Как понять что слово словарное

Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Причины их появления

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Источник

Словарные слова

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Всего получено оценок: 148.

Всего получено оценок: 148.

В данной статье рассмотрим, что такое словарные слова, почему они получили такое название, в каких словарях можно посмотреть правила написания словарных слов, каковы причины появления в русском языке словарных слов.

Определение

Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю.

Словарные слова противопоставляются словам, которые пишутся в соответствии с определенными орфографическими правилами.

Суть термина

Словарные слова получили такое название из-за того, что такие слова фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов.

Из этого следует, что все словарные слова русского языка можно посмотреть в орфографических словарях русского языка. Список всех словарных слов огромен.

Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.

Словарные слова, которые часто используются в повседневной жизни, как правило, с легкостью запоминаются. Более сложные и редкоупотребляемые слова, как правило, находят в орфографических словарях для их правильного написания.

Причины появления

В русском языке существует огромное количество слов, которые нельзя проверить. Это связано с тем, что эти слова пишутся в соответствии с историческим принципом русского языка, то есть они пишутся так, как сложились правила их написания исторически.

Некоторые словарные слова связаны с заимствованием из других языков, которые имеют собственные законы правописания.

Как запомнить словарные слова

Чтобы правильно писать словарные слова, нужно обращаться к истории языка, так как многие этимологические справки могут помочь написать словарное слово; нужно строить в собственном сознании ассоциативные связи того явления, которое названо словарным словом, и того явления, которое названо словом, в написании которого нет никаких трудностей; нужно писать словарные слова и проговаривать их, чтобы увидеть разницу в написании и произношении.

Примеры

Никак нельзя проверить гласную «о» в слове «огурец». Транскрипция выглядит так: [агур’ец]. Однако пишется не «а», а «о». Проверить данную гласную нельзя. Чтобы не ошибиться в написании слова, его нужно запомнить.

Такие редкоупотребляемые слова, как «бонбоньерка», не требуют обязательного запоминания, так как при необходимости их написание можно посмотреть в орфографическом словаре.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Что мы узнали?

Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю. Словарные слова получили такое название из-за того, что они фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов. Появление в русском языке словарных слов связано с историческим принципом русского языка и с заимствованием. Для правильного написания словарных слов, их нужно заучивать, обращаться к этимологии слов, строить ассоциативные связи, сравнивать написание и произношение, при необходимости обращаться к орфографическим словарям.

Источник

Как узнать что слово словарное? Как определить?

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Словарными словами называются слова с непроверяемым написанием. Если к слову нельзя подобрать проверочное, оно считается словарным. Другое дело, что нужно уметь подбирать проверочные слова и обладать для этого некоторым словарным запасом.

Также словарными считаются иноязычные части слов, иностранные слова, некоторые собственные наименования.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

В школах изучаются правила написания слов. Они называются орфограммами. По одним правилам надо подбирать проверочные слова, по другим смотреть на следующую после корня гласную и т.д. А если слово не подчиняется ни одному из, по-моему, 75 орфограмм (которые изучаются в школе), то такое слово называется словарным. Т.е. его написание нельзя объяснить правилом, его можно или запоминать, или написание смотреть в орфографическом словаре.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса­ льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».

Правильно: утерянный.

Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Неправдиво и не правдиво пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

Прилагательное «правдивый» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением. А от него образуется однокоренное наречие.

Это словообразование выглядит так:

Это прозвучало (как?) неправдиво.

Слово «неправдиво» может быть также краткой формой среднего рода прилагательного.

Ваше заявление (каково?) неправдиво.

Эти слова разных частей речи можно заменить словом «лживо»,»недостоверн­ о». Слово «неправдиво» в таком предложении пишется слитно.

«Не правдиво» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в предложении имеются следующие грамматические условия:

Ваше утверждение не правдиво, а лживо.

2) слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»

Это далеко (вовсе, отнюдь) не правдиво.

3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)

Нисколько не правдиво это заключение.

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Слово «немедленно» является наречием, образованным от прилагательного «немедленный». Правила его написания (количество «Н») полностью соответствуют правилам написания наречия «медленно».

Как известно, в наречиях (оканчивающихся на «-о» и «-е») пишется столько «Н», сколько было в прилагательных, от которого эти наречия образованы.

Прилагательные, образованные от таких глаголов обычно пишутся с одним «-Н-». Но это слово «немедленный» – исключение из правил, каких, на самом деле, достаточно много. И его следует запомнить. Так же, как и наречие «немедленно». То есть, слово «немедленно» будем всегда писать с двумя «-НН-«.

Приведем примеры предложений с этим словом:

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Как понять что слово словарное. Смотреть фото Как понять что слово словарное. Смотреть картинку Как понять что слово словарное. Картинка про Как понять что слово словарное. Фото Как понять что слово словарное

Однокоренными словами оказываются: Вставлять-Заставлять-Ставить-Вставить-Ставка.

Следовательно корнем слова Вставлять будет морфема СТАВЛ-, в которой замечаем обычное чередование согласных В/ВЛ.

Получаем: В-СТАВЛ-Я-ТЬ (приставка-корень-суффикс-окончание), основа слова: вставля-.

Пример предложения: Вставлять зубы операция пусть и не самая приятная, но жизненно необходимая.

Источник

Как понять что слово словарное

Введение

Тема моей работы — «Как проверить словарные слова». Эта тема интересна мне, потому что я хочу быть грамотным, а также хочу помочь

ребятам в запоминании непроверяемых слов. Кроме того, как выяснилось при работе, каждое слово имеет свое происхождение и очень интересную историю.

Объектами моего исследования являются непроверяемые слова, которые в школе называют «словарными». Предметом исследования являются исконно русские и иноязычные слова. В своей работе я пытаюсь объяснить правописание безударных гласных в корне слова.

Моя цель – попытаться найти способы проверки словарных слов и составить небольшое учебное пособие, тем самым облегчив жизнь школьникам.

Думаю, что моя работа будет достаточно актуальна, так как словарные слова учат дети с 1 по 11 класс. Надеюсь, что моим словариком ребята с удовольствием воспользуются.

Новизна моего проекта заключается в том, что к каждому словарному слову будет дано объяснение, помогающее запомнить правописание этого слова.

Информацию, необходимую мне для создания работы, я искал в основном в Интернете, но также пользовался и словарями.

Как учат словарные слова?

Правописание словарных слов вызывает многочисленные трудности не только у школьников, но и у взрослых. Так что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых зачастую не подчиняется ни одному правилу русского языка. Многие из нас просто запоминают их, потому что считают, что они непроверяемые. Я провёл анкетирование учеников 5-го, 6-го, 7-го, 8-го и 9-го классов и получил следующие результаты:

Количество анкет – 40 штук

В целом дети отвечают, что словарные слова – это непроверяемые слова, правописание которых нужно запоминать.

На вопрос «Как ты учишь словарные слова?» даны следующие ответы:

— Просто запоминаю (25)

— Прописываю несколько раз (11)

— Нестандартные ответы, например, не учу или придумываю смешные рифмы (5)

На вопрос «Как ты думаешь, легче было бы запомнить правописание, если бы такие слова можно было проверить?» все однозначно отвечают: «Да, конечно».

На самом деле некоторые слова можно проверить. На помощь приходит наука этимология.

Этимология — это раздел языкознания, изучающий происхождение того или иного слова. Слова, выбранные для исследования, я условно разделил на две группы: исконно-русские и иноязычные.

Исконно русские слова

багровый (от старославянского «багрь» — красная краска, красный цвет),

багряный, багрянец, багровый, багрец, обагрить

1.Густо-красный, пурпурный с фиолетовым оттенком.

2.Очень сильно покрасневший (о человеке).

ветчина (от древнерусского «ветхий»)

Мясо копчёного свиного окорока.

–– вообразить (образовано из во- + образ, далее от праславянского «оb»- + «rаzъ», от которого в том числе произошло древнерусск. слово «образъ»)

1. Представить себе мысленно.

2. Предположить, счесть.

3. Употребляется также в начале речи в значении представь себе

–– выразительный (происходит от глагола выразить (выражать), далее от разить, то есть бить)

Хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам, внешнему виду.

2. Многозначительный, как бы сообщающий что-нибудь.

–– иждивенец (от старославянского «иждити»— истратить)

Лицо, получающее от другого лица полное материальное содержание, либо постоянную материальную помощь, которая является для них основным источником средств к существованию.

