Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница

Конфиденциальные сведения и ноу-хау: вводим режим коммерческой тайны в организации

Что такое ноу-хау?

Конфиденциальная и иная ценная информация компании в России защищается как специальный объект интеллектуальной собственности – секрет производства (ноу-хау). Пункт 1 ст. 1465 Гражданского кодекса признает секретом производства (ноу-хау) любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности. Но для этого ноу-хау должно отвечать следующим требованиям:

Что дает бизнесу ноу-хау?

Надеемся, что секреты вашей компании уже приносят вам доходы, иначе бы вы не заинтересовались их защитой и не начали читать этот материал. Здесь мы сосредоточимся на дополнительных выгодах, которые дает правовая защита ноу-хау.

Во-первых, снижение рисков от человеческого фактора. Если в компании никак не защищаются секреты производства, то любой работник или третье лицо, получивший доступ к вашим секретам может безнаказанно разгласить их компаниям-конкурентам, либо распространить их в отношении широкого круга лиц, и привлечь его к ответственности за такое разглашение будет невозможно. Максимум, что можете сделать вы как работодатель в данных ситуациях – лишить работника поощрительных выплат и предпринять попытку уволить его, тем самым защитив свою будущую интеллектуальную собственность. Но такие способы защиты уже не восстановят коммерческую ценность разглашенных секретов, и не позволят вам взыскать компенсацию с работникам в денежном (или ином) эквиваленте. Напротив, введение ноу-хау позволит привлекать таких недобросовестных работников и других лиц к ответственности, в том числе взыскивать с них компенсации. Риск вместе с работой и деловой репутацией потерять несколько миллионов рублей останавливает готового к проступку работника, а знание, что защищенный секрет будет сложно реализовать без последствий для покупателя, вовсе отваживает от недобросовестных поступков.

Во-вторых, имущественный актив. Ноу-хау является нематериальным активом компании, который имеет стоимость и вносится на бухгалтерский баланс как нематериальный актив и ценен уже в силу его наличия. Например, у вас есть уникальная технология или даже просто клиентская база. Оформив их надлежащим образом в качестве объектов ноу-хау, вы повышаете стоимость своей компании в соответствии со стоимостью этих объектов. Сколько стоит ноу-хау? Это зависит от его коммерческой применимости и конкурентных преимуществ, которые предоставляет ноу-хау. Оценка может производиться гибко, с учетом специфики конкретного объекта правовой охраны.

В-третьих, оптимизация налогообложения. Как имущественный нематериальный актив, поставленный на бухгалтерский баланс, ноу-хау позволяет оптимизировать налоги посредством, например, амортизации (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).

В-четвертых, легальный дополнительный источник доходов. Ноу-хау можно совершено легально передать иному лицу по договору отчуждения или предоставить его использование по лицензии (франшизе), тогда как незащищенные секреты реализовать указанными выше способами можно только вне правового поля с соответствующими рисками.

В-пятых, широта охвата предметов защиты. Помимо ноу-хау, интеллектуальная собственность бывает разная: товарные знаки, патенты, селекционные достижения, объекты авторского права. Однако их недостаток не только в том, что нужно разглашать их коммерческую сущность при регистрации в уполномоченных органах или организациях, но и в том, что круг сведений, охраняющихся в качестве ноу-хау, значительно шире, чем круг сведений, которые могут охраняться другими объектами интеллектуальной собственности. Если у вас есть информация, и вы не обязаны ее разгласить по закону, то вы можете обеспечить ее защиту как ноу-хау в тех пределах, представляющихся вам достаточными и необходимыми. Так можно защитить незапатентованное изобретение, клиентскую базу, технологии работы, рецепты, формулы, маркетинговые стратегии на интересующих рынках и другие виды информации.

Наконец, озвученные выгоды внедряются быстро, не требуют больших вложений и действуют бессрочно. Срок правовой охраны ноу-хау не ограничен. По сути, его правовая охрана длится до тех пор, пока составляющие его сведения не перестали быть конфиденциальными. Не существует государственной регистрации ноу-хау, поэтому введение режима коммерческой тайны, необходимый для защиты ноу-хау, можно осуществить даже за один день, в отличие, например, от изобретения и полезной модели, которые патентуются не один год и разглашают при регистрации. Введение режима коммерческой тайны в организации – это пакет документов и комплекс технических мер, не требующие больших материальных затрат.

Как защитить ноу-хау режимом коммерческой тайны?

Первое – ввести режим коммерческой тайны в организации:

Второе – поддерживать режим коммерческой тайны на уровне документооборота:

Третье – фиксировать факты:

Четвертое – контролировать соблюдение конфиденциальности информации:

при помощи технических мер – расширенный список мер, которые максимизируют эффективность:

организационные меры: введение функций контроля в должностные обязанности руководителей, контролеров, ревизоров, аудиторов, системных администраторов, работников служб безопасности.

Судебная практика показывает, что ненадлежащее введение режима коммерческой тайны (постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016) или неприемлемая фиксация юридически значимых фактов (апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентября 2013 г. № 11-28840, определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. № 33-40501/2014) является основанием для отказа в привлечении работника, разгласившего секретные сведения, к какой-либо ответственности. Будьте внимательны к соблюдению всех четырех пунктов, перечисленных выше.

Любой бизнес нуждается в комплексной защите, особенно в защите коммерчески важной и конфиденциальной информации от разглашения ее сотрудниками компании. В обратном случае компания может потерять всю ценную и конкурентно важную информацию, если ее сотрудник решит эту информацию украсть или использовать в новой компании, куда будет трудоустраиваться в будущем. Для того чтобы защитить секретную информацию необходимо оформить потенциально прибыльные сведения в виде такого результата интеллектуальной деятельности, как ноу-хау и ввести в отношении него режим коммерческой тайны. Введение режима коммерческой тайны в организации обусловлено практической целью – созданием нематериального имущественного объекта, который будет являться активом компании, а также защита от разглашения данных сведений, которая влечет за собой крупные конкурентные, а следовательно и финансовые потери.

О том, какие практические действия предпринять, если работник все же нарушил режим коммерческой тайны, поговорим в следующей колонке.

Источник

В чем сходство и отличие коммерческой тайны и конфиденциальной информации? Как определить режим хранения данных?

В современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий можно обмениваться данными в режиме реального времени с людьми, буквально находящимися на другом конце планеты. Многие данные требуют определенной защиты. Но не все из них подпадают под охрану законодательства, а только те, которые относятся к тайне или конфиденциальной информации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Определение терминов и правовое регулирование

Коммерческая тайна

Разъяснения по содержанию сведений, которые являются такого рода тайной, приведены в ст.3 Федерального закона №98 и в Перечне сведений конфиденциального характера.

Тайна – это особый режим конфиденциальности сведений, который дает следующие преимущества его владельцу:

В соответствии со ст.3 закона №98-ФЗ, конфиденциальные данные – понятие более емкое и включает в себя коммерческую тайну.

Обладатель информации, который хочет отнести ее к тайне, должен руководствоваться следующими критериями:

В соответствии с определенными признаками, информацию могут признать тайной, если:

В видео подробно о том, что такое коммерческая тайна:

Конфиденциальная информация

Доступ к такого рода данным ограничивается действующими законодательными актами:

В соответствии с законодательством, такие данные представляют собой некие сведения, находящиеся под запретом на их передачу тем лицам, которые не имеют к ним доступа без разрешения на это правообладателя.

На законодательном уровне (указ Президента №188 от 6 марта 1997 г.) утверждены сведения, которые могут быть отнесены к такой информации:

Чем отличаются понятия: таблица отличий

ПризнакКоммерческая тайнаКонфиденциальная информация
СведенияНосят специфический характер, ориентированный на экономическую деятельность субъекта. Цель – извлечь прибыль.Носит общий характер, включает в себя разные виды сведений и тайн, в том числе коммерческую.
Ответственность за формирование, классификацию данных и их защитуВладелец имеет право их охранять и принимать меры по защите в соответствии с законодательством.Регулируется на государственном уровне посредством НПА.

Есть ли сходство и какое?

Хотя разница в понятиях и существенна, оба вида сведений обладают рядом общих признаков:

Последствия неверного определения режима

Коммерческая тайна – режим конфиденциальной информации. Если законодатель в нормативно-правовых актах прямо не обозначил конкретные данные как конфиденциальные, то владельцу необходимо принять меры по отнесению их, например, к коммерческой тайне. Только при таких условиях правообладатель имеет право предъявлять законные меры к лицам, разгласившим тайну.

Пример. Менеджеру по персоналу службы такси стало известно о смене системы оплаты труда операторов в худшую для них сторону. Этой информацией она поделилась с оператором, предоставила таблицу с цифрами и объяснила, как считать. Руководство компании уволило менеджера по персоналу, когда узнало о разглашении сведений, а она подала в суд на незаконное увольнение.

Служба такси иск проиграла, т.к. документы о коммерческой тайне были неверно оформлены:

Суд постановил отсутствие в компании тайны, защищаемой законом, и отсутствие оснований для увольнения. Компания восстановила сотрудника в должности, выплатила заработную плату за то время, пока она не работала.

В момент возникновения спора по вопросам увольнения работников, компании предстоит доказать, что разглашенные сведения охраняются законом.

Бывает и так, что сведения по закону не могут быть отнесены к коммерческой тайне, а владелец прописывает во внутренних документах обратное. Суд не признает их как охраняемые законом.

Для привлечения контрагента к ответственности, истец должен доказать в суде:

Если не будет доказан хотя бы один из элементов, то это повлечет отказ суда в удовлетворении иска. Дела об убытках признаются самыми трудными в судах.

Коммерческая тайна – это предоставляемое на законодательном уровне право предпринимателя засекречивать сведения, связанные с хозяйственной деятельностью организации, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Конфиденциальная информация – это та, которая зафиксирована на материальном носителе, содержит реквизиты, по которым есть возможность ее идентифицировать, а доступ к ней находится под охраной законов РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

В чем отличие соглашения о конфиденциальности от коммерческой тайны?

Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Смотреть фото Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Смотреть картинку Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Картинка про Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Фото Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разницаЕ. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Соглашение NDA. Правовая природа этого соглашения? В чем отличие от коммерческой тайны? Какими статьями регулируется?

Ответ

Соглашение о неразглашении или соглашение о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности или NDA) – это соглашение, которое заключается в целях сохранения конфиденциальности информации, определенной данным соглашением. Как правило, такое соглашение заключается между субъектами гражданско-правовых отношений при передаче информации, которую правообладатель намеревается сохранять в тайне в целях недопущения ее распространения. Законодательство РФ прямо не регулирует данное соглашение, хотя в некоторых нормативных актах оно упомянуто (например, в законе об ООО, в законе об АО предусмотрено подписание данного соглашения участником ООО либо акционером, обратившимся за предоставлением доступа к документам общества).

Коммерческая тайна – это правовой режим, устанавливающий конфиденциальность информации, позволяющей ее обладателю получить в связи с этим какую-либо выгоду. Данный режим устанавливается правообладателем в организации (ИП) при условии соблюдения всех мер по охране конфиденциальности информации, которые предусмотрены законом о коммерческой тайне. При предоставлении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам возможно заключение соглашения NDA. При этом условия о неразглашении информации также могут быть включены в трудовые договоры работников правообладателя коммерческой и иной тайны либо с такими работниками может быть заключено отдельное соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.

В любом случае соглашение NDA подпадает под действие закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Если данное соглашение заключается в отношении коммерческой тайны, то оно должно также соответствовать требованиям закона «О коммерческой тайне». К соглашению о неразглашении, которое заключается с работниками, применяются нормы ТК РФ.

Обоснование

К конфиденциальной информации относятся любые сведения, доступ к которым ограничен законодательством: персональные данные, информация, составляющая профессиональную (адвокатскую, банковскую, аудиторскую и пр.), коммерческую, служебную и государственную тайну.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021)).

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

В силу статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

При этом в силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Соглашение о неразглашении или нераспространении информации (NDA) законодательством РФ не урегулировано, относится к непоименованным договорам, условия которых стороны определяют самостоятельно. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 421 ГК РФ). К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 ГК РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (согласно положениям статьи 434 ГК РФ).

При этом соглашение о неразглашении или соглашения о нераспространении информации прямо предусмотрено в отдельных нормативных актах. Например, пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию, исчисляется не ранее чем с момента подписания между обществом и обратившимся с требованием о предоставлении доступа к документам участником договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) по форме, принятой в обществе. Срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию, исчисляется не ранее чем с момента подписания между обществом и обратившимся с требованием о предоставлении доступа к документам акционером договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) (часть 12 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)). Условия договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) могут определяться обществом в формуляре или в иной стандартной форме и должны быть едиными для всех акционеров общества. Публичное общество обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» условия данного договора. В случае группового обращения акционеров данный договор должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности как самим акционером, так и его представителем.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ):

В трудовом договоре работника могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) (статья 57 ТК РФ).

Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Смотреть фото Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Смотреть картинку Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Картинка про Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Фото Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разницаЕ. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Источник

Коммерческая тайна и их защита на предприятии

В современных условиях, информация – важный корпоративный актив. Значительная ее часть является объектом интеллектуальной собственности. Значительная, но не вся: подавляющее большинство коммерчески ценных сведений не защищены законом автоматически. Все что остается бизнесу, это хранить важные корпоративные сведения в тайне, что с учетом их нематериального характера и неоднородности очень сложно.

Маркетинговые идеи, клиентские базы, технологические стратегии, решения, технологии производства и рецептуры – все это является неохраняемыми объектами коммерческого интереса со стороны конкурентов. Так как исключительных прав на такую информацию не возникает, бизнесу приходится искать иные пути ее защиты. Что говорит закон о конфиденциальной информации? Каков режим ее защиты и как ее отнести к коммерческой тайне? Разбираемся в сложностях законодательства.

Что такое конфиденциальная информация?

Вообще, конфиденциальной считается любая информация, которой обладает какое-либо лицо, если это лицо предъявило к другим лицам, которым эта информация стала известна, требование о ее неразглашении (п. 7 ст. 2 ФЗ № 149 «Об информации, ИТ, защите информации»). Сведениями конфиденциального характера, например, может быть (Указ Президента № 188 от 06.03.1997):

То есть, конфиденциальность – это правовой режим неразглашения сведений. Любых сведений любого характера. Это обобщенное понятие: положение о конфиденциальной информации предполагает, что конфиденциальность может быть установлена в отношении информации, которую ее обладатель почитает конфиденциальной. И если они имеют отношение к предпринимательской деятельности, их следует рассматривать как коммерческую тайну.

Коммерческая тайна и ее отличие от конфиденциальной информации

Согласно ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – ФЗ № 98), коммерческая тайна (КТ) – это режим конфиденциальности корпоративных сведений, который, в существующих или возможных обстоятельствах, позволяет получить коммерческую выгоду – увеличить прибыль, сократить расходы, улучшить положение на рынке и т.д.

Такой информацией могут быть любые сведения (производственные, технические, организационные и иные), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой третьи лица не имеют доступа в силу введенного в ее отношении режима КТ (п. 2 ст. 3 ФЗ № 98).

Иными словами, КТ – это разновидность конфиденциальной информации, в отношении которой специальным образом введен режим ограниченного доступа. Получается, что любая КТ – это конфиденциальная информация. Но не любая конфиденциальная информация является коммерческой. Признаки КТ:

Ограниченность информации, содержащей КТ, является условной, так как такая информация может вполне законно использоваться и третьими лицами, если между этими лицами и ее обладателем достигнуто соответствующее соглашение и подписан договор.

Организация вправе самостоятельно определять перечень сведений коммерческой тайны и вводить его в отношении конкретной информации (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 98). Да, автоматически конфиденциальные сведения не приобретают характер КТ – для этого на предприятии должен быть введен режим КТ, который предполагает целый комплекс мер.

Способы защиты коммерческой тайны

Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Смотреть фото Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Смотреть картинку Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Картинка про Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница. Фото Конфиденциальная информация и коммерческая тайна в чем разница

Сведения, в отношении которых предприятие намерено установить режим конфиденциальности, приобретают статус коммерческой тайны, если администрация предприятия предприняла меры, оговоренные ч. 1 ст.10 ФЗ № 98, а именно:

С момента принятия указанных мер режим КТ считается введенным. В его рамках компания также обязана (ч. 1 ст. 11 ФЗ № 98):

Этот минимум мер, которые обязана предпринять компания для защиты своей конфиденциальной информации. На практике, ограничиваясь лишь некоторыми из них, организация не только не устанавливает особый режим охраны по закону, но и позволяет лицам, которые нарушают порядок использования конфиденциальной информации, уйти от ответственности.

Например, в Санкт-Петербурге суд не признал разглашением секрета производства публикацию в сети технических данных пароконденсатных систем бывшим работником предприятия, так как агрегаты, чертежи и разработки не были поименованы как такие, что относятся к коммерческой тайне (Апелляционное определение горсуда СПб № 33-17808/2016 от 27.09.2016).

Нужно ли заключать соглашение о неразглашении?

Соглашение о запрете разглашения коммерческой тайны – способ регулирования отношений, возникающих в процессе использования конфиденциальной информации предприятия. Обычно такие соглашения заключаются с работниками, которые получат доступ к данным, содержащим КТ, в качестве дополнения к трудовому договору. Если вопрос неразглашения не урегулирован трудовым договором, заключение такого соглашения обязательно. Без него режим КТ будет недействителен.

Такое соглашение составляется как любой договор и обязательно должно содержать:

Похожее соглашение следует заключать также и с контрагентами, получающими доступ к конфиденциальным сведениям.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

Потенциальными субъектами разглашения сведений, содержащих КТ, являются работники организации, у которых есть доступ к таким сведениям. Соглашение о неразглашении, подписанное ими, не регулирует вопрос ответственности, а лишь фиксирует тот факт, что они взяли на себя обязательство об охране тайны. Вместе с тем, работник может понести такие виды ответственности:

Резюме

Итак, конфиденциальной может быть любая коммерческая, важная для компании информация. Но только после принятия указанных в законе мер она приобретает характер коммерческой тайны. Если их не предпринять, существует не только риск распространения важных сведений, но и ухода виновных лиц от ответственности. Важно предпринимать все указанные в законе меры, без выборочного подхода – он результата не дает и охраняемый режим не вводит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *