Коэффициент груза что это
Какие классы грузов существуют
В России классификация грузов для грузовых перевозок осуществляется по ряду ключевых параметров. Это уровень опасности груза, коэффициент индивидуальной грузоподъемности (КИГ), способ сохранения качества груза, физико-математические свойства, способ выгрузки/погрузки, отрасль народного хозяйства, приобретающая либо продающая груз. По каждому из этих признаков грузы делятся на классы.
Классы грузов по коэффициенту использования грузоподъемности
На основании коэффициента использования грузоподъемности выделяется пять групп грузов:
Классификация грузов по уровню опасности
По этому признаку выделяются следующие группы грузов:
Классификация грузов по способу сохранения его качества
По условиям хранения качества груза выделяется два вида товаров: требующие и не требующие мер для защиты от окружающей среды. К товарам, требующим защиты, относятся скоропортящаяся продукция и живые грузы.
Основу скоропортящейся продукции составляют продукты питания. При транспортировке такого товара нужно соблюдать условия хранения (температурный режим, показатели влажности) и сроки доставки. В противном случае такая продукция потеряет свои качества либо придет в негодность.
К живым грузам относятся птицы, рыба, животные, пчелы. Их нужно перевозить, соблюдая санитарно-ветеринарные требования (например, проводить обязательную дезинфекцию в грузовом отсеке авто). Транспортировка этого типа грузов осуществляется в специальных клетках, резервуарах, скотовозах, ульях.
Классы грузов по физико-математическим свойствам
По физико-математическим свойствам выделяется три группы грузов: зависящие от размера, массы или от состояния.
В зависимости от размера грузы классифицируются на две подгруппы:
В зависимости от состояния грузы делятся на следующие подгруппы:
Сыпучими и насыпными грузами могут, например, выступить стройматериалы либо зерно. А к подгруппе навалочных грузов относится каменный уголь, торф, овощи, древесина.
По показателям массы грузы классифицируются на три подгруппы:
Классификация грузов по способу выгрузки/погрузки
По способу погрузки/выгрузки грузы делятся на три группы:
Наливные грузы перевозятся в цистернах, установленных на автомобилях, и требуют к себе особого отношения (сопровождения, охранения, выполнения нормативов при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке). Ярким примером таких наливных грузов выступают горючие вещества.
В группу «навалочные» относятся грузы, которые при автомобильной перевозке можно в кузове автомобиля свалить кучей, уложить штабелем или насыпью. Такие грузы перевозятся самосвалами или бортовыми грузовыми машинами.
Штучные грузы могут отличаться между собой весом, размерами, формами, при этом обладать общей характеристикой – способом перевозки. Штучные грузы перевозится в автомобилях как в таре, так и без нее.
Классификация по отрасли народного хозяйства, продающего или покупающего этот груз
По отраслевому признаку грузы классифицируются на:
Классификация грузов
На самом деле, классификация грузов — это не что-то из области чисто теоретического, чем можно вообще не «забивать» себе голову. От того, к какому именно типу/виду/классу относится груз, не в последнюю очередь зависит качество грузоперевозки: то, при каких условиях будет происходить транспортировка, каким образом будут выполнены погрузочно-разгрузочные работы, какая тара будет выбрана для груза, в каком именно автомобиле по типу кузова он поедет и какими документами будет сопровождаться. Кроме того, вид груза определяет сроки и стоимость перевозки.
Выделяют несколько способов классификации грузов, однако наиболее важными являются три признака:
Виды грузов по использованию грузоподъемности автомобиля
Классификация по использованию грузоподъемности автомобиля влияет на расчет стоимости перевозки: в зависимости от того, к какому именно классу (а их четыре) относится груз, будет применяться тот или иной поправочный коэффициент.
Дело в том, что разные грузы с разной эффективностью используют грузовое пространство автомобиля. Так, легкие и объемные, хотя и заполняют весь кузов, оставляют не малый задел по массе. А потому получается, что при одинаковых условиях транспортировки и одинаковых затратах на ее выполнение, тонн кирпичей, например, будет перевезено больше, нежели тонн пенопласта.
Коэффициент использования грузоподъемности измеряется в т/м3 и вычисляется по формуле — масса груза, разделенная на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов.
класс груза | коэффициент использования грузоподъемности | среднее расчетное значение |
I класс | 1 | 1 |
II класс | от 0,71 до 0,99 | 0,8 |
III класс | от 0,51 до 0,70 | 0,6 |
IV класс | от 0,41 до 0,50 | 0,5 |
Виды грузов по способу погрузки-разгрузки
По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Очевидно, что от того, к какому виду относится груз, зависит, каким именно образом будет осуществляться его погрузка и разгрузка и в какой таре (или вовсе без нее) он поедет.
Штучные грузы — это все товары, имеющие габаритные размеры (длину, ширину, высоту). Они могут перевозиться как в таре, так и без нее, а для погрузочно-разгрузочных работ с ними применяются автокраны, автопогрузчики, тельферы (…), а также ручной труд.
Навалочные (и сыпучие) грузы характеризуются массой и объемом и допускают погрузку-разгрузку навалом (то есть могут «падать» с высоты). К ним относится зерно, песок, уголь, щебень, грунт, мусор и т.п. Для погрузочно-разгрузочных работ используются экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зерно-, свекло-, снегопогрузчики и др.
Наливные грузы (цемент, битум, бензин, масло, вода, спирт, сжиженный газ…), будучи жидкими, полужидкими или газообразными, перевозятся в цистернах или в специальной таре, а для погрузки-разгрузки требуют применения насосных установок или таких методов, как выдавливание, самотек, опрокидывание и наклон автотранспортного средства.
Виды грузов по условиям перевозки и хранения
По условиям перевозки и хранения выделяют обычные и специфические грузы. Вид груза влияет на выбор автомобиля и организацию процесса доставки: оформление необходимых документов, разработка маршрута, сроки транспортировки и т.п.
Обычные грузы в особых условиях транспортировки не нуждаются: для их доставки используются универсальные бортовые и тентованные кузова и полуприцепы. Специфические же имеют свою классификацию: они делятся на негабаритные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, живые и антисанитарные.
Негабаритные грузы требуют наличия специального разрешения на передвижение по автомобильным дорогам, а также могут предполагать разработку особого проекта транспортировки. К ним относятся грузы, превышающие следующие параметры: по высоте — более 4 метров, по длине — более 20 метров (или если более чем на 2 метра выходят за пределы кузова), по ширине — более 2,55 м.
К тяжеловесным грузам относятся те, которые (вместе с автотранспортным средством) превышают либо установленные значения массы, либо допустимую осевую нагрузку. Они тоже нуждаются в специальном разрешении на транспортировку или в разработке особого проекта доставки.
Последние, в свою очередь, в соответствии с ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) делятся на 13 классов:
класс 1: взрывчатые вещества и изделия; класс 2: газы;
класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1: легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2: вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3: вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1: окисляющие вещества;
класс 5.2: органические пероксиды;
класс 6.1: токсичные вещества;
класс 6.2: инфекционные вещества;
класс 7: радиоактивные материалы;
класс 8: коррозионные вещества;
класс 9: прочие опасные вещества и изделия.
Для перевозки скоропортящихся грузов огромное значение имеют сроки доставки и поддержание постоянной определенной температуры. Поэтому для их транспортировки используются специальные изотермические кузова или рефрижераторы.
Живые грузы (скот, птица) перевозятся в соответствии с ветеринарными нормами и требуют наличие ветеринарных сертификатов.
К антисанитарным относятся ассенизационные и пылящие грузы. Они подразумевают как особые условия перевозки (специально приспособленная тара, кузов определенной конструкции…), так и порядок проведения грузовых операций: песок, например, выгружают в темное время суток или в безветренную погоду, предварительно смачивая его водой и используя респираторы и пыленепроницаемые очки.
Таким образом, чтобы качественно организовать и осуществить грузоперевозку, необходимо правильно классифицировать груз по не одному, а по всем трем признакам и соблюсти все предписываемые для того или иного вида условия.
Понятие, виды и особенности грузов. Транспортная характеристика грузов. Коэффициент использования грузоподъемности
Транспортная система – форма организации транспортного процесса, когда во всех звеньях этого процесса, на основе эффективного использования транспортных средств, перегрузочного, складского оборудования, информационных технологий обеспечивается максимально возможная скоростная доставка груза от грузоотправителя до грузополучателя с оптимальными издержками.
Все продукты промышленности и сельского хозяйства называются товарами.
Товары с момента их сдачи на транспорт для доставки по назначению называются грузами.
Классификация грузов, грузоперевозчиками, осуществляется по разным признакам. Грузы могут различаться своей принадлежностью к той или иной отрасли хозяйства. Также различают грузы по назначению – сырье, готовая продукция, топливо, товары бытовой химии, бытовая техника, скоропортящиеся и опасные грузы и т.д., по видам подвижного состава и по транспортным признакам, таким как объемность, габаритность, громоздкость и т.д. Часто один и тот же груз может классифицироваться по-разному в зависимости от выбранного признака. Классификацию грузов по признакам с целью разработки общих по группам условий перевозок и хранения называют транспортной. Транспортная классификация грузов выглядит следующим образом:
1.Ручная погрузка. При ручном способе штучный товар загружается по малогабаритным единицам (коробкам, ящикам, пакет, мешкам и т.д.). Этот способ позволяет макс. исполь-зовать объем транс. средства, что снижает транспорт издержки (макс количество товара размещается на мин площади). Ручная погрузка используется в случае грузоперевозки большого ассортимента разнокалиберных товаров, кот сложно разместить на паллетах. Кроме того, при ручной погрузке снижаются расходы на сепарацию (закрепление) груза.
2.Паллетная погрузка. Паллетный способ погрузки применяется, когда есть возможность разместить штучный груз на стандартные и нестандартные поддоны. Это позволяет применять при погрузке и выгрузке различные механизированные средства. В отличие от ручного способа при паллетном резко сокращается срок погрузочно-разгрузочных работ. Также использование паллетного способа погрузки упрощает учет перевозимой продукции, уменьшаются риски, связанные с чел.фактором и сокращает штат персонала.
Транспортировка— ключевая логистическая активность (функция), связ с перемещением материальных, тудовых, инф-х, и финан-х ресурсов из места происхождения в место потребления.
Унимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта.
Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: ж/д – авто, речным – авто, морским – ж/д и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта.
Интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования – независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ». Под мультимодальными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэропорт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одной и той же фирме экспресс – почты). При мультимодальной перевозке грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть экспедиторская фирма, кот, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями.
Как определить класс груза
Вопрос о том, как определить класс груза при перевозке, возникает в том случае, когда необходимо установить тарифную группу и рассчитать размеры платежей. Существует четыре класса грузов, которые определяются по использованию грузоподъемности транспортного средства. Если груз имеет большой удельный вес, он в полном объеме использует грузоподъемность транспортного средства. Легкие, имеющие сложную форму товары, не позволяют заполнить кузов так, чтобы масса перевозимого товара приблизилась к его грузоподъемности. Поэтому плата за перевозку взимается в зависимости от класса с учетом плотности, а также способа упаковки, так как объемная тара уменьшает количество груза, который можно перевезти.
Как определить класс груза при автомобильных перевозках
По коэффициенту использования грузоподъемности:
Исходя из приведенных данных, для определения класса необходимо рассчитать коэффициент использования грузоподъемности. Его рассчитывают путем деления фактической грузоподъемности используемого транспортного средства для данного товара на его номинальную грузоподъемность.
Для того, чтобы не приходилось каждый раз производить эти расчеты, существуют специальные таблицы, в которые внесены наиболее распространенные типы товаров. Поэтому, если необходимо узнать, как определить класс груза при перевозке, решение будет простым. Вам достаточно свериться с таблицей и выбрать значение, которое соответствует вашему товару.
Рассматривая классификацию различных грузов нельзя не упомянуть о том, что помимо разделения по использованию грузоподъемности также существует деление по классам опасности.
Как определить класс опасности груза
Все грузы делятся по опасности на 4 класса:
Класс опасности груза определяется производителем или импортером и указывается в паспорте безопасности химической продукции или материала, содержащем информацию о мерах предотвращения ущерба здоровью человека и окружающей среде в случае возникновения аварийных ситуаций. Поэтому перед осуществлением мероприятий по доставке необходимо изучить информацию, указанную в данном документе. Если груз является опасным, для его перевозки необходимо получить специальное разрешение.
Виды, классификация и характеристика грузов
Виды грузов
Характеристики грузов
Генеральные грузы
К генеральным относятся следующие грузы:
Генеральные грузы делятся на категории по размерам : обычные, длинномерные (свыше 3 метров) и негабаритные. По массе : легковесные или тяжеловесные (более 5 тонн).
Навалочные грузы
Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть. К ним относятся: строительные материалы, уголь, руда и рудные концентраты, зерно. Особенность навалочных грузов заключается в том, что они состоят из подвижных частиц определенного размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу. Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а к незерновым – все остальные (строительные, продовольственные и промышленные грузы).
Наливные грузы
К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей автоцистерн или другие устройства, укрепленные в кузове грузового ТС. К наливным грузам относят: нефть и нефтепродукты, жидкие химические требующие перевозки материалы (кислоты, спирты, некоторые виды удобрений т. д.) Также к наливным грузам относятся сжиженные газы СУГ, жидкие пищевые продукты (растительные масла, концентрат сока, животные жиры, патока, пресная вода, вино). Наибольшую долю среди этих грузов составляют нефть и нефтепродукты. При перевозке, хранении и перегрузке наливных грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, плотность, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, упругость паров, влияние на организм человека, коррозирующее действие на металлы и др.
По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические.
Обычные грузы
Специфические грузы
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные.
Негабаритные грузы
Длинномерные грузы
Длинномерные – это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.
Тяжеловесные грузы
Опасные грузы
Скоропортящиеся грузы
Антисанитарные грузы
Живые грузы
К живым грузам относятся животные и птицы, перевозятся они автомобильным транспортом в соответствии с ветеринарными нормами. Живые грузы, это животные, птицы, пчелы и рыба, перевозимые с соблюдением санитарно-ветеринарных требований. Для транспортировки используются одно- и двухуровневые скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары, проходящие обязательную дезинфекцию перед каждым рейсом.
Классификация грузов
Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. У перевозчика товар становится “грузом”, так называют принятые к перевозке продукцию, товары, материалы. Для оптимизации организации грузовых операций получатель должен знать транспортные характеристики грузов (это специальный термин). Совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др. Физико-химические свойства грузов, это хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, радиационному воздействию и т. д. Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и т. п.
На железных дорогах грузы классифицируют как:
На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности средств транспорта грузы делят на классы:
Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом и т. д.). Класс груза учитывается в тарифах на перевозку наряду с расстоянием перевозки и другими факторами.
Классификация грузов производится по следующим признакам:
По способам погрузки-выгрузки и перевозки различают следующие виды грузов перевозимых автомобильным транспортом.
Штучные грузы могут быть тарные и бестарные и характеризуются весом, формой и объемом каждой штуки.
Основными характеристиками штучных грузов являются:
Наиболее распространены следующие виды тары:
Классы, категории и группы грузов
Для установления оплаты за перевозку ( тарифа ) грузы разделяются на четыре класса в зависимости от степени использования грузоподъемности подвижного состава :
Класс груза определяется не только его физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания).
Бывают случаи, когда один и тотже груз может быть отнесен к различному классу при разной его упаковке:
Весовые категории грузов:
Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 метров, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) 3,5 метра. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями. Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова. Ш тучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким такелажем (канатами, веревками).