Коэны и левиты в чем разница

Коэны и левиты в чем разница

Коэны и левиты в чем разница. Смотреть фото Коэны и левиты в чем разница. Смотреть картинку Коэны и левиты в чем разница. Картинка про Коэны и левиты в чем разница. Фото Коэны и левиты в чем разница

У многих народов, насчитывающих достаточно длительный срок развития, обозначается группа семей – высших сановников, так называемая, национальная аристократия, ведущая свою родословную с очень древних времен. Их фамилии фигурируют в летописях и документах на протяжении столетий всегда употребительно лишь к вельможам высшего порядка. Едва ли не единственным исключением в этой группе являются евреи. Эта национальность входит в число древнейших среди цивилизованных народов, однако в силу исторических причин у них не сохранилось древних фамилий, связанных с управлением страной. Да, конечно, среди евреев нередко встречались видные государственные деятели. Но это были единичные представители нации, не ставшие родоначальниками династии.

Тем не менее, собственная аристократия у евреев есть. Правда, в отличие от других еврейские аристократы зачастую не владеют собственными замками и не реагируют на обращение: «Ваша светлость». Зато их родословная насчитывает тысячи лет и уходит корнями в библейские времена. Это люди, обладающие древнейшими в еврейской среде фамилиями Коэн и Леви, а также производными от них. Но что интересно. На самом деле Коэн и Леви это не фамилии в привычном для нас понимании. Они обозначают должности людей, некогда исполнявших службу в Первом и Втором Иерусалимских храмах.

Стоит понять, что фамилии у евреев стали появляться только в Средние века, где-то в XI-XII столетиях. Они присваивались только очень знатным представителям еврейской нации, причислявших себя к прямым потомкам царя Давида. Для остальных вполне достаточно было записи личного имени с уточнением: сын или дочь такого-то. Правда, иногда к личному имени присоединялось другое уточнение: «ха-Коэн» или «ха-Левит». В данном случае показывался статус человека. В итоге, коэном или левитом мог оказаться человек, занимающий в общине далеко не самую видную должность, однако после того как в XVII-XIX столетиях началось массовое «офамиливание» евреев, большинство этих людей взяли себе именно эти фамилии, прямо указывавшие на их древнее происхождение.

Но если известно, кто были коэны и левиты в древнем Израиле, то кем они были изначально? Вот здесь следует углубиться в библейские легенды. Тора говорит, что Яаков имел 12 сыновей, каждый из которых впоследствии стал родоначальником собственного колена. Одним из таких колен были левиты, потомки сына Леви. Когда евреи благополучно ушли из Египта, они изваяли золотого тельца, которого начали боготворить. Одни левиты вместе с потомками брата Моисея Аарона поклоняться ему отказались. В благодарность за это Всевышний назвал их своими слугами. Аарон был назначен первым коэном (первосвященником), а все его потомки, присоединенные к колену Леви, стали коаним.

Не были забыты и прямые потомки колена Леви. Из их числа набирались служители сначала в переносной храм Скинию, а потом и в Иерусалимский. За ними закрепились все второразрядные должности при храме: охрана порядка при богослужении, руководство народом при жертвоприношениях, исполнение музыки и пение псалмов. Преимущественно из левитов в древности набирались летописцы. Известно, что колену Леви не досталось собственного земельного надела. Однако им было позволено селиться в любых землях Израиля и заниматься не земледелием или ремесленничеством, а исключительно исполнением религиозных обязанностей. За это представители других колен делали им выплаты драгоценными металлами, тканями либо в виде части урожая.

Подобное разделение обязанностей представителей колен Израилевых имело важную сущность. Не имевшие собственного удела левиты, селясь среди представителей других колен, этим самым относительно равномерно распределяли священнослужителей по территории Израиля. К периоду правления царя Давида левитов насчитывалось уже до 38000 человек. Причем, это только люди в возрасте выше 30 лет. Везде, где они селились, местное население обязано было нести им часть своих доходов в виде пожертвований. Неудивительно, что спустя некоторое время подобная практика перестала нравиться большей части населения страны. После восстания под руководством Иеровоама древний Израиль раскололся на две части: Новый Израиль и Иудею.

