Как понять что сажевый фильтр забит
Как понять что сажевый фильтр забит
Многие автолюбители называют сажевый двигатель машины «бомбой замедленного действия», поскольку в условиях вождения по городу он часто забивается, в результате чего не успевает нагреваться до высоких температур и выжигать остающуюся сажу. Для водителя сажевый двигатель может стать настоящей проблемой, ведь его ремонт иногда обходится в копеечку, а поломка нередко становится причиной того, что некоторые элементы автомобиля попросту отказывают.
Принцип работы устройства
Функционирование сажевого фильтра заключается в захвате твердых частиц выхлопных газов, очистка которых происходит регулярно и называется регенерацией. В результате данного процесса частицы дизельной сажи, которые были собраны, уничтожаются при высокой температуре, образуя пепел. После того, как был завершен процесс регенерации, происходит перезапуск цикла сбора твердых элементов, представленных сажей.
Из-за чего может произойти отказ фильтра?
Иногда устройство может забиваться, и водитель транспортного средства не понимает, по какой причине это произошло. К часто встречающимся причинам относятся следующие:
Проблему с фильтром можно идентифицировать по загоревшейся лампочке «Check engine», а также по включению аварийного режима, сложному запуску мотора, повышенному расходу бензина и недостаточной реакции дроссельной заслонки.
Метод очистки устройства и его сохранность в рабочем состоянии
Процедура очистки или замены такой детали, как сажевый фильтр, может обойтись водителю в крупную сумму, но дорогостоящего ремонта возможно избежать, если соблюдать определенные правила вождения. Одна из главных причин блокировки детали представлена поездками на короткие дистанции по городу. С учетом этого существует несколько методов решения проблемы забитого устройства. Расход бензина должен быть увеличен, равно как и обороты.
Если неожиданно загорелся «Чек» или индикатор сажевого фильтра, во время поездки лучше отдавать предпочтение высоким оборотам, пока сигнальные фонарики не погаснут. Данный метод способствует увеличению температуры и концентрации газов, которые проходят через устройство, очищая его. Также проблема может скрываться в клапане EGR, которой несколько усложняет процедуру очистки сажевого фильтра. Для начала необходимо починить EGR, после чего приступать к очистке детали.
Предотвращение подобной ситуации
Если вы ездите на короткие расстояния по городу, и двигатель автомобиля не прогревается должным образом, возникает риск того, что сажевый фильтр в машине очень скоро забьется. Для того, что предотвратить данную ситуацию, рекомендуется пару раз в неделю выезжать на скоростное шоссе, где можно проехать пять-шесть километров на четвертой передаче. Частота вращения двигателя при этом должна составлять не менее 2000-3000 оборотов в минуту.
Что делать, если забился сажевый фильтр
Засоренный сажевый фильтр DPF или FAP — одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются владельцы дизельных автомобилей. К тому же это дорогая деталь, и ремонт обходится недешево.
Как понять, что сажевый фильтр забит
Теоретически сажевые фильтры FAP должны забиваться реже. Это связано с тем, что специальная система дозирования распыляет в них каталитическую жидкость, которая снижает температуру самовоспламенения сажи, и она не сгорает. Однако, на практике это не всегда работает, так как на это влияют условия езды и эксплуатации автомобиля.
Сажевые фильтры (GPF) стали устанавливать и на бензиновые двигатели. Отличие от дизельных состоит в том, что GPF не проходят активную регенерацию, которая активируется блоком управления двигателя. Засорение может быть вызвано использованием неподходящего моторного масла, которое при контакте с горячими частями двигателя будет гореть и превращаться в сажу.
Фильтры улавливают сажу, которая является побочным продуктом сгорания топлива. Это видно невооруженным глазом. Автомобиль с сажевым фильтром выделяет на 80-85% меньше сажи, чем без него.
Признаки засорения:
Что вызывает засорение сажевого фильтра DPF (FAP)
Деталь представляет собой металлический резервуар со сложным керамическим корпусом, который состоит из параллельных закрытых каналов со стороны двигателя или глушителя. Стенки пористого канала изготовлены из платины и карбида кремния. В стенах есть отверстия, в которых задерживаются частицы сажи определенного размера (сечения).
Как сжигается скопившаяся сажа
На высоких скоростях выхлопные газы нагреваются до очень высоких температур, например до 600 ° C. Этой температуры вполне достаточно, чтобы накопившаяся сажа выгорела — происходит так называемое пассивное горение.
Если фильтр забит, он будет обнаружен с помощью блока управления двигателя на основе анализа данных от датчиков выхлопного давления и температур. В этой ситуации блок активирует сжигание сажи (происходит активное горение).
После этого происходит дополнительный впрыск топлива, скорость вращения двигателя увеличивается, и блок управления может активировать любую систему в машине. На автомобилях с FAP впрыскивается каталитическая жидкость (например, Eolys) для снижения температуры самовоспламенения сажи (например, около 100 ° C). В результате его следует чистить даже на низких оборотах.
В бензиновом двигателе уже при 2500 об/мин температура выхлопных газов достигает 600 ° C, поэтому вся сажа должна выгореть.
Так что же вызывает засорение:
Следует помнить, что FAP имеют ограниченный срок службы. Их необходимо заменить по истечении времени, указанного производителем автомобиля. FAP обычно используются во французских автомобилях или машинах с французским двигателем (Dacia, Nissan и т. Д.).
Надо учитывать, что прерывание активной регенерации (когда компьютер включает выжигание сажи) может привести к необратимому повреждению DPF. Могут возникнуть и другие технические проблемы, такие как увеличение количества моторного масла из-за его разбавления несгоревшим топливом (из-за дополнительных доз впрыска). В этом случае необходимо замените моторное масло.
Как самостоятельно восстановить работу сажевого фильтра
Длительная езда по трассе. Это основной метод, который должен проверить любой водитель, если он заметит засорение сажевого фильтра. Лучше всего проехать по автомагистрали несколько десятков километров на высокой скорости (выше 70-80 км/ч). Таким образом, температура выхлопных газов повышается и этого достаточно, чтобы скопившаяся сажа выгорела.
Очиститель DPF. Стоимость его составляется примерно 700 рублей. Хватает на 60 литров топлива. Производитель заявляет, что средство должно очистить забитый фильтр DPF. Однако в большинстве случаев такая мера помогает предотвратить засорение только при регулярном использовании. При использовании очистителя необходимо снять датчик давления или температуры выхлопных газов в выхлопной системе перед сажевым фильтром. В гараже должна быть яма, так как доступ к ним осуществляется снизу машины. Датчики разбираются только на холодном двигателе (из-за опасности ожога). После снятия датчика в отверстие вставляется аппликатор. Обычно это длинная гибкая трубка, соединенная с баллончиком. Через него жидкость впрыскивается непосредственно внутрь фильтра. Затем датчик устанавливается на место, и двигатель несколько минут работает на холостом ходу. По окончании процедуры очистки рекомендуется проехать по автомагистрали около 30 минут.
Описанные методы не всегда эффективны, если фильтр сильно загрязнен. Если проблему не удается решить, необходимо обратиться в центр технического обслуживания.
Профессиональная очистка
Механики используют несколько методов для восстановления работоспособности сажевого фильтра. Используются следующие решения.
Регенерация — лучший способ восстановить работоспособность DPF. Процедура в профессиональной мастерской стоит дешевле, чем полная замена деталей.
Вырезать DPF бессмысленно. Чтобы продлить срок службы, следует учитывать измерения выбросов во время периодических испытаний на пригодность к эксплуатации, кроме того предусмотрены штрафы за демонтаж.
Все про DPF фильтр, устройство и принцип работы, как почистить
DPF – дизельный сажевый фильтр (Diesel Particular Filter) предназначенный для улавливания твердых частиц выхлопных газов, которые возникают при сгорании топлива. Он устанавливается на дизельных автомобилях за первым или вторым (если их два) каталитическим нейтрализатором (по схеме от двигателя).
Когда появились, виды устройств
По экологическим нормам «Евро-4» сажевые фильтры DPF начали устанавливаться в Европейских странах на дизельные автомобили с 2001 года.
На некоторых машинах они устанавливаются совместно с катализатором в одном металлическом корпусе, поэтому у многих это вызывает затруднения в их поиске.
Загрязнения, улавливающиеся DPF фильтром, представляют собой сложные соединения углерода с водой, серой, металлами. Размеры их частиц достигают от 10 нм до 1 мкм. В совокупности они формируют сажу и копоть, которые вредны для окружающей среды. Благодаря сажевому фильтру этих соединений в выхлопных газах остается всего 0,1%.
DPF – это английская аббревиатура. Существуют еще Немецкие (RPF — RubPartikelFilter) и Французские (FAP — Filtre a Particules) обозначения.
По способу регенерации (очистки) они делятся на устройства:
Устройство и принцип работы
Рассмотрим на примере работы сажевых фильтров DPF с каталитическим покрытием – как правило, устанавливаются на автомобилях концерна Volkswagen (VW).
Выхлопные газы, покинув каталитический нейтрализатор, обладают высокой температурой, поэтому при изготовлении сажевого фильтра используются высокопрочные, жаростойкие материалы — это керамика в основу которой входит карбид кремния, церий, оксид алюминия, платина. Последний металл играет роль катализатора.
Конструктивно сажевый фильтр DPF представляет из себя металлический корпус, в котором размещена керамическая пористая ячеечная матрица с насквозь пронизывающими ее тонкими отверстиями (крипты — глухие перфорированные газовые каналы). Последние могут быть 4-х или 8 угольные.
Отверстия расположены параллельно движению выхлопных газов. Часть из них с одной стороны открыта, а с другой закрыта. Поэтому одни из них считаются впускным, другие выпускными.
Сами же очистительные элементы выполнены в виде фильтрующих стенок. Они изготовлены из пористого карбида кремния, который сверху сначала покрыт смесью оксида церия и алюминия, а затем платиной.
Особенность платины заключается в том, что данный металл благоприятно влияет на прохождение химической реакции, но при этом сам не меняет свою структуру, не распадается и не создает других химических соединений что очень важно при фильтрации.
Также на корпусе сажевого фильтра DPF расположены датчики дифференциального давления и температуры. Они контролируют степень загрязненности устройства и передают данные на блок управления двигателем. Количество, тип и место расположение датчиков может отличаться для конкретных марок автомобилей.
Принцип работы заключается в следующем. Попадающие в сажевый фильтр через впускные трубки выхлопные газы начинают искать выход, а он только один — пористый карбид кремния, пройдя через который сажа и копоть в результате сложной химической реакции окисляются (сгорают), превращаясь в углекислый газ.
Дальше очищенные газы через выпускные трубки попадают в выхлопную трубу и уходят в атмосферу. Запахи их при этом существенно отличаются от обычного неочищенного выхлопа.
Этот процесс происходит постоянно до тех пор, пока сажевый фильтр не забьется. Как только это произошло запускается процесс самоочистки в результате которого все загрязнения выгорают. Дальше подробнее.
Как работает регенерация?
На современных автомобилях устанавливают саморегенерирующие сажевые фильтры. Чтобы начался процесс самоочищения автомобиль должен работать в определенном режиме.
Существуют пассивный и активный способы регенерации выхлопных газов.
Первый работает при продолжительно стабильной работе двигателя, к примеру, при загородной езде по трассам с равномерной скоростью. В этот момент фильтр разогревается выхлопными газами до 300-500 0 С. Именно при такой температуре химическая реакция проходит правильно и сажа полностью выгорает.
Важную роль в этом процессе играет катализатор – платина. Данный металл облегчает и ускоряет процесс окисления, который может проходить не при 600-650 0 С, как обычно бывает, а при температуре 300-500 0 С.
Активный способ регенерации включается в работу при перемещении на короткие расстояния, когда приходится часто останавливается (свойственно для городской езды). При этих условиях не выдерживаются необходимые температуры, сажевый фильтр быстро забивается и возможна не полная его очистка.
Особенно это свойственно для зимы, когда за короткую поездку в магазин или на работу двигатель не успевает прогреться и через фильтр проходят еще относительно холодные выхлопные газы при этом процесс очистки не успевает запуститься.
Но важно понимать, что если регенерация уже началась, то ее не рекомендуется прерывать и для города это проблема. Вы выехали на деловую встречу, подъехали к месту, а тут начался процесс очистки, который может длится от четверти до полу часа.
Если заглушить машину, то процесс снова начнется при следующем запуске двигателя. Если часто очистка фильтра остается не завершенной, то любые следующие попытки в итоге приведут к перерасходу топлива, повышению уровня масла, так как мотор будет постоянно работать в нестандартном режиме и даже может пойти в разнос. В скором времени появится сообщение о превышении попыток регенерации.
Также очистка сажевого фильтра по принципу срабатывания делиться на:
Спонтанная очистка включается по команде от блока управления, который ориентируется на показания датчиков температуры и давления. Или если в блоке прописана программа, запускающая регенерацию при определенном количестве сгоревшего топлива или пройденного пути.
Принудительно очистка запускается вручную, обычно это делается в сервисе, но можно сделать и самому, процедура стандартная.
Если все сделано правильно, то двигатель выйдет на обороты 1500 в минуту, это даст возможность прогреться фильтру до 300 0 С. Затем температура в нем резко возрастет до 600-650 0 С и процесс очистки перейдет в активную фазу. Это будет видно по копоти выходящей из выхлопной трубы. Процесс может продолжаться около 30 минут.
Если регенерация не запускается, по причине большого содержания сажи, то можно обмануть систему и немного снизить этот показатель. Так как информацию на ЭБУ о забитости фильтра выдают датчики разности давления, а последний показатель поднимается не сразу, а постепенно, то этим можно воспользоваться.
Заведите автомобиль и сразу же начинайте движение максимально набирая обороты, используйте так называемый спортивный старт. Первых 20 секунд хватит, чтобы дать автомобилю максимального ускорения и немного пробить фильтр. 5-6 попыток улучшат ситуацию.
В автоматическом (спонтанном) режиме запускается специальная программа, которая, в зависимости от марки авто:
Также могут быть технические решения, которые совместно с программным обеспечением управляют:
Все это дополнительно разогревает фильтр до 600-650 0 С. Таким образом функционирует активная регенерация, которая обеспечивает полное сгорание сажи.
Также активная регенерация может проводится химическим методом добавлением различных присадок в топливо. Благодаря этому сажа в выхлопных газах нейтрализуется не при 600 0 С, а при 450 0 С — 500 0 С. Но об этом дальше.
Как правило, срок службы сажевого фильтра DPF 120-200 тыс. км. пробега. Но встречались ситуации, когда фильтр на некоторых авто, к примеру, на Audi Q7, служил 300 тыс. и еще был в рабочем состоянии.
Но если дизельный автомобиль постоянно эксплуатируется в городе и часто заправляется не качественным топливом, то срок работы фильтра значительно уменьшается, так как оба способа регенерации (пассивный и активный) могут не справляться со своими задачами.
Стандартный период запуска регенерации, как правило, происходит каждые 1500 – 2000 км. Все зависит от марки авто, качества дизельного топлива и условий эксплуатации.
Если процесс очистки начал запускаться чаще, то значит фильтр сильно забит и возникшие в нем отложения уже не поддаются самоочистке.
Забитый фильтр создает большое давление в выхлопной системе, так как выход газов затруднен. По этой причине цилиндры плохо очищаются от продуктов горения и это приводит к потере мощности двигателем, срабатывают датчики дифференциального давления и температуры, загорается лампа предупреждения на панели приборов. Так же данная ситуация может способствовать выходу из строя форсунок и другим неисправностям.
Отличия DPF и FAP
Принцип работа фильтров DPF и FAP отличаются. Первый был разработан концерном Volkswagen (VW) и при режимах регенерации предусматривает нагрев выхлопных газов различными способами кроме присадок.
Система FAP наоборот, подразумевает использование присадок в топливо для уменьшения температуры регенерации. Она была разработана концерном Peuqeot-Citroen, но помимо своих моделей (Пежо, Ситроен) устанавливается еще на автомобили, производимые Ford, Volvo и Toyota.
Место размещения сажевых фильтров DPF и FAP одинаково, за катализатором. Но первые находятся с каталитическим нейтрализатором в одном корпусе. Особенно это видано на примере Volkswagen Transporter Т5.
Вторые же устанавливаются как отдельные элементы.
Работа системы FAP происходит следующим образом. В специальном бачке объемом до 5 литров, который обычно размещается внутри топливного бака, находится присадка с церием – называется Eolys.
Количество присадки, которое контролируется поплавковым датчиком в бачке, рассчитано на весь срок службы сажевого фильтра, а это от 120 до 200 тыс. км. пробега. Но в некоторых моделях авто ее объем рассчитан только на 80 тыс. пробега, поэтому приходится присадку доливать.
Активная регенерация в системе FAP включается тогда, когда сажевому фильтру нужно дать хорошую «встряску» и очистить его от застоявшейся сажи.
При забитом фильтре, ЭБУ или специально предназначенный для этого блок, определяет по полученной информации от датчиков степень его загрязненности и рассчитывает нужную порцию присадки, которая с помощью электрического насоса перекачивает в бак.
Благодаря такому решению сажа эффективно сгорает не при 600-650°С, а при 450-500°С.
Недостатком системы Filtre a Particules является то, что, хотя присадка с церием и способствует полному сгоранию сажи, сама она не сгорает и оседает в виде золы на стенках сажевого фильтра. Активная регенерация ситуацию не спасает.
Многие считают, что это уменьшает срок службы очистительного элемента, но на самом деле производитель уже учел этот недостаток в его конструкции. Скорее всего на срок службы больше повлияет качество топлива и игнорирование профилактических мероприятий про который сказано в конце статьи.
Также, не качественная соляра увеличивает расход присадки и доливать ее приходится чаще.
Причины быстрого износа сажевого фильтра
В любом двигателе все взаимосвязано, поэтому если в какой-то системе идет сбой, то это отражается и на работе других систем.
К примеру, не правильно работает топливная система, форсунка льет соляру и идет ее переизбыток. А это значит, что в выхлопных газах образуется большое количество сажи. В результате быстро забивается DPF фильтр и часто запускаются процессы его регенерации.
Также к завышенному количеств сажи в газах приводит недостаток воздуха в системе. К примеру, забился воздушный фильтр, неправильно работает нагнетающая турбина, или где-то идет утечка воздуха. Последнего в цилиндры поступает мало, переобогащенная смесь сгорая образует повышенное количество сажи.
Ну и банальная причина – не качественное топливо, в котором может содержатся завышенное количество примесей, которые сгорая образуют много сажи.
Стоит ли удалять сажевый фильтр и как это сделать?
Фильтр DPF, так же, как и каталитический нейтрализатор, не ремонтируется и не обслуживается, при выходе из строя менять его на новый или перепрошивать ЭБУ и устанавливать обманку датчика загрязнения — каждый решает сам.
Но не нужно забывать про периодическое проведение технического осмотра, где наличие данного элемента выхлопной системы обязательно проверят.
Конечно, если фильтр DPF забит и на панели приборов постоянно горит ошибка, это неправильно. Но важно еще и понимать, что в данной ситуации вы используете не всю мощность автомобиля, увеличится расход топлива, возможен выход из строя форсунок, закисание геометрии турбины, и других неисправностей, как топливной, так и других систем. Мы уже не говорим про экологическую составляющую.
Поэтому, если фильтр DPF окончательно забился, то его лучше поменять на новый. Но не у каждого есть в пределах от 60 до 100 тыс. рублей, особенно, если вы обладатель б/у автомобиля.
В данной ситуации можно пойти тремя путями:
Первый вариант мы не рекомендуем использовать, так как всем понятно, что в изделии за 20 тыс. рублей вряд ли есть платина и другие дорогостоящие металлы.
Как себя поведет устройство не понятно и переживет ли оно хотя бы первую регенерацию без возгорания, тоже под вопросом. Если вам не жалко своего авто и хотите проинспектировать, то дерзайте, только обзаведитесь парочкой дополнительных огнетушителей литров на 10 каждый.
Второй вариант тоже сомнителен, так как внутри банки с металлическими опилками давление и температура будут отличатся от нормативных, прописанных в ЭБУ. На панели приборов постоянно будет гореть ошибка, а частая регенерация все равно быстро выведет устройство из рабочего состояния.
Последний вариант наиболее предпочтителен. Ведь если все сделать правильно, то это не появляется на работу двигателя, разве что добавит пару лошадиных сил. Но тут важно обратиться к хорошим специалистам.
Последний и предпоследние пункты очень важны так как если нарушить систему диагностики, то последующие неисправности будет невозможно выявить, к примеру, двигатель не будет заводиться, а подключённый сканер покажет, что все ОК.
А если не отключить всю систему в ЭБУ, то неправильные показания датчиков вызовет у электроники «ступор» в буквальном смысле слова. Появятся ошибки на панели приборов и возникнуть другие проблемы, к примеру, высветится аварийный режим.
Полезные советы для владельцев дизельных авто
Чтобы продлить срок службы сажевого фильтра и как можно дальше оттянуть его замену, нужно периодически проводить его диагностику и выполнять принудительную активную регенерацию. Делают это на автосервисах химическим или другим методом.
Но не все сервисы берутся за эту работу, так как там понимаю, что если спонтанная активная очистка не помогает, то и принудительная ситуацию вряд ли спасет.
Ну и это очень опасно, так как возникающие большие температуры могут привести к воспламенению горючих жидкостей, которых на автосервисе не мало. Поэтому, как правило, на СТО предлагают свои способы решения проблемы. О них мы писали выше.
Ну а автовладельцев новых дизельных автомобилей может порадовать новость о появлении в ближайшее время сажевых фильтров DPF с ресурсом 250 тыс. км. и более. Всем удачи.