Как понять что слово словарное слово
Словарные слова
Всего получено оценок: 148.
Всего получено оценок: 148.
В данной статье рассмотрим, что такое словарные слова, почему они получили такое название, в каких словарях можно посмотреть правила написания словарных слов, каковы причины появления в русском языке словарных слов.
Определение
Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю.
Словарные слова противопоставляются словам, которые пишутся в соответствии с определенными орфографическими правилами.
Суть термина
Словарные слова получили такое название из-за того, что такие слова фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов.
Из этого следует, что все словарные слова русского языка можно посмотреть в орфографических словарях русского языка. Список всех словарных слов огромен.
Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.
Словарные слова, которые часто используются в повседневной жизни, как правило, с легкостью запоминаются. Более сложные и редкоупотребляемые слова, как правило, находят в орфографических словарях для их правильного написания.
Причины появления
В русском языке существует огромное количество слов, которые нельзя проверить. Это связано с тем, что эти слова пишутся в соответствии с историческим принципом русского языка, то есть они пишутся так, как сложились правила их написания исторически.
Некоторые словарные слова связаны с заимствованием из других языков, которые имеют собственные законы правописания.
Как запомнить словарные слова
Чтобы правильно писать словарные слова, нужно обращаться к истории языка, так как многие этимологические справки могут помочь написать словарное слово; нужно строить в собственном сознании ассоциативные связи того явления, которое названо словарным словом, и того явления, которое названо словом, в написании которого нет никаких трудностей; нужно писать словарные слова и проговаривать их, чтобы увидеть разницу в написании и произношении.
Примеры
Никак нельзя проверить гласную «о» в слове «огурец». Транскрипция выглядит так: [агур’ец]. Однако пишется не «а», а «о». Проверить данную гласную нельзя. Чтобы не ошибиться в написании слова, его нужно запомнить.
Такие редкоупотребляемые слова, как «бонбоньерка», не требуют обязательного запоминания, так как при необходимости их написание можно посмотреть в орфографическом словаре.
Что мы узнали?
Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю. Словарные слова получили такое название из-за того, что они фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов. Появление в русском языке словарных слов связано с историческим принципом русского языка и с заимствованием. Для правильного написания словарных слов, их нужно заучивать, обращаться к этимологии слов, строить ассоциативные связи, сравнивать написание и произношение, при необходимости обращаться к орфографическим словарям.
О словарных словах.
Бесчисленное количество ошибок, имеющихся в школьных тетрадях на так называемые «словарные» слова, буквально приводит в ужас. Ведь в одном и том же слове из работы в работу, из года в год один и тот же ребенок делает одни и те же ошибки! В чем же здесь дело? И как это преодолеть?
Прежде всего необходимо до конца понять следующее. В русском языке имеется большое количество слов, которые пишутся в соответствии с так называемым «условно-историческим» принципом, то есть так, как исторически сложились правила их написания. Сюда же относятся и слова, заимствованные из других языков, которые также пишутся в соответствии с законами тех языков. Теперь уже никто, кроме, разве, языковедов, не может точно сказать, почему, например, в слове «огурец» надо писать О, а не А, а в слове «картофель», наоборот, А, а не О. Просто в течение вот уже нескольких столетий так писали наши предки или так пишутся эти слова в тех языках, из которых слова к нам пришли. А поскольку многие из этих слов широко распространены в современном русском языке и встречаются буквально на каждом шагу, то в связи с этим возникает необходимость овладения их правописанием. И путь для этого только один — все эти слова необходимо запомнить, причем запомнить твердо, на всю жизнь!
С учетом этой необходимости для таких слов в школе заводятся специальные словари, постепенно пополняемые все новыми и новыми словами. Однако, по нашим наблюдениям, многие родители не придают этим словарям должного значения и не приучают своих детей, начиная с 1-го класса, к обязательному и прочному заучиванию словарных слов. А если ребенок не выучил в 1-м классе, как пишется, допустим, слово «собака», то это значит, что в отношении этого слова он на всю жизнь остался безграмотным, поскольку во 2-м, 3-м и более старших классах для заучивания предлагаются уже новые слова и к прежним обычно не возвращаются. О них постоянно напоминают лишь бесконечные двойки.
Но даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт нашего общения с неуспевающими детьми, делается это неправильно, поскольку сама цель заучивания при этом как бы смещается: часто ребенок помнит, что «это словарное слово», но совершенно не помнит, какая именно буква должна быть в нем написана. А ведь только из-за нее и заучивалось это слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится как бы к отграничению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомнительными.
