Клеймо made in soviet union
Клеймо made in soviet union
Загадки пробирной инспекции
Загадки пробирной инспекции
Сообщение ESol » 13 мар 2019, 21:03
Клейма мастеров и артелей красносельского района являются, пожалуй, самой большой загадкой в исследовании клейм.
По разным данным в красносельском районе до революции трудились от 2 до 4 тысяч мастеров.
В Каталоге клейм М.М. Постниковой-Лосевой упоминаются около 400 клейм мастеров красносельского района.
Это очень много, но это лишь малая часть того, что было на самом деле.
И вряд ли удастся когда-то расшифровать хотя бы половину.
Но это всё вступление)
Начну с одной загадки, которую попробовал всё же разгадать.
Это, конечно, всё мои размышления, но, думаю, какая-то доля правды тут есть.
Вот такой красносельский подстаканник (у нас в Каталоге он именуется Арочный)
На донышке этих подстаканников имеется надпись Sterling Made in Soviet Union
клеймо ПКК (промколхоз «Красный кустарь») и московское пробирное клеймо
Была высказана версия, что подстаканник изготовили для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, вся партия была отправлена в Москву, и там же клеймилась.
Возможно, это так и было. Но.
У себя в архиве я обнаружил другой подстаканник, не менее красивый, чем Арочный, с клеймом ПКК и клеймом московской пробирки, но без надписи Sterling Made in Soviet Union
то есть, версия, что подстаканники отправлялись специально клеймиться в Москву, вроде отпадает.
В Каталоге ложек у нас есть такая ложечка, с клеймом ППК, производителя которой я определил как Подольский промколхоз, и так же с московским пробирным клеймом
Почему всё же Подольское?? Да просто в том же Каталоге у нас есть похожая ложка, но не серебряная, произведённая именно в Подольском промколхозе
На серебряном подстаканнике СПК (Сидоровский промколхоз) также московское ЗУ
Так почему же на этих предметах не красносельское пробирное клеймо, а московское.
Костромскую губернию упразднили в январе 1929 года, её территория вошла в Ивановскую промышленную область, и лишь спустя 15 лет, 13 августа 1944 года, была образована Костромская область.
Думаю, именно поэтому в 1930-х гг предметы красносельского района и клеймились московскими пробирными клеймами.
Вероятно, красносельская пробирка никуда не исчезала, просто она была филиалом Московской пробирной инспекции.
Вот воспоминания одной из работниц Красносельской пробирной палатки
Фарфоровые клейма времен СССР
Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами. Со временем нанесение отличительного знака на каждый фарфоровый предмет стало обязательным. Производители фарфора в Советском Союзе сохранили традиции и качество дореволюционных мастеров. Советский фарфор ценился не только в нашей стране, но и за рубежом. И фирменный знак на советском фарфоре символизировал высокое качество изделия. Но клейма фарфора из СССР имели свои характерные особенности, по которым их можно легко отличить от идентификаторов другого периода.
Для чего и как клеймят фарфор?
Основное назначение клеймения — идентификация производителя продукции. Оригинальное клеймо служило и защитой от подделок. Чтобы не нарушать красоту самого фарфорового изделия, эти рисунки чаще всего ставили в малозаметном месте, на нижней части предмета.
Способы клеймения фарфора:
Отличия советских и царских клейм
Изготовителей фарфора в царской России тоже обязывали клеймить свою продукцию с целью ее идентификации. Клеймо должно было нести информацию о предприятии, на котором был изготовлен предмет. Но формы представления этой информации были самые разнообразные.
На каких-то знаках изображался логотип предприятия или его герб, иногда присутствовали инициалы или полная фамилия владельца завода. Встречались также клейма с гербом или другой символикой не самого предприятия, а именно хозяина. В рисунок включали изображения медалей, полученных заводом за выпускаемую продукцию. Особым отличием считалось присутствие атрибутов царской власти — короны, скипетра. Такое дозволялось изображать только производителям фарфора первоклассного качества — поставщикам императорского двора и экспортерам элитных предметов.
В советское время с этим разнообразием и разнобоем было покончено. Сохранившиеся фарфоровые заводы и артели были национализированы, большинство из них переименовали. Соответственно изменились и фирменные рисунки, наносимые на продукцию предприятий.
Особенности клейм советского периода
Как и прежде, обязательным при клеймении было обозначение предприятия-изготовителя. Здесь не было жестких правил. Конечно, такого разнообразия, как в царской России не наблюдалось, но вариантов было предостаточно. Это мог быть относительно сложный рисунок, включающий в себя полное название фарфорового завода. Оно могло быть и укороченным или только его аббревиатурой. В советское время некоторые фарфоровые заводы меняли свое название, и это приводило к изменению обозначений на рисунках.
В клейме советского фарфора могли присутствовать изображения символики данного предприятия: зверей, птиц или предметов. Самые известные производители могли позволить себе ограничиться изображением только символа завода, без каких-либо дополнительных пояснений. Так, в клеймах Дулёвского фарфорового завода можно встретить варианты как с полным названием, так и с характерным рисунком птицы и словом «Дулево». Есть рисунки, на которых присутствует только изображение птицы. Любители фарфора любого уровня сразу понимали, о каком заводе идет речь.
Но обычно клеймо на фарфоре в СССР содержало и другую информацию об изделии:
Централизация управления фарфоровыми предприятиями иногда приводила к одновременным изменениям отличительных знаков на многих заводах. Так, изображения животных, птиц и былинных зверей появились в качестве символов изготовителя примерно в одно время.
Популярные клейма фарфора
Знающим людям хорошо известны клейма советского фарфора, как, впрочем, и дореволюционных предприятий. Обычных же покупателей в первую очередь интересует привлекательность и цена изделий.
Тарелка под второе Блюдо Сделано в СССР Экспорт 1930-е Клеймо Лев Made in Soviet Union ОРИГИНАЛ
—>
Доставка: | |
по городу: | За дополнительную плату, стоимость доставки уточняйте у продавца. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Стоимость почтовой доставки = Тариф Почты России + достойная упаковка! На почтовых расходах не накручиваю! С покупателями, чей рейтинг «5» и меньше, личных встреч нет! | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, Контакт, Почтовый перевод, PayPal. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№133344246 |
С покупателями, чей рейтинг «5» и меньше, личных встреч нет! Без исключений.
Скидок нет. Никому. Обмен не интересен.
Стоимость почтовой доставки = Тариф Почты России + достойная упаковка! На почтовых расходах не накручиваю!
Доставка товаров почтой может быть затруднена по независящим от меня причинам! Ситуацию сами знаете.
Личные встречи необходимо согласовывать заранее (до сделки), т.к. я принципиально не гарантирую всем такую возможность, а тем более прошу не рассчитывать на оперативную встречу. Уточняйте заранее.
Для покупателей с рейтингом «5» и ниже (на момент покупки товара на сайте) завершение сделок возможно исключительно только почтой (личных встреч нет).
Проданный товар отправлю после получения 100% стоимости лота + почтовые расходы (тариф Почты России + упаковка). Наложенный платеж не принимаю.
Обмен товарами не интересен. Продажей «сканов» лотов не занимаюсь.
Оплата наличными при встрече в Москве в районе Алтуфьево/Бибирево (обязательно предварительное согласование).
ВНИМАНИЕ! Личная встреча возможна, но не гарантирована всем покупателям! Личная встреча возможна с покупателями с рейтингом «6» и более (на момент покупки товара на сайте) и только в случае предварительной договоренности. По определенным видам товаров личных встреч нет ни с кем и никогда.
Жду оплату не более 120 часов с момента окончания торгов. Потом лот выставляю вновь на торги со всеми вытекающими последствиями для «покупателя».
Оплата денежным переводом: Сбер, Tinkoff, Raiffeisen, PaySend, Контакт, Золотая корона, Юнистрим и т.п.
PayPal мной не может быть принят.
Товары отправляю Почтой России заказным видом (с трекномером). Качественную упаковку гарантирую! Почтовые расходы согласовываем до покупки. Все пожелания и предпочтения по почтовой отправке (1 класс, EMS, виды упаковки и т.п.) оговариваются до покупки.
Я гарантирую юридическую чистоту продаваемых товаров! Никакого криминала и нарушений Законов РФ! На случаи возможных претензий моя юридическая поддержка готова оказать помощь в правосудии.
Оставляю за собой право завершать аукционы досрочно/снимать лоты с продажи в любой момент.
При покупке нескольких лотов по 1р. стоимость доставки суммируется по каждому лоту, т.е. если купили 3 лота, то и заплатить надо 3 доставки.
Проданный товар возврату/обмену не подлежит.
Коллеги, прошу совершать только обдуманные покупки!
Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР
Киевский завод столовых приборов и посуды им. Дзержинского.
За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен «Дубок» и «Рисунок Фаберже» ранней и поздней разновидности.
Два других, «Каштан» и «Киев», были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, «Киев», оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – «Московский завод Спецсплавов») в качестве основного. Достаточно большую редкость в наше время представляют комплекты из 24-х предметов 50-х годов выпуска «Дубок» и «Киев».
Таллиннский ювелирный завод.
Второй по объему выпускавшейся в СССР продукции столового серебра, завод выпускал изделия четырех разновидностей дизайна. Наиболее удачными и востребованными до наших дней являются две из них – «Централь» и «Чиппендейл».
До конца 60-х годов 20 века выпускались в основном изделия 875 пробы; с начала 70-х завод перешёл на выпуск столового серебра 916 пробы, сохранив дизайн изделий. На часть тиража из серебра 916 пробы, предназначавшуюся для экпорта, ставились клейма «Made in USSR».
Популярности изделий Таллиннского ювелирного завода способствовало не только отменное качество выпускаемой продукции, но также и то, что кроме традиционных ножей, ложек и вилок завод выпускал разнообразные сервировочные изделия. Так же завод изготавливал столовые приборы из мельхиора.
Платиноприбор (Московский платиновый завод).
Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание «Поставщик Его Императорского Величества» («Поставщик российского императорского двора») и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в «Московский платиновый завод», основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.
Небольшим тиражом выпускались также и предметы с «рисунком», которые в настоящее время встречаются достаточно редко. Во второй половине 40-х – начале 50-х годов 20 века была выпущена довольно большим тиражом серия изделий «Факел», наиболее известная и популярная до сих пор.
Кубачинский художественный комбинат (ювелирная артель Кубачи).
Кубачинские художественные изделия – изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет. Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен: столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия и множество других. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью или как раньше говорили – финифтью.
Вольнянский завод им. Шевченко.
Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых «изделий мельхиора и накладного серебра». В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.
В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название «Сельскохозяйственный Машиностроительный Завод «Металлист» №10″; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в «Завод им. Шевченко». Изделия завода клеймились знаком «ЗiШ». И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня завод называется «ООО «ВМЗ» Вольнянский Машиностроительный Завод» и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).
Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе
Старейшее предприятие России, основанное еще в 1871 году купцом Александром Григорьевичем Кольчугиным, оно и по сей день остается успешным, стабильным градообразующим предприятием. Продукция цеха товаров народного потребления «Кольчугинского завода» всегда пользовалась повышенной популярностью. Начиная с продукции тогда еще «Товарищества Кольчугина» столовых приборов, подстаканников и посуды из мельхиора; и по сегодняшний день, когда новейшее высокоточное оборудование позволяет изготавливать столовые приборы высочайшего класса, число поклонников этой продукции не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.
Режевский механический завод (Завод Реж)
Предприятие было основано в 1773 году и за время своего существования было отмечено множеством различных наград, в том числе и орденом октябрьской революции; также завод был незаменимым помощником во время великой отечественной войны, выпуская продукцию для нужд фронта.
«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.
Клейма фарфора ссср: виды и производители
Клейма фарфора СССР: особенности, проблемы определения
Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами. Со временем нанесение отличительного знака на каждый фарфоровый предмет стало обязательным.
Производители фарфора в Советском Союзе сохранили традиции и качество дореволюционных мастеров. Советский фарфор ценился не только в нашей стране, но и за рубежом. И фирменный знак на советском фарфоре символизировал высокое качество изделия.
Но клейма фарфора из СССР имели свои характерные особенности, по которым их можно легко отличить от идентификаторов другого периода.
Для чего и как клеймят фарфор?
Основное назначение клеймения — идентификация производителя продукции. Оригинальное клеймо служило и защитой от подделок. Чтобы не нарушать красоту самого фарфорового изделия, эти рисунки чаще всего ставили в малозаметном месте, на нижней части предмета.
Клейма фарфора СССР
Способы клеймения фарфора:
Отличия советских и царских клейм
Изготовителей фарфора в царской России тоже обязывали клеймить свою продукцию с целью ее идентификации. Клеймо должно было нести информацию о предприятии, на котором был изготовлен предмет. Но формы представления этой информации были самые разнообразные.
На каких-то знаках изображался логотип предприятия или его герб, иногда присутствовали инициалы или полная фамилия владельца завода. Встречались также клейма с гербом или другой символикой не самого предприятия, а именно хозяина.
В рисунок включали изображения медалей, полученных заводом за выпускаемую продукцию. Особым отличием считалось присутствие атрибутов царской власти — короны, скипетра.
Такое дозволялось изображать только производителям фарфора первоклассного качества — поставщикам императорского двора и экспортерам элитных предметов.
В советское время с этим разнообразием и разнобоем было покончено. Сохранившиеся фарфоровые заводы и артели были национализированы, большинство из них переименовали. Соответственно изменились и фирменные рисунки, наносимые на продукцию предприятий.
Полностью исчезли атрибуты царской власти. Взамен их в изображения иногда включали элементы советской символики — серп и молот, колосья пшеницы.
Разумеется, никакие фамилии владельцев или их гербы тоже не наносились. Повсеместно использовались знаки не с полным названием предприятия, а с его аббревиатурой.
Почти полностью исчезли большие и сложные рисунки. Изображения на клеймах были стилизованными и отчасти стандартизованными. Связано это было не только со стремлением государственных органов к унификации, но и с широкой механизацией фарфорового производства.
Не стало и обозначений поощрительной символики: корон, медалей и других изображений, отмечающих особое качество продукции. Только в позднесоветский период стали появляться изображения знака качества.
Особенности клейм советского периода
Как и прежде, обязательным при клеймении было обозначение предприятия-изготовителя. Здесь не было жестких правил. Конечно, такого разнообразия, как в царской России не наблюдалось, но вариантов было предостаточно.
Это мог быть относительно сложный рисунок, включающий в себя полное название фарфорового завода. Оно могло быть и укороченным или только его аббревиатурой.
В советское время некоторые фарфоровые заводы меняли свое название, и это приводило к изменению обозначений на рисунках.
В клейме советского фарфора могли присутствовать изображения символики данного предприятия: зверей, птиц или предметов. Самые известные производители могли позволить себе ограничиться изображением только символа завода, без каких-либо дополнительных пояснений.
Так, в клеймах Дулёвского фарфорового завода можно встретить варианты как с полным названием, так и с характерным рисунком птицы и словом «Дулево». Есть рисунки, на которых присутствует только изображение птицы.
Любители фарфора любого уровня сразу понимали, о каком заводе идет речь.
Но обычно клеймо на фарфоре в СССР содержало и другую информацию об изделии:
Централизация управления фарфоровыми предприятиями иногда приводила к одновременным изменениям отличительных знаков на многих заводах. Так, изображения животных, птиц и былинных зверей появились в качестве символов изготовителя примерно в одно время.
Клейма фарфора СССР
Популярные клейма фарфора
Нынешнее название получил при национализации. До 60-х годов ХХ века в отличительных знаках обязательно присутствовало слово «Вербилки» и изображение чайника с серпом и молотом. Позднее вместо чайника ставились буквы «ДФЗ». В 70-х годах логотипом завода стало изображение головы лося с буквой «В».
Знающим людям хорошо известны клейма советского фарфора, как, впрочем, и дореволюционных предприятий. Обычных же покупателей в первую очередь интересует привлекательность и цена изделий.
Марки фарфоровых, фаянсовых и майоликовых заводов СССР
Название завода: Фарфоровый завод «Красный фарфорист»
Год основания: 1900 г.
Месторасположение:г.Чудово, Новгородская обл.
Название завода: Хайтинский фарфоровый завод
Название завода: Целиноградский фарфоровый завод
Название завода: Южно-Уральский фарфоровый завод
Название завода: Сумской фарфоровый завод
Название завода: Ташкентский фарфоровый завод
Название завода: Тернопольский фарфоровый завод
Название завода: Фаянсовый завод имени М.И. Калинина
Название завода: Фарфоровый завод «Пролетарий»
Название завода: Довбышский фарфоровый завод
Название завода: Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда»
Название завода: Дружковский фарфоровый завод
Название завода: Ереванский фаянсовый завод
Название завода: Каменно-Бродский фаянсовый завод
Месторасположение:пос.Каменный Брод, Житомирская обл., УССР
Название завода: Рижский фарфоровый завод
Название завода: Самаркандский фарфоровый завод
Название завода: Сарактакшский фарфоровый завод
Месторасположение:г.Саракташ, Оренбургской обл., РСФСР
Название завода: Синельниковский фарфоровый завод
Месторасположение:г.Синельниково, Днепропетровская обл., УССР
Название завода: Дмитровский фарфоровый завод
Месторасположение:с.Вербилки, Московская обл., РСФСР
Название завода: Городницкий фарфоровый завод
Месторасположение:пос.Городница, Житомирская обл., УССР
Название завода: Владивостокский фарфоровый завод
Месторасположение:г.Владивосток, Приморский край., РСФСР
Название завода: Прокопьевский фарфоровый завод
Месторасположение:г.Прокопьевск, Кемеровской обл., РСФСР
Название завода: Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий
Название завода: Богдановичский фарфоровый завод
Месторасположение:г.Богдановичи, Свердловская обл., РСФСР
Название завода: Бориславский фарфоровый завод
Месторасположение:г.Борислав, Львовская обл., УССР
Название завода: Будянский фаянсовый завод «Серп и молот»
Месторасположение:г.Буды, Харьковская обл., УССР
Завод в с. Буды Харьковской губернии был основан в 1887 г. Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, крупнейшим промышленником того времени.
Будянский завод был четвертым заводом, вошедшим в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
«Товарищество» начало действовать с 1889 года, а к началу XX века в него входили уже 8 крупнейших заводов России.
В первые годы работы на заводе вырабатывался полуфаянс, в 1892 г. начали выпускать фаянс, а в 1894 г. и фарфор.
После революции завод национализирован, в 1922 г. вошел в состав Всеукраинского треста «Укрфарфорфаянсстекло».
В середине 20-х гг. получил название «Серп и молот». Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. Восстановлен полностью к 1953 г.
Завод проработал почти 120 лет, но, к сожалению, в 2006 г. прекратил выпуск продукции.
Название завода: Васильковский майоликовый завод
Название завода: Полтавский фарфоровый завод
Название завода: Полонский завод художественной графики
Месторасположение:г.Полонное, Хмельницкая обл., УССР
Название завода: Полонский завод художественной графики
Название завода: Киевский экспериментальный керамико-художественный завод
Название завода: Кировабадский завод
Название завода: Коростенский фарфоровый завод имени Ф.Э. Дзержинского
Название завода: Краснодарский фарфоровый завод «Чайка»
Название завода: Кузяевский фарфоровый завод
Месторасположение:пос.Ново-Харитоново, Московская обл., РСФСР
Название завода: Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова
Название завода: Бакинский фаянсовый завод
Название завода: Барановский фарфоровый завод имени В.И. Ленина
Месторасположение:пос.Барановка, Житомирская обл., УССР
Название завода: Береговский майоликовый завод
Месторасположение:г.Беляково, Закарпатская обл., УССР
Название завода: Башкильский фарфоровый завод
Месторасположение:с.Медведовское, Челябинская обл., РСФСР
Как определить ценность фарфора? Популярные клейма
Старинный русский фарфор – одно из перспективных направлений на рынке антиквариата. Ценность этих изделий со временем только возрастает. Но далеко не каждая фарфоровая фигурка интересна коллекционерам. Здесь представлены несколько распространённых производителей фарфора России прошлых лет.
Императорский фарфоровый завод
На изделия Императорского фарфорового завода всегда есть спрос. На этом заводе создавались украшения и сервизы для высшей знати. Уже в конце XIX века вся продукция для императорской семьи выпускалась с дубликатами, которые отправлялись в музей. Эта традиция сохранилась и в советское время.
Как определить, что старый «бабушкин» сервиз – дело рук мастеров ИФЗ? Самое простой вариант – найти на нём клеймо. Вот какие отметки оставляли на изделиях в разные годы.
А если клеймо не сохранилось? В некоторых случаях, намётанный глаз сможет определить принадлежность фарфора к ИФЗ по внешним признакам.
Например, визитной карточкой императорского завода является узор «Кобальтовая сетка», созданный в годы Второй мировой войны. Кстати, версии о происхождении такого рисунка разнятся.
Кто-то считает, что в узоре прослеживаются мотивы сервиза императрицы Елизаветы Петровны, другие же видят сходство с пересекающимися лучами прожекторов и крест-накрест заклеенными окнами блокадного Ленинграда.
Завод пользуется популярностью среди лиц первой величины. Так фабрика создавала табакерки для самой Елизаветы Петровны, подарки для лидеров коммунистических партий и сервиз к вступлению во власть В. В. Путина. Почитатели продукции завода есть и среди звезд.
Дулёвский фарфоровый завод
Этот фарфоровый завод также выпускает свою продукцию по сей день.
Разумеется, новые предметы пока не интересны коллекционером антиквариата. Не спешите избавляться от них – через пару десятков лет спрос будет не хуже чем на фарфор ИФЗ.
Кстати, современное название завод получил только в 1917 году, раньше изделия клеймили фамилией основателей — Терентия и Матвея Кузнецовых. Вот все варианты (включая современные) в одном месте.
Самый узнаваемый узор Дулёвского завода — цветок, напоминающий розу, «агашка». Такие цветы рисовали несколькими простыми широкими мазками. Название произошло от имени автора — художницы Агафьи Степановны Кустарёвой.
Дмитровский фарфоровый завод
Несмотря на обширный список, обычно Дмитровский фарфоровый завод называют «Вербилки». Это первый частный фарфоровый завод в Российской империи.
Основанная иностранцем Гарднером, фабрика была выкуплена уже знакомым нам Матвеем Кузнецовым. Смена названий не могла не отразиться на клеймах фарфорового завода. Мы собрали все в одном месте.
Дмитровский фарфоровый завод массово выпускал свою продукцию, так что вероятность найти изделия Вербилок у себя дома довольно высока.
Клейма и марки ЛФЗ и ИФЗ. Каталог клейм
Марки фарфора ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ с основания ИФЗ до настоящего времени.
С начала правления императрицы Екатерины II (1762 г.) на фарфор ИФЗ ставилась монограмма правившего монарха. Добавлявшаяся к фабричному знаку марка собственности ПК обозначала, что этот фарфор был инвентарем Двора. В период правления Николая II к заводскому клейму добавлялся год изготовления. Выдавленные в тесте цифры, буквы, знаки обозначали состав массы.
1 – 4. Марки фарфора ИФЗ до середины 1760 гг., клейма выдавлены или нанесены голубой, черной или золотой краской.
5 – 8. Марки фарфора ИФЗ с середины 1760 – 1796 гг., синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.
9 – 15. Марки фарфора ИФЗ на фарфоре для Двора.
16 – 21. Марки фарфора ИФЗ 1796 – 1801, 1801 – 1825 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.
22 – 28. Марки фарфора ИФЗ 1825 – 1855 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.
29 – 35. Марки фарфора ИФЗ 1855 – 1881 гг.,оливково-зеленым под глазурью ( с 29 по 32), марка 33 – оливково-зеленым под глазурью или золотом на глазури.
36 – 37. Марки фарфора ИФЗ 36, 37 1881 – 1883, 38 1884 – 1894 гг., клеймо – 36 синие или золотое надглазурно, 37 – оливково-зеленое подглазурно, золотое надглазурно.
39 – 43.Марки фарфора ИФЗ 1894 – 1917 гг., клейма 39 – 43 ставились оливково-зеленым или золотом подглазурно или надглазурно.
Фарфор ГФЗ, ЛФЗ.
Марки фарфора ГФЗ 1918 – 1930 гг.
I – Первый советский знак. Фарфор ГФЗ, 1918 – 1936. II – Знак в тесте 1920 – 1930х гг. III – вариант знака I, 1919.
IV – вариант знака I, 1919. V – вариант знака I, 1921. VI – вариант знака I, 1921.
VII – вариант знака I, 1921. VIII – специальный знак, только в 1921 г. – в помощь голодающего Поволжья. IX – вариант знака VIII, 1921.
X – вариант знака VIII, 1921. XI – вариант знака I, 1922. XII – Юбилейный знак 1922, посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции.
XIII – XV.Варианты знака I, 1922 г.
XVI – юбилейный знак, 1923 – 1924. XVII – юбилейный спецзнак (?). XVIII – экспортный знак, 1920е гг. и позже.
XIX – экспортный знак, 1920е гг. и позже. XX – с 1923 по 1930е гг. только для супрематического фарфора.
Клейма и марки фарфора ЛФЗ с 1940 по 2006 г.
A – C. Марки фарфора ЛФЗ I половины 1940-х гг., надглазурные и подглазурные
D, E. Марки фарфор ЛФЗ II половины 1940-х гг., надглазурно и подглазурно
F – H. Марки фарфора ЛФЗ конца 1940-х – начала 1950-х гг. наносились наглазурно и подглазурно.
I – K. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х гг. Первая (I) и вторая (J) марки наносились подглазурно и надглазурно, третья марка (K) подглазурная на скульптуре.
L, M. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х – 1960-х гг. Первая (L)- на вазах в конце 1950-х – начале 1960-х гг., подглазурная и надглазурная. Вторая (M) – надглазурная 1960-х гг.
N – Q. Марки фарфора ЛФЗ 1970-е – 1989 гг. Первая (N) – надглазурная на скульптуре, вазах, графинах. Вторая (O), третья (P) и четвертая (Q) надглазурные, ГР – группа сложности рисунка (от 6 до 15, ВНЕ ГР – изделие превышает 15 группу сложности), I сорт – красная марка, II сорт – синяя, III сорт – зеленая.
R – T. Марки фарфора ЛФЗ с 1989 по 2001 г. надглазурные. Первая (R) и вторая (S) с 1989 по 1992 г. Третья (T) с 1992 по 2001 г.
Фарфор СССР
Изделия из фарфора СССР сейчас очень востребованы у коллекционеров. Продать изделия из фарфора СССР сейчас не сложно, особенно если оно хорошего качества и сохранности.
Занимались выпуском фарфоровых изделий в Советском Союзе несколько десятков предприятий. По качеству и художественному исполнению советский фарфор некоторых предприятий не уступал дореволюционному.
Одним из лидеров среди фабрик СССР по производству изделий из фарфора был Ленинградский завод имени Ломоносова. Это старейшее предприятие было построено еще в середине XVIII века. Изделия этого завода до сих пор являются лучшими по качеству и дизайну, а коллекционеры и любители активно ищут продукцию завода имени Ломоносова времен СССР.
Вторым лидером в СССР по производству фарфора является Дулёвский завод. Сырьё на этом предприятии в советские времена использовалось самое высококачественное, а для особых фарфоровых экземпляров приглашались лучшие художники по росписи. Дулевский завод и сейчас не сдает свои позиции.
Ценнейшее предприятие по производству фарфора – Гжельский завод. Продукция этого завода советских времён пользуется особенным спросом.
Качественный фарфор выпускали наиболее известные заводы Коростенский и Городинский заводы, а также Полонский завод художественной керамики.
Если Вы хотите продать фарфоровые изделия времён СССР и сориентироваться, какие сейчас более востребованы, необходимо знать клейма фарфора СССР.
Клейма на каждом предприятии были отличительные и сами по себе очень красивые, хоть казалось бы, такая неприметная деталь.
Клейма предприятий Союзных республик имели национальный колорит, как и сами изделия, например Бакинского, Кировабадского и Зугдидского заводов.
Некоторые из клейм выглядели следующим образом.
Дулевский фарфоровый завод.
Изделия Дулевского фарфорового завода времён СССР отличались простотой и при этом благородством. Фарфор имел свой стиль народного творчества.
На изделия этого завода наносились клейма с надписью «Дулево» и буквами «ДЗ». Отличительным клеймом завода считается ласточка, она же изображена на его логотипе.
Ломоносовский фарфоровый завод.
Среди фарфоров, является одним из самых распространенных и самых ценных. Во времена СССР изделия завода вручали как награды и ценные подарки от правительства и одновременно они были в каждой семье. Клеймо предприятия в виде трех букв «ЛФЗ».
Гжельский фарфоровый завод.
Предприятие существует с 1818 года и начинало свое существование с небольшой фабрики. Чаще всего клеймо этого завода в советские времена выглядело в виде небольшого куска круга или треугольника с закругленной стороной, внутри которого могли быть надписи: «Гжель», «ТЗ», «ХК».
Конаковский фаянсовый завод.
В 1975 был организован участок на заводе, который занялся изготовлением наиболее сложных произведений — сервизов и наборов. Клеймо завода изображало ветвь, подчеркнутую двумя линиями, ниже которых было расположено три буквы «ЗиК».
Городницкий фарфоровый завод.
Выпускаемые заводом скульптуры, занимали особое место в 20–40-х годах. Очень популярными были «Девочка, играющая на скрипке», «Пинчер», «Окунь», «Попугай какаду» и другие. Клеймо завода изображало лебедя, другим вариантом было нанесение названия завода.
Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках.
Одно из наиболее известных предприятий. Продукция завода не раз была отмечена медалями на выставках в Париже и Брюсселе. Клеймо завода содержало три буквы «ДФЗ» и надпись «Вербилки». Еще одним вариантом исполнения был чайник, окруженный надписями свидетельствующими об изготовителе.
Клейма некоторых других заводов
Первомайский завод имел клеймо в виде двух рыб, наклоненных от центра, между которыми расположена мисочка. До этого клеймо завода содержало название завода.
Саракташский фаянсовый завод имел клеймо в виде объединения двух букв «С» и «Ф», написанных прописью.
Туймазинский фарфоровый завод имел клеймо из буквы «Ф», палочка посередине которой также была буквой «Т».
Минский фарфоровый завод имел клеймо на фоне буквы «М» черного цвета была нарисована белая «Ф».
Коростенский завод имел клеймо буква «К» в круге или надписью «Коростень»
Богдановичский завод на клейме изображалась ящерица с короной.
Артемовского опытно-экспериментального завод имел на клейме контурное изображение оленя в круге.
Сумский завод имел клеймо в виде изображения цветка и буквы С.
Зугдидский завод на своём клейме изображал лошадь сверху шара.
Мы готовы выкупить фарфоровые изделия СССР – чашки, чайники, сервизы, статуэтки и др.
Как отличить оригинальную фарфоровую статуэтку от поддельной
В последние годы, рынок фарфоровых статуэток, все больше наполняется подделками.
Если раньше качество исполнения подделки бросалось в глаза своим отвратительным видом, то сейчас делают копии, которые может выявить только настоящий профессионал. Хорошая роспись, правильные клейма, размеры, практически, стопроцентное совпадение.
И все же специалисту, что-то говорит о том, что это не творение ЛФЗ или Дулевского фарфорового завода советских времен, а хорошо сделанная современная имитация.
Если подделка выполнена посредственно, то она выдаст себя сразу после беглого осмотра. Отличие в росписи сразу бросается в глаза. Если вы когда-нибудь держали в руках настоящую фарфоровую статуэтку, скажем завода ЛФЗ, то вы сразу раскроете фальшивку.
Но бывает это сделано на очень высоком уровне. Не редко, это касается, именно дорогих, редких фигур.
Даже опытный взгляд не сможет отличить хорошую имитацию сразу, по внешнему виду.
В первую очередь нужно провести внешней осмотр статуэтки. Упрощенная, даже где-то небрежная роспись должна вас сразу насторожить. Но здесь важен временной период создания статуэтки. Некоторые оригинальные фигуры выпускались в таком исполнении, в зависимости от временного периода и конкретного производителя.
Следует обратить внимание на особенности фарфоровой массы, наличие или отсутствие включений, неровностей, цвет и толщину глазури. Если это изделие из фаянса, необходимо знать, что фаянсовые изделия со временем покрываются мелкой паутинкой трещин, так называемый кракелюр или цек.
Также стоит обратить внимание на размер фигурки.
При копировании в форме, размер получаемой статуэтки может быть меньше оригинала на 10 – 20%.
Очень информативным является осмотр донышка фигурки. Часто, отличить подлинную фигурку от копии помогает именно исследование дна статуэтки. Нужно обратить внимание на наличие или отсутствие глазури на донышке, его форму, толщину черепка, различные метки и конечно, клеймо завода изготовителя.
Образец клейма каждого завода изменялся в разные периоды времени. Зачастую, распознать подделку можно именно по клейму. Здесь существует масса нюансов в нанесении клейма.
Например, одно и то же, оригинальное клеймо может выглядеть по разному (неравномерное прилегание штампа к поверхности изделия, залив краски, изнашивание в процессе массового производства штампа), все это неизбежно вносит изменения в изображение клейма на изделии.
Встречаются статуэтки вообще без клейма, но не стоит сразу причислять ее к подделке, нужно изучить другие признаки. Клеймо может быть, например, утрачено с течением времени.
Если вы хотите заняться коллекционированием фарфоровых изделий, вам придется повнимательней изучить клейма заводов производителей, овладеть справочным аппаратом по клеймению фарфора.
Это вам поможет правильно атрибутировать фарфоровое изделие, узнать место и дату изготовления. Но это
задача не из легких.
Ведь если брать только советский период, только у дулевского завода, около тридцати разновидности клейм, а у ЛФЗ около семидесяти, да еще и они имеют массу разнообразных вариантов.
Не плохо будет походить по антикварным магазинам, и посмотреть, как выглядят оригинальные статуэтки и клейма разных заводов производителей.
Чем больше вы подержите в руках, фарфоровые изделия, больше воочию увидите клейм, тем лучше станете разбираться в фарфоре, “;набьёте глаз”.
Совсем хорошо если у вас появится возможность сравнить две одинаковые статуэтки, оригинальную и подделку, держа обе в руках.
Также, на дне изделия можно встретить метки мастера, художника, отметки завода (сортность, год изготовления, цена).
Если вы хотите купить подлинную фарфоровую статуэтку, покупайте и обращайтесь за консультацией, только в проверенные магазины, или к известным продавцам.
Говоря о редких статуэтках, например раннего советского периода, авторских, здесь важно знать стилистику, как автора, так и завода на котором он работал.
Определенное сочетание красок, стиля и вида росписи часто бывает уникальным для определенного завода и временного периода.
Если видите что цена изделия явно занижена, скорее всего, продается подделка. Очень часто продавая в интернете, продавец уклончиво отвечает на вопросы о подлинности предмета – мол, не знаю, купил у бабушки и т.д. – скорее всего, фальшивка.
В последнее время выросло число интернет-мошенников.
Покупая в интернете, смотрите на рейтинг продавца, покупайте только у проверенных дилеров, приобретая, что-то в интернет магазинах, обращайте внимание, существует ли физически этот магазин, есть ли у него реальный адрес.
Сотрудники Магазина “Новый комиссионный” помогут вам продать, купить, оценить, атрибутировать фарфоровые статуэтки, изделия из фарфора, а также бронзу, серебряные столовые предметы, изделия из серебра царских времен, монеты, самовары, иконы и другие предметы антиквариата.
Советский фарфор: клейма заводов
После революции 1917-го года стартовала национализация предприятий. Многие фарфоровые заводы полностью прекратили работу, другие – перешли под контроль большевиков и были переименованы. На советском фарфоре клейма утратили былую романтику и лишились атрибутов царской власти.
Фарфор 1917-го года
Клеймо с отметкой «1917» использовали исключительно во время работы Временного правительства. В это время фарфоровые заводы выпустили не так много изделий, и те, которые сохранились до наших дней, представляют большой коллекционный интерес. Цены на советский фарфор этого периода растут из года в год.
Агитационный фарфор 20-30-х годов
Сервизы, тарелки и чашки, статуэтки Государственного фарфорового завода, Бронницкой фарфоро-фаянсовой фабрики «Пролетарий», Дмитровского фарфорового завода с пропагандистскими надписями оказались не по карману рабочим и крестьянам, и осели в собраниях коллекционеров.
Цена советского агитационного фарфора взлетела после того, как его начали покупать иностранцы.
Так что, если увидите клеймо в виде скрещенных серпа и молота или надписи в стиле «В пользу голодающим», перед вами агитационный фарфор СССР или умелая подделка.
Запрет на царскую символику
Тотальная национализация заводов после Октябрьской революции нанесла огромный урон отрасли.
Многие предприятия вынуждены были прекратить работу, те, что остались, – работали по новым стандартам качества.
Большевики запретили все, что напоминало о царской власти, включая клейма с атрибутами императорской России. О былом величии напоминал двуглавый орел, который какое-то время стоял на фарфоре ИФЗ.
На смену царской символике пришли колосья пшеницы, серп и молот, изображение планеты и другие элементы, которые использовали большевики.
С изделий исчезли инициалы бывших владельцев фарфоровых заводов, к примеру, клеймо «ИФЗ» заменило «ГФЗ», чуть позже – «ЛФЗ», которое использовали в течение 80 лет. И такие изменения претерпели клейма всех предприятий.
Стандартизация клейм
В Российской империи клейма одного фарфорового предприятия отличались — размер букв, почерк и рисунок во многом зависел от художника, который наносил их на изделие. А вот для советских клейм характерно строгое следование стандартам. Четкие изображения, стандартный почерк, размер шрифта и изображение — механизация, которая пришла на смену ручному труду, и тут внесла свои коррективы.
Клейма на экспорт
До революции заводы использовали свои собственные клейма для экспорта на французском и прочих языках.
На предприятии братьев Корниловых одними из первых начали ставить клеймо «Made in Russia» — надпись, которая со временем появилась на изделиях других заводов, к примеру, ЛФЗ с 1920-х годов.
Отличительная черта советских клейм на фарфоре для экспорта — наличие отметки «USSR» или «SOVIETUNION» с припиской «made in», к примеру, «Made in USSR» с 1953 по 1964 год на советском фарфоре Дулево.
Сорта изделия
По советским клеймам можно отследить сорт изделия. К примеру, на Ленинградском фарфоровом предприятии использовали отметки для обозначения сортов: «1 с» – первый сорт, «2 с» – второй сорт, «3 с» – 3 сорт; а также для обозначения групп «6 гр», «7 гр», «ВНЕ ГР». Подобная градация была практически на всех заводах, от них зависела цена фарфора ЛФЗ и других заводов.
Общие тенденции
Если проанализировать тенденции, можно увидеть, как идеи клейм кочевали от одного завода к другому. К примеру, в одно время на предприятиях использовали отметки с животными.
На Дулевском заводе начали ставить птицу после того, как в 60-х годах скульптор А. Сотников получил золотую медаль за «Сокола».
А на Ленинградском фарфоровом предприятии с середины 60-х в обиход вошло клеймо с лосем.
Барановский, Бронницкий, Гжельский, Городницкий, Дулевский, Ереванский, Киевский, Ленинградский, Полонский, Минский, «Вербилка» — каталоги советского фарфора содержат данные о сотнях фарфоровых заводов. У каждого из них были свои клейма и стандарты клеймения. Больше интересного вам расскажут эксперты по антиквариату в одном из наших магазинов.
Хотите советский фарфор продать? Позвоните нам или приходите в один из антикварных магазинов — мы расскажем, как это сделать.
Клейма фарфоровых заводов бывшего СССР
Дружковский фарфоровый завод
Дружковский фарфоровый завод
Каменнобродский фаянсовый завод
Каменнобродский фаянсовый завод
Ленинградский фарфоровый завод
Ленинградский фарфоровый завод
Первомайский фарфоровый завод
Первомайский фарфоровый завод
Прокопьевский фарфоровый завод
Прокопьевский фарфоровый завод
Фарфоровый завод “Пролетарий”
Фарфоровый завод «Пролетарий»
Саракташский фаянсовый завод
Саракташский фаянсовый завод
Туймазинский фарфоровый завод
Туймазинский фарфоровый завод
Хайтинский фарфоровый завод
Хайтинский фарфоровый завод
Южноуральский фарфоровый завод
Южноуральский фарфоровый завод
Ленинградский опытный завод
Ленинградский опытный завод
Добушский фарфоровый завод
Добушский фарфоровый завод
Минский фарфоровый завод
Минский фарфоровый завод
Кувасайский фарфоровый завод
Кувасайский фарфоровый завод
Самаркандский фарфоровый завод
Самаркандский фарфоровый завод
Ташкентский фарфоровый завод
Ташкентский фарфоровый завод
Копчагайский фарфоровый завод
Копчагайский фарфоровый завод
Целино-градский фарфоровый завод
Целиноградский фарфоровый завод
Зугдидский фарфоровый завод
Зугдидский фарфоровый завод
Киевский эксперимен-тальный керамико-художественный завод
Киевский экспериментальный керамико-художественный завод
Коростенский фарфоровый завод
Коростенский фарфоровый завод
Артемовский опытно-эксперимен-тальный завод
Артемовский опытно-экспериментальный завод
Полонский фарфоровый завод
Полонский фарфоровый завод
Полонский завод художественной керамики
Полонский завод художественной керамики
Полтавский фарфоровый завод
Полтавский фарфоровый завод
Синель-никовский фарфоровый завод
Синельниковский фарфоровый завод
Сумский фарфоровый завод
Сумский фарфоровый завод
Тирнопольский фарфоровый завод
Тирнопольский фарфоровый завод
Бакинский фаянсовый завод
Бакинский фаянсовый завод
Кировобадский фарфоровый завод
Кировобадский фарфоровый завод
Рижский фарфоровый завод
Рижский фарфоровый завод
Фарфоровый завод г. Турсун-Заде
Фарфоровый завод г. Турсун-Заде
Богдановичский фарфоровый завод
Богдановичский фарфоровый завод
Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий
Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий
Бугульминский фарфоровый завод
Бугульминский фарфоровый завод
Владивостокский фарфоровый завод
Владивостокский фарфоровый завод
Дмитровский фарфоровый завод
Дмитровский фарфоровый завод
Дулевский фарфоровый завод
Дулевский фарфоровый завод
Конаковский фаянсовый завод
Конаковский фаянсовый завод
Краснодарский фарфоровый завод
Краснодарский фарфоровый завод
Фарфоровый завод “Красный фарфорист”
Фарфоровый завод «Красный фарфорист»
Кузяевский фарфоровый завод
Кузяевский фарфоровый завод
Барановский фарфоровый завод
Барановский фарфоровый завод
Бориславский фарфоровый завод
Бориславский фарфоровый завод
Будянский фаянсовый завод
Будянский фаянсовый завод
Городницкий фарфоровый завод
Городницкий фарфоровый завод
Довбышский фарфоровый завод
Довбышский фарфоровый завод
Клейма кузнецовского фарфора
Марки этой группы условно отнесены к новохаритоновскому производству (1810—1870-е годы). Продукция предприятия прослеживается до 1853 года, когда произошел первый раздел семейного имущества Кузнецовых. В клейма раннего периода в различных вариантах включена надпись «Фабрика братьев Кузнецовых».
Ранние кузнецовские марки имеют различную конфигурацию — заключены в круг, оформлены виньеткой. Чаще всего они бывают вдавленными в тесте, а затем прорисованными синей или зеленой надглазурными красками.
Встречаются орфографические ошибки в написании (марки №№ 4, 7).
Марки №№ 1—5 на изученных вещах — зеленые. Клеймо № 11 — вдавленное в тесте.
По стилистическому анализу предметы, отмеченные марками №№ 1—5, относятся к 40—50-м годам XIX века.
Марки Дулевского завода (1832—1917)
Марки крупнейшего кузнецовского производства довольно разнообразны по начертаниям, отражают самый длительный по времени этап работы. Марка № 12 (вдавленная в тесте) отнесена А. Б.
Салтыковым к 1853 — 1863 годам, то есть к периоду деятельности Сидора Терентьевича Кузнецова, однако обнаруженная чайница с таким клеймом тяготеет стилистически к 30—40-м годам XIX века. Марки №№ 13, 14 — кобальтовые, также периода деятельности Сидора Терентьевича (1853—1863).
Марки №№ 15—21 относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича Кузнецова (1864—1889). Чаще всего встречаются надглазурные голубые (цвет надглазурных фабричных клейм — красных, синих, зеленых — указывает на сортность изделий); №19 — выполнена золотой краской.
Марки №№ 19—22 воспроизведены впервые. Надписи на клеймах №№ 21 — 22 характерны для восточного товара. Марка № 22 — периода Товарищества (1889—1917).
Марка завода в дер. Короткой (конец 1840-х — начало 1850-х годов)
Известна лишь одна марка, относящаяся к производству в деревне Короткой близ Дулева. Марка редкая. В виньетке под шестиугольной звездой надпись — «С. Т. Кузнецова в Короткая».
Марки Рижского завода (1843—1917)
Фабричные клейма рижского завода представляют самую значительную группу в настоящем марочнике. Это связано с их большей изученностью.
Марки рижского фарфора разнообразны, отличаются конфигурацией, изобразительными элементами. Наиболее ранние из них относятся ко времени Сидора Терентьевича Кузнецова (1853— 1863).
Марки №№ 34 — 52 — времени М. С. Кузнецова и его наследников (1864—1917). В сравнении с клеймами предыдущего периода они выделяются большей пышностью обрамления. Клейма №№ 34—47 датируются 1864— 1880-ми годами; №№ 48—52 — относятся к периоду Товарищества, к 1890—1910 годам.
Марки №№ 33 и 42 являются не встречавшимися в публикациях вариантами марок №№ 32 и 41. Марки печатные голубые, надглазурные.
Марки Тверского завода (1870—1917)
Марки тверского завода разделяются на две группы — до образования Товарищества (1870—1889) и периода Товарищества (1889—1917). В клеймах периоды обозначены соответствующей надписью: «Фабрики М. С. Кузнецова Тверской губернии» и «Товарищества М. С. Кузнецова в Твери».
Марки №№ 53—58 датируются 1870—1889 годами; №№ 59 — 61 — 1889—1900 годами. Марка № 62 наиболее поздняя, относится к началу XX века.
Марка Будянского завода (1894—1917)
Представленная марка надглазурная, печатная, зеленая (на фаянсе). Конец XIX — начало XX века.
Марки Дмитровского завода (1891 — 1917)
Обширная продукция дмитровского завода клеймилась небольшим числом марок. Удалось установить три клейма этого завода.
Наиболее распространенным было клеймо № 64, право на которое Кузнецовы получили с приобретением этого предприятия и пользовались им на протяжении всей деятельности.
Марки №№ 65, 66 также относятся к дмитровскому производству (Д. Ф.— дмитровская фабрика).
Марка Рыбинского завода (1894—1917)
Известно лишь одно фабричное клеймо рыбинской продукции с указанием завода. Воспроизведения в литературе неизвестны. Датируется началом XX века.
Марки товарищества (1889—1917)
Известно несколько марок периода Товарищества без указания предприятия. В некоторых случаях под клеймами (например, №№ 67—69) обозначалось производство — Т. Ф., Р. Ф., Д. Ф. и т. д.
Марка № 70, по всей видимости, является одной из поздних марок Товарищества.
Источники информации:
- http://dedantikvar.com/interesnoe/farforovye-klejma-vremen-sssr
- http://meshok.net/item/133344246_%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B5_%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BE_%D0%A1%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_1930_%D0%B5_%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%BE_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_Made_in_Soviet_Union_%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%93%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%9B
- http://spoonka.ru/blog/kleyma-na-starykh-stolovykh-priborakh-iz-melkhiora/
- http://1olestnice.ru/kamni/kleima-farfora-sssr-vidy-i-proizvoditeli/