Пусть не покажется странным, но первая страна, где перевели работы датского философа и писателя Кьеркегора (тогда его у нас называли Киргегард), была Россия. Не так много великих датчан мы помним. Навскидку быстрее всего назовем двоих: сказочника Андерсена и мыслителя Кьеркегора. Одного помним с детства, другой приходит в период зрелости.
Несмотря на написанный Кьеркегором «Дневник обольстителя», его имя мало знакомо широкой публике. Наверное потому, что автор не балует читателя описанием постельных сцен, а по-взрослому рассуждает о бытии. Полвека в истории страны — с 1800 по 1850 год — давно окрестили датским «золотым веком» (den danske guldalder), когда появилась целая плеяда замечательных деятелей искусства, ученых, философов и теологов. Одна из крупнейших фигур той эпохи, безусловно, Сёрен Обю Кьеркегор (Søren Aabye Kierkegaard). Будущая мировая знаменитость появилась на свет в Копенгагене 5 мая 1813 года.
На момент рождения сына его отец Микаэль Педерсен (Michael Pedersen Kierkegaard,1756-1838), происходивший из бедных крестьян Ютландии, был крупным торговцем шерстью в датской столице. Служанка Ане Сёренсдаттер Лунд (Ane Sørensdatter Lund Kierkegaard, 1768-1834) стала его второй женой и матерью Сёрена. По слухам, отец согрешил с горничной, пока его законная супруга лежала на смертном одре. В секретных записях Сёрена Кьеркегора исследователи обнаружили признание, что его отец посещал публичных девок и заразился сифилисом, который по наследству передался сыну.
Биографию Серена Кьеркегора трудно писать из-за отсутствия внешних событий в его жизни. Зато она была богата исключительными внутренними коллизиями. В судьбе философа была лишь одна женщина — Регина Ольсен (Regine Olsen), в которую он был влюблен и даже помолвлен. Девушка из приличной семьи была на десять лет моложе Кьеркегора, но он искренне полюбил ее и начал ухаживать. В какой-то момент меланхолик не выдержал и добился согласия родителей девушки на ее брак. Буквально на второй день будущий пастор понял, что совершает роковую ошибку и начал предпринимать шаги, чтобы как можно мягче разорвать помолвку.
В результате сознательных проволочек с его стороны помолвка была отменена. Автобиографическое произведение «Дневник соблазнителя» целиком посвящен его отношениям с Региной. Об этой «своеобразной любви» Кьеркегора вспомнил Альбер Камю (Albert Camus), когда анализировал эпизод с Фридой из «Замка» Кафки. «Он открывает в ней нечто, выходящее за пределы его разумения, причем одновременно понимает, что именно отсутствие этого «нечто» делает его навсегда недостойным Замка», — писал французский писатель и философ, указывая на сомнения Серена быть настоящим семьянином.
По мнению исследователя Пола Стратерна (Paul Strathern), причина подобного отношения к обрученной женщине коренилась в сексуальной импотенции Кьеркегора. Как следствие врожденной венерической болезни. По крайней мере один раз пьяный Кьеркегор посетил бордель. В его записных книжках найдена библейская цитата с последними словами распятого Христа, произнесенными им на кресте, и загадочный комментарий: «Боже мой, Боже мой… (Для чего Ты меня оставил?)… Это чертово хихиканье…»
В другом месте Кьеркегор сокрушается, что ему «было отказано в физических качествах, которые необходимы для полноценной жизни человека». В других местах он часто говорит о «занозе, впившейся в его плоть», а однажды даже упоминает «дисгармонию между его телом и душой».
Отпущенные ему Господом 42 года земной жизни Кьеркегор прожил бобылем и без женщин. Никогда не состоявший в браке мыслитель не был и политическим человеком. Ему оказался полностью чужд как патриотизм, так и национализм, завладевший датским обществом в период всеобщего подъема европейского национализма в период наполеоновских войн.
Датско-прусская война 1848-1850 гг., названная в датской историографии Трехлетней войной (Treårskrigen), прошла для Кьеркегора незамеченной. Зато его частенько можно было видеть в ложе Датского королевского театра (Det Kongelige Teater), где у любомудра был постоянный абонемент. Поклонник оперы получил разностороннее гуманистическое образование. Этот эрудит увлекался не только произведениями античных авторов, но и прекрасно знал современную ему немецкую классическую философию.
В своей ранней философской работе «Или-или» (Enten — Eller) Кьеркегор писал: «Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего Я».
На путь самопознания Кьеркегора может быть и подтолкнули взаимоотношения с отцом и Региной Ольсен, но сам путь он проделал без посторонней помощи. Интерес к творчеству философа, пропавший на время, вновь возродился с появлением модного увлечения учением Фрейда. Популяризации идей Кьеркегора способствовала феноменология Эдмунда Гуссерля (Edmund Husserl). Затем появился экзистенциализм, включивший в число своих предшественников и незаурядного датского мыслителя.
Читайте самое интересное в рубрике«Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Как вы относитесь к философии Кьеркегора? В работе «Страх и трепет» он смотрит на поступок Авраама с точки зрения этики и приходит к отвратительным выводам: Авраам убийца. Но, по большому счёту, он смотрит на поступок с точки зрения веры и понимает, что есть отношения, превосходящие этические нормы и правила.
Я запуталась. Когда читала Кьеркегора, мне казалось иначе, а мнение Гайденко сбило.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас Благословение! Сперва, чтобы напомнить об истории Авраама и Исаака, даю ссылку на материал об этом и о жертвоприношениях вообще: Если Бог – любовь, зачем жертвоприношения? (внутри есть еще гиперссылка) и на текст Авраам: центральная фигура Ветхого Завета.
А вот дальше вопрос, конечно, очень специальный, и я обратился к хорошо знакомому философу и научной литературе, чтобы вспомнить текст Кьеркегора и ответить на Ваше недоумение (на всякий случай в скобках замечу, что такие вопросы рекомендуется задавать, если Вы учитесь в вузе, Ваши преподавателям, потому что философия – область достаточно специализированная, и лучше тут искать мнения специалиста).
Итак, безусловно, Серен Кьеркегор был истово, ревностно верующим христианином-лютеранином, и никакой веры в злое манихейское божество у него нет и быть не может. В действительности, у Кьеркегора было очень тонкое, углубленное видение тех путей, какими сознание человека может приходить к вере и Богу. В своих книгах он описал целую серию весьма различных таких путей, где важное место занимают абсурд, парадокс, ирония. Однако как раз в том сценарии пути к вере, какой дан в книге «Страх и трепет», главную роль играет совсем не ирония, а открытый Кьеркегором сложный и важный феномен сознания, который именуется «промыслительная приостановка этического», или проще — временное снятие нравственного суждения о происходящем. Это явление, как и вся философия Кьеркегора, отчетливо разобрано в книге С.С. Хоружего «Фонарь Диогена».
У этой философии очень сложное строение и состав, не стоит пытаться объять всю, лучше довести до конца понимание «Страха и трепета». И надо учесть следующие моменты, которые могут привести к ошибочному пониманию (помимо неверного утверждения о вере Кьеркегора в манихейское божество):
Представления же самой П.П. Гайденко о христианстве слишком философски и приблизительны. Ее трактовка Кьеркегора груба и неверна во множестве вещей, мотивов, деталей. Причем этого нельзя ей ставить в укор: надо просто понять, что написана книга в начале 60-х, в пору абсолютного духовного невежества так называемого «образованного общества» СССР. И в таком обществе она сыграла большую благую (!) роль, а сегодня можно осмыслять Кьеркегора и множество других вещей уже в полноте, имея представления и о христианстве.
И на всякий случай: осмысляя свое христианство и выстраивая собственный путь духовной жизни, разделяйте сферу профессиональных (учебных) интересов и собственную жизнь. И свой путь я Вам категорически советую строить и основывать на самых традиционных вещах – личной молитве, участии в богослужениях, советах священника, которому Вы исповедуетесь (или будете исповедоваться), читая Священное Писание и святых отцов и сверяя их опыт с собственной жизнью, а свой опыт – с их жизнью.
Континентальная философия, [1] [2] Danish Golden Age Literary and Artistic Tradition, предтеча экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма, экзистенциальной психологии, неортодоксии и многих др.
Философия XIX века
Считается одним из основоположников концепций экзистенциализма, идей экзистенциального ужаса, экзистенциального кризиса, рыцаря веры, бесконечного качественного различия; трех сфер человеческого существования, Индивидуальность есть Истина
Содержание
Биография
Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.
Этапы творчества
Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:
Основные идеи
Три стадии человеческого существования
Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая и религиозная.
Отчаяние
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние возникающее от нежелания быть самим собой приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
Страх
Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
Русское написание имени
Наиболее употребительные написания фамилии философа на русском языке: Кьеркегор. К датской практической транскрипции наиболее близко произношение фамилии как Киргегор (транслитерация — Киркегаард). В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.
С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.
Сёрен Обю́ Кье́ркегор (Киркегаард) (дат. Søren Aabye Kierkegaard). Родился 5 мая 1813, Копенгаген. Дата смерти — 11 ноября 1855, там же. Датский философ, протестантский теолог и писатель.
Биография Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.
Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.
Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.
Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».
Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.
Этапы творчества Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:
1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841) 1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846) Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом 1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850) 1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).
Основные идеи Три стадии человеческого существования Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:
эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).
Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.
Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.
Отчаяние Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.
Где я? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «я»? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться? — С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости». Послесловие. Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
Страх Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
Рациональность и Экзистенциализм В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию — а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о «первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным», а с другой — принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора («Страх и трепет», заключительный фрагмент «Или — или» и др.).
Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе.
Русское написание имени Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.
С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.
У Бердяева встречается написание Киркегардт
Интересные факты 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.
Философия С. Кьеркегора. Философия существования человека
Философские взгляды Кьеркегора
Датским философом Сереном Кьеркегором (Киркегор; 1813 – 1855) в период XIX века активно развивалось направление иррационализма в рамках европейского философского течения. Им, также, как и Артуром Шопенгауэром, активно отвергалась и не принималась философия Гегеля, в рамках которой центральный локус внимания принадлежал особенностям развития логического мышления и человеческого разума.
Философия Гегеля была яростно раскритикована Кьеркегором за содержащиеся в ней рационалистические мысли и идеи. Вместе с тем, в начале своей философской деятельности Кьеркегор был сторонником философских взглядов, выдвинутых Фридрихом Шеллингом.
В философии Шеллинга Кьеркегор перенимал определенные теории иррационализма, а самого автора он определял в качестве первого крупного философа, который с критикой высказывался о гегелевской философии, в особенности против знаменитого положения Гегеля о рациональности окружающей реальности («все существующее является разумным»).
Кьеркегором мир воспринимался в качестве неразумного, что и послужило усилителем критики философии рационализма, которой придерживался Гегель, совместно с его стремлением к панологизму – восприятия бытия в контексте мышления и развитию идеи Абсолюта.
Также, Кьеркегор активно высказывался против гегелевского утверждения о том, что единственными достоверными формами знания являются логические. Все эти тезисы шли вразрез убеждениям Кьеркегора об устройстве мира, который выступал за иррациональные формы мироустройства и использованием человеком иррациональных способов к его познанию.
В качестве центральной позиции в философии Кьеркегора выступает «существование». В данном случае имеется ввиду существование человека, совместно с его внутренним миром и проживанием собственных переживаний, чувств и настроений, которые периодически выражаются в стремлении утвердить свое положение в мире, в котором проживает человек, и который является для него непонятным.
Согласно позиции Кьеркегора, человек постоянно задается вопросами о смысле собственного существования, о том, как жить и чем заниматься в своей жизни, на какие правила опираться при выборе стратегии поведения. Мир, в котором живет человек всегда остается для него непонятным и загадочным и выражается для него в качестве непознаваемой и иррациональной действительности.
Кьеркегор был противником объективного существования мира и активно выступал против того, чтобы его таковым воспринимали. Согласно его позиции, мир является совокупностью человеческих ощущений. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности руководствуется собственными ощущениями, которые он, будучи поглощенным собственным внутренним миром постоянно переживает.
Кьеркегором были глубоко воспринято идеи о субъективном идеализме, основу которым в свое время положил английский философ и теолог Джордж Беркли. В своих положениях, и в случае объяснения большого количества различных явлений он опирался на эти идеи, на которых, в сущности и базировалась вся его субъективная философия.
В качестве вопроса первостепенной значимости, возникающей у теолога и философа, выступала проблема истины. Он искал формулировку своего ответа на вопрос героя библии Понтия Пилата о том, чем является истина. Свой ответ Кьеркегор сформулировал, опираясь на субъективный идеализм Джорджа Беркли, а также религиозную философию. Им решительно отвергалась работа об объективности сущности истины, а также ее критериев.
Понимание истины в контексте научного знания являлось для него неприемлемым. Вместе с тем, он также критиковал возникновение и формулирование тезисов об относительности истины, которая впоследствии может быть углублена и расширена до границ истины абсолютной, смысловая сущность которой не может быть изменена в процессе дальнейшего развития познавательной активности человека.
Идеям существования относительной истины им было реализовано противопоставление религиозное толкование абсолютной истины в качестве единственной, которая достойна для познания и которая отвечает термину «истина».
В качестве противопоставления категории объективной истины, философом было введено в научное знание понятие субъективной истины. Как отмечал Кьеркегор, в его задачу входил поиск истины, которая воспринималась бы им в качестве таковой. Что представляет собой истина? Согласно Кьеркегору, ответ на этот вопрос у каждого субъекта свой. Согласно его взглядам, это является единственным верным решением проблемы трактовки понятия «истина» для каждого человека. Помимо этого, данный факт уравнивает право на существование для различных и иногда взаимопротиворечащих взглядов.
Согласно взглядам Кьеркегора, статус абсолютной истины могут получить только положения из религии, которые находят свое отражение в различных религиозных трудах. Согласно взглядам философа, религии не нужна помощь ума, поскольку он не может выступать в качестве судьи для вопросов религии.
Религия, как и вера, не нуждается ни в каких доказательствах, особенно в научных, рассматривая их в качестве собственных недругов. Основная задача человека, по Кьеркегору, состоит лишь в том, чтобы отметить истинность веры, а не делать каких-либо поспешных и сомнительных выводов благодаря логическим манипуляциям. Вера в Бога является беспрекословной и безрассудной. Отсутствие веры, согласно его взглядам, является не результатом недостаточных знаний, а результатом непослушаний, желаний противостояния и непокорности.
Философия существования человека
Следует отметить, что субъективно-идеалистическая, иррационалистическая и религиозная позиция Кьеркегора находит отражение как в его учениях о сущности бытия и познания мира, так и в его этических воззрениях. Свои взгляды на этические проблемы он выразил в своих работах «Страх и трепет», «Наслаждение и дог» и прочих. Им были выделены три последовательных этапа в развитии человеческой нравственности и этики: эстетический, непосредственно этический и религиозный.
Согласно позиции философа, на эстетическом этапе развития нравственности и этики, в качестве важнейших категорий для жизненного восприятия у человека выступает область красоты (зачастую внешней), совместно со способностью ей наслаждаться.
В качестве примеров он выделял субъективное восприятие красоты, совместно с наслаждением, которые возникли при прослушивании произведений Моцарта, совместно с восприятием поэм и литературных художественных произведений (античных и современных), совместно с их театральными постановками по Шекспировским произведениям.
Помимо этого, им также были описаны наслаждения, которые он испытал, переживая любовь к женщине, которые были описаны в работе «Дневник обольстителя». Данная работа носила явный характер автобиографии, в которой автор описывал определенные факторы и жизненные события исходя из собственных ощущений, переживаний и особенностей восприятия.
Этика и мораль, проходя этапы духовного развития человечества, согласно позиции философа, осуществляют переход от эстетического этапа на непосредственно этический. Вместе с тем, мораль можно трактовать в контексте общей совокупности правил поведения, совместно с отношениями людей друг к другу, тогда как этика выступает в качестве обоснования и объяснения данных норм.
Данный процесс философ трактовал с позиции гармонического развития этической и эстетической базы человеческого устройства. Так, часть его работы «Наслаждение и долг» получила название «Гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности». В ней автор описывал переход из стадии эстетики процесса этического развития в непосредственно стадию этики.
Начало данного процесса характеризуется возникновением у человека в определенный момент времени потребности к реализации выбора между «чем-то и чем-то». Так называется еще одна работа автора. Он говорил о том, что в случае, когда на одной стороне находятся справедливость, непорочности и истина, а другую представляют пороки, страсти и склонности к извращениям, необходимо реализовывать верный выбор.
Сущность данного выбора отражает состояние духовной состоятельности и возвышенности личности. При реализации определенного выбора, человек полностью наполняется тем, что он выбрал. В случае, когда человек отказывается выбирать, он становится вялым и погибает.
Кьеркегор высказывался о том, что в случаях, когда человек стоит перед выбором, на первый план начинают выходить и вопросы этики. Зачастую, человек осуществляет выбор между доброй и злой стороной. В ситуации реализации выбора, он попадает в этическую область. В случае такого выбора, человек показывает все свое нутро и свою сущность, что, впоследствии, способствует укреплению его индивидуальности.
Согласно позиции Кьеркегора, человеку необходимо понимать сущность совершенного им выбора, вне зависимости от того, является ли этот выбор наслаждением жизнью, либо он отражает необходимость в служении, преданности и спасении других людей, в соответствии с замыслом Бога. Человек, которых стремится получить наслаждения (в понимании философа это отражение эстетических форм жизни), действует в соответствии с естественными и природными инстинктами, продиктованными собственной природой.
В свою очередь, идя за влечением собственного предназначения, совместно с принятием ответственности за свои поступки, способствует к приходу к вере в Божественное, во Всевышнего, как отца всему, что существует в мире. «Осуществив выбор в пользу этого – отмечал философ, человек становится самим собой, обретает свою подлинную сущность, может считать себя свободным, сознательным человеком, который способен в полной мере отличить добро от зла.
Личность, которая выбирает эстетическое жизненное направление – является эстетиком и реализует стремления к наслаждению, действует, согласно замечанию Кьеркегора, полностью повинуясь внешним обстоятельствам, что способствует тому, что он может теряться в них и терять собственную волю и индивидуальную цельность.
Он становится «рабом минуты». В свою очередь, человек, выбравший следование долгу – является этиком, он также может повиноваться собственным настроениям, которые вызваны специфическими обстоятельствами, однако вместе с тем, он не утрачивает собственную волю и реализовывает свой выбор в качестве свободной личности.
Он, вместе с тем, обладает способностью к тому, чтобы не потворствовать своим страстям и искушениям. Смысл его жизни заключается не в наслаждениях, а в устойчивом исполнении своего внутреннего долга, который он устанавливает сам перед собой, а также собственной душой, которую он должен не губить, а обретать.
Согласно позиции Кьеркегора, высшим проявлением этики у человека является формирование религиозных воззрений в собственной душе. Это является высшей стадией этического развития – религиозной. Имеется ввиду христианская этика, в важнейшей заповеди которой содержится следующее: «Полюби Господа Бога своего всем своим сердцем».
С восторгом философом было отмечено, что христианскими заповедями было заложено начало принципов и норм нравственности для представителей многих стран и народов. Имеется ввиду христианская мораль, в которой содержатся заповеди о том, что дорога, по которой человек приходит к пониманию Бога включает в себя такие паттерны, как: искупление грехов, очищение души, покаяние и праведный образ жизни. Верить в Бога необходимо каждому, не смотря на все жизненные страдания.
В трудах Кьеркегора, как и в трудах Шопенгауэра, человек является существом, которое страдает от различных жизненных условий собственной жизни, над которыми при этом он не властен, и отчего не может их изменить или постигнуть. Одни из трудов философа получил название «Несчастнейший». В нем содержится его выступление перед другими философами на одном из собраний, которые было принято называть «Пятничными заседаниями».
Далее Кьеркегором излагались мысли, которые фактически повторяли высказывания Шопенгауэра: человек, который несчастен является одиноким в своем существовании, он не верит в возможное сочувствие ему окружающих, он переживает ощущение ненужности, абсолютной заброшенности и субъективно переживает ничтожность своей жизни. С помощью таких категорий Кьеркегор выстроил всю свою речь, на этих же идеях построены все его работы. Отличие работ Кьеркегора от Шопенгауэра заключается преимущественно в большей склонности к религиозному философствованию.
В одном из своих трудов под названием «Страх и трепет», философ рассуждал о том, что человек бесконечно предан Богу и готов пойти ради него на любые жертвы. В данном контексте, Кьеркегор опирается на выдержку из Библии, где есть упоминание о том, что Авраам был согласен на принесение в жертву собственного любимого сына Исаака. Он знал, что убийство собственного сына является тяжким преступлением, однако он выражал сознательную готовность к реализации необходимого, так как это было Божьей волей.
Свое поведение Авраам мог трактовать как исполнение долга. Кьеркегором была создана «Похвальная речь Аврааму», где автор в торжественной манере описал: «Никто из великих этого мира не будет предан забвению, однако каждый человек велик в определенной мере… Тот, кто возлюбил Бога является величайшим из всех.
В качестве комментариев действиям Авраама, Кьеркегор отметил, что «Авраамом был оставлен собственный разум, опорой ему послужила вера». Далее были сформулированы слова следующего содержания: «Во всей своей вере Авраамом было получено обещание того, что, благодаря ему весь человеческий род будет благословлен».
В своих основных идеях, философия Серена Кьеркегора является очень последовательной и цельной. Ее принято причислять к основам так называемой экзистенциалистской философии, которая получила масштабное развитие в период XX века.
Основу ее содержанию составляет идея переживания человеком опыта своего существования, которая развивалась в идеях Кьеркегора. Следует отметить, что не смотря на то, что позицию Кьеркегора так или иначе разделяют все представители современного экзистенциализма, в большей степени при этом на нее опираются сторонники религиозного течения в экзистенциализме.