–– коварный (происходит от древнерусск., «коварь» кузнец; церк.-слав. «ковати зълаıа» –– замышлять недоброе)

Лукавый, злорадный, хитрый, скрытный и злобный, замышляющий недоброе, двуличный.

–– корыстный (происходит от сущ. корысть, далее из праслав. *koristь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. користь (греч. τὰ σκῦλα), укр. кори́сть «польза, выгода, прибыль»)

1. Основанный на корысти, расчёте.

2.Стремящийся к личной выгоде, обогащению, наживе (нередко используя при этом и что-либо чужое); корыстолюбивый.

наваждение (от церковнославянского «наваждение» — клевета, из старославянского «навадити» — подстрекнуть, оклеветать)

По суеверным представлениям: то, что внушено «злой силой» с целью соблазнить, увлечь чем-нибудь.

обаяние (от древнерусского «баяти» — говорить, колдовать. Обаятельным называют человека, который умеет красиво говорить)

Очарование, покоряющее влияние, притягательная сила

обоняние (от страославянского, древнерусского «вонь» — на тот момент любой запах. Ведь в современном языке сохранилось слово «благовоние»)

Способность к восприятию и различению запахов.

–– перчатка (производное от «перст» – палец; буквально— «варежка с пальцами») перстень, напёрсток

Вязаный или сшитый из материи, а также из кожи чехол для кисти рук, с отделениями для каждого пальца.

–– подражать (из старослав., драга – дорога, буквально «идти той же дорогой»)

Брать с кого-нибудь пример, следовать чьему-то примеру, делать что-то в подражание кому-то, передразнивать, перекривлять, пересмеивать кого, пародировать.

Иноязычные слова:

абажур (от французского «abat-jour», далее из «abattre» — сбивать, отражать + «jour» — день, свет)

Часть светильника, изготовляемая из стекла, ткани, металла, пластмассы и др., предназначенная для защиты глаз человека от света и излишнего тепла.

1. Душистый, приятный запах, благоухание.

2. Только ед., отпечаток; неуловимый, но характерный признак, своеобразие (книжное).

3. Только мн., душистые вещества.

Большое помещение перед входом во внутренние части какого-нибудь, преимущественно общественного, здания.

–– ветеран (от латинского «vetus» – старый)

1. Старый, опытный воин; участник прошедшей войны (высок.).

2. Старый, заслуженный деятель, работник.

винегрет (от французского «vinaigrette» — винный соус с уксусом)

Холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины XIX в. так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренных уксусом.

витраж (от французского «vitrine» — от французского «vitre» — стекло, окно)

Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

витрина (от французского «vitre» — стекло, окно)

Пространство в окне магазина, закрытое стеклом, предназначенное для показа товаров.

1. Шкаф для хранения одежды.

2. Помещение в общественном здании, предназначенное для хранения одежды посетителей; раздевальня. В нашем театре гардероб помещается в нижнем этаже.

3. Всё носильное платье одного человека или семьи

–– каникулы (от латинского «canicula» –– собачка. Выражение «diēs canīculāres», буквально –– собачьи дни — от старого названия Сириуса; солнце в жаркое время года ближе к Сириусу, в связи с чем эта звезда видна именно в жаркие дни, и именно в эти дни проводились всеми любимые каникулы)

1. Время, свободное от учений или занятий.

2. Время, в которое созвездие Большого Пса находится в северном полушарии.

палисадник (от французского «palisade» — изгородь, частокол, от palis – палка)

1. Небольшой огороженный садик перед домом.

2. Строительный материал в виде деревянных брусков длиною до 1/2 метра и шириною в 2-4 сантиметра (технически).

поликлиника (от от греческих слов «polis» — город и «klinikos» — больница) Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания внебольничной помощи населению и проведения комплекса профилактических мероприятий.

–– фонтан (от латинского fons – источник)

Сильная струя воды, которая бьёт вверх или под напором вытекает из

фортуна (от латинского «fortuna» — судьба, башня судьбы, восходит к «fortis» — неожиданность)

1.Богиня слепого случая, удачи, счастья и несчастья (если богиняповорачивается к человеку спиной).

2. Судьба, случай, счастье

кампания (воен. действия, какие-либо мероприятия – от лат. campus – поле сражения)

1. Военные действия против кого-нибудь.

2. Период плавания или военных операций флота.

3. Мероприятия для осуществления очередной важной общественно-

политической или хозяйственной задачи.

4. Продолжительность цикла каких-н. непрерывных производственных процессов

компания (от латинского «com» – со, вместе + «panis»– хлеб, буквально те люди, которые вместе едят хлеб)

1.Общество, группа лиц, проводящих вместе время.

Капиталистическое торговое или промышленное предприятие, обычно торгово-промышленное объединение предпринимателей.

диктовать (от латинского «dicto» — диктовать)

1.Медленно и раздельно произносить что-нибудь с тем, чтобю слушатель записывал.

2. Предлагать для беспрекословного выполнения.

диктант (от латинского «dicto» — диктовать,)

1.Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний.

2. Действие диктующего.

диктатор (от латинского «dicto» — диктовать)

Правитель страны, пользующийся неограниченной властью.

дикция (от латинского «dicto» — диктовать)

Произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

капитан (от латинского слова «caput» — верхняя часть, в данном случае глава корабля)

1. Офицерское звание или чин в армии и флоте, а также лицо, имеющее это звание.

3. Глава спортивной команды.

капитель (от латинского слова «caput» — верхняя часть, в данном случае верхняя часть колонны)

Венчающая часть колонны или пилястра. Используется во многих архитектурных стилях, начиная с античности.

капуста (от латинского слова «caput» — верхняя часть, всем известно, что капуста круглая и по форме похожа на голову)

Огородное растение семейства крестоцветных с крупными листьями,

плотно прилегающими друг к другу и образующими кочан.

капюшон (от латинского слова «caput» — верхняя часть, часть верхней одежды, которая надевается на голову)

Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды.

Выводы

Работая над проектом, я узнал много новой и интересной информации. Неожиданно оказалось, что те слова, которые мы привыкли считать непроверяемыми, можно проверить, если знаешь их происхождение.

К моему удивлению в словарях, которые есть в конце каждого учебника русского языка, подавляющее число слов иноязычного происхождения. Думаю, так получилось, потому что русский наш родной язык и нам, как носителям языка, легко подобрать однокоренное проверочное слово.

Гораздо сложнее с заимствованными словами, здесь нам поможет этимология. Если знаешь, от чего слово образовано, можно запомнить его современное правописание.

Использованные источники:

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007

Школьный этимологический словарь Г.Н. Афониной. – Издательство «Айрис-Пресс», 2008

Современный этимологический словарь Л.А. Глинкиной – «АСТ», 2009

Источник

О словарных словах.

Бесчисленное количество ошибок, имеющихся в школьных тетрадях на так называемые «словарные» слова, буквально приводит в ужас. Ведь в одном и том же слове из работы в работу, из года в год один и тот же ребенок делает одни и те же ошибки! В чем же здесь дело? И как это преодо­леть?

Прежде всего необходимо до конца понять следующее. В русском языке имеется большое количество слов, которые пи­шутся в соответствии с так называемым «условно-историче­ским» принципом, то есть так, как исторически сложились пра­вила их написания. Сюда же относятся и слова, заимствован­ные из других языков, которые также пишутся в соответствии с законами тех языков. Теперь уже никто, кроме, разве, языко­ведов, не может точно сказать, почему, например, в слове «огу­рец» надо писать О, а не А, а в слове «картофель», наоборот, А, а не О. Просто в течение вот уже нескольких столетий так писали наши предки или так пишутся эти слова в тех языках, из которых слова к нам пришли. А поскольку многие из этих слов широко распространены в современном русском языке и встречаются буквально на каждом шагу, то в связи с этим воз­никает необходимость овладения их правописанием. И путь для этого только один — все эти слова необходимо запомнить, причем запомнить твердо, на всю жизнь!

С учетом этой необходимости для таких слов в школе заво­дятся специальные словари, постепенно пополняемые все новы­ми и новыми словами. Однако, по нашим наблюдениям, многие родители не придают этим словарям должного значения и не приучают своих детей, начиная с 1-го класса, к обязательному и прочному заучиванию словарных слов. А если ребенок не вы­учил в 1-м классе, как пишется, допустим, слово «собака», то это значит, что в отношении этого слова он на всю жизнь остался безграмотным, поскольку во 2-м, 3-м и более старших классах для заучивания предлагаются уже новые слова и к прежним обычно не возвращаются. О них постоянно напоминают лишь бесконечные двойки.