В связи с таким положением дел есть несколько простых советов по работе со словарными словами.
Лучше всего уже в 1-м классе завести для этих слов один общий словарь, который в последующие годы обучения будет пополняться все новыми и новыми словами. Наличие такого словаря даст возможность периодически освежать в памяти не только новые, но и выученные в прежние годы слова, что позволит прочно усвоить их написание, «не потеряв» при этом ни одного слова. Другой возможный выход из положения заключается в бережном сохранении таких словарей за все годы школьного обучения и в периодическом обращении к ним при необходимости. В случае если такие словари за несколько предшествующих лет обучения утрачены, их необходимо восстановить и опять- таки постараться свести в один общий словарь в целях усвоения хотя и с опозданием всех уже изученных слов. Иначе они так и будут преследовать ребенка в течение всей его жизни. Необходимо это до конца осознать и сразу принять нужные меры, поскольку с годами обучения число предлагаемых для заучивания слов неуклонно растет, а вместе с тем добавляется и количество ошибок в тетрадях.
В процессе заучивания слова следует произносить так, как они пишутся, а не так, как их принято произносить обычно, например: «корова», «потолок», а не «карова», «пыталок» и т.п. Строжайшее соблюдение этого условия необходимо, так как в противном случае ребенок, хотя и будет знать, что это слово «словарное», но не сможет правильно написать.
С целью улучшения запоминания слов лучше всего постараться самому найти какие-то приемы заучивания, позволяющие вносить как бы некоторую долю осмысливания в этот в общем-то механический процесс. Это можно сделать, например, путем своей собственной систематизации слов после накопления достаточно большого их количества. Допустим, мы решили выделить из общей массы словарных слов названия овощей. Их лучше всего записать в два столбика с учетом содержащейся в их составе гласной О или А, например:
Для облегчения запоминания полезно отметить для себя даже и то совершенно случайное обстоятельство, что названия первых трех овощей первого столбика начинаются на букву К (то есть в названиях овощей, начинающихся на К, надо писать А).
В процессе заучивания словарных слов необходимо к каждому из них подбирать возможно большее число родственных слов, что очень важно по следующим причинам.
Во-первых, ребенок должен понять, что овладение правописанием одного только слова сразу значительно расширяет границы его познания в языке, поскольку он сможет теперь безошибочно писать не только это слово, но и целый ряд однокоренных слов. Например, запомнив слово «барабан», он одновременно овладевает и правописанием слов «барабанить», «барабанщик», «барабанный» (бой). То же самое и со словом «дорога» — это уже не только одно слово «дорога», но и «дорожный», и «придорожный», и «дорожка», и «дороженька» и т.п.
Во-вторых, такое «обыгрывание» каждого словарного слова значительно повышает быстроту и прочность его запоминания.
И, наконец, в-третьих, это очень важно для расширения общего кругозора ребенка, для развития у него «чувства языка» и, в частности, для совершенствования навыка подбора однокоренных слов, столь необходимого при практическом применении правил грамматики.
Совершенно необходимым условием для усвоения словарных слов является систематическое проведение предупредительных диктантов, которое позволяет не допускать ошибок в этих словах и дает возможность «приучать руку» ребенка к их правильному написанию. При отсутствии (или после исчезновения) ошибок в предупредительных диктантах можно переходить к контрольным диктантам, которые уже не предусматривают предварительного разбора подлежащих записи слов.
Те словарные слова, написание которых уже прочно усвоено ребенком, постепенно исключаются из работы, с тем чтобы можно было больше внимания уделить более трудным для него словам. Вновь возвращаться к «исключенным» словам приходится лишь в случае возвращения ошибок, и делать это нужно немедленно, не ожидая «обратного развития событий».
Как узнать что слово словарное? Как определить?
Словарными словами называются слова с непроверяемым написанием. Если к слову нельзя подобрать проверочное, оно считается словарным. Другое дело, что нужно уметь подбирать проверочные слова и обладать для этого некоторым словарным запасом.
Также словарными считаются иноязычные части слов, иностранные слова, некоторые собственные наименования.
В школах изучаются правила написания слов. Они называются орфограммами. По одним правилам надо подбирать проверочные слова, по другим смотреть на следующую после корня гласную и т.д. А если слово не подчиняется ни одному из, по-моему, 75 орфограмм (которые изучаются в школе), то такое слово называется словарным. Т.е. его написание нельзя объяснить правилом, его можно или запоминать, или написание смотреть в орфографическом словаре.
Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».
Правильно: утерянный.
Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.
Неправдиво и не правдиво пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.
Прилагательное «правдивый» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением. А от него образуется однокоренное наречие.
Это словообразование выглядит так:
Это прозвучало (как?) неправдиво.
Слово «неправдиво» может быть также краткой формой среднего рода прилагательного.
Ваше заявление (каково?) неправдиво.
Эти слова разных частей речи можно заменить словом «лживо»,»недостоверн о». Слово «неправдиво» в таком предложении пишется слитно.
«Не правдиво» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в предложении имеются следующие грамматические условия:
Ваше утверждение не правдиво, а лживо.
2) слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»
Это далеко (вовсе, отнюдь) не правдиво.
3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)
Нисколько не правдиво это заключение.
Слово «немедленно» является наречием, образованным от прилагательного «немедленный». Правила его написания (количество «Н») полностью соответствуют правилам написания наречия «медленно».
Как известно, в наречиях (оканчивающихся на «-о» и «-е») пишется столько «Н», сколько было в прилагательных, от которого эти наречия образованы.
Прилагательные, образованные от таких глаголов обычно пишутся с одним «-Н-». Но это слово «немедленный» – исключение из правил, каких, на самом деле, достаточно много. И его следует запомнить. Так же, как и наречие «немедленно». То есть, слово «немедленно» будем всегда писать с двумя «-НН-«.
Приведем примеры предложений с этим словом:
Однокоренными словами оказываются: Вставлять-Заставлять-Ставить-Вставить-Ставка.
Следовательно корнем слова Вставлять будет морфема СТАВЛ-, в которой замечаем обычное чередование согласных В/ВЛ.
Получаем: В-СТАВЛ-Я-ТЬ (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова: вставля-.
Пример предложения: Вставлять зубы операция пусть и не самая приятная, но жизненно необходимая.
Правописание словарных слов
теория по русскому 🐻 орфография
Словарные слова – это слова, правописание которых не подчиняется правилам русского языка. Их можно проверить только по словарю, а отработать – только на практике, например, с помощью словарного диктанта.
Словарные слова можно разделить на следующие группы:
Список часто встречающихся словарных слов
Приводим список наиболее популярных словарных слов, встречающихся в школьной программе.
А: абажур, аббревиатура, абзац, абонемент, абориген, абстрактный, авангард, авантюра, автограф, автострада, агентство, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж, айсберг, академия, акварель, акклиматизация, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.
Б: багаж, бадминтон, базар, баллада, баллон, баррикада, бархат, бассейн, батальон, безалаберный, без толку, белиберда, бельэтаж, бетон, биография, бойкот, бриллиант, бюллетень.
В: ва-банк, вакансия, варежка, ватрушка, велеречивый, веранда, вермишель, вернисаж, вестибюль, ветеринар, винегрет, виолончель, в обнимку, в обтяжку, вожжи, впопыхах.
Г: габариты, гардероб, гарнизон, генеалогия, гигиена, гипербола, горизонт, градация, грамм, грейпфрут, грипп, группа, гуашь.
Д: дезертир, декларация, дефицит, диктант, дилетант, директива, диссертация, диссонанс, дифирамб, досконально, достопримечательность.
Е: еретик.
Ж: жакет, жасмин, желатин, жокей, жонглёр, жужелица, жюри.
З: замуж, запанибрата, запятая, здоровье, здравствуйте, зодиак.
И: Иван-да-марья, игнорировать, идиллия, идиома, иероглиф, иждивенец, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, интеллигентный, инъекция, искусный, исподтишка.
К: кавычки, каламбур, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калькулятор, каморка, карнавал, касса, катастрофа, коварный, колдовать, колонна, колоннада, комбинезон, комментарий, компетентный, компоновать, компромисс, конференция, конфорка, корифей.
Л: лабиринт, ландшафт, линолеум.
М: магнолия, мажорный, майонез, макулатура, мандарин, манипуляция, маскарад, массаж, медальон, меридиан, металл, метаморфоза, метафора, меценат, миллион, мотивировать, мэрия.
Н: наваждение, навзничь, навзрыд, наизусть, наискосок, наперегонки, нарцисс, небылица, невтерпёж, неологизм, ничтожный, ностальгия.
О: оазис, обелиск, обличительный, объект, овладевать, озон, оккупация, оранжерея, оригинальный, орфограмма, орфография, орфоэпия.
П: павильон, палисадник, панорама, папоротник, параграф, парадокс, парашют, пассажир, пейзаж, периферия, пескарь, пессимист, под мышкой, поролон, предварительный, пресса, престиж, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, притча, пропаганда.
Р: рафинад, реабилитация, регламент, резиденция, ремарка, реставрировать.
С: семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет.
Т: тамада, танцор, темперамент, теория, тушёнка, тушь.
У: уездный, университет, ураган, утрамбовать.
Ф: фейерверк, фельдъегерь, фестиваль, филармония, философ, фонтан.
Х: халат, хлестать, хлёсткий.
Ц: целлофан, целлюлоза, ценность, центнер, циклон, цыган, цыкать, цыплёнок.
Ч: часовня, чемпион, четыреста.
Ш: шаблон, шампиньон, шарада, шасси, шеренга, шпаргалка.
Э: эвкалипт, эволюция, эвфемизм, эгида, эквивалент, экзамен, эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент.
Ю: юннат, юный.
Я: явственный, ядреный, якобы, январский, яство, ятаган.
Словарные слова и орфографический словарь
Помощь знатоков. Русский язык для нас
Словарные слова и орфографический словарь ⇐ Помощь знатоков
Модератор: Penguin
Сообщение Radmos » 05 дек 2013, 22:55
Добрейшего всем дня,
прошу пояснить насчет предназначения орфографического словаря: все ли слова языка там содержатся или те, написание которых не подчиняется правилам, а заучивается?
Просто скачал себе словарь Владимира Лопатина, а там 20 тыс. слов. Похоже, тянет на все слова русского языка.
Сообщение vadim_i_z » 05 дек 2013, 23:15
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 00:52
Если там не только словарные, а наиболее употребительные (значит не только словарные), то как узнать: является ли слово заучиваемым или нужно искать словоформу (однокоренное слово)?
P.S.: Я-то думал, что если в словаре есть, то надо заучивать.
Сообщение H_N » 06 дек 2013, 00:58
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 01:02
Сообщение Марго » 06 дек 2013, 05:38
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 15:40
Сообщение alex-ter » 06 дек 2013, 16:19
Что такое «не подчиняются правилам»? Таких слов нет вообще.
Допустим, мы хотим проверить гласную в корне, подбирая однокоренное слово, где эта гласная стоит под ударением. Но не для всех слов это возможно. Просто в современном языке таких слов нет (а раньше, может быть, и были). Вот такие слова в школьном курсе и называют словарными, их нужно запомнить. Либо любознательный школьник лезет в происхождение слова и выясняет, почему пишется так, а не иначе, и это очень похвально.
Сообщение Завада » 06 дек 2013, 16:21
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 19:46
Сообщение Анатоль » 06 дек 2013, 19:53
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 19:55
Сообщение alex-ter » 06 дек 2013, 20:24
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 20:59
Вы-то как написали, послушайте.
«. Просто в современном языке таких слов нет (а раньше, может быть, и были). Вот такие слова в школьном курсе и называют словарными, их нужно запомнить.»
Слов таких нет и вот такие слова в школьном курсе называются словарными
Ну теперь стало понятно, что вы хотели сказать.
Так вот эти словарные слова есть где-то отдельным списком (книгой)?
Сообщение Розен » 06 дек 2013, 21:15
Сообщение alex-ter » 06 дек 2013, 21:16
Сообщение Розен » 06 дек 2013, 21:22
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 22:44
Сообщение alex-ter » 06 дек 2013, 22:47
Сообщение Radmos » 06 дек 2013, 22:51
Сообщение Розен » 06 дек 2013, 23:16
Добавлено спустя 5 минут 34 секунды:
А ещё тем, кто совсем уж терпеть не может Розенталя, дарю ссылочку на Фасмера:
Слово:резендать
Ближайшая этимология: «трещать», олонецк. (Кулик.). См. ряжандать; ср. Калима 209.
Пойду покурю.
Гы? Или как? М?
Добавлено спустя 7 минут 15 секунд:
Есть старый анекдот.
— Пап, а, пап! А как проверить слово «отец»?
Мать кричит:
— А. по маме.
Отец отвечает:
— По матери.