Как вы думаете что нужно сделать чтобы повысился уровень жизни российских граждан
Что необходимо изменить в России, чтобы улучшить жизнь населению?
Что необходимо изменить в России, чтобы улучшить жизнь населению? Подобные вопросы задаются очень часто. Некоторые депутаты об этом не хотят знать. Что и как лучше будет населению, если финансово сверх стабильны.
Качество жизни населения – интегральный, обобщающий показатель, который включает качество здоровья жителей страны, связанное с демографической политикой, с продолжи-тельностью жизни; качество образования, обуславливающее культуру населения; качество окружающей природной среды обитания людей, обеспечивающее состояние и эффективность экологической системы. Все эти составляющие прямо или косвенно связаны с индикаторами качества жизни, такими как, потребление и доходы населения, условия труда и отдыха, свободное время, гарантии и безопасность людей, жилищные условия и т.п.
Наличие и обеспечение жильем является важнейшей составляющей качества жизни на-селения. Жилищные условия – один из важнейших факторов, влияющих на формирование качества и уровня жизни, на условия, которые обуславливают возможности создания семьи, рождения детей, сохранения и поддержания здоровья, создают условия для поддержания работоспособности и продолжительности жизни населения. Проблемы обеспеченности населения комфортным и доступным жильем неотделимы от решения вопросов повышения благо-состояния, уровня и качества жизни людей.
Жилищно-бытовые условия, качество и размер жилья, наличие комфортных условий (центральное отопление, водо-и газоснабжение, канализация) влияют на настроение, самочувствие, здоровье людей, создают фон, среду качественного существования и добротные условия жизнедеятельности человека. Поэтому в настоящее время в экономической литературе, в научных исследованиях уделяется огромное внимание именно этой проблеме: предлагаются разнообразные методики анализа и оценки рынка жилья; модели рационального и скорейшего решения жилищных вопросов и другие меры, улучшающие качество жизни.
Если бы вас избрали депутатом Государственной Думы РФ, чтобы вы изменили?
Губернаторы рассказали, как повысить качество жизни россиян
Повышение уровня жизни граждан – основополагающий принцип в работе губернаторского корпуса. На ближайшие пять лет повышение уровня жизни россиян и развитие человеческого потенциала – еще и приоритетные задачи нацполитики, закрепленные в новых майских указах президента.
На пресс-конференции 1 августа губернаторы и вице-губернаторы регионов России поделились собственным опытом и наработками, рассказали об инициативах, качественно меняющих в лучшую сторону жизнь конкретных людей в конкретных городах и селах. «Эстафета» лучших практик регионального управления организована при участии АНО «Экспертный институт социальных исследований».
Снижение тарифов ЖКХ, поддержка молодых семей и новорожденных, развитие здравоохранения, расширение льгот и количества социальных категорий граждан, фиксированные цены на продукты питания, расширение социальных продуктовых точек продаж, забота о мобильных и малообеспеченных гражданах, поддержка пенсионеров и предпенсионеров – малый круг тех первоочередных задач, которые стоят сегодня перед всеми глав всех регионов без исключения, говорит эксперт.
Открытость власти и готовность чиновников к диалогу с людьми играют решающую роль в эффективном исполнении этих задач. Не менее важно делиться успешно реализованными практиками, чтобы руководители субъектов России смогли перенести и внедрить их на своих территориях.
В каждом регионе свой клубок вопросов, который необходимо решать, но благодаря открытости и взаимодействию с жителями, благодаря сводному обсуждению лучших практик сегодня на каждую проблему в «копилке» у губернатора порядка 10 отработанных решений, говорит эксперт.
На пресс-конференции губернаторы, их заместители и первые лица правительств субъектов РФ рассказали о своих лучших проектах. Был представлен опыт Брянской, Вологодской, Мурманской, Сахалинской областей, Республики Башкортостан и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В республике для решения задачи по повышению рождаемости ввели 3%-ый льготный пакет на ипотечное кредитование для семей при рождении второго, третьего и последующих детей. С 12 августа льготное жилищное кредитование будет действовать и на приобретение семьями жилья на вторичном рынке.
Еще один проект – выделение многодетным семьям для решения жилищных проблем по 224 тысячи рублей вместо раздачи земельных участков (такова кадастровая стоимость 10 соток земли в области). Мерой государственной поддержки на сегодня воспользовались уже более полутора тысяч человек.
