Как понять что подросток повзрослел

8 признаков того, что ты повзрослел через трудности, а не с возрастом

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Чем больше тяжелых ситуаций ты переживешь, тем больше мудрости рискуешь приобрести. Твой авторитет формируется именно так.

Ниже приведены основные признаки того, что ты повзрослел через трудности, а не только с возрастом.

1. Ты точно знаешь, чего ты НЕ хочешь

Спроси у любого о том, что он хочет, и человек сразу же начнет перечисление. Если же ты задашь вопрос: «Что ты не хочешь брать от своей жизни?», он, скорее всего, впадет в ступор.

Мы не задумываемся об этом, а зря. Ведь это знание поможет нам принимать верные решения и избегать неприятных последствий.

2. Твои неудачи научили тебя, что быть несовершенным – это нормально

Именно совершая ошибки, ты узнал, чего тебе не следует делать, а это значит, что любая неудача – это ценный опыт. Ты уже понял, что просить о помощи не только необходимо, но и ничуть не стыдно – такая просьба показывает скорее твою силу, чем проявление слабости.
Ты и глазом не моргнешь, обращаясь за советом к тому, кто в чем-то лучше тебя. Все эти действия научили тебя смирению. Раньше ты думал, что в свои 18 лет ты знаешь о мире все, но теперь ты осознаешь, как ничтожны твои знания. И ты принимаешь себя таким, стремясь к лучшему, но не избегая ошибок.

3. Ты знаешь разницу между любовью и эмоциональной зависимостью

Ты способен почувствовать разницу между общением с тем, кто заставляет тебя чувствовать, что ты отчаянно нуждаешься в нем, и тем, кто помогает тебе расти и становиться сильнее. Ты умеешь объективно оценивать отношения, в которых находишься, а также те виды отношений, частью которых ты хочешь быть. Ты также знаешь, как любить других (семью, друзей, своего партнера), и ценишь себя достаточно, чтобы ожидать взаимности. Ты не соглашаешься на меньшее, потому что заслуживаешь настоящего.

4. Ты не отступаешь, но осознаешь, когда нужно сдаться

Да, тебе приходилось много работать, чтобы обеспечить себе и своим близким комфортные условия к существованию, и ты узнал, что преодоление трудностей – это единственный способ чего-то добиться. Но также ты способен вовремя понимать, когда что-то с большой долей вероятности не сработает или когда количество минусов значительно перевешивает количество плюсов. Ты достаточно умен, чтобы не тратить впустую время и силы. Иногда ты принимаешь решение отказаться от чего-то, чтобы переключиться на что-то более важное.

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

5. Ты понимаешь, что быстрых результатов не существует

Ты можешь быть по природе нетерпеливым человеком, но это не мешает тебе адекватно смотреть на вещи. Ты можешь достигнуть хороших результатов только в том случае, если готов двигаться вперед и ждать. Ты смиряешься с этим, зная, что награда за твои усилия – это достижение желаемой цели. В конце концов ты получишь диплом бакалавра, потратив на обучение 4 года, и поедешь в путешествие, после того как целый год тебе приходилось жить в строгой экономии.

6. Ты подвергаешь сомнению слова и ситуации и ищешь доказательства, прежде чем верить

Ты хочешь знать наверняка, поэтому часто задаешь уточняющие вопросы или ищешь доказательства самостоятельно. Для тебя нет варианта просто поверить словам человека. Пока ты сам не вникнешь в тему, ты не примешь окончательное решение.

7. Ты не попадаешься на лесть

У тебя есть жизненный опыт, и ты наверняка встречал много разных типов людей. Это позволило тебе научиться различать ложную лесть и искренние комплименты. Ты начал понимать, как действуют манипуляторы, и избавился от позиции жертвы.

8. Ты часто даешь советы и делишься своими мыслями

Пройдя через некоторые трудные жизненные испытания, ты сам склоняешься к тому, чтобы давать больше советов тем, кто все еще прокладывает свой путь по жизни. Хотя это часто может раздражать окружающих и выглядеть как попытка контролировать человека, ты искренне стараешься помочь тем, кто тебе небезразличен.

