Кэс что это такое
Конденсационная электростанция
Содержание
История
Первая ГРЭС «Электропередача», сегодняшняя ГРЭС-3 им. Р. Э. Классона, сооружена под Москвой в г. Электрогорске в 1912—1914 гг. по инициативе инженера Р. Э. Классона. Основное топливо — торф, мощность — 15 МВт. В 1920-х годах планом ГОЭЛРО предусматривалось строительство нескольких тепловых электростанций, среди которых наиболее известны Каширская ГРЭС и Шатурская ГРЭС.
Принцип работы
В котёл с помощью питательного насоса подводится питательная вода под большим давлением, топливо и атмосферный воздух для горения. В топке котла идёт процесс горения — химическая энергия топлива превращается в тепловую и лучистую энергию. Питательная вода протекает по трубной системе, расположенной внутри котла. Сгорающее топливо является мощным источником теплоты, передающейся питательной воде, которая нагревается до температуры кипения и испаряется. Получаемый пар в этом же котле перегревается сверх температуры кипения, примерно до 540 °C с давлением 13–24 МПа и по одному или нескольким трубопроводам подаётся в паровую турбину.
Паровая турбина, электрогенератор и возбудитель составляют в целом турбоагрегат. В паровой турбине пар расширяется до очень низкого давления (примерно в 20 раз меньше атмосферного), и потенциальная энергия сжатого и нагретого до высокой температуры пара превращается в кинетическую энергию вращения ротора турбины. Турбина приводит в движение электрогенератор, преобразующий кинетическую энергию вращения ротора генератора в электрический ток. Электрогенератор состоит из статора, в электрических обмотках которого генерируется ток, и ротора, представляющего собой вращающийся электромагнит, питание которого осуществляется от возбудителя.
Благодаря этой особенности технологического процесса конденсационные электростанции и получили своё название.
Основные системы
КЭС является сложным энергетическим комплексом, состоящим из зданий, сооружений, энергетического и иного оборудования, трубопроводов, арматуры, контрольно-измерительных приборов и автоматики. Основными системами КЭС являются:
При проектировании и строительстве КЭС её системы размещаются в зданиях и сооружениях комплекса, в первую очередь в главном корпусе. При эксплуатации КЭС персонал, управляющий системами, как правило, объединяется в цеха (котлотурбинный, электрический, топливоподачи, химводоподготовки, тепловой автоматики и т. п.).
Котельная установка располагается в котельном отделении главного корпуса. В южных районах России котельная установка может быть открытой, то есть не иметь стен и крыши. Установка состоит из паровых котлов (парогенераторов) и паропроводов. Пар от котлов передается турбинам по паропроводам «острого» пара. Паропроводы различных котлов, как правило, не соединяются поперечными связями. Такая схема называется «блочной».
Паротурбинная установка располагается в машинном зале и в деаэраторном (бункерно-деаэраторном) отделении главного корпуса. В неё входят:
Топливное хозяйство имеет различный состав в зависимости от основного топлива, на которое рассчитана КЭС. Для угольных КЭС в топливное хозяйство входят:
Система пылеприготовления, а также бункера угля располагаются в бункерно-деаэраторном отделении главного корпуса, остальные устройства топливоподачи — вне главного корпуса. Изредка устраивается центральный пылезавод. Угольный склад рассчитывается на 7-30 дней непрерывной работы КЭС. Часть устройств топливоподачи резервируется.
Топливное хозяйство КЭС на природном газе наиболее просто: в него входит газораспределительный пункт и газопроводы. Однако на таких электростанциях в качестве резервного или сезонного источника используется мазут, поэтому устраивается и мазутное хозяйство. Мазутное хозяйство сооружается и на угольных электростанциях, где мазут применяется для растопки котлов. В мазутное хозяйство входят:
Система золошлакоудаления устраивается только на угольных электростанциях. И зола, и шлак — негорючие остатки угля, но шлак образуется непосредственно в топке котла и удаляется через лётку (отверстие в шлаковой шахте), а зола уносится с дымовыми газами и улавливается уже на выходе из котла. Частицы золы имеют значительно меньшие размеры (порядка 0,1 мм), чем куски шлака (до 60 мм). Системы золошлакоудаления могут быть гидравлические, пневматические или механические. Наиболее распространённая система оборотного гидравлического золошлакоудаления состоит из смывных аппаратов, каналов, багерных насосов, пульпопроводов, золошлакоотвалов, насосных и водоводов осветлённой воды.
Выброс дымовых газов в атмосферу является наиболее опасным воздействием тепловой электростанции на окружающую природу. Для улавливания золы из дымовых газов после дутьевых вентиляторов устанавливают фильтры различных типов (циклоны, скрубберы, электрофильтры, рукавные тканевые фильтры), задерживающие 90—99 % твёрдых частиц. Однако для очистки дыма от вредных газов они непригодны. За рубежом, а в последнее время и на отечественных электростанциях (в том числе газо-мазутных), устанавливают системы десульфуризации газов известью или известняком (т. н. deSOx) и каталитического восстановления оксидов азота аммиаком (deNOx). Очищенный дымовой газ выбрасывается дымососом в дымовую трубу, высота которой определяется из условий рассеивания оставшихся вредных примесей в атмосфере.
Электрическая часть КЭС предназначена для производства электрической энергии и её распределения потребителям. В генераторах КЭС создается трехфазный электрический ток напряжением обычно 6—24 кВ. Так как с повышением напряжения потери энергии в сетях существенно уменьшаются, то сразу после генераторов устанавливаются трансформаторы, повышающие напряжение до 35, 110, 220, 500 и более кВ. Трансформаторы устанавливаются на открытом воздухе. Часть электрической энергии расходуется на собственные нужды электростанции. Подключение и отключение отходящих к подстанциям и потребителям линий электропередачи производится на открытых или закрытых распределительных устройствах (ОРУ, ЗРУ), оснащенных выключателями, способными соединять и разрывать электрическую цепь высокого напряжения при номинальном токе или токах короткого замыкания с образованием и гашением электрической дуги.
Система технического водоснабжения обеспечивает подачу большого количества холодной воды для охлаждения конденсаторов турбин. Системы разделяются на прямоточные, оборотные и смешанные. В прямоточных системах вода забирается насосами из естественного источника (обычно из реки) и после прохождения конденсатора сбрасывается обратно. При этом вода нагревается примерно на 8—12 °C, что в ряде случаев изменяет биологическое состояние водоёмов. В оборотных системах вода циркулирует под воздействием циркуляционных насосов и охлаждается воздухом. Охлаждение может производиться на поверхности водохранилищ-охладителей или в искусственных сооружениях: брызгальных бассейнах или градирнях.
В маловодных районах вместо системы технического водоснабжения применяются воздушно-конденсационные системы (сухие градирни), представляющие собой воздушный радиатор с естественной или искусственной тягой. Это решение обычно вынужденное, так как они дороже и менее эффективны с точки зрения охлаждения.
Система химводоподготовки обеспечивает химическую очистку и глубокое обессоливание воды, поступающей в паровые котлы и паровые турбины, во избежание отложений на внутренних поверхностях оборудования. Обычно фильтры, ёмкости и реагентное хозяйство водоподготовки размещается во вспомогательном корпусе КЭС. Кроме того, на тепловых электростанциях создаются многоступенчатые системы очистки сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, маслами, водами обмывки и промывки оборудования, ливневыми и талыми стоками.
Влияние на окружающую среду
Воздействие на атмосферу
При горении топлива потребляется большое количество кислорода, а также происходит выброс значительного количества продуктов сгорания таких как: летучая зола, газообразные окислы углерода, серы и азота, часть которых имеет большую химическую активность, и радиоактивные элементы, содержащиеся в исходном топливе. Также выделяется большое количество тяжелых металлов, в том числе ртуть и свинец.
Воздействие на гидросферу
Прежде всего, сброс воды из конденсаторов турбин, а также промышленные стоки.
Воздействие на литосферу
Для захоронения больших масс золы требуется много места. Данные загрязнения снижаются использованием золы и шлаков в качестве строительных материалов.
Примечания
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Конденсационная электростанция» в других словарях:
КОНДЕНСАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — (КЭС) ТЭС, рабочий двигатель которой конденсационная турбина. Полная мощность КЭС достигает нескольких ГВт: Рефтинская и Костромская ГРЭС (Российская Федерация) 3,8 и 3,6 ГВт, Кашима (Япония) 4,4 ГВт … Большой Энциклопедический словарь
конденсационная электростанция — КЭС Паротурбинная электростанция, предназначения для производства электрической энергии. [ГОСТ 26691 85] Тематики теплоэнергетика в целом Синонимы КЭС … Справочник технического переводчика
Конденсационная электростанция — 18. Конденсационная электростанция Паротурбинная электростанция, предназначения для производства электрической энергии Источник: ГОСТ 26691 85: Теплоэнергетика. Термины и определения оригинал документа 3.8 конденсационная электростанция :… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
КОНДЕНСАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — паротурбинная электростанция, вырабатывающая только электрич. энергию. Отработавший в турбинах пар превращается в конденсаторах при глубоком вакууме в воду, направляемую в котельные агрегаты К. э. для повторного использования. Повышение нач.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
конденсационная электростанция — (КЭС), ТЭС, рабочий двигатель которой конденсационная турбина. Полная мощность КЭС достигает нескольких ГВт: Рефтинская и Костромская ГРЭС (Россия) 3,8 и 3,6 ГВт, Кашима (Япония) 4,4 ГВт. * * * КОНДЕНСАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КОНДЕНСАЦИОННАЯ… … Энциклопедический словарь
конденсационная электростанция — kondensacinė elektrinė statusas T sritis Energetika apibrėžtis Garo turbininė elektrinė, kai kondensuojamas garas kondensatoriuje turbinos gale labai išretėja, todėl padidėja garo slėgių skirtumas prieš turbiną ir už jos ir mažiau sunaudojama… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
Конденсационная электростанция — (КЭС) тепловая паротурбинная электростанция, назначение которой производство электрической энергии с использованием конденсационных турбин (См. Конденсационная турбина). На КЭС применяется органическое топливо: твердое топливо,… … Большая советская энциклопедия
Электростанция — электрическая станция, совокупность установок, оборудования и аппаратуры, используемых непосредственно для производства электрической энергии, а также необходимые для этого сооружения и здания, расположенные на определённой территории. В… … Большая советская энциклопедия
конденсационная атомная электростанция — Атомная электростанция, предназначенная для производства электрической энергии. [ГОСТ 26691 85] Тематики теплоэнергетика в целом … Справочник технического переводчика
Конденсационная атомная электростанция — АЭС 27. Конденсационная атомная электростанция Атомная электростанция, предназначенная для производства электрической энергии Источник: ГОСТ 26691 85: Теплоэнергетика. Термины и определения оригинал документа 27. Конденсационная атомная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что значит «кэс» на молодежном сленге? Что такое «кэс» на жаргоне?
Что означает слово «Кэс»?
Очень часто, услышав очередное модное/новое слово, люди не понимают что оно означает.
Например говорят: «дай мне взаймы кэс».
Пример употребления «. это стоит пару кэсов» (это стоит две тысячи рублей)
На молодежном жаргоне «кэс» означает тысяча.Ранее вы могли слышать такое:»косарь»,»штук а»,»кусок».Сейчас молодежь немногословна и такое ощущение слова стараются упростить и сократить :сигарета-сига,зажиг алка-жига, а тысяча сокращение пошло от «косарь»,»кусок».В письменном виде это выглядит еще проще одна тысяча-1К.
Довольно часто можно услышать в разговоре молодежи такое словечко, как «кэс», многие знают значение этого жаргонного словца, некоторые и сами его используют в речи.
Кстати, это словечко не раз мелькало в песни рэп-исполнителя Элджей.
Молодежь любит использовать такого рода жаргонные словечки, считая при этом себя более продвинутыми.
Такое жаргонное словечко, как «кэс» обозначает денежную купюру достоинством в одну тысячу рублей.
Фраза с использованием данного слова приведена ниже.
Мой прикидкам стоит 13 кэс.
В английском языке глагол «соmе» имеет значение «приходить, подходить, приезжать, прибывать». А если к нему добавить различные предлоги, то значение его меняется. В англо-русском словаре целая страница посвящена этому глаголу в различных сочетаниях и вариациях с предлогами:
Поэтому этот клич часто слышится с теннисных кортов, когда играет Джокович, Рафаэль Надаль, Маша Шарапова.
Забив выигрышный мяч, Виктория Азаренко азартно кричит, подбадривая себя: «Come on!»
Я бы перевела это слово как «Вперед!», «В атаку!».
Конденсационная электростанция
Полезное
Смотреть что такое «Конденсационная электростанция» в других словарях:
КОНДЕНСАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — (КЭС) ТЭС, рабочий двигатель которой конденсационная турбина. Полная мощность КЭС достигает нескольких ГВт: Рефтинская и Костромская ГРЭС (Российская Федерация) 3,8 и 3,6 ГВт, Кашима (Япония) 4,4 ГВт … Большой Энциклопедический словарь
конденсационная электростанция — КЭС Паротурбинная электростанция, предназначения для производства электрической энергии. [ГОСТ 26691 85] Тематики теплоэнергетика в целом Синонимы КЭС … Справочник технического переводчика
Конденсационная электростанция — Яйвинская ГРЭС Конденсационная электростанция (КЭС) тепловая электростанция, производящая только электрическую энергию, своим названием этот тип электростанций обязан особенностям принципа работы. Исторически по … Википедия
Конденсационная электростанция — 18. Конденсационная электростанция Паротурбинная электростанция, предназначения для производства электрической энергии Источник: ГОСТ 26691 85: Теплоэнергетика. Термины и определения оригинал документа 3.8 конденсационная электростанция :… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
КОНДЕНСАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — паротурбинная электростанция, вырабатывающая только электрич. энергию. Отработавший в турбинах пар превращается в конденсаторах при глубоком вакууме в воду, направляемую в котельные агрегаты К. э. для повторного использования. Повышение нач.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
конденсационная электростанция — (КЭС), ТЭС, рабочий двигатель которой конденсационная турбина. Полная мощность КЭС достигает нескольких ГВт: Рефтинская и Костромская ГРЭС (Россия) 3,8 и 3,6 ГВт, Кашима (Япония) 4,4 ГВт. * * * КОНДЕНСАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ КОНДЕНСАЦИОННАЯ… … Энциклопедический словарь
конденсационная электростанция — kondensacinė elektrinė statusas T sritis Energetika apibrėžtis Garo turbininė elektrinė, kai kondensuojamas garas kondensatoriuje turbinos gale labai išretėja, todėl padidėja garo slėgių skirtumas prieš turbiną ir už jos ir mažiau sunaudojama… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
Электростанция — электрическая станция, совокупность установок, оборудования и аппаратуры, используемых непосредственно для производства электрической энергии, а также необходимые для этого сооружения и здания, расположенные на определённой территории. В… … Большая советская энциклопедия
конденсационная атомная электростанция — Атомная электростанция, предназначенная для производства электрической энергии. [ГОСТ 26691 85] Тематики теплоэнергетика в целом … Справочник технического переводчика
Конденсационная атомная электростанция — АЭС 27. Конденсационная атомная электростанция Атомная электростанция, предназначенная для производства электрической энергии Источник: ГОСТ 26691 85: Теплоэнергетика. Термины и определения оригинал документа 27. Конденсационная атомная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Доклад на тему: «Контролируемые элементы содержания в образовании»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технология работы с КЭС.
В Примерных образовательных программах четко прописаны Планируемые результаты обучения,, о в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или «КЭС».
Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.
КЭС присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.
Они разработаны Федеральный институт педагогических измерений. В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.
— Что такое кодификатор?
— Кодификатор – это как бы реестр контролируемых элементов содержания. Мы понимаем, что в образовательной программе могут быть 204 урока, 72 урока, 36 уроков, но содержание не всех из них является контролируемым. Понять, какие именно элементы содержания (темы) контролируются, нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется – кодификатор, что он содержит код, цифровое обозначение каждого контролируемого элемента. Код состоит из двух (иногда трех) цифр, и расшифровывается таким образом: первая цифра – ведущий раздел, вторая цифра – ведущая тема; третья цифра (или вторая, если код состоит лишь из двух цифр) – это сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1 – то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В ведущем разделе ищем тему под номером 4, и в этой теме ищем элемент, он будет под номером 1.
— Каким образом должно формироваться современное календарно-тематическое планирование с учетом кодификатора?
— Делается это очень просто. Учитель берет свое традиционное календарно-тематическое планирование, рядом кладет Кодификатор и смотрит, какие элементы содержания Кодификатора соответствуют той теме урока, которую он изучает. Если находит эти соответствия, то ставит цифру, например, 2.3.5. И наличие этой цифры говорит о том, что тема, обозначенная в календарно-тематическом планировании как изучаемая, как раз и составляет то содержание стандарта образования, которое в обязательном порядке контролируется.
В системе «Сетевой Город. Образование» содержатся актуальные кодификаторы ФИПИ на текущий учебный год. Перед заполнением протоколов контрольных работ в системе необходимо убедиться, что все КЭС корректно привязаны к соответствующим предметам.
Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.
И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и урок спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность. Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока или же в конце изучения данной темы – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока, либо изучения темы контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.
Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам содержания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.
На сегодняшний день существуют различные автоматизированные информационные системы для обработки данных мониторинга качества образования.
На протяжении нескольких лет мы в Гимназии осуществляем контроль знаний через Многоуровневую систему оценки качества образования (МСОКО), которая позволяет четко отслеживать неосвоенные или плохо освоенные элементы содержания образования и планировать дальнейшую работу по освоению КЭС.
Мы трижды в год проводим контрольные работы и отслеживаем освоение элементов содержания.
Какую предварительную подготовку к контрольной работе необходимо проводить?
Далее заполняем протокол контрольной работы. Процесс формирования плана контрольной работы полностью автоматизирован: учителю достаточно открыть выставить оценки и выбрать КЭС. Например, раздел 1, тему 4, дальше определить элемент 1, и таким образом простым нажатием кнопки он вводит КЭС 1.4.1 вместе с его названием в план работы.
В идеале, для полноты картины освоения элементов содержания образования необходимо вводить все контрольные и проверочные работы.
И тогда учитель: сразу увидит результат освоения элементов содержания после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и какие элементы еще нужно поработать.
1) Возможность проверить усвоение элементов содержания по изучаемым предметным областям.
2) Удобно и эффективно.
4) Родители также могут осуществлять контроль за освоением элементов стандарта.
1) Нет полного готового разработанного иструментария для отслеживания КЭС.
2) Нет целостной системы контроля качества образования.
Не учитываются универсальные учебные навыки и метапредметные результаты. Поэтому необходимо отдельно разрабатывать формы отслеживания УУД.
3) При обучении в 1 классе и начале 2 класса нет системы отслеживания КЭС в МСОКО, так как обучение не оценивается.
Таким образом, если учитель не применяет КЭС – он не контролирует освоение стандарта образования. Следовательно, та школа, в которой работает этот учитель, останется неподготовленной ко всем внешним измерениям оценки качества образования, какими сейчас являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, централизованные тестирования, национальные исследования, потому что все эти исследования, все эти процедуры основаны только на оценке освоения учащимися контролируемых элементов содержания стандарта образования.
И здесь нужно выбирать. Выбирать те тесты, те контрольные и проверочные работы, которые содержат КЭС, так как именно они позволяют увидеть то содержание, которое ребенка готовит к дальнейшему освоению стандарта. Это и становится первоочередной задачей учителя – вовремя провести коррекцию, вовремя повторить, а с кем-то и заново изучить элементы содержания, с тем чтобы повысить качество образования именно в этом классе.
Только такая постоянная, систематическая работа учителя по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволит детям выполнить эти задания на высоком уровне, подготовить детей к ВПР, к итоговой аттестации.
Решать, таким образом, целый спектр задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.
В этом смысле такие тематические тетради, разработанные Издательским домом «Федоров», оказывают неоценимую услугу учителю.
Сегодня оценивание качества образовательного процесса можно без преувеличения назвать важнейшей составляющей деятельности каждого учителя. Именно модуль МСОКО позволяет в кратчайший срок объективно и оперативно проанализировать результаты педагогической деятельности с тем, чтобы своевременно произвести соответствующую корректировку.
Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам со-держания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.
Cерия тетрадей диагностических тестовых работ для начальной школы «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру содержит задания, разработанные на основе КЭС (контролируемых элементов содержания). В Страничке для учителя в тетрадях предлагаются планы тестовых работ с обозначением кода КЭС каждого задания и ответы.
Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.
Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?
Авторы изданий, предлагаемых Издательским домом «Федоров», – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ Надежда Борисовна Фомина, председатель Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы Елена Васильевна Волкова, педагоги-практики образовательных комплексов г. Москвы – дают ответы на эти вопросы в тетрадях диагностических тестовых работ и методическом комментарии.
Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования ( МЦКО ). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.
Мы не случайно заостряем внимание на этой проблеме. Перед вами основные графы традиционного планирования.
Да, такой план является обязательным документом, он разрабатывается педагогом самостоятельно, способствует организации учебного процесса и должен обеспечивать методически правильное планирование выполнения учебной программы. Однако он слабо ориентирует учителя на работу с опорными элементами содержания, составляющими основу стандарта образования. Более того, он не учитывает требования к уровню подготовки учащихся к процедурам внешней оценки, которым в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам со-держания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.
Перед вами фрагмент календарно-тематического планирования по предмету «Русский язык», 3 класс (УМК «Школа России»), составленного на основе Кодификатора.
Составленное подобным образом календарно-тематическое планирование ориентирует учителя как на целенаправленную подготовку к каждому уроку, так и на оценку освоенных в теме элементов содержания. Только тогда учитель получает четкий ориентир своей деятельности, понимает, насколько ученик освоил опорные знания, какие необходимые умения приобрел и над какими элементами надо еще поработать.
Предлагаемая серия тетрадей нацелена на оказание помощи учителю в решении этих проблем. Ведь при подготовке тематической или итоговой проверочной работы важно тщательно произвести отбор контрольно-измерительных материалов, обязательно соотнести задания работы (теста) с контролируемыми элементами содержания стандарта образования (см. ниже фрагмент КТП). Тем самым мы достигаем согласованности внутренней и внешней оценки качества образования, так как именно таким образом формируется план диагностической работы в процедурах внешней оценки.
В положении о календарно-тематическом планировании, разрабатываемом на уровне образовательной организации, должны быть учтены эти принципы: ориентация на оценку усвоения учащимися опорных знаний и опорных умений, а также согласованность с внешней оценкой.
Таким образом, главная особенность серии Тетрадей диагностических тестовых работ для 1 – 4 классов «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» состоит в том, что их задания сформированы с учетом контролируемых элементов содержания, а в методическом пособии изложены принципы формирования оценки планируемых результатов, раскрыта методология составления календарно-тематического планирования с учетом контролируемых элементов содержания, показаны принципы разработки тематических и итоговых диагностических тестовых работ.