Третий проект – компенсация всем многодетным семьям 50% стоимости коммунальных платежей.
Кроме этого в Вологодской области внедрены программы по социальной адаптации семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В регионе родителям на каждого новорожденного и первоклассника вручают бесплатные социальные наборы «С днем рождения, малыш!», «Портфель 1 сентября» и др.
В Мурманской области большой популярностью у жителей пользуется проект «Наша Рыба». В условиях дорогостоящей жизни на Севере продуктовые льготы – не просто финансовые послабления для семей, но и основа здоровья и активности населения.
По словам чиновницы, повышение открытости власти – необходимое и обязательное условие для достижения такой глобальной национальной задачи как повышение уровня жизни граждан России.
С этой целью в регионе отрыли интерактивный портал «Наш север», аналог «Активного гражданина». Благодаря проекту у жителей Мурманской области появилась возможность голосовать за социальные проекты и проекты благоустройства, которые реализуются в области. Первые голосования, например, посвящены инициативам по горячим линиям ЖКХ, комфортной городской среде, противопожарному контролю. Жители сами оценивают работу служб и формируют дорожные карты.
В Башкортостане жители тоже активно включаются в текущие проблемы благоустройства муниципальных территорий.
Успешной показала себя и практика ремонта подъездов с популяризацией такого формата взаимодействия между соседями как собрание жителей МКД.
Также новеллами правительства Башкирии стали тематические часы, посвященные вопросам строительства и инвестиций.
Для заместителя председателя правительства Сахалинской области Антона Зайцева высокое качество жизни людей – это тоже, в первую очередь, забота об их здоровье.
Ноу-хау Сахалинской области: не человек идет в больницу на обследование, а диспансер со всеми установками едет к человеку!
Для обеспечения населения качественной медицинской помощью, безусловно, требуются профессиональные кадры. Для отдаленных территорий России эта задача обременена дополнительными сложностями. В Сахалинской области сегодня активно думают над тем, как привлечь медицинских работников в регион на работу. Правительство субъекта на сегодня предлагает врачам подъемные 6 млн рублей, а также сертификат на приобретение жилья суммой до 3 млн рублей и иные социальные выплаты. В ходе реализации этих мер поддержки за 4 месяца этого года в Сахалинскую область переселилось около 80 врачей.
Для жителей старшего поколения реализуют программу «Долголетие». Женщины и мужчины в возрасте от 65 лет получили возможность бесплатно посещать все учреждения спорта и культуры на территории области.
Другая немаловажная проблема России – аварийное жилье.
Кроме этого, в регионе выделен в этом году дополнительно 751 млн рублей на реализацию жилищных программ для молодых семей, а сам возрастной ценз «молодой семьи», ограничивавшийся ранее возрастом 35 лет, ликвидировали. Теперь на льготы претендуют члены семей старше этого порога.
На привлечение в Ямало-Немецкий автономный округ молодых учителей, воспитателей утвержден грант размером в 600 тысяч рублей.
В Брянской области вопрос с дефицитом врачей и медицинских кадров решают за счет привлечения их из соседних бывших советских республик. Кроме этого, ведется набор в целевые группы обучения выпускников школ.
Другая инициатива областной власти – поддержка семей, потерявших своих близких. По словам Богомаза, в проект бюджета на следующий год будут заложены средства для семей, потерявших кормильца: родственники погибшего смогут рассчитывать на среднюю заработную по региону.
Власти придумали четыре способа улучшить жизнь россиян. Но сработает только один
Путин велел поднять доходы граждан. Осталось решить, как.
Каждая палка имеет два конца. Подготовка к думским выборам 2021-го и к транзиту 2024-го — это не только закон о гражданах-иноагентах и прочие строгости. В высших сферах явно хотят, чтобы к решающим политическим битвам народ подошел хоть с каким-то улучшением своего материального положения. Необходимость такового осознана сейчас всеми начальствующими лицами.
И капитаны экономики не зря публично выясняют, кто из них в этом году отнял у народа триллион рублей. В правительстве считают, что во всем виноват Центробанк, который своей политикой высоких ставок уменьшил на эту сумму совокупный спрос. А это — «недополученные доходы населением, прибыль компаниями, доходы бюджета». Так сказал министр экономразвития Орешкин. С другой стороны, Кудрин при явном согласии Набиуллиной заявил, что упомянутый триллион недодало гражданам как раз правительство и особенно силуановский Минфин — своим невыполнением плана бюджетных ассигнований.
Ясно, что поиски способов улучшить жизнь простых россиян обострились. Выдвинуты минимум четыре доктрины, указывающие путь к этой цели.
1. Доктрина Путина. Глава государства сообщил министрам, что рост доходов граждан — «важнейшее направление работы правительства». А функционерам ЕР предписано освоить опыт президентских телевизионных «прямых линий» и «терзать и трясти» нерадивых чиновников.
Впрочем, при всей мудрости этих наставлений, из них не понять, откуда возьмутся «результаты, достигнутые ради людей, а не слова или пустые обещания, ничем не подкрепленные».
2. Доктрина Медведева. После уже процитированных здесь слов о хлопотах, нацеленных на «рост доходов людей», в его речи на съезде ЕР следовали соображения, из которых видно, что на этом участке толком ничего не предпринято. То есть персона, формально возглавляющая кабинет и властную партию, либо не знает, что делать, либо знает, но не говорит. Доброжелательность заставляет допустить, что какой-то план у Медведева все же есть. Но секретный — и поэтому истолкованию не поддающийся.
3. Доктрина Силуанова-Набиуллиной. Хотя первый вице-премьер и начальница ЦБ находятся по разные стороны служебных баррикад, их идеи, во-первых, похожи, во-вторых, конкретны, а в-третьих, не являются тайной. Точнее, почти не являются. И Минфин, и ЦБ просто не видят возможности поспособствовать поднятию реального уровня жизни. Они рассуждают об этом подъеме только из должностной лояльности. На практике же их забота о народе сводится к усилиям не допустить хотя бы спада его доходов.
Отсюда и вышеупомянутые обоюдные попытки зажать триллион. Силуанов уклоняется от финансирования суперпроектов, догадываясь, что магнаты пустят деньги на ветер и при этом разгонят инфляцию. А Набиуллина старается помедленнее уменьшать ключевую ставку, предполагая, что при быстром ее снижении большую часть добавочных кредитов расхватают примерно те же магнаты и с тем же эффектом.
Не будем упрекать чиновников за маловерие. Подхлестывание экономики бюджетными вливаниями и низкими ставками иногда ускоряет хозяйственный рост. Который затем часто конвертируется в увеличение доходов простонародья. Но не в нашем климате. Слишком уж все зажато аппаратом учета и контроля. А на его демонтаж наложено очень строгое табу. Как нет отмашки и на передел бюджетных трат. Теоретически можно было бы урезать что-нибудь нацпроектное или охранительное и, допустим, повысить пенсии. Но это велено ни в коем случае не обсуждать.
В таком узеньком коридоре силуановско-набиуллинская доктрина, неявно, но прозрачно отрицающая саму возможность реального роста народных доходов, является честной. Однако совершенно неприемлемой с пропагандистской точки зрения. К счастью, есть кому исправить этот ее недостаток.
4. Доктрина Орешкина. Наш министр экономического развития не боится пообещать, а точнее, научно предсказать ускорение роста ВВП до 3,1% в 2021 году — как раз под думские выборы. Следовательно, народ вкусит плоды успеха именно тогда, когда это станет нужно.
Не скрою, есть сомневающиеся. В том числе и в верхних эшелонах. Но лично я считаю, что Орешкин имеет неплохие шансы на успех. Ведь у него есть крепкий тыл — Росстат.
Общими силами они уже обеспечили подъем народного благосостояния в нынешнем году. Хотя еще в первом полугодии «реальные располагаемые доходы населения» уверенно шли вниз, в третьем квартале требуемое чудо состоялось. И в совокупности за первые девять месяцев 2019-го народные доходы (по отчетам) выросли на 0,2%. Не будем преуменьшать это достижение. Тем более что оно — лишь начало славных дел. Дальше пойдет легче.
Эта четвертая по счету доктрина (назовем ее «статистической») запросто сводит все концы с концами и может быть гармонизирована с тремя предыдущими.
И только народу в день голосования придется выбирать между собственным мнением и мнением Росстата. Впрочем, это будет уже заботой Центризбиркома.
Как повысить реальные доходы россиян: эксперт озвучил список мер
Россияне недовольны данными, которые публикует Росстат. Особо пользователей соцсетей возмущают данные о среднедушевых доходах и средненачисленных зарплатах. Под подобными новостями редко можно не встретить поговорку про голубцы, когда кто-то ест мясо, а кто-то капусту. Почему так выходит, как реально обстоят дела с инфляцией и доходами, что делать, чтобы вывести население из бедности Bankiros.ru обсудил с доцентом кафедры Национальной экономики РУДН Сергеем Зайнуллиным.
Проблема в том, что Росстат, как правило, публикует усредненные данные, подчеркнул спикер. Несмотря на то, что Трудовым кодексом предусмотрена ежегодная индексация заработной платы далеко не все работодатели исполняют эти требования и повышают заработную плату. Наиболее дисциплинированно эти требования исполняют государственные и муниципальные учреждения, госкорпорации, госкомпании. Частный сектор неохотно идет на увеличение зарплат. Ситуация как с пандемией COVID-19 так и с карантинными ограничениями ухудшили ситуацию, вызвав разорение предприятий малого и среднего бизнеса и массовое сокращение работников. Таким образом, большая часть работников прибавок к зарплате в 2020 году на практике не получила.
За январь 2021 года по данным того же Росстата больше цены на овощи выросли на 17,5%. куриные яйца на 15,2%, сладости на 13,7%, фрукты на 13,5%, масла на 11%, а хлеб – на 9%.
«Причина недовольства граждан в том, что цены на самое необходимое – продукты питания – намного превышает размер индексации, которую далеко не все получают. Выход здесь один – повышать реальные доходы граждан», – резюмировал собеседник Bankiros.ru.
По мнению Зайнуллина, сделать это можно следующими способами:
«Эти предложения позволят увеличить занятость населения и стимулировать рост реальных доходов населения», – подчеркнул эксперт.
Он отметил, что сдерживать цены можно путем ввода ограничений на размер маржи торговых сетей, которые уже давно установили олигополию, которая вредит как покупателям, так и производителям, которым становиться очень тяжело доставить свой товар на прилавок, так как торговые сети, одновременно повышая цены для покупателей, стремятся понизить закупочные цены и ввести дополнительные поборы на производителей.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Уровень жизни населения РФ и инструменты его повышения: государство и бизнес
Экономические науки
Похожие материалы
Уровень жизни населения страны является показателем, который отражает то, насколько эффективно выполняются различными институтами общества их функции. Данная категория помогает получить представление о состоянии и развитии человеческого потенциала государства, а перспективы развития всех сфер жизни зависят от него. Именно поэтому важно повышать уровень жизни граждан страны всеми возможными путями и посредством использования различных инструментов. В ходе данного исследования будет рассмотрено влияние института государства и сектора бизнеса на уровень жизни населения Российской Федерации.
Прежде всего, важно определить, что понимается под категорией «уровень жизни», являющейся одним из центральных социально-экономических понятий. Основываясь на изучении подходов различных авторов и исследователей к определению данного понятия, можно с уверенностью заключить, что это многогранное понятие, сложная категория, включающая как экономические, так и социальные аспекты.
Однако большинство ученых отмечают в качестве главных моментов в определении уровня жизни следующее: блага и услуги, находящиеся в распоряжении населения; степень их доступности; достигнутый уровень потребления, а также уровень удовлетворения потребностей различного порядка. Руководствуясь этим, можно сказать, что образующим элементом и связующим звеном для изучаемой категории являются потребности, как осознанная необходимость в чем-либо. А их возникновение и реализация — есть показатель, описывающий уровень жизни.
Таким образом, в общем виде уровень жизни можно определить, как понятие, включающее характеристику степени удовлетворения потребностей человека и общества, причем как материальных, так и духовных. Иными словами, данная категория объединяет количественные и качественные показатели имеющихся в распоряжении благ на определенный момент времени.
Кроме того, целесообразно обратиться к классификации уровня жизни. Выделяется достаток, нормальный уровень, бедность, нищета [5].
Достаток предполагает такую жизнедеятельность, которая основана на пользовании большим спектром благ, играющих важную роль во всестороннем развитии человека, как с точки зрения физических, так и духовных параметров.
Нормальный уровень жизни дает такое потребление, которое отвечает всем научным и медицинским требованиям, обеспечивая поддержание на должном уровне физических и интеллектуальных показателей, а также своевременное их восстановление.
Бедность характеризуется обеспеченностью благами на том уровне, когда возникает ситуация работы производственных сил человека и общества на пределе возможностей.
Нищета, как самый низкий уровень жизни, предполагает наличие минимально возможной совокупности благ и услуг, дающей лишь возможность поддержать жизнедеятельность организма.
Также для того, чтобы меры по повышению уровня жизни населения государства были эффективны, важно дать оценку существующему положению дел. В литературе, посвященной вопросу оценки уровня жизни и ее показателям, часто поднимается вопрос о едином целесообразном его расчете. Однако возможность этого ставится под сомнение.
Применяемые в практической деятельности способы можно разделить на интегральные, стоимостные показатели и индикаторы дифференциации. К первым из перечисленных можно отнести «реальные доходы населения, реальную заработную плату, доходы от реализации продукции, доходы от социальных выплат, проценты по вкладам» [1]. Данные показатели позволяют оценить структуру и прогнозировать динамику доходов населения, поступающих из различных источников. Стоимостные факторы отражают расходы, которые идут на удовлетворение того или иного вида потребностей. Важными показателями являются индикаторы дифференциации. Они позволяют дать оценку социальным изменениям, напряженности, характеру доходов. Самые распространённые из них — коэффициент Джини и кривая Лоренца, позволяют определить уровень неравенства среди населения [1].
Отдельно важно остановиться на таком индикаторе уровня жизни населения, как уровень бедности. Бедными называют ту часть населения страны, которая в силу определенного комплекса обстоятельств не имеет средств, достаточных для того, чтобы обеспечить минимальный стандарт потребления, установленный в государстве. Для Российской Федерации этим критерием определения бедности является прожиточный минимум. Очевидно, что для отдельно взятой страны подобный показатель будет отличаться по величине ввиду производственных сил экономики, традиционных особенностей и т.д. Таким образом, прожиточный минимум является неотъемлемой, признанной во всем мире частью оценки уровня жизни в стране.
Согласно федеральному закону от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» данная категория определяется как «стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» [7]. В основе данной величины лежит денежная оценка товаров, которые имеют наиболее распространенное потребление в конкретный период времени на рассматриваемой территории.
Таким образом, уровень жизни населения можно оценить, использую комплекс показателей, а, значит, влияя на каждый из них, можно изменять складывающуюся в стране ситуацию.
Что касается факторов, которые снижают существующий уровень жизни населения Российской Федерации, то к ним можно отнести низкую заработную плату; рост безработицы, что особенно заметно для отдельно взятых регионов страны; явление задержки выплат по заработным платам и иным статьям доходов населения.
Исходя из этого, действия институтов общественной жизни государства по повышению уровня жизни граждан должны решать следующий ряд задач:
Институт государства и представители бизнеса имеют возможность снизить социально-экономические риски, связанные с низким уровнем жизни, действуя в следующих направлениях:
Если остановиться подробнее на том, какую роль может сыграть государство в повышении уровня жизни населения Российской Федерации, то она заключается, прежде всего, в формировании доходов граждан: социальных выплат, бюджетного финансирования оплаты труда. Кроме того, участие государственного сектора может выражаться в регулировании рыночной конъюнктуры, пересмотре системы установления размеров налогов, сотрудничеством с субъектами бизнеса, стимулировании предпринимательства в разумных рамках [4].
Далее стоит обратиться к конкретным проблемам, которые имеют место в рамках реализации политики по повышению уровня жизни населения в Российской Федерации.
Прежде всего, само понятие «достойный уровень жизни» довольно субъективно. Оно не имеет нормативного определения, не закрепляется и не упоминается ни в одном нормативно-правовом акте России [8]. Поэтому целесообразно законодательно определить категорию «достойный уровень жизни».
Здесь же важно отметить, что вышеупомянутая проблема бедности в государстве имеет довольно спорное юридическое определение. В России черта бедности — прожиточный минимум, равный 10 444 рублям (величина прожиточного минимума на 1 квартал 2019 года), в то время как в зарубежных государствах эта сумма гораздо выше. Для наглядности данные о прожиточном минимуме за рубежом представлены в таблице 1.