Но даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт нашего общения с неуспевающими детьми, делается это неправильно, поскольку сама цель заучивания при этом как бы смещается: часто ребенок помнит, что «это словарное слово», но совершенно не помнит, какая именно буква должна быть в нем написана. А ведь только из-за нее и заучивалось это слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится как бы к отграничению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомни­тельными.

В связи с таким положением дел есть несколько простых советов по работе со словарными словами.

Лучше всего уже в 1-м классе завести для этих слов один общий словарь, который в последующие годы обу­чения будет пополняться все новыми и новыми словами. Наличие такого словаря даст возможность периодически освежать в памяти не только новые, но и выученные в прежние годы слова, что позволит прочно усвоить их на­писание, «не потеряв» при этом ни одного слова. Другой возможный выход из положения заключается в береж­ном сохранении таких словарей за все годы школьного обучения и в периодическом обращении к ним при необ­ходимости. В случае если такие словари за несколько предшествующих лет обучения утрачены, их необходимо восстановить и опять- таки постараться свести в один общий словарь в целях усвое­ния хотя и с опозданием всех уже изученных слов. Иначе они так и будут преследовать ребенка в течение всей его жизни. Необходимо это до конца осознать и сразу принять нужные меры, поскольку с годами обучения число предлагаемых для заучивания слов неуклонно растет, а вместе с тем добавляется и количество ошибок в тетрадях.

В процессе заучивания слова следует произносить так, как они пишутся, а не так, как их принято произносить обычно, например: «корова», «потолок», а не «карова», «пыталок» и т.п. Строжайшее соблюдение этого условия необходимо, так как в противном случае ребе­нок, хотя и будет знать, что это слово «словарное», но не сможет правильно написать.

С целью улучшения запоминания слов лучше всего поста­раться самому найти какие-то приемы заучивания, позво­ляющие вносить как бы некоторую долю осмысливания в этот в общем-то механический процесс. Это можно сде­лать, например, путем своей собственной систематизации слов после накопления достаточно большого их количест­ва. Допустим, мы решили выделить из общей массы сло­варных слов названия овощей. Их лучше всего записать в два столбика с учетом содержащейся в их составе гласной О или А, например:

Для облегчения запоминания полезно отметить для себя даже и то совершенно случайное обстоятельство, что назва­ния первых трех овощей первого столбика начинаются на бу­кву К (то есть в названиях овощей, начинающихся на К, надо писать А).

В процессе заучивания словарных слов необходимо к каждому из них подбирать возможно большее число родственных слов, что очень важно по следующим причинам.

Во-первых, ребенок должен понять, что овладение правописанием одного только слова сразу значительно расширяет границы его познания в языке, поскольку он сможет теперь безошибочно писать не только это слово, но и целый ряд однокоренных слов. Например, запомнив слово «барабан», он одновременно овладевает и правописанием слов «барабанить», «барабанщик», «барабанный» (бой). То же самое и со словом «дорога» — это уже не только одно слово «дорога», но и «дорожный», и «придорожный», и «дорожка», и «дороженька» и т.п.

Во-вторых, такое «обыгрывание» каждого словарного слова значительно повышает быстроту и прочность его запоминания.

И, наконец, в-третьих, это очень важно для расширения общего кругозора ребенка, для развития у него «чувства языка» и, в част­ности, для совершенствования навыка подбора однокоренных слов, столь необходимого при практическом применении правил грамматики.

Совершенно необходимым условием для усвоения словар­ных слов является систематическое проведение предупре­дительных диктантов, которое позволяет не допускать ошибок в этих словах и дает возможность «приучать руку» ребенка к их правильному написанию. При отсутствии (или после исчезновения) ошибок в предупредительных диктантах можно переходить к контрольным диктантам, которые уже не предусматривают предварительного разбо­ра подлежащих записи слов.

Те словарные слова, написание которых уже прочно усвое­но ребенком, постепенно исключаются из работы, с тем чтобы можно было больше внимания уделить более труд­ным для него словам. Вновь возвращаться к «исключен­ным» словам приходится лишь в случае возвращения оши­бок, и делать это нужно немедленно, не ожидая «обратного развития событий».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *