Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Понятие необходимости и случайности. Их взаимосвязь

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

2. Роль категории необходимости и случайности в познании.

Изменения, происходящие в окружающей нас действительности, можно разделить на два вида:

одни: определяются внутренней природой явления и вытекают из коренных особенностей развития предметов, явлений и процессов;

другие: не вытекают из сущности данного предмета или процесса, т.к. вызываются побочными и внешними причинами.

Необходимость— это то, что совершается с внутренней неизбежностью и имеет в самом себе причину и обоснование (закономерность).

Случайность— это то, что неустойчиво, непрочно, временно связано с данной необходимостью, т.к. причина его находится вне данного явления.

Необходимость и случайность имеют объективный характер, хотя их роль в познании различна.

Необходимость и случайность предполагают друг друга, поэтому отрицание той или другой не может остаться без последствий. Изолируя одну из них, мы неизбежно приходим к ее противоположности. Объявляя все явления необходимыми мы тем самым объявляем необходимым заведомо случайное. Такая позиция свойственна метафизическому взгляду на мир. Согласно этому воззрению в природе господствует простая, непосредственная необходимость. От того, что все объявляется необходимым, мы вовсе не избавляемся от случайности, а саму необходимость сводим до уровня случайности. Провозглашая абсолютную необходимость, мы вынуждены, например, закону, управляющему управлению планет придавать то же значение, что и количеству горошин в стручке или длине хвоста у собаки.

Следовательно, случайность и необходимость выступают в качестве таковых в одном и том же отношении к данному явлению. Если же рассматривать явления в разных отношениях, то оно одновременно оказывается и случайным и необходимым.

Случайность и необходимость не только существуют вместе, но и при известных условиях переходят в друг друга. Например, многие открытия полезных ископаемых в науке были случайными. Но эти случайности положили начало необходимым этапам в развитии производительных сил и самой науки. Например, случайное открытие радиоактивности с необходимостью привело к развитию рентгенологии.

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Далее, с одной стороны в материальном мире нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. С другой стороны, нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы моментов необходимости.

Взаимосвязь необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Это означает, что необходимость не существует в чистом виде, она всегда проявляется через случайность. В свою очередь случайность придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Например, развитие орудий труда от каменного топора до компьютера это историческая необходимость, пробивавшая себе дорогу через случайности, обусловленными конкретным развитием того или иного общества. Необходимость обязательно, неумолимо пробьет себе дорогу через массу случайностей, если для этого созрели объективные условия.

Для познания важно, как можно обнаружить необходимое за случайное, ибо задача любой науки заключается в том, чтобы из множества случайностей выделить необходимость. Широко известно положение «наука враг случайности». Его следует понимать в том смысле, что науки вскрывает необходимость и не отбрасывает, отмахивается от случайности, а выясняет, почему данная необходимость проявляется через эти случайности.

В раскрытии случайности большая роль принадлежит динамическим и статистическим закона, которые отличаются по характеру вытекающих из них предвидений.

В законах динамического типа научное предвидение имеет точно определенный однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения и заданы его координаты, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени (рассматривается относительно изолированная система, которая абстрагирована от случайностей).

В статистических закономерностях предвидение носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Это обусловлено действием множества случайных факторов, которые имеют место в массовых событиях, особей в биологических популяциях, людей в коллективах. Статистические закономерности выступают как результат закономерностей большого числа элементов. Необходимость проявляется в статистических закономерностях, возникает и уравновешивается множеством случайных факторов. Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных научных предвидений, тем не менее, являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера. Они вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся.

Динамические законы оказываются предельным случаем статических, когда вероятность становится практически достоверностью.

В объективном бытии причина и следствие носят объективный характер, что подтверждается теоретическими и практическими знаниями. На практике человек убеждается, что независимо от него существуют объективные причины и следствия, с которыми он вынужден считаться в своей деятельности. Именно благодаря деятельности человека и возникает представление о причинности представления о том, что одно действие есть причина другого. Такой подход позволяет показать несостоятельность никаких сверхъестественных причин.

Классическая физика сыграла огромную роль в борьбе с индетерминизмом, обосновав причинную зависимость явлений природы, обосновав принципы детерминизма.

В более развернутом виде принцип детерминизма включает в себя:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которой каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, и этот процесс сопровождается переносом вещества, движения и информации.

3. Признание многообразия типов отношения детерминации и необязательно их сводить только к причинности (случайность, внешние условия).

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений, т.е. они носят упорядоченный характер и подчиняются законам бытия.

5. Тезис об объективном характере всех отношений.

Причинно-следственные связи носят универсальный всеобщий характер, т.е. кто признает объективность причинности, вынужден признавать и ее универсальность. Если мы допускаем явление без материальных причин, то вынужден допускать сверхъестественные причины. Признание универсального характера причинных связей доказывает несостоятельность агностицизма, т.е. если неизвестны причины заболеваний, то несомненно они будут вскрыты. Так было всегда во всей истории медицины.

Причина и следствие взаимосвязаны. Причина есть нечто самостоятельное, независимое от следствия, а следствие есть производное, зависимое. Но т.к. они связаны, причина порождает следствие, в какой-то мере становится следствием для других явлений. Например, условия жизни организмов, изменившись, вызывают изменение наследственности и в то же время в видоизмененном виде, т.е. в виде определенного генетического кода включается в само содержание этой наследственности. Вывод. В следствии есть то, что раньше было в причине и в то же время в следствии есть нечто новое по отношению к самой причине. Следствие оказывает обратное влияние на причину, т.е. выступает как причина других следствий.

Любое следствие является результатом многих причин, но не все они играют одинаковую роль, поэтому целесообразно различать причину, условие, повод. Условие— это то, что подготавливает возможность появления следствия. Повод— это внешние обстоятельства, помогающие развязать действия причины и не являются закономерностью. Например, было время, когда сырой воздух болот считали причиной малярии. Но это лишь благоприятное условие для размножения малярийного комара. Причиной туберкулеза является палочка Коха, а поводом к ускорению ее действия может явиться простуда, социальные условия и т.д.

Причина различна не только у различных следствий, но и у одного и того же следствия, поэтому встает вопрос о классификации причин. Здесь выделяются главные и неглавные, внутренние и внешние и т.д. Например, в процессе видового изменения организмов главной причиной является изменение условий жизни, среда. В процессе индивидуального развития при наличии всех необходимых условий главной причиной является наследственность организма, определяющая характер изменений. В превращении различных культур микробов под воздействием мутагенных средств решающая роль принадлежит последним как первоисточнику изменений. А в том обстоятельстве, что из семян пшеницы произрастает стебель и листья пшеницы, а не ржи, главной причиной является наследственная природа этого семени.

Причины могут быть общие и ближайшие (падение самолета).

Основные различия видов причин связаны с особенностями развития объективного мира. Процесс развития явлений в живой природе протекает иначе, чем в неживой природе, а в обществе иначе, чем в живой природе. Поэтому причинно-следственные связи складываются по-разному.

Категории причины и следствия являются моментами, ступеньками процесса познания, т.е. человеческое познание идет от следствия к раскрытию причины. Главная задача медицинской науки скрыть причину того или иного заболевания. Например, если мы имеем с базедовой болезнью и пытаемся установить ее причину, то их оказывается много, но главным является недостаток йода, а остальные причины можно рассматривать как условия болезни.

Нельзя практически устранить следствие, не устраняя порождающих их причины.

В правильном выборе лечения того или иного заболевания следует различать причину, условие, повод. В силу учета причин и условий в лечебной практике обычно сочетаются два момента: воздействие на различные явления, которые могут служить причиной патологических процессов (антибактериальная терапия) и терапевтические мероприятия направлены на ряд моментов, обуславливающих причинную связь (вакцинация, стимулирующая терапия, закаливание).

Кондиционализмсчитал, что для возникновения патологических процессов необходима не объективная причина, а только ряд условий, а организм сам творит свою болезнь. Поэтому сама болезнь есть результат суммы условий.

Диалектика, раскрывая развитие через философские законы и категории, позволяет сделать вывод о единстве микро- и макромира и пересмотреть концептуально схему эволюции. Этот пересмотр привел к выводу, что Вселенная представляет собой целостную единую систему. А это ведет к новой концепции детерминизма – неодетерминизму. Неодетерминизм– новая версия традиционного (линейного) детерминизма, которая являлась до сегодняшнего времени доминирующей в европейской культуре, привела к радикальному изменению взглядов в рамках естественнонаучной и в рамках гуманитарной традиции, т.е. неодетерминизм, естествознание позволяет перейти к нелинейной парадигме, что связано со становлением неклассической науки, начиная от квантовой механики до теории катастроф. Такой подход позволяет сделать вывод, что развитие всех систем Вселенной носит нелинейный характер. Это подтверждено синергетикой.

4. Синергетика как теория развития[2].

Первое использование данного термина связано с докладом профессора штудгартского университета Г. Хакена «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (в 1973 году).

Западногерманское издательство «Шпрингер» в 1975 году заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 году монография под название «Синергетика» выходит на немецком и английском языках. Издательство «Шпрингер» открывает серию «Синергетика», в которой выходят все новые и новые труды.

Начиная с 1973 г., с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме «самоорганизация» проходят каждый два года. К 1980 г. было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 г. был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 г.

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Источник

НЕОБХОДИМОСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «НЕОБХОДИМОСТЬ» в других словарях:

необходимость — необходимость … Орфографический словарь-справочник

необходимость — Необходимость … Словарь синонимов русского языка

Необходимость — Необходимость ♦ Necessité Понятие, противоположное понятию случайности. Необходимо то, чего не может не быть, иначе говоря, то, отрицание чего невозможно. Например, сумма углов треугольника в евклидовом пространстве необходимо равна 180о, т … Философский словарь Спонвиля

необходимость — См. нужда, обязанность по необходимости, поставить в необходимость, создать необходимость. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. необходимость нужда, надобность, обязанность,… … Словарь синонимов

НЕОБХОДИМОСТЬ — НЕОБХОДИМОСТЬ, необходимости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к необходимый. Необходимость порядка. Необходимость вывода. 2. Крайняя надобность, обязательность, неизбежность чего нибудь. В этом нет необходимости. «Я увидел необходимость переменить… … Толковый словарь Ушакова

необходимость — НЕОБХОДИМОСТЬ, надобность, нужда, потребность, устар. потреба, разг. сниж. неволя НЕОБХОДИМЫЙ, желаемый, желательный, нужный, потребный, требуемый, требующийся, устар. надобный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

НЕОБХОДИМОСТЬ — И СЛУЧАЙНОСТЬ категориальная оппозиция традиционной философии, в содержании которой процедуры протекания нелинейных вероятностных процессов фиксировались с позиций довероятностной парадигмы детерминизма. Радикальной критике и переосмыслению… … Новейший философский словарь

НЕОБХОДИМОСТЬ — НЕОБХОДИМОСТЬ, и, жен. Надобность, потребность. Н. в помощи, совете. Предметы первой необходимости (самые необходимые для жизни). Сделать что н. по необходимости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НЕОБХОДИМОСТЬ — англ. necessity; нем. Notwendigkeit. Внутренняя закономерность возникновения, существования и развития предметов и явлений мира; то, что должно обязательно произойти в данных условиях. см. СЛУЧАЙНОСТЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Источник

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

Как уже было сказано выше, между причиной и следствием существует объективная необходимая связь, хотя следствие не обязательно является необходимым, ибо оно может быть и случайным явлением.

Что же представляет собой категории «необходимость» и «случайность»?

В истории философии долгое время философы отождествляли необходимость с причинностью, а так как беспричинных явлений нет, то объективно существующей признавалось только необходимость. Как правило, философы отказывали случайности в ее объективном существовании и считали, что случайностью является, то причин чего мы не знаем и знать не можем. Другими словами, под случайностью понимали некое субъективное понятие, которым люди прикрывают свое собственное невежество.

Античный философ Демокрит написал так: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком – нибудь основании и в силу необходимости». Поэтому «люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть свою собственную нерассудительность».

Голландский философ Б. Спиноза полагал, что «случайной… какую–либо вещь называют единственно по несовершенству нашего знания».

Французский философ – просветитель XVIII в. П. Гольбах отмечал: «Мы называем случайными явления, причины которых мы не знаем, которых, из за своего невежества и неопытности, не можем предвидеть».

Все выше названные мной философы практически отождествляют необходимость с причинностью, а случайность с беспричинностью. А так как беспричинных явлений не существует, то и отсутствует случайность.

Но ведь отрицая объективное существование случайности, сторонники подобной точки зрения, по сути, низводят необходимость до уровня случайности.

Так, цитируемый нами выше П. Гольбах утверждал, что «излишек едкости в желчи у фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого–нибудь монаха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы превращать в руины города, разрушать крепости, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяния и бедствия на длинный ряд веков».

Ф. Энгельс подверг резкой критике эту точку зрения, подчеркнув при этом, что «если все в мире одинаково необходимо: и то, что в этом стручке 5 горошин, а не 4 или 6, что хвост этой собаки длиной в 5 дюймов, а не длиннее или короче, что между небесными телами проявляется закон всемирного тяготения, или то, что одна форма энергии превращается в другую, сохраняя ее количество, наступает с одинаковой неизбежностью – то здесь не случайность поднимается до уровня необходимости, а наоборот снижается до уровня случайности».

Дадим определение необходимости и случайности.

Необходимость – это философская категория в которой отражаются устойчивые и существенные связи между явлениями, причем, наступление явления – причины в обязательном порядке влечет за собой обязательно адекватно – определенное явление – следствие.

Случайность – это философская категория, в которой отражается то, что вытекает не из глубин внутренних существенных связей и отношений, а из побочных внешних связей, и в силу этого это может совершиться, а может и нет, может произойти так, а может – иначе. И та, и другая категории существуют объективно, причем они тесно связаны между собой особой диалектической связью. Любой предмет, любое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Одни его свойства и взаимосвязи обусловлены внутренними причинами, выражая природу составляющих его элементов, другие – внешними, его взаимодействиями с окружающим миром (например, в живом организме есть видовые, т.е. необходимые, признаки и индивидуально – случайные). Вот почему случайность – есть форма проявления и дополнения необходимости.

Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Смотреть картинку Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Картинка про Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью. Фото Как вы понимаете что такое необходимость как она взаимосвязана с причинностью

При соответствующем изменении условий необходимость и случайность взаимопереходят друг в друга.

Здесь следует обратить внимание на то, что существуют две формы необходимости: 1) динамическая – согласно которой имеет место однозначная, жесткая обусловленность следствия причиной (если мы посадим зерно пшеницы, то обязательно вырастет – пшеница, а не рожь).

2) статистическая, согласно которой имеет место неоднозначная, вероятностная обусловленность следствия причиной.

Скажем, вы бросаете монету и не знаете, что выпадет «орел» или «решка», но, в конечном итоге, достаточно большое количество бросаний приводит к количеству «50» на «50», т.е. независящему от случая. Статистическая необходимость базируется на законе больших чисел, согласно которому суммирование большого числа случаев или отдельных предметов ведет к тому, что их случайные отклонения в ту или иную сторону нивелируются и образуется некоторая необходимая тенденция.

Другими словами, необходимость проявляется через большую массу случайностей.

Например, сила, с которой ударяет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, зависит от множества разных обстоятельств, но между тем, через всю эту массу отклонений проявляется тенденция (закономерность): сила, с которой молекулы газа ударяют о стенки сосуда, обратно пропорциональна объему газа.

Таким образом, в системе причинно – следственных связей причина может породить случайное или необходимое следствие.

Если то или явление или событие еще не наступило, но может стать причиной, то говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Для анализа данного факта используются такие категории диалектики как «возможность» и «действительность».

Источник

Причинность, случайность, необходимость.

Итак, за тем, что принято называть случайностью, согласно Юму, всегда скрыта некоторая причина. Но обладают ли сами причины дееспособностью? Этот вопрос справедливо признается шотландским философом одним из наиболее важных. Отвечая на него, он критически оценивает некоторые возможные объяснения дееспособности причин. Прежде всего он решительно отвергает интерпретацию Бога как главной действующей причины, якобы обладающей бесконечной силой и энергией. И делает это на том основании, что идея Бога, как и любая другая идея, извлекается из чувственных впечатлений, которые, по определению, совершенно лишены активности.

Другим возможным объяснением активности причин, как указывает Юм, могла бы служить деятельность человеческой воли. Но и это решение вопроса им отбрасывается: «…в воле, рассматриваемой нами здесь в качестве причины, так же мало может быть обнаружена связь с ее действием, как и в любой материальной причине связь с ее собственным действием» (1, 214). Воля пассивна в том смысле, что она сама есть не что иное, как впечатление, и потому не может быть полновластной хозяйкой чувств.

То, что нельзя по одному только внешнему виду объекта предсказывать, какое именно он произведет действие, служит для Юма свидетельством, что объектам как причинам на самом деле не присуща производящая сила, или энергия, иначе имело бы место обратное. Этот юмовский аргумент построен на предположении, будто активность, если таковая была бы свойственна причинам, должна была бы восприниматься чувствами еще до начала действия причины, и лишь в таком случае предсказания оказались бы осуществимыми. Любопытно также отметить, что само сопоставление причинности и предсказуемости стало в XX в. излюбленной темой для философов аналитиков, перенявших, таким образом, эстафету у шотландского философа XVIII в.

Привычное соединение впечатлений и идей, постоянный и плавный переход одних в другие, сопровождающийся переживанием особого чувства обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи между причинами и действиями, поэтому «необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах…» (1, 219). Так как внешние объекты совершенно неактивны, то все сводится к регулярной связи восприятий. И поэтому, утверждает Юм, такие широко используемые в естествознании понятия, как «сила инерции» и «сила тяготения», лишь описывают отдельные наблюдаемые события и их связи, но никак не раскрывают вызвавшие их причины.

Поскольку причины для Юма лишены силы и способности порождения своих следствий, то он подчеркивает в этой связи, что теряет основание аристотелевское различение четырех видов причин, одной из которых как раз и является так называемая действующая причина. Нет нужды и в различении причины и повода, ибо сама причина у него, по существу, мало отличается от повода.

Юм дает два определения причины: 1. «Мы можем определить причину как объект, предшествующий другому объекту и смежный ему, причем все объекты, сходные с первым, находятся в одинаковых отношениях предшествования и смежности к тем объектам, которые сходны со вторым».

2. «…Причина есть объект, предшествующий другому объекту, смежный ему и так с ним соединенный, что идея одного из них определяет ум к образованию идеи другого, а впечатление одного – к образованию более живой идеи другого» (1, 222–223). Он считает, что второе, психологизированное определение причины совершенно освобождает ее от свойства «метафизической» (т. е. в данном случае объективной) необходимости, позволяет отождествлять «психическую» и «физическую» необходимость (1, 280).

Приводимые в произведениях Юма примеры свидетельствуют о том, что в вопросе о причинности он придерживался онтологической схемы «событие – событие». Сама по себе эта схема может получить различную, даже прямо противоположную интерпретацию. В одном случае, различая причину и носителя причины, в качестве которого выступает тот или иной материальный объект, мы связываем происходящие события с объективной реальностью. В другом же случае события могут пониматься как определенные, относительно устойчивые комбинации чувственных впечатлений. И именно последняя точка зрения свойственна шотландскому философу.

Уместно отметить, что психологизация каузальности сочетается у Юма с однолинейным, механистическим истолкованием этого отношения. Он исходит из мнения о том, будто одна и та же причина обязательно связана с одним и тем же действием и наоборот. Этот квазидетерминизм не мешает ему, однако, сделать следующее признание, фактически подрывающее саму возможность закономерной взаимосвязи явлений: «Что угодно может произвести что угодно. Творение, уничтожение, движение, разум, желание – все это может произойти как друг от друга, так и от всякого другого доступного воображению объекта» (1, 225).

Кстати, во второй и третьей книгах «Трактата» Юм возвращается к вопросу о соотношении необходимости и случайности (при этом вопрос о случайности перерастает у него в вопрос о свободе). В сфере морали как таковой, указывает он, проявляется подлинная необходимость, причинные связи здесь реальны. Такая необходимость, однако, совместима со свободой поведения («свободой самопроизвольности»), т. е. с морально ответственными действиями, со способностью выбирать определенную линию поведения без принуждения извне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *