Кондер что это в машине
Как обслужить автомобильный кондиционер
Чтобы не сломался и не подвел в жару
В июне и июле даже в средней полосе России может стоять жаркая погода, а датчик температуры автомобиля — показывать до +38 °С.
Возможно, он врет, но не сильно: видимо, дело в нагретом капоте, под которым действительно немного теплее. От жары в машине может спасти только кондиционер. В этой статье мы разберемся, как он работает и что делать, чтобы не ломался.
Как работает автомобильный кондиционер
Кондиционер автомобиля — это одна большая герметичная трубка, которая начинается и заканчивается в компрессоре. По замкнутой системе перемещается смесь хладагента и компрессорного масла. Фреон периодически превращается то в пар, то в жидкость в зависимости от того, в какой части системы он находится, а в процессе отдает и поглощает тепло.
Вот что происходит, когда кто-то нажимает на кнопку A/C или запускает климат-контроль.
Вентилятор салона пропускает воздух через салонный фильтр, потом через холодный испаритель, воздух в салоне становится прохладным и сухим.
Холодная поверхность испарителя задерживает влагу, поэтому если стекла запотели, при исправном кондиционере они очень быстро станут прозрачными.
Классические неисправности автомобильного кондиционера и что с ними делать
Кондиционер вроде бы работает, но в салоне все равно жарко. Так бывает, когда кондиционер долго не обслуживали. Система состоит из компонентов, о которых мы написали выше, и алюминиевых трубок: все соединено в единую замкнутую систему, а в местах соединения — резиновые прокладки. Пока все это относительно новое, фреон почти не уходит, в систему почти не попадает воздух. Существенные для температуры в салоне утечки происходят на шестой-седьмой год эксплуатации автомобиля. Примерно в это время стоит впервые заехать к специалисту и обслужить кондиционер. Дальше эту процедуру важно повторять раз в два года.
Кондиционер выключается спустя несколько секунд после включения: лампочка около кнопки A/C загорается и быстро гаснет, в салоне жарко. Так бывает, когда по каким-то причинам компрессор не запускается.
Первым делом стоит заехать к специалисту и обслужить кондиционер. В системе могут найти утечки хладагента через поврежденный конденсор или ненадежное соединение трубки и какого-нибудь из компонентов системы. Конденсор меняют, соединение восстанавливают и делают герметичным, систему кондиционирования обязательно промывают и заправляют заново.
Если утечек нет, но проблема осталась, нужно ехать к автодиагносту, который специализируется на автомобилях конкретной марки или концерна — у него точно есть специальное программное обеспечение и оборудование. Вполне возможно, дело в датчике давления хладагента, который прикручивают к радиатору. И чтобы все заработало, достаточно откачать все из системы, заменить датчик и заправить кондиционер заново.
Универсальный сканер ошибок редко находит ошибки по датчикам системы охлаждения. Потом слесари разбирают полмашины, ничего не находят, а платить за это все равно придется.
Как победить выгорание
Работа кондиционера сопровождается странным шумом из-под капота. К сожалению, компрессор может износиться. Можно отремонтировать старый, поставить новый или купить б/у. В любом случае перед установкой отремонтированного или нового компрессора систему очень важно хорошо промыть. Без этого новый компрессор может сломаться.
Когда кондиционер работает, в салоне пахнет гнилыми тряпками. Скорее всего, дело в испарителе — небольшом радиаторе, который расположен сразу за торпедо. Во время работы он почти всегда покрыт конденсатом — влагой из салона. Если в машине слишком старый и грязный салонный фильтр, грязь оседает на испарителе — буквально прилипает к его поверхности. Через какое-то время все это начинает гнить и неприятно пахнуть.
Чтобы этого не произошло, важно менять салонный фильтр раз в год или раз в 20 000 км — в зависимости от того, что наступит раньше. Если запах уже есть, придется обратиться к специалисту, который почистит испаритель специальной химией и уже после этого заменит салонный фильтр.
Также система может перестать быть герметичной — тогда весь хладагент очень быстро уйдет из контура кондиционера. Так бывает, когда в конденсор попадает камень и пробивает в нем дыру. Особенно сильно страдают дешевые тайваньские или китайские радиаторы.
Также это нормально для возрастных машин старше 12 лет: уплотнительные резинки дубеют и начинают пропускать хладагент наружу. Внутрь системы в этот момент попадает воздух и водяной пар.
Промывка системы — очень важная, но дорогая процедура. В 2021 году за такую работу просят 13 000—17 000 Р в зависимости от модели автомобиля. Если этого не сделать, грязное компрессорное масло, металлическая стружка и продукты разрушения старых компонентов кондиционера могут засорить конденсор, фильтр-осушитель или стать причиной поломки компрессора. Систему промывают при замене трубок, конденсора и даже уплотнительных резинок.
Как обслуживают автомобильные кондиционеры
Мы не рекомендуем выполнять какие-то работы самостоятельно. В лучшем случае вы потратите время и деньги, в худшем — серьезно навредите кондиционеру.
Пока работает компрессор, по замкнутому контуру циркулирует смесь хладагента и компрессорного масла, но не все так просто.
В системе не должно быть воздуха. Он попадает в контур, когда резиновые уплотнительные кольца в местах соединения компонентов системы начинают пропускать хладагент наружу. В воздухе есть какое-то количество воды, которая обязательно свяжется компрессорным маслом, — и компрессор и уплотнительные резинки будут хуже смазываться.
Нужен правильный хладагент. Обычно это фреон R 134A. В автомобилях не старше пяти лет может быть фреон R 1234yf.
Необходимо правильное компрессорное масло. Для большинства автомобилей это PAG 46, но еще есть PAG 100 и PAG 150. Число в маркировке — это вязкость. Важно смотреть рекомендации производителя автомобиля и заливать то, что требуется по инструкции. В кондиционерах гибридных автомобилей вроде Тойоты Приус или Шевроле Вольт применяют принципиально другое масло — POE. Если заправить такую систему маслом PAG, компрессор очень быстро выйдет из строя: эти масла ни в коем случае нельзя смешивать.
Испаритель и конденсор должны быть чистыми и хорошо продуваться.
Обслуживание проходит в несколько этапов:
Запомним требования и этапы и поговорим про инструмент.
Какое оборудование для заправки кондиционера лучше
Автоматическая станция — лучший и самый выгодный вариант. Такая способна забрать из системы фреон и часть масла. Фреон очищается и попадает в специальный резервуар, для того чтобы потом при заправке попасть обратно в систему. Отсюда первый плюс: вам не придется платить за полный объем заправки — только за часть, которой не хватало.
Часть компрессорного масла попадает в отстойник, но потом никуда не идет: вместо него при заправке система автоматически добавит ровно столько свежего масла, сколько убрала из системы старого. Частичная замена масла — очень важный этап: оно гигроскопично, то есть хорошо впитывает влагу, а еще в нем скапливается грязь. И влаги, и грязи в системе должно быть как можно меньше.
Станция работает исключительно с контуром кондиционера: не нужно запускать двигатель и включать кондиционер. Можно диагностировать систему на неисправной машине.
Я стараюсь обслуживать кондиционер у официального дилера: здесь я уверен, что в систему зальют оригинальный фреон и оригинальное масло. Для моей машины это PAG 46. Более того, заправка может обойтись дешевле: некоторые дилеры дают скидку. Например, если машина старше пяти лет.
Очевидный минус для многих: с такими станциями никто не выезжает, они всегда стоят на стационарных СТО.
«Комплект для заправки кондиционеров»: манометрический коллектор, компрессор для вакуумизации, масляный инжектор, весы и шланги с быстросъемными муфтами и вентилями. Так тоже можно, но такой набор сильно проигрывает автоматической станции:
Хорошо, что систему по-прежнему вакуумируют. Судя по количеству предложений на «Авито», в «2ГИС» и выдаче Яндекса, так заправляют кондиционер большинство владельцев автомобилей Санкт-Петербурга. Ребята на той стороне готовы выехать в течение часа, какого-то адреса и мастерской у большинства из них никогда не было.
Такая технология оправданна для спецтехники: не нужно бросать объект, человек приезжает и делает все на месте за 40 минут. Легковую машину все-таки лучше так не заправлять. Если это уже случилось, поищите мастерскую с автоматической станцией. Это поможет отодвинуть срок серьезной поломки кондиционера.
Набор для самостоятельной заправки кондиционера — самый опасный и ненадежный вариант. В интернете продают наборы из баллона и специального шланга с манометром. Необходимо подключить все это к системе, включить кондиционер и подождать, пока стрелка манометра покажет нужное давление: обычно это 280—290 кПа.
В систему при такой заправке нельзя добавить компрессорное масло. Если его будет недостаточно, компрессор очень быстро выйдет из строя. Всем, кто недавно пользовался таким набором, рекомендуем обратиться к специалисту и перезаправить кондиционер с соблюдением технологии.
Важные теплообменники — за что отвечают конденсор и испаритель системы кондиционирования автомобиля?
Работа автомобильного кондиционера основана на переходе хладагента из одного агрегатного состояния в другое: при испарении хладагента поглощается тепло из салона машины, а при последующей конденсации хладагента это тепло рассеивается в атмосферу. Эти процессы происходят в двух теплообменниках, установленных в салоне (испаритель) и во фронтальной части автомобиля (конденсор).
Качество охлаждения салона, нагрузка на компрессор и многие другие параметры в значительной степени зависят от того, насколько эффективно эти два теплообменника выполняют свою функцию.
Основное назначение конденсора — обеспечивать конденсацию предварительно сжатого компрессором газообразного хладагента. Поскольку при сжатии температура хладагента значительно повышается, процесс конденсации невозможен без отвода тепла во внешнюю среду. Как раз этим и занимается конденсор.
Главной его особенностью по сравнению с другими теплообменниками (радиатором двигателя, испарителем, интеркулером и т. д.) является возможность работать под значительно более высоким внутренним давлением — до 34 бар. Этой особенностью, а также необходимостью преобразовывать хладагент из газообразного состояния в жидкое, обусловлен ряд нюансов конструкции конденсоров.
В конденсорах DENSO используется высококачественный алюминий, обладающий максимальной теплопроводностью, благодаря чему обеспечивается эффективный теплообмен с внешней средой. К тому же алюминий не подвержен коррозии и достаточно пластичен. Последние два качества обеспечивают надежную защиту алюминиевых конденсоров DENSO от протечек и других механических повреждений.
Для конденсоров DENSO была разработана конструкция с большим количеством каналов охлаждения сверхтонкого сечения. Такой дизайн обеспечивает значительно большую поверхность охлаждения, что позволяет хладагенту быстрее и эффективнее переходить в жидкое состояние. Сверхтонкие каналы не требуют значительного увеличения толщины стенок для подержания работы при высоком давлении, в силу чего конденсор, оставаясь эффективным и надежным, отличается компактностью и легкостью.
Значительная часть современных конденсоров DENSO оснащена встроенным ресивером осушителем. Раньше автовладельцу периодически приходилось менять осушитель в силу несовершенства используемых для абсорбирования влаги материалов. Встроенные осушители служат гораздо дольше и меняются только в случае разгерметизации системы кондиционирования, например, при проведении ремонта автомобиля или замене компонентов самой системы. Кроме того, такое решение повышает герметичность контура охлаждения
В зависимости от необходимой производительности конденсоры DENSO доступны в двух-, трех- или многоконтурном исполнениях, благодаря чему обеспечивается надлежащее соотношение теплообмена, площади рассеивания и производительности для каждого конкретного варианта применения. Такой подход возможен потому, что инженеры DENSO разрабатывают решения для кондиционирования индивидуально для каждой модели автомобиля в строгом соответствии с требованиями производителя, в силу чего конденсоры, равно как и другие компоненты систем кондиционирования DENSO, обладают оригинальным качеством и максимально легко интегрируются в конструкцию автомобиля.
По функционалу испаритель — полная противоположность конденсора: в нем происходит переход хладагента из жидкого состояния в газообразное за счет нагрева и испарения хладагента. Нагреваясь и испаряясь, хладагент собирает тепло из салонного воздуха, проходящего через ребра испарителя, и переносит это тепло дальше по системе для последующего выведения в атмосферу в конденсоре. При этом воздух, прошедший через испаритель, охлаждается и понижает температуру в салоне автомобиля
Функционал испарителя предопределил конструкцию агрегата — его каналы толще, чем в конденсоре, а работа при низком давлении не требует увеличения прочности стенок каналов. Важной особенностью работы испарителя является низкая температура его поверхности (по сравнению с температурой воздуха как снаружи, так и внутри автомобиля). Из-за этого испаритель может покрываться конденсатом, небольшие лужицы которого можно наблюдать под машиной при ее долгой стоянке с включенным кондиционером.
Наличие конденсата требует усиленной защиты испарителя от коррозии. Помимо этого, необходимо свести к минимуму риск возникновения и размножения бактерий, которые неизбежно появляются во влажной среде, окружающей испаритель. Для решения этой проблемы на поверхность испарителей DENSO наносится особое покрытие. Оно препятствует росту бактерий и появлению неприятного запаха в салоне. Высококачественный алюминий, применяемый в конструкции испарителя, надежно противостоит коррозии. Таким образом обеспечивается долгая и беспроблемная работа одного из самых труднодоступных элементов системы кондиционирования. В некоторых случаях для доступа к испарителю может понадобиться разборка половины салона автомобиля.
Слаженная и правильная работа всех элементов системы кондиционирования — залог ее долгой жизни. Эффективное отведение тепла в атмосферу конденсором снижает нагрузку на компрессор, от площади и производительности испарителя во многом зависти комфорт в салоне. Чем быстрее охлаждается салон, тем реже система будет включать компрессор на полную мощность, что также положительно влияет на долговечность всех узлов. Качественные теплообменники от DENSO — это гарантия того, что кондиционер будет исправно и быстро охлаждать салон автомобиля на протяжении долгих лет. Эти и другие компоненты системы кондиционирования DENSO для рынка послепродажного обслуживания автомобилей можно подобрать в нашем электронном каталоге.
Как правильно использовать кондиционер в машине
Кондиционер — один из главных элементов комфорта в автомобиле. Но, как ни странно, многие автомобилисты пользуются им неправильно. Из-за этого у них самих появляются простуды, а у их автомобилей — трещины на лобовом стекле и затхлый запах в салоне. Мы составили краткий гид по правильному применению климатической системы, ее обслуживанию и диагностике.
Не выставляйте минимальную температуру
Чтобы простудиться, мало замерзнуть — нужно быть носителем риновируса, то есть вируса обычной простуды или ОРВИ. Формально слишком низкая температура в салоне автомобиля не заставит вас слечь с высокой температурой. Но на деле вы уже можете быть носителем риновируса, который «спит» благодаря вашему иммунитету. При охлаждении организма под кондиционером иммунитет слабеет и перестает сдерживать риновирус, который тут же берет над вами верх. Это — первая причина, почему не стоит включать кондиционер на максимальное охлаждение. Медики утверждают, что оптимальная температура в салоне составляет 21-22 °C. Установите эти значения на климат-контроле, а на машине с обычным кондиционером выберите среднее положение ручки температуры.
Вторая причина не превращать автомобиль в морозилку — опасность повредить лобовое стекло: из-за резкого локального перепада температур в стекле образуются невидимые глазу микротрещины. Со временем одна или несколько из них от вибрации могут разрастись до полноценной трещины. Для гарантированного растрескивания достаточно, чтобы разница температур в стекле составила 40 °C. Этот результат легко достижим, если стекло летним днем прогреется до 50 °C снаружи, а изнутри на него станет дуть из системы вентиляции воздух температурой всего 10 °C (зимой, заметим, трещины образуются по тому же принципу).
Драйвовчанин Poisoncrew стал свидетелем образования трещины на лобовом стекле из-за резкого перепада температур. Правда, вместо кондиционера перегретое стекло получило порцию холодной воды. Но историй про кондиционер, испортивший лобовое, на DRIVE2 немало. Источник: Poisoncrew / DRIVE2
Чтобы быстро охладиться, делайте это правильно
Самое плохое, что можно предпринять для быстрого охлаждения перегревшейся на солнце машины, — включить кондиционер на минимально возможную температуру и максимальный обдув, направить поток воздуха только на лобовое стекло и сразу же начать движение. Кондиционер будет трудиться «в поте лица», расход топлива вырастет, а вот температура в машине будет падать не так быстро, как хотелось бы.
Если внутри припаркованного авто атмосфера накалилась до состояния финской бани, начните с проветривания салона: включите максимальный обдув без кондиционирования и оставьте окна машины открытыми. Всего за две-три минуты раскаленный воздух выйдет наружу, и кондиционеру станет легче, а вы сможете сесть в машину и сразу же поехать при относительно терпимой жаре.
Когда жар спадет, закройте окна и включите кондиционер. Не нужно выбирать минимально возможную температуру, от этого кондиционер не станет морозить сильнее — он будет работать со своей обычной скоростью, но при этом у климатической системы не будет практически достижимой отсечки, на которой она сможет снизить мощность работы. Лучше, установив температуру не ниже 20 °C, включите рециркуляцию воздуха в салоне и выставьте силу обдува не более чем на половину. Рециркуляция воздуха поможет охлаждать уже однажды охлажденный кондиционером воздух, но не забудьте после остывания салона ее отключить.
В жаркий сезон используйте затеняющие аксессуары
Чтобы не тратить время и топливо на быстрое охлаждение перегретой машины, как описано в выше, лучше сразу оградить салон авто от солнечных лучей. В конце концов, солнце не только нагревает кузов, но и портит кожаную обивку (при перегреве кожа сохнет и трескается), а в некоторых ситуациях даже может расплавить пластик внутри.
Даже если торпедо выдержит нагрев солнцем, то «потечь» могут сторонние аксессуары — мягкие коврики и кронштейны для смартфона. Источник: pna / DRIVE2
Если нет возможности поставить автомобиль в тень, а день обещает быть жарким, установите под лобовое стекло светоотражающую накладку — этот простой и дешевый аксессуар отлично спасает салон авто от перегрева.
Ещё один способ спастись от солнца не только на парковке, но и в движении — шторки для боковых окон. Универсальные шторки имеют роликовый механизм складывания, а индивидуальные каркасные, созданные под определенную модель машины, крепятся на магнитах. Также шторки пригодятся, если вы хотите добавить приватности без тонировки стекол.
Регулярно обслуживайте кондиционер
Открываем Америку: кондиционер нужно обслуживать — проводить ежегодные проверки и санобработку, чтобы он эффективно работал. Если кондиционер стабильно функционирует вот уже десяток лет, это не значит, что он в порядке, — возможно, вы уже забыли, как холодит новый автомобиль.
Внутри контура кондиционера циркулирует газ фреон и масло, смазывающее подвижные детали компрессора. Со временем фреон испаряется (до 10% в год), а масло вырабатывается. Потеря фреона чревата плохим охлаждением, а вот нехватка масла способна вывести компрессор из строя.
По возможности ежегодно проверяйте кондиционер и раз в несколько лет заправляйте его. Делать это лучше в специализированных сервисах с необходимым оборудованием и фреонами разных марок. Если залить неподходящий вашему автомобилю фреон, качество охлаждения резко ухудшится, а при сочетании марок фреона R12 и R134a компрессор вовсе может сломаться.
Два-три раза в год используйте освежитель воздушной системы. Он представляет собой баллончик с аэрозолем, который дезинфицирует воздушные каналы и оставляет приятный запах. На один цикл «освежения» баллончик расходуется целиком — его содержимое нужно распылить в закрытом автомобиле с включенным на максимальный обдув кондиционером.
Если освежитель не решил проблему неприятного запаха полностью, а с вами ездит, например, аллергик или астматик, спасайте свое и чужое здоровье обеззараживателем воздуха. Такая штука собирает на фильтр пыль и уничтожает летающие в воздухе бактерии ультрафиолетом.
Такой рециркулятор за час несколько раз очистит воздух в салоне. И в отличие от ионизатора с таким обеззараживателем безопасно ехать в одной машине. Источник: «СберМегаМаркет»
Дважды в год проводите санитарную обработку испарителя — радиатора, с которого стекает конденсат и на котором оседает пыль. Если его не чистить, из кондиционера будет пахнуть мокрыми псами и плесенью.
Испаритель находится под обшивкой передней панели. Для его самостоятельной очистки используйте баллон с очищающей пеной. Трубку, через которую пойдет пена, удобнее всего пропускать через отверстие возле вентилятора обдува, который обычно расположен рядом с салонным фильтром. Не забудьте поставить под дренажное отверстие под автомобилем емкость, чтобы вся грязь с испарителя стекла в нее, когда пена, пройдя по системе, превратится в жидкость, — как минимум вам будет интересно посмотреть на то, чем вы дышали.
Жидкость, слитая после первого и второго применения очищающей пены (в чистой машине она должна быть прозрачной). Как видите, одного использования для полной очистки испарителя будет недостаточно. Источник: diiiip / DRIVE2
Проводите самостоятельную диагностику кондиционера
Если у вас появилось ощущение, что кондиционер стал холодить хуже, чем раньше, или не холодит вовсе, можно за несколько шагов провести беглую диагностику. Начнем с компрессора: при заведенном и прогретом двигателе включите кондиционер. Смотрите на тахометр — если обороты ненадолго упадут и вернутся обратно, значит, компрессор включился и работает исправно.
Далее заглядываем под капот. Найдите две параллельно идущих светлых трубки, одна тоньше, другая толще — по ним течет хладагент. Потрогайте толстую трубку, она должна быть очень холодной. Если она теплая, значит, в системе нет фреона.
В левой части хорошо видно две трубки, по которым течет фреон. Осторожно проверьте толстую и сравните ее температуру с тонкой с трубкой. Если одна трубка горячая, а вторая — холодная, всё в порядке. Источник: KAWS / DRIVE2
Взгляните на дно моторного отсека, нет ли там больших маслянистых луж или зеленых подтеков? Если есть, это ваш фреон (был), а в контуре — протечка и с ремонтом придется попотеть. При отсутствии следов вытекшего фреона придется ехать на сервис, чтобы проверить давление в контуре и поискать газоанализатором возможные утечки в скрытых местах.
Охлаждаемся, если кондиционер всё же сломался
Надеемся, до этого не дойдет, но, если вдруг вся система кондиционирования и обдува автомобиля ушла в Вальгаллу, всё равно остаются способы охладить себя в жаркий день. Понятно, что открытые окна в пробках не помогут. Зато поможет такой банальный гаджет, как автомобильный вентилятор, работающий от прикуривателя, — его часто используют водители-дальнобойщики. Такой вентилятор цепляется прищепкой в любом подходящем месте салона. Он же пригодится, если в воздуховодах автомобиля завелись пыль и плесень и использовать штатный обдув как минимум неприятно.
Другой очень толковый способ добавить свежести в душном помещении хорошо знаком женщинам: просто распылите на себя воду из баллончика — испаряясь, она унесет часть тепла и создаст ощущение прохлады на руках и лице. Правда, женщины используют обычно термальную воду, но можно обойтись и обычной из пульверизатора.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить ещё больше полезных советов и промокоды.