Все левиты были изгнаны из Нового Израиля и ушли в Иудею. Однако первое из названных царств долго не просуществовало. Оно было захвачено Ассирией, а большинство его населения уведено в плен, после которого следы 10 колен Израилевых затерялись. Иудея же пробыла намного дольше, окончив свое существование лишь во времена римского владычества. Потери евреев при этом процессе были поистине неисчислимыми. Огромное количество людей было также угнано в рабство, дав начало еврейской общине за пределами Ближнего Востока.

Однако теперь в отличие от колен, попавших в ассирийский плен, а после своего возвращения на историческую родину не имевших представления, к какому из колен они относятся, еврейские общины тщательно отслеживали свою родословную. В этом был прямой резон. Ведь они верили, что когда-то наступит момент прихода на землю Мессии, и Иерусалимский храм вновь будет отстроен. При этом простые люди будут четко знать, кому и какие обязанности придется выполнять.

Вот так, выяснив, откуда взялись еврейские фамилии Коэн, Леви, а также всевозможные производные от них (Коган, Каганович, Левитан), можно понять и причины современного движения по исследованию генетического набора евреев, причисляющих себя к потомкам колена Леви. Современные ученые разработали технологию ДНК-тестирования, по которой с высокой долей вероятности можно выяснить, является ли конкретный человек настоящим левитом, или данная фамилия досталась ему благодаря стечению обстоятельств. И выяснилась интересная деталь. В большинстве случаев носители исследуемых фамилий действительно могут принадлежать к левитам. То есть, родословная этих людей не куплена и не составлена для большей убедительности публики. Евреи вполне честно придерживались национальных традиций, понимая, что сейчас можно обмануть человека, но Всевышнего провести не удастся, поэтому после прихода Мессии правда все равно будет открыта.

Источник

Коэны и левиты

Ко́эны или кохе́ны (ивр. ‏כֹּהֵן‏‎, мн. ивр. ‏כֹּהֲנִים‏‎, коани́м, в Септуагинте ἱερεύς (досл. «жрец», отсюда русское «иерей»)) — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений.

Этот термин в Библии применяется также и к жрецам языческих культов.

Леви́ты (от ивр. ‏לֵוִי‏‎, Леви) — часть евреев, представители колена Левия. В широком смысле слова называются все потомки Левия, в том числе коэны (священники). В узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона[1], то есть коэны в этом смысле к ним не относятся. Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме. Примеры обоих значений слова есть в Библии[2].

Леви́й (ивр. ‏לֵוִי‏‎ — Леви) — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт. 29:34)[1], родоначальник одного из колен Израилевых — левитов и коэнов.

Ааро́н (ивр. ‏אַהֲרֹן‏‎, Ахарон; этимология неясна) в Пятикнижии — старший (на три года) брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия.

Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן‎, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד‎, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.

Кац — еврейская фамилия (ивр. ‏כ»צ‏‎ — нотарикон от коэн цедек — «праведный жрец» или «праведный священник», ивр. ‏כהן צדק‏‎). Рома́н Андре́евич Ка́рцев (настоящее имя Рома́н А́ншелевич Кац;[1][2] род. 20 мая 1939, Одесса) — советский и российский артист эстрады, театра и кино.
Заслуженный артист РСФСР (1990)[3], народный артист Российской Федерации (1999)[4]. Актёр Московского театра миниатюр под руководством Михаила Жванецкого. На протяжении нескольких десятилетий выступал в дуэте с Виктором Ильченко (Карцев и Ильченко).
По традиции носителей фамилии относят к коэнам[1][2]. Производные фамилии (с разной степенью достоверности): Кацман, Кацнельсон, Кацев, Кацович, Квацба, Кацовер, Кацемон, Каценко, Кацис, Канцедик(-ас/-ене), Кацин, Кация и др.

Коэны и левиты в чем разница. Смотреть фото Коэны и левиты в чем разница. Смотреть картинку Коэны и левиты в чем разница. Картинка про Коэны и левиты в чем разница. Фото Коэны и левиты в чем разница

Коэны и левиты в чем разница. Смотреть фото Коэны и левиты в чем разница. Смотреть картинку Коэны и левиты в чем разница. Картинка про Коэны и левиты в чем разница. Фото Коэны и левиты в чем разница

Леонард Коэн родился в 1934 году в Монреале (Квебек, Канада) в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Натан Коэн (1891—1943), выходец из Польши, был владельцем известного магазина одежды и умер, когда Леонарду было девять лет. Мать, Маша Клоницкая (1905—1978)[9], эмигрантка из Литвы, была дочерью ковенского раввина Соломона (Шлойме-Залмана) Клоницкого (1868—?), талмудиста, автора трудов по древнееврейской грамматике, сотрудника ряда периодических изданий на идише. Дед со стороны отца — первый президент Канадского еврейского конгресса Лион Коэн (1868—1937), со-основатель первой англоязычной еврейской газеты в Канаде Canadian Jewish Times[10][11]. Родные Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона».

Коэны и левиты в чем разница. Смотреть фото Коэны и левиты в чем разница. Смотреть картинку Коэны и левиты в чем разница. Картинка про Коэны и левиты в чем разница. Фото Коэны и левиты в чем разница

Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года — Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 год. Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877) — из раввинской семьи из Кайданова, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяш учился в ешиве в Вильне. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания.

Источник

Войдите в ОК

КТО ТАКИЕ КОЭНЫ и ЛЕВИТЫ?
Лорн Розовски

У евреев тоже существует своя аристократия. Возможно, ее представители не живут в замках и к ним не обращаются со словами «ваша светлость» или «мой господин» — зато они обладают особыми титулами, привилегиями и обязанностями. В представлении евреев аристократами являются коэны (коаним) — священники, когда-то служившие в Иерусалимском Храме. Коэн для евреев в каком-то смысле подобен барону, маркизу или графу. А еще у него есть помощники — левиты.

В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория.

Когда после Исхода из Египта евреи изваяли золотого тельца, поклоняться ему отказались только левиты. В результате именно они были названы слугами Б-га: все представители колена Леви — потомки Аарона, брата Моше — стали коаним. Аарон же был назван первым коэном и первым еврейским первосвященником.

На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами (коаним) или левитами (левиим) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?Оказывается, доказать свое происхождение от коэнов и левитов можно с помощью ДНК-теста. Принцип таков: если все коэны являются потомками Аарона, то они должны быть носителями схожих генов. По итогам различных исследований, проведенных по всему миру с участием еврейских мужчин как сефардского, так и ашкеназского происхождения, более 98% из тех, кто считал себя коаним, оказались носителями Y-хромосомного Алу-полиморфизма (YAP-мутации). Y-хромосома передается из поколения в поколение по мужской линии и остается неизменной.

Израильская газета The Jerusalem Post приводит цитату профессора Карла Скорецки, возглавляющего кафедру молекулярной медицины в израильском университете Технион: «Самое простое объяснение заключается в том, что все эти мужчины являются носителями Y-хромосомы Аарона». Профессор добавляет, что «по предположению исследователей, 3000-летняя традиция абсолютно себя оправдывает и имеет соответствующее биологическое обоснование». Заключение профессора подтверждает и доктор Генри Острер, ведущий генетик Нью-Йоркского университета.

Сегодня любой из нас может пройти генетическую экспертизу и выяснить, является ли он носителем генов коэна. Этот научный прорыв случился в 1997 году и стал итогом совместного исследования ученых из медицинского центра Рамбам (Хайфа), Университетского колледжа Лондона и Университета Аризоны. Сегодня в базе Международного сообщества коэнов зарегистрированы тысячи потомков коаним, проживающих по всему миру. База постоянно расширяется и дополняется списками левитов.

В 2007 году в Иерусалиме была проведена первая встреча потомков коэнов и левитов. Организовал ее Иерусалимский центр коаним, который возглавляет раввин Яаков Клейман, автор книги «ДНК и традиции: Генетическая связь с древними евреями».Особый интерес представляет открытие, согласно которому ашкеназские и сефардские коэны являются обладателями схожего набора генетических мутаций. Этот факт свидетельствует о том, что до разделения двух общин, начавшегося примерно в 1000 году новой эры, они представляли единое сообщество с общими генетическими признаками. Таким образом, традиция, согласно которой человек определяет себя как коэн, имеет реальное научное обоснование и связывает всех коаним с их общим предком. Точность этих данных не подвергается сомнению еще и потому, что на протяжении веков процент браков между евреями и неевреями был довольно низким. К тому же, неевреи, принявшие иудаизм, не могли стать коаним: этот статус передавался исключительно по мужской линии, от отца к сыну. Следовательно, набор мутаций Y-хромосом, известный как «модальный гаплотип коэнов», остался практически неизменным и действительно указывает на наличие общего предка.

(Впрочем, стоит отметить, что «модальный гаплотип коэнов» был также обнаружен среди народов Северной Африки и представителей курдской общины*).

Что значит быть коэном?

Во время чтения Торы у коэнов есть преимущество перед остальными евреями: именно их вызывают для первого благословения на чтение недельной главы. Они также произносят Биркат Коаним — благословение коэнов. В Израиле и в сефардских общинах мира оно читается раз в день (или раз в неделю), в ашкеназских общинах — в дни главных еврейских праздников.Тем не менее у каждой привилегии есть своя цена — на коэнов распространяется немало ограничений и запретов. Многие из этих ограничений напрямую связаны с тем, что мы называем ритуальной чистотой, поскольку коэн в Иерусалимском Храме считался духовным саном. Однако и после разрушения Храма в 70 г. новой эры многие связанные с обязанностями коэнов законы и обычаи сохранились (за исключением тех, что имели непосредственное отношение к храмовой службе).

Например, коаним запрещено касаться тел умерших, принимать участие в похоронах и даже находиться в одном доме с покойником, кроме случаев, когда речь идет о смерти близкого родственника. Сюда же относится запрет посещения кладбища и любого места, где находится тело умершего. Коэн ни в коем случае не должен брать в жены женщину, ранее состоявшую в браке, или нееврейку, принявшую иудаизм. Несоблюдение брачных запретов не аннулирует брак, но в этом случае коэн теряет свой статус на время брака, а дети, родившиеся в таком союзе, уже не считаются коэнами.

Жена или незамужняя дочь коэна в определенном смысле также обладает этим статусом, несмотря на то что на нее не распространяются связанные с ним обязанности, права, законы и запреты.

Евреями считаются те, чьи матери — еврейки. Однако принадлежность к тому или иному колену, в том числе к колену Леви, определяется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина принимает на себя статус мужа (коэн, левит или Израиль), вне зависимости от того, к какому колену принадлежит ее отец.

Дети, рожденные в браке, относятся к колену, потомком которого является их отец, но не мать, которая, выходя замуж, переходит в колено мужа. Если же семейная пара усыновляет детей, они не считаются евреями по матери или потомками того или иного колена еврейского народа по отцу.

Для того чтобы был построен новый Храм, нужны образованные, знающие свое дело и обязанности, осознающие важность своей роли священнослужители. Для некоторых евреев понимание этого служит хорошей мотивацией для выявления истинных коаним.

Поскольку статус коэна и левита в иудаизме передаётся по мужской линии, то соответствующий термин стал восприниматься окружающими евреев народами в качестве фамильного прозвища. Соответственно, когда евреи стали (добровольно или по предписанию закона) обзаводиться фамилиями, то многие коэны и левиты получили фамилию Коэн или Леви, причём это происходило как в Европе, так и в странах ислама.

В результате переселений из одной местности в другую, а также просто с течением поколений произношение иногда изменялось, и фамилия Коэн дала такие варианты, как Cohen, Cohn, Conn, Kohn, Coen, Kahn в Западной Европе или Коген, Коган, Когон, Кон, Кан и т. п. в Российской империи. Иногда вместо ивритского варианта использовался арамейский («каhана», в идише «каhанe»), так соответственно возникли варианты Cahane, Kahane, Кагана, Кагане, Каган и т. п. В момент создания официальной фамилии к этим формам могли добавляться германские форманты «-ман» и «-ер» (Когенман, Каганман, Каганер), славянские форманты «-ович», «-ов» или «ский» (Коганович, Каганович, Коганов, Каганов, Каганский) или слово, означающее «сын» (арамейское «бар», немецкое «Sohn») (Баркаган/Баркан, Коганзон). У грузинских евреев фамилия, указывающая на статус «коэна», встречается в варианте Каганашвили/Каханашвили. Иногда использовался вариант с ивритским определённым артиклем «hа-», особенно в странах ислама, так возник вариант фамилии hа-коhэн (записываемый по-русски как Акоэн или Гакоген).

Иногда титул коэна продолжали добавлять к уже существующей фамилии, взятой из других источников, и через несколько поколений такое сочетание воспринималось как двойная фамилия. Так, например, возникли ашкеназская фамилия Коган-Бернштейн и сефардская Коэн-Таннуджи.Ещё одной группой фамилий, содержащих указание на коэнский статус носителя, являются фамилии-аббревиатуры, расшифровка которых содержит ивритское слово «коэн». Таковы фамилии Кац (аббревиатура от «коhен-цедек», то есть «праведный коэн»), Каждан (изначально было Кашдан, аббревиатура арамейского выражения «Каhанэй шлухэй ди-рахамана нинhу», то есть «Коэны — (они) посланники Милосердного») и некоторые другие.

Поскольку коэны считаются потомками первосвященника Аарона, то часто для указания на коэнский статус использовали выражения со значением «потомок Аарона», в частности, Бар-Аарон, Бен-Аарон, а также Ааронсон и т. п. Такие сочетания тоже иногда становились фамилиями, иногда видоизменяясь со временем (так, из варианта Бар-Аарон возникла еврейская фамилия Барон). Однако не у всех носителей такая фамилия указывает на коэнское происхождение, так как она могла быть образована и как патронимическая, то есть как фамилия человека, отца которого звали Аарон. Есть и фамилии-аббревиатуры такого рода, например, фамилия Мазе («ми-зера Аhарон hа-коhен», то есть «из семени Аарона-первосвященника») и встречающаяся у евреев Ирака фамилия Зилха («зера ле-коhен Аhарон», почти с дословно тем же значением). Эти фамилии-аббревиатуры, конечно, являются исключительно коэнскими.

Распространённая фамилия Каплан (Каплун) тоже указывает на коэнское происхождение — слово «каплан» по-польски и по-белорусски означает «священник, капеллан» и представляет собой перевод (кальку) ивритского слова «коэн».

У левитов фамилия, образованная от их титула, могла принимать вид Леви, Левит, Левита (польская и латинская форма слова), а также с артиклем hа-Леви (по-русски записывалась как Галеви). От этих базовых вариантов могли позднее образовываться фамилии Левитин, Левитан, Левин, Левинский, Левинсон, Левитес, Левитанский и т. п. У среднеазиатских и кавказских евреев эта фамилия чаще принимала форму Левиев, а у грузинских такая фамилия бытует в варианте Левиашвили. Есть и фамилии-аббревиатуры, указывающие на происхождение от левитов: Брилль («бен рабби Иеhуда-Лейб hа-Леви», «сын раввина Иеhуды-Лейба hа-Леви»), Сегал (с вариациями Шагал, Сагал, Сигал и производными Сагалович, Шагалов и т. п. — это аббревиатура от «сеган левия», то есть «помощник-левит», в смысле «левит − помощник коэна») и некоторые другие.

Фамилии, образованные от титулов коэн и леви, являются самыми распространёнными среди евреев. Так, фамилия Левин является самой распространённой среди евреев бывшего СССР, а фамилия Коган — второй по распространённости. Среди евреев Израиля фамилия Коэн является самой распространённой (2,52 % от всего населения), а фамилия Леви — второй по распространённости (1,48 %). Среди евреев Германии начала XX века фамилия Кон (с производными Кан и др.) была самой распространённой (3 % всех евреев), а фамилия Леви — второй по распространённости (2,3 %). Среди крымчаков носителей фамилии Коген (в такой форме она зафиксирована в этой общине) сравнительно мало, зато фамилия Леви является самой распространённой (8,2 % носителей в начале XX века.) С другой стороны, существуют еврейские субэтнические группы, в которых исторически отсутствовали левиты и коэны. Соответственно, в этих еврейских общинах нет и фамилий, образованных от этих титулов — таких фамилий нет, например, у горских евреев (за исключением небольшого числа влившихся в эту общину уже в XIX веке потомков раввинов, приглашённых из Персии и Османской империи).

Источник

Самые древние фамилии: кто такие Коэны и Левиты

Коэны и левиты в чем разница. Смотреть фото Коэны и левиты в чем разница. Смотреть картинку Коэны и левиты в чем разница. Картинка про Коэны и левиты в чем разница. Фото Коэны и левиты в чем разница

Мы привыкли считать, что наиболее древние еврейские фамилии – это Коэн, Леви и все производные, так как они происходят от терминов, обозначающих представителей колена Леви и служителей Первого и Второго Иерусалимского храма. Но в действительности это не всегда так.

Практически одновременно (или несколько позже) появились ашкеназские еврейские фамилии, которые получили потомки выдающихся мудрецов Торы, некоторые из которых тоже прослеживали свое происхождение от царя Давида. К таким фамилиям относится Лурье (потомки Раши), Марголиот (в ашкеназской среде более известная, как Марголис и Маргулис), Ландау, Шапиро, Гальперин и Яффе (Йоффе). А также очень интересная и распространенная фамилия Раппопорт, которая, судя по всему, имеет смешанное ашкеназо-сефардское происхождение и образовалась в результате брачного союза представителей двух известных родов – ашкеназского Раппе и сефардского Порто.

Как я уже сказала, в Средние века счастливыми обладателями фамилий были только очень знатные и известные еврейские семьи, остальные же довольствовались личным именем с уточнением – «сын такого-то», «дочь такой-то». Массовое «офамиливание» евреев произошло только в XVII-XVIII веках, а в Восточной Европе и вовсе в XIX. Поэтому подлинно древних еврейских фамилий не так много.

Но куда же отнести знаменитых Коэна и Леви, а также все бесконечные производные – Коган, Каган, Каганович, Кац, Левит, Левитин, Левин, Левинсон и так далее?

Значит ли это, что сегодня все Коэны и Леви могут проследить свою родословную на четыре-пять тысяч лет назад и быть абсолютно уверенными, что их предки были служителями Храма? Нет.

Не так давно, с развитием ДНК-генеалогии, стало возможным определить, какая гаплогруппа (мутация, унаследованная от общего предка) вероятнее всего, была у праотца Авраама и, соответственно, у всех его потомков по прямой мужской линии, включая и Аарона, и его современных предполагаемых потомков-коэнов. Это так называемая гаплогруппа J1, распространенная изначально только на Ближнем Востоке, наиболее частая у евреев (и ашкеназов, и сефардов) и у арабов. В связи с такими выводами было проведено ДНК-тестирование носителей «коэнских» фамилий – и исследования выявили, что, хотя большинство (от 50 до 80 процентов) коэнов действительно имеют гаплогруппу J1, то есть они «подлинные» коэны, был также значительный процент имеющих другие гаплогруппы, то есть «ненастоящих» коэнов. Как могло произойти такое, что коэнами (а также, скорее всего, и левитами) стали считаться люди, которые в действительности к ним не относятся?

И, наконец, еще один возможный вариант – усыновление. То есть, если в какой-то момент семья коэна взяла на воспитание чужого ребенка и он получил их «коэнскую» фамилию, в будущем его потомки могут ничего об этом не знать, считая себя коэнами.

С левитами все обстоит несколько иначе – генетически их никак не определить, потому что левиты, в отличие от коэнов, не являются строго прямыми потомками Аарона по мужской линии, и, соответственно, могут иметь самые разные гаплогруппы.

Статус рядового левита, в отличие от коэна колена Леви, никакого особого престижа не добавлял, поэтому маловероятно, чтобы «левитскую» фамилию брали с этой целью. Однако, здесь может быть другой «подводный камень». Леви – это не только название одного из еврейских племен, но еще и личное мужское еврейское имя. А имена старших членов семьи очень часто служили основой фамилии при «офамиливании» евреев.

Поэтому какой-нибудь Левин с равной вероятностью может оказаться как представителем колена Леви, так и потомком человека по имени Леви. Истину здесь можно установить, только проследив свою родословную по этой фамильной линии, и проверив, не было ли с конца XVIII до середины XIX века в роду кого-то с этим довольно редким именем. Что, разумеется, не всегда возможно по причине плохой сохранности документов.

Между прочим, закон с «ложными» коэнами и левитами работает и наоборот – человек, чья фамилия никак не намекает на колено Леви, вполне может оказаться и первым, и вторым. Потому что по разным причинам «офамиливание» в разных регионах происходило по-разному, не всегда упорядоченно, и не всегда еврей сам мог выбрать себе фамилию. Поэтому потомки коэна или левита, получившего некогда не указывающую на это фамилию, могут ничего не знать об этом любопытном факте.

Лея Костинская, «Детали» К.В. Фото: Оливье Фитусси

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *