology in children of the early age, changes in urination mechanism as the child grows. Clinical signs of mature (completely controlled) urination are presented.

Изучение уродинамики нижних мочевых путей является обязательным этапом обследования детей с пороками развития почек и верхних мочевых путей, расстройствами мочеиспускания и энурезом, рецидивирующим течением инфекции мочевыводящих путей, пиелонефритом. Наибольшую значимость и сложность эта проблема приобретает при лечении новорожденных и детей раннего возраста, стертости клинических проявлений нарушений мочеиспускания, сложности проведения специальных уродинамических исследований.

В данном аспекте особую значимость для урологов и нефрологов педиатрического профиля приобретают сведения о физиологии мочеиспускания новорожденных и детей младшего возраста, имеющие определяющее значение для ранней диагностики патологии мочевыделительной системы и предупреждения осложнений.

Физиология мочеиспускания у детей раннего возраста до настоящего времени остается не до конца изученной.

Акт мочеиспускания состоит из двух фаз — фазы накопления мочи и фазы эвакуации мочи. При этом детрузор мочевого пузыря и его сфинктеры (гладкомышечный и наружный, поперечно-полосатый) находятся в реципрокных отношениях: в фазу накопления мочи детрузор расслабляется, а сфинктер сокращен и удерживает мочу; в фазу опорожнения мочи — сокращается детрузор и расслабляется сфинктер, происходит опорожнение мочевого пузыря. Обеспечивает этот процесс сложная регуляторная система, в работе которой участвуют спинной мозг, субкортикальные и корковые центры, система биологически активных веществ и половые гормоны.

В фазу накопления мочи основная роль принадлежит детрузору мочевого пузыря, который обеспечивает адекватную резервуарную функцию (за счет эластичности мышц мочевого пузыря и благодаря системе детрузор-стабилизирующих рефлексов), при этом давление в мочевом пузыре, несмотря на его заполнение, поддерживается на низком уровне (5–10 см водного столба). Эвакуация мочи — сложный рефлекторный акт, во время которого происходит синхронное расслабление внутреннего и наружного сфинктеров мочевого пузыря и сокращение мышцы мочевого пузыря — детрузора. В эвакуации мочи принимают участие также мышцы брюшного пресса и промежности. Нормальное моче­испускание определяется анатомической и функциональной полноценностью не только сфинктеров и детрузора, но и системой нервных структур, регулирующих этот сложный акт.

Основным вегетативным центром является спинальный центр регуляции мочеиспускания, располагающийся на уровне пояснично-крестцовых сегментов спинного мозга, который, в свою очередь, имеет симпатическое (Th XII — L II–III) и парасимпатическое (L IV–V) представительство. Следует помнить, что парасимпатический отдел отвечает за вегетативное обеспечение сократительной активности детрузора, а симпатический — за его адаптацию (по мере заполнения мочевого пузыря давление в нем не повышается). Соматическое обеспечение поперечно-полосатой мускулатуры тазового дна обеспечивается за счет сакральных сегментов. А вот связь соматического и вегетативного звеньев осуществляется благодаря системе рефлексов, стабилизирующих детрузор. Именно благодаря этой сложной системе и обеспечиваются реципрокные отношения между детрузором и сфинктером (при сокращении детрузора — сфинктер расслабляется, и, наоборот, прекращение мочеиспускания и сокращение сфинктера ведут к восстановлению резервуарной функции мочевого пузыря) [1, 2].

Динамический характер изменений мочеиспускания в процессе роста ребенка затрагивает как увеличение гидродинамических параметров мочеиспускания (объем мочевого пузыря, частота мочеиспусканий, изменение скорости тока мочи), так и контролируемые сознанием характеристики (позыв, умение прерывать моче­испускание, поведенческие реакции), что в совокупности позволяет констатировать формирование «зрелого» типа мочеиспускания [1].

Традиционная концепция предполагает, что мочеиспускание новорожденного происходит автоматически, за счет спонтанно возникающего рефлекса, замыкающегося на уровне спинного мозга. Однако последние исследования фетальной уродинамики показали, что такое мнение довольно упрощенное. Появились доказательства того, что даже внутриутробно мочеиспускание имеет поведенческие зависимости: отмечены задержки мочеиспускания во время сна плода и максимально частое опорожнение пузыря во время бодрствования плода.

При изучении вопросов физиологии мочеиспускания плодов 19–40 недель гестации с использованием антенатальной ультразвуковой цистометрии при естественном наполнении оценены накопительная, эвакуаторная функции мочевого пузыря, характер мочеиспускания плодов. Уродинамика плодов оценивалась с помощью таких показателей, как максимальный объем мочевого пузыря, продолжительность микционного цикла, процент остаточной мочи, продолжительность выведения мочи, диурез [3, 4].

Отмечено, что с 19-й до 38–40 недели гестации размеры мочевого пузыря возрастают практически в 30–40 раз и составляют в 20 недель 0,65–1,0 мл, а в 40 недель — 25–30 мл. Закономерности темпов роста объема мочевого пузыря опережают темпы роста массы плода, которая за эти же сроки возрастает более чем в 10 раз.

При изучении продолжительности микционного цикла — показателя, эквивалентного ритму спонтанных мочеиспусканий, отмечено его увеличение по мере возрастания срока гестации. Предположено, что плод мочится 72 раза в сутки в 20 недель и 32–36 раз в 38–40 недель.

У большинства плодов опорожнение мочевого пузыря полное. При этом во II и III триместрах беременности допустимым является наличие 10–15% остаточной мочи [3–5].

Характер мочевыведения плода значительно отличается от такового у детей постнатального периода. Наряду с одномоментным мочеиспусканием отмечается фракционное мочеиспускание, чаще встречаемое в III триместре беременности.

Такие характеристики, как фракционный способ опорожнения мочевого пузыря и его неполная эффективность (с остаточной мочой 10–15%), определяют так называемый «фетальный тип мочеиспускания».

Эквиваленты фетальных поведенческих реакций проявляются в виде двигательной активности плода, предшествующей выведению мочи, или прежде­временным опорожнением мочевого пузыря в ответ на шумовой раздражитель. Таким образом, в процессе антенатального периода становление мочеиспускания плода осуществляется за счет поддержания функционального режима чередования микционных циклов, формирования основных показателей мочеиспускания: пузырного рефлекса, «фетального» типа выведения мочи, эквивалентов фетальных поведенческих реакций [4, 5]. В течение последнего триместра беременности внутриматочной мочи производится намного больше, чем в постнатальный период (30 мл/час), а частота мочеиспускания плода приблизительно равна 30 раз в сутки [4–6].

В постнатальный период механизмы контроля мочеиспускания претерпевают дальнейшие изменения. Использование амбулаторного мониторинга мочевого пузыря в сочетании с методом полисомнографии показало, что у новорожденных во время сна мочевой пузырь находится в состоянии покоя и мочеиспускание во время сна не происходит [7].

Сразу после рождения мочеиспускание обычно редкое. Первый раз младенец может помочиться через 12 и более часов (до 24 часов). После первой недели частота мочеиспусканий быстро возрастает и достигает максимума в возрасте от 2 до 4 недель и составляет в среднем один раз в час. Затем частота уменьшается и остается стабильной до 6 месяцев — 10–15 раз в день. После первого года число мочеиспусканий уменьшается до 8–10 раз в день. У новорожденных мочеиспускание может иметь прерывистый характер, при этом более чем в 80 процентах мочевой пузырь опорожняется полностью [8]. Для детей до шести месяцев жизни характерным является частое и неполное опорожнение мочевого пузыря, мочеиспускание в два приема, относительно большой объем остаточной мочи, что указывает на функциональную нестабильность мочевого пузыря, которая уменьшается с возрастом и достигает определенной зрелости к одному году [9].

Установлено, что становление функции мочевого пузыря у здоровых детей протекает в три стадии, которые имеют определенную последовательность и четкие возрастные границы. На первой стадии формирования функции мочевого пузыря значительные изменения претерпевает емкость мочевого пузыря, которая на первом году жизни увеличивается в два раза, а к трем годам в шесть раз. Со второго месяца жизни происходят существенные колебания емкости мочевого пузыря в течение дня, что позволяет выделить максимальный и минимальный объемы. Эффективный объем первого после сна мочеиспускания формируется к середине второго года жизни. С 6–8 месяцев до одного года ребенок начинает ощущать и пытаться как-то «сигнализировать» о необходимости мочиться. Идет активное формирование условного рефлекса, формируются кортико-висцеральные (вертикальные) связи, осуществляемые через подкорковые, понтийные центры. Важным моментом на первой стадии формирования емкости мочевого пузыря является период, когда ребенок начинает ходить. В это время отмечается учащение мочеиспускания, уменьшение объема порции мочи, появление «прерывистого» мочеиспускания. С полутора лет у здоровых детей стабильно увеличивается эффективная емкость мочевого пузыря и уменьшается частота мочеиспусканий. В период становления основных черт зрелого мочеиспускания выявлены отличительные особенности уродинамики нижних мочевых путей у детей грудного и раннего возраста. Установлено, что процесс наполнения мочевого пузыря у них осуществляется в условиях базовой гипертензии. Реализация микционного цикла при относительно высоком давлении отражает свойственный этому периоду жизни ребенка гипертонус гладких мышц мочевого пузыря, обеспечивающий высокий автоматизм эвакуации мочи до появления произвольного контроля мочеиспускания [10].

Также отмечено, что давление вытеснения у мальчиков выше, чем у девочек, а до 70% младенцев имеют прерывистое мочеиспускание. Эти более высокие значения давления детрузора и прерывистый характер мочеиспускания постепенно уменьшаются с возрастом в течение 1–2 лет жизни, отражая процесс созревания детрузора и сфинктерной координации. Видеоуродинамические исследования подтверждают эти результаты [8, 11–14]. По мере взросления ребенка, в привитии навыков моче­испускания и формирования зрелого типа контроля над ним, особую важность приобретают три основных фактора:

1) увеличение емкости мочевого пузыря для обеспечения его резервуарной функции;

2) появление произвольного контроля над поперечно-полосатой мускулатурой (наружный уретральный сфинктер) для обеспечения произвольного начала и окончания акта мочеиспускания, что обычно появляется к третьему году жизни;

3) формирование прямого произвольного контроля над микционным рефлексом, что позволяет ребенку управлять процессом сокращения детрузора собственным волевым усилием.

О «зрелом типе» мочеиспускания можно говорить тогда, когда оно становится полностью управляемым (контролируемым ребенком). Его клиническими признаками являются:

Сформированный механизм контроля над микционным рефлексом, аналогичный взрослому, у большинства детей складывается к 4–5 годам. Контроль над мочеиспусканием в ночное время имеет более широкие возрастные границы (3–7 лет) [17].

Определение эффективной емкости мочевого пузыря у детей различных возрастов производится по формулам:

Таким образом, знание сложных и многокомпонентных регуляторных механизмов мочеиспускания поможет разобраться в этиопатогенезе расстройств мочеиспускания и недержания мочи у детей. Тем не менее, следуя диагностическому протоколу, разработанному на основании рекомендаций Международного общества по удержанию мочи у детей (International Children’s Continence Society, ICCS), можно, проведя необходимые исследования, четко дифференцировать различия в причинах и характере недержания мочи, назначить лечение, обоснованное патогенетически, провести курс реабилитации и добиться выздоровления [19].

Работа выполнена в рамках государственного задания Минздрава России «Разработка тактики постнатального лечения детей с антенатально выявленными пороками мочевыделительной системы».

Литература

Т. В. Отпущенникова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского, Саратов

Физиологические аспекты мочеиспускания у детей раннего возраста/ Т. В. Отпущенникова
Для цитирования: Лечащий врач № 9/2018; Номера страниц в выпуске: 26-28
Теги: энурез, пиелонефрит, нижние мочевые пути, условный рефлекс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *