Коэффициент оптимизации в сметах что это
Как посчитать понижающий коэффициент
Понижающий коэффициент в смете, еще часто его называют договорной, тендерный, скидочный и т.п. это коэффициент который используется для приведения стоимости рассчитанной по государственным расценкам к договорной. Также есть и другой тип понижающих коэффициентов, которые корректируют сметную стоимость в соответствии с изменениями условий производства труда.
Понижающий коэффициент в смете
На вопрос, что такое понижающий коэффициент, можно найти ответ, обратившись к тексту Федерального закона 44-ФЗ. Руководствуясь текстом данного закона, можно получить представление о том, как посчитать коэффициент снижения цены контракта, а также о том, как правильно оформить понижающий коэффициент в смете.
Помимо этого, существует несколько видов понижающих коэффициентов к цене контракта. Понижающий коэффициент — это способ экономического расчета стоимости элементов сметы как по отдельности, так и в общей сумме. Таким образом, возможно применение в сметах коэффициента стесненности, понижающих коэффициентов к НР и СП, коэффициентов на демонтажные работы и т.д. Далее по тексту будут рассмотрены наиболее частые случаи применения понижающего коэффициента в смете.
Понижающий коэффициент в смете по 44-ФЗ
Как отмечалось выше, при обращении к тексту Федерального Закона 44-ФЗ от 05.04.2003 г. можно придти к пониманию того, как посчитать понижающий коэффициент в смете при проведении аукционов и торгов на строительство того или иного объекта. О том, что такое договорной коэффициент в смете, говорится в статье 34 указанного закона.
Следует отметить, что 44-ФЗ рассматривает различные стороны и ситуации при проведении торгов в контрактной системе в Российской Федерации, поэтому очевидно, что вопросам о том, как рассчитать понижающий коэффициент и как применять коэффициенты в смете, уделено большое внимание.
Таким образом, судя по тексту закона, получается, что контрактная цена, заключенная в рамках и при условиях соблюдения законодательства в данной области, является твердой и не подлежит изменению. При проведении торгов, как правило, назначается начальная максимальная цена контракта НМЦК, которая, как можно понять из названия, дает определение верхней границы при определении стоимости работ на каждый конкретный объект.
Однако цена контракта может быть изменена в сторону уменьшения при помощи метода, дающего определение того, как посчитать коэффициент снижения. Пример сметы с понижающим коэффициентом, а точнее, только с частью сметной формы, где отражаются ее итоги, приведен на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример сметы с понижающим коэффициентом
Алгоритм того, как считать понижающий коэффициент, приведен после итогов в смете. Следует отметить, что цифры на приведенном примере применены спонтанно и не имеют никакого обоснования. То же можно сказать и о таблице, в которой показано, как рассчитать коэффициент снижения цены контракта для данной сметы.
Как видим, условная цена контракта составляет 130 тысяч рублей. Это является начальной максимальной ценой контракта и не подлежит изменению в сторону увеличения. Строительная организация выиграла аукцион по торгам на сумму 100 тысяч рублей. Следует отметить, что сумма указана без НДС, поэтому понижающий коэффициент по 44-ФЗ должен быть применен в расчете также без НДС.
Коэффициент снижения начальной максимальной цены контракта: что это такое и как его рассчитать?
В статье мы поговорим о понятии коэффициента снижения НМЦК, как его рассчитать и как правильно применить на практике. Не все особенности проведения закупок раскрываются в 44-ФЗ, и заказчикам приходится ориентироваться на письма и разъяснения различных ведомств, а также разрабатывать свой порядок расчетов.
Что такое понижающий коэффициент?
В ч.10 ст.70 44-ФЗ отмечается, что государственный контракт заключается на условиях, указанных заказчиком в извещении на проведение закупки и документации к ней, по цене, предложенной победителем закупки.
Понижающий коэффициент – это соотношение итоговой цены, предложенной победителем торгов к начальной максимальной цене контракта, выраженное в процентном показателе.
Однако не только 44-ФЗ о контрактной системе руководствуется заказчик при определении цены договорных обязательств, но и Письмом Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмом ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.
Расчет понижающих коэффициентов применяется при поставке нескольких позиций определенной продукции, отдельных услуг или нескольких этапов работы. В этих случаях организатор торгов должен пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально полученному коэффициенту понижения.
При этом в проекте контракта указывать коэффициент не обязательно, а вот в сметной таблице, которая является неотъемлемой частью документации, заказчик должен уменьшить каждую позицию на рассчитанный процент.
На практике это выглядит так: при проведении электронного аукциона на строительно-отделочные работы будущий исполнитель указал общую стоимость исполнения обязательств. Заказчику же при составлении проекта работ предстоит пересчитать все этапы работы, применяя коэффициент снижения. Заказчик имеет право включить в документацию о закупке и извещение условия об использовании понижающего коэффициента за единицу товара.
Когда можно уменьшить цену контракта?
В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.
Снижение цены происходит в нескольких случаях:
Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.
Расчет коэффициента по формуле
В 44-ФЗ нет порядка определения коэффициента снижения стоимости. Для исчисления необходимого коэффициента необходимо применить несложную формулу:
КС = ОЦП / НМЦК в документации,
КС – коэффициент снижения;
ОЦП – окончательное ценовое предложение;
НМЦК – начальная максимальная цена контракта.
Пример: НМЦК в извещении — 1 млн. руб., итоговая сумма, предложенная победителем – 750 тыс. руб., КС равен 750000/1000000 = 0,75.
Важный момент! Если поставщик работает без НДС, то коэффициент снижения определяется как частное цены, предложенной победителем, к НМЦК за минусом НДС.
Если невозможно точно пересчитать стоимость договорных обязательств с учетом коэффициента снижения, то заказчик имеет право указать в контракте цену из итогового протокола. Об этом говорится в пояснениях Минфина и не противоречит законодательству. То есть, при возникновении расхождения в смете на 1 копейку, ее можно суммировать к любой позиции в смете. Но также исполнитель может в спецификации прописать свои цены на продукцию, а не те, которые рассчитал заказчик (кроме закупок по п.2 ст.42 44-ФЗ).
Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?
При проведении электронного запроса котировок по 44-ФЗ ценовые условия также могут меняться. Ценовые условия могут измениться и для запроса котировок в электронной форме. Понижающий коэффициент для этого вида конкурентной борьбы возможно применять в следующих случаях:
Иных случаев, кроме этих двух, не предусмотрено (ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минфина № 24-03-07/79960 от 01.12.2017 г., Минэкономразвития № Д28и-999 от 18.04.2016 г.). В нормативной документации дается разъяснение: т.к. для запроса котировок не требуется составление закупочной документации, то и порядка исчисления понижающего коэффициента от суммы НМЦК, нет.
За нарушение положений законодательства к заказчику применяется штраф – от 20 тыс. руб. до двойного размера потраченного бюджета (ч.4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Как правильно уменьшить количество товара?
В Постановлении Правительства РФ № 1090 от 28.11.2013 г. дается специальная методика для уменьшения количества товаров при понижении суммы договорных обязательств. Основанием для данного пропорционального снижения является п.6 ст.161 БК РФ и п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ.
Придерживаться следует следующих правил методики:
Если требуется сократить объемы строительных работ, работ по реконструкции, капремонту, приобретению недвижимости государством, то делать это нужно согласно нормам действующего законодательства.
Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?
Когда исполнитель согласен с изменяемыми условиями договора, составляется дополнительное соглашение. В нем прописываются стандартные пункты:
Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания организатор торгов направляет откорректированные сведения в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. В противном случае заказчика ждет штраф – 20 тыс. руб.
Статьи
Коэффициенты в сметах
Коэффициенты применяемые в сметах очень разнообразны. Одни применяются для перевода к текущим ценам, другие чтобы снизить стоимость и т.д.
Снижение стоимости работ коэфициентом в смете:
Правильное применение понижающего коэффициента в смете:
Коэффициент применяется в конце сметы до начисления НДС. Примерно это выглядит так:
Итого по смете: 1000000 руб
Итого по смете с учетом понижающего коэффициента К=0,8: 800000 руб
Всего с НДС 18%: 944000 руб
Повышающий коэффициент в смете:
Также, к повышающим можно отнести коэффициенты учитывающие стесненность на объекте приводящую к замедлению выполнения работы, но требует обоснования по некоторым критериям.
Понижающие коэффициенты на демонтаж:
При отсутствии прямых расценок на демонтаж к расценкам на новое строительство могут применяться специальные коэффициенты на демонтаж (К=0,3; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8)
Понижающие коэффициенты на монтаж оборудования:
При монтаже оборудования по месту на открытой площадке или внутри помещения используются общие расценки, при условии отсутствия прямых расценок, поэтому требуется вводить коэффициенты учитывающие точный вес оборудования.
Понижающие коэффициенты при проведении ПНР, применяются в следующих случаях:
Если возникли доп.работы, на которые составляется отдельная смета, нужно ли приметь тот же коэффициент, что и в основной смете?
Заключен договор с частной компанией. Смета составлена с коэффициентом договорной цены (понижающим). Работы выполнены. В процессе строительства возникли доп.работы. Заказчик готов их оплатить. Составляем смету на доп.работу. Сметчик со стороны заказчика утверждает, что доп.работы должны рассчитываться с тем же коэффициентом, что и основная работа. Справедливо ли требование Заказчика? Есть ли нормативный документ, регулирующий данный вопрос?
Рассмотрим данный вопрос со стороны бюджета и со стороны частных организаций.
Предположим, в данном вопросе фигурирует частный заказчик. В таком случае всё регулируется гражданским кодексом.
Согласно ГК РФ документ, стороны дополнительно согласовывают моменты, которые не вошли в основную структуру контракта, а потом на основании найденных компромиссных решений составляют подробное дополнительное соглашение.
Документ, который отображает согласованные сторонами договора изменения или иные факторы, которые не были указаны в основном контракте, называются дополнительным соглашением.
Также что касается стоимостей, в статье №424 ГК РФ говорится:
1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом в случае работы с частными организациями однозначного ответа нет, так как Вы заключаете доп.соглашение, куда и прописываете суммы, найденные компромиссным решением.
Несколько проще обстоит ситуация при работе с бюджетными организациями.
В случае если Вы работаете с бюджетом, если появляется необходимость в доп.соглашении, то в первую очередь необходимо пройти экспертизу на предмет проверки сметных расчетов.
В Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 написано:
Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. (…)
Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства. (…)
Также в постановлении Правительства РФ от 13.12.2017 N 1541 написано:
«30. В случае если после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном настоящим Положением для проведения первичной проверки, с учетом следующих особенностей:
а) в пояснительной записке к сметной документации, подписанной застройщиком (техническим заказчиком), указываются внесенные изменения;
б) в случае если после получения положительного заключения сметные нормативы и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной проверки, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.» (…)
Подводя итоги отметим, что в случае работы с бюджетом все более строго определено, тогда как в случае с частными организациями все регулируется достигнутыми в ходе переговоров, решениями. Однако и работая с частыми фирмами, Вы можете руководствоваться приведенными нормативными документами для бюджетной сферы.
Понижающие коэффициенты к НР и СП при по новым методикам 812/пр и 774/пр
Блог сметчика
Понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли часто вызывают много вопросов и споров среди сметчиков.
Какие понижающие коэффициенты применять при использовании МДС-33 и МДС-25 мы разобрались.
А какие понижающие коэффициенты применять при использовании новых методик к накладным расходам и сметной прибыли (Приказы Минстроя РФ №812/пр от 21.12.2020г. и №774/пр от 11.12.2020г.)?
Согласно новым методикам по НР и СП, в случае отсутствия ГЭСНр при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда, к нормативам накладных расходов и сметной прибыли для соответствующих ГЭСН по отдельным позициям локального сметного расчета применяются следующие коэффициенты:
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий:
Применять совместно с К=1,15 и 1,25
* не применять к расценкам на демонтаж
(п.25 приказа 812/пр, п.16 приказа 774/пр, п.59 приказа 421/пр)
Капитальный ремонт объектов производственного назначения:
Применять совместно с К=1,15 и 1,25
* не применять к расценкам на демонтаж
(пп.25, 26 приказа 812/пр, п.16 приказа 774/пр, п.59 приказа 421/пр)
Капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения:
Применять совместно с К=1,15 и 1,25
* не применять к расценкам на демонтаж
(пп.25, 26 приказа 812/пр, п.16 приказа 774/пр, п.59 приказа 421/пр)
Реконструкция и капитальный ремонт дорог и инженерных сооружений (в т.ч. гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и т.п.) в объемах, обеспечивающих работы полноценными захватками:
К=1,15 и 1,25 не применять
(п.25, 26 приказа 812/пр, п.16 приказа 774/пр, п.59д приказа 421/пр )
Строительство объектов АЭС:
Не применять к накладным расходам К=1,09 для объектов АЭС на работы:
Строительство особо опасных и технически сложных объектов, кроме объектов АЭС:
Не применять к накладным расходам К=1,03, при строительстве особо опасных и технически сложных объектов, кроме объектов АЭС на эти виды работ:
Упрощенная система налогообложения (УСН):
*Эти коэффициенты не указаны в приказах 812/пр и 774/пр.
Работы выполняемые хозяйственным способом (собственными силами, для собственных нужд):
*Коэффициент к НР 0,6 не указан в приказе 812/пр.
СКАЧАЙТЕ таблицу с понижающими коэффициентами к НР и СП для новых методик по приказам 812/пр и 774/пр.
СКАЧАЙТЕ таблицу с понижающими коэффициентами к НР и СП для старых методик по МДС-33 и МДС-25.
Часто задаваемые вопросы по приказу 812/пр:
Что такое «МПРКС» в приказе 812/пр?
Что такое «РКС» в приказе 812/пр?
Что такое «Территория» в приказе 812/пр?
Подведем итог
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова
подписывайтесь ВК