Источник

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

9 признаков того, что ты повзрослел не только физически, но и эмоционально

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Фактический возраст, прописанный в паспорте, не имеет ничего общего с эмоциональной зрелостью. Человек в 30 или даже 40 лет может быть незрелым, инфантильным, потакающим своим слабостям и находящимся в созависимых отношениях. Точно так же, как и 20-летний парень может быть самодостаточным, с сильным характером и реалистичным взглядом на мир. Существуют признаки, по которым можно понять, повзрослел ли человек эмоционально или нет. Вот самые очевидные из них.

1. Ты высказываешь своё мнение только тогда, когда об этом просят

Человек эмоционально незрелый всегда будет стараться высказать своё мнение по любому вопросу, вне зависимости от того, просил его кто-нибудь об этом или нет. У него есть потребность подтвердить свою значимость, указать на ошибку собеседника, навязать ему свои взгляды. Порой такое поведение выглядит смешно – особенно если мнение человека не имеет под собой твёрдого основания: общеизвестных фактов, сильной аргументации, статистических исследований и так далее.

Когда у тебя начинается процесс эмоционального взросления, ты понимаешь, что далеко не всегда стоит озвучивать своё мнение. Порой человеку просто неинтересно то, что ты думаешь о каком-либо понятии или событии, и он не считает, что его позиция нуждается в корректировках. Так что лучшее, что ты можешь сделать – это оставить его в покое и спокойно принять тот факт, что каждый человек имеет право на своё мнение.

2. Ты не принимаешь всё на свой счёт

Эмоционально взрослея, ты начинаешь понимать, что далеко не все слова и поступки окружающих людей направлены в твою сторону. Порой человек резко отвечает тебе или игнорирует твоё приветствие вовсе не потому, что ты сделал ему что-то плохое. У него может быть сложный день, проблемы в семье, ужасное самочувствие и так далее.

Ты учишься не принимать всё на свой счет: если тебе кажется странным поведение другого человека, ты не будешь делать выводы, не собрав достаточное количество фактов. Скорее всего, ты подойдёшь к нему и прямо спросишь о причинах его поступков.

3. Ты обсуждаешь идеи и поступки, а не людей

Люди любят негатив, они с удовольствием передают друг другу сплетни и слухи, перемывают кости знакомым и коллегам и пытаются самоутверждаться за счёт окружающих. Когда ты понимаешь, что обсуждать людей и их жизни – мерзко и бессмысленно, когда ты начинаешь избегать тех, кто этим занимается, это указывает на эмоциональный рост. С этого самого момента, ты будешь обсуждать только идеи, поступки, слова, но никак не других людей. Ты не будешь осуждать или критиковать кого-то, особенно за их спиной.

4. Ты берёшь на себя ответственность за всё, что ты делаешь и говоришь

Эмоциональное взросление заставляет тебя пересмотреть своё отношение к ответственности. Если раньше ты всегда старался переложить вину на кого-то другого, обвинить в своих неудачах внешние обстоятельства, избежать работы над ошибками, то теперь ты изменился. Ты больше не бежишь от ответственности, ты признаёшь свои недостатки, работаешь со своими слабыми сторонами, всегда пытаешься исправить свои неудачи, чтобы получить желаемый результат. Ты понимаешь, что только ты несёшь ответственность за свои поступки, сказанные тобой слова, твои эмоции и так далее.

5. Ты избавляешься от болезненных привязанностей

Ты начинаешь видеть разницу между любовью и болезненной привязанностью. К тебе приходит осознание того, что стремление сохранить отношения только потому, что ты испытываешь страх перед одиночеством, попытки угодить любимому человеку во всём, даже если для этого придётся пойти против себя, желание переделать человека – это ненормально. И ты стараешься выстроить те отношения, которые приносили бы вам обоим радость и счастье, а не висели бы на вас мёртвым грузом.

6. Ты не стремишься к совершенству

Эмоционально взрослея, ты, наконец, понимаешь, что совершенства не существует, и начинаешь относиться к результатам своих трудов проще. Ты больше не загоняешь себя в жёсткие рамки, не тратишь на часовой проект полдня, в надежде сделать его ещё более качественным и креативным, не боишься, что не получишь от окружающих одобрение. Ты просто делаешь то, что умеешь и что тебе нравится, не обесценивая свои старания и их результат.

7. Ты принимаешь себя таким, какой ты есть

Если раньше ты пытался изменить себя ради того, чтобы понравиться кому-то, заслужить чьё-то внимание и одобрение, избежать критики, то в период эмоционального роста ты вдруг осознаёшь, насколько всё это бесполезно. Ведь как бы ты ни старался, всегда найдутся люди, которые будут чем-то недовольны.

Ты приходишь к единственно верному решению – начинаешь любить, ценить и уважать себя таким, какой ты есть. Но это не значит, что ты забиваешь на свои недостатки – ты даёшь себе время, чтобы усовершенствовать то, что тебе в себе не нравится.

8. Ты делаешь то, что считаешь нужным

Эмоционально взрослея, ты перестаёшь нуждаться в чьём-либо одобрении, чужих советах, наставлениях, учишься спокойно воспринимать критику и стоять на своём. Ты начинаешь сам понимать, что тебе нужно и как этого можно добиться. Поэтому ты делаешь то, что считаешь правильным, выбираешь тот путь, который привлекает тебя больше, и идёшь своей дорогой, не оглядываясь на окружающих.

9. Ты перестаёшь спорить

Когда ты становишься эмоционально взрослей, ты вдруг понимаешь, насколько бесполезны споры. В большинстве случаев, когда ты споришь с кем-либо и пытаешься аргументировать свою позицию, твоему оппоненту глубоко плевать на все высказанные тобой доказательства. Он в любом случае останется при своём мнении, а ты только потратишь время, силы и нервы впустую.

Тебе становится жалко тратить ресурсы просто так – и ты перестаёшь вступать в словесные конфликты. Отныне, если с тобой кто-то начинает спорить, ты либо соглашаешься с человеком, будучи уверен в собственной правоте, либо говоришь ему о том, что каждый имеет право на своё мнение.

Источник

Как подросток становится взрослым

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Когда наш ребёнок, а потом подросток становится взрослым? Что заставляет его меняться? Можно ли вообще назвать тот возраст, когда завершается этот процесс? Может быть, эти рамки имеют тенденцию к увеличению в современное время?

Существуют периодизации развития психики человека, отражающие эти изменения в соответствии с различным возрастом ребёнка. Результатом этих поэтапных изменений должно стать приобретение ребёнком черт личности взрослого человека. Так когда это должно происходить? Будем придерживаться одной периодизации, где возраст с 13,5 до 18 лет называют юностью.

Именно с 13,5 до 18 лет, в большинстве случаев, основные процессы биологического созревания заканчиваются, т. е. происходит резкая психическая и гормональная перестройка. Мы можем сказать, что в результате выполнения задач взросления происходит изменение структуры психики подростка в структуру психики взрослого человека.

До недавнего времени тому, как выживать и принимать правильные решения в сложных условиях неопределённости, учили только в школе космонавтов и в школах разведки. А теперь этому придется учиться нашим детям.

Бывает, что в результате внешних или внутренних причин происходит фиксация таких переходных черт, и подросток, завершив этот временной период, не становится взрослым, т. е. не преодолевает своих подростковых черт личности, хотя выглядит как взрослый, да и все биологические процессы у него прошли как положено.

1. Каким образом начинает осуществляться этот переход к взрослому состоянию?

Подросток в начале этого периода развития начинает ощущать какую-то неудовлетворённость своим положением – его начинает не устраивать свой статус в мире сверстников, а также форма отношений с миром взрослых – он хочет стать полноправной частью этого мира. Он ощущает необходимость собственных изменений и для этого стремится примерить на себя взрослую деятельность. У подростка появляется стремление к изменению, которое и заставляет его действовать.

Он так же, как младший сын в «Коньке-Горбунке», прыгает в котёл с кипящим молоком и выходит оттуда преображённым, т. е. качественно другим. Мы можем сказать, что у него включается некий внутренний двигатель, который побуждает его проявлять активность и подпитывает стремление стать взрослым человеком. Подросток старается достигнуть тех черт личности, которые находятся в его «Я-идеальное».

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Оно, его «Я-идеальное», формируется под влиянием требований общества, подростковой среды, а также выбором самого подростка. Подросток включает в свой «идеальный образ взрослого» те черты, которые понравились ему, может быть, поразили воображение или постоянно «маячили» перед глазами (это может быть как поведение родственников, так и транслируемые обществом образцы поведения).

Стараясь проявить активность, исследуя себя и окружающий его мир, подросток проявляет неадаптивную активность, т. е. такую, когда он не приспосабливается к ситуации, а преодолевает её, фактически разрушает, и таким способом изменяется сам.

Критерием решения задач взросления является приближение реально существующих черт личности подростка к его представлению о себе взрослом, каким бы он хотел стать, в этом случае его внутренняя неудовлетворённость уменьшается или уходит совсем, и тогда в целом процесс преобразования структуры психики завершается.

2. Каким он хочет стать? Какие образцы предоставляет современность?

В этом и может быть проблема! А что, если ребёнок считает идеалом взрослого человека обычного потребителя, для которого главным в жизни является собственное ублажение? Потребитель сам не решает возникающих проблем: он ожидает, что кто-то их решит за него и предоставит всё готовенькое. Для него нет проблемы в том, чтобы пребывать в мире с подростковыми чертами личности: зачем напрягаться и преодолевать своё несовершенство в чём-то, а тем более кардинально меняться. Такой подросток быстро и без напряжения достигает своего идеала. В этом случае мы получаем инфантильного взрослого, не способного без посторонней помощи решать возникающие жизненные проблемы.

Видимо, только оставаясь немножко детьми, можно творчески решать задачи выживания в современном мире и быть успешным. Может быть, в будущем произойдёт корректировка представлений о структуре личности взрослого человека в сторону появления некой детскости, скорее креативности.

В настоящее время существует и другой вариант идеала взрослого – успешный в профессии, но сохраняющий некую детскость в своём поведении или возможность жить играя, т. е. творчески относиться как к профессии, так и вообще к жизни, оставаться немножко ребёнком. Например, после сложнейшей презентации или не менее сложной хирургической операции человек может пойти на дискотеку, или будет читать юношескую фантастическую литературу, или отправится прыгать с парашютом.

Современный мир усложняется и требует от нашей молодёжи научиться жить в мире неопределённости, т. е. в мире, где нет четких и правильных решений. До недавнего времени тому, как выживать и принимать правильные решения в сложных условиях неопределённости, учили только в школе космонавтов и в школах разведки. А теперь этому придется учиться нашим детям. Для этого они естественным образом находят стратегию выживания – стратегия жить играя. Видимо, только оставаясь немножко детьми, можно творчески решать задачи выживания в современном мире и быть успешным.

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Может быть, в будущем произойдёт корректировка представлений о структуре личности взрослого человека в сторону появления некой детскости, скорее креативности. Разумеется, определённые подростковые черты всё же должны будут быть преодолены.

Коррекция по срокам завершения юности уже происходит. Раньше, например в 40-е годы, взрослым считался человек в 14 лет, в 60-е годы этот возраст увеличился – и достиг 16 лет. Скорее всего, в недалёком будущем он увеличится и достигнет 25–30 лет.

3. Что будет, если подросток прекратит преодолевать свои черты?

Задачи взросления могут быть не достигнуты, если подросток перестанет напрягаться и найдёт себе занятие, приносящее удовольствие, которое уменьшит его внутреннюю напряженность, ликвидирует тем самым его стремление к изменению и, другими словами, погасит его «внутренний двигатель». Результатом станет сохранение подростковых черт личности, и он будет склонен к аддиктивному (отклоняющемуся) поведению, которое и будет предоставлять ему удовольствие.

Исследованиями выявлены общие черты личностей наркоманов и алкоголиков. Как оказалось, такими же чертами обладают и люди с нарушенной социальной адаптацией, а также совершенно нормальные подростки, без всяких видов отклоняющего поведения.

Так что же это за черты? Это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая стрессоустойчивость к внешним и внутренним факторам, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость; неумение найти выход из трудной ситуации. Совершенно естественным образом такие черты личности – принадлежность подростковой психики и являются переходными в обычном развитии сознания подростка при его взрослении.

Когда у подростка не оказывается внутренних сил решать задачи взросления, то он может стать, к примеру, алкоголиком или наркоманом, или просто ничего не предпринимать в своей жизни, ожидая какого-то «волшебного щелчка», после которого его способности, которые действительно могут у него быть, будут востребованы.

Мы встречаем довольно много взрослых людей с отдельными проявлениями подростковых черт личности. Именно таким людям трудно решать задачи, которые ставит перед ними жизнь, как перед всеми взрослыми людьми. Если их проблемы не решаются (ими самими или кем-то ещё), то результатом может стать нарушение социальной адаптации. Может быть, именно такая неспособность преодолевать жизненные трудности побуждает уже взрослых людей получать удовольствие в жизни не от преодоления препятствий и достижения собственных, поставленных ими самими, целей, а от употребления алкоголя и наркотиков, курения табака или спайсов. Кроме того, можно отметить, что такие люди могут легко вовлекаться в разного рода зависимости: интернет-зависимость, секты.

В свою очередь и подросток в какой-то момент времени может начать решать, а стоит ли ему напрягаться и преодолевать себя, добиваясь каких-то целей. Может быть, проще будет убрать свою внутреннюю напряженность через аналогичные искусственные способы. Разумеется, такое поведение является альтернативой продуктивной подростковой деятельности и может в отдельных случаях приводить к остановке развития подростка, т. е. в его решении задач взросления.

Процесс решения задач взросления вызывает изменение структуры индивидуального сознания: происходят изменения в сфере отношений с родителями и другими взрослыми, со сверстниками и группой, а также в сфере полоролевого самосознания.

Если активность в области исследований себя является неконструктивной, т. е. задачи взросления не решаются, то и внутренняя (генерализированная) напряженность не уменьшается, и тогда подростку её приходится уменьшать искусственными средствами, что соответствует аддиктивному поведению ребят.

Напомним, что основными формами аддиктивного поведения являются: зависимость от психоактивных веществ, как легальных, так и нелегальных (чая, кофе, табака, наркотиков, алкоголя), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.

В том случае, когда у подростка не оказывается внутренних сил решать задачи взросления, то он может стать, к примеру, алкоголиком или наркоманом, или просто ничего не предпринимать в своей жизни, ожидая какого-то «волшебного щелчка», после которого его способности, которые действительно могут у него быть, будут востребованы.

4. Что способствует успешному решению задач взросления?

Почему подростком может осуществляться такой неконструктивный выбор? Причиной такого выбора могут стать черты личности подростка: ребёнок может выбрать не развитие, а застой, так как у него может оказаться недостаточно внутренних сил, чтобы изменяться.

Желательно, чтобы к началу этого этапа развития (к 13,5 годам) ребёнок научился, в соответствии со своими возможностями возраста, управлять как собой, так и внешними воздействиями. Что это означает?

Это означает, что ему надо по мере развития приобретать такие черты характера, которые помогут ему быть активным человеком, субъектом, а не объектом (предметом), чтобы самому научиться принимать решения и отвечать за них, т. е. решать возникающие перед ним проблемы его уровня.

Некоторые подростки, которые внешне стали взрослыми, но не смогли изменить свою подростковую структуру психики, бесконечно много и долго пробуют различные виды деятельности, но никак не найдут своё призвание.

Какие это могут быть черты характера – упорство в достижении целей, само умение эти цели ставить, решительность, трудолюбие. Кроме этих очевидных вещей, надо отметить, что в старшем подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Поэтому жизненно необходимым является научить ребёнка дружить, что означает поступаться своими эгоистическими желаниями ради взаимодействия с окружающими. Необходимо приучить ребёнка переносить невыполнение его требований (переносить фрустрации), т. е. научить терпению, а также пониманию того, что его поведение может мешать другим. Хорошо бы, чтобы ребёнок понял, что залогом его успешности во взаимоотношениях с людьми может стать уход с обычно естественной, детской эгоцентричной позиции.

Кроме приобретаемых черт личности, черт характера, у ребёнка есть и индивидуально-типологические черты, определяющиеся в том числе и врождёнными качествами нервной системы, проще это можно назвать темпераментом. Что можно с ними сделать, как повлиять на них при их сильной выраженности?

Темперамент практически не меняется, но можно пробовать учиться управлять его проявлениями. Если ребёнок обладает повышенной агрессивностью, то его надо учить останавливаться в его агрессивности. Ему следует подобрать такой вид деятельности, в которой его индивидуально-типологические черты личности будут проявляться социально приемлемым образом. Это может быть спортивная деятельность, а в будущем стоит предложить выбор карьер, например, военного, пожарного, хирурга. Если индивидуально-типологические черты подростка характеризуются повышенной тревожностью (противоположной стеничным, т. е. агрессивным чертам), то его необходимо поддерживать во взаимодействии с окружающим миром, помогая преодолевать тревожность, при этом ни в коем случае не индуцировать своим поведением дополнительное повышение его внутренней напряженности. В будущем же выбор его профессии желательно связать с такой деятельностью, которой бы не мешал его темперамент, а, наоборот, способствовал успеху.

Как понять что подросток повзрослел. Смотреть фото Как понять что подросток повзрослел. Смотреть картинку Как понять что подросток повзрослел. Картинка про Как понять что подросток повзрослел. Фото Как понять что подросток повзрослел

Если ребёнок склонен к отчужденности (интровертированность), то следует учить его коммуникации, если же ребёнок склонен к избыточной сосредоточенности на внешнем мире (экстраверсия), то надо стремиться развивать в нём внимание к собственному внутреннему миру, может быть, обучая рисованию, музыке, прививая ему любовь к чтению.

Причиной, способствующей тому, что у ребёнка не формируются необходимые в будущем черты характера, могут быть и внешние факторы, порождённые семейной ситуацией.

Например, отец может целый день играть на компьютере, вместо того, чтобы искать работу, предоставляя возможность зарабатывать своей жене. Такое поведение может продолжаться несколько лет, под предлогом того, что новые места работы не оплачиваются достаточно высоко. Ребенок видит пример – и делает так же: уходит от проблем в виртуальный мир, например, уклоняется от учёбы. А известно, что и очень талантливые люди вкладывают в свои достижения не только свои выдающиеся способности, но и огромный труд. Мы же все понимаем, что, если вовремя не развить свои умственные способности, потом уже не удастся восполнить этот пробел. Соответственно, развитие личности ребёнка не осуществляется должным образом.

Можно привести и другой пример, когда ребёнок не смог развиваться нормально из-за внешних условий. Это может происходить, когда в семье царят раздоры или родители развелись и продолжают вести «боевые действия». У ребёнка может не оказаться возможности сформировать у себя внутреннюю опору для успешного преодоления препятствий, поскольку идёт постоянная дестабилизация ситуации: нет радости в жизни, всё время ожидаются неприятности, а на это уходят силы.

Некоторые подростки, которые внешне стали взрослыми, но не смогли изменить свою подростковую структуру психики, бесконечно много и долго пробуют различные виды деятельности, но никак не найдут своё призвание. Возможно, это происходит потому, что в этой деятельности они только приспосабливаются к ситуации, не преодолевая её, поэтому и не изменяются сами, а всё время находятся в поиске.

Возможно, у них не было достаточного ресурса для того, чтобы в подростковый период успешно справляться с преодолением ситуаций, разрешая их, да и потом во взрослой жизни у человека просто не хватает сил на то, чтобы измениться и, наконец, найти себя.

И что делать с этим? Многие родители стараются привлечь своего ребёнка к полезной деятельности, заинтересовать его спортом и музыкой, фотографированием и живописью, чтобы ребёнок, получив опыт достижений, смог ценить свой вложенный труд, да и себя, как создаваемую им самим личность. Ощутив свою значимость и опираясь на приобретённые в такой деятельности черты характера, ребёнок сможет благополучно пройти этот непростой подростковый период.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *