Кэнселинг что такое простыми словами
Что такое «культура отмены»
Летом 2020 года в российском Twitter ряд сотрудниц и сотрудников СМИ рассказали о случаях домогательств и изнасилований. Среди обвиненных — шеф-редактор «МБХ-медиа» Сергей Простаков (уходит со своего поста), сотрудники Сбербанка Сергей Миненко и Руслан Гафаров (банк начал служебную проверку), журналист «Дождя» Павел Лобков (принес извинения).
После движения MeToo и флэшмоба #янебоюсьсказать ситуация выглядит знакомо — тем не менее, мнения и оценки разделились. Кто-то называл произошедшее доносами, другие считали, что домогательства — это не изнасилования, поэтому не заслуживают такого внимания.
Что такое «культура отмены»
Описанные выше события — не единичный случай и даже не просто часть движения MeToo. Это одно из проявлений глобального тренда, который в англоязычном мире называют cancel culture, а в России начал приживаться термин «новая этика» — причем оба термина часто используют противники тренда в уничижительном значении.
Cancel culture — культура отмены — способ привлечь к ответственности за правовые, социальные, этические нарушения известного и облеченного властью человека или группу через отказ от поддержки и/или публичное осуждение, в основном, в социальных сетях.
«Культура отмены» и бизнес
Бренды тоже можно «отменить» — или попытаться отменить.
Среди известных российских случаев — SMM сети ресторанов «Тануки». Глава SMM-отдела сети Андрей Фрольченков недавно покинул должность, а все то время, что он занимал свою позицию, вокруг публикаций «Тануки» в соцсетях регулярно возникали скандалы. В свой первый рабочий день Фрольченков выпустил рекламу, из-за которой сеть обвинили в бодишейминге, а в июне 2020 года после публикации с хэштегом «#всероллыважны» — в расизме. По всему миру таких историй сотни.
Некоторые бренды пытаются использовать тренд себе на пользу через спорные решения, но такая практика становится все опаснее, а масштаб последствий — непредсказуемее. По данным опроса YPulse, люди в возрасте 13-39 лет больше всего доверяют тем брендам, которые готовы честно признаться в том, что совершили ошибку.
Образцовым стал кейс Регины Тодоренко, которая в интервью Peopletalk предложила женщинам задуматься, почему их бьют мужья, задаваясь риторическим вопросом — «а что ты сделала, чтобы он тебя не бил?» Бренды начали отказываться от рекламных контрактов с Тодоренко, а Glamour лишил её статуса «Женщины года». Через неделю Тодоренко не только извинилась, но и сняла часовой документальный фильм о проблеме домашнего насилия, пообещав направить все средства от монетизации на помощь в благотворительные фонды. На YouTube видео набрало больше 4,2 млн просмотров.
Что говорят противники «культуры отмены»
7 июля 2020 года в журнале Harper’s опубликовали «Письмо о справедливости и свободных дебатах». Под ним подписались более 150 ученых, журналистов, писателей, общественных деятелей — включая Гарри Каспарова, Джоан Роулинг, Глорию Стайнем, Фрэнсиса Фукуяму, Ноама Хомски и Маргарет Этвуд.
Всех их беспокоит распространение в обществе цензуры, публичное осуждение, остракизмы, а также «тенденция сводить сложные политические вопросы к ослепляющей моральной однозначности».
Кроме того, авторов письма беспокоят излишне строгие наказания и чрезмерные последствия, которые могут грозить за пресечение невидимых границ. В итоге, считают авторы, журналисты и писатели боятся высказываться открыто.
Как на критику отвечают сторонники «культуры отмены»
Противоположная сторона столкновения между приверженцами «новой» и «старой» этики указывает на то, что проблема сильно раздута. Иными словами, бурные обсуждения того или иного случая канселлинга редко приводят к серьезным последствиям в реальности.
Действительно, при проверке оказывается, что все не так просто: расследование профессора за цитирование литературной классики на самом деле было рутинной проверкой, а отставка редактора была вызвана некомпетентностью, а не общественным осуждением. В России показателен случай главреда «Медузы» Ивана Колпакова, который сохранил свою позицию несмотря на продолжительный скандал после обвинения в харассменте.
Исследователи называют такие ситуации моральной паникой — непропорциональную реакцию на незначительные (или вовсе несуществующие) события. К случаям моральной паники относят, например, охоту на ведьм.
Иными словами, канселлинг не является той катастрофой, которой многие пытаются его представить.
Как с этим жить
Важно понимать, что публичные скандалы — не слаженная массированная атака против всего, с чем не согласна публика. Ситуации могут сильно различаться: обвинения в домогательствах и возмущение постом бренда в соцсетях — разной серьезности случаи, и у каждого из них будут разные последствия, когда пыль уляжется.
Тем не менее, судя по всему, канселлинг никуда не денется — новым в нем оказывается разве что инструмент — социальные сети. Этические нормы никогда не стоят на месте, а их смещение всегда вызывает ответную реакцию. А это значит, что публичным лицам и брендам придется научиться с этим жить — так, как это сделала Регина Тодоренко.
«Культура отмены работает только для женщин». Подростки — о бойкотах знаменитостям
Помните историю с Джоан Роулинг, которой объявили бойкот за твит? Это явление называется «культура отмены»— закэнселить за неосторожные высказывания или некорректные поступки сегодня могут как отдельного человека, так и целую компанию, бренд, корпорацию. Подростки рассказывают, как они понимают это явление и что будут делать, если их любимого артиста начнет бойкотировать общественность.
Маликахон, 16 лет:
Cancel culture, или культура отмены, — это способ перестать взаимодействовать с человеком, который сделал что-то общественно порицаемое. И она существовала всегда. Однако явление стало более организованным благодаря соцсетям: теперь узнать о чьем-то промахе и отреагировать на него можно моментально.
Отмена кажется удобным социальным инструментом, но только в теории. На практике она работает с погрешностями, ведь сделать так, чтобы все перестали контактировать с человеком, невозможно. К тому же почти все истории с кэнселингом, которые я знаю, длились от силы три месяца и были не такими значительными.
Если мне не понравится поведение или высказывания артиста, я точно не буду с ним взаимодействовать. Я не особо сильно привязана к исполнителям: не слежу за ними в соцсетях, не покупаю мерч (одежду и аксессуары с символикой артистов. — Прим. ред.), да и музыку в принципе слушаю очень редко.
При этом меня искренне расстроили истории с отменой певиц Билли Айлиш и Ланы Дель Рэй. Билли бойкотировали из-за высказываний ее партнера (певица встречается с актером Мэттью Тайлером Ворсом, которого неоднократно обвиняли в расистских и гомофобных высказываниях. — Прим. ред.), а Лану и вовсе за то, что все подруги, попавшие на обложку ее альбома «Chemtrails Over the Country Club» — белые (сама певица заявила, что на обложке есть три женщины с другим цветом кожи. — Прим. ред.).
У меня много вопросов к тому, как реализуется культура отмены. Например, даже в обычной жизни девочек за проступки ругают чаще мальчиков, им не позволяют делать то, что разрешают делать мальчикам. Со знаменитостями то же самое: к женщинам всегда возникает больше вопросов и требований. Достаточно вспомнить Регину Тодоренко: она неосторожно выразилась, и в тот же момент все перестали ее любить. А мужчины гораздо чаще говорят странные и даже ужасные вещи, и тем не менее с ними продолжают сотрудничать.
Ева, 17 лет:
Культура отмены — это инструмент, с помощью которого человека наказывают за слова, которые не должны звучать в современном мире. С артистами перестают заключать рекламные контракты, чтобы лишить их денег.
Отменять людей и бренды нужно и важно, если их поступки и слова недопустимы, если исходящие от них мысли и действия отрицательно влияют на общество и принятые в нем нормы. Если селебрити сделает что-то нехорошее и ему это сойдет с рук, кто-то может подумать: «Ну, раз ему можно, чем я хуже?»
Среди моих любимых артистов пока никого не бойкотировали. Возможно, потому что я слишком избирательно отношусь к исполнителям и брендам. К тому же я изначально стараюсь не слишком сильно привязываться к артистам, зная, что все могут облажаться.
Мне было бы обидно и грустно, если бы отменили моих любимых стендап-комиков. Хотя это маловероятно, потому что в нашей стране культура отмены работает только на женщин. Я бы, скорее всего, перестала следить за человеком, если бы против него выдвинули серьезные обвинения. Мои принципы важнее, я не хочу поддерживать неправильные мысли.
Кэнселинг женщин меня впечатляет сильнее, чем отмена в отношении того или иного мужчины
Второй случай кэнселинга, который меня задел, — это история писательницы Джоан Роулинг. Она, конечно, не извинялась за свои слова, но полностью бойкотировать женщину, чьи книги вдохновляют миллионы людей, не допускать ее до съемок спецэпизода «Гарри Поттера» — это странно. Если бы не она, все эти актеры не получили бы свои роли и не стали бы знаменитыми. А ее просто вычеркнули отовсюду за мнение, что женщина — это женщина.
Юлия, 15 лет:
Во время отмены человек становится изгоем, его осуждают и лишают поддержки. То же относится и к брендам. Решение подвергнуть человека отмене может быть полезным и правильным, но многое зависит от того, что именно он сделал.
С другой стороны, массовый отказ взаимодействовать с человеком обычно привлекает к персоне слишком много внимания. Я не слежу за теми, кого отменяют, и не считаю, что нужно это делать.
Стоит обратить внимание на других артистов. Нередко они создают гораздо более качественный контент, чем те, кого бойкотируют.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Культура отмены. Что это такое, чем она опасна и кого отменяли громче всех. Очень длинный пост
2. «Герои» культуры отмены
Журналист Дэнни Бейкер.
Сам Дэнни не умел мыслить как расист, поэтому не мог предвидеть такой реакции. Больше всего возмущались, разумеется, те, кто никогда раньше не видел блога Дэнни и не знал, что это его стандартной фишка, а вне контекста многие вещи выглядят не так, как внутри его. Дэнни уволили из BBC через четыре часа, и никакие его попытки извиниться и прояснить ситуацию не были приняты во внимание.
В 2020 году Джоан позволила себе наезд на транс-персон: она пошутила про осторожных рекламодателей, которые на информационных листках про гигиенические средства написали: «для менструирующих людей». Джоан ядовито откликнулась в своем блоге: «А ведь когда-то эти люди как-то назывались, дай бог памяти… женчуны. щинжены. жейнщийны?»
С точки зрения транс-персон она выступила обидно. По их мнению, женщиной, мужчиной или множественным числом бесполого лица делает человека не банальные анатомически элементы, а исключительно его собственное желание. И, скажем, гордый мужчина с менструацией обижается, когда на его прокладках пишут про женщин. Чувствует себя униженным и оскорблённым. А такие, как Джоан, еще и издеваются! И Джон стала получать «фи» от передовой общественности. Её забанили на куче её же фан-сайтах, издательства публиковали покаянные разъяснения, от писательницы публично отреклись актёры, сыгравшие в Гарри Поттере. Да, все эти предатели, получившие благодаря Джоан славу, миллионы и сказочные судьбы, – Гарри, Гермиона и Рон, то есть Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт, – не смогли помолчать в тряпочку, так как нынче в тренде политкорректность, а не благодарность, и высказались о том, как их ранили слова Джоан. Шла речь о том, чтобы удалить её имя из фильмов о Хогвартсе (ещё спасибо, что не с обложек книг),а кинокомпании, готовившиеся уже запустить пачку проектов по вселенной Гарри Поттера, начали потихоньку отматывать назад, потому что с особами,попавшими под культуру отмены иметь дело небезопасно – замучишься потом извиняться перед оскорбленными.
Компания «Уорнер Бразерс» недавно культурно отменила актёра, изгнав из «Фантастических тварей» за то, что они с бывшей женой Эмбер Херд любили выпить и подраться. Так что Деппа заклеймили как абьюзера и мизогина (женоненавистника).
3. Расчистка прошлого
Больше всего печалит то, что культура отмены распространяется не только настоящее: чем дальше, тем активнее она заглядывает в прошлое. Из университетских аудиторий исчезают имена учёных минувших веков, которые позволяли себе рассуждения в духе своего времени.
Линней подвергается чистке из-за его высказываний о «примитивных племенах», Шопенгауэр – за его неуважительное отношение к женщинам.
Летом 2020 в Соединённых Штатах и Британии летели с постамента статуи деятелей прошлого, которые были рабовладельцами или завоевателями. Пострадали, например, Христофор Колумб и Томас Джефферсон: Колумбу в Массачусетсе отрубили голову:
Джефферсона в Орегоне скинули на землю и залили краской.
Осенью 2020 года Британская библиотека составила список позора деятелей культуры, предки которых имели отношение к колонизации новых земель и работорговле. Попавшие в этот список Байрон, Уайльд, Оруэлл сами никакого отношения к рабам и новым землям не имели, но достаточно было того, что в этом деле засветились их прадедушки или двоюродные дядюшки. Нет, их книги пока не сжигают, просто помечают особым маркером, чтобы люди знали, с кем имеют дело. По мнению работников библиотеки, эти писатели смогли стать писателями, потому что их семьи пользовались благосостоянием, нажитым неправедным путём.
4. Что такое «Письмо 150»?
Не надо думать, что все прогрессивное умы мира поддерживает культуру отмены. В «Письме 150» – открытом письме, объясняющем вред и опасность этого явления, мы видим подписи учёных мыслителей, писателей и политиков. Великолепно высказался на эту тему Мистер Бин – Роуэн Аткинсон: «То что мы имеем сейчас, является цифровым эквивалентом средневековой толпы, которая бродит по улицам и ищет, кого бы сжечь. И это наполняет меня страхом за будущее».
И он прав. Это действительно напоминает многие сцены прошлого. Толпа, ходившая за Савонаролой по Флоренции XV века и сжигавшая все предметы «порочного искусства» – это прямые предки нынешних адептов канселлинга. В более поздние времена мы можем припомнить китайский хунвейбинов, и тут сходство становится пугающим: те же плачущие и кающиеся за неправильные мысли люди, уничтожаемые книги, сброшенные памятники…
Письмо видит основные проблемы в резком падении уровня свободы и образования в обществе: «Издателей увольняют за проблемные статьи; книги изымают из оборота; журналистам запрещают писать на некоторые темы; профессоров подвергают разбирательству за цитирование в аудитории литературных произведений; научного работнику увольняют за распространение отрецензированной коллегами академической статьи, а руководителей организаций увольняют порой всего лишь за неуклюжие ошибки». Господство монокультуры мысли обедняет цивилизацию – в этом видят основную опасность данного явления подписанты. Но есть и те кто глядит дальше. Кит Хэмптон, один из крупнейших политологов США, профессор Мичиганского университета, предполагает, что культура отмены приведёт в конечном счёте к крайней поляризации любых обществ и, как следствие, к серьезным социальным конфликтам в большинстве сегодняшних развитых стран. Если одна сторона будет контролировать и превалировать, а вторая – привыкать к молчанию, то напряженность будет неизбежно расти и приведёт в конечном счёте к взрыву.
В России с культурой отмены дела пока обстоит поспокойнее. Периодически наши небезразличные граждане тоже пытаются устраивать массовые преследования за те или иные выходки, но наши массы пока куда инертнее, а наши работодатели более безразличны к подобной скандалам с сотрудниками.
Вот, например,сеть ресторанов «Тануки» можно было ругать за некорректную рекламу, обижающую толстых.
А сеть электроники DNS – за ролик, в котором мужчина вывозит женщину в лес в багажнике и заставляет её копать могилу для носков, подаренных им на 23 февраля.
Но руководство компаний каждый раз мудро решало, что не бывает такой вещи, как плохая реклама.
Но это пастораль длится ровно до тех пор, пока человек никак не связан с представительствами крупных западных компаний.
Так, Регина Тодоренко моментально потеряла миллионные контракты с «Проктер энд Гэмбл» за неосторожный вопрос о жертвах домашнего насилия: «А что ты сделал для того, чтобы он тебя не бил?»Позднее Регина просила прощения у публики, безутешно рыдая, а потом перечислила кучу денег в фонды помощи жертвам такого насилия и сняла фильм о том, какое это ужасное явление.
6. Так что же делать?
Вообще, наверное, есть некий смысл в том, чтобы бороться с этой культурой на своем месте. Например, жестко её игнорируя. Говорить то, что думаешь (с оглядкой на УК), не пытаясь нравиться всем вокруг.
Как это делает, например, никогда ни за что не извиняющийся Канье Уэст – хулиган, домашний абьюзер, которого сегодня даже никто не пытается отменять, потому что это же Канье – что с него взять? Любые обвинения его только развлекают, а скандалами он питается.
Но в целом народ в массе не распознает дискриминацию, нетерпимость, расизм, шовинизм как нечто возмутительное. Все это воспринимается скорее как повод посмеяться.
Но со мной согласятся немногие. Потому что гыгыгы, это ж толстуха, а чо она так разъелась и прочее.
Где-то «несчастный» мундюк плачет, наверное. Тоже отмена, но по пикабувски.
Просто потому, что Дэнни любит обезьянок и считает их более милыми, чем котики.
Одно это уже показатель к увольнению.
«А ведь когда-то эти люди как-то назывались, дай бог памяти… женчуны. щинжены. жейнщийны?»
Когда у женщины климакс, она перестаёт быть женщиной? Джоан вроде бы сама не 19-летняя.
Вот, например,сеть ресторанов «Тануки» можно было ругать за некорректную рекламу, обижающую толстых.
За те же деньги нихрена не накормим.
Дэнни Бейкер может говорить что угодно, но постить обезьянку как ребенка Меган Маркл это зашквар. Я тоже могу Гитлера тиснуть на еврейском празднике и сказать, что как бы ни на что не намекаю, а если кому-то что-то кажется, то это его проблема. Есть же очевидные вещи, доступные для понимания каждому.
Сколько всего в мире то, оказывается.
Так рождаются мемы про Киану
Кадры из приключенческой комедии «Затерянный город Д» с участием Сандры Буллок, Ченнинга Татума, Дэниела Редклиффа и Брэда Питта
Сюжет чем-то напоминает «Роман с камнем» — известная писательница (Сандра Буллок) отправляется в турне для презентации своего нового романа вместе с парнем (Ченнинг Татум) с обложки ее книги. По стечению обстоятельств после попытки похищения они оказываются в настоящих джунглях.
Режиссерами картины выступили братья Адам и Аарон Ни. Они же работали над сценарием, черновик которого сначала написали Орен Узил («Мачо и ботан 2») и Дэна Фокс («Однажды в Вегасе», «Круэлла»).
Съемки фильма прошли на территории Доминиканской Республики с мая по август 2021 года.
Российская премьера фильма назначена на 24 апреля следующего года.
Бенедикт Камбербэтч убегает от службы безопасности, чтобы поздороваться с фанатами
Побег произошёл на премьере фильма «Человек-паук: Нет пути домой».
Арни с дочкой Кетрин
Мерил Стрип и главное правило работы
Ответ на пост «Как в вашем городе с туалетами?»
В ноябре в горах Алматы установили 15 спасательных хижин для безопасности туристов. Пользователи в сети жалуются, что одна из хижин уже подверглась акту вандализма. Всему виной «отсутствие культуры», считают они.
В соцсетях появилось сообщение одного из пользователей о том, что в одной из недавно установленных в Алматы горных спасательных хижин посетители оставили мусор и уничтожили часть запасов, которые предназначались для выживания заплутавших туристов.
Прошло уже больше 20 лет
Пятничного Киану вам в ленту!
Дженнифер Энистон о современной киноиндустрии
Энистон в интервью честно призналась, что не успевает за всеми изменениями в индустрии и даже чувствует себя несколько старомодной из-за того, что не вписывается во все современные тренды.
Это уже не та индустрия, которая была раньше. Все уже не так гламурно. Постепенно речь начинает идти только о подписчиках в TikTok и Instagram, как будто мы сейчас нанимаем людей, основываясь на количестве подписчиков, а не на таланте. Я просто теряю связь. Я не из числа тех, кто думает: «Я хочу быть актуальной и заведу тикток»,
Навели порядок?
Хоть что-то хорошее
Умерла Нина Ургант
Правда ли, что нос Большого сфинкса был отбит по приказу Наполеона?
Согласно распространённой легенде, знаменитое египетское сооружение лишилось носа по вине французского полководца. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Контекст. Вот что пишет в своих мемуарах известный советский дипломат Николай Канаев:
«Во время похода в Египет Наполеон посетил эти места. Долго всматривался в наполненное величием и гордостью лицо хранителя пирамид и ниспосланных богом фараонов и как бы защитника всей Африки. Неизвестно, какие ассоциации вызвало величие сфинкса у Наполеона, но он приказал навести на сфинкса пушку. Ядро попало в нос и отбило большую его часть. Голова осталась».
Хорошо известна история о Наполеоне и на западе. В 1995 году лидер афроамериканской радикальной организации «Нация ислама» Луис Фаррахан во время своего «Марша миллиона мужчин» заявил: «Превосходство белых стало причиной того, что Наполеон удалил Сфинксу нос, поскольку тот слишком напоминал вам [белым – Прим.авт.] о величии Чёрного человека». Такое же заявление появилось в 2020 году на популярной Фейсбук-странице African Diaspora.
Можно было бы привести ещё одну книжную цитату – на первый взгляд, профессиональную:
«Европейцы захватили Египет в конце XVIII века во время известной египетской экспедиции Наполеона. До этого Египет был под властью мамелюков. Приблизительно в это время, возможно, и началась «научная обработка» египетской истории. Хорошо известно, например, что орудийные батареи Наполеона прямой наводкой расстреливали из пушек знаменитого Сфинкса в Гизе и сильно повредили его лицо.
Спрашивается, зачем это было сделано? Может быть по невежеству простых французских солдат? Но ведь в войске Наполеона находился штат учёных-египтологов. Куда же они смотрели? Чем не понравилось им лицо Большого сфинкса и надписи на гробницах фараонов? А ведь именно с египетского похода Наполеона и началось бурное развитие европейской египтологии. Расшифровывают иероглифы, находят папирусы и прочее. И одновременно сбивают надписи с гробниц и расстреливают из орудий древние памятники».
Однако здесь есть очень важный момент, а именно, личность автора цитаты. Зовут его Анатолий Фоменко, и он – создатель печально известной «Новой хронологии», в которой изложен альтернативный взгляд на мировую историю, не имеющий ничего общего с реальностью. Поэтому обратимся к заключениям настоящих историков.
В 1798 году тогда ещё генерал Наполеон Бонапарт возглавил поход французской армии с целью завоевать Египет, превратить его во французскую колонию и подорвать господство Великобритании в Восточном Средиземноморье. Несмотря на ряд громких побед, в итоге французская армия вынуждена была отступить, а Наполеон бросил её и вернулся в Париж досрочно – после того, как понял, что итоговое поражение неминуемо. Тем не менее, поход имел и важное культурное значение, поскольку Бонапарт включил в свою экспедицию передовых учёных. В итоге в Европе многократно вырос интерес к древним цивилизациям Востока, а Розеттский камень, обнаруженный в ходе экспедиции, открыл возможность для расшифровки древнеегипетской письменности.
Что же случилось с одной из главных достопримечательностей Египта в дни пребывания там Наполеона? Факты говорят, что ничего особенного. Например, сохранились рисунки датского капитана Фридриха Нордена, сделанные в 1737 году и опубликованные 18 лет спустя в книге «Путешествие из Египта в Нубию»:
Как легко заметить, уже тогда, задолго до прибытия Наполеона, нос у Сфинкса отсутствовал практически полностью и с тех пор почти не изменился. Возможно, наполеоновские солдаты и тренировали на колоссальной фигуре свою меткость, однако без каких-либо заметных последствий для памятника.
Что же стало причиной утраты великим творением древности немаловажного элемента? Версии на этот счёт разнятся. Ещё в XV веке египетский арабский историк Абуль Аббас аль-Макризи обвинил в вандализме суфийского фанатика Мухаммеда Саима аль-Даха. Якобы в 1378 году, узнав, что египетские крестьяне до сих пор приносят подношения сфинксу в надежде на хорошей урожай, Саим аль-Дах пришёл в такую ярость, что отбил у гигантской фигуры нос. Суфий дорого заплатил за это – толпа местных жителей растерзала его.
Согласно немецкому исламоведу и историку Ульриху Харману, эту версию подтверждает ряд других значительных арабских учёных Средневековья. И как минимум в 1546 году об этом недостатке узнали европейцы – страну посетил французский натуралист Пьер Белон, который впоследствии сообщил, что сфинкс «уже не несёт на себе печати грации и красоты, которыми так восхищался [арабский учёный] Абдул-Латиф в 1200 году».
Некоторые авторы предполагают, что окончательно обезобразилось лицо Большого сфинкса после выстрелов со стороны мамлюков в XVIII веке. По ещё одной версии, сами египетские фараоны пытались таким образом прервать загробную жизнь своих предшественников, которая якобы зависела от цельности мумии или памятника.
Существует и естественнонаучная теория – некоторые учёные считают, что причиной всему стали ветер и резкие колебания температуры воздуха. Выходит, арабская пословица «Мир боится времени, а время боится пирамид» не распространяется на соседа и ровесника этих величественных сооружений.
Так или иначе, но к утрате сфинксом своего носа Наполеон Бонапарт, как мы убедились, отношения не имеет.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.