Как вы думаете что нужно сделать чтобы повысить уровень жизни российских граждан
Повышение качества жизни Российских граждан
Повышение качества жизни российских граждан
50. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
51. Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.
52. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.
53. Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:
совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;
содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;
обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни;
улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;
принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;
обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.
54. Обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет:
достижения продовольственной независимости Российской Федерации;
ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка;
повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции;
развития племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), формирования достаточных федеральных фондов семян сельскохозяйственных растений (в том числе страховых фондов семян), развития производства комбикормов, белково-витаминных, минеральных добавок и премиксов, ветеринарных (зоотехнических) препаратов;
повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий;
недопущения бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их;
совершенствования системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека;
подготовки научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.
Какие меры помогут обеспечить экономический рост
Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.
Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.
Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.
По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.
Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.
По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.
Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.
По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».
7 идей, как сделать жизнь в регионах комфортнее
Предложения читателей Т—Ж
Эксперты международного рейтингового агентства Moody’s предсказывают рост внутренней миграции в России.
Читатели Т—Ж неравнодушны к теме оттока населения из регионов и регулярно делятся предложениями по улучшению ситуации. Выбрали семь идей, которые помогут сделать жизнь вне столиц приятнее и комфортнее, — от хороших дорог до участия жителей в решении городских вопросов.
Дороги, транспорт, в том числе велосипед, рекреационные зоны — это важнейшие пункты для удержания от переезда. Нужно достаточное количество учреждений, которые обеспечивают комфортную жизнь горожан, — больниц, школ, садиков. Завершающий пункт — рабочие места и поддержка малого и среднего бизнеса.
Можно добавить, конечно, справедливые суды, полицию, увидев которую не пойдешь переходить улицу, адекватные налоговые режимы и так далее. Но начать хотя бы с дорог. Уверен, даже просто наличие нормальных дорог станет стимулом остаться в регионе.
Как минимум потому что в этом случае легко приедет скорая, вовремя привезут свежие продукты, а мысль поехать в соседний поселок на новый фильм будет казаться привлекательной.
Считаю, что в управленческий аппарат давно пора брать умных, амбициозных бизнесовых ребят с повышенной социальной ответственностью. Тогда и изменения начнутся положительные, и люди подтянутся и начнут помогать.
Нужно сделать адекватный уровень жизни и благоустроить сами города. Например, у меня с октября по май только серые краски, последние три-четыре года начал появляться смог, весной и осенью — пыль столбом. Как в степи живешь. Вода — отдельная тема, не то что пить, ей мыться нельзя. Парков нет, погулять можно только в центре. В городе всего два-три нормальных ресторана, которые не стыдно посоветовать.
При этом цены на еду московские, квартиры дорогие. Поехать куда-то трудно: в Москву и Петербург можно улететь два раза в неделю, хоть у нас и областная столица. Нормальной зарплатой люди считают 25—30 тысяч рублей. С этими деньгами можно только за квартиру заплатить и поесть купить, то есть люди особо и не думают о развлечениях и еде. Городская больница вообще ужас: лучше сразу в морг, там хоть ждать не надо, а может, и надо, но хотя бы уже все равно.
Людям нужны возможности для карьерного роста и профессионального развития. Если это все не исправить, то выход один — уезжать. Как минимум в Москву или Санкт-Петербург.
Многие беды малых городов проистекают из централизованной налоговой системы. И хотя пресловутое «Москва всех грабит» не соответствует действительности, но коренной пересмотр и децентрализация решили бы множество проблем на местах.
Текущая схема «собираем в кучу и потом распределяем» неэффективна. Хотя справедливости ради регионы и сами не могут освоить выделяемые центром средства — во многом из-за коррупции и кумовства, банальной невозможности погреть руки на этих потоках. Включается логика — не можем украсть, значит, ничего и не будем делать.
Чтобы народ не убегал, нужно ощутимое улучшение качества жизни и положительные перспективы — планку задает Москва. Для этого нужно развитие и деньги, которых в регионах нет.
Даже если перераспределить налоги в пользу регионов, большую часть разворуют, так как у местных чиновников тоже есть планка «уровня жизни чиновника», а местная финансовая база значительно меньше московской. Может, стоит отдать регионы олигархам в управление — вдруг получится, как у Абрамовича с Чукоткой.
Никто не видит простых вещей. Почему грязно на улице? Потому что никто не убирает. Почему никто не убирает? Потому что нет возможности малому и микробизнесу работать на госзаказчика в лице муниципалитета. А все потому, что есть маленькая прослойка чиновников на местах, которые за счет кривого законодательства проводят тендеры по своим правилам.
Сложившаяся система неэффективна. Нужна федеральная онлайн-система закупок. Не та, что позволяет каждый раз составлять техническое задание под конкретного исполнителя и по наименьшей цене, а та, в которой есть единые требования к выполнению работ и оказанию услуг.
Жизнь в России. Читатели — о том, как жить и выживать в российских городах
Только 5 пункт имеет значение.
Остальное вытекает из него
Александр, нельзя же так. Вертикаль власти сломается
Достаточно посчитать бюджеты провинциальных городов и столицы в пересчете на душу населения и сравнить, там разница в разы, если не на порядок. Ладно бы если это просто сказывалось на уровне жизни (а это, конечно, сказывается). На больших территориях ветшает инфраструктура, малые города пустеют, снижается связанность и целостность страны. А это вопрос безопасности и целостности государства.
Aleksandr, выше Антон Крутов считает северные надбавки неуместными, хотя это один из самых эффективных механизмов удержания населения и обеспечения этой самой связности.
Никого эта надбавка не держит, зарплата все равно подстраивается под рынок с учетом этих «надбавок».
Andrey, это по сути как человек у которого уже умер мозг но его жизнь поддерживают машины.
Andrey, например, одной из мер закрепить законодательно уплату налогов по месту нахождения производства, а не центрального офиса. Но с дотационными регионами это проблемы не решит.
Aleksandr, дело не только в головных офисах. НДС это федеральный налог, прибыль организации это региональный налог, похожая история с налогами и сборами с зарплаты. Конкретному городу перепадают крохи из всей налоговой базы, даже если головной офис расположен, скажем, в Тюмени.
Andrey, у нас есть Северная надбавка, народ все равно сливается.
Соглашусь с децентрализованной налоговой системой и добавлю, что нужно вернуть прямые выборы глав регионов.
Сейчас, когда все налоги и взносы собирает центр, а потом перераспределяет целевым финансированием, у регионов нет возможности и мотивации привлекать в город инвестиции и делать сам город привлекательнее.
Также глава региона избирается центром и перед жителями не особо и отвечает, что также не добавляет мотивации что-либо делать.
>> Сделать децентрализованную налоговую систему
Ничего конкретного не написано.
Что именно нужно вернуть в субъекты?
Конкретно: ст56 гл.8 бюджетного кодекса, что именно там нужно поменять? http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/864e59f04324c21269bc47af4d5c9d0c3b68207e/
>> 1. Платить достойные зарплаты
80% моих соседей не ценит труд людей, то есть даже совсем не вежливо разговаривает с дворниками, персоналом супермаркетов и сферы обслуживания. Что уж говорить про желание заплатить чуть побольше за более качественную услугу.
>> 3. Привлекать к управлению городом профессиональные кадры
>> 4. Развивать городскую инфраструктуру
Угу, все хотят нанимать амбициозных от ответственных, а потом тыкают что эти самые амбициозные и ответственные или уводят клиентов или иным способом красиво действуют к собственной выгоде.
Alexander, у нас привлекали, но все равно сделали так, как хотели изначально. Смысл был привлекать?
Децентрализованная налоговая система убьет дотационные регионы. А на минуточку, в нашей стране НЕ получают дотации только 13 субъектов. Поэтому п. 5 сформулирован не корректно. Необходимо налоговую систему в корне реформировать, строго ограничивая полномочия тратить дотационные средства на местах, но вводя санкции за бездействие или их не целевое использование. Потому что да, сам факт наличия денег, при текущем уровне управления регионами, вопроса не решит.
В регионах иной темп и иные притязательства у населения. Поэтому и чиновники часто расслабленнее и жирнее, поэтому для политической карьеры в большей степени важно родство с верхушкой, чем персональные заслуги. Собственных налогов все равно не хватит, на корку хлеба отсыпят «сверху», ну и зачем тогда напрягаться?
Как улучшить жизнь в России?
На протяжении уже нескольких десятилетий мы испытываем ряд неудобств в жизни, которые никак не решаются государством и создают общий проблемный фон проживания в РФ. Это негативно влияет на отношение граждан к властям, своим обязанностям в обществе и в целом к своему государству. Многие уезжают в другие страны и начинают приносить пользу другому государству, а не России.
Неудовлетворенность наших граждан условиями жизни в стране определяется не только уровнем материального благосостояния. Есть множество факторов нематериального характера напрямую влияющих на качество жизни человека.
Государство может, не вкладывая дополнительных средств, достаточно быстро решить многие проблемы граждан, тем самым повысив комфортность их жизни, а следовательно и их лояльность. Все нововведения могут работать на самоокупаемости за счет сбора высоких штрафов с нарушителей и даже приносить прибыль государству. На данный момент в некоторых сферах уже есть законы, защищающие права граждан, но они не работают. Основным пунктом этой программы должно являться именно повсеместное применение и исполнение этих законов, а не просто создание новых правил на бумаге.
1. Запретить любой шум в многоквартирных домах. Все должны понимать, что это, прежде всего, место для проживания, а все остальные возможности исходят из возможностей данных помещений, в частности шумоизоляции. Это не место для концертов, спортивных игр и зоопарков. На проведение ремонтных работ нужно будет получать разрешение в уведомительном порядке, но где будут указаны сроки и виды работ. Это разрешение должно быть вывешено на двери на период проведения работ. Разрешенные дни и часы для проведения работ строго регламентированы. Никаких работ рано утром, после 18 часов вечера и в выходные.
Это действующая практика многих стран мира. Штрафы такие, что мигом отбивают желание нарушать в следующий раз. Неплательщиков штрафов сажают в тюрьму. И вся эта система работает, как часы. Только у нас до сих пор можно плясать, орать по ночам, слушать музыку, долбить стены, двигать мебель каждый день и ничего тебе за это не будет. Да, есть некоторые законы на этот счет, но они не работают. Точнее не работают так, чтобы остановить это быдло. Если заявитель потратит массу своего времени, в лучшем случае небольшой штраф для нарушителя, который никого не пугает.
2. Разработать возможность видеорегистраторов фиксировать нарушения ПДД и онлайн отправлять информацию в ГИБДД с последующим наложением штрафа. Сейчас информацию нужно самому скопировать, обрезать ролик, отправить. Многим просто лень. Сразу станет меньше лихачей и автохамов на дорогах. Люди перестанут выяснять отношения на кулаках, достаточно будет заснять подрезавшего вас водителя на видеорегистратор и наказание будет неминуемо.
3. Культивировать и поощрять применение гражданами портативных носимых видеорегистраторов для доказательства своей легальной позиции в конфликтных ситуациях. Естесственно, на добровольной основе. Это и сейчас делается с помощью телефонов, но их еще нужно успеть достать и включить камеру. Съемка должна быть разрешена везде, кроме секретных объектов и бань, по принципу: “Могу фиксировать все, что вижу”. А вот публикацию такого видео нужно ограничить, чтобы не нарушать права тех, кого снимают в повседневной жизни.
4. Упростить и ускорить работу судебных органов. Особенно по делам о взыскании денежных средств. Подача заявления в суд должна быть упрощена, стандартизирована и доступна для всех граждан через интернет. Портал Госуслуги вполне может это сделать.
5. Существенно увеличить штрафы за мусор в неположенных местах. Есть определенные люди, которые не понимают, что такое мусорка и их можно вылечить только рублем. Штрафы выписывать, в том числе и по данным придомовых камер видеонаблюдения.
6. Увеличить штрафы за выгул собак в неположенных местах, за отсутствие намордника и поводка. Ввести тотальный контроль. Штрафы выписывать, в том числе и по данным придомовых камер видеонаблюдения.
7. Увеличить штрафы за парковку в неположенных местах. Усилить службу эвакуации подобных автомобилей за счет нарушителя.
8. Существенно увеличить наказание за различного рода дебоши, драки, хулиганское поведение. Вернуть статью побои в криминальное поле и ужесточить наказание по ней. У нас некоторые люди, к сожалению, не умеют себя вести. Их никто жестко не останавливает и поэтому их число с каждым годом растет. Возникшие из-за пустяков бытовые конфликты все чаще заканчиваются трагедиями и тяжкими уголовными преступлениями.
9. Запретить коллекторские и микрофинансовые организации по определению. С ними связано столько негатива, что их правильнее будет запретить полностью, чем пытаться этих жуликов направить в правовое русло. У нас достаточно банков для выдачи кредитов. Их деятельность и условия кредитного договора должны быть жестко стандартизированы государством. Службу судебных приставов следует увеличить для быстрого и эффективного взыскания средств с должников по решениям судов. Опять же, полностью на самоокупаемости. Пусть должник оплачивает работу приставов по своему делу, если не хочет погашать долг по решению суда добровольно.
10. Запретить “черный маркетинг” по определению. То есть государству не нужно будет ждать, когда хитрые продавцы придумают новый способ обмана потребителей и потом принимать новый закон или указ на каждый новый вид обмана. Все, что вводит потребителя в заблуждение, объявляется незаконным и недействительным. Во многих странах есть такая практика. Любые действия, неважно какие именно, направленные на искажение смысла сделки признаются недействительными.
Любые законы и правила должны исходить из простого принципа: ”Ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Живите так, чтобы не мешать жить другим”.
Размер штрафов должен быть настолько существенным, чтобы они останавливали от повторного нарушения. Практика, когда у злостных нарушителей накапливается по 50–100 неоплаченных штрафов, должна быть искоренена. Такие должны сидеть в тюрьме.
И самое главное, чтобы эти законы работали и активно применялись, нужен эффективный контроль за службами исполняющими законы и суровые наказания за неисполнение ими своих обязанностей.
Чтобы улучшение качества жизни было ощутимо, нужно ввести все эти правила одновременно, а не по одному раз в год, как у нас это обычно бывает. Нужно отметить, что некоторые полезные законы сейчас все-таки принимаются. Но как! По десять лет ждут, чтобы узаконить очевидные вещи. Вместо этого, часто принимаются нелепые законы и ограничения, которые вызывают у людей только отторжение и формируют правовой нигилизм в обществе.
Власти придумали четыре способа улучшить жизнь россиян. Но сработает только один
Путин велел поднять доходы граждан. Осталось решить, как.
Каждая палка имеет два конца. Подготовка к думским выборам 2021-го и к транзиту 2024-го — это не только закон о гражданах-иноагентах и прочие строгости. В высших сферах явно хотят, чтобы к решающим политическим битвам народ подошел хоть с каким-то улучшением своего материального положения. Необходимость такового осознана сейчас всеми начальствующими лицами.
И капитаны экономики не зря публично выясняют, кто из них в этом году отнял у народа триллион рублей. В правительстве считают, что во всем виноват Центробанк, который своей политикой высоких ставок уменьшил на эту сумму совокупный спрос. А это — «недополученные доходы населением, прибыль компаниями, доходы бюджета». Так сказал министр экономразвития Орешкин. С другой стороны, Кудрин при явном согласии Набиуллиной заявил, что упомянутый триллион недодало гражданам как раз правительство и особенно силуановский Минфин — своим невыполнением плана бюджетных ассигнований.
Ясно, что поиски способов улучшить жизнь простых россиян обострились. Выдвинуты минимум четыре доктрины, указывающие путь к этой цели.
1. Доктрина Путина. Глава государства сообщил министрам, что рост доходов граждан — «важнейшее направление работы правительства». А функционерам ЕР предписано освоить опыт президентских телевизионных «прямых линий» и «терзать и трясти» нерадивых чиновников.
Впрочем, при всей мудрости этих наставлений, из них не понять, откуда возьмутся «результаты, достигнутые ради людей, а не слова или пустые обещания, ничем не подкрепленные».
2. Доктрина Медведева. После уже процитированных здесь слов о хлопотах, нацеленных на «рост доходов людей», в его речи на съезде ЕР следовали соображения, из которых видно, что на этом участке толком ничего не предпринято. То есть персона, формально возглавляющая кабинет и властную партию, либо не знает, что делать, либо знает, но не говорит. Доброжелательность заставляет допустить, что какой-то план у Медведева все же есть. Но секретный — и поэтому истолкованию не поддающийся.
3. Доктрина Силуанова-Набиуллиной. Хотя первый вице-премьер и начальница ЦБ находятся по разные стороны служебных баррикад, их идеи, во-первых, похожи, во-вторых, конкретны, а в-третьих, не являются тайной. Точнее, почти не являются. И Минфин, и ЦБ просто не видят возможности поспособствовать поднятию реального уровня жизни. Они рассуждают об этом подъеме только из должностной лояльности. На практике же их забота о народе сводится к усилиям не допустить хотя бы спада его доходов.
Отсюда и вышеупомянутые обоюдные попытки зажать триллион. Силуанов уклоняется от финансирования суперпроектов, догадываясь, что магнаты пустят деньги на ветер и при этом разгонят инфляцию. А Набиуллина старается помедленнее уменьшать ключевую ставку, предполагая, что при быстром ее снижении большую часть добавочных кредитов расхватают примерно те же магнаты и с тем же эффектом.
Не будем упрекать чиновников за маловерие. Подхлестывание экономики бюджетными вливаниями и низкими ставками иногда ускоряет хозяйственный рост. Который затем часто конвертируется в увеличение доходов простонародья. Но не в нашем климате. Слишком уж все зажато аппаратом учета и контроля. А на его демонтаж наложено очень строгое табу. Как нет отмашки и на передел бюджетных трат. Теоретически можно было бы урезать что-нибудь нацпроектное или охранительное и, допустим, повысить пенсии. Но это велено ни в коем случае не обсуждать.
В таком узеньком коридоре силуановско-набиуллинская доктрина, неявно, но прозрачно отрицающая саму возможность реального роста народных доходов, является честной. Однако совершенно неприемлемой с пропагандистской точки зрения. К счастью, есть кому исправить этот ее недостаток.
4. Доктрина Орешкина. Наш министр экономического развития не боится пообещать, а точнее, научно предсказать ускорение роста ВВП до 3,1% в 2021 году — как раз под думские выборы. Следовательно, народ вкусит плоды успеха именно тогда, когда это станет нужно.
Не скрою, есть сомневающиеся. В том числе и в верхних эшелонах. Но лично я считаю, что Орешкин имеет неплохие шансы на успех. Ведь у него есть крепкий тыл — Росстат.
Общими силами они уже обеспечили подъем народного благосостояния в нынешнем году. Хотя еще в первом полугодии «реальные располагаемые доходы населения» уверенно шли вниз, в третьем квартале требуемое чудо состоялось. И в совокупности за первые девять месяцев 2019-го народные доходы (по отчетам) выросли на 0,2%. Не будем преуменьшать это достижение. Тем более что оно — лишь начало славных дел. Дальше пойдет легче.
Эта четвертая по счету доктрина (назовем ее «статистической») запросто сводит все концы с концами и может быть гармонизирована с тремя предыдущими.
И только народу в день голосования придется выбирать между собственным мнением и мнением Росстата. Впрочем, это будет уже заботой Центризбиркома.